Второстепенные персонажи в комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С. Загорецкий, "Горе от ума". Характеристика героя Горечи в горе от ума
Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
Каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Внесценические персонажи хотя и не действуют прямо, но играют важную роль: они свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит мощная и действенная реакционная сила. Все герои, вместе взятые, создают яркую, полнокровную картину московского дворянского общества. На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех них есть общие черты: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие. Эпизодические персонажи появляются в комедии, сменяя друг друга. Рассмотрим их в той последовательности, в которой они изображены в комедии. Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до вступления последнего в брак. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть»: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей». Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». Вообще мотив подчинения мужа жене проходит через все произведение. Грибоедов проводит параллель между Платоном Михайловичем и Молчал иным. Супруг Натальи Дмитриевны говорит: «Есть-таки занятье: / На флейте я твержу дуэт / А-мольный». Автор этой фразой отсылает читателя к началу комедии, когда Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья отдает предпочтение Молчалину, хотя она могла выбрать Скалозуба или Чацкого. Молчалин заслужил ее любовь тем, что он «враг дерзости». Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же муж, как Горич, - «муж-мальчик», «муж-слуга». Лакей Петруша в комедии почти не говорит, им распоряжается Фамусов, который приказывает ему: «Поди», «Пошел же, торопись». И он подчиняется. Однако же Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» Петруша умеет подчиняться, этим он тоже нравится: его полюбила Лизанька. На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Читатель понимает это почти с первых ее слов. Едва завидев Чацкого в узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же «мужа-мальчика», «мужа-слугу», пригласить потенциального жениха к себе. Но как только она узнает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, она «что есть мочи» кричит: «Князь, князь! Назад!» Фигура княгини Тугоухов-ской помогает глубже понять характер Фамусова. Павел Афанасьевич хочет выдать свою дочь замуж за богатого, обладающего властью, заметного в обществе человека. Княгиня Тугоу-ховская преследует те же корыстные цели. Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: * Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, * Тот и жених, а также «Кто беден - тот тебе не пара». На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмнна-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам». Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным. Чацкий в своем монологе рассказывает о «французике из Бордо», который чувствует себя в России «маленьким царьком», хотя покидал он свою страну «со страхом и слезами». Этот французик не только не встретил в России «варваров», но и услышал везде свой родной язык, увидел, что дамы носят такие же платья, как во Франции. С помощью образа «французика из Бордо» Грибоедов показывает, что дворянское общество так подражает французским нравам и обычаям, что русских дворян невозможно отличить от французов - они « офранцузились ». Загорецкий больше других эпизодических героев «задействован» в комедии. Это едва ли не самый порочный человек из присутствующих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят: «Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор». Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты, про него даже Хлестова сказала доброе слово: «Дай бог ему здоровья!» Загорецкий откупается своей услужливостью, он говорит Софье, что ей никто бы так не услужил, что он «всех сбил с ног», доставая билеты на спектакль, сознается, что «похитил уже силой». В этой фразе раскрывается низость характера Загорецкого. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Когда старуха Хлестова хотела «от него и двери на запор», он услужил ей, подарив арапчонка, которого он, по-видимому, достал каким-то нечестным путем, тем самым расположив ее к себе. Характерная черта одного из основных героев комедии - Молчалина - совпадает с главным свойством характера Городецкого. Молчалин говорит: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятая». Чацкий выражает свое мнение о Молчалине: «В нем Загорецкий не умер». Действительно, Грибоедов показывает Загорецкого «отъявленным мошенником», «лгунишкой», «плутом», чтобы яснее выявить ту же низость души в Молчалине - будущем Загорецком. На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Это крепостница, властная и своевольная, по словам Гончарова, «остаток екатерининского века». В образе Хлесто-вой Грибоедов раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек - все равно что собака. Она просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой» - и тотчас про них забывает. В комедии незримо присутствует еще один персонаж, который относится к подвластным ему людям, как к собакам. О нем рассказывает Чацкий, называя его «Нестором негодяев знатных». Этот человек поменял своих верных слуг, которые спасали его жизнь и честь, на охотничьих собак. Образ «Нестора» тоже свидетельствует, как жестоко обращаются люди, имеющие власть, с теми, кто им подчинен. В разговоре с Софьей Чацкий упоминает несколько людей, с которыми он был знаком до отъезда за границу. Он вспоминает о человеке, который живет за счет своих артистов («сам толст, его артисты тощи»), только развлекается. Чацкий говорит про него: «На лбу написано: «Театр и маскерад». Этот «Театр и маскерад» запомнился ему потому, что на каком-то балу спрятал человека в «комнате посекретней», чтобы тот «щелкал соловьем». Потом Чацкий рассказывает про человека, который согнал на «крепостной балет» детей, «отторжен-ных» от родителей, и «заставил всю Москву дивиться их красе», а потом распродал их поодиночке. Так Грибоедов выявляет социальное неравенство, при котором можно детей разлучать с родителями. Еще один знакомый Чацкого «поселился в ученый комитет» и «с криком» протестовал против образования. Этот персонаж выявляет невежество и необразованность фамусовского общества. Самым последним, к «Шапочному разбору», на бал является Репетнлов. Этот персонаж в изображении Грибоедова - человек, опошляющий и дискредитирующий идеи времени, он с его «секретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шумят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный человек, болтун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Ре-пе’шлов называет Чацкому каких-то людей, которые авторитетны в «секретнейшем союзе», но читатель понимает, что все эти люди не могут принести обществу реальное обновление: один отличается тем, что «сквозь зубы говорит», другой - тем, что поет, еще двое - просто «чудесные ребята», а Ипполит Маркелыч Удушьев - «гений», потому что написал в журнале «отрывок, взгляд и нечто». В образе Репетилова Грибоедов высмеивает случайных людей в кругах прогрессивного общества. На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N. и Б. Про них автор не говорит ничего, но они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Господин ^. не верит этому, но его интересует, что об этом говорят другие. Софья прекрасно знала весь этот механизм, и стоило ей сказать двум «господам» несколько слов, как все фамусовское общество в полный голос заговорило о сумасшествии Чацкого. В образах этих мелких сплетников Грибоедов показывает, чем занимается дворянское общество: распространением сплетен и слухов.
Опубликованная им в 1825 г. Это сатира на общество аристократов. В ней противопоставляются две кардинально разные позиции на дворянство: либеральная и консервативная. Фамусов — типичный дворянин, воспринимающий себя как представителя высшего сословия; государственный чиновник. Вторую сторону представляет Чацкий — новый тип дворянина, нацеленный на более гуманистические взгляды, получение отличного уровня образования, а не на удовлетворение эгоистических потребностей и эксплуатацию чужого труда.
Вконтакте
Персонажи «Горе от ума»
Мы представим краткую характеристику героев комедии Грибоедова в таблице:
Фамусовское общество | Чацкий, Александр Андреевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чуть более подробные описания героев комедии «Горе от ума» с речевыми характеристиками рассмотрим далее.
Горе от ума: краткая характеристика главных героев
Чацкий
Колоритный главный персонаж , бросивший вызов обществу, которое предпочитает Фамусов. При этом он воспитывался в этой семье, так как родители Чацкого погибли, но дружили с Павлом Афанасьевичем. Александр Андреевич получил хорошее образование, путешествовал и стал членом Английского клуба дворян. Вернулся в родные пенаты, так как влюблён в Софью Фамусову, но был разочарован нравами здешнего светского общества и Павла Афанасьевича в частности.
Красноречив, притягивает к себе внимание. С Софьей схож своим уровнем образованности и острословием, но только если он стремится не унизить человека, а лишь показать тому правду о себе, то Соня просто подчёркивает своё превосходство над другими. Если сперва она кажется Александру открытой ко всему новому, оживлённой и чувственной, как он, то потом узнаёт истинное положение дел и жестоко разочаровывается.
Чацкий — противопоставление каждому из героев, описанных в комедии Грибоедова. Он независим, нетерпелив к людской глупости и потому идёт на открытый конфликт с персонажами, окружающими Фамусова, в каждом из которых Александр видит изъяны и изобличает их.
Взгляды Чацкого:
- О военной службе и чиновничьей: «Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим, высоким и прекрасным…» (Грибоедов).
- Ратует за движение дворянства вперёд, выступает за его развитие и освобождение от прежних установок на владение крепостными, лицемерия по отношению друг к другу.
- Призывает к патриотическому отношению к своей нации, а не следованию за модой Франции, Германии. Не одобряет стремления копировать западные традиции, излишне поклоняться всему иностранному.
- Подчёркивает, что человека нужно оценивать не за его происхождение и принадлежность к определённому роду, а только за его собственные поступки, качества, идеи.
Павел Фамусов
Противоречивый герой. Довольно подвижный для своих лет, пристаёт к служанке и в принципе не особенно деликатен с прислугой, но к своим родным и знакомым относится с уважением. Для Софьи ищет выгодную партию. Консерватор и брюзга. Умеет польстить нужным людям, подстроиться, но в быту жёсткий.
Взгляды Фамусова, особенности:
Характеристика Фамусова по цитатам «Горе от ума»:
Софья Фамусова
Ей 17, она благородных кровей , всесторонне развитая и с хорошим приданым завидная невеста. Соне нравится Молчалин, пока не приезжает Чацкий. Она умеет танцевать, любит музыку.
Софья — откровенная, но при этом наивная. Молчалин использует её чувства к себе в своих целях, но она верит ему, а не Чацкому, который с ней искренен до конца.Дочь Фамусова одновременно воспринимается как романтическая натура, творческая, смеющаяся над пороками дворянского общества, но и являет собой образец безнравственности (её тайная связь с Молчалиным), узости мышления и ограниченности интересов. Соня — гордячка и эгоистка, не замечает за собой недостатков.
Фамусова — девушка ветреная , непостоянная в выборе жениха. Что подтверждает цитатная характеристика Софьи:
…Я очень ветрено, быть может, поступила, / И знаю, и винюсь; но где же изменила?..
Отец Сони подливает масла в огонь, когда убеждает дочь мыслить своими категориями при выборе мужа:
…Кто беден, тот тебе не пара…
Молчалин
Холодный, бесстрастный человек , которого интересует только карьера. Педантичен, стремится поучать Чацкого, направить на «правильный путь». С Софьей встречается из личной выгоды, сам едва ли способен на глубокие чувства.
- Молчалив (на что указывает и его говорящая фамилия): «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».
- Даёт односложные ответы, постоянно обдумывая, что сказать в зависимости от ситуации и человека, обратившегося к нему.
- Озабочен материальным благополучием и достижением высокого статуса.
- Сдержан и умерен во всём.
- Абсолютно без позиции относительно нравственности, любви, гражданского долга, чести.
Полковник Скалозуб
Потенциальный жених , рассматриваемый Фамусовым для Сони. Обеспеченный офицер, но довольно ограниченный в интересах и взглядах человек. Жёсткий, следует определённым правилам в жизни, не допускает каких-либо отклонений от намеченного. Ведёт разгульный образ жизни, мечтает только о продвижении на службе. Честно и исправно выполняет свой военный долг, имеет награды, а в обществе поддерживает модные в одежде веяния. Однако противится развитию образования, не признаёт книг.
Характеристики второстепенных персонажей
В комедии «Горе от ума» много героев , коротко осветим и оставшихся второстепенных.
Итак, мы ознакомились с персонажами комедии «Горе от ума» Грибоедова. Автор вложил в каждого из них несколько недостатков, показал через них своё отношение к прежнему дворянству, крепостничеству. Произведение содержит фарсовые ситуации, но вместе с тем оно наполнено глубиной и остротой переживаний главных героев.
Горичи
Молодая дама Наталья Дмитриевна и её муж Платон Михаилович. Оба старые знакомые Чацкого, что становится известным в 5 явлении третьего действия. Горичей Грибоедов изображает, иронически улыбаясь.
Чацкий
Моложе вы, свежее стали;
Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.
Наталья Дмитриевна
Я замужем.
Чацкий
Давно бы вы сказали!
Тугоуховские
Тугоуховские приезжают на бал к Фамусову одними из первых. Они супруги, и приехали сюда главным образом для поиска богатых женихов для своих дочерей. В их поле зрения попадает и Чацкий, но так как тот не богат, они быстро теряют к Чацкому интерес. Князь Тугоуховский, следуя логике фамилии, глух. Почти все его реплики - междометия. Он подкаблучник, ни в чём не ослушивается жену. Княгиня отличается злым нравом и язвительностью.
Хрюмины
Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка - злая старая дева. На её едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Её он сравнивает с французскими модистками.
Загорецкий
Особое место в комедии занимают Репетилов и Загорецкий.Критики относят их к второстепенным героям, но они не ярые его защитники, явным образом они ничего плохого Чацкому не делают, но именно их «молчаливое согласие» решает важные вопросы в жизни других людей. Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор».
Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий - сатира на московское общество тех времен.
Репетилов
Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в качестве гостя на балу у Фамусова. Грибоедов в "Горе от ума" дает говорящие фамилии многим персонажам, так в переводе с французского фамилия Репетилов означает "повторять". Так автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвертого действия. Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого, и из разговоров гостей с Репетиловым до него доходит сплетня о сумасшествии.
Одним из второстепенных ярких персонажей произведения является супруга приятеля главного героя комедии Чацкого Наталья Дмитриевна Горич.
Поэт представляет Наталья Дмитриевну в образе молодой женщины, имеющей дворянское происхождение, красивой, привлекательной внешности, отличающейся очаровательностью, свежестью, небольшой полнотой и тонким голоском.
Наталья Дмитриевна является яркой поклонницей званых вечеров и светских балов, которые ее супруг, Платон Михайлович, посещает лишь пытаясь угодить жене, терпеливо перенося нелюбимые им мероприятия.
Женщина обожает модные наряды и может обсуждать новинки, не чувствуя усталости и не думая о других проблемах. Речевая характеристика героини наполнена слащавостью и жеманностью, сочетающихся с использованием разнообразных эпитетов и сравнений. При этом основными характерными чертами Натальи Дмитриевны представлены автором кокетство и мягкость в поведении с окружающими.
Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович являются официальными супругами не так давно, однако уже явно заметно какое влияние имеет жена над мужем, который гораздо старше ее по возрасту.
Женщина, используя мнимую и назойливую заботу о самочувствии Платона Михайловича и, якобы, переживая о его здоровье, полностью подавляет своей властью мужа, вертя им в угоду собственной прихоти, убивая в нем жизненный задор, интерес к жизни, делая из него безвольного, безропотного человека, с которым становится невыносимо скучно при беседах.
Причем подчиняет себе мужа Наталья Дмитриевна, обращаясь с ним как с маленьким мальчиком, постоянно сюсюкаясь, делая замечания, не давая вымолвить ни слова в ответ, наглядно демонстрируя приторную сентиментальность. Глядя на отношения супругов, кажется, что Наталья Дмитриевна осуществляет дрессировку Платона Михайловича в качестве домашнего питомца, превращая мужа в собственного пажа, слугу, слушающего хозяйку безропотно.
Используя в произведении образ Натальи Дмитриевны Горич, автор представляет женщину в качестве типичного представителя женской части дворянского общества того времени, века минувшего, обладающего способностью формировать общественное мнение, способного одним жестом или словом кардинально изменить человеческую жизнь, опорочив либо погубив, свято чтя традиции отношения к человеку, оценивая его материальное состояние.
Сочинение Наташа Дмитриевна
Образ Натальи Дмитриевны довольно значимый, хоть и не центральный. Некоторые персонажи поэмы вообще без имен. К примеру, те же княгини, которых Грибоедов просто нумеровал. У Натальи особенный, даже странный характер. Она смогла сделать мужа подкаблучником. Однако, муж ее просто умирает от такой чрезмерной заботы.
Наталья хочет всем показать то, насколько она любит своего мужа. Женщина при всех называет мужа довольно странно – душечка, свет мой и так далее. Однако, это неприятно для мужа, а очень странно. Наталья гладит мужа, целует в лоб, показывая, что он слаб здоровьем.
Муж ей покорился и сдался. Муж женщины довольно спокойный и не любит всю светскую суеты, однако, ради любимой женщины готов на все. К сожалению, Наталья недовольна им. Она считает, что ее муж не самый лучший актер. Она может даже ругать его. Женщина решила его судьбу за него самого. Мужчина настолько любит свою жену, что готов во всем ей покоряться, не может даже сказать слово поперек.
С таким героем, как Чацкий дама ведет себя сдержано, иногда здороваются и могут перекинуться пару словами. Мужчина замечает, что женщина похорошела, у нее загорелись глаза. Возможно, она просто тянет всю энергию из мужа. Она забавляется от семейного брака и податливого мужа. При чужих людях Наталья всячески хвалит своего мужа, рассказывает всем о его талантах и о том, какой он хороший. Она в каждой беседе говорит о том, что ее муж мог бы стать комендантом, если бы ему не помешало здоровье. Читателю может показать, что муж нужен Наталье для того, чтобы он исполнял ее прихоти и просто был всегда рядом.
В непринужденном разговоре с Чацким Наталья постоянно отвечает за своего мужа, а тот просто стоит и поддакивает. Можно сказать, что эта женщина крепка духом, ведь ей удалась настолько сильно приручить крепкого мужчину. В Чацком она ощущает некую опасность для своей власти. Ведь прекрасно понимает, что влияние этого человека очень велико на ее мужа. Наталья была очень проницательной женщиной. Как только старые товарищи отдаются ностальгии, женщина всеми силами пытается прервать разговор. Она может легко унизить мужа, но не со зла, а с нежностью.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Я выпускник
Сегодня мой последний день учебы в моей родной школе. Я к этому шел очень долго. Впереди меня ждут выпускные экзамены. А далее и сам выпускной вечер.
- Сочинение по картине Шишкина Дубовая роща 3 класс (описание)
О картине «Дубовая роща» можно сказать многое. Великолепное исполнение автором лесного пейзажа вызывает восхищение и заставляет задуматься о красоте нашей природы.
- Любимые герои Толстого в романе Война и мир
Лев Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые достаточно открыто выражают свои оценки героям собственных произведений. Не является здесь исключением и его знаменитый роман-эпопея «Война и мир».
- Сон Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова сочинение
«Тихий Дон» - это невероятно интересное и легендарное произведение. Роман насыщен интересными образами, сюжетными линями и драмами.
Наверное, каждый из нас когда-то был пленён своей идеей. Кто-то, например, строил с друзьями шалаш. И когда рождается такая идея в голове, человека посещает прилив сил, мотивация осуществить идею резко возрастает