Учеба и образование в грузии. Высшее образование в грузии

Была основана «Высшая риторическая школа» - Колхидская академия . Обучение здесь велось на грузинском и греческом языках. В академии изучались риторика, философия, физика, математика, логика .

Средние века

В начале XI века Грузия стала централизованным государством, что сказалось на развитии ремёсел, торговли и культуры. Развитие культуры отразилось на развитии образования. Так, основанная в 1106 году царём Давидом IV Строителем Гелатская академия стала одним из крупнейших научно-просветительных центров Ближнего Востока. В академии работали такие мыслители, как Иоанэ Петрици и Иоанэ Шавшели. Они занимались переводами и создавали оригинальные произведения. В академии преподавались геометрия, арифметика, астрономия, философия, грамматика, риторика и музыка .

Влияние западноевропейской системы образования и Ви­зантии на школу средневековой Грузии было довольно сильным. Вместе с тем в школах использовались учебные пособия, в которых находили отражение на­циональные традиции, особенности истории, языка и культуры .

XIX век

В 1804 году в Тбилиси открылось училище для благородных детей, которое в 1830 году было преобразовано в гимназию. Это была первая официальная светская школа, из которой вышли некоторые выдающиеся деятели новой грузинской культуры: Григол Орбелиани , Дмитрий Кипиани , Николоз Бараташвили . В 1850 году гимназия открылась в Кутаиси . В то время и при мужских, и при женских гимназиях существовали пансионы .

В 1830 году в семи уездах Грузии открылись светские начальные училища. Для подготовки священнослужителей царская власть создавала духовные училища. В 1817 году в Тбилиси была открыта духовная семинария . С 1818 года стали открываться духовные уездные и приходские училища. В семинарии принимались представители всех сословий .

В крупных населенных пунктах начали появляться частные школы, в которых учились дети из состоятельных семей. К 40-м годам действовало мало сельских школ для крестьянства, особенно в 3ападной Грузии. В 1860 году в Грузии было 145 учебных заведений всех видов, в которых числилось 7850 учащихся .

XX век

В 1914-1915 годах на территории современной Грузии действовали 1765 общеобразовательных школ, из которых 1677 - начальных , с 157 100 учениками и 5858 преподавателями .

В начале века процент грамотности среди населения составлял 21,9 %. К 1927 этот показатель вырос до 47,5 %. Несмотря на действия государства , направленные на увеличение числа грамотных граждан, неграмотность среди взрослого населения всё ещё была высока .

Современность

Среднее образование

Начинается с шести лет. Имеет три уровня: начальная школа (6 лет), основная школа (3 года), средняя школа (3 года). По окончании основной школы школьники получают аттестат об основном образовании, а по окончании двенадцатого класса - аттестат о полном среднем образовании. Принята десятибалльная система оценок .

К обязательным предметам относятся химия , физика , биология , география , история , грузинский язык , литература , один из иностранных языков и математика .

Школами управляют попечительские советы, которые избирают директоров школ по представлению от Министерства образования и науки.

По данным на 2012 год, 92,1 % лиц в возрасте от 5 до 14 лет посещают учебные заведения. На каждого учителя приходятся 14-16 учеников. Зарплаты преподавателей зависят от их опыта и квалификации и примерно равны 137-200 долларам США .

Среднее специальное образование

После 9 класса школы можно поступить на первый уровень среднего профессионального образования. Через три ступени к диплому о среднем профессиональном образовании выдаётся аттестат о полном среднем образовании профессиональной/технической средней школы, либо специализированной средней школы.

Высшее образование

Высшее образование является платным. Для поступления в вуз требуется сдача Единого национального экзамена (ЕНЭ). Это экзамен по 4 предметам: логические навыки, грузинский язык и литература, иностранный язык и экзамен на выбор .

Существует 4 ступени высшего образования:

  • Дипломированный специалист (бакалавр первой ступени)
  • Бакалавр
  • Магистр
  • Докторант

Используется 100 % (балльная) и буквенная система оценки (от А до F).

Существуют три степени типа высшего образования: университет, магистратура и колледж .

Язык обучения

Согласно грузинскому законодательству, в общеобразовательных учебных заведениях языком обучения является грузинский, а в неконтролируемой грузинской властью Абхазии - абхазский и грузинский. Граждане Грузии, для которых грузинский язык не является родным, имеют право получить образование на своём родном языке в соответствии с учебным планом. В специализированных школах, деятельность которых направлена на обучение детей с нарушениями слуха и зрения, применяются язык жестов и шрифт Брайля соответственно.

Напишите отзыв о статье "Образование в Грузии"

Примечания

Литература

  • Колхидская академия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров
  • Гелатская академия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Образование в Грузии

– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.

Система образования Грузии сформировалась на самобытных национальных началах. Самый известный центр, где берет свои истоки образование Грузии, относится к 17 веку. Это Гелатский монастырь, который стоял наравне с университетами Парижа и Болоньи.

Национальные традиции и стремление к новой жизни преодолели в начале 20 века массовую безграмотность республики, а в 80-х годах оправдано закрепили за грузинской нацией репутацию образованной. Сегодня в 75% общеобразовательных грузинских школ преподавание ведется на грузинском языке. А в образовательных учреждениях высшей школы – на все 100%. Но экономическая и политическая нестабильность 90-ых годов предопределила последующие проблемы разрушения и трудности сохранения образовательной системы республики. Суверенитет, который достался Грузии непросто, нарушил все финансовые вливания из бюджета Российской Федерации, тем самым исключив второй по значимости источник финансирования.

Дошкольное воспитание

Сложности финансирования системы образования суверенной Грузии нанесли ощутимый удар, прежде всего, по функционированию и развитию грузинских дошкольных учреждений. За короткий срок (2 года) в разы сократилось количество детей, посещающих детские сады, из-за введения ежемесячной родительской платы, сумма которой составляла в среднем 14 долларов. К счастью остававшиеся дошкольные учреждения с меньшей платой могли в целом обеспечить и содержание, и питание пребываемым детям. Но качество данных услуг оставляло желать лучшего. Система муниципальных закупок продуктов питания для детских садов с 1992 года и в течение 3 лет трудоемко регулировала свою работу.

Появление частных общеобразовательных школ в Грузии – яркий показатель нестабильной ситуации, царящей в муниципальной системе образования и среднем образовании Грузии в целом. Проблемы все те же: содержание, питание, развитие. Плата в частных школах непомерно высокая, но, как показывают результаты экзаменационных испытаний, оправданная. Муниципальные школы выходят из трудного положения традиционным путем: ищут благотворительную партнерскую помощь на западе, а чаще – представителей из местного меценатства. И на сегодняшний день это единственное верное решение руководителей грузинских общеобразовательных учреждений. Вследствие данного разделения возникает объективная ситуация конкуренции. Но поэтому пути прошли все учебные заведения Запада.

Аналогичная ситуация наблюдается сейчас и на уровне высшего образования. Структура вузов заметно разделена на государственные и коммерческие. Стоит ли говорить, что численность поступающих в последние на много превышает численность абитуриентов (и студентов) государственных, которым остается лишь одно: регистрировать и открывать лицензированные частные образовательные услуги. Таковыми являются некоторые специальности и факультеты в духе экономики и политики современности. Безусловно, честь страны в направлении подготовки высококвалифицированных кадров поддерживается главой государства – открываются вузы с учредительным правом партнерства грузинского и зарубежного. Но данный вариант не дает абсолютных гарантий на долгосрочность, прежде всего, финансовой стабильности. А потому плата за образование не будет уменьшаться, а будет расти. Знаменитая в Грузии Школа европейского менеджментского образования финансируется Фондом Шеварднадзе.

Безусловно, все преподавание обеспечено лучшими кадрами европейского масштаба и специальной подготовки. Однако плата за обучение в этой Школе – не менее 500 долларов в год, что соответствует западным стандартам, но вряд ли преемлимо для среднего грузинского студента и его семьи. Тбилисский филиал университета на Гавайях, созданный не без влияния главы государства, дает образование молодым дарованиям в области дипломатии, управления и права в сфере средств массовой информации за 7 тысяч долларов в год, при этом выпускник может претендовать исключительно только на степень бакалавра. Ожидаемый результат «превзошел» себя: количество зачисленных абитуриентов летом 1994 года составило 20 человек.

Совместный с Национальной академией общественных и политических наук с Институтом государственного управления Грузии готовит специалистов по программам обучения с использованием учебных пособий, аналоги которых существуют только в американских вузах. Плата за обучение – более 10 тысяч долларов. Безусловно, качество – это основная задача, но сколько специалистов Грузия получает и получит в итоге? Где будут трудоустраиваться выпускники этих вузов, пока вопрос открытый, а может и заведомо закрытый. А вот в республике Абхазия (яркий пример – Гальский район) политика в отношении системы образования совершенно противоположная. Правительство республики приняло постановление о русском языке, как обязательном и основном для преподавания в школах. Грузинский язык в образовательной системе Абхазии, придается забвению. Хотя большая часть обучающихся (соответственно их семьи) – грузины.

Обобщая все сказанное, следует принять к сведению одну мысль: система образования Грузии переживает не самое легкое время своей истории. Возможность улучшить сложившуюся ситуацию правительство пока не видит, да и в одночасье это не решается. Субсидирование образовательной отрасли – вопрос еще более чем непростой. Отклики американских инвесторов пока имеют свои результаты – хорошие показатели результатов Единого государственного экзамена. Но патриархальная Грузия хорошо знает, что пока внутри своего дома не будет наведен порядок, никакой сердобольный гость это не сделает. А, значит, главе грузинского государства в отношении образовательной системы нужно принимать немедленные и кардинальные решения.

И , и . А сегодня отправляемся в Грузию, где живет Алина Лунева, мама семилетнего Оскара.

Меня зовут Алина Лунева. Моему сыну Оскару семь лет. Мы живем в Грузии, в Тбилиси.

Какие бывают школы

Школы в Грузии очень разные. Есть public school, в которых система обучения единая на государственном уровне, и есть множество , в которых система обучения уникальна для каждой школы. Государственные школы в Грузии переполнены, в классах — 30−40 человек, дети учатся в несколько смен. С частными немного полегче. Там меньше человек в классе, обязательно есть продленка, дети носят форму. Оскар учится во втором классе в частной грузинской школе. Грузинской — то есть обучение ведется на грузинском языке. До школы сын посещал русский детский сад.

Русских детских садов в Тбилиси много, они востребованы не только русскоязычными жителями города, но и коренными жителями. Например, в группе сына 80% детей были грузинами. Родители отдают их в русские детские сады, чтобы дети заговорили по-русски.

Учебный год начинается в середине сентября и заканчивается в середине июля. Каникулы — неделя осенью, примерно в середине ноября, неделя весной, в марте, они совпадают с грузинским Днем матери, и 8 марта. Зимние каникулы длинные — 2,5 недели. Летние — обычные, как и в России, 3 месяца.

Распорядок дня в грузинской школе

Учеба начинается в 9 утра, заканчивается школьный день в 17:30—18:00 . В классе у сына 18 детей. Обычно у ребят по 5−6 уроков, каждый длится по 35 минут. В программе обучения — грузинский язык, математика, и немецкий языки, физкультура, танцы, музыка, хор, рисование и занятия по искусству.

В 12:00 в школе второй завтрак, а в 14:30 — обед. На завтрак детям предлагают воду и какую-нибудь выпечку — лобиани, хачапури или булочку. Обед комплексный: всегда есть суп и второе. Обычная еда для детей с грузинским оттенком: например, гупта (грузинские фрикадельки), чихиртма (грузинский куриный суп), харчо. После обеда дети гуляют немного во дворе и возвращаются в класс, делать домашнее задание. Можно забрать ребенка раньше, но тогда задание придется брать с собой и делать дома. Обычно забираю сына в 16:30, к этому времени уроки уже сделаны. Около 17:00 они снова выходят гулять, если погода хорошая.

Домашнее задание дети выполняют в школе. Каждый день, кроме пятницы. В пятницу мы забираем книги и тетради из школы и делаем уроки дома. Задания посильные, объем их тоже, нет такого, что нужно потратить полдня на выполнение. Максимум полтора часа. Сын, как правило, делает их сам на 80%. Я объясняю какие-то задачи, курирую, как он выполняет задания по грузинскому языку, вместе переводим и запоминаем слова и фразы. Стихи вместе учим.

Как проходит адаптация

Ребенку помогал весь персонал начальной школы: и куратор класса, и педагоги, и заместитель директора. Проявляли терпение, объясняли, делали скидку на то, что сын не говорил по-грузински с самого начала. Делились со мной и просили поддержку в ситуации, когда . Но это было действительно редко.

Мой сын — гиперактивный и очень веселый, так что он иногда заигрывается и выходит из-под контроля. Однажды нагрубил учительнице, с одноклассником поругался. Со мной учительница поговорила в тот момент, когда я забирала ребенка из школы, описала ситуацию, мы проговорили ее вместе с учительницей и сыном. Вопрос был исчерпан.

В течение первых месяцев первого класса сыну сложно было сидеть в классе, он выходил в коридор, гулял. Заместитель директора использовала эту ситуацию, чтобы показать ему школу, библиотеку, общалась. Так сын ненавязчиво привыкал к школьной обстановке.

У родителей в школе есть возможность поговорить со школьным психологом. Перед началом обучения на ознакомительном собрании психолог проводила общую лекцию для всех родителей. Рассказывала про , как это может проявляться, давала , как вести себя с детьми. Я и сама внутренне готовилась к старту школы, читала, общалась с другими родителями.

Школьные традиции

Родители у нас не сильно вовлечены во внешкольную жизнь. Нас приглашают посещать мероприятия, но не организовывать их. В первом классе была встреча-знакомство, где каждая мама совместно с ребенком могли показать что-то, что они делают вместе, или как-то проявить себя, например, спеть или станцевать вместе. Было мероприятие типа «Веселых стартов», проводятся ярмарки, а вот совместных экскурсий нет. Дети выезжают и экскурсии с учителями. Главное место встречи родителей — детские дни рождения, которые тут принято проводить в специальных детских центрах для праздников. Мое самое любимое событие — школьная благотворительная ярмарка. Дети сами продают те поделки, которые сделали на уроках по искусству.

Главные отличия грузинской школы

Здесь меньше стрессов, больше лояльности к детям, гибкий подход. Не у всех, конечно, учителей, но тем не менее. Например, Оскар долго привыкал к школе. Уже во второй половине года я узнала от учительницы по искусству, что первые две недели он не хотел сидеть за партой, ходил по классу, спал за столом. Однако ребенку дали время привыкнуть без репрессий и без привлечения родителей. Более того, увидев у Оскара , учительница не требует от него выполнения программных заданий, а дает заниматься другими вещами на уроках искусства, направляет развитие, но без стремления уравнять.

А еще в Грузии нет бесконечных родительских собраний. Родительское собрание — раз в полгода. Остальные вопросы решаются через группу в Facebook. Если есть персональный запрос — можно встретиться лично с директором или учителем и обсудить.

Конкретно в нашей школе мне нравится гуманитарный подход: ребята учат много языков, развивают творчество, при школе есть хорошие кружки, так что можно не носиться с ребенком по городу, перевозя его из секции в секцию. Но есть и минусы. Мне, например, хочется большей четкости. Впрочем, в Грузии большей четкости хочется везде.

Фото: Africa Studio/Zaitsava Olga/unguryanu/ZouZou/holbox/Pressmaster/Shutterstock.com

В Украине мода на Грузию - изучают ее примеры, активно раскупают дешевые авиабилеты, проявляют чудеса «братской солидарности». Мы чаще говорим о реформе силовых ведомств, либерализации экономики, но не о системе образования в Грузии. А система эта тоже непростая и заслуживает внимания. Мы пообщались с экспертом по этому вопросу – Кахой Ломадзе (Kakhaber Lomadze), лидером Студенческого молодежного союза Грузии, лоббирующего интересы общественности в реформе образования.

Путь реформ и преобразований

Наша организация основана в 2002 году, ее учредители – студенческие объединения действующих в нашем городе вузов и Колледжей. Основным направлением деятельности сначала была защита прав студентов. Так что уже тогда мы занимались проблемами образования (в основном среднеспециального и высшего). Сейчас это основная деятельность Студенческого молодежного союза (Student-Youth Council).

Сейчас Украина переживает тяжелые времена – разговоры про образование и культуру не кажутся такими актуальными, как война или обеспечение армии. Как вы смотрите на эту проблему? Как с этим справлялась Грузия?

В Грузии в 90-х годах была схожая ситуация – Гражданская война, конфликты с Абхазией и Осетией – у нас тоже было время, когда образование и культура были на втором плане. Увы, так всегда происходит, когда ситуация в стране напряженная. «Когда говорят пушки, музы молчат». Грузия смогла справиться только при нормализации ситуации; к сожалению, нет никаких универсальных рецептов.

Конечно, в такое время нельзя делить проблемы на маленькие и большие. Если сейчас не обращать внимания на образование и культуру – это потом уже сказывается. Так случилось в Грузии – был недостаток квалифицированных кадров, потому что практически у целого поколения не было возможности получить образование.

- Опишите основные черты современной системы образования в Грузии.

Грузия прошла довольно длинный путь реформ и преобразований. Что мне нравится – не было страха перед экспериментами. Исходя из накопленного опыта, снова и снова вносились изменения. Министерство образования не боялось прислушиваться к мнениям экспертов, представителей НГО (негосударственных организаций – ред.) , работающих в этой сфере. На этом этапе основными чертами я назвал бы:

  • упор на повышение компьютерной грамотности в начальной школе: все первоклассники в Грузии получают специальные ноутбуки;
  • начиная с 2013 года ученики получают бесплатные учебники, которые потом возвращают школе;
  • как средние школы, так и вузы, управляются выборным органом (Попечительским советом, в которой входят родители, преподаватели, старшеклассники или студенты). У совета широкие полномочия: назначение и увольнения директора школы/ректора вуза, утверждение и контроль бюджета школы/вуза.

К сожалению, после 2010 года Министерство образования вернуло себе право назначать директоров школ без согласования с Попечительским советом и увольнять его членов без предварительного уведомления;

  • новая модель финансирования школы/вуза – система индивидуального финансирования: деньги «следуют» за учеником или студентом. Так бюджет школы/вуза зависит от количества учащихся. По отношению к вузам это касается абитуриентов, успешно сдавших вступительные экзамены и получивших финансирование от государства (грант). Школы с малым количеством учеников (провинциальные или высокогорные) получают дополнительную субсидию. В вузах, конечно, существует платное обучение.
  • введение единых вступительных экзаменов в вузы искоренило коррупцию при поступлении. Экзамены проводятся в один и тот же день по единой программе. Проводит их отдельная, независимая от Министерства образования, организация – «Национальный экзаменационный центр»;
  • совершенствующиеся стандарты обучения, переподготовка кадров, сертификация учителей – все это способствует не только повышению квалификации педагогического состава, но и заинтересованности в ней учителей. Зарплата педагогического коллектива напрямую связана с прохождением сертификации и получением лицензии на образование;
  • вузы в Грузии проходят обязательную сертификацию, при которой учитывается не только квалификация лекторов, но и площадь (от неё зависит количество студентов), наличие библиотеки, современной материально-технической базы и даже спортплощадки;
  • также после реформы 2010 года в школах была организована система охраны (мандатуры) для поддержания дисциплины как учащихся, так и педагогического состава. Мандатуры находятся под управлением Министерства образования и сообщают о нарушениях правил непосредственно руководителю в Министерстве;
  • много сделано для учеников с ограниченными возможностями: школы начали оборудовать пандусами, специальными туалетами, школы-новостройки – лифтами. Начали работать координаторы инклюзивного образования.

Реформа практически проведена активистами гражданского общества

- На какие мировые образцы ориентировались реформаторы, когда строили систему образования?

Помню, этот вопрос задали Александру Ломая – министру, при котором начинались реформы. К сожалению, не могу привести целиком его ответ, но главное – Грузия не старалась слепо копировать примеры (даже если они были успешными), а брала все лучшее, учитывая особенности страны. Можно сказать, реформа образования Грузии – синтез Европейских и Американских образцов.

В какой мере привлекались студенты, активисты гражданского общества в выборе пути развития высшей и средней школы?

Студенты сыграли важную роль в том, что реформа вузов в Грузии вообще началась. Разные студенческие объединения активно выступали против коррупции, которая властвовала в институтах.

Что касается активистов гражданского общества – можно сказать, практически ими и была проведена реформа. После Революции Роз очень много представителей НПО начали работу в государственных структурах и стали авторами ряда реформ, проводимых в Грузии. Хорошо, что Министерство образования не встречало «в штыки» рекомендации, которые подавали представители общественности.

Могу сказать, наша организация в данный момент работает над рекомендациями по неформальному образованию в средних школах и готовится их предоставить – у нас нет никаких проблем с контактами: как в самих школах, так и в Министерствах.

Трудно балансировать и не перейти в “идеологическое воспитание”

В Украине есть предложения вернуть в школы пятнадцатиминутки «Политической информации», чтобы информировать школьников о текущей политической ситуации. Как вы оцениваете такую инициативу?

Я лично категорически против. Для младших классов это будет непонятно (да и не нужно), а школьники средних и старших классов и сами в состояние получить информацию. В наш век, когда с помощью интернета есть возможность оперативно получить информацию, проводить политзанятия – это… возврат в тёмное прошлое. Даже если предложение будет принято – каковы гарантии, что это не будет «идеологически правильная информация»?

Должна ли школа заниматься патриотическим воспитанием? Как найти грань между «просвещением» и «идеологией»?

На этот счет у нас давно идут споры – на этой тонкой границе трудно балансировать и не перейти в «идеологическое воспитание». Во время президентства Саакашвили была попытка ввести в систему образования предмет «Военно-патриотическое образование». Он потом трансформировался в «Гражданскую оборону». Этот предмет включает в себя вопросы вроде безопасности на дорогах (для младших классов), действий при стихийных бедствиях… То есть, это не направлено на подогревание «любви к Родине», преданности Отечеству, стремления служить интересам и готовности, вплоть до самопожертвования, к его защите.

В 2004–2012 годах проводились летние лагеря для школьников (X-XII классы) под названием «Патриот». Заявленной целью было: «Пропаганда здорового образа жизни. Воспитание Патриотического духа». Сейчас эти молодёжные лагеря трансформировались в «Лагерь будущего».

- А что бы вы сказали о религиозной составляющей образования? Должны ли лежать в основе некие «ценности»?

Ооо… религия – довольно-таки сложная тематика в Грузии. Я не готов ответит на этот вопрос.

Терни

- Какое образование вы хотели бы получить, если бы появился второй шанс?

Даже не задумывался над этим. Наверное, был бы второй шанс, больше времени и внимания обращал бы на получение образования неформальными методами. Хорошо, когда есть академическое образование, но, исходя из моего опыта, есть сферы, в которых можно лучше и качественнее получить образование через тренинги, семинары, дистанционные курсы.

Поделюсь смешной историей из Крыма, откуда недавно вернулась. На курсах для школьных психологов эксперты из Санкт-Петербурга рассказывают о главных проблемах современных российских школ. Говорят, первая проблема - детский суицид, вторая - травля школьников. Крымские психологи зашумели, начали возмущаться – у них таких проблем нет. В ответ эксперт помахал головой и сказал убедительно: «Ничего, вы теперь в России – будут». Какие основные проблемы в современной грузинской школе? ;-)

Это, конечно, не суицид и травля – надеюсь, никогда не будут;-) Но проблемы, конечно же, есть:

– инфраструктуры школ. В подавляющем большинстве здания требуют капитального ремонта: нет соответствий санитарно-гигиеническим нормам. Хотя с начала реформ было построено и отремонтировано много школ, это лишь капля в море;

– качество образования значительно отличается между Тбилиси и сельскими регионами Грузии;

– среднее качество преподавания конкретных предметов в школе. Преподавание на этапе начального образования – грузинского, истории – довольно хорошее, но вот естественных наук (биология, физика, химия) – хуже. Это обусловлено отсутствием необходимого количества квалифицированных учителей;

– из-за низкого качества школьного образования и больших требований на единых экзаменах в Грузии большие масштабы частного репетиторства;

– после реформы 2010 года – потеря полной независимости школ;

– еще одна проблема – высокая (для Грузии) плата за обучение: абитуриент из социально незащищенной семьи, не получивший государственный грант, остается без доступа к высшему образованию.

- Есть ли механизмы сотрудничества между системой образования и рынком труда? Бизнесом?

Прямых, как бы прописанных на уровне закона, механизмов, к сожалению, нет. Но подавляющее большинство вузов сами налаживают контакты с бизнес-сектором и предоставляют студентам возможность прохождения стажировки по специальности и трудоустройства. В Грузии есть несколько частных вузов, (не хочу их называть, чтобы не обидеть кого-нибудь) выпускники которых получают практически 100% гарантию занятости.

Государство, конечно, старается внести свой вклад в способствование занятости выпускников, проводятся исследования для выяснения требований рынка труда, круглые столы между представителями вузов и бизнес-сектора. Есть несколько факультетов (в основном технических), учеба на которых полностью оплачивается государством. В последнее время уже идут разговоры о введении закона или правового акта, который обязывал бы представителей бизнес-сектора и государственных служб предоставлять места для стажировки.

Какие есть возможности для украинцев получить образование в Грузии? Какие специальности вы бы посоветовали?

Я знаю, что в Грузии обучается довольно-таки много студентов из разных стран. К сожалению, у меня нет данных, сколько конкретно – из Украины, или на каких факультетах они учатся. По исследованиям, выбор студентов в основном обусловлен тем, что у нас низкая плата, плюс высокий уровень обучения. Традиционно популярно обучение в медицинском университете – по данным на 2013 год, здесь училось около 1000 студентов из 27 стран. Популярен также экономический факультет государственного университета – в 2014 году практически удвоилось количество иностранных студентов; всегда высок уровень образования в Грузинском техническом университете.

Я думаю, что абитуриенты из Украины смогут найти подходящий вуз в Грузии, и не только государственный – у нас много частных вузов с высоким уровнем образования.

Фото: соцмережі, racurs.ua, gdb.rferl.org, 21region.org.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .

В виду того, что в 2006 году Грузия подписала Болонское соглашение, система образования в стране стала соответствовать общеевропейской системе образования. Данная система предполагает обучение в бакалавриатуре, магистратуре и докторантуре. Получение степени магистра и доктора осуществляется по желанию учащихся.


В остальном же, система обучения схожа с общепризнанной системой образования:

  • учеба в начальной школе;
  • учеба в средней и высшей школе;
  • учеба в колледже либо в вузе страны.

Иностранные абитуриенты должны иметь в виду, что преподавание ведется не только на грузинском языке, поэтому если вы не владеете этим языком, то не стоит акцентировать внимание на этом аспекте. Во многих вузах есть ряд учебных подразделений, в которых обучение ведется на русском, немецком, английском, армянском, абхазском и азербайджанском языке. Для поступления в вузы страны понадобится лишь аттестат о высшем среднем образовании. Жителям стран СНГ, у которых отсутствует болонская система образования, необходимо будет пройти дополнительный год обучения для получения степени бакалавра.

ВУЗы в Грузии

Всего в Грузии насчитывается 26 государственных и 200 частных вузов, в которых можно получить образование самой разнообразной направленности. В настоящий момент правительство Грузии ведет активную политику по открытию университетов, максимально соответствующих общеевропейской системе образования. К числу таких учебных заведений можно отнести Европейскую школу менеджмента и, непосредственно, Институт государственного управления. Институт государственного управления на данный момент сотрудничает с Национальной академией США. Преподавание в этом вузе ведется на основе специальных программ обучения с использованием американских учебных пособий.

В случае, если вас зачислят в университет Грузии, вы должны учесть следующую особенность. Из-за осложнившихся взаимоотношений между Россией и Грузией, въезд в страну жителям России через Южную Осетию и Абхазию запрещен. Попасть в Грузию можно посредством перелета на самолете через территорию Латвии и Турции . Либо воспользовавшись железнодорожными и морскими средствами передвижения, правда, это займет больше времени.

Для прибытия в страну понадобится студенческая виза, наличие копии аттестата о высшем среднем образовании, а также медицинская справка и иная документация, которая будет указана в ответном письме. Процедурой отправки документов следует заняться заранее, предварительно поинтересовавшись языком преподавания и наличием желаемой специальностей в вузе.