Владимир Овчинников: «Наши педагоги до сих пор лучшие в мире. Пианист Владимир Овчинников: «Занятия музыкой совершенствуют человека


Приезд на Мальту - незабываемое и впечатляющее событие для каждого гостя острова.

Владимир Павлович Овчинников - лауреат престижных мировых конкурсов, в числе которых Международный конкурс имени П.И. Чайковского и Международный конкурс пианистов в Лидсе, блистательный музыкант, в течение нескольких лет возглавлявший Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории.

Он - частый гость Мальты, влюбленный в этот незабываемый холмистый остров с древней и увлекательной культурой. Сейчас Владимир Павлович рассказывает о Мальте, музыкальном образовании и новогоднем настроении.

Какова история ваших взаимоотношений с Мальтой?

Давным-давно, еще в прошлом веке, я приезжал сюда давать концерты в Маноэль Театре. В то время я работал в Манчестерском королевском колледже, и у меня, после победы в Международном конкурсе пианистов в Лидсе, была серия концертов по всей Европе. Так я попал на Мальту впервые. Потом судьба бросала меня и в Японию, и в Америку, но сложилось так, что я снова прибыл на Мальту, в этот раз уже в связи с конкурсом пианистов, которые Европейский Фонд Поддержки Культуры проводит по всем миру. Здесь, на Мальте, проходил в апреле прошлого года главный финал.

У меня остались очень яркие впечатления от столицы Мальты Валлетты, в которой проходили и конкурсные состязания пианистов, и концерты Мальтийского международного музыкального фестиваля, где присутствовал, например, легендарный Гия Канчели. Современный молодой композитор Алексей Шор выступил в качестве композитора-резидента фестиваля.

Это был подлинный музыкальный праздник с очень большим количеством слушателей. В связи с участием в фестивале многих известных музыкантов и различных коллективов, это событие, как мне кажется, прогремело на всю Европу. Важно отметить, что и конкурс, и фестиваль становятся традиционными. Благодаря ярким музыкальным впечатлениям, я очень полюбил Валлетту, а также людей, которые работали на этом фестивале. В одном из предыдущих интервью я назвал Мальту островом радости, потому что это очень красивая и исторически невероятно интересная страна, где каждый камень с богатой историей отправляет нас в глубину веков. И для меня теперь здесь все окрашено в музыкальные тона. Я считаю, что приезд на Мальту - незабываемое и впечатляющее событие для каждого гостя острова.

Празднование Православного Рождества - тоже одна из прекрасных традиций Мальты. Как сложилось так, что вы прибыли на остров уже ради этого события?

Когда меня пригласил Константин Ишханов, я с удовольствием согласился. И у этого выступления есть тоже своя история. В этом году состоится Международный конкурс пианистов имени П.И. Чайковского. Я буду присутствовать в жюри этого конкурса по приглашению Дениса Мацуева. У меня уже был один концерт в рамках конкурса им. П. И. Чайковского, когда я играл вместе с Питером Донохоу, с которым мы разделили первый приз конкурса Чайковского в 1982 г.

В этот раз у меня была идея представить произведения Петра Ильича Чайковского в каком-то новом ракурсе. Идея оформилась в творческом сотрудничестве с Сергеем Жилиным, который ведает всей музыкальной частью известного российского телевизионного шоу «Голос». Мы решили объединить классику и джаз в одном концерте. В первом отделении я буду играть «Времена года» Чайковского, а во втором отделении Сергей Жилин с его джазовым трио исполнит часть этих же произведений, но уже в джазовой обработке. Концерт состоится на легендарной сцене Большого зала Московской консерватории. Первую часть концерта я исполнил на Мальте.

Какие чувства вы вложили в исполнение этой концертной программы на Мальте, в Русской часовне?

На Новый год и в Рождество мы всегда думаем о будущем, строим творческие планы, мечтаем и верим, что самые невероятные фантазии обязательно случатся. Поэтому, как мне кажется, это самое подходящее время окунуться в атмосферу прекрасной музыки, которую многие из нас знают с детства. Такая музыка помогает нам начать год с очень теплых мыслей и чувств, окунуться в воспоминания и задуматься о том, что нас ждет. Я посвятил эту концертную программу именно будущему, которое всегда должно быть лучше, чем прошлое. И одновременно хотелось создать атмосферу тепла и уюта, знакомого с детства через гениальную и столь популярную музыку Чайковского.

Вы несколько лет руководили Центральной музыкальной школой в Москве. Как вы оцениваете те изменения, которые переживала и переживает система музыкального воспитания в России?

Времена меняются, изменяется и отношение к музыкальному образованию. Не так давно мы переживали тяжелый период, эпоху перестройки, когда было трудно думать о развитии культуры. Люди занимались просто выживанием, фокусировались не на созидании, а на торговле. Внимание к искусству возвращается тогда, когда страна начинает восстанавливаться, когда есть время подумать о прекрасном и непреходящем, сосредоточиться на возвращении культурных традиций, которые, слава Богу, у нас всегда были очень сильными. Хорошо, что эти традиции продолжают существовать. Замечательно, что ощущается поддержка со стороны государства.

Работая в сфере музыкальной педагогики, я замечаю, что интерес к этим занятиям возвращается, что очень важно. Конечно, далеко не все ученики музыкальных школ станут профессиональными музыкантами, но главное, что занятия музыкой совершенствуют человека, заставляют его думать, чувствовать, доводить любое дело до конца с отличным результатом. У нас существует очень сильная система музыкального образования, некоторые ее элементы были утрачены, но сейчас все возвращается на круги своя. Главное, что традиции у нас не только сохраняются, но и активно развиваются.

По опыту знаю, что человек, который занимается музыкой и намерен выучить пьесу на музыкальном инструменте, должен быть очень сосредоточен, внимателен. Он должен выдать результат, который будет радовать других людей, и для того, чтобы запустить этот процесс и довести его до конца, следует быть очень умным, внимательным, сосредоточенным, эмоциональным и т.д.

Я знаю людей, которые становились прекрасными компьютерщиками, имея за плечами музыкальный опыт. Музыка - это абстрактное искусство, оно сродни математике. Я считаю, что музыкальное образование нужно всем детям, начиная с детского сада.

Мы должны сохранять, всячески поддерживать и развивать музыкальную культуру нашей нации, которая дала миру столько известных имен от Глинки, Мусоргского и Чайковского до Шостаковича, Прокофьева,Рахманинова- это не просто музыканты, которыми гордится наша страна: их творчество - огромная часть мировой культуры. С этой точки зрения отрадно отметить, что на Мальте в Русской часовне были исполнены произведения Петра Ильича Чайковского.

Одним из организаторов концерта, посвященного празднованию Православного Рождества на Мальте, является Европейский Фонд Поддержки Культуры. Есть ли у вас планы дальнейших совместных проектов по популяризации классической музыки?

Думаю, что в наступившем 2019 году у нас будут еще концерты, которые мы осуществим совместно с Фондом. Президент ЕФПК Константин Ишханов активно начал привлекать меня к различным проектам, и я благодарен ему за это. У Константина Ишханова очень хорошая команда, которая работает серьезно и по-деловому. То, что они делают, всегда становится важным событием, а сам Фонд приобретает все большую известность. Значит, количество интересных мероприятий существенно увеличится. И о них будут знать и говорить!

Беседовала Мария Ермаченко

Лауреат международных конкурсов пианистов в Монреале (1980, 2-я премия)
Лауреат VII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 1982, 2-я премия)Лауреат Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания, 1987, 1-я премия и золотая медаль)
Лауреат Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, 1984, 1-я премия, совместно с А. Е. Винницким)

Родился в 1958 г. в г. Белебей (Башкирия).

В 1966-1976 гг. учился в ЦССМШ (педагог — А. Д. Артоболевская). В 1981 г. окончил с отличием Московскую консерваторию по классу фортепиано (педагог — проф. А. А. Наседкин), в 1982-1985 гг. там же проходил ассистентуру-стажировку.

Педагогическая деятельность

В 1993-1996 гг. преподавал фортепиано в Королевском Северном музыкальном колледже в Великобритании. С 1995 г. работает в Московской филармонии.

С 1996 г. — доцент Московской консерватории на кафедре специального фортепиано под руководством профессора В. В. Горностаевой.

В 2011-2016 гг. — Директор Центральной музыкальной школы.

Концертная деятельность

После Международного конкурса пианистов в Лидсе с триумфом дебютировал в Лондоне, куда был приглашен для выступления перед Ее Величеством королевой. В прессе отмечалось: «... Трудно было поверить, что не целый оркестр находится на сцене. то было исполнение, которым мог бы гордиться сам Лист!» («Глазго Джералд», Шотландия); «... Необыкновенный пианист, воспитанный прекрасной русской школой и устремленный к самым высоким вершинам виртуозности» («Коррьере делла сера»).

Выступал в городах Европы и США с сольными программами и с крупнейшими оркестрами: Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром, Государственным Академическим симфоническим оркестром под управлением Е. Светланова; Королевским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром ВВС, Шотландским Королевским оркестром, Оркестром Гевандхауза, Национальным оркестром Польского радио, Гаагским Президент-оркестром, симфоническими оркестрами Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга (ныне Сянган). Работал с дирижерами: Р. Б. Баршаем, А. Н. Лазаревым, Г. Н. Рождественским, В. И. Федосеевым, Г. Шолти, В. Веллером, А. С. Дмитриевым, Я. Крайцбергом и др.

Принимал участие в фестивалях Карнеги-Холл и Болливуд-Боул (США), Эдинбургском и Челтенхемском фестивалях (Великобритания), земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия), «Стреза» (Италия), «Би-би-си Промс» (Лондон), Вана Клиберна (Форт-Уэрт, США).

Заслуженный артист России (1996)
Народный артист России (2005)

Участие в жюри конкурсов

Член жюри многих международных конкурсов.

Дискография

Фирмой «EMI» выпущены компакт-диски с исполнением Овчинниковым «Трансцендентных этюдов» Ф. Листа, «Этюдов-картин» С. Рахманинова, 9 сонат и пьес из балета «Золушка» С. Прокофьева; фирмой «Collins Classics» — Первого фортепианного концерта Д. Шостаковича (оркестр «Филармония» под управлением М. Шостаковича) и «Картинок с выставки» М. Мусоргского; фирмой «Русские сезоны» (Москва) — сонат Э. Грига для скрипки и фортепиано в ансамбле с А. Е. Винницким (скрипка).

«Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова - самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста - осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект», - это высказывание «Дейли телеграф» в значительной степени отражает яркость и самобытность искусства музыканта-продолжателя знаменитой нейгаузовской школы.

Владимир Овчинников родился в 1958 году в Башкирии. Окончил Центральную специальную музыкальную школу при Московской консерватории по классу А.Д.Артоболевской, а в 1981 году - Московскую консерваторию, где учился в классе профессора А.А Наседкина (ученика Г.Г.Нейгауза).

Овчинников - лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале (Канада, II премия, 1980), Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, I премия, 1984). Особенно важными являются победы музыканта на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве (1982) и на Международном конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания,1987), после которых состоялся триумфальный дебют Овчинникова в Лондоне, куда он был специально приглашен играть перед королевой Елизаветой.

Пианист выступает со многими крупнейшими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический оркестр и Оркестр BBC (Великобритания), Шотландский королевский оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга, Оркестр «Гевандхаус» (Германия), Национальный оркестр Польского радио, Гаагский Резидент-оркестр, Оркестр Радио Франс, Оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Большой симфонический оркестр и Государственный академический симфонический оркестр России.

Партнерами В.Овчинникова стали многие известные дирижеры: В.Ашкенази, Р.Баршай, М.Бамерт, Д.Бретт, А.Ведерников, В.Веллер, В.Гергиев, M.Горенштейн, И.Головчин, А.Дмитриев, Д.Конлон, Я.Крайцберг, А.Лазарев, Д.Лисс, Р.Мартынов, Л.Печек, В.Полянский, В.Понькин, Г.Рождественский, Г.Ринкявичюс, Е.Светланов, Ю.Симонов, С.Скровашевский, В.Федосеев, Г.Шолти, М.Шостакович, М.Янсонс, Н.Ярви.

Артист имеет обширный сольный репертуар и гастролирует в самых крупных городах Европы и США. В лучших залах мира проходили незабываемые концерты В.Овчинникова: Большой зал Московской консерватории и Большой зал филармонии Санкт-Петербурга, Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Альберт-холл и Роял Фестивал-холл в Лондоне, Геркулес-холл и Гевандхаус в Германии и Мюзикферайн в Вене, Концертгебау в Амстердаме и Сантори-холл в Токио, Театр Camps- Elysees и Зал Плейель в Париже.

Пианист принимал участие в известных международных фестивалях, проходивших в разных странах мира: Карнеги-холл, Голливуд Боул и Вэна Клайберна в Форт-Уэрте (США); Эдинбург, Челтенхем и ВВС Промс (Великобритания); Шлезвиг-Гольштейн (Германия); Синтра (Португалия); Стреза (Италия); Сингапурский фестиваль (Сингапур).

В разное время В.Овчинников записал на компакт-диски произведения Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского, Регера, Барбера с такими фирмами, как EMI, «Коллинз Классикс», «Русские сезоны», «Шандос».

Значительное место в жизни артиста принадлежит педагогической деятельности. В течение нескольких лет В.Овчинников преподавал фортепиано в Королевском северном музыкальном колледже в Великобритании. С 1996 г. началась его педагогическая деятельность в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. С 2001 года Владимир Овчинников также преподаёт в университете Сакуё (Япония) в качестве приглашенного профессора фортепиано, с 2005 года - профессор факультета искусств МГУ им. М.В.Ломоносова.

Солист Московской государственной академической филармонии (1995). Народный артист России (2005). Член жюри многих международных конкурсов.

Владимир Путин подписал поручение, предписывающее сохранить систему 11-летнего профессионального обучения в спецшколах для одаренных детей.

Этот документ призван спасти от действия нового закона «Об образовании» восемь музыкальных школ в крупных городах страны, где детей с первого класса готовят к концертной карьере.

О проблеме сохранения школ рассказал директор Центральной музыкальной школы (ЦМШ), народный артист России Владимир Овчинников.

- Что значит для ЦМШ поручение президента?

Во-первых, важно, что на восемь специальных школ обратили внимание. Во-вторых, в поручении говорится о непрерывности профессионального образования в сфере искусства с 1-го по 11-й класс.

- Речь идет о терминологии?

Да, и это очень важно. Мы добиваемся права профессионально обучать детей музыке с первого класса. В этом случае мы по-прежнему сможем брать детей на конкурсной основе. В начале февраля у нас будет совещание с участием директоров восьми школ, а также представителей Минобразования и Минкультуры, обсудим, какие именно стандарты образования нам нужны. Затем мы должны представить их в Российскую академию образования.

В Китае и Японии, например, вместо наших 40 часов в неделю дети учатся гораздо больше, вообще без выходных. Но музыкантам, творческим людям необходимо время, чтобы побыть одному, снять напряжение, подумать. Душу нельзя только тормошить.

- Министерство культуры вашу позицию поддерживает?

Во многих вопросах оно идет навстречу. Но некоторые вещи, как мне кажется, до последнего времени не понимало. Например, если назвать начальное музыкальное образование «предпрофессиональным», приоритет будет у общеобразовательного, а не у музыкального цикла. К счастью, мы добились понимания - может быть, слишком эмоционально, скандально, но в итоге нас услышали.

А как вы восприняли открытое письмо педагогов Российской академии музыки имени Гнесиных? Они выступили за новый закон «Об образовании», с которым вы так активно боретесь.

Я воспринял это как полное непонимание ситуации. И уверен, что половина людей, подписавших письмо, вообще не знали, что они подписывают. Это похоже на заказ, ответную реакцию на нашу позицию.

В последнее время редкий коллектив может похвастаться отстутствием массовых писем против чего-нибудь или кого-нибудь.

Люди научились писать. И на меня тоже писали, и на других директоров, и даже на министров. Однажды, когда я работал в Великобритании, один из местных критиков написал гадкую рецензию на мой диск. Я очень переживал, в отчаянии позвонил Евгению Светланову, который эту запись высоко оценил и с которым меня связывала дружба. Он ответил: «Володенька, наплюйте. Главное в нашей жизни - честно делать свое дело». Иногда нам попадаются плохие люди на пути, и возраст в этом плане совершенно не помеха. Часто это заслуженные, уважаемые люди.

- Вы редкий пример концертирующего директора. Как всё успеваете?

К сожалению, успеваю не всё. Нет времени на новые программы, хотя это всегда было нормой моей концертной жизни. На старом багаже еще выруливаю. Недавно был большой сольный концерт в Большом зале Московской консерватории, к которому я все же специально выучил несколько этюдов Скрябина. В тяжелые моменты, когда в школе не все спокойно, я сажусь за инструмент, и спустя полчаса игры с меня, как с гуся вода, сходят все проблемы.

К тому же, недавно меня пригласили в жюри конкурса Чайковского. Это дополнительная мотивация: имею ли я моральное право судить других, разучившись играть сам? Так что стараюсь держать себя в форме.

- Многие музыканты убеждены, что конкурсы - сплошь фикция и коррупция.

Фикция и коррупция могут существовать всегда и везде, и это говорит только о том, что всегда существуют личные интересы. Но если речь про детей, то, какая бы ни была коррупция, талант всегда слышно. Современные технологии, например, онлайн-трансляции, позволяют отследить любую нечистоплотность настолько легко, что никому не хочется создавать скандал.

Нам нужны результаты, а они могут быть только при честной игре. Те, кому дают первые премии, действительно этого заслуживают, даже если поначалу может казаться иначе. Так было с Григорием Соколовым и с Даниилом Трифоновым, который после конкурса играет все лучше и лучше.

- Каким должен быть пианист, чтобы вы сказали ему на конкурсе «да»?

Музыкант должен так видеть или чувствовать музыку, чтобы меня это убедило и расположило. Одной виртуозности не хватит - только десертом нельзя наесться. Для меня важно услышать лирику.

Очень важно, как музыкант находит контакт с публикой, улыбается, кланяется, выбирает программу. Есть знаковые произведения, по которым можно понять: это прекрасный музыкант, но не более. Что он будет показывать публике? Свою пустую душу? Или это будут серьезные высказывания, на которые люди пойдут, как в церковь, причащаться? Надеюсь, это будет главным критерием на конкурсе Чайковского.

- Политические события последнего времени школу не затронули?

К нам обращались с просьбой отправить в Крым музыкальную литературу, ноты. Мы отправили 50 коробок. При случае мы готовы принять в школу одаренных детей оттуда. У нас многонациональный коллектив, даже дети из Северной и Южной Кореи учатся вместе и живут в одном здании. Так что, думаю, все будет хорошо.

- Какой подарок вы, как директор, хотели бы получить к 80-летнему юбилею ЦМШ?

Мы уже начали получать подарки. Например, недавно благотворители пополнили наш скромный инструментарий двумя дорогостоящими арфами: маленькой, кельтской, и полноразмерной. Благодаря друзьям школы будет снят фильм о ЦМШ. Еще раньше мы получили щедрый подарок: внутри школы и по всему периметру установили видеокамеры, так что теперь школа стала более безопасной, и хулиганства со стороны учеников поубавилось.

- Дети, которые целый день сидят за инструментом, еще находят время хулиганить?

Один очень известный музыкант признался мне, что его выгнали из нашей школы за плохое поведение. Выплески энергии бывают у всех детей. Только у кого-то они происходят в рамках приличия, а у кого-то выходят за всякие рамки.

Конечно, в ЦМШ детям приходится в два раза больше времени тратить на учебу - из-за интеграции общеобразовательного цикла и музыкальных предметов. Но это не мешает им бегать, прыгать, играть. Ярчайший пример - Денис Мацуев, который не может представить свою жизнь не только без музыки, но и без футбола.

Играть больше ста концертов в год не всем под силу, и дело не только в одаренности. Дело в колоссальных физических нагрузках, не говоря уже о психологических стрессах. Это постоянный, нескончаемый процесс, и в какой-то момент человек может просто сломаться. Поэтому музыканту нужно постоянно воспитывать себя не только как личность, но и физически. Нужно быть стойким оловянным солдатиком.

- Критика начального профессионального образования за то, что оно лишает детей детства, необоснованна?

Конечно. Наоборот, это - счастливое детство, в котором дети уже нашли себя. Профессиональное музыкальное образование позволяет раскрыть художественные чакры. Но самое интересное, что дети, обучаясь музыке, уже учатся серьезно, добросовестно трудиться. Чтобы выучить самую простенькую пьеску, нужно посидеть, сосредоточиться, напрячь свои душевные силы, чтобы получилось еще и красиво. Я всегда говорю, что даже если из ребенка не получится профессиональный музыкант, он в любой профессии будет ценным сотрудником.

- Часто бывает, что ваши подопечные не становятся музыкантами?

В основном я встречал такие случаи во время перестройки, когда жизнь ломала многие судьбы, люди уезжали за границу. Среди моих одноклассников было много детей, которые считались очень талантливыми, но на них, видимо, оказывали сильное давление педагоги и родители, и в итоге они сознательно уходили в другие профессии. И все-таки я убежден: у детей, которые занимаются музыкой, совсем иной менталитет. Они дальше видят, глубже чувствуют, у них шире кругозор. Не говоря уже о том, что любой человек, умеющий сыграть на гитаре хотя бы три аккорда, становится душой компании. Музыка и дети - лучшее, что есть на свете.

- Владимир Павлович, вы в музыке с младенчества. У вас было детство?
- У меня было прекрасное детство, несмотря на то что с четырех лет я жил только с бабушкой. Когда мы приехали в Москву, мне было четыре года, бабушке - 68 лет. Теперь-то я понимаю, что она совершила подвиг, так резко перекроив свою жизнь ради внука. Прежде дальше Белебея она никуда не выезжала, а из-за меня, по сути, отказалась от того, что мы называем «спокойная старость».
Снимали комнату - сначала на Мытной, а потом на ВДНХ, в «трешке» на улице Бажова. Как и все тогда, жили скромно, но дружно. Бабушка воспитала меня и двух дочерей хозяйки - тети Наташи.
- В представлении обывателя ребенка невозможно заставить сидеть за инструментом часами без, скажем мягко, легкого нажима родителей...
- Поймите, в ЦМШ поступают очень одаренные дети. Дети, которые сознательно сделали свой выбор в жизни. Поэтому ремень и окрики родителей здесь неуместны. Дети попадают в умные руки педагогов, среди которых немало профессоров консерватории, авторов учебников, звезд музыкальной педагогики и исполнителей с мировым именем. Они знают, как найти ключик даже к самому капризному вундеркинду. (Улыбается.)
И мне повезло: я оказался в классе Анны Даниловны Артоболевской. Это педагог-легенда! Она умела создать уникальную творческую атмосферу. Классные концерты нередко посещали родители. Мы, дети, садились и играли в четыре руки. Дома у Артоболевской было два рояля - мы и в восемь рук играли ансамбли.
Хочешь играть рапсодию? Играй, но облегченный вариант. Анна Даниловна задавала на лето, допустим, все инвенции Баха и 50 этюдов Черни. Но если мы выучили пять или десять, это уже было здорово. Домашнее задание для нас не было обузой.
В класс приходили старшие ученики, уже известные в музыкальном мире: Алеша Любимов, Алеша Наседкин, Женя Королев, гениально читающий с листа любое произведение. Я считаю, что никто не играет Баха лучше Евгения Королева, хотя многие предпочитают Гленна Гульда. Бах, инвенции, сюиты, фуги которого мы учим с первого класса, у Королева звучат так, будто ты слышишь их впервые.
У Артоболевской все ученики очень разные. Никто ни на кого не похож. На мое счастье, впоследствии Анна Даниловна буквально за руку привела меня к моему следующему педагогу - профессору Московской консерватории Алексею Аркадьевичу Наседкину. За годы учебы и аспирантуры он вывел меня на большую концертную магистраль.
- Известные музыканты, как правило, из музыкальных семей. Вы не исключение?
- Мама училась в Москве, в Училище Октябрьской революции - сейчас это Московский институт музыки имени Шнитке - по классу баяна и аккордеона. С отличием его окончила. Ее оставляли в Москве, приглашали сесть в какой-то оркестр народных инструментов, но мама уехала домой, в Белебей. Зато в результате этого решения родился я. (Улыбается.)
Мама была педагогом. Учила детей музыке. Я слышал с раннего детства, как она занималась на пианино, на баяне. Но совсем не обязательно, что известные музыканты появляются только у родителей-музыкантов.
Вообще через воспитание музыкой, причем в раннем возрасте, должны проходить все дети. Это делает их не просто счастливыми - они погружаются в другой мир. Это как горизонт - он манит загадкой, тайной, ты к нему приближаешься, уже протянул руку, чтобы коснуться, а он отдаляется, тайн не становится меньше...
Музыка больше, чем слово. Она глубже и серьезнее. Слово человек понять способен, а музыку еще никому не удалось постичь. Даже Бах, Моцарт и другие гении смотрели на Ее Величество Музыку снизу вверх. Иначе им не открылось бы в ней что-то божественное.
Учить детей музыке просто необходимо. Это как прививка от недуга серости. Нет, не точно... Это как причастие музыкой.
- В вашем директорском кабинете я видел афиши звезд мировой классической музыки с надписью «Овчинников приглашает»... Куда вы приглашали Хворостовского, Венгерова, Муллову, Луганского?
- К нам, в ЦМШ. Приглашал великих музыкантов, которые у нас учились, и не только их. Первым был пианист Владимир Фельцман. (Сын Оскара Фельцмана. - С.Р.) Он живет в Штатах, сделал там колоссальную карьеру. Фельцман давал здесь мастер-класс. Рассказывал, что в Америке хотел создать такую же, как ЦМШ, школу, нашел спонсоров, но ему не разрешили. Дима Алексеев живет в Лондоне. Он тоже окончил ЦМШ и нашу консерваторию. Тоже давал мастер-класс. Будучи нашим гостем, Дмитрий Хворостовский пригласил наш оркестр во Дворец съездов, наши ученики принимали участие в его благотворительных концертах.
Геннадий Рождественский, Виктория Постникова, Владимир Спиваков, Денис Мацуев, Дмитрий Ситковецкий, Виктория Муллова, Питер Донохоу, Пауль Бадура-Скода, Максим Могилевский, Вадим Руденко, Сергей Слонимский, Юрий Симонов, Владимир Виардо, Филипп Копачевский, Феликс Коробов, Константин Орбелян, Ванесса Латарж... Да всех и не перечислишь, кто побывал в ЦМШ за последние годы. Это цвет мировой классической музыки. Подчеркну, все они приезжают к нам бесплатно, из любви к школе, к Москве.
- Добрая половина из перечисленных музыкантов получили образование у нас, но живут в США, Англии, Германии, Франции... Ребята не спрашивают, почему?
- Не спрашивают. Дети взрослые и все понимают. Да наши гости и сами рассказывали, почему поселились кто в Лондоне, кто в Мюнхене, кто в Нью-Йорке... Многие из них уезжали в советское время, из другой страны. Старались обрести большую свободу, а Союз был закрыт для мира. Для искусства, для музыканта это смерть - вариться в собственном соку. Все зависит от личной судьбы. Кто хочет, тот все равно уедет. Я исколесил весь мир, поработал в Англии, Японии, Америке... Но понял, что своим там нигде не стану. Я же не могу переехать за границу со всем кругом общения!
Вообще за границей нас сильно никто не ждет. Зачем им плодить конкурентов?! Рады только в том случае, если мы будем приносить большой доход импресарио, компании, фирме...
У детей ЦМШ сильная мотивация. Они ясно видят свое будущее. Те, кто приехал из провинции, хотят закрепиться в Москве или поработать на Западе. Сейчас можно сделать карьеру и в России, в Союзе не было такой возможности.
Многие наши музыканты возвращаются на Родину. Было время, когда у нас платили больше, чем на Западе. А вообще музыканты должны быть абсолютно свободными в выборе и иметь возможность ездить по всему миру.
- Американский скрипач Иегуди Менухин назвал ЦМШ лучшей музыкальной школой в мире. Нелепо измерять музыкальные успехи цифрами, но 80% мировой музыкальной элиты учились в вашей школе и в Московской консерватории. А как сейчас с талантами, Владимир Павлович?
- И сейчас все в порядке. Россия неисчерпаема на таланты. ЦМШ прирастает не только Москвой, но и Дальним Востоком, Сибирью, Уралом... Лауреатом последнего конкурса П.И.Чайковского стал, например, Даниил Харитонов. Он из Южно-Сахалинска. Выпускники ЦМШ принимали участие во всех конкурсах Чайковского начиная с 1958 года, но впервые за всю историю школы третья премия досталась не выпускнику, таких было много, а десятикласснику ЦМШ.
До него рекорд принадлежал Андрею Гаврилову, он стал лауреатом в 18 лет. Только окончил ЦМШ, поступил в консерваторию и получил приз. А Дане Харитонову всего 16 лет. Таланты молодеют.
- Владимир Павлович, кем ЦМШ сегодня особенно гордится?
- Пианиста Даниила Харитонова я уже назвал. Кто еще? Растут у нас прекрасные пианисты Семен Каракулиди и Александра Стычкина. Скрипачи Наина Кобзарева, Агафья Григорьева, Серафима Никитина, Мария Андреева. Кларнетист Эрик Мирзоян...
- А Сева Завидов? Знаю, что его пригласили с концертом в Карнеги-холл, а мальчишке всего 10 лет...
- Сева пришел учиться в ЦМШ в четырехлетнем возрасте. Сейчас он в четвертом классе. Его педагог по фортепиано - заслуженный учитель России Тамара Леонидовна Колосс, которая много лет возглавляла фортепианное отделение ЦМШ. Сева москвич, из многодетной семьи. Родители не музыканты. Он уже пять раз выступал в Большом зале Московской консерватории. С оркестром исполнял произведения Гайдна и Баха. В конце прошлого года в США стал победителем Международного конкурса «Debut International Piano Competition», который проводится в рамках фестиваля «Golden Key Festival». Как победитель в младшей возрастной категории Сева в июне дал сольный концерт в Карнеги-холле, а в августе выступит с тремя концертами в Вене.
- Нынче ЦМШ окончили 39 человек. Это что - 39 будущих звезд мирового уровня? У меня есть знакомая выпускница консерватории по классу фортепиано, которая шьет шубы...
- Министр культуры как-то грустно пошутил: оканчиваешь консерваторию - забивай место в переходе... В этом есть своя правда. Можно проучиться 18 лет музыке и не стать известным музыкантом. Женщина, о которой вы рассказали, должна была почувствовать, что из нее не получится выдающаяся пианистка. Да и перестройка наломала дров. Многие музыканты уехали из страны, но и за морем не добились больших результатов. Зато среди них немало педагогов, компьютерщиков, и очень успешных.
В любой другой профессии музыканты - добросовестные работники. Они же пахари! Знают, что если ты не отсидишь, не отработаешь, то и результата не будет. А та, что шьет шубы, зарабатывает наверняка больше профессора консерватории, который получает 45000 рублей.
Не все станут звездами, это правда. Но все хотят остаться в столице. А в Москве перебор музыкантов. Если бы эти пианисты, скрипачи, виолончелисты уехали в провинцию, они были бы востребованы. Но все хотят зацепиться за Москву, а то и проследовать дальше - на Запад.
Самое главное, чтобы те, кто получил музыкальное образование, не жалели о том, что внушительный период своей жизни занимались музыкой. Они дальше видят, глубже чувствуют... Эти люди освещены музыкой. Они уже не такие, как все.

Досье «УГ»

Владимир Овчинников родился в 1958 году в г. Белебее (Башкирия). Окончил с отличием Московскую консерваторию по классу фортепиано (педагог - проф. А.А.Наседкин), там же проходил ассистентуру-стажировку. В 1993-1996 годах преподавал фортепиано в Королевском Северном музыкальном колледже в Великобритании. С 1995 года работает в Московской филармонии. С 1996 года доцент Московской консерватории на кафедре специального фортепиано под руководством профессора В.В.Горностаевой.
С 2011 по 2016 годы директор Центральной музыкальной школы.
Лауреат международных конкурсов пианистов в Монреале (1980 г., 2-я премия), лауреат VII Международного конкурса имени П.И.Чайковского (Москва, 1982 г., 2-я премия), лауреат Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания, 1987 г., 1-я премия и золотая медаль), лауреат Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, 1984 г., 1-я премия, совместно с А.Е.Винницким).