Злодей и гений две вещи несовместные. Гений и злодейство - две вещи несовместные. Нашел созвучия своим созданиям

А гений и злодейство - Две вещи несовместные

Из пьесы «Моцарт и Сальери» (1830) А. С. Пушкина (1799-1837) из цикла «Маленькие трагедии». Композиторы говорят о великом художнике итальянского Возрождения Микеланджело (сцена 2):

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство -

Две вещи несовместные. Неправда ль?

Ты думаешь?

(Бросает яд в стакан Моцарта.)

Иносказательно: высокий дух истинного Творчества несовместим с какими-либо низкими помыслами.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "А гений и злодейство - Две вещи несовместные" в других словарях:

    См. А гений и злодейство / Две вещи несовместные. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …

    Из пьесы «Моцарт и Сальери» (1830) А. С. Пушкина (1799 1837) из цикла «Маленькие трагедии». Композиторы говорят о великом художнике итальянского Возрождения Микеланджело (сцена 2): Моцарт: Он же гений, Как ты да я. А гений и злодейство Две вещи… … Словарь крылатых слов и выражений

    ЗЛОДЕЙСТВО, злодейства, ср. (книжн.). 1. только ед. отвлеч. сущ. к злодейский. «Не муки тайные злодейства я грозно в нем (в романе) изображу.» Пушкин. «Люди это всё еще дети, хотя порой они и поражают злодейством своих дел.» Максим Горький. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. aphorismos, от aphorizein ограничивать, отделять). Краткая, отрывистая фраза, заключающая в сжатой форме какую нибудь определенную мысль, сентенцию, обобщение и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Моцарт ("Моц. и Сальери") - Смотри также По словам Сальери, как некий херувим, он несколько занес нам песен райских. Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь. Ба! право? может быть, отвечает М. Считает и себя и Сальери в числе немногих избранных, счастливцев праздных,… … Словарь литературных типов

    Сальери ("Моц. и Сальери") - Смотри также Родился я с любовию к искусству, говорит сам С. Отверг я рано праздные забавы; науки, чуждые музыке, были постылы мне; упрямо и надменно от них отрекся я и предался одной музыке. Ремесло поставил я подножием искусству. Звуки… … Словарь литературных типов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Моцарт и Сальери (значения). Опера Моцарт и Сальери Композитор Николай Римский Корсаков Автор(ы) либретто А.С. Пушкин Источник сюжета … Википедия

    Ая, ое; тен, тна, тно. устар. То же, что несовместимый. [Моцарт:] Гений и злодейство Две вещи несовместные. Пушкин, Моцарт и Сальери. Выходя, он забыл даже сказать «прощайте», даже головой не кивнул, что несовместно было с известною Лебедеву… … Малый академический словарь

    НЕСОВМЕСТНЫЙ, несовместная, несовместое; несовместен, несовместна, несовместно (книжн.). То же, что несовместимый. «Гений и злодейство две вещи несовместные.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Великий Мао. "Гений и злодейство" (подарочное издание) , Юрий Галенович. Стильно оформленное коллекционное издание в кожаном переплете ручной работы с трехсторонним золотым торшонированным обрезом и шелковым ляссе. Переплет выполненпо технологиям 19 века из…

Я очень люблю научно-фантастическую литературу. И совсем недавно прочитала одно из знаменитых произведений Герберта Уэлсса «Человек-невидимка». В книге 154 страницы, поэтому времени на ее прочтение ушло не мало, но это того стоило. Дочитав произведение до конца, я поняла, что эта книга особенная…

Я узнала, что в своих романах Г. Уэллс обозначал проблему судьбы человеческого общества в мире, где технология и научное развитие продвигаются очень быстро. Главная цель автора – убедить людей отдать все силы для построения прекрасного будущего. Его романы – это проекция грядущего, взгляд на нашу планету через несколько десятков, а может и сотен лет.

И роман «Человек–невидимка» не является исключением из авторских представлений о будущем мира. На мой взгляд, это прекрасное произведение Г. Уэллса, оно является истинным примером того, к каким последствиям приводит злодейство, разрушающее не только человека, но и весь его окружающий мир. А.С. Пушкину принадлежит афоризм: «Гений и злодейство - две вещи несовместные» («Моцарт и Сальери»). Я хочу с этим не согласиться, и примером этому послужит герой произведения романа «Человек–невидимка».

Безусловно, главный герой романа – Гриффин был человеком необычайных способностей. Это гениальный ученый, который не просто открыл новые клетки, невиданные ранее человеком, он изобрел с помощью формул вещество, которое превращает видимый предмет в невидимый. Это открытие было воистину уникальным! Но оказалось оно в руках злодея… Голодный, раздражительный по своей природе, измученный длительными опытами, Гриффин решился на безумный шаг! Он собирается использовать изобретение в низменных целях: хочет запугать людей и захватить власть, стать непобедимым и преклонить к своим ногам весь мир, считая себя «зрячим в городе слепых». «Низкому» злодею противопоставляется богатый, успешный, авторитетный ученый – доктор Кемп, который пытается противостоять Гриффину, и ему это удается. Алчность, жажда мести, чувство собственной неполноценности приводят Гриффина к смерти, он не в силах один противостоять гуманным принципам человечества.

Вот настоящий пример гениального злодея! Основная мысль текста, я думаю, заключена в том, что даже сама гениальность, если она пропитана алчностью, злом и ненавистью, не приносит счастья, успеха и уважения, а становится ядром разрушения.

Мне страшно подумать о том, что сегодня, в XXI веке, мы, сами того не подозревая, можем столкнуться с «Гриффином», который принесет в наш мир хаос, страдания, смерть. Ведь научные изобретения в руках низменных людей становятся угрозой для жизни человечества.

Я хочу, чтобы в нашей жизни было больше счастья, любви и понимания!

Т.В.Незговорова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Многопрофильный лицей

г. Димитровграда Ульяновской области»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА В ТРАГЕДИИ А.С.ПУШКИНА

«МОЦАРТ И САЛЬЕРИ». «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО –

ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»? (А.С.Пушкин)

ТИП УРОКА: урок получения новых знаний.

1) создание ситуации выбора при подготовке к уроку и дифференциации домашнего задания;

2) развитие целеполагания, т.е. умения ставить цель и достигать ее;

3) развитие способности к рефлексии (самооценка, взаимооценка)

4) групповая работа на уроке и во время подготовки к нему как средство личностного развития во взаимодействии с одноклассниками;

5) обеспечение поисковой, исследовательской, творческой работы с изучаемым материалом.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА.

1) Обучение проблемному анализу монологов для понимания основной идеи трагедии «Моцарт и Сальери».

2) Формирование готовности учащихся к самоопределению. Развитие умения ставить цель и достигать ее, способности к рефлексии.

3) Проникновение в творческую лабораторию художника слова, постановка философской проблемы о взаимозависимости содержания и формы с целью эстетического воспитания учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

1) Портреты А.С.Пушкина, В.А.Моцарта, А.Сальери

2) Иллюстрации к трагедии «Моцарт и Сальери»

3) Газета, посвященная трагедии «Моцарт и Сальери», оформленная учащимися.

4) Музыкальные записи произведений Моцарта и средства их воспроизведения.

За несколько дней до урока учащиеся получают индивидуальные и групповые задания. Индивидуально: выучить наизусть отрывок из первого монолога Сальери («Все говорят: нет правды на земле…»)

Задания по группам (группы формируются по выбору учащихся).

I группа – «Историки». Составляют исторический комментарий к трагедии.

II группа – «Лингвисты». Используя слова, понятия, термины из текста произведения, составляют словари: искусствоведческий, философский, психологический, толковый.

III группа – «Литературоведы». Составляют план сопоставительной характеристики Моцарта и Сальери.

IV группа – «Журналисты». Готовят к уроку газету, представляя в ней материал о главных героях трагедии, истории ее создания, рассказ о трех легендах, кроссворд или тест на знание текста произведения. Газета вывешивается заранее, за 2-3 дня до урока.

V группа –«Дизайнеры». Помогают оформлятькласс, подбирают иллюстративный материал, делают презентацию, выбирают музыкальные фрагменты из произведений Моцарта (скрипичной пьесы, «Реквиема»).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВСЕГО КЛАССА.

    Дайте исторический комментарий к пьесе. История создания «Маленьких трагедий».

    Почему внимание А.С.Пушкина привлекла легенда об отравлении Моцарта?

    Найдите «ключевую» фразу. В каком контексте произносит ее каждый из героев?

    Чем близок В.А.Моцарт А.С.Пушкину? Вспомните лирику поэта.

    Почему трагедия не кончается смертью Моцарта (на сцене)? Проинтерпретируйте финал (к вопросу об исторической достоверности и легендах).

    Какой художественный прием использует А.С.Пушкин в обрисовке характеров Моцарта и Сальери?

    Какова главная проблема трагедии «Моцарт и Сальери»? Как решает ее А.С.Пушкин? Актуальна ли она в наши дни?

Учащимся при подготовке к уроку предлагается ознакомиться с дополнительной литературой:

    Болдинская осень. М.: Молодая гвардия, 1974, с. 263-265

    Г.П.Макогоненко. Творчество А.С Пушкина в 1830-е годы. Л.: Худож. литература, 1974, с. 153-186.

    В.Г.Белинский. Статьи о классиках. Статья 5.

Перед уроком все учащиеся получают анкету, целью которой является развитие способности к рефлексии. Вопросы анкеты:

    Ставлю цель…

    Оцениваю свою работу на уроке…

    Достигнута ли поставленная цель? Если нет, то почему?

    Чью работу я бы отметил(а) особо?

    Фраза, которая мне запомнилась…

На доске записаны эпиграфы к уроку:

    Самое существенное – путь.

Г.Ф.Гегель

2. «Я вижу некий свет», - сказал я наконец.

«Иди ж, - он продолжал, - держись сего ты света;

Пусть будет он тебе единственная мета,

Пока ты тесных врат спасенья не достиг,

Ступай!» - и я бежать пустился в тот же миг.

А.С.Пушкин. «Странник» (1835)

ХОД УРОКА

Этап урока I. Организационный момент

Цель, задачи: помочь учащимся включиться в урок, подготовить к эмоциональному восприятию произведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показ значимости урока в изучении творчества А.С.Пушкина

Урок начинается с чтения наизусть отрывка из I монолога Сальери (Все говорят: нет правды на земле…) подготовленным учеником (реализация индивидуального задания)

II. Постановка учебной задачи. Определение темы урока (целеполагание)

Развивать умение ставить цель и стремление к ее достижению.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Беседа с учащимися.

1) Отрывок из какого произведения прозвучал? Что это за отрывок?

Сообщение темы урока учителем. (Нравственная проблема в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»). Озаглавливают урок сами учащиеся позже.

2) Вы прочитали маленькую трагедию «Моцарт и Сальери», поразмышляли над ней, нашли ответы на заданные вопросы. Запишите, какую цель вы ставите перед собой на данный урок.

3) Как бы вы назвали наш урок? Какую ключевую фразу можно использовать для названия? Почему? Гений и злодейство – две вещи несовместные - вопрос это или утверждение?

Учащимися даны очень интересные и аргументированные ответы, показывающие знание текста и понимание сути конфликта. В ответах мы видим три основных точки зрения учащихся. Пока, до конца урока, поставим вопрос в конце ключевой фразы. Вы согласны?

Учащиеся не затрудняются в ответах, сразу определяют место отрывка в тексте и какому герою принадлежит высказывание.

Учащиеся работают с анкетами.

Несколько учащихся (3-4) зачитывают свои записи. Некоторые возможные ответы:

1. Глубже разобраться в характерах героев, ценности произведения.

2. Отвечать на вопросы и получить «5», т.к. мне очень нравится произведение.

3. Поразмышлять над страницами трагедии, высказать свое мнение.

Учащиеся находят ключевую фразу, которую записывают на доске и в тетрадях: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»

Некоторые ответы учащихся:

1 А.С.Пушкин считает эту проблему главной в трагедии. Фраза о гении и злодействе звучит дважды, ее произносят и Моцарт, и Сальери. Сальери считает себя избранным, но, отравляя Моцарта, сам задает себе этот мучительный вопрос. И мы должны, вчитываясь в текст трагедии, найти ответ у А.С.Пушкина. Все-таки это вопрос. (Ольга Худина)

2. Это утверждение. Моцарт убежден в своей правоте, называя Бомарше гением и считая, что тот не способен на низкие поступки именно потому, что он гений. Для Сальери же вопрос лишь в том, что если Моцарт прав, то он (Сальери) не гений, и это его уязвляет. (Тамара Зварыгина)

3. Для Сальери это, безусловно, вопрос, на который он мучительно и безуспешно ищет и вечно будет искать ответ и, скорее всего, не найдет, потому что ответ может знать только гений. А Сальери у Пушкина – талантливый ремесленник. Для Моцарта же это не вопрос, это его жизненное убеждение, над которым не задумываются. (Стас Красулин)

III. Аналитическая беседа с элементами чтения. Дискуссия.

Деятельность учителя

Учить понимать и анализировать прочитанное. Развивать устную речь учащихся, умение аргументированно отвечать на заданные вопросы, вести дискуссию.

Деятельность учащихся

Вопросы для беседы:

1. Ваши впечатления от трагедии?

2. Почему А.С.Пушкин назвал свои трагедии «маленькими»?

Вот что писал критик И.М.Нусинов: «По своей форме они противостоят большой шекспировской трагедии, как новелла противостоит роману». Через один-два эпизода жизнь героев раскрывается настолько, что нет необходимости в пространных сообщениях о судьбе героев

3. История создания «Маленьких трагедий». Обсуждение исторических фактов и легенд, положенных в основу трагедии.

4. События, описанные в трагедии, происходят в конце XVIII века, Пушкин создал трагедию в XIX. Волнуют ли нас сейчас, в XXI веке, события, описанные в произведении, проблема, поставленная в нем?

5 Дискуссия. Какой из героев трагедии главный? Аргументируйте свой ответ.

Звучит тихая скрипичная музыка Моцарта.

6.Вернемся к первому монологу Сальери. Какова его тема? Что мы узнаем из него о композиторе? Что в нем вас насторожило? Отметьте ключевые слова для характеристики Сальери.

Упорный и способный музыкант, Сальери поставил высокую и амбициозную цель – стать знаменитым композитором, хотя божественного дара у него не было. И эта цель, как казалось Сальери, была достигнута, он встал наравне со своими учителями Глюком и Гайдном, но тут явился гений Моцарта и заставил Сальери усомниться в нужности его музыки для людей.

7. Задумаемся, отчего, едва появившись на сцене, Сальери начинает вспоминать свою жизнь с раннего детства?

Когда верующий человек может усомниться в Божьей справедливости?

Обобщение учителем ответов учащихся. «…но правды нет – и выше». Такие слова произносят в минуту самой

крайности. Это свидетельство душев- ного кризиса. Сальери вспоминает свой трудный путь в искусство и завидует Моцарту, которому, как кажется Сальери, все достается легко, потому что у него истинный талант, данный Богом дар. Музыка Моцарта звучит всюду: даже слепой скрипач-самоучка из трактира знает ее и играет и из «Дона Жуана», и из «Свадьбы Фигаро».

Сальери в трагедии А.С.Пушкина не завидует другим своим известным современникам Глюку, Гайдну, Пиччини. Их музыка была для него достижимой. Хотя Сальери надеется, что искусство – его дело, он часто уничтожает свои произведения. Возможно, потому, что они не были востребованы музыкантами и публикой?

8. Какова композиционная особенность первой сцены?

Определить тему второго большого монолога Сальери и его основную мысль.

9. Определите темы второй сцены.

10. Во второй сцене появляется новый герой. Кто он и для чего А.С.Пушкин вводит его в трагедию?

11. Чтение по ролям. Попробуйте передать в чтении и волнение Моцарта, и решительность Сальери (Со слов Сальери «Ну, пей же» до слов Моцарта «Прощай же!»)

Звучит фрагмент из «Реквиема» В.А.Моцарта.

Мал объем: всего две сцены. Мало действующих лиц.

Выступает I группа. Остальные учащиеся работают в тетрадях и дополняют свои записи новыми сведениями, если они прозвучат.

«Маленькие трагедии» созданы осенью 1830 года в Болдине, во время напряженных духовных исканий А.С.Пушкина. Написаны всего за полторы недели.

«Моцарт и Сальери» имеет точную датировку – 26.10.1830. Написана белым стихом. Первоначальное название – «Зависть». Задумана четырьмя годами ранее, когда со дня смерти Сальери прошел год, а Моцарта – 35 лет, и в прессе широко обсуждалась версия об отравлении Моцарта. В основу трагедии положены три исторические легенды или, как тогда называли, анекдота:

1. Микеланджело Буонарроти распял натурщика, чтобы точнее изобразить муки Христа;

2. П.-О.Бомарше – французский драматург – якобы отравил двух своих жен;

3. Сальери отравил Моцарта.

Выделим некоторые ответы учащихся:

1 Проблема, поставленная А.С.Пушкиным в «Моцарте и Сальери», актуальна во все времена, как любая нравственная проблема. (Настя Богатова)

2 Зависть и гордыня являются, согласно Библии, смертными грехами. Но, сколько бы их ни осуждали, они в человеческой среде неистребимы, потому что все люди разные. А значит, и проблема вечная. (Евгений Фатыхов)

3 В мире сменилось множество государств и правителей, менялись общественные отношения, мода, жизненный уклад. Но существуют вечные общечеловеческие ценности, как и пороки. Всегда находятся люди, одержимые завистью, тщеславием и гордыней. А.С.Пушкин прекрасно понимал это и показал во многих произведениях, значение которых непреходяще. (Валерия Большакова)

Участвует практически весь класс. Мнения учащихся могут разделиться. Приведем наиболее интересные рассуждения:

1. В этом произведении два главных героя – Моцарт и Сальери. Это вынесено в заглавие трагедии, то есть А.С.Пушкин хотел подчеркнуть значимость обоих персонажей. (Павел Штурмин)

2. Я согласна с этим мнением, потому что произведение, построенное на антитезе, не может иметь одного главного героя. (Надежда Паркаева)

3. Я думаю, что главный герой все-таки один, и это Моцарт. Разве можно назвать героем Сальери? Кто знает сейчас его произведения, часто ли они исполняются? Моцарта знают все как выдающегося композитора, его музыка необычайно популярна. Я и сам, обучаясь в музыкальной школе, сыграл немало его пьес. Во-вторых, имя Моцарта стоит в названии первым. (Денис Хурастеев)

4. Многие критики считают, что главным героем является Сальери. Я присоединяюсь к их мнению, так как в сценах трагедии Сальери принадлежат пространные монологи, а Моцарт лишь участник диалогов. (Стас Красулин)

Художественное чтение II части монолога.

Учащиеся работают в парах с текстом монолога, делая записи в тетрадях. Зачитываются записи, учащиеся ставят себе оценку за выполнение этой работы. Приведем пример из работы Анны Спиридоновой.

Тема: история души, пораженной гордыней и завистью.

Сальери: рано определилось призвание, твердость характера, целеустремленность, упорство, ради музыки готов пойти на преодоление любых невзгод, стал затворником.

Но музыку считает ремеслом . Он «алгеброй поверяет гармонию », «умертвив звуки, музыку разъял, как труп ».

Она начинается и заканчивается большими монологами Сальери, то есть композиция кольцевая.

Читается начало второго монолога.

Учащиеся определяют и записывают тему:

«Избранность человека»: Моцарт избран Богом, Сальери – кем? Судьбой или он просто самозванец? Для чего избраны герои?

Сальери : Я избран, чтоб его остановить – не то мы все погибли,

Мы все, жрецы, служители музыки,

Не я один с моей глухою славой…»

Легенда о Моцарте и Сальери перекликается с библейской легендой о Каине и Авеле. (Стас Красулин)

Учащиеся выделяют две темы:

1. Создание «Реквиема»

2. Отравление Моцарта.

Это внесценический персонаж, «черный человек», заказавший Моцарту «Реквием».

«Черный человек» тревожит Моцарта, музыкант своей тонкой душой улавливает ход будущих событий. (Зачитываются цитаты). Этот черный человек – не что иное, как символ трагической судьбы Моцарта. Получается, что «Реквием» композитор пишет для себя? Кстати, сам А.С.Пушкин верил в судьбу. (Катя Гринина)

Анализируется выразительность чтения.

IV. Работа в группах (в парах). Составление таблицы для сопоставительной характеристики героев «Моцарта и Сальери»

Развивать умение работать в парах и группе.

Отработать навык составления сравнительной характеристики героев произведения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

План сравнительного анализа был разработан III группой и записан перед уроком на доске, а также составлена сравнительная таблица для характеристики героев.

1 Кто они, герои трагедии?

2 Что для них музыка?

3 Особенности творчества

4. Черты характера

5 «Избранность»

Учащиеся работают в парах. Когда таблица составлена, объединяются в подвижные группы по 4 человека для обсуждения, анализа и взаимооценки работ.

Примерная таблица, составленная на уроке:

1. Оба композиторы, «жрецы прекрасного»

2. Для Сальери – ремесло, для Моцарта – жизнь

3. Моцарта видим за фортепьяно, его музыка звучит и радует людей. Главная черта искусства – неразрывная связь с людьми, жизнью.

Сальери лишь говорит о музыке, она не слышна. Далек от жизни, «ради искусства» готов преодолеть любые невзгоды, стать затворником, пойти на преступление.

4. Моцарт – божественно талантливый, живой, подвижный, жизнелюбивый. «Гуляка праздный» - эта расхожая легенда опровергается автором.

Сальери – целеустремленный, фанатично упорный: «отверг я праздные забавы», «упрямо отрекся…от наук, чуждых музыке».

5. Моцарт – Богом. Сальери - ?

Таблица комментируется одной из групп с доказательством использования А.С.Пушкиным приема антитезы для характеристики героев.

V. Подведение итогов. Рефлексия деятельности на уроке.

Развивать умение делать выводы, анализировать свою работу на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Как символически вы могли бы изобразить жизнь Моцарта и Сальери?

2 Можно ли достичь высот, быть гением и совершать безнравственные поступки и даже преступления?

Обращаемся ко второму эпиграфу (из А.С.Пушкина).

3. Подведите итоги своей работы на уроке в анкетах.

4. Чтение учителем заключительной реплики Сальери.

Выразительно читается второй эпиграф к уроку и делается вывод: Божественный свет – единственный ориентир, помогающий найти истинный путь добра, красоты, правды. Освещен ли этим светом путь Сальери? Почему мы видим слезы в его глазах в финале трагедии? Искренни ли они? Пушкин не дает ответа на эти вопросы. Каждый находит их в своей душе.

VI. Домашнее задание.

Задание дается разноуровневое (по выбору учащихся).

1. Выучить наизусть отрывок из трагедии;

2. Анализ отрывка из трагедии;

3. Эссе «Мои размышления над маленькой трагедией «Моцарт и Сальери»».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Некоторые аспекты анализа проведенного урока.

Проанализировав анкеты, можно с уверенностью сказать, что учащиеся 9 класса умеют ставить перед собой цель и достигать ее. 91 % присутствовавших на уроке записали, что цель, поставленная перед уроком, ими достигнута, они довольны своей работой. По мнению коллектива класса, наиболее высокую активность на уроке и качество ответов показали Стас Красулин, Ольга Худина, Игорь Устинов, Валерия Большакова (наибольшее количество выборов). 9 % указали, что не смогли полностью реализоваться на уроке, так как не успели высказаться устно, хотя знали ответы на вопросы и хотели, чтобы их выслушали.

Оценки, выставленные учащимися за работу в группах по подготовке к уроку (по коэффициенту участия), за устные высказывания, выразительное чтение, письменные работы, выполненные на уроке в парах и группах (характеристика Сальери и сопоставительная таблица), суммировались, и выставлялся средний балл. Как правило, учащиеся объективно оценивают и свою работу, и работу других, соблюдая критерии оценки, с которыми ознакомлены еще в 5 классе, когда была начата работа по формированию готовности к самоопределению. 6 учащихся оценили свою работу ниже, чем их одноклассники и учитель.

Большинство учащихся отметили, что им запомнился афоризм «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (27 человек). 5 человек отметили «…нет правды на земле. Но правды нет – и выше».

Урок по маленькой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» ориентирует учащихся в системе общечеловеческих ценностей, помогает определиться в нравственных категориях, предоставляет свободу выбора, предполагает оценку собственных сил и возможностей уже на этапе подготовки к уроку.

Были сформированы 5 групп, но только две из них выступали собственно на уроке. Остальные провели очень интересную и нужную работу по подготовке урока. Группой «журналистов» за 2 дня до урока была выпущена газета, в которой помещены статьи, рассказывающие о жизни и творчестве Моцарта и Сальери, их портреты, сообщения о внесценических героях – известных людях из мира литературы и искусства, крылатые выражения из трагедии, подборка цитат из критики, толковый словарь, составленный группой «лингвистов».

Работая с текстом трагедии, «лингвисты» составили еще 4 словаря, которые оформили в виде наглядных пособий:

    философский: жизнь, смерть, бессмертие, гений, талант, божественный дар, слава, прекрасное, правда, дружба, любовь, тайна, злодейство;

    психологический: восторг, зависть, гордость, презрение, безумие, обида, самоотвержение;

    искусствоведческий: Моцарт, Сальери, Гайдн, Глюк, Пиччини, Бомарше, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарротти, Данте Алигьери; искусство, вдохновение, творчество, музыка; гамма, гармония, аккорд, мотив, звук, скрипка, орган, фортепьяно; Ватикан, «Реквием», жрец;

    устаревших слов и лексических трудностей языка: персты, разъял, сам-третей, нега, трактир, намедни, трапеза, фигляр, «чада праха»; постылый, искушенный, презренный, праздный, херувим, пародия.

Группа «оформителей» составила два проекта оформления класса и доски к уроку, нашла или нарисовала самостоятельно иллюстративный материал, подобрала книги для выставки. (Некоторый иллюстративный материал прилагается)

Возможности групповой работы при изучении литературы значительны, особенно при формировании готовности учащихся к самоопределению. Уже много лет учитель использует эту форму познавательной коллективной деятельности в своей практике и видит высокую эффективность таких уроков. Учащиеся добывают знания в совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс познания и отвечает за качество работы не только перед собой, но и перед группой, в составе которой он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в положение исследователя, поднимает авторитет, если задача успешно решена. Работая в группе, ученик развивает способность к рефлексии.

Формирование адекватной само- и взаимооценки школьников как показателя готовности к самоопределению имеет важное значение в становлении личности. От самооценки зависит успешность в учебной деятельности, эмоциональное самочувствие, стремление к саморазвитию.

На личностно ориентированных уроках стимулируется оценочная деятельность учащихся. В качестве оценочного задания могут служить проблемная ситуация, вопрос, разрешить который однозначно сложно. В данный урок были органично включены две дискуссии, в ходе которых учащиеся смогли выразить свое понимание данного вопроса, определить свое отношение, сообразуясь со своими представлениями о мире и нравственными принципами.

Очень важна на таких уроках позитивная эмоциональная поддержка учителя, выбор приемов и методов, рассчитанных на конкретного ученика, направленных на развитие его личностных ресурсов, выработку самостоятельной позиции и способности делать личностный выбор, что способствует формированию готовности к самоопределению.

Обратимся к примерам реализации домашнего задания.

1. Анализ второго монолога Сальери. (Отрывок из работы Большаковой Валерии).

В этом монологе, в отличие от первого монолога Сальери, показаны рассуждения и размышления героя о своём предназначении в искусстве, о назначении Моцарта в музыке и долге Сальери «остановить» великого композитора.

Нет! Не могу противиться я доле

Судьбе моей; я избран, чтоб его

Остановить…

В этих строках звучит утверждение Антонио Сальери, что он избран волей и судьбой, назначен на эту жестокую роль убийцы Моцарта. Он преувеличивает предполагаемый «урон» от творчества Моцарта, приносимый искусству. Мы ясно видим, что Сальери скрывает свои сильно задетые чувства, объясняет затаенную обиду тем, что Моцарт «навредит» не только ему, но и всем композиторам, которые не смогут достичь таких творческих высот. Дальше в монологе раскрывается тайна Сальери - тайна яда, который он носит с собой целых 18 лет. Мы видим, что сначала был предназначен самому Антонио, кто «мало жизнь любит», кого долго мучила «жажда смерти». Но, я думаю, он не смог бы его выпить, потому что надеялся, что «быть может, посетит его восторг, и творческая ночь, и вдохновенье». В этом монологе Сальери, скрывая истинный мотив убийства Моцарта, называет предметы не своими именами: яд - дар любви, бокал с ядом - чаша дружбы, убить-остановить.

    Сочинение-эссе. Мои размышления над трагедией А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» (Работа Красулина Станислава).

«Моцарт и Сальери» - одно из великолепных драматических произведений А.С.Пушкина. Главными героями маленькой трагедии являются два великих человека: композиторы Моцарт и Сальери. Моцарт представлен Пушкиным веселым, жизнерадостным, излучающим счастье гением, который творит легко, не прикладывая много сил. Но при том его творчество настолько совершенно, что никто попросту не может с ним сравниться. Сальери же – полная противоположность австрийскому гению. Много лет он томит себя музыкальной одержимостью, терпеливо пытаясь создать всё новые и новые произведения. Он посвятил всю жизнь только лишь сочинению музыки, а потому почти ни с кем не общается, стал несчастным затворником. А веселый энергичный Моцарт то играет дома с детьми, то среди друзей – когда же этот «гуляка праздный» успевает сочинять музыку, да какую – ее играют везде: в театре, на балах и в простом трактире? Душу Сальери прожигает мучительная зависть, а в голове рождаются безумные мысли. Ведь Моцарт своим величием и «легкомыслием» может погубить искусство музыки: если божественные творения будут звучать не в высшем обществе в исполнении виртуозов, а где и как попало - вся музыка умрет! Моцарта надо «остановить», пока не поздно!

Сальери уже давно хранит яд, подаренный ему покинутой возлюбленной. Не раз посещали его мысли: или самому уйти из жизни, или отправить в мир иной того, кто становится ему самым заклятым соперником. Пока что ему удавалось всех соперников побеждать силой искусства, но он чувствует – Моцарта ему не победить никогда. Значит, час настал, и он, Сальери, - тот, кто «избран, чтоб его остановить»!

И вот Моцарт беспечно выпивает чашу отравленного вина. Но смерть Моцарта А.С.Пушкин не показывает: такие люди не умирают, они уходят в вечность, и их творения вечны. Моцарт уходит со сцены.

А для Сальери становится главным вопрос: «Гений и злодейство – две вещи несовместные?» Моцарт только что это утверждал. Но если он прав, то Сальери – не гений? И еще: выпив яд, Моцарт сел за фортепьяно и заиграл свой Реквием, музыку, которую еще никто не слышал, кроме автора. На глазах Сальери слезы, он просит Моцарта: «Продолжай, спеши еще наполнить звуками мне душу…» Мне кажется, что в этих словах Сальери – ни капли лицемерия, а в слезах всё – и восхищение божественной музыкой, и…запоздалое раскаяние в зависти, черных мыслях, в только что совершенном страшном преступлении. Распоряжаться судьбами людей вправе лишь господь Бог, брать это на себя никто другой не вправе! В душе Сальери страшное смятение, он понимает, что совершил непоправимое, и в то же время бессознательно еще как-то пытается себя утешить, вспоминая легенду о Микеланджело, который якобы умертвил натурщика, чтобы естественнее показать умирающего Христа:

Неправда: а Бонаротти? Или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы – и не был

Убийцею создатель Ватикана?

Так, действительно ли «гений и злодейство – две вещи несовместные»? На мой взгляд, гениальность – это та невероятная, необъятная для простого человеческого ума энергия, которую дает только Господь. Но как распорядиться этой энергией – зависит только от человека, которому она дарована. История знает массу примеров, когда страшные дела вершились гениальными людьми. Вообще говоря, невозможно представить, что в расположение всего светлого и чистого, что есть в мире, на «белую» сторону вступят все люди, наделенные гениальностью. Если бы это произошло, в мире бы исчезло зло. К сожалению, немалое количество одаренных людей встаёт на «черную» сторону и вершит страшные деяния.

Сальери нельзя назвать злодеем. Его погубила зависть, довела до безумия. Зависть – вполне человеческое чувство, позавидовать можно человеку, который достиг меньшей ценой больших успехов, чем ты. Но и к гениям я Сальери тоже не отнес бы. Это просто одержимый творчеством «ремесленник», положивший свою жизнь на алтарь искусства. Тем более Сальери нельзя назвать «злым гением»: ведь, будучи таковым, он сотворил бы несравненно больше зла, чем музыки.

Вначале, наша "культурная" общественность бросилась его защищать: "Сатрапы, бросили в застенки невиновного гения!"

О гениальности режиссёра, вроде, как никто не говорил, пока дело не коснулось... самого говорящего.

Да-да, БГ, наш, вернее ваш (я никогда не импонировал подобной музыке) знаменитый Борис Гребенщиков, попал в пренеприятную историю.

Великий, гонимый властями гений, Кирилл Серебренников, находясь под арестом (ну, это нынче в моде — лучшей бесплатной рекламы и не придумаешь), задумал снять фильм о Викторе Цое, под кодовым названием "Лето" (одна из песен Майка Науменко). Посягнуть на святое, так сказать.

Сценарий, понятное дело, писал не лично сам, но он же ведь, режиссёр, главный по фильму, потому в ответе за всё.

Так вот, БГ сценарий прочитал, а на пресс-конференции , которая прошла в Петербурге в Квартире Кости Кройца , его подстерегли коварные журналисты, с не менее коварным вопросом: "Чо за фильм?"

Насчёт самого Серебренникова, БГ естественно поддержал солидарность с "работниками культуры": переть против своих — негоже.
А то ведь, в другой раз и самому настучат, памятуя поездку к Саакашвили (правда, в свете последних событий, возможно будущему президенту Украины).

А вот, что касается фильма, тут соврать никак не мог. Ведь по его же словам: "Моя точка зрения наверно ближе к реальности, потому что я там был, а он нет " .

Его интервью, больше выглядело, как отповедь не только фильму, но и всей гениальности проворовавшегося режиссёра:

  • «Сценарий — ложь от начала до конца. Мы жили по-другому. В его сценарии московские хипстеры, которые кроме как е*аться за чужой счёт, больше ничего делать не хотят. Ни к Майку, ни к Цою, ни к Наташе, ни к кому-либо из нас, этот сценарий не имеет ни малейшего отношения. Человек, который писал этот сценарий, он даже не был на этой планете. У него совсем другое в голове. Он не понимает, как люди могут жить так. Будь он в те времена, он служил бы в КГБ! <...> Поэтому, что будет из этого фильма, я не знаю, меня он не очень интересует. Я очень надеюсь, что Кирилла выпустят из тюрьмы, что у него всё будет в порядке, но с этим фильмом у нас с ним согласия не будет никогда. Он видит одно, я вижу совсем другое. Моя точка зрения наверно ближе к реальности, потому что я там был, а он нет».
Я не поленился, переписал вручную и привёл абсолютно точный текст из видео интервью (в издании по ссылке выше, его изрядно сократили).
Согласитесь, звучит совершенно убийственно для будущего фильма (несмотря на постоянный отсыл к сценаристу).

В довесок БГ, всё же осторожно намекнул Кириллу Серебренникову:

  • "Любые игры с государством, могут закончиться в СИЗО. Государство — штука опасная. Я имею в виду брать деньги у государства..."
В финале немного "пропаганды" :-)

Подытожу.
Раз, некая форма воровства, пусть и намёками, всё же признаётся. Раз, пока один из фильмов, пусть даже не снятых, известный музыкант и участник событий, считает "ложью от начала до конца".
То о какой гениальности может идти речь?

Ведь истинный гений Пушкина, уже давно

В защиту Лермонтова
«Гений и злодейство – две вещи несовместные!» (А.С.Пушкин)

Мой Лермонтов! Вселенской скорбью
Наполнен твой печальный взор,
И независимый, и гордый, -
Всем современникам укор!
Думается, не только меня шокировала недавняя статья в этой газете некоего Александра Казакевича о Михаиле Юрьевиче Лермонтове с желчным заголовком «Злой карлик с огненной душой». Вот уж когда пожалеешь, что отсутствие всякой цензуры хуже, нежели ее наличие. В лид-абзац автор намеренно выводит жирным шрифтом утрированное описание внешности Лермонтова, делая акцент на безобразии и злобности. Хотя Казакевич будто и сожалеет о гибели гения, но заканчивает таким выводом: «…он мог бы написать больше, если бы не был таким злым. Иначе, если бы не был Лермонтовым». А как же быть с пушкинским высказыванием: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?! Одной фразой великий поэт уже надежно защитил своего гениального преемника! На кого рассчитана статья, написанная с точки зрения примитивного обывателя, смакующего и передающего злые, насмешливые выпады? Автор не удосужился вдумчиво прочитать хотя бы «Героя нашего времени», чтобы увидеть и понять в психологической характеристике переживания самого поэта, его страдающую душу и высокое, требовательное отношение к людям и к самому себе. «Но хочет всё душа моя во всем дойти до совершенства…», - писал Лермонтов в одном из стихотворений. И это многое объясняет в его характере.
Перечитываю газетную статью, взятую из Интернета, и не могу успокоиться. После недавнего юбилея Лермонтова написать о нем так пошло - недостойно любого человека, а литературного критика в особенности.
Творчество Лермонтова знаю не понаслышке. И воспоминания его современников не раз перечитывала, вот и сейчас они передо мной. Здесь разные мнения, в том числе и несколько негативные. Но все же большинство – восторженные отзывы о поэте, признания его неординарности и разносторонней гениальности, доброжелательности и отзывчивости. Был он и весельчаком, всегда окруженный друзьями, душевным и открытым, был и мрачным, задумчивым и ироничным, часто уединялся (а когда бы ему, служа в армии, успеть было написать к 26 годам столько шедевров?) А поведение во время дуэлей – «стрелять в сторону или на воздух» - не говорит ли о незлобивости характера Лермонтова и нежелании убивать противника? «У меня пистолет не поднимается», - говорил он и готов был просить прощения и примиряться. Перечитала трехтомник Ираклия Андроникова и еще раз убедилась в этом. Что советую сделать автору статьи – прочесть хотя бы «Образ Лермонтова».
Лермонтов- «поэт, поцелованный Богом!» - разносторонне одаренный, смелый и в тоже время тонкий, ранимый, чувствительный, как все настоящие поэты. Но Казакевич (с какой целью?) взял только отзывы кучки светской черни – явных недругов Лермонтова. Это были завистники его таланта и богатства, не умеющие радоваться чужому успеху (а именно тогда мы - люди!), и попросту трусы – ведь поэт пребывал в немилости царя и в опале. К тому же автор приводит в пример реакцию влюбленного Лермонтова на злую и глупую шутку Е. Сушковой, компрометирующую ее саму: «подсунутые ею булочки с опилками».
Скажите, у кого из русских поэтов была счастливой судьба? «Поэт в России больше, чем поэт»! Он откликается на все события, происходящие в стране, в том числе на политические, так как истинный поэт – гражданин, всегда поборник народа. «Ах, если б между поэтом и народом ввек не стояло политиков!» - с горечью писала Марина Цветаева. А ведь «Прощай, немытая Россия – страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ», - сказано поэтом не с ненавистью, а с глубокой болью в сердце от отчаянной любви к Родине!
Талант поэта-художника, который Лермонтов в себе чувствовал и не мог не осознавать, слишком был велик. Он прибавлял ему, конечно, гордости и независимости. Чувство превосходства над теми, кто был неизмеримо ниже его по уму и таланту и позволял себе глумиться над поэтом, тяжелой ношей легло на его чувствительную душу.
Художника «может обидеть каждый», тем более после его смерти. Вспомнилось из предсмертной записки Маяковского: «Просьба не рыться в моем «грязном белье» - покойник этого не любил». О мертвых хорошо, или ничего – вот эту фразу не мешало бы автору вспомнить, а не ту, что приводит он в начале статьи – выдуманную невесть кем злую «примету», выдавая ее за «народную мудрость», о взаимосвязи роста, ума и злобы человека. Увы! господин Казакевич, и тут вы маху дали. Специально пересмотрела двухтомник Даля и ничего подобного ни в приметах, ни в пословицах и поговорках у него нет.
Мне очень обидно за великого поэта, как и за всю нашу классическую русскую литературу. Вглядываюсь в большие, умные лермонтовские глаза и, кроме страдания и какой-то затаенной грусти, не вижу в них никакой злости или хоть суровости.
«Печально я гляжу на наше поколенье», - и сейчас можно сказать вслед за поэтом. Сколько уже идеалов разрушили, сколько снесли с пьедесталов святынь! Так мало нам! Давайте еще Пушкина объявим сумасшедшим или уродцем, как Лермонтова – «злым горбуном-карликом». Уж скольких оболгали! А где они - новые идеалы, новые герои? - Бандиты? Воры? Взяточники? Как воспитать у молодежи чувство национальной российской гордости?! На ком?
В эпиграф выношу строчки из моего давнего стихотворения о поэте с тем, чтобы тот же «укор» адресовать автору статейки– Казакевичу. Жаль, нельзя призвать к суду за оскорбление личности подобных диверсантов, подрывающих, сначала исподтишка, а теперь уже в наглую, открыто достояния нашей культуры.
Но «есть, есть Божий суд, - сказал бы сам Лермонтов, - тогда напрасно вы прибегнете к злословью, оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!» А еще вызвал бы на дуэль и был бы прав. Только не слишком ли велика честь для Казакевича?