Сочинение на тему «Роль фантастики и гротеска в творчестве Н. В. Гоголя». Фантастика - это жанр в литературе. Известные писатели-фантасты Роль фантастики в разных прозаических циклах гоголя

Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: "это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”.

Вероятно, успех пушкинской “Пиковой дамы” побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть “Портрет”. Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев -художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов XIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью “отвратительного человека”. Он отвергает художников, у которых “самая природа... кажется низкою, грязною”, так что “нет в ней чего-то озаряющего”. Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь и наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами. Своим успехом Чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягательным, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. “Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою”, - говорит отец сыну во второй части повести. И это почти дословный повтор слов Моцарта в пушкинской трагедии: “Гений и злодейство - две вещи несовместные”. Но для Пушкина добро - в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дал обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Но потрясение, испытанное Чартковым, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого необходимо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно ответил на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова “черт”, “дьявол”, “тьма”, “бес” оказываются в повести речевой рамой портрета.

Пушкин в “Пиковой даме” по существу опровергает мистическое истолкование событий. Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха “Пиковой дамы”, является ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И “твердый характер, честный прямой человек”, написав портрет зла, чувствует “тревогу непостижимую”, отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников.

Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые “глядели демонски-сокрушительно”, уже не может писать добро, кистью его водит “нечистое чувство”, и в картине, предназначенной для храма, “нет святости в лицах”.

Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает “тоску такую... точно как будто бы хотел зарезать кого-то”. Характерно стилистически это сочетание: “точно как будто бы...” Разумеется, “точно” употреблено в смысле “как”, чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем сочетание “точно” и “как будто бы” передает свойственную Гоголю манеру детализированного реалистического описания и призрачности, фантастического смысла событий.

Повесть “Портрет” не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.

2009 год – год, когда вся литературная страна отметит 200 - летие со дня рождения великого писателя.

Данная работа подготовлена, прежде всего, в помощь учащимся и представляет собой литературоведческий анализ произведений, где раскрываются основные понятия темы.

Актуальность темы демонстрируется выбором произведений великого русского писателя-фантаста.

Эта работа посвящена произведениям Н. В. Гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Портрет». Чтобы понять гоголевский метод изложения текста, где основную роль играют фантастические сюжеты, образы, необходимо проанализировать структуру произведения.

Выбор текстов основан на принципе « школьная программа + », то есть к школьной программе добавляется небольшое количество текстов, необходимый для общегуманитарного развития

В основу данной работы положены разделы из книги Ю. В. Манн «Поэтика Гоголя».

Цель работы: понять, увидеть сложность и многогранность писателя, выявить и проанализировать особенности поэтики и различных форм фантастического в произведениях.

Помимо материалов, посвящённых творчеству Гоголя, в работе содержится своего рода литературоведческий глоссарий: для удобства учащегося по каждому произведению выделены основные термины и понятия.

Хочется надеяться, что наша работа поможет учащимся исследовать произведения с точки зрения фантастического миропонимания.

Фантастика в литературе – изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, несовпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художников естественных форм, причинных связей, закономерностей природы.

Термин фантастика происходит от слова «фантазия» (в греческой мифологии Фантаз – божество, вызывающее иллюзии, кажущиеся образы, брат бога сновидений Морфея).

Все произведения Н. В. Гоголя, в которых так или иначе присутствует фантастика, делятся на два типа. Деление зависит от того, к какому времени относится действие произведения – к современности или прошлому.

В произведениях о «прошлом» (пять повестей из «Вечеров» - «Пропавшая грамота», «Вечер на кануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Заколдованное место», а также «Вий») фантастика имеет общие черты.

Высшие силы откровенно вмешиваются в сюжет. Во всех случаях - это образы, в которых персонифицировано ирреальное злое начало: черт или люди, вступившие с ним в преступный сговор. Фантастические события сообщаются или автором-повествователем или персонажем, выступающим в роли повествователя (но иногда с опорой на легенду или на свидетельство предков – «очевидцев»: деда, «тётки моего деда»).

Во всех этих текстах отсутствует фантастическая предыстория. Она не нужна, поскольку действие однородно и во временном плене (прошлое), и в отношении фантастики (не собранной в каком-либо одном временном отрезке, а распределённой по ходу произведения).

Развитие гоголевской фантастики характеризуется тем, что писатель отодвинул носителя фантастики в прошлое, оставив в современном временном плане его влияние, «след».

В гоголевской фантастике присутствует:

1. Алогизм в речи повествователя. («Портрет» - «Прежде всего занялся он отделкою глаз», « как будто бы рукою художника водило нечистое чувство», « Ты ему просто попал не в бровь, а в самые глаза залез. Так в жизнь никогда не глядели глаза, как они глядят у тебя» и др.).

2. Странно-необычное в плане изображаемого. Странное вмешательство животного в действие, оживление предметов. («Нос» - нос – живой персонаж, «Портрет» - « на него глядело, высунувшись из-за поставленного холста, чьё-то судорожно искажённое лицо. Два страшные глаза прямо вперились в него, как бы готовясь сожрать его; на устах написано было грозное повеленье молчать»)

3. Необычные имена и фамилия персонажей. (Солоха, Хома Брут и др. ; «Портрет» - в первом издании – Чертков, в последующих редакциях – Чатрков).

Обратим внимание, прежде всего на то, что в повести довольно часто возникают такие понятия, как «черта и «граница». Семантика имени Черткова включает в себя не только ассоциации с носителем ирреальной (не существующий в действительности) силы, с чёртом, но и с чертой как в художественном смысле (штрих, мазок), так и в более широком (граница, предел).

Это может быть граница возраста, отделяющая молодость и зрелость от увядания и старости, отделяющая художественное творчество от механического труда.

Под фамилией уже Чарткова кроется ложь, идеализирование, приспособление ко вкусам и капризам своих богатых и знатных заказчиков; работа без внутреннего и творческого озарения, без идеала; происходит самовозвышение героя, который губит свою душевную чистоту, а в месте с тем и талант.

4. Непроизвольные движения и гримасы персонажей.

В народной демонологии непроизвольные движения часто вызываются сверхъестественной силой.

Повесть «Нос» - важнейшее звено в развитии гоголевской фантастики. Носитель фантастики снят, но фантастичность остаётся; романтическая тайна пародируется, но таинственность сохраняется.

В «Носе» меняется функция «формы слухов», которая теперь не служит средством завуалированной фантастики, она действует на фоне фантастического происшествия, поданного как достоверное.

В «Портрете», как и в «Сорочинской ярмарке» и в «Майской ночи», фантастическое представлено таким образом, что сверхъестественные силы в их «осязаемом» обличье (ведьмы, черти и т. п.) отодвинуты на задний, «вчерашний» план.

В сегодняшнем же временном плане сохранен лишь фантастический отсвет или же некий фантастический остаток – осязаемый результат странных событий, имевших место в действительности: «Он видел, как чудное изображение умершего Петромихали ушло в раму портрета»

В реальность переходит только этот портрет, а персонифицированные фантастические образы устраняются. Обо всех странных событиях сообщается в тоне некоторой неопределённости. Чертков после появления портрета в его комнате стал уверять себя, что портрет прислал хозяин, узнавший его адрес, но эта версия, в свою очередь, подрывается замечанием повествователя: «Короче, он начал приводить все те плоские изъяснения, которые мы употребляем, когда хотим, чтобы случившееся случилось непременно так, как мы думаем» (но что оно случилось не «так», как думал Чертков, определённо не сообщается).

Видение Чартковым чудесного старика даётся в форме полусна-полуяви: «впал он в сон, но в какое-то полузабвение, в то тягостное состояние, когда одним глазом видим приступающие грезы сновидений, а другим – в неясном облаке окружающие предметы». Казалось бы, то, что это был сон, окончательно подтверждает фраза: «Чартков уверился, что воображение егопредставило ему во сне творение его же возмущённых мыслей».

Но тут обнаруживается осязаемый «остаток» сновидения – деньги (как в «Майской ночи» - письмо панночки), чему, в свою очередь, даётся реально-бытовая мотивировка (в «раме находился ящик, прикрытый тоненькой дощечкой»).

Наряду со сном щедро вводятся в повествование такие формы завуалированной (неявной) фантастики, как совпадения, гипнотизирующее воздействие одного персонажа (здесь – портрета) на другого.

Одновременно с введением завуалированной фантастики возникает реально-психологический план Черткова-художника. Отмечается его усталость, нужда, дурные задатки, жажда скорого успеха. Создаётся параллелизм фантастической и реально-психологической концепции образа. Всё происходящее можно интерпретировать и как роковое влияние портрета на художника, и как его личную капитуляцию перед враждебными искусству силами.

В «Портрете» эпитет «адский» несколько раз применяется к действиям и планам Черткова: «в душе его возродилось самое адское намерение, какое когда-либо питал человек»; «адская мысль блеснула в голове художника»Здесь этот эпитет был соотнесен с Петромихали, персонифицированным образом ирреальной злой силы («Бесчисленны будут жертвы этого адского духа», - говорится о ней во второй части).

Итак, в своих исканиях в области фантастики Н. В. Гоголь развивает описанный принцип параллелизма фантастического и реального. Приоритетом Гоголя была прозаически-бытовая, фольклорно-комическая фантастика.

Мы видим, что писатель, вводя параллельно со «страшной» комическую обработку «чертовщины», реализовал общеевропейскую художественную тенденцию, и черт из «Ночи перед Рождеством», дующий на обожжённые пальцы, волочащийся за Солохой и постоянно попадающий впросак.

В «Портрете» религиозный живописец говорит: « уже давно хочется народиться антихрист, но не может, потому что должен родиться сверхъестественным образом; а в мире нашем всё устроено всемогущим так, что совершается все в естественном порядке.

Но земля наша – прах перед создателем. Она по его законам должна разрушаться, и с каждым днём законы природы будут становиться слабее и от того границы, удерживающие сверхъестественное, преступнее».

Со словами религиозного живописца о расшатывании мировых законов полностью совпадают впечатления Черткова от портрета. «Что это»? – думал он сам про себя. – «Искусство или сверхъестественное какое волшебство, выглянувшее мимо законов природы?»

Божественное в концепции Гоголя – это естественное, это мир, развивающийся закономерно.

Наоборот, демоническое – это сверхъестественное, мир, выходящий из колеи.

Писатель-фантаст к середине 30-х годов особенно явственно воспринимает демоническое не как зло вообще, а как алогизм, как «беспорядок природы».

Роль фантастической предыстории выполняет рассказ сына художника.

Часть фантастических событий подается в форме слухов, но часть охвачена интроспекцией повествователя, который сообщает о чудесных событиях как об имевших место в действительности.

Фантастическое и реальное часто заходят одно в другое, особенно в искусстве, потому что оно не просто изображает жизнь, а раскрывает, объективируя то, что совершается в душе человека.

Фантастический рассказ Гоголя - "Нос". Прежде всего замечаем, что фантастическое не должно и не может здесь давать иллюзии. Ни на минуту мы не будем себя представлять в положении майора Ковалева, у которого на месте носа было совершенно гладкое место. Было бы, однако, большой ошибкой думать, что здесь фантастическое употреблено в смысле аллегории или намека в басне или каком-нибудь современном памфлете, в литературной карикатуре. Ни поучению, ни обличению оно здесь не служит, и цели автора были чисто художественные, как мы увидим при дальнейшем разборе.

Тон и общий характер фантастического в рассказе "Нос" - комические. Фантастические подробности должны усиливать смешное.

Есть мнение, очень распространенное, что "Нос" шутка, своеобразная игра авторской фантазии и авторского остроумия. Оно неверно, потому что в рассказе можно усмотреть весьма определенную художественную цель - заставить людей почувствовать окружающую их пошлость.

«Всякий поэт, в большей или меньшей мере, есть учитель и проповедник. Если писателю все равно и он не хочет, чтобы люди чувствовали то же, что он, желали того же, что он, и там же, где он, видели доброе и злое, он не поэт, хотя, может быть, очень искусный сочинитель. » (Иннокентий Анненский « О формах фантастического у Гоголя»).

Поэтому мысль поэта и образы его поэзии неразрывны с его чувством, желанием, его идеалом. Гоголь, рисуя майора Ковалева, не мог поступать со своим героем, как с жуком, которого энтомолог опишет, нарисует: вот рассматривайте, изучайте, классифицируйте его. Он выражал в его лице свое одушевленное отношение к пошлости, как к известному общественному явлению, с которым каждый человек должен считаться.

Пошлость - это мелочность. У пошлости одна мысль о себе, потому что она глупа и узка и ничего, кроме себя, не видит и не понимает. Пошлость себялюбива и самолюбива во всех формах; у нее бывает и гонор, и фанаберия (надменность), и чванство, но нет ни гордости, ни смелости и вообще ничего благородного.

У пошлости нет доброты, нет идеальных стремлений, нет искусства, нет бога. Пошлость бесформенна, бесцветна, неуловима. Это мутный жизненный осадок во всякой среде, почти во всяком человеке. Поэт чувствует всю ужасную тягость от безвыходной пошлости в окружающем и в самом себе.

«Фантастическое - это та капля анилина, которая окрашивает клеточки органической ткани под микроскопом, - благодаря необычайности положения героя мы лучше видим и понимаем, что это был за человек». (Иннокентий Анненский « О формах фантастического у Гоголя»).

Ковалев - человек не злой и не добрый - все его мысли сосредоточены на собственной особе. Особа эта очень незначительна, и вот он всячески старается ее увеличить и прикрасить. "Спроси, душенька, майора Ковалева". "Майор" звучит красивее, чем "коллежский асессор". У него нет ордена, а он покупает орденскую ленточку, везде, где можно, он упоминает о своих светских успехах и знакомстве с семьей штаб-офицерши и статской советницы. Он очень занят своей наружностью - все его «интересишки» вертятся около шляпы, прически, гладко выбритых щек. Он гордится еще и особенно своим чином.

Теперь представьте себе, что майора Ковалева изуродовала бы оспа, что ему перебил бы нос кусок карниза, пока он разглядывал в зеркальное стекло картинки или в другой момент его праздного существования. Не уж-то кто-нибудь стал бы смеяться? А не будь смеха, каким бы явилось в рассказе отношение к пошлости. Или представьте себе, что нос майора Ковалева исчез бы бесследно, чтобы он не вернулся на свое место, а все бы продолжал разъезжать по России, выдавая себя за статского советника. Жизнь майора Ковалева была бы разбита: он бы стал и несчастным и из бесполезного вредным человеком, стал бы озлоблен, бил бы своего слугу, ко всем бы придирался, а может быть, даже пустился бы лгать и сплетничать. Или представьте себе, что Гоголь изобразил бы майора Ковалева исправившимся, когда нос к нему вернулся, - к фантастичности прибавилась бы ложь. А здесь фантастическое только усилило проявление реальности, окрасило пошлость и увеличило смешное.

Деталь самозванства носа, который выдает себя за статского советника, чрезвычайно характерна. Для кавказского коллежского асессора чин статского советника есть что-то необыкновенно высокое, завидное и обидное по своей недостижимости, и вдруг этот чин достается носу майора Ковалева, а не самому майору, законному обладателю носа.

Здесь в фантастических формах рисуется очень близкое нам и самое обыкновенное явление. Греки сделали из него богиню - Молву, дочь Зевса, а у нас его называют Сплетня.

Сплетня - это сгущенная ложь; каждый прибавляет и прилыгает чуточку, а ложь растет, как снежный ком, грозя порой перейти в снежный обвал. В сплетне часто не виновен никто отдельно, но всегда виновна среда: лучше майора Ковалева и поручика Пирогова сплетня показывает, что накопилось мелочности, пустомыслия и пошлости в данной среде. Сплетня - это реальный субстрат фантастического.

В общем, сила фантастического в рассказе "Нос" основывается на его художественной правде, на изящном переплетении его с реальным в живое яркое целое.

В заключение разбора можно определить форму фантастического в "Носе" как бытовою.

И с этой стороны Гоголь не мог выбрать лучшего, более яркого способа выражения, чем фантастическое.

Представителем другой формы фантастического у Гоголя мы возьмем "Вия". Основной психологический мотив этого рассказа - страх. Страх бывает двоякий: страх перед сильным и страх перед таинственным - мистический страх. Так вот здесь изображен именно мистический страх. Цель автора, как он сам говорит в примечании, рассказать слышанное предание о Вии как можно проще. Предание действительно передано просто, но если вы подвергнете анализу этот так естественно и свободно развивающийся рассказ, то увидите сложную психическую работу и увидите, как безмерно далеко отстоит он от предания. Поэтическое создание как цветок: прост с виду, а в действительности ведь бесконечно сложнее всякого паровоза или хронометра.

Поэту надо было, прежде всего, заставить читателя почувствовать тот мистический страх, который послужил психической основой предания. Явление смерти, представление о жизни за гробом всегда особенно охотно расцвечивались фантазией. Мысль и воображение нескольких тысяч поколений пристально и безнадежно устремлялись в вечные вопросы о жизни и смерти, и эта пристальная и безнадежная работа оставила в душе человека одно властное чувство - боязнь смерти и мертвецов. Это чувство, оставаясь в существе своем одинаковым, изменяется бесконечно в формах и группировке тех представлений, с которыми оно связывается. Мы должны быть введены в область, если не произведшую предания (корни его часто уходят слишком глубоко), то хоть поддерживающую, питающую его. Гоголь указывает в конце рассказа на руины, воспоминание о смерти Хомы Брута. Вероятно, эти заглохшие и таинственные руины, заросшие лесом и бурьяном, и были именно тем толчком, который побудил фантазию произвести предание о Вии в данной форме.

Первая часть рассказа, по-видимому, составляет эпизод в рассказе. Но это только по-видимому - на самом деле это органическая часть рассказа.

Здесь рисуется нам та среда, в которой поддерживалось и расцвечивалось предание.

Среда эта - бурса. Бурса своеобразное status in statu*, казачество на школьной скамье, всегда впроголодь, сильное физически, с мужеством, закаленным розгой, страшно равнодушное ко всему, кроме физической силы и удовольствий: наука схоластическая, непонятная, то в виде какого-то несносного придатка к существованию, то переносящая в мир метафизический и таинственный.

С другой стороны, бурсак близок к народной среде: ум его часто под корой учености полон наивных представлений о природе и суеверий; романтические странствования на каникулах еще более поддерживают связь с природой, с простонародьем и легендой.

Хома Брут верит в чертовщину, но он все же человек ученый.

Монах, которому всю жизнь виделись ведьмы и нечистые духи, выучил его заклинаниям. Его фантазия воспиталась под влиянием различных изображений адских мук, дьявольских искушений, болезненных видений аскетов и подвижников. В среду наивных мифических преданий в народе он, книжный человек, вносит книжный элемент - предание писаное.

Тут видим мы проявление того исконного взаимодействия грамоты и природы, которое создало пестрый мир нашей народной словесности.

Что за человек Хома Брут? Гоголь любил изображать средних заурядных людей, каков этот философ.

Хома Брут сильный, равнодушный, беспечный, любит плотно поесть и пьет весело и добродушно. Он человек прямой: хитрости у него, когда он, например, хочет отпроситься от своего дела или бежать, довольно наивные. Он и лжет-то не стараясь; в нем нет и экспансивности - он слишком ленив даже для этого. Н. В. Гоголь с редким мастерством поставил в центр страхов именно этого равнодушного человека: надо было много ужасов, чтобы доконали они Хому Брута, и поэт мог развернуть перед своим героем всю страшную цепь чертовщины.

* Государство в государстве (лат.).

Величайшее мастерство Н. В. Гоголя высказалось в той постепенности, с которой нам сообщается в рассказе таинственное: оно началось с полукомической прогулки на ведьме и правильным развитием дошло до ужасной развязки-смерти сильного человека от страха. Писатель заставляет нас пережить шаг за шагом с Хомой все ступени развития этого чувства. При этом Н. В. Гоголю было на выбор два пути: можно было идти аналитически - говорить о душевном состоянии героя, или синтетически - говорить образами. Он выбрал второй путь: душевное состояние своего героя он объективировал, а работу аналитическую предоставил читателю.

Отсюда появилось необходимое вплетение фантастического в реальное.

Начиная с момента, когда сотник послал в Киев за Хомой, даже комические сцены (например, в бричке) невеселы, потом идет сцена с упрямым сотником, его страшные проклятия, красота мертвой, толки дворни, дорога до церкви, запертая церковь, лужайка перед ней, залитая луной, тщетные старания себя ободрить, которые только сильнее развивают чувство страха, болезненное любопытство Хомы, мертвая грозит пальцем. Наше напряженное чувство несколько отдыхает за день. Вечер - тяжелые предчувствия, ночь - новые ужасы. Нам кажется, что уже все ужасы исчерпаны, но писатель находит новые краски, т. е. не новые краски - он сгущает прежние. И при этом никакого шаржа, никакой художественной лжи. Страх сменяется ужасом, ужас - смятением и тоской, смятение - оцепенелостью. Теряется граница между я и окружающим, и Хоме кажется, что заклинания говорит не он, а мертвая. Смерть Хомы есть необходимый конец рассказа; если на миг представить его пробуждение от пьяного сна, то исчеснет все художественное значение рассказа.

В "Вии" фантастическое развилось на почве мистической - отсюда его особенная интенсивность. Характерной чертой мистического у Н. В. Гоголя вообще является мажорный тон его сверхъестественных созданий - ведьма и колдун - существа мстительные и злобные.

Таким образом, первый этап развития гоголевской фантастики характеризуется тем, что писатель отодвинул носителя фантастики в прошлое, оставив в современном временном плане его влияние, «след».

Писатель, пародируя, поэтику романтической тайны, отказывался давать какое-либо разъяснение происходящего.

Читая произведения Н. В. Гоголя, невольно проявляешь свою фантазию, игнорируя её границы между возможным и невозможным.

Обращаясь к творчеству Н. В. Гоголя, можно априори быть уверенным, что найдём в нём многие элементы фантастики. Ведь если последняя определяла целый тип народной культуры, то, как подчёркнуто М. Бахтиным, её влияние простирается на многие эпохи, практически вплоть до нашего времени.

Основная функция фантастики в художественных произведениях - доводить то или иное явление до логического предела, причем неважно, какое именно явление изображается с помощью фантастики: это может быть, скажем, народ, как в образах былинных богатырей, философская концепция, как в пьесах Шоу или Брехта, социальный институт, как в «Истории одного города» Щедрина, или же быт и нравы, как в баснях Крылова.

В любом случае фантастика позволяет выявить в исследуемом явлении его главные черты, причем в максимально заостренной форме, показать, что будет представлять из себя явление в полном своем развитии.

Из этой функции фантастики прямо вытекает другая - прогностическая функция, то есть способность фантастики как бы заглядывать в будущее. На основе тех или иных черт и черточек сегодняшнего дня, которые пока малозаметны или же им не придается серьезного внимания, писатель строит фантастический образ будущего, заставляя читателя представить себе, что будет, если ростки сегодняшних тенденций в жизни человека, общества, человечества разовьются через некоторое время и проявят все свои потенции. Прекрасным примером прогностической фантастики может служить роман-антиутопия Е. Замятина «Мы».

На основе тех тенденций, которые Замятин наблюдал в общественной жизни первых послереволюционных лет, он смог нарисовать образ будущего тоталитарного государства, предвосхитив в фантастической форме многие его основные черты: стирание человеческой индивидуальности вплоть до замены имен номерами, полная унификация жизни каждого индивидуума, манипулирование общественным мнением, система слежки и доносов, полное принесение личности в жертву ложно понимаемым общественным интересам и т.д.

Следующей функцией фантастики является выражение разных видов и оттенков комического - юмора, сатиры, иронии. Дело в том, что комическое основывается на несоответствии, несообразности, а фантастика - это и есть несоответствие изображенного в произведении мира миру реальному, а очень часто - и несообразность, нелепость.

Связь фантастики с различными разновидностями комического мы видим в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в «Дон Кихоте» Сервантеса, в повести Вольтера «Простодушный», во многих произведениях Гоголя и Щедрина, в романе Булгакова «Мастер и Маргарина» и во многих других произведениях.

Наконец, не следует забывать и о такой функции фантастики, как развлекательная. При помощи фантастики повышается напряженность сюжетного действия, создается возможность строить необычный и тем интересный художественный мир.

Тем самым возбуждается читательский интерес и внимание, а интерес читателя к необычному и фантастическому носит устойчивый характер на протяжений веков.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.

  • Расширение представлений учащихся о творчестве Гоголя, помочь увидеть мир реальный и фантастический в повести "Портрет".
  • Формирование умений исследования, сравнительного анализа.
  • Укрепить веру в высокое назначение искусства.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, два варианта повести, иллюстрации к повести.

Подготовка к уроку. Заранее учащимся дается задание прочитать повесть "Портрет": первой группе - вариант "Арабесок", второй группе - второй вариант. Подготовить ответы на вопросы:

  1. Каково идейное содержание повести?
  2. Каким образом портрет появился у героя?
  3. Кто изображен на портрете?
  4. Как художник пытался избавиться от страшного портрета?
  5. Как происходит духовное падение художника?
  6. Какова дальнейшая судьба портрета?

Ход урока

Организационная часть. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

Одна из особенностей творчества Н.В. Гоголя - видение мира через фантастику. Его как романтика увлекали фантастические сюжеты, сильные характеры людей из народа. Любимые многими читателями повести "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или утопленница", "Вий", "Страшная месть", "Заколдованное место" похожи на сказку, потому что в них мир поделен на обычный, реальный и необычный, "потусторонний". В его произведениях реальная действительность причудливо переплетается с фантастическим вымыслом.

Такую связь реальности с фантастикой мы видим и в повести "Портрет". Она считается одной из самых противоречивых и сложных повестей петербургского цикла; интересна не только как своеобразное выражение эстетических взглядов писателя, но и как произведение, в котором сказались противоречия мировоззрения Гоголя. Мир Петербурга у Гоголя - реальный, узнаваемый и в то же время - фантастический, ускользающий от понимания. В 30-годы пользовались особой популярностью повести о людях искусства, музыкантах, художниках. На фоне этих произведений гоголевский "Портрет" выделялся значительностью идейного замысла, зрелостью обобщений писателя.

Беседа об истории создания повести.

Учитель. Обратите внимание на дату издания повести.

Первоначальный вариант повести был напечатан в сборнике "Арабески" в 1835 году. Второй, переработанный вариант напечатан в 1942 году в журнале "Современник". Они и похожи, и различны.

Оказывается, первоначальная редакция повести вызвала ряд отрицательных отзывов критики. Особенно резко отозвался о ней великий критик В.Г. Белинский. В статье "О русской повести и повестях г. Гоголя" он пишет: "Портрет" есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя: Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия: Вообще надо сказать, фантастическое как-то не совсем дается г. Гоголю".

Под воздействием критики Белинского Гоголь переработал повесть в 1841-1842 годах во время пребывания в Риме и послал Плетневу для издания, сопровождая словами: "Она была напечатана в "Арабесках", но вы этого не пугайтесь. Прочитайте ее: вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь. В Риме я ее переделал вовсе, или, лучше, написал вновь, вследствие сделанных еще в Петербурге замечаний" - писал он Плетневу.

Сравнительный анализ произведения.

Учитель. О чем же эта повесть?

В центре внимания писателя - трагическая судьба художника в современном обществе, где все продается, вплоть до красоты, таланта и вдохновения. Столкновение идеалов искусства, прекрасного с действительностью составляет основу содержания и первой, и второй редакции.

Талантливый, но бедный молодой художник приобрел на последние деньги старый портрет. Странность портрета - в глазах, пронзительном взгляде изображенного в нем таинственного человека. "Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью... Это были живые, это были человеческие глаза! Они были неподвижны, но, верно, не были бы так ужасны, если бы двигались". Молодой художник провел ночь, полную кошмаров. Он видел то ли во сне, то ли наяву, как изображенный в портрете страшный старик выпрыгнул из рам: Вот он стал приближаться к художнику, стал разворачивать свертки, а там - золотые монеты: "Боже мой, если бы хотя часть этих денег!" - мечтал художник, и его мечта сбылась. Но с этого дня стали происходить странные изменения в душе молодого человека. Польстившись богатством, не без вмешательства портрета постепенно он превратился из подающего надежды талантливого художника в жадного, завистливого ремесленника. "Скоро нельзя было в нем узнать скромного художника: Слава его росла, работы и заказы увеличивались: Но даже достоинств самых обыкновенных уже не было видно в его произведениях, а между тем они все еще пользовались славою, хотя истинные знатоки и художники только пожимали плечами, глядя на последние его работы. Золото сделалось его страстью и идеалом, страхом и наслаждением, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках его". Чартков опускался все ниже, дошел до того, что стал уничтожать талантливые творения других мастеров, сошел с ума и, наконец, умер. После смерти на аукцион были выставлены его картины, среди них был и тот портрет. Узнанный одним из посетителей, таинственный портрет исчез, чтобы продолжить свое губительное влияние на людей.

Учитель. Сравним два варианта повести. Какое различие между повестями двух редакций вы найдете?

Каким образом портрет появился у героя?

Кто изображен на портрете?

Как художник пытался избавиться от страшного портрета?

Как происходит духовное падение художника?

Какова дальнейшая судьба портрета?

Редакция "Арабесок". Вторая редакция.
1. Картина появилась у художника Черткова таинственным образом. Чертков заплатил за портрет 50 рублей, но, ужаснувшись его глаз, убежал. Вечером портрет загадочным образом появился у него на стене. (Мистический элемент) 1. Чартков купил в лавке портрет за последний двугривенник и "потащил с собой". (Вполне реальное событие)
2. На портрете изображен таинственный ростовщик, то ли грек, то ли армянин, то ли молдаванин, которого автор назвал "странным существом". Но он имеет конкретную фамилию - Петромихали. Перед смертью он умолял, заклинал художника "нарисовать с него портрет". Половина его жизни перешла в портрет. 2. Неизвестный ростовщик, "существо во всех отношениях необыкновенное". Никто не знает его имени, но не сомневается о присутствии нечистой силы в этом человеке. "Дьявол, совершенный дьявол! - думает о нем художник, - вот бы с кого мне следовало написать дьявола". Будто узнав о его мыслях, ужасный ростовщик сам явился к нему заказать портрет. "Какая дьявольская сила! Он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре:" - Как он был прав, этот художник!
3. Автор портрета сжег его в камине, но страшный портрет снова появился, и художник пережил много несчастий. 3. У автора картину выпросил приятель, и портрет стал приносить людям несчастья одно за другим.
4. Клиенты каким-то загадочным образом узнают о славном художнике Черткове. Духовное падение художника происходит в результате вмешательства "дьявола". 4. Чартков сам заказывает объявление в газету "О необыкновенных талантах Чарткова". Из-за склонности к светской жизни, щегольству, любви к деньгам он опускается все ниже и ниже.
5. В конце портрет таинственно и бесследно исчез с полотна. (Опять мистика!) 5. Портрет украден. Но он продолжает существовать и губить людей. (Реалистический смысл)

Учитель. Каково идейное содержание повести?

Если в первой редакции "Портрет" - это повесть о вторжении таинственных демонических сил в творчество и жизнь художника, то во второй редакции - это повесть о художнике, изменившем искусству, понесшем возмездие за то, что он стал относиться к творчеству как к выгодному ремеслу. Во второй повести Гоголь значительно ослабил фантастический элемент и углубил психологическое содержание повести. Нравственное падение художника вовсе не было случайным, объяснялось не магической силой портрета, а склонностями самого художника, обнаружившего "нетерпеливость", "чрезмерную бойкость красок", любовь к деньгам. Таким образом, финал во второй редакции приобрел реалистический смысл.

Учитель. В повести Гоголь осудил коммерциализацию творчества, когда автор и его талант покупаются. Как автор предупреждает гибель таланта художника?

Гибель живописца Чарткова предопределена в самом начале повести в словах профессора: "Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь: Берегись: тебя уж начинает свет тянуть: Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант:". Однако молодой человек не обратил особого внимания на предупреждение наставника.

Учитель. Искусство призвано открыть человеку святость, тайну жизни, ее оправданность. О примиряющей миссии искусства говорит в "Портрете" художник, написавший таинственный портрет. Годами уединения и смирения он искупает зло, содеянное им невольно. Он передает свое новое понимание искусства сыну, тоже художнику. Эти идеи особенно близки, дороги Гоголю. Он пытается постичь сложнейшую природу творчества; поэтому в повести соотнесены судьбы трех художников. Назовите их.

Во-первых, Чартков, наделенный искрой Божьей и утративший талант; во-вторых, художник, создавший в Италии картину, которая поражает всех гармонией и тишиной; в-третьих, автор злополучного портрета.

Подведение итогов урока.

Учитель. В повести Гоголь постепенно разворачивает причину гибели не только таланта, но и самого художника. В погоне за богатством гоголевский персонаж теряет цельность духа, уже не может творить по вдохновению. Погубленная "светом" душа ищет спасения в материальном благе и мирской модной славе. Читатель верит, что в этом есть и участие мистических сил. Результат подобной сделки, а Гоголь считает это сделкой с дьяволом, - гибель таланта, гибель художника. В этом заключается слияние фантастического и реалистического в повести.

Перед вами сочинение, в котором раскрывается роль фантастики и гротеска в творчестве любимого всеми нами Н. В. Гоголя. Анализ фантастических и гротескных мотивов идет на примере «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Петербургских повестей».

Давайте перейдем к тексту сочинения.

Роль фантастики и гротеска в творчестве Н. В. Гоголя

Впервые мы встречаемся с фантастикой и гротеском в творчестве Николая Васильевича Гоголя в одном из первых его произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки» .

Русская общественность во времена Гоголя проявляла большой интерес к Украине, ее нравам, быту, литературе, фольклору. Н.В. Гоголь смело откликнулся на читательскую потребность в украинской тематике написанием «Вечеров…».

В начале 1829 года Гоголь начинает писать «Вечера…», вобравшие сочные черты украинского характера, духовные и моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства, казачества. Удачно выбираются места и временные периоды повествования – «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь» .

В «Вечерах…» слились религиозно-фантастические представ­ления героев, основанные на языческих и христианских верованиях. Отношение автора к сверхъестественным явлениям ироническое, естественно, что в рассказах о недавних событиях, о современности — демонические силы воспринимаются как суеверие («Сорочинская ярмарка» ). Высокая гражданская позиция, стремление показать реальные характеры, заставляют писателя подчинить фольклорно-­этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа, как положительного героя его произведений. Их гротесково-фантастически образы сродни образам сказок и басен и несут отчасти ту же смысловую нагрузку. Волшебно-сказочные герои, как правило, не мистические, а, согласно народным представлениям, более или менее очеловечены. Чертям, ведьмам, русалкам свойственны вполне реальные, конкретные человеческие черты. Черт из повести «Ночь перед рождеством » «спереди - совершенный немец », а «сзади - губернский стряпчий в мундире », ухлестывая за Солохой, он нашептывал ей на ухо «то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду ».

Фантастика, вплетенная в реальную жизнь, приобретает прелесть народного сказительства. Поэтизируя народный быт, Гоголь не был атеистом и его произведения – это не сатира на религиозные темы, напротив, религиозность его самого нашла отражение в вере в победу «православного» героя. Более полно, нежели в других произведениях, она выразилась в повести «Страшная месть ». Образ колдуна, созданный в мистическом духе, олицетворяет дьявольскую силу, но этой страшной силе противостоит православная религия, вера во всепобеждающую власть божественного провидения. Произведение проявляет мировоззрение самого Гоголя.

«Вечера…» украшены картинами природы, величественной и прекрасной. Писатель награждает ее самыми превосходными сравнениями: «Снег… обсыпался хрустальными звездами » («Ночь перед рождеством ») и эпитетами: «Земля вся в серебряном свете », «Божественная ночь! » («Майская ночь, или Утопленница »), Пейзажи подчеркивают характеры положительных героев, их единство с природой, и в то же время резко очерчивают обезображенность отрицательных персонажей. Природа принимает индивидуальную окраску в каждом произведении соответствуя его идейному замыслу.

Жизнь Гоголя в Петербурге вызвала глубокие, негативные впечатления и размышления, в значительной мере отразившиеся в «Петербургских повестях », написанных в 1831-1841 годах. Через все повести проходит общность проблемной ориентации (власть чинов и денег), общественное положение героя (разночинца, «маленького» человека), всепожирающая алчность общества (развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедли­вости общественной системы). Правдиво воссоздавая картину жизни Петербурга 30-х годов, писатель отражает социальные про­тиворечия, свойственные всей тогдашней жизни страны.

Сатирический принцип изображения, положенный Гоголем в основу всего своего повествования, особенно часто перерастает в «Петербургских повестях» в мистическую фантастику и излюбленный прием гротескового контраста: «истинный эффект заключен в резкой противоположности ». Но мистицизм здесь подчинен реализму изображаемых событий и характеров.

Гоголь в «Невском проспекте » показал шумную, суетливую толпу людей различных сословий, контраст между возвышенной мечтой и пошлостью действительности, противоречия безумной роскоши единиц и ужасающей бедности миллионов. В повести «Нос», Гоголь искусно использует фантастику, через которую отображается власть чиномании и чинопочитания, нелепости человеческих взаимоотношений на фоне чиновничьего бюрократизма и субординации, когда личность в обществе теряет свое исконное значение.

«Петербургские повести » эволюционируют от социально-бытовой сатиры к гротесковой социально-политической памфлетности, от романизма к реализму.

В состоянии беспамятства, в бреду, герой повести «Шинель », Башмачкин выказывает свое недовольство значительными лицами, “Начальством”, грубо его принижавшими и оскорблявшими. Автор, приняв сторону героя, защищая его, выражает свой протест в фантастическом продолжении повести. Значительное лицо, смертельно напугавшее Акакия Акакиевича, ехало по неосвещенной улице после выпитого у приятеля на вечере шампанского, и ему, в страхе, могло привидеться что угодно, даже мертвец.

Гоголь поднял критический реализм на новую высшую ступень по сравнению со своими предшественниками, обогащая его атрибутами романтизма, создавая сплав сатиры и лирики, анализа действительности и мечты о прекрасном человеке и будущем страны.

Надеюсь, предложенное сочинение «Роль фантастики и гротеска в творчестве Н. В. Гоголя» оказалось для вас полезным.