Уроки по капитанской дочке с презентацией. Капитанская дочка. Презентация самостоятельно прочитанной книги А.С Пушкин. Кому из героев принадлежат эти слова

Капитанская дочка

Слайдов: 11 Слов: 436 Звуков: 0 Эффектов: 0

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Обобщающая интеллектуальная игра. Цели и задачи урока. Эпиграф. «В «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта» В.О. Ключевский. Классики о «Капитанской дочке». Этапы интеллектуальной игры. Блиц - опрос. Имя отца Гринева Отец служил при графе… Петру Гриневу был пожалован в дядьки… На каком году Петруша Гринев выучился грамоте? И мог здорово судить о свойствах … Который в отечестве своем был… А в Пруссии… Петр Гринев с младенчества был записан … И должен был служить в … А отправился служить (куда)… Каким оружием дрались на дуэли Гринев и Швабрин? - Капитанская дочка.ppt

Урок Капитанская дочка

Слайдов: 27 Слов: 204 Звуков: 0 Эффектов: 0

Народный защитник или злодей? (Емельян Пугачев - историческая личность и литературный персонаж). Ну, барин, беда: буран!...Невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом.» А.С.Пушкин. Капитанская дочка. Цели урока: - путем сопоставленного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Е.Пугачеву как исторической личности и художественному образу; - через восприятие образа Пугачева прийти к осознанию идеи повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Время золотого века Екатерины Великой. Екатерина II в кабинете М.В.Ломоносова. В 1762 г. Россию потряс новый государственный переворот. - Урок Капитанская дочка.ppt

Пушкин Капитанская дочка

Слайдов: 7 Слов: 241 Звуков: 0 Эффектов: 26

Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и вожатого. Вступительное слово учителя. Беседа с классом по неподготовленным вопросам. Творческая работа: сочинение – миниатюра. Имеет ли буран символический смысл в романе? Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание? Что привлекло в вожатом Гринёва? Какую роль играет сон? Как выражает Гринёв благодарность вожатому? Не нарушает ли Гринёв законов чести? Как воспринимает герой известие о своём назначении в Белогорскую крепость? Как вы теперь понимаете название главы? Напишите сочинение-миниатюру: Каким предстаёт Гринев в истории с вожатым? - Пушкин Капитанская дочка.ppt

Книга «Капитанская дочка»

Слайдов: 80 Слов: 5544 Звуков: 0 Эффектов: 47

Чухряева Наталья Николаевна. А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». «Наш вечный спутник» А.Т.Твардовский. Творческая история создания «Капитанской дочки». Существует 6 различных планов черновых вариантов повести. Пушкин не сочувствует таким людям. Теория литературы. Новый прототип Баширин – офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Автор отказывается от перехода к восставшим. Появляется живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша. Время, изображённое в повести. Июнь 1762 год. К власти пришла Екатерина II. - Книга «Капитанская дочка».pptx

Повесть Капитанская дочка

Слайдов: 8 Слов: 203 Звуков: 0 Эффектов: 22

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В первый раз выступили истинно русские характеры…». То ли ещё увидишь…». Кандалами побрякивает.» народная песня. О каком историческом событии рассказывает А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»? Какие исторические лица являются героями повести? Кого из героев повести можно назвать главным? Почему повесть вызывает интерес в наше время? - Повесть Капитанская дочка.ppt

Рассказ «Капитанская дочка»

Слайдов: 21 Слов: 1023 Звуков: 0 Эффектов: 0

Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. Деталь. Петр. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Облачение в «ризу светлу» после Крещения. Я стал читать про себя молитву. Я не терял ни бодрости, ни надежды. Погребец. Штоф – графинчик вина. Два халата, один миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета. Мундир - военная или гражданская форменная одежда. Ратин - шерстяная ткань для верхней одежды. Армяк. События повести. Почему возникают споры о жанре «Капитанской дочки». - Рассказ «Капитанская дочка».ppt

Урок Пушкин Капитанская дочка

Слайдов: 12 Слов: 137 Звуков: 0 Эффектов: 27

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Задачи, которые необходимо решить на уроке. Портрет литературного героя. Предыстория героя. Как через внешность раскрывается характер героя? Как проявляются черты характера героя во взаимоотношениях с другими людьми? Как интерьер помогает понять характер героя произведения? Какую роль играет пейзаж в раскрытии характера литературного героя? Тема урока: «Разве Савельич раб? Да он…» Урок-размышление с элементами исследования по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». - Урок Пушкин Капитанская дочка.ppt

Повесть Пушкина Капитанская дочка

Слайдов: 23 Слов: 1069 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Читай, размышляя…» Обобщающий урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть «Капитанская дочка». А.С.Пушкин. Цели урока: Углубить понимание идейно - художественного богатства романа. Учиться разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. Воспитывать нравственные и социальные качества. Вольтер. Таблица - помощница. ? Первая загадка – время написания повести. 19 октября 1836 год – дата завершения повести. Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья. 19 октября (день лицейской годовщины) 1836 г. – не случайная дата завершения повести. - Повесть Пушкина Капитанская дочка.ppt

Роман Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 10 Слов: 450 Звуков: 0 Эффектов: 0

Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Подумай и ответь. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Сопоставь. Проверь себя. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Сходство с женами декабристов. Загадки романа – это загадки жизни. - Роман Пушкина «Капитанская дочка».ppt

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 20 Слов: 336 Звуков: 0 Эффектов: 0

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Береги платье снову, а честь смолоду. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Навыки анализа эпизода художественного текста. Литературоведение. Мотив. Мотив обмана в литературе. Сказки. Пословицы. Русская литература. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Сказка о царе салтане. Капитанская дочка. Воплощение чести и достоинства в повести «Капитанская дочка». Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. - Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».pptx

Произведение Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 12 Слов: 587 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Капитанская дочка». Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Фигура мятежного Пугачева. История Пугачева. Как Пушкин своего Пугачева написал. Значение исторического труда А.С.Пушкина. «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Запись в тетрадь. Идейно-художественная позиция. Реализм. Роман. - Произведение Пушкина «Капитанская дочка».ppt

Историческая основа «Капитанской дочки»

Слайдов: 30 Слов: 1237 Звуков: 0 Эффектов: 63

Капитанская дочка. Историческая основа повести. Исследовать историческую эпоху. Исследования «пушкинистов». Царствование Екатерины II. Маршрут поездки А.С. Пушкина. Имя страшного бунтовщика. Значение исторического труда А.С.Пушкина. Исследования «историков». Эпоха царствования Екатерины II. Положение народа. Массовое народное выступление. Уральские казаки. Крестьянская война. Крестьянская война Е.Пугачева. Положение и статус различных территорий. Схема движения отрядов. Пугачев Е. И. Восстание. Историки о Емельяне Пугачеве. Работа над литературным произведением. - Историческая основа «Капитанской дочки».ppt

Пугачёв Пушкин

Слайдов: 23 Слов: 322 Звуков: 0 Эффектов: 87

Образ Емельяна Пугачёва. в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вор, разбойник. Самозванец. Кровавый убийца. Народный бунтарь. Предводитель крестьян. Народный герой. Цель урока: Причины появления бунтовщика Пугачёва: Биография Емельяна Пугачёва: Подпись неграмотного Пугачёва: Глава 2 «Вожатый». Пушкин показывает природные качества человека, ещё «не играющего роль». Глава 6 «Пугачёвщина». Пугачёв – «злодей и самозванец», производящий «грабежи и смертные убийства». Глава 7 «Приступ». Пугачёвцы – не шайка, а «конные толпы». Эпизод после взятия крепости. Значит, сохранилось в душе злодея что-то человеческое. -

краткое содержание презентаций

Книга «Капитанская дочка»

Слайдов: 80 Слов: 5544 Звуков: 0 Эффектов: 47

Чухряева Наталья Николаевна. А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». «Наш вечный спутник» А.Т.Твардовский. Творческая история создания «Капитанской дочки». Существует 6 различных планов черновых вариантов повести. Пушкин не сочувствует таким людям. Теория литературы. Новый прототип Баширин – офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Автор отказывается от перехода к восставшим. Появляется живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша. Время, изображённое в повести. Июнь 1762 год. К власти пришла Екатерина II. - Книга «Капитанская дочка».pptx

Рассказ «Капитанская дочка»

Слайдов: 21 Слов: 1023 Звуков: 0 Эффектов: 0

Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. Деталь. Петр. Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Рассказ «Капитанская дочка». Облачение в «ризу светлу» после Крещения. Я стал читать про себя молитву. Я не терял ни бодрости, ни надежды. Погребец. Штоф – графинчик вина. Два халата, один миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета. Мундир - военная или гражданская форменная одежда. Ратин - шерстяная ткань для верхней одежды. - Рассказ «Капитанская дочка».ppt

Роман Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 10 Слов: 450 Звуков: 0 Эффектов: 0

Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Подумай и ответь. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Сопоставь. Проверь себя. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Сходство с женами декабристов. Загадки романа – это загадки жизни. - Роман Пушкина «Капитанская дочка».ppt

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 20 Слов: 336 Звуков: 0 Эффектов: 0

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Береги платье снову, а честь смолоду. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Навыки анализа эпизода художественного текста. Литературоведение. Мотив. Мотив обмана в литературе. Сказки. Пословицы. Русская литература. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Сказка о царе салтане. Капитанская дочка. Мотив обмана «Капитанская дочка». Мотив обмана «Капитанская дочка». Мотив обмана «Капитанская дочка». Воплощение чести и достоинства в повести «Капитанская дочка». Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. - Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».pptx

Произведение Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 12 Слов: 587 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Капитанская дочка». Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Фигура мятежного Пугачева. История Пугачева. Как Пушкин своего Пугачева написал. Значение исторического труда А.С.Пушкина. «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Запись в тетрадь. Идейно-художественная позиция. Реализм. Роман. Домашнее задание. - Произведение Пушкина «Капитанская дочка».ppt

Историческая основа «Капитанской дочки»

Слайдов: 30 Слов: 1237 Звуков: 0 Эффектов: 63

Капитанская дочка. Историческая основа повести. Исследовать историческую эпоху. Исследования «пушкинистов». Царствование Екатерины II. Маршрут поездки А.С. Пушкина. Имя страшного бунтовщика. Значение исторического труда А.С.Пушкина. Исследования «историков». Эпоха царствования Екатерины II. Положение народа. Массовое народное выступление. Уральские казаки. Крестьянская война. Крестьянская война Е.Пугачева. Положение и статус различных территорий. Схема движения отрядов. Пугачев Е. И. Восстание. Историки о Емельяне Пугачеве. Работа над литературным произведением. -

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пётр Гринёв А.С Пушкин Повесть «Капитанская дочка»

Цель: Выяснить какими чертами характера обладает герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев Задачи: Выявление ключевых характеристик образа героя. дать обзор критической литературы по характеристике образа Гринева; определить современность данного образа. .

Каждый человек - в душе романтик. Каждый из нас не раз предавался мечтам и фантазиям. В наших фантазиях и мечтах мир, который мы привыкли видеть, моментально преображается, но нередко в самый радужный миг раздаётся чей-нибудь возглас, и тот маленький, волшебный мир, где вы были минуту назад, медленно и неудержимо начина2 耀 рушиться. Это случилось и с Петром Гринёвым, героем повести «Капитанская дочка».

Мечтания Петра Ещё секунду назад юноша мечтал о весёлой, праздничной жизни в Петербурге, но после слов батюшки о том, что в столице Петруша ничему не научится, розовый цвет его мечтаний постепенно померк.

Отец был прав: Пётр должен узнать, что такое настоящая военная служба. В дальнейшем сын поймёт, что отец принял правильное решение, выбрав для своего наследника путь, по которому тот будет идти, учась на своих ошибках. А пока Пётр Гринёв только-только учится разбираться в людях. Начало жизни Петра

Мы вместе с юношей пытаемся узнавать людей. Я по себе знаю, как это трудно. Разве можно с первого взгляда определить, какой перед вами человек? Конечно, можно судить по внешности, по речи, но сумеем ли мы понять, что в самом тихом, внешне спокойном человеке дремлет неиссякаемый фонтан энергии, фантазии?

Получается, что первое впечатление ошибочно? Встреча с неприятными людьми может оставить чувство стыда или раскаяния? Точно такое чувство осталось у Петруши после встречи с Зуриным. Пётр не знал меры, а ротмистр, в свою очередь, видя перед собой молодого, ещё неопытного юнца, не помог советом, не остановил вовремя, а просто-напросто воспользовался беззащитностью молодости. Не является ли это уроком и для нас?

Своеобразная встреча для Петра Эта встреча явилась своеобразным уроком для Петра. Именно в этот момент Гринёв сделал крохотный, но в то же время огромный шажок в долгой и трудной науке - раскрывать для себя людей. Эта встреча помогла Гринёву открыть нечто новое в себе и в окружающих. Заметить хорошее в вожатом Петру было бы трудно после встречи с Зуриным, но юноша заметил и оценил. Подобное случается и с нами. Разве не так?

Каждый из нас хоть раз в жизни желал быть добрым по отношению к другому человеку. Но всегда ли это получалось? Может быть, стремясь помочь, человек преследует какие-то корыстные цели? Но мне хочется верить, что люди помогают от чистого сердца. На добрые поступки способен и Гринёв. Ему не жаль заячьего тулупчика, отданного бродяге. Удивительная черта Петра - на добро отвечать добром. Его душевная доброта и милосердие не раз помогут в жизни. Не будет ли Пётр Гринёв примером для подражания нам, живущим в XXI веке, - веке по-своему безжалостном?

Жизнь сталкивает Петра с разными людьми. В крепости молодой человек знакомится с семьёй Мироновых, с их дочкой Машей. Да, по отзывам Швабрина, Маша - дурнушка, глупышка и труслива сверх меры. Но Швабрин говорит не столько из-за невежества, сколько, может быть, из чувства мести к бедной девушке. Возможно, Швабрин много общался с Машей, но не заметил в ней тех качеств, которые увидел и оценил Гринёв.

Благородство Гринёва Как благороден Гринёв, заступаясь за любимую девушку! Не имея опыта поведения в дуэли, он был готов умереть за честь Маши. Видимо, Гринёв по-детски был уверен в безгрешности милой, стеснительной девушки. Именно справедливостью, добротой и простодушием привлекла его Маша.

Жизнь готовит новые испытания Гринёву: смерть дорогих сердцу людей, разлука с любимой. Не каждый человек при виде наступающего врага может не испугаться. К моему восхищению, Гринёв боится за Машу. Каким повзрослевшим мы видим нашего героя. Он тонко чувствует грань, за которую ему переходить как человеку нельзя. Может быть, он и проиграл битву, спасовал перед обстоятельствами, но честность и благородство помогли ему победить.

Вывод Я восхищаюсь главным качеством Петра Гринёва - человечностью. На мой взгляд, ничто не может быть выше этого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка"(с использованием ИКТ)

Урок предполагает погружение учащихся в исторические события ХVIII века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями тесно...

Урок литературы в 7 классе использованием приемов разных технологий...

Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского р-на Санкт-Петербурга Герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы Выполнила Крымская Е.А ученица 8б класса Проверила Бенедиктова Т.Ю Санкт-Петербург 2013




Я хочу исследовать тему «Капитанской дочки», т.к. мне понравилось это произведение А.С. Пушкина. В своей работе я хочу рассказать о главных героях и их прототипах.Я хочу исследовать тему «Капитанской дочки», т.к. мне понравилось это произведение А.С. Пушкина. В своей работе я хочу рассказать о главных героях и их прототипах. Мне хотелось бы ответить на следующие вопросы: кто это? существовали ли их прототипы? кто они?Мне хотелось бы ответить на следующие вопросы: кто это? существовали ли их прототипы? кто они?


Писатель выдумывает своих героев или они существовали на самом деле? Такой вопрос задают всякий раз, когда заходит речь о том, что такое художественная литература. В самом деле: жили на свете люди, которых Пушкин изобразил в своей "Капитанской дочке" под именами Гринев и Швабрин? Или и сами герои, и все события, которые с ними приключились, выдумка Пушкина, плод его художественной фантазии?


Гринев Петр Андреевич (Петруша) и его прототип Гринев Петр Андреевич (Петруша) главный герой последнего крупного произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени ведется повествование. В исторической повести «Капитанская дочка» сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х гг. Место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» все это в повести присутствует и связано с образом главного героя рассказчика. Первоначально Пушкин, как то было в незавершенном романе «Дубровский», собирался поставить в центр повествования дворянина, перешедшего из одного лагеря в другой. Башарин, именно такую фамилию должен был носить герой,позже переименованный в Буланина, Валуева и, наконец, в Гринева. Фамилия Гринев тоже взята из действительной истории пугачевщины; ее носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный. Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, волей провидения оказавшегося между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяет себя от сословия и сословных представлений о чести но при этом смотрит на мир открытыми глазами.


Алексей Швабрин и его прототип Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским. Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским. Шванвич Михаил Александрович () - офицер-пугачевец, сын А.М. Шванвича; вместе с ним, матерью и братьями Михаил около трех лет () провел в Оренбурге, где в то время отец служил офицером в местном гарнизоне.Шванвич Михаил Александрович () - офицер-пугачевец, сын А.М. Шванвича; вместе с ним, матерью и братьями Михаил около трех лет () провел в Оренбурге, где в то время отец служил офицером в местном гарнизоне.А.М. Шванвича

Слайд 2

Пушкин и история

  • Революционные события во Франции в 1830 г
  • Восстание в Польше в 1830 - 1831 г
  • Холерные бунты в России в 1830 – 1831 г
  • Восстания новгородских военных поселений в 1831 г
  • Вопрос о судьбах России, народа и дворянства
  • Слайд 3

    Работа в архивах с середины 1831 г

    «…желание написать Историю Петра Великого и его наследников до государя Петра III…»

    Слайд 4

    • Подарок императора Николая I в 1832 г
  • Слайд 5

    • Схема маршрута Пушкина в путешествии 1833 года
  • Слайд 6

    К каким сословиям принадлежат герои повести

    • Гринёв
    • Пугачёв
    • Мироновы
    • Савельич
    • Швабрин
    • Зурин
    • Белобородов
    • Палашка
    • генерал Р
    • отец Герасим
    • Акулина Памфиловна
    1. Дворяне
    2. Крепостные
    3. Духовенство
    4. Свободные крестьяне (казаки)
  • Слайд 7

    Сравнительная характеристика героев

    И.К. Миронов:

    1.Потомственный дворянин
    2.Богат, 300 душ крепостных
    3.Патриархат в семье
    4.Послушливый служака
    5.Полуграмотный, добрый человек, открытый характер

    А.П. Гринёв:

    1.Из солдатских детей
    2.Беден
    3.Матриархат в семье
    4.Оппозиционер по отношению к правительству
    5.Образованный, жёсткий, строгий

    Слайд 8

    • Доброжелательность
    • Доносчик
    • Корысть
    • Предатель
    • Рыцарь
    • Клеветник
    • Мстительность
    • Искренность
    • Отступник
    • Защитник
    • Молитвенник
    • Атеист
    • Сердечность
  • Слайд 9

    Разделите лексику из повести Пушкина на 2 группы

    • Гвардия
    • Ментор
    • Рекрут
    • Тщусь
    • Пенять
    • Суженая
    • Пиитический
    • Келья
    • Коммуникация
    • Челобитье
    • Тактика
    • Эпитафия
    • Нареченная
  • Слайд 10

    Кому из героев принадлежат эти слова

    1.Этот Швабрин большой шельм. ()
    2.Буди во всём воля Господня, Пётр Андреевич, будьте хоть вы счастливы. ()
    3.Господа енаралы!..Полно вам ссориться! ()
    4.Такой невесте не надобно и приданого. ()
    5.Последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе. ()

    • Капитан Миронов
    • Василиса Егоровна
    • Савельич
    • Пугачёв
    • Маша Миронова
    • генерал Р
    • Пётр Гринёв
  • Слайд 11

    Портрет в художественном произведении

    1. Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах.
    2. …вошёл молодой человек невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.
    3. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной голове его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.

    • Пугачёв
    • Савельич
    • Зурин
    • Петр Гринёв
    • Швабрин
    • капитан Миронов
  • Слайд 12

    1. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем…
    2. Он осматривал яблони, обнажённые дыханием осени, и с помощью старого садовника бережно их укутывал тёплой соломой. Лицо его изображало спокойствие, здоровье и добродушие.
    3. Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши.

    • Пугачёв
    • Белобородов
    • Палашка
    • генерал Р
    • Маша Миронова
    • А.П.Гринёв
    • Швабрин
  • Слайд 13

    • Встречи Гринёва с Пугачёвым. Глава II «Вожатый»
  • Слайд 14

    Слайд 15

    • Встречи Гринёва с Пугачёвым. Глава XI «Мятежная слобода»
  • Слайд 16

    • Встречи Гринёва с Пугачёвым. Глава XII «Сирота»
  • Слайд 17

    • Путь Петра Гринёва и Маши Мироновой
  • Слайд 18

    «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

    Слайд 19

    Повесть закончена за 100 дней до смерти её автора

    • Каковы главные заветы Пушкина?
  • Слайд 20

    «Пушкин и Пугачёв»

    Политическая ненависть поэту не дана. Дана только человеческая. Дан только божественный и божеский гнев - на всё то же, которое он узнает всюду и не узнавая которого он противнику распахивает руки.

    Слайд 21

    • «Ни одной крупной фигуры Пушкин Пугачеву не противопоставил… В лучшем случае, другие - хорошие люди» (М.Цветаева)
    • «В “Капитанской дочке" единственное действующее лицо - Пугачев»
    • «Все встречи Гринева с Пугачевым - ряд живых картин, нам в живое мясо и души вожженных. Ряд живых картин, освещенных не магнием, а молнией. Не магнием, а магией»
  • Слайд 22

    «Пугачев Гринева в свои ряды звал, потому что тот ему по сердцу пришелся, чтобы ввек не расставаться, чтобы еще раз одарить: сначала - жизнь, потом - власть. И нетерпеливая, нестерпимая прямота его вопросов Гриневу, и мрачное ожидание Гриневского ответа вызваны не сомнением в содержании этого ответа, а именно его несомненностью: безнадежностью. Пугачев знал, что Гринев, под страхом смерти не поцеловавший ему руки, ему служить - не может. Знал еще, что если бы мог, он, Пугачев, его, Гринева, так бы не любил. Что именно за эту невозможность его так и любит»

    (М.Цветаева)

    Слайд 23

    • «Гринев Пугачеву нужен ни для чего: для души»
    • «Только Гриневу было тяжелее сказать и сделать: от Пугачева - отказаться. Гринев Пугачеву был благодарен - и было за что. Пугачевым Гринев с первой встречи очарован - и было чем. Ответ Гринева - долг: отказ от любимого»
    • «Пугачев Гриневу с первой минуты благодетель…сам-то Гриневский тулуп - благодарность Пугачеву за то, что на дорогу вывел. Пугачев первый сделал Гриневу добро. Вся встреча Гринева с Пугачевым между этими двумя жестами: сначала на дорогу вывел, а потом и на все четыре стороны отпустил. - Вожатый!»

    (М.Цветаева)

    Слайд 24

    Сравним Пугачева и Екатерину въяве:

    “ - Выходи, красная девица, дарую тебе волю. Я государь". (Пугачев, выводящий Марью Ивановну из темницы.)

    Насколько царственнее в своем жесте мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку. И какая иная ласковость! Пугачев в темницу входит - как солнце. Ласковость же Екатерины …казалась сладостью, слащавостью, медовостью, и этот еще более ласковый голос был просто льстив: фальшив. Я в ней узнала и возненавидела даму-патронессу»

    (М.Цветаева)

    Слайд 25

    «Контраст между чернотой Пугачева и ее <Екатерины II> белизной, его живостью и ее важностью, его веселой добротой и ее - снисходительной, его мужичеством и ее дамством не мог не отвратить от нее … Ни доброта ее, ни простота, ни полнота - ничто, ничто не помогло…»

    «Весь Пугачев - этот тайный жар. Этого тайного жара в контр-фигуре Пугачева - Екатерине - не было. Была - теплота»

    (М.Цветаева)

    Слайд 26

    Странные есть мужики...
    Вот он с дорожной котомкой,
    Путь оглашает лесной
    Песнью протяжной, негромкой,
    И озорной, озорной...
    ...В славную нашу столицу
    Входит - господь упаси! -
    Обворожает царицу
    Необозримой Руси...

    «Пугачев царицы необозримой Руси не обворожил, а на нее в другую и - славнейшую нашу столицу - пошел, в столицу не вошел, - и столицы разные, и царицы разные - но мужик все тот же. И чара та же... И так же поддался сто лет спустя этой чаре - поэт»

    (М.Цветаева)

    Слайд 27

    Литература

    1) Пушкин А.С. «Капитанская дочка» Лениздат 1972
    2) Смольников И.Ф. «Путешествие Пушкина в Оренбургский край» Москва «Мысль» 1991
    3) Белова М.Г. «Тематическое планирование уроков литературы в 8-9 классах с тестовыми заданиями и частичным сопровождением к урокам»
    4) «Пушкин в школе»