Внеклассная работа по литературе как средство личного развития. Сочинение «Чему нас учат книги Булгакова Любимое произведение русской литературы 20 века

«Я считаю, что литература «учит жизни», так как в каждом литературном произведении заложен нравственный смысл. Литература помогает мне духовно развиваться. В литературных классических произведениях всегда побеждает добро, а ложь и подлость всегда раскрываются. Во многом благодаря литературе, я научилась совершать нравственные поступки. Литература всегда учит благородству и духовности. Мой любимый писатель – Михаил Афанасьевич Булгаков. Недавно я прочитала его произведение «Собачье сердце». Больше всего в этом произведении мне понравились юмор и сатира писателя. В данный момент я читаю его произведение «Мастер и Маргарита». Когда я его читаю, то не могу оторваться от книги. Мне очень нравится, как писал свои произведения Михаил Афанасьевич Булгаков» (Анастасия П.).

«Мне кажется, что без литературы в наше время не прожить. Ведь мы учимся на книжках. Без них скучно. Мы вычитываем из них много увлекательного, интересного, познавательного и полезного для нас. Каждая книга – это своя жизнь. Книги помогают нам жить. Есть даже такое стихотворение Д. Кугультинова, в котором показано значение литературы в жизни автора. Мне близок и понятен смысл стихотворения:

В моем шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом…

И ты вошел, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдешь…

В.Г. Белинский писал: «Изучать поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их… Пережить творения поэта значит переносить, перечувствовать в душе своей богатство, всю глубину их содержания, переболеть их болезнями, перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостью, их торжеством, их надежами. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком». Так критик отзывался о Пушкине. А.С. Пушкин – великий поэт. У него прекрасные поэмы, они мне очень нравятся, в них, «он сумел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества». Пушкин – мой любимый поэт» (Дарья Т.)

«Больше всего мне нравится Федор Михайлович Достоевский. Произведения Достоевского горячо интересуют меня. Больше всего меня привлекает роман «Преступление и наказание», видел и много спектаклей и фильмов, поставленных по мотивам его произведений. Каждое художественное произведение ценно прежде всего своей актуальностью, тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Достоевский – тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в моем сознании» (Лилия И.).

Таким образом, в своих высказываниях учащиеся обнаруживают достаточно зрелые представления о значении искусства в жизни человека, осознают нравственное значение литературных произведений. Отраден тот факт, что ребята любят и ценят классику, понимают ее непреходящее значение, актуальность для сегодняшних читателей. Данные анкетирования позволяют судить об уровне читательских интересов детей, об особенностях восприятия ими литературных произведений. Проведение подобных анкет является методикой, позволяющей активизировать самоанализ, самооценку учащихся, дает возможность детям поразмышлять о роли литературы в их жизни. А, как известно, активизация форм самооценки, самоанализа, самовоспитания является важнейшей составляющей механизма формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы.

Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ее идейно-художественного смысла. Экспериментально исследование подтверждает, что процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников структурно состоит из таких компонентов, как: мотивационный, содержательный и деятельностный. Включение старшеклассников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.

Смысл изучения литературы во внеклассной работе – сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога. Учителя могут применять такую форму работы, как лекционно-семинарская, особенно при обобщении изученного материала.

Например, при изучении произведения В. Распутина «Живи и помни» возникает диалог, учащимися осмысливаются нравственные ценности русской гуманитарной культуры. Старшеклассники проводят параллель между Настеной, женщиной ХХ века, и героиней Достоевского Соней Мармеладовой. Учащиеся вспоминают героинь Некрасова из его поэмы «Русские женщины», плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», стихи К. Симонова «Жди меня…». Так происходит постижение русского женского национального характера во взаимосвязях времени и развитии литературного процесса. У старшеклассников развивается представление о этико-эстетическом единстве отечественной литературы, об идеальных характерах, созданных классиками. В ходе подобных уроков у учеников формируется представление о искусстве как о преобразующей мир силе, способной нравственно изменить человека в сторону добра.

Организация литературных кружков, клубов и других форм работы с целью воспитания школьников, развития их нравственных качеств, формирования ценностных ориентаций необходима в современной школе. Важное место занимает проведение в школе мероприятий, приуроченных к литературным и историческим датам и юбилеям (например, юбилей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.П. Чехова, М.А. Шолохова и т.д.).

Литературные композиции, посвященные юбилейным датам писателей – Нобелевских лауреатов (И.А. Бунина, М.А. Шолохова, Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И.А. Бродского) также имеют большой воспитательный смысл.

Организация внеучебной работы учащихся по изучению творчества писателей-земляков – важная форма литературного образования и воспитания учащихся. Максимальное использование учителем форм, методов и методик, которые бы способствовали формированию ценностных ориентаций, устойчивых мировоззренческих позиций старшеклассников на уроках литературы, открывает возможности для активизации воспитательных функций школы в целом.

Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. На уроках внеклассного чтения можно реализовать методы прочтения или же изучения произведения принятые на простых уроках изучения произведения.

В то время, когда в России торжественно отмечали начало нового, 20 столетия, еще продолжали свою деятельность писатели, чье творчество достигло расцвета в 19 веке, — Л. Толстой, Чехов, Короленко. Голос Толстого-публициста звучал на весь мир, внушая людям отвращение к насилию, лжи, несправедливости и призывая к любви, милосердию, братству. В 1903 году, в 75-летнем возрасте, писатель создает один из лучших своих рассказов — "После бала", а еще через год завершает работу над повестью "Хаджи-Мурат". Чехов в начале 20 века пишет свои знаменитые пьесы, и сегодня с успехом идущие на сцепе, — "Три сестры" и «Вишневый сад». Короленко работает над "Историей моего современника", над статьями и воспоминаниями.

Но все заметнее становятся поэты и прозаики новых поколений, которым было суждено связать свою судьбу с 20 веком, — М. Горький, Л. Андреев, И. Бунин, А. Куприн. А. Блок, А. Н. Толстой, позднее — В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева. В литературу приходят М. Шолохов. К. Паустовский, М. Булгаков, А. Платонов, Н. Заболоцкий, А. Твардовский, наконец — А. Солженицын, В. Распутин и другие.

20 столетие — время величайших трагедий и свершений в истории России и человечества. Недаром Блок в поэме «Возмездие» пророчески предсказывал, что "черная, земная кровь" сулит "невиданные мятежи" и "неслыханные перемены".

И, действительно, не прошло и четырех лет после написания этих строк, как разразилась Первая мировая война, а еще через три года грянули две революции — Февральская и Октябрьская 1917 года, круто изменившие жизнь страны: наступило великое и трагическое семидесятилетие советской власти. Через 24 года после революции началась небывалая в мире война с фашистской Германией. Сколько погибших оплакала литература, сколько разбитых жизней изобразила! Народ добился победы, но какою ценой! Вы прочтете (или перечитаете) рассказ Шолохова «Судьба человека». Его герой все потерял в годы войны и обрел какое-то подобие счастья лишь в усыновленном мальчике. На всем значительном, что создано в литературе о Великой Отечественной войне, лежат отсветы героической и — повторим — трагической эпохи.

Нелегки были судьбы писателей 20 века. Мартиролог, который когда-то составил А. И. Герцен, продолжен двадцатым веком. В сорокалетием возрасте, по существу сломленный лишениями и страданиями, умер Блок. Не найдя себе места в современной ему действительности, в возрасте тридцати лет покончил с собой Есенин. На почве личных неурядиц застрелился 37-летний Маяковский. Не перенеся трудностей военных лет и одиночества, на 49-м году жизни повесилась М. Цветаева, до этого долгие годы находившаяся в эмиграции. Вынуждены были покинуть родную страну в период Гражданской войны Бунин, Куприн и многие другие писатели. Куприн вернулся в Советский Союз в 1937 году, незадолго до смерти, а Бунин так и умер на чужбине. Несколько лет в качестве заключенного провел в ГУЛАГе А. И. Солженицын, а освободившись, вскоре был выслан за пределы страны.

Но мы совершили бы непоправимую ошибку, если бы в таких мрачных тонах представили всю литературу 20 века. Даже те писатели, которые вступили в конфликт с властями и советской действительностью, не предавались отчаянию. От литературы XIX века русская литература 20 века приняла эстафету высоких идеалов, нравственности, гуманизма. Это легко увидеть, читая рассказы и повесть "Детство" М. Горького, произведения А. Куприна, И. Бунина и других писателей. «Но все-таки... все-таки впереди — огни!..» — восклицал Короленко. «Не скроют тучи солнца, нет, не скроют!» — словно вторил ему Горький. «Сотри случайные черты, / И ты увидишь — мир прекрасен!» — эти слова принадлежат Блоку, создавшему не одно грустное, даже пессимистическое стихотворение. Литература звала читателей не сдаваться, преодолевать неимоверные испытания, выпадавшие на их долю. Находившийся в эмиграции Бунин высоко оценил военную поэму Твардовского "Василий Теркин", герой которой — неунывающий русский солдат. Такие писатели, как Маяковский, Шолохов, Паустовский, Твардовский, каждый по-своему участвовали в развернувшихся в стране преобразованиях, стремясь художественным словом вселить в читателей веру в будущее, поднять их жизненную активность.

И в довоенные, и в военные годы, и в наши дни русская литература многое делала и делает для того, чтобы в стране восторжествовала справедливость, чистота чувств и отношений, чтобы ушло в безвозвратное прошлое все, что обозначается коротким и емким словом "зло", — политическое самодурство, хамство шариковых ("Собачье сердце" Булгакова), чинопочитание, доходящее до потери человеческого облика, до самоуничижения (сатира Маяковского), эгоизм, своекорыстие, стяжательство (Фаддей из рассказа Солженицына «Матренин двор»). Глубокое уважение читателя снискали такие герои литературы 20 века, как Андрей Соколов из рассказа Шолохова "Судьба человека", молоденькая учительница из рассказа В. Распутина «Уроки французского», Матрена из рассказа А. Солженицына «Матренин двор» и другие.

Русские писатели 20 века продолжают и развивают реалистические традиции своих предшественников. Одновременно многие из них пишут в романтической манере: К. Паустовский. М. Пришвин, К). Казаков.

А каким многообразием жанров отличается русская литература 20 века! Здесь и романы (Горький, Шолохов), и поэмы (Твардовский), рассказы и повести — реалистические (Бунин, Куприн, Шукшин, Казаков), сатирические (Булгаков), фантастические (Грин); здесь и драматические произведения (Маршак), и циклы повестей и рассказов (В. Астафьев), и сказы (Бажов), и богатейшая лирика.

Русские писатели 20 века обогатили изобразительно-выразительные возможности литературы музыкальностью, песенностью стиха (Блок, Есенин), стихом разговорным и ораторским (Маяковский), сжатой, словно до предела спрессованной речью (Цветаева), переплавленной в горниле таланта народной речью (Шолохов, Астафьев, Твардовский. Солженицын).

Сочинение

Писатели России начала XX века жили в обстановке всевозможных кризисов и войн. И вполне закономерно, что эти события повлияли (уж не говорю, что отразились) в их творчестве. Писатели и поэты, о которых мы будем говорить, стремились понять смысл жизни и объяснить постигшие Россию потрясения. И неудивительно, что эти искания обрели невиданную доселе напряженность, ведь события проносились с фантастической скоростью и фатальными последствиями: гибли миллионы людей, разрушались империи, образовывались новые государства… На фоне этих страшных и невероятных событий тема отдельной личности кажется по крайней мере мелочной. Или ругательно-идиалистической, направленной на развенчание образа роли личности в истории, созданного Толстым. Но, нет! Такого не было. Просто пытались понять писатели-поэты-философы, как воспринимает личность эти потрясения, как реагирует и т. д. Ведь личность личностью, но «зеркало жизни» демонстрирует нам собирательные образы. Таким способом и пытались понять — по реакции образов как будут развиваться события.

Мы с вами знаем, что, сколько людей, столько и мнений. Поэтому подобно тому, как у трех главных рек Руси есть множество притоков, так и у трех главных творческих течений: символизм, акмеизм, футуризм существует множество последователей с различными устремлениями и точками зрения. Вот, например, в символизме; течение наблюдалось в 1870—1910 годах. Художественное выражение происходило посредством символа. Символ — многозначно-иносказательный, логически непроницаемый образ. Выражал символизм неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социальных сдвигов. Целью литературного символизма было с помощью философии и прикладными ей науками дойти до цитирую «скрытой реальности», «идеальной сущности мира», «идеальной красоты». В общем, и целом к вечному идеалу. Приверженцами течения были А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Ф. Сологуб.

Далее рассмотрим акмеизм, в смысле как он отразился на литературе. Течение 1910-х годов. Его приверженцы не ставили перед собой какой-то глобальной цели, оно было преимущественно направленным на очищение поэзии от символистских порывов, от многозначности, текучести и сложности метафорического слога, то есть в противовес всему этому акмеизм культивировал точное значение слова, его естественность. Этому течению когда-то следовали А. Ахматова, А. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Кузьмин.

Футуризм — последнее течение, о котором я вам расскажу. Приверженцы течения творили в 1910—1920-х годах. Они, своим искусством старались создать «искусство будущего». Для достижения этой благой цели они отрицали традиционную культуру, культивировали урбанизацию (эстетика машинной индустрии и большого города). Для него характерно переплетение документального материала с фантастикой. Футуризм допускал для достижения благой цели даже разрушение естества языка. В нем творили, как вы уже наверное догадались В. Маяковский, может быть менее известный вам В. Хлебников и многие другие.

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Избранные произведения:

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Избранное произведение:

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Избранные произведения:

К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Избранные произведения:

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Биография:

Избранные произведения:

А.Т. Твардовский — ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

Избранное произведение:

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Избранное произведение:

М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Избранные произведения:

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

Избранное произведение:

— одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Избранное произведение:

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

Начало двадцатого века в русской литературе это яркость "Серебряного века" во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.

Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны, но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.

Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник "Символы", творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков. Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.

М. Горький и Л.Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим. Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.

Тридцатые годы характеризуются в литературе как "года великого перелома". Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду. Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет.А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. Возможностей, для развития литературы практически никаких. Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.

Но это время дарит нам таких талантливых людей как:В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева. Сегодня невозможно себе представить литературы и поэзии без этих имён. А жизнь их в то время постоянно подвергалась опасности. Произведения могли никогда не выйти. Мы не узнали бы трогательных стихов Цветаевой, не услышали ритма Маяковского, не смеялись бы над Зощенскими рассказами, не признавались бы в любви Есенинскими стихами и не размышляли бы над загадочным слогом Булгакова.

Период двадцатого века в русской литературе ознаменован явлением кризиса. Кризиса душ, кризиса ума, кризиса чувств. Но читая произведения, написанные литераторами и поэтами того времени четко понимаешь, что талант это дар, который не победить. Он как росток пробьёт асфальт и будет тянуться к солнцу, тянуться к жизни. И путь будет не из легких, но сама жизнь расставит все по местам. Есть место на полке книжной каждого дома для книги поэтов и пишущих прозу литераторов двадцатого века.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Иешуа в романе Мастер и Маргарита сочинение

    В роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером о Понтии Пилате. Иешуа Га-ноцри является главной фигурой в этом романе, наравне с Пилатом.

  • Интересно, что обычно в пьесе, вообще, сложно говорить о роли пейзажа. То есть тут явно не будит описаний природы на две страницы. Обычно вид сцены (пейзаж) обозначен кратко в самом начале действий перед диалогами