Фламенко какая страна. Где обучают фламенко? Развитие культуры фламенко

Этот танцевальный и музыкальный жанр - символ Испании.

Темпераментное, зажигательное фламенко никого не оставит равнодушным. Ноги сами будут двигаться в такт страстной музыки, а ладони отстукивать экспрессивный ритм.

Культура фламенко сформировалась в южной части Пиринейского полуострова, в основном в Андалусии. В целом, культура фламенко включает в себя музыкальное искусство. В большой степени это гитарное, вокальное искусство, танцевальное, театральное и характерный стиль одежды. Термин «фламенко» тесно связан с культурой и бытом цыган, в Андалусии в течение 150 лет он и означал именно эту народность. Есть и другие версии этого термина: в испанском языке flamenco, кроме цыган, означало еще «фламандец» и «фламинго». Возможна версия происхождения термина и от латинского flamma – огонь. Очевидно, каждая трактовка частично соответствует истине, и, собранные воедино, они создают целостный образ всей культуры фламенко.

История возникновения танца

Долгое время единственными носителями культуры фламенко считались цыгане. Они прибыли в Испанию в 15 веке из Византии, и стали впитывать в себя местные традиции музыки и танца. А в Испании сильно было влияние арабской, мавританской культуры. Так, цыгане, впитав в себя испанские, арабские, еврейские традиции, и соединив их с собственной самобытной культурой, создали такое уникальное явление как фламенко. Они жили замкнутыми, обособленными группами, и длительный период фламенко было изолированным искусством. Но в 18 веке, с прекращением гонений цыган, фламенко «вышло на свободу» и сразу же завоевало популярность.

В 20 веке фламенко обогатилось кубинскими традициями, джазовыми вариациями. Движения испанского классического танца также стали использоваться в культуре фламенко. Сейчас фламенко пользуется заслуженной популярностью: его танцуют профессионалы и любители, регулярно проводятся фестивали фламенко, существуют многочисленные школы этого вида танца.

Что такое фламенко?

В основе всех испанских танцев лежит народное искусство. Танцы в стиле фламенко часто исполняются в сопровождении кастаньет, хлопков в ладоши – пальмас, ударов в перпуссионный ящик (кахон). Нельзя представить фламенко без традиционных атрибутов – длинного платья, веера, иногда шали, которую танцовщица то оборачивает вокруг своего стана, то раскручивает. Непременным моментом танца является игра танцовщицы с подолом своего платья. Это движение напоминает о цыганском происхождении фламенко.

Мелодия испанского танца довольно часто имеет музыкальный размер 3/4, но может иметь и двудольный размер 2/4 или 4/4. Для фламенко характерны движения сападеадо – выстукивание ритма каблуками, питос – щелчки пальцами, пальмас – хлопки ладонями. Многие исполнители фламенко отказываются от кастаньет, так как они не дают возможности в полной мере проявить выразительность рук. Руки в испанском танце работают очень активно. Они придают танцу экспрессивность и грациозность. Движение флорео – поворот кисти с ее раскрытием – просто завораживает. Оно напоминает цветок, который постепенно распускается.

Виды фламенко

Под общим названием фламенко объединено много испанских танцев, среди которых аллегриас, фаррука, гарротин, буллерия и другие. Существует множество стилей фламенко, различающихся ритмическим рисунком. Наиболее известные из них:

  • Палос
  • Фанданго
  • Солеа
  • Сегирийя
  • Стиль кантре фламенко включает в себя и танцы, и пение, и игру на гитаре.

Искусство фламенко, являясь синтетическим, объединяющим культуру востока и запада, оказало влияние на формирование музыкальных и танцевальных стилей по всему миру. Сформировались современные виды фламенко:

  • джипси-румба
  • фламенко-поп
  • фламенко-джаз
  • фламенко-рок и другие.

Особенности фламенко

Для танца и музыки фламенко характерны импровизации. Сложный ритмический рисунок, обилие мелизмов и вариаций, делают затруднительным точную нотную запись и запись танцевальных движений. Поэтому в искусстве фламенко важная роль отводится учителю, через которого самобытная культура передается из поколения в поколение. Фламенко оказало влияние на латиноамериканскую музыку, джаз. Современные балетмейстеры и хореографы видят в искусстве фламенко большой простор для самореализации и внедрения новых идей.

История фламенко


Родина фламенко - Андалузия. Культуры всех народов, населявших этот край, нашли отголосок в музыке фламенко. Арабская, еврейская, цыганская, христианская… В музыке юга Иберийского полуострова можно услышать даже африканские ритмы.

Андалузская песня - это и тоска по родине, и лирический протест. Протест певца направлен против угнетения и несправедливости мира. В 1492 году из Испании были изгнаны арабы. Евреи, составлявшие в V веке немалую часть населения страны (около 100тыс.), подвергались преследованиям, в результате которых были вынуждены принять христианскую веру. Вечно гонимые цыгане, с нехитрым скарбом путешествуя по стране, распространяли свои песенные и танцевальные традиции. Все эти народы, однажды потеряв свои корни, прошли через вынужденную ассимиляцию, вошли в чужую культуру, приняли чужую веру. В их песнях слышен плач о судьбе, рассказ о невеселой жизни.

Фламенко - не просто музыка. Это стиль отношения к жизни, мировоззрение. Чтобы жить в этом мире, не обязательно исполнять фламенко. Музыка фламенко - это яркие эмоции и сильные переживания.

Началом существования фламенко принято считать 1780 год, именно этим годом датировано первое документальное упоминание о фламенко в Андалузии. К этому времени стилистика и мелодическая структура фламенко уже были вполне сформированы.

Традиционное испанское жилище устроено таким образом, что все квартиры располагаются вокруг patio, внутреннего общего дворика. При такой планировке соседи тесно общаются между собой, являясь зачастую членами одного семейного клана. Местом общих сборов было патио. Здесь проводились праздничные мероприятия, на которых передавались и секреты пения. Можно сказать, что обиталище фламенко - это дом. Именно общением в узком семейном кругу объясняется тот факт, что многие значимые имена во фламенко относятся к семейным династиям, в которых музыкальное мастерство передавалось от поколения к поколению. Музыка была средством общения, диалогом и носила во многом импровизационный характер. Диалог велся между двумя кантаорами, кантаором и гитаристом, песней и танцем.

Проходившая в двориках патио жизнь нередко выносилась на улицу - во время свадебных торжеств, крещения и других значимых событий. Во многих цыганских поселениях такие «фиесты фламенко» стали приобретать индивидуальные черты. Мероприятия проводились во временных цыганских поселениях, за чертой города. Кроме членов семей на них иногда допускалась и посторонняя публика. Кантаоры, демонстрируя индивидуальное мастерство, приобретали известность.

По-настоящему музыка фламенко стала известной широкой публике с открытием cafe cantante, артистических кафе, на сценах которых выступали музыканты. Первое из них открылось в 1842 году в Севилье, а уже в 70-х годах XIX века множество подобных кафе открылось в таких городах, как Пуэрто-де-Санта-Мария, Севилья, Малага, Херес-де-ла-Фронтера, Гранада, Картахена, Ла Уньон, Кадис. Позднее кафе кантанте стали появляться и за пределами Андалузии, в Мадриде, Барселоне, Бильбао.

Кафе кантанте способствовали росту популярности фламенко. Музыка нашла отклик во многих сердцах, публика по достоинству оценила неподдельную страсть фламенко. Исполняемая со сцены, музыка фламенко стала доступна большому числу слушателей.

Говоря о «золотом веке фламенко», непременно упоминают имя известного кантаора Сильверио Франконетти (1829-1889 г.г.). Франконетти был центральной фигурой эпохи наивысшего расцвета фламенко. Сильверио был маэстро номер один среди выдающихся исполнителей того времени -To Martn, Vergara, El Loco Mateo, Paco de la Luz, Enrique el Gordo Viejo, Manuel Molina, El Nitri, La Josefa, Curro Dulce и другие. Среди гитаристов наиболее заметны были Maestro Patio, Paco el Barbero и Paco Lucena, а несомненными мастерами танца заслуженно считались Antonio de Bilbao и Juan la Macarrona.

С началом ХХ столетия фламенко получило новую форму выражения - театр. Ставились спектакли opera flamenca, в которых были танцы, пение, гитара. Эмпрессарио ставили такие спектакли по всей Испании, на сценах крупных театров, на аренах для боя быков.

Из оперы фламенко развился новый жанр, балет фламенко. Значительный вклад в его развитие внесли танцоры La Argentina, Pilar Lopez, Antonio, Rosario, продолжателями традиций которых ныне являются Antonio Gades, Mario Maya, Cristina Hoyos, Joaquin Corts и другие мастера танца.

Началом ренессанса фламенко можно назвать 1922 год, когда композитор Мануэль де Фальи и Федерико Гарсиа Лорка организовали в Гранаде Concurso de Cante Jondo, фестиваль Канте Хондо. Его целью было возрождение интереса к древнему искусству, открытие новых талантов. На фестивале были собраны подлинные напевы канте хондо. Чтобы публика увидела подлинно народное фламенко, почувствовала истинный дух этой музыки, к участию в фестивале не допускались профессиональные исполнители.

Фестиваль показал всей Испании разницу между трактирным пением и подлинным канте хондо. В Испании нет ничего равного этим песням по подлинности чувств. Организаторы стремились привлечь внимание истинных патриотов к судьбе канте хондо.

Гранада с ее романтическим ореолом не зря была выбрана местом проведения фестиваля. Подобные фестивали стали проводится и в других городах, а фламенко было признано истинно народным искусством. Местом проведения следующих конкурсов стали Севилья, Кордова, Малага, Хаэне, Альмерия, Мадрид, Мульсия.

В 50-е годы идеи предыдущей эпохи были подвергнуты критике, и кафе кантанте возродились в таблао, небольших театрах или кафе со сценой.

Темпераментное, зажигательное фламенко никого не оставит равнодушным. Ноги сами будут двигаться в такт страстной музыки, а ладони отстукивать экспрессивный ритм

Культура фламенко сформировалась в южной части Пиринейского полуострова, в основном в Андалусии. В целом, культура фламенко включает в себя музыкальное искусство. В большой степени это гитарное, вокальное искусство, танцевальное, театральное и характерный стиль одежды. Термин «фламенко» тесно связан с культурой и бытом цыган, в Андалусии в течение 150 лет он и означал именно эту народность. Есть и другие версии этого термина: в испанском языке flamenco, кроме цыган, означало еще «фламандец» и «фламинго». Возможна версия происхождения термина и от латинского flamma - огонь. Очевидно, каждая трактовка частично соответствует истине, и, собранные воедино, они создают целостный образ всей культуры фламенко.

История возникновения танца

Долгое время единственными носителями культуры фламенко считались цыгане. Они прибыли в Испанию в 15 веке из Византии, и стали впитывать в себя местные традиции музыки и танца. А в Испании сильно было влияние арабской, мавританской культуры. Так, цыгане, впитав в себя испанские, арабские, еврейские традиции, и соединив их с собственной самобытной культурой, создали такое уникальное явление как фламенко. Они жили замкнутыми, обособленными группами, и длительный период фламенко было изолированным искусством. Но в 18 веке, с прекращением гонений цыган, фламенко «вышло на свободу» и сразу же завоевало популярность.

В 20 веке фламенко обогатилось кубинскими традициями, джазовыми вариациями. Движения испанского классического танца также стали использоваться в культуре фламенко. Сейчас фламенко пользуется заслуженной популярностью: его танцуют профессионалы и любители, регулярно проводятся фестивали фламенко, существуют многочисленные школы этого вида танца.

Что такое фламенко?

В основе всех испанских танцев лежит народное искусство. Танцы в стиле фламенко часто исполняются в сопровождении кастаньет, хлопков в ладоши - пальмас, ударов в перпуссионный ящик (кахон). Нельзя представить фламенко без традиционных атрибутов - длинного платья, веера, иногда шали, которую танцовщица то оборачивает вокруг своего стана, то раскручивает. Непременным моментом танца является игра танцовщицы с подолом своего платья. Это движение напоминает о цыганском происхождении фламенко.

Мелодия испанского танца довольно часто имеет музыкальный размер 3/4, но может иметь и двудольный размер 2/4 или 4/4. Для фламенко характерны движения сападеадо - выстукивание ритма каблуками, питос - щелчки пальцами, пальмас - хлопки ладонями. Многие исполнители фламенко отказываются от кастаньет, так как они не дают возможности в полной мере проявить выразительность рук. Руки в испанском танце работают очень активно. Они придают танцу экспрессивность и грациозность. Движение флорео - поворот кисти с ее раскрытием - просто завораживает. Оно напоминает цветок, который постепенно распускается.

Виды

Под общим названием фламенко объединено много испанских танцев, среди которых аллегриас, фаррука, гарротин, буллерия и другие. Существует множество стилей фламенко, различающихся ритмическим рисунком. Наиболее известные из них:

  • Палос
  • Фанданго
  • Солеа
  • Сегирийя

Стиль кантре фламенко включает в себя и танцы, и пение, и игру на гитаре.

Искусство фламенко, являясь синтетическим, объединяющим культуру востока и запада, оказало влияние на формирование музыкальных и танцевальных стилей по всему миру. Сформировались современные виды фламенко:

  • джипси-румба
  • фламенко-поп
  • фламенко-джаз
  • фламенко-рок и другие.

Особенности фламенко

Для танца и музыки фламенко характерны импровизации. Сложный ритмический рисунок, обилие мелизмов и вариаций, делают затруднительным точную нотную запись и запись танцевальных движений. Поэтому в искусстве фламенко важная роль отводится учителю, через которого самобытная культура передается из поколения в поколение. Фламенко оказало влияние на латиноамериканскую музыку, джаз. Современные балетмейстеры и хореографы видят в искусстве фламенко большой простор для самореализации и внедрения новых идей.

История танца фламенко

Джон Ричардс

Станцуй мне фламенко, танцовщица с юга,
Мятежной волною огня
В мелодии ветра, что с уст шестиструнных,
Пленит созерцаньем меня.

Блесни на подмосткам звездой чернокудрой,
Вьюном в ритмах ходких змеясь,
Опутав в изгибах слепящей фигуры
Зеницы взволнованных глаз.

Испанскою страстью затми стынь грядущих
Времен, без улыбки твоей,
Когда я оставив сей берег цветущий,
Уйду с чередой кораблей.

В сердечную память, на долгие годы,
Что нашу приязнь разлучают,
Станцуй мне фламенко, прощальным аккордом,
У гавани скрытой печали

Истоки

Большинство современных фламенкологов сходятся в мнении, что танец фламенко - потомок древнеиндийских танцев. Фламенко действительно продолжает сохранять сходство с индийской танцевальной культурой, несмотря на то, что множество ее элементов, связанных с мимикой и движениями глаз, уже не использует. В начале зарождения фламенко танцоры, особенно женщины, больше внимания уделяли верхней части туловища и движениям рук: это соответствовало индийской Bharata Natya, где танец особенно ориентирован на руки и мимику.
Кроме того, в Индии было такое направление, как Kathuk - танец в исполнении мужчин и женщин, который характеризовался очень сложной работой ног, похожей на сапатеадо фламенко.

Эти танцы достигли Испании в 500-250 гг. до нашей эры, когда индийские танцоры, прибывшие в Испанию через порт Гадир, известный сегодня как Кадис (Cádiz), развлекать королевскую знать. Почти через 1000 лет пришли мавры, а также цыгане, которые привезли с собой танцевальные стили из Пакистана и Персии, это существенно обогатило уже существующие андалузские стили.

Многие теоретики считают, что отсутствие работы ног в первоначальных образцах фламенко было связано с запретом для мусульманских женщин показывать ноги. Таким образом, сапатеадо не существовало в женском фламенко до начала 20 века.
16 век, когда мавры, евреи и цыгане подвергались гонениям и были вынуждены, со своими богатейшими танцевальными традициями, уходить в подполье, считается началом формирования фламенко как направления. Стиль танцев, который мы видим сегодня, значительно изменился с тех времен.

Особенности танца фламенко

  • выразительная и чувственная пластика рук (включая работу кистей и пальцев),
  • сложные дробные выстукивания, создающие ритм (сапатео),
  • различные повороты тела,
  • резкие выпады и характерные позы,
  • проходки,
  • пальмасы (хлопки ладонями, «подчеркивающие» или усложняющие ритмический рисунок),
  • питос (прищелкивания пальцами).

Ключевые ценности фламенко

1. Индивидуализм. Самодостаточность. В традиционном фламенко жесты не имеют символического или повествовательного значения, они предназначены для выражения чувства. Фламенко - одиночный народный танец. Это само по себе уникально, потому что изначально танец возникает как коллективное действо. Если есть коллектив, то танцор может показать противостояние противнику, любовь к женщине и другие жизненные ситуации в диалоге с другими танцорами («перепляс» в народных танцах, любовный диалог с условной возлюбленной и т.д.), в таком случае танец сюжетен. В индивидуалистичном фламенко эмоции и коллизии не могут быть показаны как сюжеты, они реализуются в самой пластике танцора, в том, как двигаются руки, как наклоняется корпус и т.д. Например, вместо того чтобы бороться с танцором, играющим роль противника, как это было бы в других народных танцах, байлаор борется с самим собой, преодолевает невидимые препятствия. Именно поэтому пластика фламенко, быть может, более выразительна, многогранна и имеет больше возможностей, чем любой другой вид танца. Фламенко для своего выражения не требует внешних объектов - оно идет внутрь человеческой души.

2. Борьба и сила. В искусстве фламенко много протеста, может быть, потому что исторически это «танец угнетенных народов» (см. раздел «История фламенко»), может, по другой причине. Тело двигается так, как будто постоянно преодолевает сопротивление невидимого врага. И чем сильнее враг, тем мощнее танец. Ускорение темпа, резкие окончания движений, сапатеадо, быстрые движения рук и корпуса, ритмические хлопки руками, - все это энергетика силы и борьбы. И эта ипостась фламенко способствует выходу гнева, агрессии, раздражения.

3. Гордость и свобода быть собой. Необходимое условие для того, чтобы красиво танцевать фламенко - абсолютное принятие себя таким, какой есть, без каких-либо условий; умение выразить и утвердить себя в любой точке времени и пространства. Именно поэтому для фламенко нет плохой фигуры или возрастного ценза. Напротив, полнота, большие бедра и зрелый возраст для фламенко - скорее плюсы, а не минусы.

4. «Plus ultra» - «сверх предела, сверх возможного» - написано на испанском флаге. Это также и ключевая ценность фламенко. В идеале фламенко танцуется под зорким оком смерти, как в последний раз, на грани. Это значит, что в танце говорится только о самом главном, о том, что говорят при причащении перед смертью. И делается это искренно, сильно, страстно и просто. В танце фламенко не может быть суетливости, которая появляется от раздробленности и делимости чувств, от неспособности отделить главное от второстепенного. С принципом plus ultra связана и страстность, неистовость, отчаянность фламенко: хотя здесь можно найти полутона, пастельные краски промежуточных эмоциональных состояний, все же по большей части фламенко стремится к драматической триаде черного, белого, красного, которая связана с выражением чувств, доведенных до предела.

5. «Мужское» и «женское» фламенко. Характерной чертой танца фламенко традиционно считается "сапатеадо" - отбивание ритма каблуками, ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. В начале существования танца фламенко сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами. Поскольку такая техника исполнения требует затрат немалой физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для женского танца были более характерны плавные непрерывные движения рук, запястий и плеч. Однако в XX веке разница между «мужским» и «женским» фламенко практически исчезла, поскольку женщины тоже стали исполнять сапатеадо. Женский танец отличается от мужского плавными изгибами рук и движениями кистями, пальцами, которые сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером (floreo, флорео). Движения рук танцора-мужчины более сдержанные и строгие. Помимо сапатеадо танцоры используют "питос" (прищелкивания пальцами), "пальмас" (ритмичные хлопки скрещенными ладонями).

Героиня фламенко. Женственность в искусстве фламенко особая, это не восточная женственность для мужчины - слишком уж самодостаточна. Да, здесь есть восточные плавные изгибы рук, но они не по-восточному сильны; выписывая флорео, они продолжают сопротивляться незримому врагу. Скорее не изгибы - изломы рук. Да, здесь много двигаются бедра, есть кокетливые движения плечами, но это далеко не рафинированная, девичья эротичность, привычная европейскому глазу. Женщина здесь остается женщиной до последнего, лишенная только одной особенности, характерной для прекрасной половины, - слабости. Отсюда и кокетство - не кокетство, а шаманство; и сексуальность - не сексуальность, а гордость за свою принадлежность к женскому полу и к земному, плодоносящему началу.

Герой фламенко . Фламенко обладает мужской энергетикой: сила, страсть, борьба, самодостаточность, индивидуализм - все эти ценности фламенко традиционно считаются мужскими. Поэтому фламенко особенно психологически достоверно получается именно у мужчин-байлаоров. Герой фламенко - далеко не распахнутый наружу, добрый простой парень, как в русских народных танцах. Он сложен, сдержан, благороден. В отточенных, не допускающих ничего лишнего, движениях байлаоров - подчеркнутая мужественность, воинственность и даже суровость. И даже в позитивных, праздничного характера танцах (тангос, булериас, алегриас и др.) всегда найдется место драме и войне.

Даже когда мужчина и женщина танцуют фламенко вдвоем, они почти не касаются друг друга. Каждый из них - отдельная единица, самодостаточная личность. Они пристально смотрят друг в другу в глаза, иногда неясно - любовники это или враги; но ни он, ни она не посмотрят друг на друга снизу вверх или сверху вниз.

Где искать аутентичное фламенко

Что создает хорошего танцора? Его талант, умение слышать ритм, дуэнде и способность импровизировать. Импровизация при этом не означает, что каждый раз танцор создает новый танец, это - то, как танцор чувствует музыку и танец и выражает через них свои эмоции в какой-то конкретный момент. Но импровизация - это и не танец, ограниченный жесткими рамками заранее придуманных и отрепетированных вплоть до мимики движений. Есть такое выражение: «Когда вы научитесь танцевать, вы должны также забыть об этом».

Танцор должен чувствовать ритм собственного сердца, он должен руководствоваться своим видением, своими природными инстинктами, а также знанием о том, как использовать ритм своего сердца. Танцор высвобождает таинственные силы, постигает внутренние глубины своей души, достигает той высоты, когда дух управляет им, и дуэнде заполняет танец.

Такой танец, как правило, не найдешь в шоу «на продажу», его можно увидеть в узком кругу, когда человек, танцуя фламенко, ничего не ощущает вокруг себя, кроме ритма песни, и вызволяет из глубин своей души чувства и вдохновение.

За пределами своего естественного окружения, фламенко может оказаться скучным и слабым, как выкорчеванное растение. Но в старых тавернах, небольших винных погребках можно найти настоящее фламенко, когда выжженный, треснувший голос певицы и страстная игра гитары, сопровождающие танцовщицу, способны загипнотизировать вас.

В «коммерческом» фламенко нередка ситуация, когда артисты считают, что аудитория не очень хорошо разбирается - насколько хорошо или плохо, с глубоким проникновением в музыку и движения или с поверхностным - исполнен танец фламенко.

Даже если у зрителей нет знаний о фламенко, они способны оценить талант и страсть танцора; и чувственных, ритмичных и изящных движений, как правило, будет достаточно, чтобы удовлетворить непосвященных.

Если вы ищете чистый «jondo-стиль» («глубокий стиль»), то вы не найдете его в таблао, «заточенных под туристов», но если вы просто хотите развлечься, то таблао - хорошие места, где можно увидеть танец фламенко.

Изначально фламенко - сольный, одиночный танец. Но с появлением кафе cantantes стали формироваться и получили широкое распространение танцевальные коллективы, и сегодня многие из лучших танцоров фламенко имеют свои собственные группы.
Такие группы могут иметь до двадцати танцоров. Когда такое количество человек танцует на сцене, это может быть иметь катастрофические последствия, если нет синхронности и хореография нестандартна.

Сегодня эти труппы фламенко танцуют не только в Андалусии, но и во всем мире, а также в лондонском театре Sadlers Уэллс, где проводится ежегодный фестиваль фламенко.
Сегодня фламенко становится все более популярным во всем мире, однако часто это стили, смешанные с классическим испанским танцем, а также балетом.
Тем, кто хочет увидеть «jondo-стиль» фламенко, нужно искать его в «пеньяс»*, в сольных танцах.

*Пеньяс - фольклорные клубы, бары, в которых собираются музыканты. Здесь можно увидеть чистую импровизацию фламенко, flamenco puro. Основное представление, как правило, после полуночи.

По материалам статьи «Танец фламенко. Истоки» с сайта

Одежда и атрибуты танцоров фламенко

Традиционная одежда танцора - байлаора.

Темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая "чалеко" (chaleco), иногда надевается поверх рубашки. Когда женщина исполняет танец, традиционно считающийся мужским, - сапатеадо или фарруку, - она также одевает такой костюм.

Традиционная одежда танцовщицы - байлаоры.

Костюмы фламенко имеют большое разнообразие цветов и моделей. Платья фламенко - длинные, до пола, могут иметь нижнюю юбку ярких цветов, могут быть разноцветными, однотонными или в горох, на юбку и рукава нашиваются оборки.
Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. В танцах фламенко довольно часто встречаются движения, для которых характерна игра с юбкой.
Аксессуары к платью: шаль с бахромой (по размеру меньшая, чем мантон), цветы в волосы, декоративные гребни и крупные серьги. Все аксессуары по цвету должны сочетаться с платьем.

Bata de cola - узкое платье (юбка) с длинным шлейфом.

Bata de cola - узкое платье (юбка) с длинным шлейфом. Танец в такой юбке подчеркнуто женственен, имеет свои технические особенности и характерные движения. «Хвост» довольно тяжелый и управлять им получится далеко не сразу.

Туфли для фламенко - особая статья, главный ударный инструмент в искусстве фламенко. Носок и каблук таких туфлей подбиты маленькими гвоздями. Обувь имеет специальный супинатор и толстую подошву, что делает звук более "весомым". Каблук должен быть устойчив и не очень высок (4-7 см). Известные испанские фирмы - производители обуви для фламенко: Gallardo, Begoña Cervera, Menkes, Maty, Buleria.

Туфли для фламенко должны быть удобными, устойчивыми и качественными. Если они шьются на заказ, то, как правило, соблюдение перечисленных условий гарантировано. Вообще лучший вариант - это изготовление обуви из натуральных материалов по индивидуальному заказу (в соответствии с Вашими мерками) в испанских мастерских.
Очень важно выбрать материал обуви. Искусственной кожи лучше избегать: такая обувь дешевле, но вызывает потоотделение. Замшевая обувь более мягкая и удобная, по сравнению с кожаной, но быстрее теряет форму. Туфли из кожи жестче, иногда требуют разноски, но дольше прослужат, чем замшевые.
Обувь для фламенко имеет разную высоту каблука. Профессионалы, как правило, используют классический размер - 7 см, однако новичкам лучше начинать с 5-сантиметровых каблуков: более низкий каблук более удобен. Кроме того, сейчас популярным стал каблук «рюмочка», который расширяется книзу, что делает обувь устойчивее.
Как продлить срок службы обуви
Лучше всего хранить обувь при комнатной температуре до +18 ºC. Каждый раз после использования туфли необходимо «проветривать» - оставлять на свежем воздухе хотя бы в течение 15 минут. По мере того как туфли высыхают от пота, кожа или замша становится все более шероховатой и грубой. Поэтому после сушки лучше всего положить туфли в полиэтиленовый пакет, чтобы предотвратить высыхание.
Кожаную обувь нужно обрабатывать кремом. Ботинки из замши или нубука обрабатываются специальным спреем: он помогает сохранить их и защищает от влаги.

Кастаньеты - стереотип.

В традиционном фламенко руки не должны быть заняты никакими предметами и должны быть свободными для движений во время танца. Именно потому что кастаньеты ограничивают выразительность флорео, возможности движений рук, они не характерны для чистого фламенко. На самом деле кастаньеты использовались сначала только в испанском классическом танце и традиционных андалусийских танцах, исполняемых сразу несколькими танцовщицами, но не в традиционном фламенко. Однако из-за одобрения аудитории теперь кастаньеты - неотъемлемая часть любого "шоу фламенко".

Очень красивы танцы с веерами. Профессиональные веера, как правило, проще и по размеру больше, чем сувенирные.

Гребень (la peineta).

Этот аксессуар - принадлежность не столько фламенко, сколько испанского народного костюма. Однако байлаоры часто используют гребень в качестве украшения. Это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX в. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и отдельно, без мантильи, как часть национального женского костюма. Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно — в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня. Первоначально, гребни пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых темных. Форма их — закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые украшенными ажурными узорами. Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что органический материал стал заменяться синтетическими с целью предотвращения тотального истребления вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса, которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами. В настоящее время размер гребня, как в и древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространенными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются высоко.

M anton (мантон) - вышитая большая шелковая шаль с длинной бахромой.

Этот предмет был первоначально известен как манильская шаль - "Manton de Манила". Шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы.
Первоначально манильские шали, изготовленные из шелка и вышитые вручную, приходили из Китая. Но своим названием манильская шаль обязана столице Филиппин - Маниле. Манильская гавань была обязательной остановкой для испанских кораблей, нагруженных товаром, которые шли с Востока обратно в Испанию. Именно испанские торговцы в 15-м веке начали завозить шали в Испанию.
Через некоторое время китайские вышивки на шалях были заменены местными мотивами: драконы, бамбук и пагоды исчезли, остались птицы и цветочные мотивы (розы, гвоздики, другие цветы, каждый из которых имел свою символику: ромашка - нетерпение; закрывающийся цветок - тайна; подсолнечник - лояльность).
Мало-помалу, манильская шаль стала частью повседневной женской одежды, в частности, в Севилье, среди женщин как из высшего общества, так и из рабочего класса. Потом мода прошла, и шали перестали быть частью повседневной одежды.
Сейчас манильскую шаль используют певицы - исполнительницы фламенко (нередко шаль можно увидеть на Эстрелле Моренте), кроме того, она хороша в качестве аксессуара для вечерних платьев. Но именно байлаоры превратили манильскую шаль в фантастически красивый аксессуар, рождающий танец, и именно благодаря байлаорам шали перекочевали из испанских шкафов на сцену.
Очень популярна манильская шал была у байлаор севильской школы (Пастора Империо, Ла Нинья де лос Пейнес, Ла Макаррона, Матильде Коралл танцевали с манильскими шалями).
Танец с шалью имеет довольно сложную технику и подвластен только тем байлаорам, которые имеют уже большое мастерство. Танцовщицы должны уметь обращаться с шалью так, как если бы она являлась частью их тела.
Одной из величайших байлаор, танцевавших с шалью, была Матильде Коралл. В настоящее время известны солеа с шалью Бланко-дель-Рей, танцы с шалью Белены Майя и Марии Пахес.
Как правильно выбрать шаль
Шаль должна быть достаточно большой, чтобы полностью охватить вашу фигуру (манильскую шаль не стоит путать с pañoleta (небольшой декоративной косынкой, которую носят на плечах и используют в качестве аксессуара к платью). Однако при этом шаль была не слишком тяжелой, иначе танцевать с ней будет сложно.
Наиболее распространенными цветами для манильских шалей являются черный, белый, слоновая кость и оттенки красного. Популярные мотивы вышивки - цветочные (большие розы, гвоздики ярких цветов, горшки с цветами). Другая традиционная композиция: вышивка «isabelino» (вышиты углы, а центр остается либо пустым, либо заполняется мелкими цветами), используемые цвета - черный и слоновая кость.

Шляпа-sombrero (шляпа Cordoban, кордовская шляпа)
Она представляет собой один из наиболее значимых символов испанской культуры. Мы можем найти ее в мире фламенко, в корриде (матадоры носят их во время праздников в сочетании с короткими жилетами), верховой езде, в ромериас (romerías - религиозные праздники, связанные с паломничеством), и во всех популярных андалусских праздниках. Шляпы могут быть различных моделей и цветов, и в настоящее время их носят как мужчины, так и женщины.
Шляпа - важный аксессуар в мире фламенко. Многие из кантаоров использовали ее в качестве неотъемлемого дополнения к своему образу: Пепе Марчена, Пепе Пинто, Маноло Караколь и Антонио Майрена.
В танцах такая шляпа является частью костюма, в том числе и женского.
Истоки
Происхождение кордовской шляпы не совсем ясно. Однако практически никто не сомневается в том, что ее родина находится в Андалузии в провинции Кордова. Считается, что первоначально это была шляпа для работников ферм, которая защищала их от солнца и дождя. Т.к. соломенные шляпы были не совсем удобны (их уносило ветром), возникла необходимость в такой шляпе, которая бы имела жесткие поля, и которая бы не намокала. Так появилась кордовская шляпа из кожи.
До 19 века кордовской шляпы не было, только в начале 20 века она получила широкое распространение, первоначально именно в Кордове.
Модели и тенденции
Словарь Королевской испанской академии определяет шляпу Cordoban как шляпу с широким и плоским верхом, с низкой цилиндрической тульей.
Существуют два различных вида шляпы: прямоугольные и конические. Размер тульи может варьироваться от 10 до 12 см, размер полей - от 8 до 12 см. Что касается цвета, черный является наиболее распространенным, хотя существует множество других расцветок: красная, перламутрово-серая, морская зеленая и даже темно-синяя.
Среди шляп выделяется севильская шляпа. Отличается она от обычной шляпы разве только происхождением, на которое указывает само название: она появилась в Севилье.
Особенность кордовской шляпы заключается в том, что она должна быть подобрана индивидуально для каждого человека. Например, высокому не пойдет шляпа с низкой тульей. Разница в моделях определяется еще и тем, для какой цели будет использоваться шляпа: для ходьбы или для верховой езды (в последнем случае тулья должна быть выше).
Т.к. шляпы носили и женщины, мужчины стали выбирать шляпы с высокой тульей, тогда как женщины используют шляпы с низкой тульей.
Слава кордовской шляпы настолько велика, что ей посвящены многие картины, стихи и песни:

Шляпой, широкополой шляпой
Я украшаю свою голову.
Я хожу в ней, гордый собой,
И ничто не сравнится с ней по красоте…

Когда я иду, чтобы увидеть быков в Хересе
Я с радостью щеголяю в своей шляпе…
Палочка (трость) - boston.

В тандеме с ногами байлаоров создает ритмический рисунок.

| Фламенко - традиционный танец Испании

Фламенко - традиционный танец Испании

Фламенко (исп. flamenco) - традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Испании. Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике; иногда - кастаньетами.

Что такое фламенко?

Фламенко - очень молодое искусство, история которого насчитывает не более двух веков. С тех пор, как во фламенко стала использоваться гитара, оно находится в постоянном развитии. Это вполне закономерно: такая богатая, насыщенная, самобытная музыкальная культура не может находиться в застойном состоянии: сказывается ее бесспорное смешанное происхождение.

Фламенко по сути - продукт поглощения, впитывания, слияния различных культур; а сама идея слияния имеет очень древние корни. Один из классиков фламенко много лет назад сказал: "Можно петь в сопровождении оркестра, а можно - в сопровождении свирели, подо все можно петь!" Новое фламенко не родилось в 80-ые, это "другое" фламенко существует уже много десятилетий. Движение - вот, что важно. Движение означает жизнь.

Точной даты возникновения фламенко нет, его корни уходят вглубь веков. История этого истинно андалузского продукта испанской культуры, который поначалу был довольно закрытым и герметичным, овеяна облаком мифов и загадок. Любое фольклорное явление происходит от древних традиций и представляет собой некое коллективное творение. О фламенко же известно, что оно существует около двух веков. Что в основе? Красивые мавританские мечтания, непостижимые фантазии, сладострастие, когда всякая логика утрачивает силу:?

В 19-м веке термин "фламенко" обретает более конкретное содержание, нам близкое и привычное. Кроме того, в середине века это определение начинает применяться к искусству. Согласно утверждениям исследователей, первые исполнители фламенко появились в Мадриде в 1853 году, а в 1881 уже публикуется первый сборник песен фламенко Мачадо и Альвареса. С появлением кафе кантанте, в которых исполнение фламенко начинает носить профессиональный характер, ведется непрерывная борьба между теми, кто яростно защищает чистоту искусства, и сторонниками дальнейшего распространения и развития фламенко.

В 20-м веке фламенко возрождается, обогащается за счет авторских интерпретаций, нововведений. Да, корни фламенко теряются в таинственном прошлом, но в течение последних двух веков оно обретает форму, претерпевая немногочисленные принципиальные изменения, с тех пор как вышло за рамки той первоначальной среды, его породившей. Практически не осталось места для экспериментов, что объясняется абсолютным культом традиционного исполнения. Несмотря на то, что в настоящее время песни исполняются так же протяжно, как и в былые времена, такого эмоционального надрыва, какой мы можем слышать на записях первой четверти 20-го века, уже нет.

Говоря об изменениях, мы имеем в виду авторские римейки и аранжировки, появляющиеся повсеместно, как снежный ком. В этом смысле стоит упомянуть громадный труд, составленный Антонио Майреной (1909-1983), который сказал, что пение фламенко не может носить глобальный характер. Несмотря на то, что этот певец является сторонником всеобъемлющего знания о данном виде искусства, возникло много споров о том, справедливо ли отнесение к фламенко различных песенных жанров, представленных в его труде.

Песенные стили уже сформированы, и к генеалогическому дереву больше нечего добавить. Фламенко - фольклорное творчество, находящееся за семью печатями, поэтому так хорошо сохранившееся почти в первозданном виде. В настоящее время наблюдается тенденция к сохранению искусства в чистом виде: фламенко тем лучше, чем более выдержанный вкус имеет.

Сделать революцию во фламенко по силам только выдающимся артистам исключительных способностей, которые чтят традиции. Стоит упомянуть дуэт величайших артистов фламенко, проработавших большую часть своих жизней вместе: Камарон и Пако. Четверть века назад появились творческие группы исполнителей с мировым признанием, среди которых Пако де Лусия и Маноло Санлукар (гитара), Антонио Гадес и Марио Майя (танец), Камарон и Энрике Моренте (пение). Диктатура кончилась, и фламенко начинает окрашиваться в иные цвета. Вводятся новые музыкальные инструменты, появляются новые музыкальные формы в пении и игре. Яркий тому пример - творчество Пако де Лусия и Камарона, которые для целого поколения дали новое определение фламенко.

Тем не менее всегда найдутся инакомыслящие и несогласные, как то: исполнители фламенко, отказавшиеся от соблюдения традиций, музыканты других направлений, интересующихся фламенко; беспокойные души от других музыкальных традиций. История фламенко - нескончаемая цепь нововведений и примесей, но любая эволюция всегда имеет двойственное значение.

Естественное развитие. Возникнув, фламенко исполнялось в семейном кругу и не выходило за его пределы. Дальнейшим распространением и развитием оно обязано истинным творцам-исполнителям, искавшим свои пути развития и именно поэтому оставившим след в истории.

Последний виток развития фламенко сводится к реинтерпретациям. Не имеется в виду прогресс как таковой (например, введение новых инструментов), а попытки возродить фламенко, вернуть ему былую славу. Нет смысла отрицать, что большая часть правил была создана для того, чтобы быть нарушенными, но как бесписьменное музыкальное творчество, как любое закрытое и потому хорошо сохранившееся фольклорное явление фламенко должно быть сдобрено страстью.

В конце 20 века можно говорить о "смешанном культурном элементе". Наибольшую ценность в этом смысле представляют смелые эксперименты, в которых должное уважение отдается первозданным ритмам. Чтобы говорить об авангардизме, необходимо вернуть те глубокие, затрагивающие душу чувства, которые с каждым разом все реже встречаются во фламенко.

Смешение различных культур в современной Испании не дань моде, но очень древняя история с глубоким смыслом. Испания - пограничная область Европы, состоящая из различных рас и культур как следствие. Её сила заключается в том, что она может все ненужное отфильтровать. Нельзя идти на поводу у моды и составлять мозаику из музыкальных групп, представляющих разные фольклорные течения. Необходимо проделывать двойную работу: привезти из-за границы то, что нужно, впоследствии тщательно переварить, пропустить через себя, чтобы сделать явлением собственной страны. Конечно, мы не призываем сесть на самолет, облететь земной шар, нахватать всякого-разного оттуда и отсюда, чтобы бросить потом в кастрюльку, а повар нам приготовит новый жанр и ритм по моде этого сезона.

Есть определенный смысл в том, что приверженцы фламенко чтят традиции, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. В частности, строгое следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко. Пение, стили, мелодия фламенко подобны живому организму: они заслуживают уважения, что означает постоянное развитие, а всякое движение, как известно, есть жизнь.

В таком стремительно развивающемся индустриальном обществе, как современное, где идеалы обесцениваются, где искусство перестает иметь значение, вполне понятны пессимистические настроения фламенкогологов, которые за искусством фламенко не видят будущего и описывают его в своим трудах, как если бы это было мертвое искусство. "Фламенкогология" (или "фламенковедение") как наука копается в прошлом. Книга с таким название была написана Гонсалесом Климентом в 1955 году и дала название разделу искусствоведения, изучающего фламенко. Ввиду отсутствия письменных документальных доказательств, ученые много времени занимались гипотезами происхождения фламенко, что сделало его достаточно закрытым и непопулярным искусством. Дальше больше: постоянные нравоучения и вознесение на пьедестал идеалов.

В качестве доказательства тому, что фламенко до сих пор живо, выступает тот факт, что фламенко не чуждо другим культурным или социальным течениям. В начале 20 века его начали исполнять в кафе кантанте Фалья, Лорка, Нинья де лос Пейнес подняли его на интеллектуальный уровень; Маноло Караколь и Пепе Марчена способствовали появлению фламенко на радио и на аудионосителях; оно вошло в историю музыки с Майрена и приблизилось к культовой поэзии с Менесе. Пако де Лусия и Камарон добавили немного мотивов хиппи, Пата Негра - настроения панк-культуры, Кетама, Хорхе Пардо и Карл Бенавент - джазовых нот и ритмов сальсы.

Очень хотелось бы обратить внимание на то, что чистота исполнения фламенко превратилась в разменную монету, в аргументы, к которым прибегают журналисты, которым больше не о чем писать. Весьма радует то, что появилось поколение, которому удалось избежать споров о чистоте и нововведениях в искусстве фламенко.

В настоящее время достаточно затруднительно дать оценку тому, что происходит. Сейчас найдутся такие, кто скажет, что за последние 50 лет сильно ухудшились и техника исполнения, и ритмика, что достойно внимания только пение стариков. Другие считают, что лучшего момента для фламенко, чем в настоящее время, и не найти. "Фламенко только за последние 15 лет претерпело больше изменений, чем за всю свою историю", - утверждает Барберия, который, как многие другие, за точку отсчета нового видения фламенко принимает диск Камарона де ла Исла "Легенда времени", вышедший в 1979 г.

Чистое фламенко не старое фламенко, но древнее, от этого более ценное. Во фламенко умирающий почтенный старец подобен сожженной книге, сломанному диску. Если говорить о музыкальном примитивизме, чистоте и подлинности исполнения, становится очевидным сложность сделать что-то новое. Когда певец исполняет песню, а музыкант аккомпанирует ему на гитаре, они оба как бы осуществляют акт воспоминания. Чувства - это тень памяти.

Огонь, умирающий для того, чтобы родиться, - это фламенко". Такое определение дал ему Жан Кокто. Тем не менее, во фламенко очень много "клубов по интересам": наравне со сторонниками чистоты стиля есть и приверженцы новых форм и звучаний. Именно поэтому очень важно сотрудничество музыкантов, представляющих различные направления. Здесь уместно вспомнить совместные работы Пако де Лусия и Кетама.

И в довершение хочется привести высказывание Альвареса Кабальеро, одного из наиболее влиятельных современных критиков:"Только дуэт певца и гитариста на сцене встретишь крайне редко, это скоро станет архаизмом. Тем не менее, мне очень бы хотелось ошибиться в своих прогнозах". Он, безусловно, ошибется. "Чистое" фламенко не исчезнет.