Доклад на тему: «декоративно – прикладное искусство". Декоративно-прикладное искус­ство Национальные мотивы в изделиях декоративно прикладного искусства

decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.

Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Основные виды декоративно - прикладного искусства:

  1. (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  2. Бисероплетение

Остановимся на последнем из выше перечисленного.

Плетение бисером - древнее искусство. История бисероплетения насчитывает более пяти тысячелетий. Однако техники плетения остались теми же, и даже дети способны создавать несложные поделки из бисера.

Бисероплетение для детей: а нужно ли это? Возможно, многие считают, что подобное приобщение школьников к декоративно - прикладному искусству, в частности к бисероплетению целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Дело в том, что помимо красоты, это довольно - таки полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, что актуально для дошкольников. Развивается мелкая моторика и точность движений, что нелишне в любом случае. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления, что также пригодится. Сделанное своими руками украшение ценится больше, чем покупное. Наличие самодельных оригинальных украшений способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе. Бисероплетение помогает детям выражать свои эмоции.

Занятия по бисероплетению проводятся в группах и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером.

Приобщение детей к декоративно - прикладному искусству, к овладению его приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса.

Способность к творчеству генетически заложена в человеке. Искусство возникло в следствии природной потребности человека к прекрасному, в чувственном удовлетворении от созданного или увиденного.
Древнейшим видом художественной деятельности считается декоративно-прикладное искусство(ДПИ). Люди всегда стремились украшать себя,свое жилище и вещи, которыми пользовались.Из самых обычных материалов - камня, металла, дерева, глины - народ создавал подлинные произведения искусства, выражавшие эмоционально-эстетическое восприятие мастером окружающего мира.

Все произведения ДПИ можно разделить на две группы. Первую представляют предметы обихода(одежда,различная утварь, посуда, мебель,ткани),где красота предмета неразрывно связана с его пользой.

Вторая группа представлена предметами декоративного назначения, здесь возможна более свободнная трактовка средств выразительности, это панно, декоративные вазы, сувениры и т.п

Декоративные статуи, гобелены, мозаика, панно занимают особое место.Они могут быть как средством декора архитектурной среды, так и самостоятельными произведениями.

Декоративно-прикладное искусство имеет непосредственную связь с бытовыми потребностями людей, свои средства выразительности. Человечество на протяжении всей жизни занимается разнообразными видами деятельности: домашним бытом, спортом, творчеством, широким спектром общественных, трудовых, культовых функций и т.д. Cуществуют огромное количество разных бытовых предметов, вещей, которые помогают человеку выполнять разные действия. Многие из них имеют отношение к сфере ДПИ. Изготавливают такие предметы из разных материалов и при этом могут использоваться разные техники выполнения. Учитывая важную ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственную связь с производством, произведения ДПИ классифицируют по функциональным признакам использования объектов ДПИ, по принадлежности к разным видам материалов и по технологии изготовления.

Классификация ДПИ по функциональным признакам использования.

Бижутерия.

Ювелирные изделия.

Украшения из природных материалов.

Осветительные приборы.

Предметы для украшения интерьера и т.д.

Виды ДПИ по технологии выполнения.

Ковроделие.

Ткачество.

Художественная роспись яиц.

Изготовление изделий из стекла.

Гончарство.

Художественная обработка металла.

Вытынанка.

Лозоплетение.

Флористика.

Народная живопись.

Художественная обработка кости и др.

Классификация по материалам.
Художественные ткани.

Художественный текстиль.

Художественная керамика.

Художественное стекло.

Художественный металл.

Художественная обработка дерева(резьба, столярство, бондарство).

Художественная обработка кожи.

Более подробно виды ДПИ будут рассмотрены в следующих статьях.

По способу изготовления предметы современного ДПИ существуют в двух формах: промышленной и ремесленной.

Общественное разделение труда на стадии мануфактуры, развитие промышленности привели к тому, что польза и красота, назначение и оформление изготовленных изделий стали прерогативой разных специалистов.

Со временем возникает художественная промышленность- машинное производство декоративно-прикладных изделий, которыми оформляют жилые и общественные здания, вещи домашнего использования. В наше время кроме художественных промыслов массовое производство произведений ДПИ обеспечивается специальными предприятиями художественной промышленности.

Изделия профессионального и народного декоративно-прикладного искусства во многом похожи, но есть и различия. Народный художник свое произведение в основном выполняет вручную. Мастер может трудиться как в одиночку, так и в коллективе. Изделия народного промысла не тиражируются массово. Даже если народные художники в мастерской изготовляют серию изделий, все равно каждая вещь индивидуальна.

Произведения ДПИ, созданные на предприятиях художественной промышленности или в мастерских, обычно выпускаются массовым тиражом.Стандартизация накладывает определенные ограничения на творчество художников, делает, вещи, предметы похожими.Также специалисты должны учитывать спрос на изделие, качество материалов из которых будет изготовляться вещь, наличие оборудования необходимой мощности и др. Но профессиональные художники создают и авторские образцы, существующие в единственном экземпляре.Если специалист получает индивидуальный заказ, то он свободен от ограничений и может создавать такую уникальную вещь, какую позволит его творческое дарование и требование заказчика.

Органическое единство формы предмета, которая четко определяет его назначение, и художественно-изобразительных средств, которые делают предмет красивым, отображают профессиональное мастерство автора.

Есть и третье направление в создании изделий ДПИ , его тоже можно отнести к ремесленной форме.Это огромная армия почитателей творческой деятельности, рукоделия в быту. Это люди, не имеющие специального образования, любители, для которых- это определенный вид художественной самодеятельности, своеобразная форма отдыха, а в настоящее время и возможность дополнительного заработка.Вязание, вышивка, столярные работы, цветоделие, чеканка, резьба и т.д- виды деятельности «на дому», которые приобщают людей к художественному творчеству, формируют вкус, высокие художественные потребности.

Творчество на дому в наше время получило название «хендмейд», от английского » handmade»- ручная работа, а также такое название носит сам процесс по созданию уникальных изделий.

Мода на хендмейд пришла с Запада в XXI веке. Сейчас это слово используется практически для обозначения всего креативного и оригинального, любой ручной поделки, в которую вложена частица душевного тепла автора.

» Будь счастливым, пользуясь мною»- выгравировал на маленькой серебряной ложке мастер далекой римской эпохи. Этот девиз можно и сейчас применить ко всем видам прикладного искусства- пусть будут счастливыми люди, для которых польза и красота неотделимы.

ольга макеенко
«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре»

Введение

Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался веками. Народная культура отражает быт и навыки наших предков, которые нашли отражение в том или ином роде искусств .

Изучение народной культуры должно входить в обязательную программу обучения детей . Ведь именно с детства у людей формируются привычки и навыки. Для того, чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве необходимо с самых ранних лет формировать в сознании малышей представления об окружающем мире, а также рассказывать об истории как страны в целом, так и региона, в котором он проживает. Дети – это наше продолжение, от того, как мы их воспитаем, зависит будущее, как семьи, так и города, страны и мира в целом.

«Путеводителями» в данном случае будут выступать родители, а также педагоги. Будущим преподавателям педагогических училищ, заведующим детскими садами и методистам по дошкольному воспитанию необходимо знать основные методы и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает изобразительная.

Народная культура это традиционная культура , которая включает культурные пласты разных эпох , от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Такая культура бесписьменная , именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

Существует несколько способов, с помощью которых возможно обучение детей народной культуре . В их число входит и литература, и кино, и сказки. Можно отнести и картины, и игры и многое, многое другое.

В данной работе рассмотрим декоративно- прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре . Для реализации заданной цели потребуется, в первую очередь, рассмотреть основные понятия данной темы. Это понятие , его основные направления и виды; понятие народной культуры ; и средства приобщения детей к народной культуре .

Представляет собой раздел декоративного искусства , который охватывает несколько отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий и предназначенных, главным образом, для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть : различная утварь, мебель, оружие, ткани, орудия труда, а также другие изделия, которые не являются по изначальному предназначению произведениями искусства , но приобретают художественное качество вследствие приложения к ним труда художника; одежда и всякого рода украшения.

Со второй половины девятнадцатого века в научной литературе утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства :

1. В зависимости от используемого материала (керамика, металл, текстиль, дерево) ;

2. В зависимости от техники выполнения (резьба, набойка, литьё, чеканка, вышивка, роспись, интарсия) .

Предложенная классификация связана с важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют органическую часть предметной среды , с которой повседневно соприкасается человек, и своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Произведения декоративно-прикладного искусства эстетически насыщают и преображают среду , окружающую человека, и, в то же время, как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурным и пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (гарнитур мебели илисервиз, костюм или набор ювелирных изделий) . В связи с этим, идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при реальном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком .

Декоративно - прикладное искусство возникло на самых ранних этапах развития человеческого общества, и на протяжении многих веков является важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества.

Согласно другому источнику, декоративно- прикладное искусство – это создание художественных изделий, которые имеют практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др., а также художественная обработка старых предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.) . Также, как и в предыдущем обозначении, мастерами декоративно-прикладного искусства используются самые разнообразные материалы – металл (серебро, золото, платину, бронзу, а также различные сплавы, дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани ) и др.

Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных камней и металлов - ювелирным искусством . В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды именуют вазописью.

Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.) . Уже первобытные мастера украшали узорами и резьбой посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём.

Традиции древнего искусства продолжают проявляться в фольклоре и в изделиях народных промыслов .

Таким образом, на основании вышеизложенного, отметим основные моменты. Итак, термин декоративно- прикладное искусство условно объединяет два обширных рода искусств : декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно -прикладного творчества в основном имеют практическое употребление в повседневной жизни. Это отличительная особенность данного вида искусства .

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают определенными характеристикам : эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект и служат для оформления быта и интерьера.

Виды декоративного прикладного искусства : шитье, вязание, выжигание, ковроткачество, ткачество, вышивание, художественная обработка кожи, патчворк (шитье из лоскутков, художественная резьба, рисование и прочее. В свою очередь, нужно отметить, что некоторые виды декоративно-прикладного искусства подлежат собственной классификации. К примеру, выжигание представляет собой нанесение рисунка поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы, и бывает : выжигание по дереву, выжигание по ткани (гильоширование, изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата, горячее тиснение.

2. Народная культура

Ранее, уже было предоставлено определение понятия народная культура . Повторюсь, народная культура- это традиционная культура , в которую включаются культурные пласты разных эпох - от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная , и поэтому в ней большое значение принадлежит традиции, как способу передачи жизненно важной для общества информации. Данное определение достаточно емкое, но не единственное. Обратимся к другим источникам.

Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать. Культура - это набор кодов , которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность.

Понятие "народ " в русском и европейских языках -это население, совокупность индивидов. Также, народ понимается как общность людей, осознавших себя этническим или территориальным сообществом, социальным сословием, группой, иногда представляющим все общество, к примеру, в какой-то решающий исторический момент (национально-освободительные войны, революции, восстановление страны и так далее, обладающим сходными (общими) верованиями, представлениями или идеалами.

Данная общность и выступает субъектом и носителем особой целостной культуры , отличной своим видением мира, способами воплощения в различных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики , которая часто восходит к древности. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя, позднее этнос (народ ) .

В прошлом, народная культура определяла и закрепляла все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей , характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зернои убирать урожай, выгонять скот, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и прочее. В настоящее время, в период усложнения общественных отношений, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики , народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры .

В народной культуре творчество анонимно , так как не осознается личное авторство, и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы "владеет" все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник, даже очень искусный , воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре локуса , этноса, субэтноса.

Проявления народной культуры – это идентификация себя со своим народом , его традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики.

Важным качеством народной культуры во все периоды является традиционность. Традиционность определяет е ценностно-нормативное и смысловое содержание народной культуры , социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению.

Таким образом, народная культура – это культура , создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа , не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют : религиозная (христианская,нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы . Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах , существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика ) .Народная культура есть базис национальной культуры , педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа , преемственность поколений, возрастание его духа.

3. Средства приобщения детей к народной культуре .

В связи с особенностями возраста, для приобщения ребенка к любому из навыков необходимо применение особого подхода. В основном, для этого используется игра, поскольку наиболее интересна для малышей. В процессе игры дети заинтересовываются предметом, что позволяет раскрыть наиболее значимые элементы не навязывая ребенку их, а легко и не принужденно. Игры выбирают с учетом несения ими полезной информации о культуре народа , на территории которого он проживает, либо того, о котором нужно рассказать. В процессе игры рассказывают особенности народности , также они могут быть заложены в правилах. К примеру, можно организовать игру-соревнование : кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра стимулирует их познавательную активность, развивает у детишек наблюдательность, учит формулировать и высказывать свои мысли.

Помимо игры, возможно, использовать рисование, живопись. Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства , это - высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Данный жанр способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей , воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, чувство любви к своему краю, своей истории. Пейзажная живопись развивает воображение и ассоциативное мышление ребенка,чувственную,эмоциональную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства , способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие является одной из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей , психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, а изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Детям нравится пробовать что-то новое. Важно не испортить отношение ребенка к творчеству, поскольку это может повлиять на его дальнейшую жизнь. Нужно позволить раскрыть его возможности и не ругать, если что-то не получается. Ведь, у людей с детства заложены предпочтения : кому нравится рисовать, кто-то находит себя в музыке, третьи станут гуманитариями. С учетом этого и нужно использовать разные методы в обучении детей , чтобы они сами определили для себя, что им нравится, иначе в последующем, в выборе профессии, решающими станут факторы, навязанные из вне, а не то, что действительно интересно и чему стоит посвятить свою жизнь. Овладеть всей суммой средств и способов изображения, составляющих изобразительную грамоту, ребенок не может. Знание педагогом особенностей выразительных средств каждого искусства помогает установить , какие из них могут быть осознаны и освоены ребенком и какие недоступны ему.

Таким образом, основной целью развития дошкольного образования является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. На занятиях с малышами основная задача педагога – привлечь их внимание к картине, скульптуре или другому произведению и удержать его. Малыши охотнее интересуются картинами, если педагогу удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.

Заключение

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству это знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, как и для чего применялась та или иная вещь, пробуют сами использовать ее. Помимо этого, детям предлагается рассматривать декоративные узоры , объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Важно обратить внимание ребенка на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, и рассказать, какие традиционные способы украшения вещей присущи разным районам России.

На занятиях, которые посвящают традиционным народным промыслам , дети обучаются основным принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы. Образцами для детской лепки и росписи могут быть традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы.

В целях приобщения детей к искусству используются познавательные и творческие занятия, что подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры , народного искусства и так далее . Можно проводить экскурсии, но они предназначены детей , старше пятилетнего возраста. Выставочные экспонаты, просмотр которых сопровождается пояснениями экскурсовода, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях по эстетическому воспитанию.

Декоративно- прикладное искусство находится в тесной взаимосвязи с народной культурой . Данный вид искусства воплощает в себе народную культуру . С помощью декоративно-прикладного искусства можно изучать народную культуру .

Декоративно- прикладное искусство содержит большой объем информации, которая полезна для детей в процессе изучения истории своей или другой страны, нации или общности. Как средство приобщения к народной культуре декоративно- прикладное искусство является одним из самых эффективных и интересных.

Методическая разработка по ИЗО

Тема:

«Виды декоративно-прикладного искусства по материалам и способам их художественной обработки (конкретные примеры)»

Подготовила:

Родионова Галина Леонидовна

Должность:

Учитель начальных классов

Место работы:

МБОУ «Охватская ООШ»

п.Охват, Тверская область

Российская Федерация

ВВЕДЕНИЕ 3

    1. Художественная обработка дерева 5

      Лозоплетение 8

      Керамика, гончарное ремесло 10

      Вышивка 12

      Лоскутная техника 16

      Народная текстильная игрушка 17

      Народный костюм 19

      Ткачество, гобелен 20

    2. Бисероплетение 22

      Кружевоплетение 25

      Роспись (по стеклу, фаянсу, дереву) 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

ВВЕДЕНИЕ

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Глубокое понимание народным мастером материала позволяет создавать совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарное изделие из простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд с предметом, выполненным из серебра.

Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: лозоплетение, гончарное дело, кружевоплетение, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная обработка дерева, кости, камня, металла и других материалов.

В данном работе представлены различные виды и техники декоративно-прикладного искусства.

При классификации изделий мастеров народных ремесел и промыслов целесообразно использовать такой важный признак, как материал. Изделиям народных художественных промыслов материал диктует и способы обработки, и отделки, и художественное оформление.

По материалу, применяемому для изготовления художественных изделий, их делят на художественные изделия из дерева, папье-маше, металла, кости и рога, камня, керамики, стекла, кожи, пряжи и нитей, тканей, меха, пластических масс.

По способу изготовления художественные изделия бывают: литыми, чеканными, филигранными, давлеными, коваными, гальванопластическими, столярными, токарными, резными, плетеными, вязаными, ткаными, вышитыми, выдувными. И так, рассмотрим основные виды декоративно-прикладного искусства.

1Виды и техники декоративно-прикладного искусства

1.1 Художественная обработка дерева

Резьба по дереву, которой издавна украшали жилища, корабли, мебель, посуду, орудия труда и предметы для развлечений и отдыха, разделяется на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная или ажурная, скульптурная или объемная, домовая (корабельная). В свою очередь каждая из этих групп делится на несколько разновидностей в зависимости от рисунка и техники выполнения.

Плосковыемчатая резьба сродни древним петроглифам или даже примитивному рисунку на плотном прибрежном песке, характеризуется тем, что композиции различной сложности вырезаются (вынимаются) особыми приемами и способами из плоскости деревянной заготовки, нетронутые участки которой являются, таким образом, фоном для резьбы. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.

Геометрическая резьба по своей сути – это повторяющиеся в определенной композиции клинообразные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух– и трехгранные выемки. Менее часто задействуются четырехгранные выемки, квадратные и прямоугольные, т.к. их исполнение потребует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.

Контурная резьба представляет собой линейный орнаментальный или сюжетный рисунок на плоскости деревянной заготовки (предмета обихода), выполненный в виде тонких двугранных (клиновидных) прорезей, нанесенных на поверхности по контуру рисунка с помощью резаков и различных стамесок. В отличие от геометрической, в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц, человека, архитектурных мотивов, предметов, обстановки и домашнего обихода. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. Контурная резьба чаще всего употребляется в сочетании с другими видами резьбы – геометрической плоскорельефной, а также с росписью. Часто эту технику применяют для выполнения декоративных панно.

Объемная резьба (горельефная или скульптурная) как по характеру пластического решения формы, так и по технике исполнения стоит в одном ряду со скульптурой. Горельефная резьба не получила широкого распространения в России. Примером объемной резьбы может быть так называемый, «охлупень» – фигурное резное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном.

Плоскорельефная резьба . В плоскорельефной резьбе рисунок углубляется в толщу доски, характеризуется она тем, что резное изображение находится в одной плоскости с фоном доски. Орнамент, выполненный в технике плоскорельефной резьбы можно применить и в технике выпиливания. Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная или «завальная»), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном, ажурная накладная и с удаленным фоном. Общим признаком для всех видов этой резьбы является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности.

Скобчатая резьба . Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняются не прямой, а полукруглой стамеской. Каждая подрезка выполняется в два приема: сначала подрезка под прямым углом, затем – под острым углом, значение которого определяется характером узора.

Пропильная резьба – вид декоративной обработки древесины, при котором намеченные на плоской поверхности узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы. В пропильной резьбе декоративность достигается ажурной сеткой. Пропильная резьба является продолжением плоскорельефной резьбы. Также пропильная резьба является разновидностью прорезной. Основы пропильной резьбы – плосткостной сквозной орнамент. Самый распространенный мотив – S-образный завиток с закрученными концами.

Прорезная резьба. В прорезной резьбе чаще всего используется плоский орнамент. Особенность орнамента для прорезной резьбы: элементы резьбы, лишенные фона, должны соприкасаться друг с другом и обрамлением. Если элементы узора имеют разную высоту, она называется ажурной. В прорезной резьбе участки фона, которые удаляются, незначительны по величине, а по форме очень красивы и создают собственный узор, связанный с орнаментом резьбы. В технике данной резьбы применяются крупные порезки дерева. Выступающий рельеф резного орнамента выделяется на деревянном фоне. Отличие прорезной резьбы от пропильной в способе получения выпадающих частей. В прорезной резьбе сетка образуется при помощи резца, в пропильной – выкрутной пилой, т.е. выборка резцом заменена пропиловкой.

Лесная скульптура . Лесной скульптурой называют обработанные находки из отжившего или обреченного на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры. Идею образа подсказывает сама находка. Основной особенностью лесной скульптуры является ее уникальность.

Природа не может повторить одинаковый изгиб в ветвях и корнях деревьев, поэтому и человек не может сделать две одинаковые лесные скульптуры из природных находок. Можно лишь повторить тему, идею, но ни в коем случае нельзя повторить работу. В этом ее преимущество. Автор же вторгается в материал очень аккуратно – вначале освобождает заготовку от коры, протрет ее и придаст ей устойчивость. Он чуть-чуть «помогает» природе выявить, созданный ею образ.

1.2. Лозоплетение

Плетение из лозы – традиционный русский промысел. Из прутьев, веток, лозы, рогоза и, даже, кукурузы умельцы легко изготавливают великое множество полезных и красивых вещей: от грибных лукошек до ажурных изгородей из хвороста, которыми в старину огораживал дом каждый уважающий себя казак.

Среди основных способов плетения можно выделить прямое плетение,

веревочку, кромки, ажур и оформление бордюра.

Прямое плетение . Это один из самых известных видов плетения, который используется при изготовлении донышка, стенок и крышки большинства изделий. Достаточно часто он называется «плетенкой». С помощью прямого плетения легко и быстро можно выполнить любую часть изделия, особенно, если вы, хотя бы немного, успели с ним познакомиться. Это основа любого изделия и связующей компонент составных его частей, это то, что, придает и удерживает форму любой плетеной вещи, то, без чего не удалось обойтись ни одному плетельщику, это – начало пути к мастерству.

Простое плетение . Простое плетение применяется для изготовления плетеной

мебели. Прут оплета пропускается через один промежуток по схеме «перед

стояком, позади стояка». Простое плетение можно вести как одним, так и несколькими прутьями сразу.

Ажур паучок . Ажур выплетают простым плетением из тонких прутиков.

Тонкие прутики длиной 15-20 см вставляют в намеченном месте в предыдущее

плетение и оплетают 3-4 рядами 2-6 стоек. Получают плетение квадратика-

ми. Из них формируется «паучок».

1.3. Керамика, гончарное ремесло

Понятие «керамика» включает все разновидности бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Посуда –кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного керамического производства.

Керамическая посуда – посуда из обожженной глины. По способу изготовления посуду делят на изготовленную вручную и изготовленную на гончарном круге.

Гончарный круг – станок для формовки керамических изделий. Первоначально вращение круга на вертикальной оси мастер осуществлял левой рукой. В дальнейшем гончарный круг стал приводиться в движение с помощью ног, что позволило освободить руки мастера и улучшить качество изделий. Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. При «лощении» поверхность изделия натирают до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование.

Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву – словом все, от чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым

стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».

Шамот – огнеупорная глина (каолин), обожжённая до потери пластичности и

доведённая до некоторой степени спекания. В практике художественной керамики шамотом часто называют готовые обожжённые изделия из этой массы –

шамотные вазы.

Фарфор – представляет собой особый вид керамики, непроницаемый для воды

и газа. В тонком слое просвечивается. При легком ударе деревянной палочкой

издает высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон

может быть разным.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной

смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым).

Фаянс – это плотные мелкопористые изделия, как правило, белого цвета. По

составу фаянс отличается от фарфора большим наличием глины и меньшим

количеством различных составляющих: каолина, кварца и т.д. Это уменьшает

его прозрачность (стекловидность).

Мелкая пластика или скульптура малых форм – вид станковой скульптуры,

отличающейся небольшими размерами. В ней используются самые разнообразные материалы: камень, глина, металл, фарфор, стекло, полудрагоценные и драгоценные камни и т. п. К мелкой пластике относятся такие изделия как глиняная игрушка – одно из ярких проявлений русской культуры. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

1.4. Вышивка

Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Вышивая на одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, они верили, что тем самым принесут в дом благополучие.

Вышивка крестом – один из самых древних и при этом самых простых видов вышивки, а счетный крестик – один из самых старых и простых приемов вышивки. Счетный крестик выполняется на особом виде ткани. В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками.

Гладь – это вид вышивки, в котором форма рисунка покрывается плотными стежками. В народной вышивке есть очень много разновидностей глади, но все их можно разделить на две большие группы: двусторонняя гладь, в которой фон рисунка на картине покрыт стежками с лицевой и с изнаночной стороны, и односторонняя, в которой лицевая сторона вышивки сильно отличается от

изнаночной.

Существует и узелковая гладь , в которой весь узор зашивается простыми узелками с вливанием тонов. Чаще всего узелковая гладь используется в качестве декоративного дополнения в самых разнообразных вышивках. Так, выполняя работу простыми швами или гладью, отдельные элементы (например, сердцевинки цветов, тычинки, листики, стебли или стволы деревьев) вышивают разными узелковыми швами.

Хордовая вышивка – изонѝть или подругому изображение нитью, нитяная графика – это создание изображения нитью на твердой основе, бумаге, картоне, CD дисках.

Ришелье – один из самых сложных в исполнении, но вместе с тем – удивительно

красивых видов вышивки, представляющий собой ажурное полотно, в котором нитки подобраны в тон ткани. Свое название техника получила благодаря поклоннику кружевных платков – французскому кардиналу Ришелье. Ажурная вышивка используется, в основном, для украшения столового и постельного белья, воротников, жабо и носовых платков из тонких тканей. Вышивка имеет несколько разновидностей в оформлении перемычек, в рисунке самого узора и наличии дополнительных разделок. Контур узора во всех видах вышивки выполняется «петельным», или, как его раньше называли, «фестонным» швом.

Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото

и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Вышивка бисером . С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем с середины XVII века –цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, на которых изображают цветы, птиц и животных.

Вышивка шелковыми лентами – вид художественного рукоделия, определенный

способ вышивания какого-либо рисунка на канве различной плотности с помощью иглы и цветных шелковых лент. Вышивка шелковыми лентами широко применяется в создании оригинальных художественных картин. Кроме того, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты,

сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах.

1.5. Лоскутная техника

Лоскутное шитьё (печворк ) – вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. В России давно используется лоскутная техника, в частности, для изготовления стёганых лоскутных одеял. Современные мастера выполняют также в технике

лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции.

Крейзи Квилт – смешение швейных и вышивальных техник, где можно применять лоскутки различных форм, размеров и цветовых гамм, ленты,

кружево, пуговицы, бусины, различные способы вышивки чем угодно: нитками, шелковыми лентами и многим другим. Полный полет фантазии. Сочетаемое с несочетаемым.

Квилтинг . Хотя у разных народов и в разных культурах существует бесчисленное количество вариаций квилтинга, в их основе лежит одна и та же техника – два или более слоев ткани простегиваются с помощью квилтинговых швов, в результате чего получается декоративное изделие. По выбору рукодельницы квилтинг может быть простым или сложным, его можно выполнять вручную или с помощью швейной машины – в любом случае он дает простор для фантазии и эксперимента. Узоры в этой технике выполняются мелкими стежками «вперед иголку». Разноцветные нитки позволяют подчеркнуть центральный элемент

декора и создать удивительные бордюры.

1.6. Народная текстильная игрушка

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.

Сейчас известно более 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была

не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что

такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу

делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не

может поселиться нечистая сила. По своему назначению куклы делятся на три

большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных

опасностей, а также предмет, на который наговорено заклинание и который но-

сят на теле в качестве талисмана.

Берегиня – пример обереговой куклы – символа женского начала. Берегиню

нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том,

что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью

узелков и нитей.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на

сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Обрядовые куклы имели ритуальное назначение и символизировали плодородие и достаток («Вепская» кукла – капустка, рванка). Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка» предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Кукла «Купавка»- это обрядовая кукла одного дня.

«Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий

ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности.

Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева.

1.7. Народный костюм

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный

элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Народный костюм – своего рода летопись жизни народа. Это звено прочно связывающее художественное прошлое народа с настоящим и будущим. И не столь важно – используется ли он в виде сценических костюмов фольклорных коллективов или в украшении коллекции народной игрушки.

1.8. Ткачество, гобелен

Искусство ткачества – древнейший вид декоративно-прикладного искусства.

Узорное ткачество . В русском узорном ткачестве были широко распространены такие виды ткачества, как закладное, браное, выборное, переборное, ремизное. По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента особо выделяется

ткачество Русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская области.

Гобелен – один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

Ковроделие . По технике выполнения ковры разделяют на паласные и ворсовые. Ковроткачество характерно для центральных русских районов – Воронежской, Белгородской и особенно Курской областей.

1.9. Батик

Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи различных тканей. В основе всех этих приемов, за исключением техники

свободной градуированной росписи, лежит принцип резервирования, то есть

покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Существует несколько техник

батика, каждая различна по степени сложности, эффекту получаемого изображения, материалам и приемам, которые используются для росписи ткани.

Горячий батик – самая древняя и самая сложная из всех техник росписи ткани. Работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстро наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины или специальным приспособлением для нанесения контура из расплавленного воска. После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет.

Холодный батик -при технике холодного батика роль воска выполняют специальные контуры и резервы для батика, которые можно купить в любом магазине товаров для творчества. То, что здесь не нужно нагревать вещества, вытравливать воск и снова наносить его, значительно облегчает технологию росписи по ткани. Холодный резерв можно наносить специальными стеклянными трубочками для батика.

Узелковым батиком - называется древний вид оформления ткани. Смысл его

прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого

рисунка) при помощи нити. Можно формировать рисунки при помощи под-

ручного материала – пуговиц, камешков, круглых шариков. Главное, чтобы

предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи

ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.

Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья,

скатерти, салфетки.

Свободная роспись такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения. В основном, свободную роспись практикуют с помощью анилиновых красителей или масляными красками со специальными растворителями.

1.10. Бисероплетение

Бисерное рукоделие существует давным-давно и хранит свои секреты, а именно: как слагаются из маленьких бусинок – бисера – неповторимые по красоте изделия. По желанию мастера бисер, бусинкии пайетки превращаются в красивые цветы, нарядные украшения, ожерелья илинеобычные деревья самых причудливыхформ.

Плетение «крестиками» (или квадратиками) известно и популярно довольнодавно. С помощью него создаются кулоны, колье, пояса и браслеты, бисерныесалфетки. Изделия выглядят как густаясетка из крестиков. Этот вид плетениятребует достаточно мастерства и терпения.

Техника плетения сотами довольно сложна и встречается нечасто. Она выполняется двумя иглами. Изделие состоит из правильных шестиугольников и выглядит, как полотно из множества цветочков.

Многониточное плетение -использовалось еще в давние времена. Этим способом плели жгуты, соединяя длинные нитки с нанизанным бисером в заранее установленном порядке. Для плетения этим способом необходимо иметь рабочее

место с большой свободной плоскостью, чтобы нити с бисером не запутывались.

Мозаичная техника – самый плотный метод плетения. Бисеринки располагаются рядами, смещенными как кирпичная кладка. Это плетение используют для изготовления украшений и аксессуаров – браслетов, колье.

Сетчатое плетение – очень распространенный способ оплетения сосудов, изготовления пасхальных яиц, а также бисерных воротников, чехлов. Бисерные

чехлы из сетки с мелкими ячейками прекрасно держат форму, а кружевные бисерные воротники из крупноячеистой сетки очень красиво ложатся на платье.

Можно сделать в этой технике также и колье, пояса, различные украшения.

Плетение сетки в основном выполняется в одну нить.

Техника параллельного плетения выполняется чаще всего на проволоке. Ра-

бота проводится обоими концами проволоки (нити) навстречу друг другу в каждом ряду. Используется эта техника для изготовления листьев и лепестков для бисерных цветов, а также различных элементов объемных бисерных фигурок.

Объемное плетение - появилось сравнительно недавно и активно развивается. С

помощью этой техники делают различные жгуты – круглые и квадратные,

плотные и ажурные, с включением рубки и стекляруса, объемные колье, шарики,

цветы, снежинки, различные фигурки зверей, бабочек и т.д.

1.11 Кружевоплетение

Кружева вырабатывают различными способами: плетением, вязанием,

вышиванием, ткачеством и др.

Ручные кружева – это узорная сетчатая ткань, представляющая собой произведение декоративно-прикладного искусства. В настоящее время лучшие традиции народного кружевоплетения развивают кружевницы Вологодской, Липецкой, Кировской, Рязанской, Ленинградской и Архангельской областей. Для изготовления кружев и кружевных изделий используют белые или глянцевые хлопчатобумажные, отбельные и суровые льняные, в небольшом объеме, шелковые, шерстяные, капроновые нитки, пряжу разных номеров. Для нарядных предметов одежды применяют металлические нитки.

На коклюшках плетут кружева по особым рисункам – сколкам Мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Ручные кружева и кружевные изделия классифицируют по назначению, материалу, характеру узоров и народным промыслам.

Фриволите – это техника плетения кружев вручную с помощью специальных челноков. Кружево фриволите применяется для отделки предметов одежды, скатертей, салфеток, покрывал и др. Изделия из фриволите оправдывают название этой техники кружева так, как они действительно легкие и почти невесомые.

1.12. Роспись (по стеклу, фаянсу, дереву)

Роспись по стеклу привлекательна уже тем, что для этого не нужно быть большим художником. А область применения этой техники позволяет не только создавать оригинальные картины и рамки в витражном стиле, но и подарить новую жизнь всем тем старым стеклянным стаканам, рюмкам, графинам, бутылкам и флаконам, которые есть в каждом доме.

Роспись по дереву – это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву возрождается. Украсить росписью по дереву можно практически все. Это может быть посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Расписывать также можно деревянную мебель, деревянные скульптуры.

Наиболее известные виды росписи – хохломская, городецкая, полховмайданская.

Лаковая живопись . В каждом промысле лаковая живопись имеет свои особенности исполнения, свою традицию оформления вещи орнаментом.

Федоскинская лаковая живопись ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она восприняла технику многослойного письма масляными красками. Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окружении черного фона коробки.

Палехская лаковая живопись, следуя старинной технике иконописи, выполняется темперными красками (цветные пигменты, разведенные наклею и яичном желтке). В характере живописи видно продолжение иконописных традиций. Выполняется на чёрном фоне.

Роспись керамики, фаянса

Семикаракорская керамика. Отличительная особенность Семикаракорской керамики в том, что при производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность форм, изобретательность и поэтичность в декоре. Особенность письма выражается в индивидуальном почерке, мотивом которого является роспись букетно-растительного орнамента на белоснежном фоне фаянса. Особую утончённость и изысканность придаёт изделиям пейзажная роспись. Вместе с тем, в орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора.

Гжельская керамика. Название промысла связано с районом Подмосковья, где уже более 8 столетий изготавливают гончарную посуду, черепицу, изразцы. Традиционный декор – синяя подглазурная роспись на белом фоне с золотыми отводками.

Дымковская игрушка . Дымковская игрушка имеет характерные особенности в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом. По белому фону выполняют роспись темперными красками.

Каргопольская игрушка . В тематике фигуры медведей, коней, оленей, собак. Фигуры людей приземистые, по-деревенски крепкие.

Филимоновская игрушка – в ней компенсируется удлинённая пропорция традиционных фигур росписью горизонтальными полосками красного, желтого, зеленого цветов.

Декоративная роспись на металле в зависимости от места производства имеет свои отличительные особенности.

Уральские расписные подносы стали изготовлять в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа.

Жостовские подносы . В начале XIX в. подносы изготовляли в селах и деревнях– Жостове, Троицком, Новосильцеве (Подмосковье) и др. Жостовский промысел испытал влияние уральской росписи, федоскинской лаковой живописи, а также росписи по фарфору.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном реферате мы рассмотрели далеко не полный перечень

видов и техник декоративно-прикладного искусства. Современная жизнь диктует свои правила. С развитием новых технологий в процесс изготовления изделий декоративно-прикладного искусства вносятся изменения, делая их более интересными и современными. Однако в основе каждой технологии лежит традиционная техника изготовления и материал.

Творения современных мастеров умельцев удивляют многообразием форм, яркой образностью, своеобразием исполнения, выразительностью цветовых, пластических, композиционных решений, единением полезности и красоты.

Как правило, большинство их произведений выполнено из простых, часто встречающихся материалов: дерева, глины, шерсти, льна и т.п. Но благодаря неповторимому, самобытному мастерству современных исполнителей по своему художественному достоинству эти работы ценятся значительно выше, чем многие изделия из дорогих материалов. Именно в этих, на первый взгляд, незамысловатых работах из самых обычных материалов наиболее полно прослеживаются истоки духовной жизни народа. Именно они насыщены особым смыслом и богатым содержанием – добротой, мудростью и достоинством.

Литература

1. Байер К. Войлок. Иллюстрированный самоучитель. Москва, 2012 г.

2. Бондаренко Т.В. Куклы своими руками. Москва. Полиграфиздат. 2009 г.

3. Каминская Е.А. Волшебный пейчворк. Москва, 2012

4. Канурская Т.А., Маркман Л.А. Бисер. Москва, Профиздат 2000 г.

5. Круглова О. Русская народная резьба по дереву. Москва, 1974 г.

6. Митрофанова А.П. Кружевоплетение на коклюшках. Ростов-на-Дону, 2000 г.

7. Осипенко В. Резьба по дереву. Москва, Профиздат. 2006 г.

8. Работнова И. Русское кружево. Ленинград 1959 г.

9. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. Москва. Знание.

10. Троекурова Т.А. Плетение из лозы. Ростов-на-Дону. 2000 г.

11. Черняева М.И. Русская народная игрушка. Г. Воронеж. 2010 г.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Народное декоративно-прикладное искусство – одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская; (иллюстрации 2-8)

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская,

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы,

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская,

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра,

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть (роспись эмалью по металлу), Жостовская роспись по металлу,

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка,

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали,

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

В России насчитывается более 80 видов народного прикладного искусства, возрождённых и традиционно обоснованных. Это: художественная вышивка, русские художественные лаки, керамика, художественная роспись по ткани, глины, дерева и др. На сегодняшний день в России действует 12 учебных заведений, которые готовят студентов по самым сложным традиционным направлениям народной прикладной культуры, к ним относятся: Семёновская школа, Уральское училище искусств, Ломоносовская школа резьбы по кости, Торжокская школа золотого шитья, Мстёрское художественно-промышленное училище и др.

Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство.

1. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в

окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой. Узор, украшение как бы «прикладывался» к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранил свою утилитарную (практическую) первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. И ценился такой предмет уже не только за то, что был просто полезен, но и за свой узор, за мастерство украшения, благородство материала и тонкость Позднее,в 19в., эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство».

Прикладное искусство служит практическим целям и одновременно

украшает наш быт, создает определенный эмоциональный настрой.

Декоративное искусство. Получило распространение в эпоху

рабовладения. Это желание людей украшать себя ожерельями, браслетами,

кольцами, подвесками, серьгами и т.п. Позднее появились и предметы

украшения одежды, а затем и украшения жилища, например ковры, на

которых уже не сидели и не возлежали, а вешали на стену для красоты, или напольные вазы – тоже не для цветов и не для воды или вина, а для

украшения парадных зал. Здесь уже на первом месте стояла красота. Их

«польза» была только в том, что они красивы. Это искусство в 18 -19вв.

назвали декоративным (от фр. слова «декор» - «украшение»). Изделия

декоративного искусство существуют только для украшения помещения,

одежды или человека. Если предметы дизайна выпускаются миллионными

тиражами, прикладного искусства – тысячами, то декоративные изделия –

десятками, а то и единицами. В них художник проявляет, прежде всего, свой

индивидуальный вкус. Самое важное в произведениях декоративного

искусства – общая художественная выразительность, красота вещи в целом. Прикладные и декоративные виды искусства демонстрируют вкус и фантазию художника, в них отражаются материальные и духовные интересы людей, национальные черты.

Прикладное и декоративное искусство во многих случаях дополняют друг

друга. В этом случае говорят о декоративно-прикладном искусстве.

Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств.

Декоративное искусство – произведение, которое наряду с архитектурой

художественно формирует окружающую человека материальную среду и

вносит в нее эстетическое, идейно-образное начало.

Виды декоративного искусства : декоративно-прикладное искусство,

дизайн, театрально-декорационное, монументально-декоративное,

оформительское.

Народное искусство.

За этими словами стоит большое и важное явление: народная поэзия и

театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Народное искусство – фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.

Отличительные особенности народного искусства :

1. Произведения народного искусства отличаются красотой и пользой.

2. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из

поколения в поколение. В силу этого закрепляемая столетиями

традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

3. Коллективность творчества. Все в работе продиктовано

многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки,

характер и содержание декоративного убранства.

Удивительная жизнерадостность народного искусства – от сознания

собственной силы, ведь за каждой вещью талант, труд и единодушие многихлюдей, в идеале целого народа. Красота – тоже от этого источника. И конечно от родной природы, у которой мастер учится.

Народное искусство может быть и источником идей и вдохновения

профессиональных художников.

3. Орнамент

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который

украшает предмет или является его структурным элементом.

Орнамент (от латинского «орнаментум» - «украшение») – узор,

построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или

изобразительных элементов. Основное назначение орнамента – украсить

поверхность предмета, подчеркнуть его форму.

Виды орнамента: геометрический, природный, анималистический.

В произведениях декоративно-прикладного искусства проявляются

материальные и духовные интересы людей, национальные черты.