Художник пьер огюст ренуар. Постеры, pепродукции картин известных художников в высоком разрешении хорошем качестве, клипарт и фотографии большого размера для скачивания. Женщины в картинах Ренуара

3 декабря 1919 года ушел из жизни французский живописец, один из основных представителей импрессионизма Огюст Ренуар. Его картины имели большой успех у парижан. Мы решили вспомнить самые известные картины Ренуара.

«Лягушатник»

Эту картину Огюст Ренуар написал в 1869 году. Она хранится в национальном музее Швеции , в Стокгольме . «Лягушатник» - это кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок Здесь собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Это живописное полотно можно назвать в полном смысле слова импрессионистским. В нем есть все характерные черты движения: исследование воды и бликов, цветные тени, прозрачность, мерцание цвета, деление мазка, использование светлой палитры, ограничивающейся тремя основными и тремя дополнительными цветами. Подобная картина есть у Клода Моне. Она тоже называется «Лягушатник». В тот период Ренуар и Моне работали бок о бок, используя идентичные сюжеты, причем в очень близких друг другу стилях.

«Качели»

Эту картину Огюст Ренуар писал для третьей выставки импрессионистов в 1877 году. Художник изобразил уголок одного из парижских садов. Девушка в бело-синем платье, украшенном множеством бантиков, кокетничая с двумя молодыми людьми в соломенных канотье, встала на доску качелей, подвешенных под деревом. Этот мотив балансирующего равновесия, подвижной неподвижности может рассматриваться как метафора импрессионистической картины вообще. Ведь в ней главное - изменчивость, движение, и в то же время художник-импрессионист всегда схватывает момент определенной статичности, уравновешенности форм. Женщину, качающуюся на качелях он писал, по-видимому, с Маргариты Легран - натурщицы, с которой он познакомился в 1875 году, и которая также позировала для картины «Бал в Мулен де ла Галетт». С 1877 года картина «Качели» находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта. В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.


«Бал в Мулен де ла Галетт»

Эту картину Огюст Ренуар написал в 1876 году. Она считается не только основной работой в творчестве художника, но и к тому же самой дорогой. На аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке в 1990 году она была продана за сумму в 78 миллионов долларов и до сих пор входит в число самых дорогих картин, когда-либо проданных на аукционе. Пьер Огюст Ренуар - это «единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины», - утверждал в 1913 году писатель Октав Мирбо. «Бал в Мулен де ла Галетт» - самый яркий пример «солнечного» искусства живописца. Огюст Ренуар жил в парижском районе на Монмартре . И сюжет свой картины он нашел там же в одноименном ресторане «Мулен де ла Галетт». На кратине изображены знакомые и друзья художника. Картина находится в парижском Музее Орсе.


«Портрет актрисы Жанны Самари»

На этом холсте Ренуар изобразил портрет молодой актрисы театра «Комеди Франсез». Картина 1877 года. Хранится в Москве , в Пушкинском музее. Ренуар написал четыре портрета Жанны Самари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто приходила к нему позировать. Этот портрет называют одним из наиболее импрессионистических портретов во всем творчестве Ренуара. В последней картине Жанна Самари представлена в полный рост в прекрасном вечернем платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками. Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и ее сценическому дарованию.


«Завтрак гребцов»

Эта картина оказалась этапной в творчестве Ренуара. В это время, в 1880 - 1881 годах, художник совершает первые далекие путешествия в Алжир и в Италию , подводит итоги своей творческой деятельности и уже в Италии в чем-то разочаровывается, а что-то хочет активно поменять в своем искусстве. Наступает период новых поисков, новых сомнений, новой живописной манеры. «Завтрак гребцов» оказался как бы в центре его творческого и жизненного пути. Картина была написала в ресторане Фурнез в Париже . Фактически это групповой портрет встречи друзей. Опять же Ренуар рисовал портреты своих реальных друзей. В феврале 1881 года картина была куплена у Ренуара известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем за 15 000 франков, что было достаточно высокой ценой для того времени. После его смерти сыновья Дюран-Рюэля продали картину за 125 000 долларов известному американскому коллекционеру Дункану Филлипсу. С 1930 года эта коллекция переехала в здание в районе Dupont Circle в Вашингтоне , которое с тех пор используется как художественный музей - Собрание Филлипса.


«Зонтики»

Это картина была начата в 1880 - 1881 годах, а закончена в 1885-1886 годах. Ренуар начал писать картину будучи «чистым» импрессионистом, но вскоре стал испытывать разочарование в этом стиле. На живописца оказало сильное влияние впечатление от путешествия в Италию, в результате чего он обратился к более старым художественным методам. В картине появился отчетливый контур фигур. Шумная многолюдная парижская улица. Дождь. Множество зонтиков. Оригинальная мысль: передать суету и в тоже время чисто парижские очарование и шарм через скопление и толкотню... зонтиков. Картина воплощает идеал устремлений двух искусств - живописи и фотографии: от первой - одухотворенность восприятия, от последней - «моментальность» (художник даже отсекает фигуры по краям, как бывает на фотоснимках).Такой приём был популярен у импрессионистов того времени. Картина «Зонтики» хранится в национальной галерее в Лондоне .

В 1874 году в Париже произошло событие, открывшее новую эру в живописи. Группа радикальных художников, уставшая от консерватизма правящих кругов французского мира искусств, показала свои работы на независимой выставке импрессионистов. Тогда, наряду с живописцами и , картины выставил мастер светского портрета Огюст Ренуар.

Детство и юность

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года. Его родным городом являлась расположенная на юго-западе Франции коммуна Лимож. Художник был шестым ребенком из семи детей небогатого портного Леонарда и его жены, швеи Маргариты. Несмотря на то, что семейство едва сводило концы с концами, родителям хватало времени и любви на то, чтобы оделять вниманием и нежностью каждого из своих отпрысков.

В детстве Пьер был нервным и впечатлительным мальчишкой, но Леонард и Маргарита сочувственно относились к чудачествам ребенка. Отец прощал сыну, когда Огюст утаскивал у него карандаши и портновские мелки, а мать – когда он рисовал на стенах дома. В 1844 году Ренуары переехали в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ.

Регент хора Шарль Гуно, услышав пение Огюста, на протяжении пары недель пытался убедить родителей отдать будущего автора картины «Девушка с веером» в музыкальную школу. Однако в итоге Пьер иллюзорному миру звуков предпочел живопись. Леонард отдал наследника на фабрику «Леви Бразерс», занимающейся изготовлением продукции из фарфора, когда тому исполнилось 13 лет. Там мальчик научился рисовать, украшая тарелки, горшки и вазы изображениями, выходившими из под его кисти.


Когда в 1858 году компания обанкротилась, юный Ренуар, находясь в поисках иных источников дохода, раскрашивал стены кафе, жалюзи и навесы, копируя работы художников эпохи Рококо – Антуана Ватто, Жана Оноре Фрагонара и Франсуа Буше. По мнению биографов, этот опыт повлиял на последующее творчество графика.

Именно произведения мастеров XVIII века пробудили в авторе картины «Роза» любовь к ярким цветам и неброским линиям. Вскоре Огюст осознал, что его амбициям тесно в рамках подражательной работы. В 1862 году он поступил в школу изящных искусств. Его наставником стал швейцарский художник Марк Габриэль Шарль Глейр, придерживающийся при создании картин академической традиции рисования.


Согласно этой традиции, произведения пишутся исключительно на исторический или мифологический мотив, а в изобразительной палитре преобладают только темные цвета. Такие холсты жюри Салона принимало на ежегодную официальную выставку, которая давала возможность заявить о себе начинающим живописцам. Во время обучения Ренуара в академии, в мире искусства Франции назревал переворот.

Художники Барбизонской школы живописи все чаще изображали на своих полотнах явления повседневной жизни с использованием игры света и тени. Также именитый реалист Гюстав Курбе во всеуслышание заявил, что задача живописца заключается в отображении реальности, а не идеализированных сцен в академическом стиле. Ренуар, также как и его приятели - сокурсники Клод Моне и Альфред Сислей, знал о царящих в воздухе революционных настроениях.


Однажды товарищи, чтобы обозначить свою позицию, во время занятий, без разрешения Глейера вышли на улицу и стали рисовать под открытым небом все то, что их окружало. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров. Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Холст, изображавший неидеализированную, повседневную сцену жизни, стал символом отказа Огюста от академической традиции рисования.

Живопись

Творческая зрелость приходит к импрессионистам в одно и то же время - с наступлением 70-х, положивших начало лучшему десятилетию в их искусстве.


Наиболее плодотворным эти годы оказались и в художественной судьбе Ренуара: «Семья Анрио», «Обнаженная в солнечном свете», «Понт Неф», «Всадники в Булонском лесу», «Ложа», «Голова женщины», «Большие бульвары» «Прогулка», «Качели», «Бал в Ле Мулен де ла Галетт», «Портрет Жанны Самари», «Первый выезд», «Мадам Шарпантье со своими детьми», «Танец в городе», «Чашка шоколада», «Зонтики», «На террасе», «Большие купальщицы», «Завтрак гребцов» - далеко не полный список шедевров, созданных Огюстом за этот период.


Поражает не только количество, но и удивительное жанровое разнообразие работ. Здесь и пейзажи, и натюрморты, и обнаженная натура, и портреты, и бытовые сцены. Трудно любой из них отдать предпочтение. Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.


Его кисть, нисколько не погрешив против правды, с удивительной легкостью превращала ничем не примечательную горничную в пеннорожденную богиню красоты. Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует картина «Лягушатник» (второе название - «Купание на Сене»).


Ее сюжетом послужила оживленность отдыхающей на берегу реки публики, очарование солнечного дня, серебристый блеск воды и голубизна воздуха. Внешний лоск не увлекал Ренуара. Он хотел быть не красивым, а естественным. Чтобы этого достичь, творец отказался от традиционного толкования композиции, придав работе вид моментально сделанного снимка.


В 80-е годы работы Ренуара пользовались особым спросом. Пьер писал картины для финансистов и состоятельных владельцев магазинов. Его холсты выставлялись в Лондоне, Брюсселе, а также на седьмой Международной выставке в Париже.

Личная жизнь

Ренуар любил женщин, и они отвечали ему взаимностью. Если перечислять возлюбленных живописца, дав самую краткую биографическую справку о каждой, список составил бы увесистый том. Натурщицы, работавшие с художником, заявляли, что Огюст никогда не женится. Знаменитая муза портретиста, актриса Жанна Самари, говорила, что Пьер через прикосновение кисти к холсту сочетается узами брака с женщинами, которых пишет.


Снискав славу как талантливый импрессионист, Ренуар в середине 1890-х годов вступил в новый этап своей жизни. Давняя любовница Огюста - Лиза Трео вышла замуж и покинула художника. Пьер стал постепенно терять интерес к импрессионизму, возвращаясь в произведениях к классике. Именно в этот период автор картины «Танцы» повстречал юную белошвейку Алину Шариго, которая впоследствии стала его супругой.

Пьер познакомился с будущей женой в расположенной напротив его дома молочной мадам Камиль. Несмотря на разницу в возрасте (Шариго была младше мужа на 20 лет), взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алины невозможно было не заметить. Хорошо сложенная барышня, по словам художника, была очень «уютная».


Ее хотелось постоянно гладить по спине, как котенка. В живописи девушка не разбиралась, но глядя на то, как Пьер орудует кистями, испытывала удивительно волнующее чувство полноты жизни. Алина, знавшая толк и в хорошей кухне, и в добром вине, стала чудесной женой для художника (хотя они вступили в официальный брак только через пять лет, после рождения первого сына Жана).

Она никогда не пыталась навязать себя окружению мужа, предпочитая выражать свое отношение к возлюбленному и его друзьям через приготовленные блюда. Известно, что когда влюбленные жили на Монмартре, дом Ренуара, при ограниченности средств, слыл самым хлебосольным. Гостей часто угощали вареной говядиной с овощами.


Став супругой художника, Алина сумела облегчить его жизнь, ограждая творца от всего, что могло бы помешать его работе. Шариго быстро снискала всеобщее уважение. Даже женоненавистник Дега, увидев ее однажды на выставке, сказал, что Алина похожа на королеву, посетившую бродячих акробатов. Известно, что, будучи женатым на Шариго, автор картины «Две сестры» часто вступал в интимную близость со своими натурщицами.

Правда, все эти плотские интрижки и романтические влюбленности никак не угрожали положению мадам Ренуар, ведь она была матерью его детей (в браке родились сыновья Пьер, Клод и Жан), хозяйкой в его доме и той, кто ни на шаг не отходил от Пьера, когда он болел. В 1897 году, из-за осложнений после перелома руки, здоровье живописца резко ухудшилось. Художник страдал от ревматизма, но, даже будучи прикованным к инвалидному креслу, продолжал создавать новые шедевры.


Лидер течения фовистов Анри Матисс, регулярно навещавший парализованного Ренуара в его студии, однажды, не удержавшись, спросил о целесообразности такого упорного труда, сопровождавшегося постоянной болью. Тогда Огюст, ни секунды не колеблясь, ответил товарищу, что боль, которую он испытывает, пройдет, а красота, созданная им – останется.

Смерть

В последние годы в работах Ренуара варьировались одни и те же темы: купальщицы, одалиски, аллегорические фигуры и портреты детей. Для художника эти образы были символичным обозначением молодости, красоты и здоровья. Южное солнце Прованса, притягательность женского тела, милое лицо ребенка - в них воплотилась для автора картины «Букет» радость бытия, то, чему он посвятил свое искусство.


Первая мировая война нарушила привычный ход жизни графика. Так, от переживаний за сыновей, ушедших на фронт, скоропостижно скончалась супруга живописца Алина. Став вдовцом, терзаемый болезнями и голодом, Огюст, в силу своего характера, не отказался от искусства, не омраченного тяжестью окружающей действительности. Когда реальность уже не давала пищи для творчества, он черпал вдохновение в натурщицах и в саду, разросшемся на склоне горы Колетт.


Именитый импрессионист умер от пневмонии 3 декабря 1919 года, успев закончить свою последнюю работу «Натюрморт с анемонами». Семидесятивосьмилетний старец до последнего вздоха остался неисправимым почитателем солнечного света и человеческого счастья. Сейчас произведения Ренуара украшают галереи Европы.

Произведения

  • 1869 – «Лягушатник»
  • 1877 – «Портрет Жанны Самари»
  • 1877 – «Первый выезд»
  • 1876 – «Бал в Мулен де ла Галетт»
  • 1880 – «Фигуры в саду»
  • 1881 – «Завтрак гребцов»
  • 1883 – «Танец в Буживале»
  • 1886 – «Зонтики»
  • 1887 – «Большие купальщицы»
  • 1889 – «Прачки»
  • 1890 – «Девушки на лугу»
  • 1905 – «Пейзаж близ Каня»
  • 1911 – «Габриэль с розой»
  • 1913 – «Суд Париса»
  • 1918 – «Одалиска»

Однажды Огюст Ренуар сравнил себя с пробкой, которую несет по волнам. Именно так он ощущал себя во время создания очередного произведения. С манящей страстью и нежностью он полностью отдавался бушующим «волнам», которые несли его по незыблемым просторам художественного мира. Под таким вдохновением картины Ренуара всегда рождались с особенным очарованием. Они никогда не загромождали мысли своих зрителей. Наоборот, глядя на произведения французского автора, поклонники его таланта, наконец-то, могли просто наслаждаться насыщенными оттенками, правильными формами и близкими для себя сюжетами картин. Действительно, Огюст Ренуар не видел себя среди шокирующих произведений или глубоких философских полотен. Глядя на картины Ренуара, можно с уверенностью сказать, что автор просто дарил людям частичку прекрасного и неповторимого. И, возможно, именно эти незамысловатые радости, отображенные в произведениях автора, до сих пор так нравятся поклонникам живописи. Художник не любил трагические, героические или драматические сюжеты. Этого всегда хватало в обыденности людей, поэтому в произведениях Огюста Ренуара ярко отображены красивые пейзажи, искрящиеся улыбки детей, манящие букеты ароматных цветов и неповторимые линии и формы полных, обнаженных женщин. Французский живописец был убежден, что любое произведение должно радовать своей привлекательностью, веселым и приятным настроением, а скучные жизненные сюжеты должны оставаться на заднем плане. Что ж, эту идею Ренуар успешно пронес через все свои работы. Каждое полотно благодаря своим ярким и насыщенным тонам дарит неповторимое ощущение влюбленности, влюбленности в мир, людей и самого французского автора.

Боль проходит, а красота остаётся

В заголовке выписаны слова великого французского художника Пьера Огюста Ренуара. Это ещё один последователь направления импрессионистов, правда, в этом направлении он писал совсем не долго. Но и этого хватило, чтобы вписать его в анналы великих французов. Он потрясающий художник, с великолепным ощущением пространства, света и цвета, что не маловажно для любого художника. Кроме того, он был графиком и скульптором. И так же, как и все, работал не покладая рук, его наследство огромно. Но вот как он работал? Про это и стоит рассказать.

Вообще-то Ренуару с детства прочили славу отличного певца, у него был превосходный голос. Но Огюст петь то пел, но всё же больше его притягивало к себе умение рисовать. И вот чтобы помочь своей семье он устраивается в мастерскую для раскраски фарфоровых тарелок, а вот по вечерам он обязательно посещал школу живописи. Потом он стал расти и, подрастая, всё больше прославлялся на линии творчества. Став взрослым он женился, появились дети. Его творчество оценивалось вполне хорошо, да и работалось постоянно. Но вся эта идиллия была перечёркнута одним падением с велосипеда. Упав с него Огюст сломал себе правую руку. Казалось бы, обычная травма при падении, но именно она послужила толчком для возникновения более страшной болезни – ревматизм. И ему стало практически уже не до творчества. так казалось многим, но не ему самому. Превозмогая боль он продолжал работать над полотнами. В Париже он уже не жил, его семья переехала в провинцию, и он стал работать там. Но вскоре случилось ещё более страшное – припадок паралича. И вот теперь если раньше он еле – еле ходил, то теперь он просто напросто был прикован к креслу или к постеле.

Его искусство давно уже расписано всеми известными критиками и искусствоведами. И условно его творчество поделено на три периода: энгровский («кислый», так его назвал сам художник), перламутровый (в этот период он писал полотна под впечатлением Веласкеса, Рембрандта и Вермеера; этот период отличался переливчатыми красками) и наконец, красный период (почти все полотна этого периода – красного или розового оттенка). Что самое интересное, что все полотна, написанные в эти три периода совершенно разного жанра, реально разного и потому постоянно вызывает интерес.

Анри Матисс, знаменитый французский художник был сильно дружен с Ренуаром и посещал его практически каждый день. Каждый день он видел как превозмогая боль Огюст писал свои полотна. Он практически постоянно морщился от боли и даже плакал, но всё же рисовал. Пока он ещё мог ходить, и был в более-менее нормальном состоянии его успели наградить Орденом Почётного Легиона, это высшая награда французского государства. Но сейчас он не был в состоянии хорошо держать в руках кисть и всё же творил. Слова в заголовке были сказаны в ответ на вопрос Матисса: «Зачем тебе всё это? Оставь творчество, тебе же тяжело». Ренуар по-другому то ответить не мог. Каждое утро сиделка вкладывала ему в застывшие руки кисть и придвигала его к полотну, и он рисовал. Для многих – это подвиг, кому то это кажется показухой, а вот для Ренуара это был способ выживать или точнее жить. Картина «Зонтики», которую он создал в 1917 году, была удостоена чести своего появления в Лувре. И художник смог это увидеть, тогда он ещё ходил. Но умер великий художник вовсе не от ревматизма, а от воспаления лёгких, которое он случайно подхватил.

За достаточно большую жизнь он успел сотворить большое количество полотен, скульптур. И это всё теперь выставлено не только в Лувре, но и в других не менее знаменитых музеях мира.

Алексей Васин


Великий французский художник-импрессионист Огюст Ренуар говорил: «Я еще не умел ходить, а уже любил женщин». Женщины были для него воплощением гармонии и красоты, источником вдохновения и главной темой творчества. У него было много возлюбленных, но только Лиза Трео, Маргарита Легран и Алина Шариго стали для него музами на долгие годы.



Ренуара называли певцом радости жизни. Он говорил: «Для меня картина… должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей… Я знаю, трудно добиться признания того, что большое искусство может быть радостным».





В течение 7 лет музой Ренуара была Лиза Трео. Они познакомились, когда девушке было 18 лет, а художнику – 24 года. Он изобразил ее на картинах «Лиза с зонтиком», «Лето», «Дама в лодке», «Женщина с попугаем», «Одалиска» и других (всего около 20 работ). Инициатором их разрыва стала Лиза после того, как Пьер Огюст отказался на ней жениться, даже после того, как был принят в доме ее родителей как зять.



Все лето 1876 г. Ренуар работал над картиной «Бал в Мулен де ла Галетт». Следуя своей привычке, он изобразил на полотне не профессиональных натурщиков, а своих друзей и знакомых. В левой части картины изображена танцующая девушка. В этом образе художник увековечил свою юную музу – 16-летнюю швею Маргариту Легран, которую на Монмартре прозвали Малышка Марго.



Художник познакомился с ней в 1875 г. Марго стала его возлюбленной и музой на 4 года. Его не смущало то, что знакомые характеризовали ее как развязную уличную девчонку, которая водила знакомство с подозрительными личностями. Ему нравился ее бойкий нрав и безудержная веселость. Она позировала для таких картин как «Качели», «Девушка в лодке», «После концерта» и «Чашка шоколада». А в 1879 г. она скончалась от оспы. Для Ренуара это стало большим потрясением.



Актриса Жанна Самари, портреты которой писал Ренуар, утверждала: «Ренуар не создан для брака. Он сочетается узами брака со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». Однако любвеобильный художник все же женился. Его сердце покорила Алина Шариго.



Художник был очарован 20-летней ученицей модистки и пригласил ее поработать с ним в качестве натурщицы. Алина согласилась, хотя была далека от живописи: «Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть, как он пишет, –позже рассказывала Алина своим детям. – Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать, как виноградник – чтобы давать вино».



Ренуар долго сопротивлялся возникшему чувству и не хотел воспринимать его всерьез. Он даже пытался порвать с Алиной и отправился в путешествие, но по возвращении все же остался с ней. Их совместная жизнь была на удивление спокойной и счастливой, но жениться он не спешил. Свадьба состоялась, когда их сыну шел уже пятый год. Благодаря мудрости и терпению Алины Шариго их брак оказался долговечным: в течение 35 лет женщина закрывала глаза на измены мужа, считая, что у художников иначе и не бывает.


Ренуар писал и довольно известных представителей парижской богемы.