Конспект нод что мы знаем о театре. Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральная азбука


План – конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
«Что мы знаем о театре?»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
познакомить детей с театром, видами театра, с профессиями людей, работающих в нём.
Речевое развитие:
обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих названия профессий людей, служащих в театре, предметов, необходимых им;
продолжать совершенствовать грамматический строй речи.
формировать умение соотносить звуки с буквой и выкладывать из букв слово;
развивать умение детей составлять сложные предложения.
Социально - коммуникативное развитие:
воспитывать культуру общения между детьми, между детьми и взрослыми,
культуру поведения в общественном месте (театре).
Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Физическое развитие:
закрепить навыки бросания и ловли мяча двумя руками от груди, навыки выразительной передачи игровых образов. Развивать двигательную активность детей.
создавать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья. Прививать навыки элементарного самомассажа рук.
Закрепить комплекс упражнений зрительной гимнастики, направленной на сохранение и укрепление зрения детей.
Художественно- эстетическое развитие:
Развивать образное восприятие музыки, умение высказывать своё впечатление о ней.
Закрепить технику рисования восковыми мелками, фломастером и маркером.
Развивать творчество детей в поиске оригинальных решений с опорой на известные способы конструирования.
Познакомить с произведением Э. Мошковской «Вежливое слово», формировать умение давать оценку действиям персонажей.
Методы и приёмы:
Практические:
Дидактическая игра, физкультминутка, ручной труд, художественное творчество, составление слова «театр», самомассаж рук
Словесные: чтение стихов, драматизация отрывка из сказки.
Наглядные: демонстрация слайдов, показ предметов.
Материал:
Шкатулка с предметами, имеющими отношение к театру, буквы т, е, а, т, р. Театры: теневой, настольный, пальчиковый, кукольный, игрушка- марионетка, презентация «Волшебный мир театра», ноутбук, диск с записью песни о театре, костюмы ежа и лисы, мяч, цветная бумага, фломастеры красного и чёрного цветов, ножницы.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка
Игровая Д/и «Назови профессию»
Коммуникативная Беседа «Кто работает в театре»
Чтение художественной литературы Чтение произведения Э. Мошковской «Вежливое слово»
Продуктивная Оригами «Мордочки зверей»
Познавательно-исследовательская Решение проблемной ситуации «Для чего и для кого лежат предметы в шкатулке?»
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Педагог организует сюрпризный момент: вносит сумку с театральными предметами, предлагает рассмотреть и сказать, для чего они нужны. Дети достают предметы, называют свои варианты ответов. Даны представления о театре.
2 Педагог обращает внимание детей на красивую коробочку, предлагает детям достать из коробочки буквы и выложить слово «театр» Дети соотносят звуки с буквой и выкладывают слово. Активизация словаря, выделение звуков из слова
3. Воспитатель спрашивает детей, что такое театр, какие виды театра они знают и предлагает отправиться на выставку различных театров, которая подготовлена в группе. Дети отвечают на вопросы воспитателя, а затем рассматривают различные виды театра: пальчиковый, кукольный, марионеток, теневой, перчаточный, на фланелеграфе, театр игрушек. Закрепление представлений о различных видах театра.
4. Беседа о Сызранском городском драматическом театре им.А.Н.Толстого, сопровождающаяся показом презентации «Волшебный мир театра»
Слайд 1.Здание Сызранского городского драматического театра им.А.Н.Толстого.
Слайд 2. Кто главный в театре?
Слайд 3. Кто играет на музыкальных инструментах?
Слайд 4. Кто руководит оркестром?
Слайд 5. Кто гримирует артистов?
Слайд 7. Кто отвечает за костюмы для артистов? Слайд 8. Кто отвечает за освещение во время спектакля?
Слайд 8. Где происходит действие?
Слайд 9. Кто проверяет билеты?
Слайд 10. Кто работает в гардеробе?
Слайд11. Кто проверяет билеты? Дети отвечают на вопросы воспитателя:
Есть ли театр в нашем городе? Приходилось ли там бывать? Какие спектакли они смотрели?
Кто главный в театре?
Кто играет на музыкальных инструментах?
Кто руководит оркестром?
Кто гримирует артистов?
Кто отвечает за костюмы для артистов?
Кто отвечает за освещение во время спектакля?
Где происходит действие?
Кто работает в гардеробе?
Кто проверяет билеты?
Активизация словаря, совершенствование диалогической речи, закрепление знаний о театре, о людях, работающих в нём.
5. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Игра с мячом «Кто работает в театре» Созданы условия для двигательной активности, закреплены навыки бросания и ловли мяча, закреплены знания о людях, работающих в театре.
6. Педагог организует сюрпризный момент: приходят ёж и лиса. Дети слушают диалог лисы и ежа, а затем по желанию перевоплощаются в героев. Созданы условия для театральной деятельности.
7. Воспитатель организует физкультминутку. Дети изображают животных:
По-лосиному красиво
Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка
Всё спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка
Косолап он с детских лет. Созданы условия для двигательной активности, снятие умственного напряжения.
8 Педагог организует беседу «Как правильно вести себя в театре?» Дети дают свои варианты ответа на вопрос. Закреплены правила поведения в театре.
9 Педагог предлагает послушать стихотворение. Дети слушают стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово».
Ознакомление с новым художественным произведением.
10 Педагог предлагает устроить театр для малышей, а для этого сначала изготовить пригласительные билеты. Дети изготавливают мордчки-оригами зверюшек, рисуют глаза, нос, усы. Закреплена техника изготовления игрушек и рисования восковыми мелками, фломастерами и маркерами.
11 Педагог предлагает детям поиграть с пальчиками. Дети выполняют массаж пальцев «Рукавицы»:
Вяжет бабушка лисица
Всем внучатам рукавицы:
Для лисёнка Саши,
Для лисёнка Маши,
Для лисёнка Коли,
Для лисёнка Оли.
А маленькие рукавички
Для Наташеньки – лисички.
В рукавичках- да-да-да
Не замёрзнем никогда.
Что нам вьюга да метель?
Хочешь, Мишенька, примерь!
Обучение самомассажу рук.
12 Педагог проводит заключительную беседу «Что мы знаем о театре?», затем читает ститхотворение:
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра. Дети отвечают на вопросы: Что такое театр?
Какие виды театра знаете?
Для чего люди ходят в театр? Закреплены знания о театре.
.


Приложенные файлы

Ребята, когда, я утром пришла в группу, то обнаружила, что что-то изменилось.

А вы заметили? (Сундук стоит не на обычном месте )

Хотите посмотреть, что лежит в сундуке сегодня?

К сундуку вы подойдите, что хотите в нём возьмите.

Дети открывают сундук и берут вещи из сундука.

Ребята, расскажите по очереди о своих находках в сундуке. Расскажите, как называется ваш предмет, опишите его и расскажите кому и для чего он нужен.

Дети описывают свои находки. При затруднениях привлекаю других детей или рассказываю сама.

Молодцы, вы правильно, рассказали о своих находках. А кто из вас может объяснить, что такое:

Сцена

Занавес

Зрительный зал

Гардероб

Режиссёр

Буфет

Зритель

Актёр

Дирижёр…

Дети объясняют значения слов.

Кто из вас догадался, о чём мы сегодня говорим? (О театре)

Выложите из букв на магнитной доске слово «театр» из букв, которые спрятаны в этой театральной сумочке.

Дети выкладывают слово «ТЕАТР»

Давайте прочтём слово на доске.

Дети читают, если есть ошибки, исправляют.

А теперь, в кружок вставайте,

Предлагаю поиграть,

И профессии назвать!

Игра с мячом «Кто работает в театре»

Воспитатель задаёт вопрос и кидает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч воспитателю.

Кто главный в театре?

Кто играет в спектаклях?

Кто играет на скрипке?

Кто отвечает за световые эффекты?

Кто работает в буфете?

Кто руководит оркестром?

Кто гримирует артистов?

Кто отвечает за костюмы для артистов?

Кто проверяет билеты?

Кто работает в гардеробе? и т.д.

Присаживайтесь, ребята на диванчик и кресла.

Дети садятся.

Составьте предложения по картинкам, которые я вам буду показывать:

Балерина танцует.

Сколько слов в предложении?

Назовите первое слово.

Назовите второе слово.

Аналогично разбираются предложения:

Скрипач играет на скрипке.

Пианист играет на рояле.

Дрессировщик дрессирует животных.

Я для вас сегодня приготовила сюрприз! Приглашаю всех в кинотеатр «Дружных ребят». Когда проходишь в зрительный зал, что нужно предъявить контролёру? (Билеты)

Вот ваши билеты, на каждом билете написан ряд и место. Прошу всех занять места в зрительном зале, согласно билетам.

Дети подходят к компьютеру и занимают свои места.

Кто из вас назовёт столицу нашей Родины?

Какой город называют культурной столицей России? Почему?

Да, Санкт-Петербург, один из самых красивейших городов мира, в нашем городе много памятников, музеев, театров…. И сейчас я вас познакомлю с детскими театрами Санкт-Петербурга.

Просмотр презентации.

Во время просмотра, уточняю у детей, кто был в данном театре и какой спектакль там смотрел.

Акцентирую внимание детей на том, что есть разные виды театров: драматический, кукольный, музыкальный…

Детские спектакли ставят и во взрослых театрах, но с ними мы познакомимся в следующий раз.

Сказочные существа встречаются не только в театрах, но и на улицах и набережных нашего города. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Сказочные существа» (М.Сидоровой)

Много интересного в Петербурге есть:

Кони, львы, музеи…и мостов не счесть.

Сказочные существа у Невы лежат,

Тайну целых триста лет бережно хранят.

Хотите поиграть в игру «Сфинкс»?

Посчитаемся, кто будет Сфинксом. Предлагаю вам вспомнить считалку «У Литейного моста».

Считалка.

У Литейного моста,

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко,

Съела его кошка,

Помогали два кота,

Вот и нет теперь кита,

А не веришь другу-

Выходи из круга.

Игра со Сфинксом. (М.Сидорова)

Дети встают в круг, в центре – ребёнок, изображающий Сфинкса (на голове – шапочка-маска)

Дети идут в хороводе вокруг Сфинкса и говорят слова:

Что ты, Сфинкс, лежишь, молчишь,

Так загадочно глядишь?

Лучше с нами в круг вставай

Да немножко поиграй.

Сфинкс встаёт и говорит:

Вы хотите поиграть?

Вас я буду догонять.

А тому, кого поймаю,

Я загадку загадаю.

Загадку нужно загадать о театре.

(Цель: уточнить полученные знания в общении между детьми)

Сфинкс догоняет детей, пойманному ребёнку задаёт вопрос о театре. Если пойманный ребёнок правильно ответил на вопрос, то он становится Сфинксом и игра продолжается.

Игра проводится 3-4 раза.

Молодцы, ребята, хорошо отвечали на вопросы Сфинкса и побегали немножко. Теперь предлагаю вам немножко отдохнуть. Присаживайтесь на диванчик и кресла в книжном уголке.

Дети садятся.

На последних слайдах вы видели цирк, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение С.Я.Маршака «Цирк». Это стихотворение для вас читает настоящий артист Олег Басилашвили.

Прослушивание аудиокассеты.

Понравилось вам стихотворение?

Вспомните, пожалуйста, о каких артистах цирка рассказывается в этом стихотворении.

Ответы детей

Посмотрите, на полочке стоят книги со стихотворением С.Маршака «Цирк», догадайтесь, в какой из этих книг рисунки В.Лебедева?

Можно подойти поближе и посмотреть книги.

Дети выбирают книгу.

- Молодцы, догадались правильно. Знаете ли вы, кто рисует афиши в театре?

(Художник-оформитель )

Предлагаю поиграть ещё в одну игру: садитесь все в кружок на ковре. Игра называется «Скажи правильно со словами «два» и «пять». Говорить будет только тот, кому дам табличку с цифрой «2» или «5»

Художник-оформитель.

(-Два художника-оформителя.

Пять художников-оформителей.) и т.д.

А теперь мы с вами проверим, что же вы запомнили о театрах. Подходите к столам и выполните задания на рабочих листах.

Что такое театр? (Здание, в котором идут театральные представления)

Какие виды театров вы теперь знаете? (ответы с помощью рабочего листа)

- Какие детские театры есть в нашем городе?

Зачем люди ходят в театр?

Ребята, а у меня для вас есть сюрприз из буфета. Угощайтесь, пожалуйста.

Дети угощаются конфетами.

«Весь мир - театр, а люди в нем - актеры» , - говорит классика. На любого из нас театр оказывает определенное влияние, прямо или опосредованно. Даже если человек не посещает театр, он - так или иначе - имеет к нему отношение. И в каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.

Познание жизни через эмоции

Уникальный период жизни человека - детство, время формирования личности. Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу. Нашим детям предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения. А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности.

И зритель, и актер

У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая... Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это происходит через образы, краски, звуки, действие. Ребенок в театре либо зритель, либо актер. Эти на первый взгляд принципиально разные позиции на практике взаимосвязаны и переплетены. Ребенок никогда не остается равнодушным к происходящему на сцене. Его непосредственная реакция на увиденное и услышанное проявляется в желании помочь полюбившемуся персонажу, поддержать его, уберечь от надвигающейся опасности. Очень часто мы наблюдаем, как дети начинают во весь голос подсказывать артистам, что не нужно доверять лгуну. Они огорчаются, когда обман все-таки совершается, и искренне радуются, счастливому разрешению коллизии, и таким образом тоже становятся действующими лицами в спектакле. Дети - лучшие зрители, так как не прячут своих эмоций. Режиссеры детских театров, как правило, хорошие педагоги. Они, создавая спектакли, умело и сознательно используют подобную особенность детской психологии, делая зрителя соучастником представления. Уникальным в этом смысле является искусство кукольных театров, где куклы играют для детей, а дети общаются с куклами. Это самая тесная взаимосвязь, ибо игрушка и ребенок неразделимы. Кукольный театр для многих детей становится первым театром в жизни.

Мнение профессионала

Елена Османова, актриса и завлит Нижегородского Театра кукол, педагог театрального училища им. Е.Евстигнеева:

"Наш театр - это мир, населенный куклами. Дети верят в то, что происходит на сцене, они воспринимают кукол живыми существами, с которыми можно поспорить, помочь положительному персонажу и прогнать злодея. Театр учит детей сопереживанию, активному участию, и это самое ценное. Взрослые тоже входят в мир детства и через кукол пытаются реализовать свои эмоции, переживания. Они по-другому воспринимают своих детей, заново открывая их.

Театр для детей - источник познания, способ взаимодействия. Замкнутые дети сначала общаются с куклами, а потом начинают общаться с другими детьми. В зале образуется некое общество единомышленников. Театр - добрый, мудрый помощник, помогающий найти ответы на вопросы, уладить какие-то свои проблемы, разрешить внутренние конфликты. Дети через призму театра познают окружающий мир. Здесь же просматривается момент самовоспитания, когда ребенок говорит себе: «Так я делать не буду»! Юный зритель остается один на один с тем, что происходит на сцене. На него никто не давит, он сам делает выбор, и всегда правильный. Театр - идеальная модель мира, где добро всегда побеждает зло. Он рождает в ребенке убеждение, что со злом нужно и можно бороться. Через игру воспитание более продуктивно, ярче конфликт, нет размытых граней.

На ранних этапах важно донести до ребенка как выглядит добро, и где прячется зло, под какими масками оно может скрываться. Дети учатся различать тона и полутона в отношениях, распознать красивую куклу, в которую спрятался злодей. Они все очень остро чувствуют, слышат, видят. Этим определяется главная задача театра - вызвать отклик в детской душе, научить сопереживанию. Театр - большая эмоциональная школа".

Воспитание доброты

Есть в театральном искусстве что-то магическое, дарящее особую атмосферу радости, счастья. Каждый из нас, уже став взрослым, с долей сентиментальности вспоминает первое посещение театра (скорее всего, это был театр кукол или новогоднее представление); первую роль в детсадовской постановке (какую-нибудь «Муху-Цокотуху»); своего любимого цветастого Петрушку, которого надеваешь на руку, и он оживает. Все это так трогательно и незабываемо. Столько в этом теплоты и ностальгии по ушедшему счастливому беззаботному детству… И хочется совершить что-то доброе, подарить людям любовь, сделать кого-то счастливее. Это ли не чудо! Это ли не волшебная сила искусства! Театр для детей становится, прежде всего, источником позитивных эмоций, он воспитывает добрых, честных, духовных и душевных, красивых и неравнодушных людей.

Особенно впечатлительны дошкольники. Они легко поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Замечено, что ребенок глубже понимает сюжет той же сказки при просмотре спектакля, нежели при прочтении книги.

Ваш ребенок - великий артист

Говорить о роли театра в жизни ребенка можно бесконечно долго, но, как говорится в известной поговорке: «Меньше слов, больше дела». Поэтому, уважаемые родители, собирайтесь, наряжайтесь, берите детей и идите в театр. Записывайте своих драгоценных чад в театральные студии и кружки. Вы никогда об этом не пожалеете. В крайнем случае, ваш ребенок станет великим артистом.

Марина Князева


Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральная азбука»

Цель : расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.

Оборудование : иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей, дидактическая игра «Театральные профессии», муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, атрибуты к игре «Парикмахерская».

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое театр, что значит «театральное искусство», люди каких профессий работают в театре? (ответы детей).

Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.

Хотите отправиться на экскурсию по театру? (Выставляются иллюстрации разных зданий театров).

Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат – театральная афиша , на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля). Давайте зайдем в этот красивый дом. Куда мы с вами попали? Смотрите, мы видим небольшое окошечко, на котором написано «Театральная касса».

Ты к окошку подойди,

Ему деньги протяни.

И окошечко в ответ

Отдает тебе билет.

Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер . Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик . Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.

Вам интересно узнать, о чем будет сегодняшний спектакль, какие актеры в нем будут играть? Тогда нам с вами просто необходимо приобрести у театрального служащего, капельдинера, театральную программку Смотрите, в ней указаны действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актеров, которые исполняют роли этих героев. Также в программке может быть краткое описание действия спектакля.

Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра. Оглянитесь повнимательнее, нравится он вам? Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей). Эта люстра очень большая, так как огромен и сам зрительный зал. Когда начнется спектакль, эта люстра погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты. Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.

Давайте займем наши места в зрительном зале. Как это сделать? (Посмотреть, что указано в билете). Место, на котором следует сидеть, указано в театральном билете. Партер – первые, нижние ряды, амфитеатр – верхние, задние. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.

Давайте рассмотрим наш зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.

Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей). Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.

Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии)

Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов.

Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором.

(Воспитатель показывает детям для примера бутафорские вещи: муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы и др.).

Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.

Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется "костюмер".

Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актера до неузнаваемости.

Выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что происходит на сцене – режиссер.

Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.

Человек, который следит за ходом спектакля, игрой актеров, и может в случае необходимости подсказать слова роли актерам – суфлер.

Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов, называется дирижер.

Проводится дидактическая игра «Театральные профессии»

Наш спектакль сегодня идет на сцене первый раз, поэтому сегодня – премьера этого спектакля. Итак, первое действие (часть) спектакля началось.

(Детям предлагается рассмотреть иллюстрации любого детского спектакля или посмотреть видео).

Не устали, нравится наш спектакль? Актеры играют замечательно! А как вы думаете, им надо отдохнуть, подготовиться к продолжению спектакля?

(Ответы детей).

Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.

(Дети рассматривают фотографии артистов пермских театров и отрывки из спектаклей, в которых они играли).

Вот наш спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.

Воспитатель: Много интересного мы узнали сегодня о театре. Но есть в нем особое место, которое называется таинственным словом «закулисье» - то, что находится за сценой. Сегодня нам разрешили с вами побывать и там. Здесь можно много найти интересного. Этого пространства зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Давайте познакомимся с помещениями «закулисного царства».

(Воспитатель перечисляет эти помещения и объясняет их предназначение: мастерская декоратора и бутафора, костюмерная, гримуборная актеров).

Воспитатель: давайте мы с вами зайдем в одно из этих помещений. Смотрите, столик! На нем зеркало, краски, пудра, грим, парики? Что это за помещение? (Ответы детей) . Правильно, это гримуборная актеров. Давайте сейчас с вами поиграем в актеров и гримеров, сделаем из девочек принцесс, а из мальчиков – дедушек.

(Дети распределяют между собой роли гримеров и актеров и на глазах у всех начинаются перевоплощения )

Затем дети «возвращаются» обратно в детский сад.

Подведение итогов:

Воспитатель: Что нового узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т.д.

«Здравствуй, театр!»

Ознакомительная беседа с детьми в области театрального искусства. Знакомство с культурным наследием родного края.

Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка. Знакомить с видами театров: (драматический, кукольный). Театральной терминологией (Сцена, театральный занавес, зрительный зал, костюмерная, аплодисменты …). Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки,экран,ширма с декорациями.

Ход беседы.

Дорогие ребята, приглашаю Вас в путешествие. Но наше путешествие не совсем обычное. Приглашаю Вас окунуться в мир театра.

Но что же такое Театр?

Театр – одно из древнейших искусств в мире. Театр разнообразен и разнолик и вбирает в себя множество элементов, как никакое другое искусство. И в наши дни нас восхищают своей грандиозной архитектурой и масштабами древнеримские и древнегреческие театры, пленяя своей магической притягательностью. (слайд2)

Скажите, какие театры бывают?

Ответ детей: Кукольный, драматический, театр оперы и балета.

Правильно, молодцы.

Театр может быть оперным или драматическим, кукольным или театром пантомимы, разнообразие которых объединяет искусство человека – актера.

Искусство театра носит коллективный характер, объединяющий работу актеров, драматургов, костюмеров и различных работников сцены. С ХХ века театр стали называть режиссерским, т.к. появление режиссера в театре способствовало организации спектакля как единого целого. (слайд3)

Сегодня я приглашаю Вас в Астраханский государственный театр юного зрителя.

А сейчас вы закроете глаза, и произойдет чудо! (звучит музыка, дети открывают глаза.)

Звучит музыкальный эффект.

Открываем глаза…

Идёт показ иллюстраций внутри театра.

Что вы видите на экране?

(слайд 4-5)Астраханского театра юного зрителя.

Первый спектакль в Астраханском театре юного зрителя состоялся 11 марта 1933 года . Это был спектакль «Путь далёкий» по пьесе Н. Я. Шестакова . Тогда у театра ещё не было своего здания и представление прошло на сцене Клуба работников торговли по ул. Белогородской (ныне ул. Ленина). Труппа театра на тот момент была непрофессиональной, она состояла из участников художественной самодеятельности и работников радиокомитета.

Спустя год труппа театра была пополнена профессиональными актёрами, художественным руководителем театра юного зрителя стала М. Д. Любимова. Тогда же ТЮЗу было предоставлено помещение по улице Чалабяна, 16.

19 сентября 1934 года спектаклем по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор » открылся первый сезон уже профессионального театра для детей.

Приглашаю Вас в фойе театра(слайд6).

Фойе-помещение в театре, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, а также для отдыха публики во время антракта. В каждом театре имеются: Сцена, зрительный зал, балкон, занавес, кулисы, декорации на сцене, актёры на сцене, куклы на сцене, гримёрная, костюмерная.

- (слайд7-8) Театральный занавес - элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный ближе всего к зрителям, по границе зеркала сцены.
Как правило, занавес открывается в начале представления, и закрывается в антракте и в конце представления.

(слайд9-11) - Сце́на - часть театра, подмостки, место основного театрального действия. В древнегреческом театре изначально представляла собой шатёр, в котором готовились к выступлению актёры. Современный театр обычно использует сцену закрытого типа, которую называют сценой-коробкой . Главным признаком её является наличие замкнутого пространства, отделённого от зрительного зала стеной.

(слайд12-14)- Декорация - всякое художественное украшение предмета или помещения. . Декорация здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотой. Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра , имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи , либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации - завеса и кулисы.

(слайд15-17) Зрительный зал - в театре - помещение для зрителей, соединенное со сценой портальным отверстием.

Амфитеатр - в театре - места в зрительном зале, расположенные поднимающимися уступами за партером.

Бельэтаж - в зрительном зале театра - ярус театральных лож выше бенуара и амфитеатра.

Галерка - устаревшее - верхний ярус театра с самыми дешевыми зрительскими местами.

Балкон - в театре - места для публики, расположенные в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала против сцены. В некоторых театрах балконы расположены также по боковым сторонам зала. Ложа - в зрительном зале театра - группа мест, выделенных перегородками или барьерами в виде небольших помещений. Партер - в театральном здании - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. В современном партере места для зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются поперечными и продольными проходами, ведущими к выходам из зрительного зала. Для лучшей видимости пол паркета обычно повышается от сцены к задним рядам.

(слайд 18-22) - Костюмерная –помещение, где разрабатывают одежду для всех артистов и всех эпизодов в соответствии с художественным замыслом.
Костюмер - обеспечивает рабочее состояние всех костюмов при любых условиях съёмки.. Костю́м - может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде , отражающий социальную , национальную , региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров на картине, статуе, в поэме или пьесе, соответствующее времени, месту или другим обстоятельствам. Ещё одно возможное значение обозначает определённый стиль одежды , в которой человек мог бы изобразить несвойственную ему роль, например, маскарадный костюм или актёрские костюмы.

Наиболее часто люди могут видеть костюмы на актёрах в театре. В сочетании с другими деталями костюм помогает актёру создать образ персонажа.

Наше путешествие по театру подходит к завершению.

Во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре?

Звучит стихотворение, дети договаривают слова-определения.

Поставит танцы балетмейстер,

В оркестре на подбор таланты,

Что дирижер, что музыканты.

Еще, конечно, режиссер,

Художник, бутафор, гример;

Покажет вам, где что лежит,

Ответственный за реквизит.

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны.

Но все же, как тут ни крутись,

А главный человекартист .

Хотите стать актёрами?

Ответы детей: Хотим.

Чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего уметь.

Что должен уметь делать актёр?

Ответы детей: Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.

Сегодня мы с вами станем настоящими актёрами. Отправимся в драматический театр. И войдём в тайную дверь, куда входят не зрители, а только актёры и служащие театра.

Дети под музыку подходят к ширме, имитируют,

как- будто входят в служебную дверь.

Представим, что здесь рабочее место актёров.

А знаете, с чего начинается профессия актёра?

Ответы детей: С дыхания.

Конечно с правильного дыхания. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.

Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину, положите руку на живот.

Дыхательная гимнастика

Греем ладошки, свечка (1,2,5), шарик.

Звукоподражание (дыхание+чистота звуков)

«Дворники у машины» -щ-щ-щ.

«Комар» -з-з-з ищем комара, нашли, прихлопнули.

«Муха» –ж-ж-ж.

Будем мы сейчас играть - вежливые слова называть.

(Дети инсценируют стихотворение «Вежливые слова» С. Коротковой.)

Что бы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б ни встретил-

Это знают дети.

Скажешь» здравствуй» - и в ответ

Прозвучит: « Привет, привет!»

Здравствуйте, ладошки! (Дети два раза хлопают.)

Здравствуйте, сапожки! (Два раза топают .)

Здравствуйте, лягушки! (Произносят: ква-ква.)

Здравствуйте, кукушки! (Произносят: ку-ку

Здравствуй, шустрый ветерок! (Дети дуют.)

Здравствуй, сонная ворона! (Произносят: кар-кар.)

Поезд длинный у перрона! (Произносят: ту- ту.)

Добрый день ручным часам (произносят: тик-так),

Здравствуй, бурная река! (Булькают языком.)

В синем небе облака! (Тихо поют высоким звуком, изображая руками облака.)

Наше занятие подошло к концу, надеюсь, что оно вам очень понравилось. Спасибо вам.