«Царевна-лягушка» главные герои. Краткая характеристика василисы премудрой Описание царевны премудрой

Продолжая работу с эпизодом «Как сватались царевичи?», учитель предлагает вспомнить, как долго искал свою стрелу Иван-царевич, как он вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать». Учитель продолжит, разовьет и дополнит ответы ребят. Действительно, внешний облик царевны-лягушки испугал царевича, что подтверждают его собственные слова: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют».

Но царевна-лягушка второй раз повторяет свою просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!» Эпизод необычайно выразителен и важен для дальнейшего осмысления сказки. Тут есть над чем подумать учащимся. Что же удержало царевича? Почему он не уходит? - Лягушка оказывается необыкновенной, она говорит человечьим голосом. Это изумляет и покоряет царевича.

Школьники читают текст по ролям или пересказывают, вводя диалог, стараясь передать основные мысли фрагмента. Работа с текстом помогает школьникам ответить на вопрос: «Что мы можем сказать о царевне-лягушке и Иване-царевиче, прочитав первые эпизоды сказки?»

В работе над эпизодом «Первый приказ царя» возможны такие вопросы: какими словами встречает царевна-лягушка Ивана-царевича? Как правильно произнести их? («Что так запечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?») Какие черты характера царевны-лягушки проявились при этом?

Испытания, которым подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягушки. Царевна сразу догадывается, что царевич опечален, и старается успокоить его. Отметим, какой теплотой, заботой проникнуты ее слова, как задушевна ее речь: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее...»

Учащиеся во время такой беседы выясняют, что царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная («Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален...»; «Она успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу. В этом тоже народная мудрость: «Не забегай вперед!»;
«Сначала сделай, а потом и говори...». Так и поступает Василиса Премудрая»).

Обратим внимание, что царевну называют премудрой тогда, когда рассказывают, как она трудится. Учащиеся при чтении и пересказе этого эпизода отмечают и реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта, и особый ритм, как бы сопровождающий эти трудовые процессы:

Взяла она частые решета,
Мелкие сита,
Просеяла муку пшеничную,
Замесила тесто белое,
Испекла каравай - рыхлый да мягкий.

Учащиеся рассказывают о том, как выполнили жены старших братьев приказ царя. Обратим внимание, что сказка преувеличивает недостатки их работы, берется крайняя степень отрицательного (у одной подгорел, у другой сырой). С какой целью вводится это преувеличение? Школьники сумеют сделать вывод, что этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя: «Вот этот каравай только в большие праздники есть!»

Пересказ третьего эпизода еще более интересен для сопоставительной работы.

Вспомним, что хотел узнать царь («Царь хотел узнать, как умеют жены рукодельничать. Он приказал, чтобы жены сыновей „своими руками“ выткали „к завтрему по ковру“»).

Чем же отличается труд Василисы Премудрой? Она ткет сама, жены других сыновей созывают мамушек, нянюшек и красных девушек. Мамушки и нянюшки ткут кто серебром, кто золотом, кто шелком. Сказка не рассказывает о том, чем ткет Василиса Премудрая, но все оживает под руками искусной мастерицы. При описании ее работы снова изменяется ритм. Учащиеся даже на слух определяют, что эти строчки звучат как стихотворение. Текст этот можно написать заранее на доске и поработать над выразительным чтением отрывка, чтобы дети почувствовали его особый ритм:

Где кольнет иглой раз -
цветок зацветет.
Где кольнет другой раз -
хитрые узоры идут.
Где кольнет третий -
птицы летят.

Вспомним эпизоды, в которых рассказывается, как постепенно возрастает восхищение царевича работой Василисы Премудрой. Если в первом случае хлеб был такой, какого он «никогда не видывал», и царевич «диву дался», то во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.

Как бы апофеозом мудрости и красоты царевны-лягушки является ее появление на царском пиру. По мановению ее руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают. Искусство царевны-лягушки становится необычайным, волшебным. Красота Василисы Премудрой открылась всем.

К этому времени школьникам легко будет ответить на вопрос учебника: «В чем истинная красота Василисы Премудрой?»

Работу над художественным пересказом эпизода «Пир» целесообразно совместить с рассматриванием репродукции картины В. Васнецова и иллюстрации И. Билибина.

Картина В. Васнецова создает обобщенный образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре - Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

После этого школьники объясняют, почему так торопится Иван-царевич сжечь лягушечью кожу царевны. Царевна опечалилась, но она не бранит Ивана-царевича, а лишь горестно упрекает его и одновременно помогает советом.

Последний раз звучат слова Василисы Премудрой в самом конце сказки: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду».

Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая? Чем удивляет и покоряет она всех? Эти вопросы прозвучат в беседе с учащимися и подведут их к соответствующим выводам о цельности характера Василисы Премудрой, прекрасной, сердечной, скромной, умной, терпеливой, заботливой, трудолюбивой и доброй.

Какой представляют себе Василису Премудрую учащиеся 5 класса? Класс слушает рассказы и оценивает их.

Василиса Премудрая, которой, по словам Горького, свойственны величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, сосредоточила в себе лучшие черты русского народного характера.

Чтобы подытожить работу, можно использовать вопросы: что приказывал царь своим невесткам? Что он узнал о них? За что Василису назвали Премудрой? В чем была истинная красота Василисы Премудрой?

К следующему уроку школьники готовят выразительное чтение в лицах (эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой).

На третьем уроке завершается работа над сказкой «Царевна-лягушка». Урок начинается беседой («Что было после того, как Иван-царевич сжег лягушечью кожу?»), в которой педагог идет от выводов учащихся о характере Василисы Премудрой к вопросу: «Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?» Если некоторые учащиеся будут говорить о том, что едва ли можно считать его достойным («Ведь он сжег лягушечью кожу»; «Он хотел сначала бежать, отступить»), беседа пойдет еще живее и непосредственнее, потому что другие школьники обязательно будут убеждать своих товарищей, что царевич искупает свою вину. При этом ребята вспоминают путь Ивана-царевича, рассказывают о нем.

После царского пира - кульминационного эпизода сказки, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу, наступает резкий поворот в сюжете: действие убыстряется, сказка приобретает более динамичный характер. Иван-царевич волею обстоятельств вынужден принимать самостоятельные решения и самостоятельно действовать.

Сразу ли он решает идти на поиски царевны? Вспомним текст: «Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую». Учащиеся, пересказывая этот эпизод, отмечают, что царевич не раздумывает ни минуты, он принимает решение идти на поиски сразу после исчезновения царевны.

Читая по ролям эпизод встречи со старичком, учащиеся соглашаются, что царевич поторопился сжечь кожу, не оценил мудрость царевны-лягушки и за это наказан. Об этом говорит и старичок, хотя он и помогает Ивану-царевичу в его дальнейшем нелегком пути. Читая в лицах или пересказывая эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой, школьники отвечают на вопросы: «Почему он хотел убить их?» («Он был очень голоден»); «Как он об этом говорит?»

Путь Ивана-царевича кончается у Кощеева дуба, описание которого необычайно интересно. Чтобы помочь школьникам понять значение этого описания, учитель ставит вспомогательный вопрос: «Была ли необходима помощь царевичу?» Здесь можно предложить прочитать наизусть описание дуба. Вопрос «Почему так важно подробное описание Кощеева дуба?» дает пищу для новых размышлений учащимся («Подробное описание дуба нужно, чтобы показать, как трудно было победить Ивану-царевичу»; «Если бы дуб Кощеев не такой страшный был, то зверей не надо было бы звать...»).

Итак, в характере царевича мы отмечаем смелость. Он снискал уважение к себе тем, что справедлив, добр, борется против Кощея, которого боится даже Баба-яга, называя его злодеем.

Учащимся Иван-царевич нравится. И о нем у них складывается свое представление, которое они высказывают в рассказах.

Русские народные сказки учат, что главное в человеке - это не внешность, а его внутренний мир и поступки. Нужно быть добрым, помогать другим людям, трудолюбивым. Всеми этими качествами обладает Царевна-лягушка, характеристика которой представлена ниже.

Краткая история персонажа

Характеристику Царевны-лягушки стоит начать с истории героини. Впервые читатель знакомится с ней, когда стрела Ивана-царевича попадает в болото. Конечно, царевич расстроен тем, что его невестой должна стать лягушка. Ведь он тогда не знал, что она заколдованная царевна. Но лягушка уговорила взять ее с собой. Царь решил проверить своих невесток на то, какие они рукодельницы. Иван был расстроен, потому что думал, что его лягушка не справится с заданиями. Но пока он спал, она при помощи колдовства выполнила все, что требовал царь.

Однажды всем царевичам нужно было идти на пир со своими невестами. И тут царевна-лягушка сбросила свою кожу и превратилась в Василису Премудрую. Все были поражены ее красотой. Иван сжег лягушачью кожу, из-за чего девушка была вынуждена его оставить. Тогда Иван-царевич отправляется искать Кощея Бессмертного и освобождает свою невесту. Так царевна-лягушка стала Василисой Премудрой.

Внешний вид героини

В характеристике Царевны-лягушки нужно дать и описание ее внешности. Большую часть повествования героиня находится в облике лягушки. Это подчеркивает мораль сказки: главное в человеке - это не красота, а его внутренний мир, трудолюбие, ум. Если вспомнить, в сказках у Василисы есть два добавления к имени: Премудрая и Прекрасная. В случае с царевной-лягушкой был выбран первый вариант. То есть, в этой сказке главный упор делается на то, что человек должен ценить в первую очередь ум.

Когда же она превращается в девушку, то ее внешность становится такой, какая была у всех русских красавиц: статная, со стройным станом, длинной косой. Но все-таки большее внимание уделяется поступкам царевны.

Внутренний мир героини

В характеристике Царевны-лягушки нужно рассказать и о характере персонажа. Главная героиня добра, умна и именно благодаря своей мудрости и смекалке она справляется с царскими заданиями. В то же время царевна имеет склонность к артистизму. Появляется она на пиру в коробчонке в сопровождении грома и молний. Там же демонстрирует фокусы.

Но делает это, скорее, не для привлечения внимания, а как насмешку над ленивыми и глупыми невестами братьев. Василиса Премудрая является идеалом русской красавицы - красивая и мудрая, готовая всегда и во всем помогать мужу.

Василиса и Иван-царевич

Можно кратко написать характеристику героев "Царевны-лягушки". Царь показан как умный человек, который понимает, что за красивой внешностью может быть ленивый и глупый человек. А Иван-царевич показан как человек, которому важно мнение общества. Ведь поэтому он был расстроен, что его невестой должна стать некрасивая лягушка. И когда он увидел Василису, то поспешил сжечь лягушачью кожу. И это показывает, что ему была важнее внешность, чем внутренний мир невесты. Но во время поиска Кощея Иван становится храбрее и учится ценить ум и смекалку.

Характеристика Царевны-лягушки из сказки "Царевна-лягушка" показывает, что человек должен уметь ценить внутренний мир ближнего, его готовность помогать другим, смелость и сообразительность. На примере Ивана-царевича показано, как взгляды человека могут меняться, он учится ценить важные вещи.

Василиса Премудрая является воплощением представлений о русской девушке. В ней соединены красота, ум и доброта. Ведь благодаря своей мудрости она располагает к себе царевича. А Иван-царевич - пример того, что человек, который умеет ценить не только внешнюю, но и внутреннюю красоту, находит счастье.

Волшебные сказки с давних времен являются неотъемлемым элементом культуры и творчества любого народа. В каждой стране есть свои сюжеты для них, свои добрые и злые персонажи. Для нас одной из любимых героинь является Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка». Для многих поколений детей она стала символом доброты и ума, заботливости и скромности. Описание Василисы Премудрой сопровождается множеством ярких эпитетов и представляет собой воспевание красоты и величия исконно русского женского характера.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» и ее главная героиня

Сюжет сказки «Царевна-лягушка» известен всем с малых лет. Василиса Премудрая - это волшебница, заколдованная своим отцом, за то, что превзошла его в искусстве колдовства. В сказке она становится невестой, а потом женой Ивана-царевича. По мере развития сюжета девушка проявляет свое мастерство, выполняя приказы царя: выпекает хлеб, искусно ткет шелковый ковер (или в других вариантах - рубашку). Впечатляет и описание Василисы Премудрой на пиру, где она превращается в сказочную красавицу и изумляет гостей своим волшебным искусством.

Иван, желая, чтобы его жена всегда оставалась в облике царевны, сжигает лягушачью кожу. После этого Василиса исчезает. Чтобы вновь обрести свою любовь, царевичу приходится пройти через множество опасностей и, главное, сразиться с отцом своей жены, Кощеем Бессмертным. Конец у сказки счастливый - Иван и Василиса преодолевают все трудности и оказываются вместе навсегда.

Чем же привлекательна Василиса Премудрая? Русская народная сказка - это не только плод фантазии, но и отражение реальной жизни людей. Помня об этом, можно проследить в образе Василисы наиболее ценные женские качества для русского народа.

Внешность главной героини Василисы Премудрой

Интересно, что о внешности главной героини в сказке практически ничего не говорится. Описание Василисы Премудрой дается читателю с помощью характеристики ее действий и слов. Лишь на царском балу героиня изображается писаной красавицей. Но и это описание является вполне типичным для большинства волшебных сказок.

Это лишний раз подтверждает, что образ Василисы Премудрой является собирательным, обобщающим. Более того, для сказки гораздо более важным оказывается изображение не внешних, а внутренних достоинств героини.

Черты характера Василисы Премудрой

Не из-за красоты, но из-за характера любима Василиса Премудрая. Сказка подчеркивает, что не яркая внешность (казалось бы, что может быть безобразнее лягушки) и не богатство («конкурентками» девушки во дворце были боярская и купеческая дочери) приводит героев к счастью. А понимание и желание быть вместе.

Из сказки дается через ее поступки. То, как она утешает Ивана-царевича, с каким мастерством выполняет задания царя, как ведет себя во время пира, говорит о ней лучше любых описаний. В ее характере сочетаются одновременно глубокий ум и величественная простота русской души, гордость за себя и скромность.

Многие спрашивают, почему Василису называют Премудрой? На самом деле, этот эпитет подходит ей как нельзя лучше. Дело в том, что она в совершенстве освоила волшебные премудрости и даже превзошла в этом своего отца, могущественного колдуна. Характерно и то, что в сказке ее называют так в те минуты, когда она трудится, проявляет свое мастерство рукодельницы, хозяйки или волшебницы. К тому же героиня обладает способностью даже в самых трудных испытаниях сохранять спокойствие и принимать верное решение.

Почему Василиса превращена именно в лягушку?

Часто возникает вопрос о том, почему именно в лягушку была превращена Кощеем Бессмертным Василиса Премудрая. Сказка не дает прямого ответа на него. Однако разные исследователи предлагают свои варианты.

К примеру, можно вспомнить, что одним из ведущих художественных приемов в сказке является антитеза, противопоставление (к примеру, добро и зло, день и ночь, живая и мертвая вода, красота и безобразие). Уже имя героини - Василиса - говорит само за себя. С греческого языка его можно перевести как царственная, возвышенная. А с другой стороны, что может быть более непривлекательным и приземленным, чем лягушка, живущая на болоте.

Образ Василисы в других русских сказках

Описание Василисы Премудрой можно найти не только в сказке о царевне-лягушке. Она изображается и в других произведениях русского народа. Например, можно вспомнить сказку о Василисе и Бабе-яге. Сходный образ выступает под именами Марьи Моревны, Елены Прекрасной и Марьи-царевны. Все эти героини обладают мудростью и волшебными знаниями, в частности способностью перевоплощаться. Это позволяет отождествить их.

Сказка - ложь, да в ней намек

Максим Горький называл Василису одним из самых совершенных женских образов, сотворенных фантазией русского народа. Сколько прекрасных качеств она в себе сочетает, воспитывая и напутствуя все новые подрастающие поколения. Но вспомним, что изначально сказки писались вовсе не для детей, а для взрослых. Не исключение и те, в которых есть Василиса Премудрая. Русская народная сказка с присущей ей мудростью и поэтичностью напоминает нам о том, какова истинная роль женщины в семье - быть помощницей и поддержкой своему мужу.

Также мы узнаем, какие качества издавна ценились на Руси. Ум и скромность, заботливость и доброта, мастерство рукодельницы и хранительницы домашнего очага, объединяясь, порождают истинную мудрость и красоту. И образ Василисы Премудрой в полной мере сочетает все эти прекрасные качества.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

140055, МО, г.о.Котельники, мкр. Белая Дача, д.8 тел/факс 559-96-00, 559-86-09

УРОК

по литературе в __5 б___ классе

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

(тема урока)

Учитель : Кабанова Елена Николаевна

Подпись

Цель урока: подготовить учащихся к анализу сказки

Задачи урока:

Образовательные: научить видеть художественные особенности жанра;

Воспитательные: помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера;

Развивающие: развить речевые умения путем пересказа произведения.

Оборудование: доска, портреты писателей

Предполагаемые результаты урока: овладение учащимися навыков анализа художественного произведение, речевых умений.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа
  3. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке
  4. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова
  5. Беседа обобщающего характера
  6. Заключительное слово учителя
  7. Домашнее задание

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. К какому виду сказок она относится?

3. Какие особенности народной сказки можете назвать?

4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

5. Почему Василису называют Премудрой?

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.

ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА «СВАТОВСТВО ЦАРЕВИЧЕЙ».

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

В некотором царстве, в некотором государстве...; ...Где стрела упадет, там и сватайтесь; ...Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь... испугался Иван, хотел убежать»?

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.

Обобщающие вопросы:

Что вы поняли, читая этот эпизод?

Какие они - наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай - потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это

сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй - «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

«Василиса Премудрая... пьет... остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного - косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей... чего не допьют - в рукав льют, чего не доедят - в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)

III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.

Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера .

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя .

Василиса Премудрая - образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки - быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина - Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая - обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание . Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

О.В.Романова

«__»_______________ 20___ г.















1 из 13

Презентация на тему: Царевна-лягушка Образ Василисы Премудрой

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Вступительная беседа Что такое сказка? Откуда у сказок такая власть над временем?Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? К какому виду сказок она относится? Докажите своё мнение.Какие особенности народной сказки вы можете назвать (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

№ слайда 3

Описание слайда:

Вступительная беседа Назовите главных героев сказки. Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?Почему Василису называют Премудрой?Сказка называется так потому, что первое и главное чудо - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича

№ слайда 4

Описание слайда:

Пересказ сказки.Составление плана сказки 1. Наказ царя сыновьям о сватовстве.2. Сватовство царевичей.3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.4. Испытание невесток: а) испечь каравай хлеба; б) выткать ковёр за ночь; в) приехать на царский пир.5. Пир у царя.6. Встреча Ивана-царевича со старичком.7. Встречи Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.8. Иван-царевич у Бабы-Яги.9. Иван-царевич у Кощеева дуба.10. Счастливое завершение сказки.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Работа над эпизодами. Сватовство царевичей 1. Выразительно прочитать эпизод. 2. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность? 3.Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь…испугался Иван, хотел убежать»? 4. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «Отступиться от своей находки», «бежать»?

№ слайда 7

Описание слайда:

Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: -Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своём, повторяет просьбу:- Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!Что же всё-таки заставило героя изменить своё отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

№ слайда 8

Описание слайда:

Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь» Чтение эпизода по ролям.Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?Увидев опечаленного Ивана-царевича, она поняла, что произошло что-то серьёзное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова её задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»Почему она утаивает от царевича мысль о том, как собирается выполнить приказ царя?

№ слайда 9

Описание слайда:

Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь» Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?Как выпекает хлеб Василиса Премудрая? Перечитаем строки сказки и услышим их необыкновенную ритмичность и плавность: Взяла она белые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.Каким получился хлеб у Василисы и жен старших царевичей. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится?

№ слайда 10

Описание слайда:

Второе испытание.«Тканьё ковра за ночь » Выразительное чтение эпизодаСравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой. Почему так сильно преувеличены недостатки старших невесток? С какой целью это сделано? (Чтобы подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить Ивана-царевича, заслужить похвалы старших. Женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама.) Понаблюдайте, как работает Василиса? Где кольнет иглой раз -цветок зацветет,где кольнет другой раз -хитрые узоры идут,где кольнет третий -птицы летят. Вывод: ритм вновь изменился, прозаический текст вновь похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбие, все делает своими руками, понапрасну не расходует свое волшебство, не подвела царевича во второй раз.)Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

Описание слайда:

Сделаем выводы. Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы? Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам М. Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Только благодаря ей герои сказок оказываются вместе. Красота – соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты. В.И. Даль

№ слайда 13

Описание слайда:

Домашнее задание Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1-2 примера в столбик, как стихотворение. (Помощь найдешь на стр.26 вопрос 4, стр. 27.)2.Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».3. Стр. 26 вопросы 5,6 (устно).4. Подготовить рассказ о Василисе Премудрой. (По материалам урока.)