Иероним Босх: биография. Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото

Иероним Босхсредневековый художник модный и в наши дни, в частности, из-за своих апокалиптических идей. Фрагменты его работы под названием «Сад земных наслаждений» сейчас можно увидеть даже на легинсах и в детской раскраске, в его честь также была названа современная музыкальная группа. Почему?

Несколько фанатичные, если это можно так назвать, картины художника позднего средневековья были популярны своими кошмарными деталями: человек, играющий на флейте, торчащей у него из заднего прохода, при помощи выпускания газов или птица-монстр, пожирающая грешников и испражняющаяся ими в яму для нечистот и прочее… Король Испании Филипп II - покровитель инквизиции, повесил одну из картин Босха («Семь смертных грехов») в своей спальне. Возможно, она помогала ему лучше настроиться на борьбу с еретиками.

Самая известная картина Босха – триптих «Сад земных наслаждений». На левой части триптиха изображены Бог, Адам и Ева в раю, на центральной: непосредственно сад наслаждений, на правой части: деградация, грешники, ад.

Несмотря на то, что сюжет этой картины на первый взгляд кажется далеко не детским, из ее фрагментов была создана раскраска для детей возрастом от 6-ти лет. «Coloring Book Hieronymus Bosch» знакомит детей с удивительными пейзажами, фантастическими фруктами и цветами, и сказочными животными, которых рисовал Босх. По словам автора, раскраска издана с целью помочь детям развиваться творчески и вдохновить их на создание собственных произведений искусства в будущем.

Также в 1991 году была издана художественная книга «Pish Posh, Said Hieronymus Bosch» ("Тьфу, тьфу, сказал Иероним Босх"). Сюжет книги это рассказ недовольной домработницы Босха, которая уже сыта по горло беспорядком, который его дикие монстры (крылатая рыба и тому подобные существа) делают вокруг дома.

Эти два продукта говорят о том, что, несмотря на то, что Иероним Босх умер 500 лет назад, образы из его работ и его видение, кажется, являются более популярными чем когда-либо. О всех его картинах вышла новая книга от всемирно известного издательства TASCHEN. В 2007 году в родном городе Босха Хертогенбосе был открыт арт-центр посвященный его творчеству. Принты его картин украшают обувь от Doc Martens, майки и толстовки, доски для серфинга и скейтборды. Почему это происходит?

Босх пользовался большой популярностью при жизни. Он вдохновил так много подражателей, что иногда сложно определить его первоначальные каноны. Но ведь с тех пор прошло так много времени: дни контрреформации, стиль барокко…


"Католическая церковь восстанавливает свои позиции, и она хотела бы подчеркнуть церковь, спасение и святых, что было не совсем то, на чем сосредотачивался Босх", сказал Ларри Сильвер, профессор истории искусств в Университете штата Пенсильвания, по телефону. "Взять Рубенса. Тогда, просто не могло быть так, что и Босх и Рубенс могли быть одновременно востребованными. Это одно из обстоятельств, которые положили конец его популярности на тот момент, это, как бы, был поворот от пессимизма к светлой стороне."

Такое положение дел сохранялось вплоть до начала 20 века. Историки искусства, такие как Карл Юсти не проявляли особого интереса к живописи Босха, в отличие от основоположников и теоретиков сюрреализма, таких как, например, Андре Бретон, которые начали новую волну интереса к картинам Иеронима Босха. Сюрреалисты и любители сюрреализма оценили его воображение и "бессознательную живопись". Они были в восторге от его идей против организованной религии и буржуазной морали.

Богемный восторг такого рода стал постоянно присутствовать в историях об Иерониме. Существует тезис, впервые выдвинутый Вильгельмом Франгером в 1947 году, о том, что Босх был членом культа под названием «Братья свободного духа». В такой интерпретации, центральная часть сада показывает не мир, который скатывается к греховности, а наслаждение сексуальными тантрическими изысками свободной любви, гармонией с природой. Есть еще интересное упоминание сада земных наслаждений в книге Код да Винчи, в главе 37.

Также есть версия не менее популярная, чем о секс - культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. По словам автора Walter Bosing, для Босха это “работало как чудодейственное лекарство, помогающее компенсировать отсутствие образования и стипендии в высших учебных заведениях и способствующее созданию полотен удовлетворяющих сенсационные аппетиты зрителей”. Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений.

Такие интерпретации соответствуют современным стереотипам о психоделических картинах художника с расстроенной психикой, но для современных экспертов они не представляют из себя ничего большего, чем шутки, академики только посмеиваются над ними. Bosing называет их “научной ерундой”. Вероятнее предположить, что Босх просто был художником полностью вне своего времени, а не сумасшедшим наркоманом, посещающим сектантские оргии и рисующим их после употребления ЛСД.

В любом случае, теперь Босх - муза для некоторых из самых важных создателей. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик…) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.

Его популярность, в настоящее время, исходит из того, что современным людям близки и интересны его идеи. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Картины Иеронима Босха одинаково привлекают как наших соотечественников, так и зарубежных зрителей. Босх – был личностью весьма интересной. Его картины очень многогранны и неоднозначны, их можно понимать по-разному. Поэтому, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас.



Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Корабль дураков» выполнена маслом на доске, примерно в 1495 – 1500 году. Ее размер: 33 см. 58 см. Картина находится в Лувре, в Париже.



Картина «Несение креста» (Гент) выполнена маслом на доске, примерно в 1490 – 1500 году. Ее размер: 83,5 см. 77 см. Картина находится в Музее изящных искусств, в Генте.


Картина «Несение креста» (Вена) выполнена маслом на доске, примерно в 1515 – 1516 году. Ее размер: 32 см. 57 см. Картина находится в Музее истории искусств, в Вене.


«Несение креста» (Мадрид) - боковая панель от триптиха, который не сохранился, выполнена маслом на доске, примерно в 1505 году. Ее размер: 94 см. 150 см. Картина находится в Королевском дворце, в Мадриде.


Триптих «Искушение святого Антония» выполнен маслом на дереве, примерно в 1505 – 1506 году. Его размер: 225 см. 131,5 см. Картина находится в Национальном музее старинного искусства, в Лиссабоне.


Панно «Искушение святого Антония» выполнено маслом на дереве, не ранее 1490 года. Его размер: 52,5 см. 73 см. Находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Блудный сын» выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее диаметр: 70 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Картина «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 150 см. х 120 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Святой Христофор» выполнена маслом на доске, примерно в 1504 - 1505 году. Ее размер: 71,5 см. х 113 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Триптих «Страшный суд» выполнен маслом на дереве, примерно в 1504 году. Его размер: 247 см. 164 см. Картина находится в Академии изобразительных искусств, в Вене.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Лондон) выполнена маслом на доске, примерно в 1508 - 1509 году. Ее размер: 59 см. х 73 см. Картина находится в Национальной галерее, в Лондоне.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Эскориал) выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее размер: 195 см. х 165 см. Картина находится в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Триптих «Воз сена» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 - 1502 году. Его размер: 190 см. 135 см. Картина существует в двух экземплярах. Один находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде. Второй в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Картина «Извлечение камня глупости» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 35 см. х 48 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.



Триптих «Поклонение волхвов» выполнен маслом на дереве, примерно в 1510 году. Его размер: 138 см. 138 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, - нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.


Гравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери - религиозное общество, посвященное культу . Он выполняет творческую работу - оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).


Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов...» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.


Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины - обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них - животные и птицы, поражающие своими размерами.


Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке - Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем - сцена искушения и яблоком раздора, а на заднем - херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.


Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие - в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы - Ада и грехопадения Адама и Евы.


По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.


Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima - «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.


Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя - на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.


В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру - в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 - «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 - «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 - «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 - «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 - «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 - «Страшный суд»
  • 1500 - «Смерть скупца»
  • 1500-1502 - «Воз сена»
  • 1500-1510 - «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 - «Блаженные и проклятые»

(Иеронимус Антонисзон ван Акен)
Часть 1

Иероним Босх - выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

Раздел выполнен по материалам:

"100 знаменитых художников 14-18вв.", (Харьков, издательство "Фолио", 2001г)
Лувр-"ОЛМА-ПРЕСС", Москва-2003г
Прадо-"ОЛМА-ПРЕСС", Москва-2003г
Bosch: Between Heaven and Hell (Basic Series: Art) by Walter Bosing. TASCHEN America , 2000.
The Secret Heresy of Hieronymus Bosch by Lynda Harris. Floris Books, 2002.
Hieronymus Bosch: The Complete Paintings and Drawings by Jos Koldeweij, Paul Vandenbroeck. Harry N. Abrams, 2001.
Сайты музеев, где находятся картины

Иероним ван Акен, называвший себя Босхом, считается одним из наиболее таинственных мастеров живописи. Исследователи картин хцдожника, давая ему самые противоположные характеристики, считали его то религиозным фанатиком, то во всем сомневающимся еретиком, то суровым аскетом, то жизнелюбом, то одержимым фантастом, то трезвым исследователем реальности. И немудрено: определить истинный характер художника весьма затруднительно ввиду крайней ограниченности биографических сведений о нем. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.

Босх происходил из семьи потомственных нидерландских ремесленников и художников.

Несколько поколений ван Акенов строили и украшали собор своего родного города Хертогенбоса. Процветающий торговый городок оказался расположенным на пересечении различных культурных веяний. К югу от Хертогенбоса царило светлое искусство родоначальников нидерландского Возрождения Мастера из Флемаля и Яна ван Эйка, несущее новые представления о природе и человеке, тогда как к северу более провинциальное, близкое средневековью. Предполагают, что Иероним ван Акен учился живописи на севере в Харлеме или Делфте, однако был хорошо знаком и с открытиями великих новаторов Фландрии и Брабанта.

Женившись на девушке из местной знати, Босх вместе с материальной обеспеченностью, получил определенную свободу творчества.

Кроме того, Босх обрел возможность беспрепятственно утолять свой постоянный интерес к различным областям знаний. Проявления этого можно видеть во всех его произведениях, где, как и в тогдашней науке, пытливость серьезного исследования соседствует с мистикой астрологии и алхимии. Именно промежуточное положение между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным, но исполненным вековой мудрости народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов. И наиболее сложным. Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти.

Поскольку Босх не оставил ни одной датированной работы, начало его творчества относят приблизительно к середине семидесятых годов XV века.

Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. В назидательном сюжете Семи смертных грехов автор не столько изобличает, сколько любуется живой непосредственностью осужденных грешников. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.

Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Пассажиры фантастического корабля, плывущие в страну Глупляндию, олицетворяют человеческие пороки. Центром картины не случайно являются монах и монашка, внимание которых занято отнюдь не молитвами. Скептическая и дерзкая насмешка над ханжеством духовенства заметна во многих картинах Босха. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален и символичен. Сам по себе мир, созданный на картинах художника прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

В зрелые годы Босх выполнил фрески для городского собора Св.Иоанна.

Художник был членом религиозного Братства Богородицы одной из полулегальных еретических сект, широко распространившихся по Европе. Вопреки репрессиям духовенства и проклятиям папы римского, сектанты-еретики подвергали сомнению многие положения средневекового мировоззрения, выступая за их моральное и идейное обновление. Впоследствии, это движение привело к церковной реформации в Европе, сопровождавшейся длительными войнами. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.

Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена, и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу, из которой никто не выходит живым. Во главе безумной толпы преследующих, давящих, убивающих друг друга людей изображены император и римский папа. Действие, однако, происходит на фоне прекрасного, величественного пейзажа, чье вечное спокойствие противопоставлено преходящим мирским страстям.

В изображении рая и, особенно, преисподней на боковых створках алтарных триптихов проявилось богатство воображения Босха, а также — познания в сфере разнообразия природных форм. Его ад в Возе сена наделен приметами окружающей повседневности. Он напоминает гигантскую строительную площадку. В другом алтарном триптихе Страшный суд ад, изображенный на правой створке, скорее похож на колоссальную кухню. Фантастически безобразные черти деловито орудуют обыденными предметами вертелами, поварешками, сковородками, котелками и прочей хозяйственной утварью. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. В облике адских строителей, кухарок или музыкантов смешалось, казалось бы, все самое несоединимое. Средневековые мастера и прежде представляли в своих произведениях сочетания разнородных частей, животных и птиц для создания устрашающих чудищ-химер. Но подобного смешения человеческой плоти, рыбьей чешуи, птичьих перьев, когтей и шерсти животных, сопряжения органического с неорганическим, неодушевленного с живым до живописи Босха еще не представлял никто.

Достоверность фантастики рождалась у Босха не только из внимательного изучения многообразных природных явлений, но из глубокого знания жизни.

Художник был чуток к историческим потрясениям окружающей действительности, полной конфликтов и противоречий, что и обусловило трагический характер его произведений. В адском зареве босховских «Страшных судов» явственно, вплоть до архитектурных и ландшафтных подробностей местности узнаются облики горящих во время войн нидерландских городов и деревень.

На рубеже двух веков, в период религиозных конфликтов, Босх создает цикл из жизни святых отшельников.

В нем, художник воплощает силу, способную противостоять жестокости и суевериям, и находит ее не столько на небесах, сколько в душе человека. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. В картинах святой жизни, возрастает мрачная фантастичность видений художника, но при этом проявляется тончайшее мастерство пейзажиста. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. У Босха в еще большей степени, чем у его великого предшественника Яна ван Эйка, природа становится реальным окружением его героев.

В последнем живописном цикле Босха «Страсти Христовы» пейзаж исчезает совсем, уступая место человеку. Точнее было бы сказать, что на передний план картин выходят человеческие лица, приближенные к зрителю и представленные крупным планом. В трагических сценах страданий Христа Босх обращается к истокам морали, измены и героизма. Одним из первых он пытается приоткрыть тайну, полной противоречий, внутренней жизни человека. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Даже в наиболее фантастических образах он исполнен серьезных, и актуальных не только для его века проблем.

В конце жизни, Босх был настолько прославлен, что начал получать заказы от знати и правящего бургундского двора.

Гравюры с его работ были широко известны и популярны далеко за пределами Нидерландов. После смерти художника в 1516 году, одним из авторов гравюр на его сюжеты стал молодой Питер Брейгель. Ему было суждено продолжить открытия Босха в живописном познании мира. Понимание художником жизни как непрерывного космического движения, как круговорота человека и природы в своем творчестве развивали и Питер Брейгель Старший (Мужицкий), Альбрехт Дюрер, и Лукас Кранах.

Многомерность содержания произведений Босха, отражающая заблуждения и прозрения его переломной эпохи, даже спустя столетия позволяет различным мастерам черпать из наследия картин художника то, что каждому близко: видение почетного профессора кошмаров или остроту реалиста и тонкость поэта. Своей популярностью в XX веке Иероним Босх в значительной степени обязан присущими ему беспокойству совести и осознанию связи настоящего с будущим.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Загадочный мир Босха» О. Петрочука, М. 1985 г.

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken], великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”.