Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина (Толстой, "Кавказский пленник") Описание презентации Жилин и Костылин- два разных характера, две по слайдам

Рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" повествует о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к горцам во время войны. Сюжет рассказа довольно простой. История одна на двоих, но судьбы разные.

Автор выбирает для героев фамилии, которые полностью им соответствуют. Такие фамилии в литературе называют говорящими, ведь они много могут поведать о своем носителе. Жилин ‒ небольшого роста, худой, но жилистый и подвижный. Костылин ‒ грузный, толстый, ленивый мужчина, очень тяжелый на подъем. Много может рассказать о героях момент, когда они только попадают в плен. Когда герои решили отбиться от каравана, Костылин настаивал, что ружье заряжено, кони верные. Поэтому убедил Жилина, что они смогут продолжить путь в одиночку. Хотя опасность осознавали оба. Но очень устали ехать медленно по такому зною.

Особенно Костылину было тяжело. Офицеры погнали коней вперед. Но очень быстро наткнулись на татарский отряд. Костылин струсил и, бросив товарища, припустил свою лошадь обратно. Вместе с Костылиным "уехало" и ружье. Жилин остался с горцам один на один, но продолжал бороться. Он не сдавался до последнего, даже когда ему уже скручивали руки. В доме татарина выяснилось, что Костылин также угодил в плен. У него лошадь встала и ружье перестало стрелять. То есть при наличии большого отрыва, резвого жеребца и ружья, ему не удалость отбиться. Его задержали после Жилина, времени было достаточно.

В плену Жилин ведет достаточно активный образ жизни. Он мастерит глиняные куклы для татарских детей, чинит часы и даже оружие. Все поселение горцев удивляется его мастерству и идеям. И даже жители соседних аулов приезжают к нему как к мастеру. Люди едут со сломанной утварью, чтобы он ее чинил. Таким образом он завоевывает доверие и симпатию хозяина. А хозяйская дочка Дина приносит ему вкусную пищу тайком. Он даже собаку сумел прикормить и приласкать. Жилин готовился к побегу. За них требовали выкуп. Он сторговался на пятьсот рублей. Но Иван понимал, что матери не собрать таких денег, жалел мать. И написал на конверте неверный адрес. Надеялся только на побег. Костылин же, попав в плен, все больше спал и лежал. Написал родным про выкуп в пять тысяч рублей. И только и ждал, когда за ним приедут. Побег Жилина провалился только потому, что он взял с собой Костылина. Он даже какое-то время нес его на руках, хотя ноги стер не меньше. Но и это не спасло их побег.

Когда их вернули обратно, Жилин находит способ бежать. Ему помогает Дина. А измученного Костылина потом выкупают за пять тысяч, собрав деньги. У этих героев разные судьбы, потому, что характеры разные. Даже не характеры, а разное отношение к жизни. Только активные люди, смело идущие вперед, всегда побеждают. Такие как Жилин.

Вариант 2

Это история о русском солдате, который был взят в плен татарами. Имя солдата было Иван Жилин. Он был вдали от дома на службе. Он был из бедной семьи. Он оставил свою мать дома, которая была старой. Однажды, когда он находился на службе, он получил письмо от своей матери с просьбой вернуться домой, поскольку его мать состарилась и желала увидеть своего единственного сына. Она также сообщила ему, что видела симпатичную девушку, чтобы он женился, если он пожелает. Получив письмо, он обратился в свой вышестоящий орган за отсутствием отпуска и, получив это заявление, оставил свой полк дома.

В то время на Кавказе шла война, и дороги были слишком опасны, чтобы ездить днем или ночью. Таким образом, Жилин и один из его товарищей по имени Костылин оставили других попутчиков и пошли в одиночку. Они выстроились с оружием, саблями и оружием и начали прогрессировать. Но почему-то нога Костылина отстала, а Жилин пошел вперед один. Пройдя некоторое время, он столкнулся с преследовавшими его татарами. Он приготовился, но их было много, от чего он не мог защитить себя, и в конце концов его поймали татары. Они взяли его вверх и вниз по горам и, наконец, понесли его в дом татарина с рыжей бородой, который был с группой рейдов. Он был прикован цепью и содержался в запертом доме. Он был ранен, и кровь свернулась на его голове и лице. Он чувствовал себя очень голодным. На следующее утро ему дали что-нибудь поесть. Таким образом он начал проводить там несколько дней. Однажды его привели в соседнюю деревню в доме человека по имени Абдул Мурат. Мурат сказал ему, что купил его у Кази Мухамеда за двести рублей. Его новый мастер Абдул Мурат приказал ему написать письмо домой, в котором говорилось, что его народ должен выкупить за него три тысячи рублей. Жилин сказал, что он не так богат, и его люди не смогут заплатить такие огромные деньги, поэтому он может написать, прося только пятьсот рублей за его выкуп.

Его хозяин приказал ему написать письмо домой, прося пять тысяч рублей за его выкуп. Он написал письмо. Жилин также написал письмо, требуя пятьсот рублей за его выкуп. Но он написал неправильный адрес, чтобы он не мог добраться до его дома. Он думал, что его семья не сможет собрать такие деньги, и намеревался как-то сбежать. Время шло но денег на их выкуп не пришло. Однажды Жилин увидел там девочку лет тринадцати, которая была дочерью его хозяина. Он часто приходил к нему с водой или чем-то еще.

Я думаю, что Костылину очень повезло, так как его могли не выкупить, а судя по его человеческим качествам, долго в ауле он бы не прожил. Читая рассказ, я сделал вывод, что не бывает безвыходных ситуаций, и всегда надо бороться до конечного результата. Писатель пытался донести через свое произведение, что человек – хозяин собственной судьбы, и я могу с этим согласиться.

5 класс. Литература

На известном всем полотне изображена хозяйка усадьбы, которая спокойно отдыхает в своем любимом кресле

  • Герои произведения Палата номер 6 Чехова

    В произведении Чехова главными героями являются больные люди, но у них есть здравый ум. Эти люди просто стали не нужны обществу, они мешали проводить бунт и таким образом, решили их изолировать

  • «Кавказский пленник»
    Глава І
    1. Почему рассказ назван «Кавказский
    пленник»?
    2. Кого
    назвали в рассказе «кавказским
    пленником»?
    3. Назовите причину, заставившую Жилина
    отправиться в путь.
    4. В чем заключалась опасность пути?

    «Кавказский пленник»
    Глава І
    5.
    Что заставило Жилина и Костылина
    оторваться от охраны и уехать вперед?

    «Кавказский пленник»
    Глава І
    6. Как договорились вести себя герои, уезжая
    от обоза, и как себя вели, встретившись с
    горцами?

    «Кавказский пленник»
    Глава І
    7. Расскажите о том, как были захвачены в
    плен Жилин и Костылин.

    «Кавказский пленник»
    Глава ІI
    8.
    Как
    определилась
    судьба Жилина, а затем
    и Костылина в плену?
    9. Что заставляет Жилина
    торговаться,
    дать
    неправильный адрес?

    «Кавказский пленник»
    Глава ІІІ
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем
    отличалась их жизнь в течение месяца плена
    в стане врага?
    С чьей помощью мы знакомимся с жизнью
    горного аула?
    Как относятся татары в первые дни плена к
    Жилину и Костылину и почему?
    Правы ли горцы, называя Жилина «джигит»
    и
    Костылина
    «смирный»?
    Объясните
    причину такой разницы.
    Почему к Жилину стали приезжать местные
    жители из близлежащих аулов?

    Сравнительная таблица

    Качество
    1. Смысл
    фамилии
    2. Внешность
    Жилин
    Костылин
    Жилы - кровеносные Костыль - палка с
    сосуды, сухожилия.
    поперечиной,
    закладываемой под
    Жилистый -
    мышку, служащая
    сухощавый,
    опорой при ходьбе
    мускулистый, с
    хромым людям или
    выступающими
    тем, у кого больные
    жилами
    ноги
    «А Жилин хоть не «А
    Костылин
    велик ростом, да удал мужчина
    грузный,
    был».
    толстый,
    весь
    красный, а пот с него
    так и льет»

    Сравнительная таблица

    Качество
    3. Место
    жительства
    героев
    4. Чем питались
    пленные?
    Жилин
    Костылин
    Горный татарский аул, сарай
    Лепешка
    из
    просяной муки или
    тесто сырое да вода;
    молоко,
    сырные
    лепешки,
    кусок
    баранины
    Только лепешка из
    просяной муки или
    тесто сырое да вода

    10. Сравнительная таблица

    Качество
    5. Чем
    занимались
    офицеры?
    Жилин
    Костылин
    «Написал
    Жилин
    письмо, а на письме не
    так написал, - чтобы не
    дошло. Сам думает: „Я
    уйду“
    «Костылин еще раз
    писал домой, все
    ждал присылки денег
    и скучал. По целым
    дням сидит в сарае и
    считает дни, когда
    письмо придет; или
    спит»
    «А сам все высматривает,
    выпытывает, как ему
    бежать. Ходит по аулу,
    насвистывает, а то сидит,
    что-нибудь
    рукодельничает - или из
    глины кукол лепит, или
    плетет
    плетенки
    из
    прутьев. А Жилин на
    всякое рукоделье был
    мастер»

    11. Сравнительная таблица

    Качество
    6. Мнение
    татар о
    пленниках
    Жилин
    Костылин
    «Джигит»
    «Смирный»

    12. Сравнительная таблица

    Жилин
    Костылин
    Делаем вывод
    Даём характеристику Жилину и Костылину
    Деятельный человек. В
    трудной
    ситуации
    не
    теряет силы духа. Все
    старания прилагает к тому,
    чтобы выбраться из аула,
    совершить побег. Все его
    поступки
    и
    дела
    подчинены одной цели освобождению.
    Пассивен,
    ленив,
    бездеятелен, скучал, ждал,
    когда пришлют деньги; не
    умеет приспособиться к
    ситуации.

    13.

    «Кавказский пленник»
    Глава ІV
    Как прожил Жилин месяц?
    Какую хитрость придумал герой,
    чтобы взобраться на гору?
    Что помешало ему в тот же вечер
    совершить побег?
    Почему Жилин предложил Костылину
    бежать с ним?
    Объясните
    причину
    колебаний
    Костылина перед побегом?

    14. «Жилин готовится к побегу»

    Составление плана рассказа по
    материалам III и IV глав
    1. Знакомство с жизнью татарского аула.
    2. Работа над подкопом.
    3. Поиски дороги.
    4. Путь побега - только на Север.
    5. Внезапное возвращение татар.
    6. Побег.

    15. Делаем вывод

    Посмотрите,
    как
    ярко,
    сильно
    может
    проявиться характер одного человека и совсем
    не проявиться характер другого в одинаковых
    обстоятельствах.

    16. Делаем вывод

    Одного
    выручает терпение, выносливость,
    хитрость,
    смелость,
    желание
    быть
    свободным, вера в свою правоту; другой
    не проявляет каких-либо усилий, действий
    к тому, чтобы ценой собственных усилий
    освободиться из плена, хотя ему тоже
    хочется вернуться на Родину.

    17. Домашнее задание

    Подготовить
    рассказ по плану «Жилин
    готовится к побегу».

    Цели:

    дать понятие о сравнении;

    учиться сравнивать литературных героев;

    воспитывать ответственность за свои поступки, стремление найти своё место в жизни;

    развивать логическое мышление, речь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи по литературе.

    Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.

    Цели: дать понятие о сравнении;

    Учиться сравнивать литературных героев;

    Воспитывать ответственность за свои поступки, стремление найти своё место в жизни;

    Развивать логическое мышление, речь.

    ХОД УРОКА

    1. Оргмомент.
    2. Постановка темы и целей урока.
    3. Беседа по теории литературы.
    • Что такое сравнение?

    СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета или явления с другим.

    • Мы с вами будем сравнивать двух литературных героев – Жилина и Костылина.
    1. Аналитическая беседа по теме урока.
    • Почему рассказ называется «Кавказский пленник», хотя в нём два главных героя, попавших в плен?
    • Ответить на этот вопрос мы сможем более полно в конце урока.
    • Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?
    • Давайте выразительно прочитаем по ролям эпизод «Выкуп» гл.2 с. 211 – 212.
    • Почему Костылина татары называют смирным?
    • Из гл.3 выпишите глаголы, относящиеся к Жилину и Костылину отдельно.

    Жилин: высматривает, выпытывает, бежать, ходит, насвистывает, рукодельничает, слепил, сделал, разобрал,разложил и др.

    Костылин: писал, ждал, скучал, сидит, считает, спит.

    • К какому герою можно отнести понятие ДЕЙСТВИЕ?
    • О ком из героев можно сказать, что он бездействует?
    1. Пересказ эпизода « Неудачный побег».
    • Расскажите о том, как герои попытались бежать первый раз.
    • Как это характеризует каждого из героев?
    • Почему второй побег удался?
    1. Работа с иллюстрациями.
    • Рассмотрите иллюстрацию на стр.224 художника А.Иткина.
    • Какие эпизоды проиллюстрировал художник? Почему?
    • Как на картине показаны различия в поведении героев?
    • Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр.227 художника М.Родионова.
    • Какие чувства вложил в иллюстрацию художник? Совпадают ли они с чувствами автора? А с вашими?
    1. Словарная работа.
    • Фамилии героев находятся как бы в паре и даже рифмуются: Жилин – Костылин. Давайте посмотрим, что означают слова, от которых они образованы.

    Выступают учащиеся, получившие задание на дом. Они рассказывают о значении слов ЖИЛА и КОСТЫЛЬ.

    • Так автор с помощью фамилий героев даёт нам дополнительную характеристику и выражает своё отношение к ним.
    1. Итог урока.

    В одних и тех же условиях герои проявляют себя по-разному.

    Подобный тип поведения можно наблюдать в экстремальной ситуации, и в повседневной жизни. От характера зависит судьба человека.

    • Почему же рассказ называется «Кавказский пленник»?
    1. Домашнее задание.

    Рассказать о характере и поведении Жилина и Костылина.

    Составить план своего рассказа.


    Жилин и Костылин: разные судьбы
    Лев Николаевич Толстой — известный русский писатель. Я прочитал его рассказ «Кавказский пленник», Толстой много знал о Кавказе, потому что сам служил на Кавказе. В «Кавказском пленнике» Толстой рассказывает о двух русских офицерах — Жилине и Костылине. Они оба попали в плен. Автор противопоставляет их. Жилин смелый, добрый и умный. Он сначала думает о других, потом о себе. Когда его поймали татары и заставили писать письмо, он долго торговался. Он знал, что его старой маме неоткуда взять денег. А когда начал подписывать, то написал не тот адрес, чтобы письмо не дошло. Он думал: «Либо убегу, либо пропаду». Он сразу сумел завоевать
    уважение татар тем, что начал торговаться за свою жизнь. В итоге его хозяин согласился на выкуп в пятьсот рублей. Костылин же был грузным мужчиной. Сначала он бросил Жилина. А потом сразу написал письмо о выкупе на пять тысяч рублей. Жилин надеется только на себя. В плену он постоянно думает о побеге. Он не может сидеть без дела. Он начинает ремонтировать разные
    вещи. Жилин сделал хозяйской дочери Дине куклы, починил Абдул-Мурату часы. Жилин помогает всем, даже татарам, хотя они и были его врагами. Он искренне при вязался к Дине, а она потом помогла ему бежать. Костылин -трусливый человек. Он не держит слово офицера. Когда Жилин с Костылиным решили ехать впереди обоза, у Костылина было ружье. Но он испугался татар и бросил своего товарища. Но это его не спасло. Он тоже попал в плен. Костылин — слабый человек. Он ждет помощи от матери, постоянно пишет ей письма с просьбой о выкупе. Костылин не умеет выживать. В татарском плену он ничего не делал, не общался с татарами. Он только ждал, когда за него дадут выкуп. Когда Жилин решил бежать в первый раз, он взял с собой Костылина. Но Костылин был слабым. Сначала ему было тяжело идти в сапогах. Когда он их снял, идти ему стало еще тяжелее. Из-за Костылина их и поймали. Он не мог терпеть боль. Когда Жилин увидел татар, он решил спрятаться. Жилин взвалил себе на спину товарища по несчастью, а тот вскрикнул. Татары услышали крик и поймали их. Жилин в тот момент поступил как честный человек. Он простил Костыли ну то, что тот бросил его, и помогал ему. Второй раз Жилин побежал один. Он знал, что надеяться на выкуп ему нельзя. Костылин остался в яме. И Жилин, и Костылин спаслись. Но первый получил свободу только благодаря себе, а второй — благодаря своим родственникам. В жизни мы можем встретить обоих героев. Но мне больше нравится Жилин, который никогда не бросит человека в беде.

    0 / 5. 0

    Описание презентации Жилин и Костылин- два разных характера, две по слайдам

    1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник» ? «Кавказский пленник» Глава І 2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником» ? 3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. 4. В чем заключалась опасность пути?

    «Кавказский пленник» Глава І 5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?

    «Кавказский пленник» Глава І 6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?

    «Кавказский пленник» Глава І 7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.

    8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену? «Кавказский пленник» Глава І I 9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?

    1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага? 2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула? 3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему? 4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный» ? Объясните причину такой разницы. 5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов? «Кавказский пленник» Глава ІІІ

    Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 1. Смысл фамилии Жилы -кровеносн ые сосуды, сухожилия. Костыль -палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги. Жилистый -сух ощавый, мускулистый, с выступающими жилами 2. Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» . «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

    Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 3. Место жительства героев Горный татарский аул, сарай 4. Чем питались пленные? Лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода; молоко, сырные лепешки, кусок баранины Только лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода

    Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, -чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“ «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» 5. Чем занимались офицеры? «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает-ил и из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

    Жилин Костылин Делаем вывод Даём характеристику Жилину и Костылину. Сравнительная таблица Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели — освобождению. Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.

    Как прожил Жилин месяц? Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору? Что помешало ему в тот же вечер совершить побег? Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? Объясните причину колебаний Костылина перед побегом? «Кавказский пленник» Глава І V

    «Жилин готовится к побегу» Составление плана рассказа по материалам III и IV глав 1. Знакомство с жизнью татарского аула. 2. Работа над подкопом. 3. Поиски дороги. 4. Путь побега — только на Север. 5. Внезапное возвращение татар. 6. Побег.

    Делаем вывод Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

    Делаем вывод Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.