Администрация Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области. Холуйская лаковая миниатюра

Холуйская миниатюра

История Холуйской миниатюры

В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является младшим по времени возникновения.

Холуй, поселок в Ивановской области, расположен он по обоим берегам реки Тезы, притока Клязьмы.

Река Теза хоть и небольшая, но глубокая, с широкими весенними разливами, по одной из версий и дала название этим местам. На Руси плетёные из ивняка запруды для ловли рыбы, иначе говоря, сетки, называли «холуи», «холуйники». С помощью таких сеток-плетенок перегораживали реки не на всю длину, а наискосок. А рыбы в Тезе было много - её ловили и для себя, и на продажу. Вот места эти и стали называть Холуем.

Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениями фантастических существ - полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-нибудь ремеслом. Главными из них стали писание икон и вышивание.

Первые упоминания о Холуе датируются XVI веком. Первая известная на сегодняшний день грамота, в которой упоминается село, датирована 1543 годом. Когда-то Холуйская слобода, была вотчиной Троице-Сергиевой лавры и суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В документах за 1613 год слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.

Троицкая церковь в Холуе возведена в 1748-1750 гг.
Весной на Тезе широкие разливы и Холуй превращается в Венецию.

Иконописцы Холуя упоминаются и в писцовых книгах 1628–1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

Первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу».

Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности в Москве и Петербурге (Спас-на-Крови – Петербург, Успенский собор в Московском Кремле).

К концу XVII века Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры. Холуйская иконопись поставляются в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Петербургскую и в саму столицу. Холуй получал заказы на знаменитую иконопись из Болгарии, Сербии, Македонии.

Холуй славился своими ярмарками, которые XVIII-XIX веке соперничали с нижегородской. Из разных мест сюда на продажу привозили разнообразные изделия и материалы. К этим дням съезжались скупщики, оптом забирали товар - иконы и вышитые изделия. Иконами местного письма торговали и офени - в разнос. Оживленная торговля этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрёстке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом, ежегодно производящим 1,5–2 миллиона икон. К XVIII веку вся округа - Холуй, Мстёра, Палех, Шуя - являлась средоточием народного ремесленного иконописания.

Иконы писали темперой. Но в XIX веке, когда иконопись приняла характер массового производства, для быстроты исполнения перешли с темперы на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя. Не помогла и открытая в 1883 году школа живописи, где хорошо было поставлено обучение. Здесь получили образование те выдающиеся художники, которых по праву называют родоначальниками холуйской лаковой миниатюры, сложившейся на традициях древнего иконописного мастерства. Творчество С. А. Мокина (1891-1945), заслуженного деятеля искусств РСФСР В.Д. Молева (1892-1961) и К. В. Костерина (1899-1985) создало ту основу, на которой и поныне развивается холуйская миниатюра.

Процесс зарождения и формирования этого своеобразного искусства был нелегок и длителен. И в наши дни он еще не завершен. Когда после Гражданской войны 1918-21 гг. мастера-иконописцы вернулись в Холуй, надобность в их прежнем ремесле отпала. Применить свои навыки было негде. Большое значение для возрождения творческой деятельности местных мастеров имело создание в 1924 году в соседнем Палехе артели, начавшей совсем новое дело: миниатюрную живопись темперой на папье-маше. В начале 1933 году, В.Д. Молев посетив своего друга, палехского художника Н.М. Парилова и увидев работы палешан в лаковой миниатюре на папье-маше, вернулся в Холуй с намерением попробовать свои силы в новом виде искусства. Он советовал не подражать Палеху, а искать свой стиль и направление. В Холуе первые робкие шаги в этом искусстве начали делать в конце 1933 гада. А в 1934 году холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Молёв организовали Артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.

Огромный опыт в иконописи дало возможность холуйским мастерам более свободно использовать свое наследие и, несмотря на некоторое сближение со стилем Палеха, найти своеобразный художественный язык для воплощения новых жизненных впечатлений.

Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная "картинность". Это одно из ее направлений. В нем много бытовых сюжетов; в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создает переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.

Наряду с этим направлением есть в холуйской миниатюре другое, более декоративное, в нем композиция строится по более условному принципу, чем в первом. Сюжет подчинен декоративной выразительности. В таких композициях могут совмещаться эпизоды разного времени действия, в том смысле как это имело место в древнерусской иконописи, они повествовательны. Задача создания такой композиции нелегка, но она дает возможность разрешения большой темы средствами прикладного искусства. С течением времени именно эта манера становится главной в искусстве Холуя.

Третье направление - орнаментальное, включает не один чистый орнамент, но и натюрморт и в какой-то степени пейзаж.

Такие три направления в холуйской миниатюре сложились постепенно в творческом процессе мастеров, объединенных общей задачей декоративного оформления бытовой вещи и общей технологией. Причем для холуйского мастера вовсе не обязательно постоянно работать в русле одного из этих направлений. Определяющим являлось стремление художников более полно выразить тот или иной замысел.

Уже в самый ранний период деятельности иконописцев Холуя определилось различие их творческих манер, которое проявлялось в работах над миниатюрой и в дальнейшем. С.А. Мокин тяготел к станковой живописи, хотя и принимал участие в стенных росписях в Москве, Кишиневе, Нижнем Новгороде, в сельских местностях. В работе над миниатюрой В.Д. Молева сказалось его увлечение монументальной живописью. Ему посчастливилось работать по эскизам и под руководством знаменитых русских художников И. Я. Билибина и М.В. Нестерова в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге. Более молодому К.В. Костерину недолго пришлось работать иконописцем, но он лучше двух других владел темперной техникой. Как это ни странно, но монументалист Молев интереснее других связывает миниатюрную живопись с формой украшаемых вещей. В орнамент он вводит изобразительные детали, а архитектуру, предметы обстановки, одежды в сказочных композициях покрывает узорочьем. В его миниатюрах нет статичных фигур. Все персонажи заняты каким-либо действием. Шкатулка "Выход на работу" (1935) относится к первому году освоения Молевым миниатюрного письма. Это одна из ранних попыток передачи в холуйской миниатюре темы новой колхозной жизни, новых форм социалистического общественного труда. В ней использована та реалистическая манера композиции, о которой говорилось, чистые открытые цвета миниатюры определяют ее мажорный тон, никакие лишние детали не отвлекают зрителя от важности сюжета.

Шкатулка "Выход на работу". В.Д. Молев. 1935 г.

Костерин любит пейзаж, видит в нем важное средство раскрытия образа и вводит его в композиции на разные темы. Шкатулка "Возвращение бригады с работы" (1935) характерна в этом смысле. Решение чисто живописное, без условного черного фона. Художник тонко передает красоту природы с мягкими тонами зелени на розовом закатном небе, сине-голубыми водами, словно отраженными в голубой одежде юноши. Пространственная глубина пейзажа не нарушает плоскости крышки шкатулки. Фигуры людей органично входят в пейзаж.

Шкатулка "Возвращение бригады с работы". К.В. Костерин. 1935 г.

К сожалению, приходится сказать, что собрание Русского музея не богато работами холуйских мастеров. В нем нет произведений Мокина, Молев представлен одной вещью, Костерин - двумя.

К числу холуйских миниатюристов старшего поколения принадлежит П.И. Ивакин (1915-1968). Его работы напоминают крестьянские росписи по дереву. По словам самого художника, он нигде не учился живописи. Одаренный от природы, живя в атмосфере творчества, он стал значительной фигурой среди холуйских миниатюристов.

На крышке квадратной шкатулки он изобразил злую сказочную Жар-птицу так удивительно просто и выразительно, как это свойственно именно народному искусству. Ивакин этой простотой выделяется среди мастеров Холуя.

Художники много работают над новыми формами предметов под лаковую миниатюру. В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов. Коробочки становятся квадратными, удлиненными, круглыми, неправильной формы с закруглением по одной стороне. Также различны их размеры: и в 20 см, и так называемые "бисерницы", и коробочки-малютки 3X4 см, являющиеся драгоценными сувенирами. Расписывают художники декоративные тарелки и пластины, пудреницы, броши и кулоны, миниатюрные игольницы. Подчас на крошечной поверхности украшаемого предмета мастера помещают целые многофигурные сцены.

В миниатюрах холуйские художники отражают и современные темы, и народные сказки, и литературные сюжеты и эпизоды исторических событий. Так например художник А.М. Костерин поместил на круглой пудренице изображение поединка между русским монахом Пересветом и татарским богатырем Челубеем перед началом Куликовской битвы.

В сегодняшнее время в Холуе начался процесс на возрождение иконописи, создаются лаковые миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Эти вечные темы в мировом искусстве в течение долгих лет запретные для лаковой миниатюры, как бы обретают новую жизнь на пересечении традиций прошлого и устремлённости искусства холуйской лаковой миниатюры в будущее.

Особонности стиля Холуйской миниатюры

Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем в Мстёре, приближённый к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком Палеха, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.

Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны.

Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.

Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.

Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.

Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.

Технология изготовления Холуйской миниатюры

Технология Холуйской миниатюры в основном такая же как и в Палехе . Поэтому расскажу здесь лишь об основных операциях.

Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.

Сначала изготавливается папье-маше из древесного картона. Картон, разрезанный на ленты накручивают на болванки для предания формы изделиям.

Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И подготавливают к покраске, по несколько раз лакируя чёрным лаком снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.

Зоготовки грунтуют

Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё 5–7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера Древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски – одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски – минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.

Прежде, чем нанести рисунок на изделие, художник создает его на бумаге карандашом, потом переводит на кальку. Обратную сторону рисунка на кальке натирают сухим мелом или белилами и накладывают на поверхность предмета. Рисунок обводят по контуру, после чего остается четкий отпечаток. Так как черный лак поглощает яркость краски, художник делает белильную подготовку поверхности и рисунок после этого выглядит как светлый силуэт.

Рисуют на специальной подставке

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями. Сусальное золота же полируют волчьим зубом. И после этого – опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка.

Наглядные примеры Холуйской миниатюры

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

С давних времён иконопись была здесь потомственным занятием. Удобное расположение деревни дало тесные связи со многими городами Московской области, что всегда способствовало высоким продажам.

Это были в основном популярные иконки, которые не требовали никакого специального изготовления. Тем не менее, были и вещи, выполненные на высоком художественном уровне.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

С приходом Советской власти, иконопись стала не актуальна. Иконы писать запрещали и промысел стал угасать.

Так и утратилось бы это искусство, если бы не случай. Художникам Палеха пришла идея расписывать шкатулки и табакерки. Это начинание поддержал Максим Горький. Далее идея распространилась по остальным центрам лаковой миниатюры.

Развитие

В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.

В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера).

В наше время

Сейчас, наряду с миниатюрами, создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Пишутся самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж. Возрождается и искусство иконописи.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.

Основные традиционные приёмы

  • Все изделия выполняются исключительно вручную
  • В декорировании изделий используются художественные и орнаментальные композиции
  • В росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведёнными на яичной эмульсии
  • Способы декорирования на основе сусального и творёного золота
  • используется старинный способ наложения красок плавями, сохраняя определённую последовательность: грунтование, роспись и защита лаком

Наряду с былинными и сказочными сюжетами мастера изображают композиции отображающие современную жизнь.

Изделия

В настоящее время в пос. Холуй работает Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры. Предприятие выпускает шкатулки различного назначения, предметы утвари — подсвечники, декоративные панно, визитницы и другое. Возрождается искусство

Фотогалерея












Полезная информация

Изначальное отличие

Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных производств, было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры не только более реалистичны по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но еще и более декоративны, чем те, что из Федоскино.

Самые древние иконописцы

Учёные считают, что возможно, первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице - Сергиевой лавре. Сохранился документ, где архимандрит Афанасий, даёт указание "Набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет для обучения живописи у иеромонаха Павла. Благодаря этому свидетельству, Холуйскую иконописную школу можно считать самой старшей среди остальных - Палеха и Мстёры.

Изображение человека

Ещё одно существенное отличие искусства холуя - это большое внимание к изображению человека. Будь то Снегурочка или Вещий Олег - фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне. Образы выразительны и хорошо прописаны. Чувствуется характер героев.

Иконописная манера Холуя

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV в., что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

«поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Из царского указа 1667 г.

Отличить от подделок

  • Истинные фабричные изделия имеют в основе только форму из папье-маше.
  • На всех изделиях, с нижней стороны, имеется фирменное клеймо, которое покрыто слоем лака.
  • К изделию прилагается сертификат на двух языках, в котором указывается имя мастера, размер и название изделия.
  • На изделии, по нижнему краю, имеется подпись с указанием названия и имени автора.
  • Если изделие не авторское, рядом с именем обязательно добавляется «исп» - исполнитель. Это значит, что это копия с авторского образца.

Уход и хранение

  • Изделия, декорированные лаковой живописью, изготовленные в фабричных условиях, имеют прочный слой защитного лака.
  • Снаружи лаковую поверхность шкатулки желательно протирать сухим куском фланели, фетра или плюша.
  • Для шкатулки вредны сырость, прямые солнечные лучи, расположение вблизи батарей отопления.
  • Нежелательно использование влажных тряпок, так как они оставляют на лаковой поверхности разводы.
  • При необходимости, можно протереть поверхность средством для полированной мебели.

ХО’ЛУЙ
Старинное с. Холуй, расположенное по обоим берегам р. Теза, вблизи ее впадения в Клязьму, документально известно с 16 столетия (из жалованной грамоты Ивана Грозного Троице-Сергиеву монастырю от 1546 г.), хотя народные предания начинают его историю еще с 13 в. В суздальских писцовых книгах нач. 17 в. Холуй назывался слободой, часть которой - с 23 крестьянскими и 24 бобыльскими дворами, соляными варницами и вотчинным двором - числилась за князем Д.М. Пожарским, получившим ее в 1613 г. от царя Михаила Федоровича "за царя Василия московское осадное сидение". В перечне строений Холуя - деревянная клетская церковь Троицы, кабак, два торга с лавками и монастырский двор. В 1650 г. по завещанию Д.М. Пожарского рядом со слободой основана Борковская пустынь. На развитие Холуя повлияли его выгодное территориальное положение на Тезе, известной как судоходная речка с 1614 г. (до конца 17 в. по всей Тезе ходили струги), близость Борковской пустыни, привлекавшей многочисленных богомольцев и торговых людей, и проходящие рядом границы четырех уездов - Вязниковского, Ковровского, Шуйского и Гороховецкого.
В 1674 г. Холуйская слобода упоминается в составе Суздальского уезда. По переписным книгам 1678 г. в ней 118 дворов и 325 душ мужского пола; главным промыслом жителей становятся существующие здесь издревле иконописание и строчевышивание. При Петре I на Тезе была устроена система простейших шлюзов, действовавшая до 1731 г., когда судоходство было прекращено из-за постройки мельниц. Холуй становится центром ярмарочной торговли, рынком сбыта своей продукции и товаров текстильного производства края. Этому в значительной степени способствовал проходивший через слободу Балахнинский тракт. Большая часть населения занималась торговлей на стороне (коробейники-"офени"). Планировочная структура не менялась на протяжении всей истории села, поскольку с самого начала была определена природными условиями. Низкая болотистая территория, слегка приподнятая в излучине Тезы, во время разливов реки представляет собой группу небольших островков, сообщение между ними осуществляется на лодках. Эта особенность ландшафта сформировала свободную, не подчиненную никаким правилам планировочную схему, лишь некоторую организацию в которую вносит река. Большая часть поселения разместилась в широкой излучине на правом берегу. Центр сформировался на двух берегах, обе его части соединялись мостом.
Храмовый комплекс на левом берегу, сложившийся на протяжении 1-й пол. 18 и в 19 в., состоит в настоящее время из двух церквей - Троицкой 1748-50 гг. (ее барочный декор был позднее изменен) и Введенской 1775 г., построенной по образцу Борковской Казанской церкви 1764 г.,- и окружен оградой с небольшими поздними часовнями. Самый ранний кирпичный храм - Тихвинский 1739 г. (разобран в 1930 г.) - стоял напротив, на торговой площади на другом берегу Тезы, композиционно связывая обе разделенные рекой части Холуя.
В 18 в., с образованием Владимирской губ., Холуй вошел в состав Вязниковского уезда. В 1837 г. вновь открылось судоходство по Тезе, для чего были устроены пять деревянных шлюзов; один из них, на окраине Холуя, действует до настоящего времени. Количество ярмарок сразу выросло от двух до пяти, и для их проведения в слободе был сооружен постоянный деревянный гостиный двор на 300 мест - всего 14 корпусов (известно, что последние два были построены в 1853 г.). Кроме того, во время ярмарок по необходимости строилось до 100 временных сооружений - "балаганов". Лавки располагались около церквей, на торговой площади и у Турова озера (на западной окраине села).
По сведениям 1856 г. - в слободе 900 жителей, 568 из них принадлежали графине Бобринской, а 332 были казенными крестьянами. Каменных зданий всего четыре, самые ранние выстроены в сер. 19 в. (например, двухэтажный жилой дом на набережной - ныне ул. Кавказ, 3, - с поребриком во фризе и карнизом большого выноса, а также здание почты). Остальная застройка деревянная, в качестве декора применялись тонко тянутые штукатурные наличники. Здания (в основном двухэтажные или одноэтажные с мезонином) использовались под жилье и мастерские. В одном из описаний села посл. четв. 19 в. отмечено, что "дома офеней отличаются чистотой и щеголеватостью. Они крыты тесом, высоки, всегда в несколько комнат, часто с мезонином. Наличники и коньки на домах вырезные, иногда окрашенные".
В 1868 г. была построена железная дорога Новки-Иваново, нанесшая удар по судоходству на Тезе и здешней торговле, переместившейся в центры промышленного производства. Но еще в 1873 г. холуйские ярмарки процветали. Обе части слободы соединялись двумя деревянными мостами, разводящимися для прохода судов; в слободе было три церкви, 345 дворов, 2449 жителей, "гостиный ярмарочный двор" с более чем 500 лавками. Жилые дома в основном деревянные, но крупные, со множеством комнат. В 1882 г. в Холуе были открыты рисовальные классы, на основе которых в 1884-85 гг. образовалась школа иконописания, с 1892 г. возглавляемая Н.Н. Харламовым (окончил Академию художеств в Петербурге). При въезде в село со стороны Палеха, на повороте дороги в 1882 г. была сооружена часовня Александра Невского в русском стиле. К нач. 20 в. в Холуе было построено небольшое число каменных зданий. До настоящего времени они выделяются на общем фоне деревянной застройки своими краснокирпичными стенами и деталями декора, свойственными каменной архитектуре (поребрик, двойное окно с гирькой и др.). Среди деревянных зданий интересен своей историей маленький, сложенный из бревен в обло амбар. Расположенный на торговой площади, он служил книжной лавкой известному издателю И.Д. Сытину; боковые части его разорванного карниза поддержаны деревянными колонками (по две с каждой стороны). Самый старый деревянный дом стоит на ул. Фрунзе, 17. Его стены сложены всего из шести венцов бревен, но окна к настоящему времени растесаны, кровля понижена, что сильно исказило первоначальный облик.
В советское время в Холуе стала работать художественная артель (постоянно -с 1934 г.), и скоро село наравне с Палехом и Мстерой стало известно как центр лаковой миниатюры на папье-маше. В 1959 г. в Холуе открылся музей, где собраны старинные иконы, а также оригинальные работы мастеров-миниатюристов, вышивальщиц (их артель возродилась в 1925 г.), резчиков по дереву, чеканщиков. В 1962 г. музей разместился в одном из кирпичных двухэтажных домов на левом берегу Тезы, а в 1968 г. под экспозицию древнерусской живописи ему было передано здание Троицкой церкви.
Современная застройка села, с 1946 г. получившего статус рабочего поселка, - преимущественно одноэтажная, мягко вписанная в рельеф, - свободно и живописно расположилась на слегка приподнятых его участках. Несколько более организована планировка левого берега (порядок домов вдоль реки и прямая линия автомобильной дороги, ведущей к мосту около церкви). Деревянные дома Холуя по-прежнему украшаются наличниками и карнизами, выполненными в сквозной и накладной (на тонированные доски) резьбе (мастера Вагины, Липатовы и Денисов). Наличники работы В. Вагина имеют вид полуциркульного фронтона, опирающегося на точеные колонки.
По проекту планировки и застройки, разработанному в "Ивановогражданпроекте" в 1965 г., исторически сложившаяся структура сохранена, незначительные изменения коснулись лишь центральных улиц, которые на отдельных участках были спрямлены и благоустроены. Основные композиционные оси проектного плана - набережная-бульвар вдоль правого берега Тезы и перпендикулярные ей существующие ул. Фрунзе и Московская на левом берегу. Между последними двумя, около моста через Тезу, размещается, как и раньше, главная площадь. Поселок сохраняет застройку сельского типа в виде уличных порядков одно-, двухэтажных домов. В сквере на площади установлен памятник В.И. Ленину, а неподалеку - обелиск в память о жителях, погибших в Великой Отечественной войне.
В панораме Холуя, сохранившего облик старинного села, главную роль по-прежнему играет Троицкая церковь - замечательный ориентир в сложной запутанной планировочной сети. С окраины, от действующего шлюза виден комплекс зданий Борковского монастыря с высоким объемом Троицкой соборной церкви, имеющей выразительный барочный силуэт. Меньшая по размеру Казанская церковь, утратившая завершение, в настоящее время от Холуя не видна.

Елшин, 1852; Лядов, 1854; Голышев, 1868а; Голышев, 18686; Пантюхов, 1877; Гациский, 1897, с. 1-61; Березин, Добронравов, 1898, с. 408-412; Шошин, 1945, с. 112-118; Кукулиев, Стариков, 1973; Шлычков, 1983, с. 145-151; Проект планировки и застройки пгт. Холуй, "Ивановогражданпроект", 1966 г.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 688-692

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ТРОИЦЫ И ВВЕДЕНИЯ, 18-19 вв.
Расположен в центре поселка, на левом (северном) берегу Тезы. Состоит из летней Троицкой и зимней Введенской церквей и сторожки, окруженных оградой с угловой башенкой, двумя часовнями и воротами. Церковь Троицы построена в 1748-50 гг. вместо прежней деревянной на средства прихожан и пожертвования астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя. Его же "иждивением" в 1775 г. рядом сооружена зимняя церковь Введения. На рубеже 18-19 вв. комплекс обнесен металлической оградой на каменных столбах с угловыми башенками и двумя воротами с востока и запада. Во 2-й пол. 19 в. у западных ворот возведена часовня-сторожка, а расширившийся за счет кладбища участок получил новую ограду с западной, северной и восточной сторон - с двумя часовнями на юго-западном и северо-восточном углах. Часть восточной стороны ограды была заменена на рубеже 19-20 вв.
В плане территория комплекса образует неправильный четырехугольник. В ее южной части, обращенной к реке и обширной ярмарочной площади, находящейся на другом берегу, расположены основные постройки, а северную занимает кладбище. Вытянутый вдоль южной стороны ограды летний Троицкий храм чуть сдвинут с главной оси, которую определяют поставленные почти друг против друга восточные и западные ворота. Его объем - более крупный, обладающий выразительным силуэтом, - полностью господствует над невысокой и приземистой церковью Введения, расположенной за ним, на территории кладбища. Хорошая сохранность, сочетание в архитектуре традиций 17 в. с барочными формами, делают комплекс одним из наиболее интересных в области.

ВГВ. 1855. № 2, с. 13; № 7, с. 2; 1864. № 27, с. 154; 1867. № 52, с. 476-477; Голышев, 1868а; Голышев, 18686; Березин, Добронравов, 1898, с. 408-412; Глебов, Зайцева и др., 1958, с. 92; Шлычков, 1983, с. 146-147.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 692-696

Первые исторические записи о Холуе относятся к 1546 году. В грамоте великого князя Ивана Васильевича об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц Троице-Сергиева монастыря упоминается, что «... у них у новыя соли на Холуе, в ряполовском стародубе, варницы и трубы и дворы».

Если судить по могильникам, относящимся примерно к VШ веку, то можно заключить, что Холуй основан намного раньше. Монголо-татарское нашествие сильно изменило облик Древней Руси. Во Владимиро-Суздальском княжестве были разорены и разрушены Суздаль, Ростов, Владимир и другие города. Оставшиеся в живых люди уходили из родных мест на северо-восток, где и образовывали новые поселения. Около 1240 года кочующие суздальцы остановились в шести верстах от Клязьмы (притока Оки) вверх по реке Тезе, в дремучем бору. Здесь они чувствовали себя в безопасности. Монгольская конница, «посекая» на своем пути «людей, как траву», не могла проникнуть в такую глушь. Измученные долгими скитаниями люди нашли удобное для жилья место.

Теза изобиловала рыбой и бобрами. В лесах обитало много пушного зверя. Одним из главных промыслов первых жителей стало рыболовство. В Древней Руси строились плетенные из ивняка запруды для ловли рыбы (сетки), которыми перегораживали реку наискосок и не на всю ширину реки. Такими сетками пользовались и на Тезе, назывались они «холуи». Поселение, где суздальцы сооружали «холуи на Тезе», получило название Холуй. Название села - это память о первоначальном занятии поселян-холуйцев.

Из суздальских княжеских дворов сюда прибыли в основном мастеровые люди, славившиеся своим «художным умом». Среди них были и иконописцы, так как в стольных княжеских центрах - Суздале и Владимире - иконописание развивалось со времен Андрея Боголюбского (1157-1174 гг). Переселившись на берега Тезы, суздальцы не стали корчевать лес и осушать болота для использования земли под пашню. Многие мужчины опять занялись иконописанием, а женщины- вышиванием.

До наших дней история донесла прозвища первых жителей Холуя - Баранка, Коека, Путилка, Суска, которые присваивались людям в зависимости от их занятий (например, Суска - от слова «сусалить», то есть серебрить сусолью икону). Впоследствии клички превратились в фамилии - Барановы, Костерины, Путиловы, Сусины. Они и поныне существуют в Холуе.

В ХII-ХIII веках Владимиро-Суздальское княжество было значительным культурным и промышленным центром. Огромное значение в развитии промыслов и торговли имели река Клязьма и ее притоки - Теза, Лух, Мерль. В этих местах устраиваются так называемые торжки, превратившиеся впоследствии в большие ярмарки, которые приурочивались к церковным праздникам. Одним из древнейших торговых центров в низовьях Тезы можно считать бывший погост, затем село Введенское на Введенской горе (вблизи Холуя), ныне не существующее. По словам некоторых исследователей, жители села Введенского, хорошо знакомые с солеварением, переселились в Холуй. В писцовых книгах тех лет встречается упоминание о разработке соли - «новые соли холуйские» и «холуйское усолье», а Холуй именуется «слободкой».

В 1613 году царь Михаил Федорович пожаловал часть Холуя вместе с другими поселениями суздальского края боярину Д. М. Пожарскому за его подвиг при освобождении Москвы от войска польского.

По переписным книгам 1678 года вотчина Д. М. Пожарского уже числится за князем Ю. И. Пожарским. Потом она перейдет сначала к князю А. А. Голицыну, затем - его зятю М. И. Куракину. Владели Холуем также княгиня П. М. Куракина, граф А. А. Бобринский. Последней хозяйкой холуйской земли была княгиня Бобринская. В 1678 году в вотчине Д. М. Пожарского было 118 дворов с населением 325 душ мужского пола. Монастырские владения в Холуе оставались в ведении Троице-Сергиева и суздальского Спасо-Евфимиева монастырей до 1764 года. Сами помещики в Холуе не жили, на крестьян налагали оброк и управляли своими землями через управляющих, или бурмистров.

Сегодня Холуй наиболее известен своими художниками, в поселке на полторы тысячи жителей приходится 350 дипломированных художников, из которых 27-члены Российского Союза художников. Каждый дом украшают изделия холуйских мастеров – лаковые миниатюры, шкатулки, картины...

Поселок Холуй расположен в живописном месте вдоль реки Тезы.

Каждую весну широко разливается река Теза. Иногда вода поднимается на шесть метров, полностью затапливая поселок, так что люди вынуждены пересаживаться в лодки. В общей сложности паводок длится месяца полтора, и на это время жизнь холуян полностью соединяется с водной стихией.

Для приезжих разлив – это экзотика, которую ни в одном другом месте испытать невозможно. При этом паводок – это единственное время в году, когда приезжие в Холуй люди могут «офараониться». Для этого достаточно искупаться в талой воде – и ты уже причислен к стану фараонов. А уж как ты попал в ледяную воду – выпал ли из перевернувшейся лодки, поскользнулся ли на скользком переходе или же унесло тебя в разлив на оторвавшейся льдине, не так важно. Главное, купание должно произойти случайно. Именно временем разлива спешат воспользоваться студенты художественного училища, приезжающие учиться в Холуй со всей России. Им-то, будущим художникам, особенно важно получить дар прозорливости, присущий местным «фараонам».

Холуй широко известен своим мастерством вышивки и миниатюрной живописи на папье-маше.

Исторические данные свидетельствуют, что Холуй в XVII - XIX веках явился одним из центров иконописания. Творческое использование лучших традиций древнего искусства, поиски новых форм привели мастеров Холуя к созданию нового направления в миниатюрной живописи.

В 1934 году была создана Холуйская художественная артель, во главе которой стояли художники-первопроходцы С.А.Мокин, К.В.Костерин, Д.М.Добрвнин и В.Д.Пузанов-Молев, они «со товарищи» внесли всю тяжесть борьбы за новое искусство. С тех пор началось поступательное завоевание известности не только в нашей стране, но и за рубежом.

Сейчас работы признанных мастеров В.А.Белова, Н.И.Бабурина, Н.Н.Денисова, Б.И.Киселева, Б.В.Тихонравова, А.А.Каморина, А.М.Костерина, В.И.Фомина и многих других, а так же художников среднего поколения – П.А.Митяшина, В.Н.Седова и совсем молодых художников украшают экспозиции музеев России и мира, частные коллекции. Все это говорит о том, что искусство Холуя развивается. Возрождается такое направление живописи, как иконопись.

Налог на подсобное хозяйство вводится с 1 марта 2019 года Власти заинтересовались теми небольшими доходами, которые получали жители сельской местности от подсобных хозяйств и продажи излишков овощей и фруктов. Стало известно, что «налог на огород» или же закон № 483530-7 «О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации уже был подписан президентом, а также активно поддерживался единороссами. Он вступит в силу уже 1 марта текущего года. Автором законопроекта стала депутат «Единой России» Светлана Максимова. Именно по ее инициативе мелкие предприниматели теперь будут приравниваться к крупным фермерам, а значит – будут вынуждены платить огромные, по меркам личных подобных хозяйств, взносы. Примечательно, что Максимова в своём законопроекте предложила всем тем, кто хочет продавать картошку, свёклу, яблоки или другую сельскохозяйственную продукцию, приобретать для этого специальные патенты. Но мало кто знает, что приобрести патент могут только индивидуальные предприниматели. А регистрация в качестве ИП означает новые взносы, которые существенно ухудшат финансовое положение сельчан. Только в Пенсионный фонд новые предприниматели должны будут отчислять 29354 рублей, но и это не все. Они будут обязаны оплатить полис ОМС, который в год обойдётся 6884 рубля, а также 1% от доходов ИП, если оборот превышает 300 тысяч рублей. Помимо этого, сельчанам придётся оплатить и сам патент, который стоит около 20 тысяч рублей. Говоря о нововведениях, власти акцентируют внимание на том, что патент на год стоит 20 тысяч рублей, но при этом предпочитают не упоминать другие расходы, связанные с предпринимательской деятельностью в России. Закон нанесёт новый удар по подсобным хозяйствам Ни для кого не секрет, что заниматься фермерством в России не выгодно, если предприниматели не сотрудничают с государством и не имеют связей в местных органах власти. За последние 10 лет на территории РФ обанкротились почти 200 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств. И это число продолжает расти. Россияне, работающие на личных подсобных хозяйствах и продающие излишки выращенного, попали под удар, так как, по мнению государства, должны получить повышенную налоговую нагрузку. Они платят только земельный налог и это не выгодно властям, а потому депутаты нашли еще один способ получить прибыль. Все излишки овощей, фруктов и продуктов животноводства не смогут продаваться без патентов. Пока патент является добровольным, но эксперты предполагают, что он станет принудительным, так как государство хочет нажиться на ЛПХ. При этом местные власти получат возможность посещать сельчан и описывать выращиваемое ими для того, чтоб никто не укрылся от уплаты налога. Патентная система поставить в бедственное положение тех, кто не выращивает тонны продукции, но при этом продаёт небольшое количество излишков для того, чтоб улучшить материальное положение семьи. Теперь такие сельчане не смогут продавать выращенное, так как местные власти будут требовать у них оформить патент для того, чтоб пополнить местные бюджеты. Пока власти говорят о том, что никто не будет вести охоту на дачников и сельчан, которые продают небольшое количество продукции. Предпдлагается, что нововведение повлияет лишь на крупных предпринимателей, которые ранее скрывались за ЛПХ. Но не исключено, что от нового закона пострадают все те, кто обладает небольшим подсобным хозяйством и продаёт излишки.