Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам. В гостях у сказки Конспект занятия по развитию речи в средней группе
«В стране сказок»
Программное содержание : Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Демонстрационный материал: Пано для составления сказки «Заюшкина избушка, карточки для словообразования с нарисованными частями тела животных, дидактическое пособие - кубик со сказками, макет телевизора, элементы костюма сказочницы, куклы театра на косынке и куклы театра на верёвках.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дети а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?
Дети: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.
Воспитатель: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется «Здравствуйте» (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем)
Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)
Воспитатель: Здравствуйте ладошки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
Воспитатель: Здравствуйте щёчки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
Воспитатель: Здравствуйте губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? Какие волшебные предметы вы хотели бы иметь? (сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная дудочка).
Для чего они вам? Хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся отгадать поможет загадка.
Загадка:
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)
Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок. 1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма: кокошник и сказочный сарафан-фартук)
Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Вот и сегодня мы встретимся с разными добрыми сказками. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки, может быть, вы поможете мне их расколдовать?
Дети: Да, поможем.
Вот первое задание: Это мой кубик со сказками, если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда узнаете, какие сказки прячутся в этом кубике.
Первая сказка прячется под цифрой 1, слушайте мой вопрос: В какой сказке «сидит девочка в корзинке, у кого-то за спиной» (Маша и медведь) или
Вторая сказка под цифрой 2
Отгадайте сказку по загадке:
«Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Следующая сказка под цифрой 3
Надо узнать из какой сказки этот отрывок (любой отрывок из сказки Гуси-лебеди)
Ну молодцы.
А остальные сказки вы отгадаете, если развяжите узелки сказочного клубочка. Надо отгадать какие сказки свернулись в клубок:
«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла, яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
Спасибо помогли вы мне расколдовать мой сказочный клубок. Но это ещё не всё. Есть у меня волшебный телевизор, который показывает разные сказки, но и его сломал злой колдун, изображение пропало, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки.
Работа с карточками (словообразование):
Гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.
Так какая же сказка заколдована в моём телевизоре?
Дети: «Заюшкина избушка».
А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая)
Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка? Дети: У зайчика была лубяная избушка.
А, что значит лубяная? (деревянная)
А у лисы какая избушка?
А, что случилось с зайчиком в этой сказке?
(лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)
А кто помог зайке в его беде?
(собака, медведь и петушок)
Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам)
Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? (петушок)
А какие слова он говорил? (несу косу на плечи, хочу лису посечи)
А теперь давайте с вами поиграем
Пальчиковая игра в парах «Заюшкина избушка»
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).
Ну, молодцы вот мы и вспомнили немножко эту сказку. А теперь хотите её увидеть и сами показать? Есть у меня куклы и вы сейчас будете артистами, а кто-то из вас будет зрителем (по желанию детей). Дети-артисты выбирают по желанию кукол на косынке, кукол на верёвках из театра)
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Сказочница:
Артистами ребята побывали,
И сказку вы, ребята, показали.
Артисты, зрители-все были хороши
Похлопаем друг другу от души!
Спасибо вам ребята, у вас очень интересно.
Вы все такие молодцы, спасибо, что оживили моих сказочных героев, помогли расколдовать злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и подарить вам вот эти книжки самоделки с разными куклами для настольного театра. Ещё хочу наградить вас медалями за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать все мои сказки, большое вам спасибо. Ну а теперь вам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр самолёт и он отвезёт вас куда вы пожелаете.
1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы)
Воспитатель - вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами обратно оказались в нашей группе.
Программное содержание:
1. Связная речь:
- Учить детей сочинять нелепицы про козла и лису;
- Помочь придумать другую концовку к сказке “Лиса и козел”, используя условные заместители для обозначения персонажей;
- Знакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);
- Учит озаглавливать, выделяя смысл каждой части;
- Знакомить с жанровой особенностью сказок: приемом тройственности;
- Развивать умение брать на себя роль придуманных персонажей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц.
2. Грамматика:
- Знакомить с термином “предложение”;
- Упражнять в построение предложения, замене слов в предложении.
3. Словарь:
- Учить подбирать образные выражения к придуманным героям (зайцу, мышке);
- Подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, браниться).
4. Звуковая культура речи:
- Добиваться четкого произношения слов, включая звук (з), в скороговорки
про козла
(Девочка везла на возу козленка, козла и козу); - Упражнять в произнесении скороговорки в медленном и быстром темпе;
5. Развивать воображение, мышление и творческую активность. Воспитывать интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к народным сказкам, красоте родного языка.
Словарная работа: горюет; зазеваться; бранится; зачин; середина; концовка; сказочники; норушка; попрыгайчик; зайчик – побегайчик; длиннохвостый; короткохвостый; небылица; предложение; слово; звук.
Предшествующая работа воспитателя:
- Разработка и составление конспекта.
- Подбор художественного слова (р.н.с. “Лиса и козел”); скороговорка; стихотворение “В мире много сказок”
- Музыкальный материал к зтюдам психогимнастики на выражении отдельных эмоциональных состояний.
- Подбор музыкальных произведений:
- Изучение литературы:
- Бородич А.М “Методика развития речи детей”.
- Ворошина “Обучение творческому рассказыванию” / Д/В № 2 1991 г.
- Васильева М.А “Программа воспитания и обучения в детском саду”.
- Вераксы Н.Е “От рождения до школы”.
- Габова Р.И “Методика обучению пересказа детей старшего дошкольного возраста”.
- Короткова Э.П.“Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию”.
- Леушина А.М “Развитие связной речи у дошкольников”.
- “Развитие речи детей дошкольного возраста”/ Под. ред. Ф.А.Сохина.
- Смольникова Н.Г. “Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников”.
- Селиверстов В.И “Речевые игры детей дошкольников”.
- Ушакова О.С.“Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду”.
- Ушаковой О.С. “Занятия по развитию речи в детском саду”.
- Ушаковой О.С. “Развитие речи и творчества дошкольников”
- “Хрестоматия для дошкольников”. / Под ред.Л.М Гурович; Л.Б Береговая.
- Чисякова М.И “Психогимнастика”.
- Шорохова О.А. “Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста”.
- Эльконин Д.Б. “Развитие речи дошкольного возраста”.
Предварительная работа с детьми:
- Чтение и пересказ р.н.с. “Лиса и козел” с использованием условных заместителей персонажей сказки.
- Проведение игры-драматизации р.н.с. “Лиса и козел”
- Проведение пантомимических этюдов по содержанию литературного текста.
- Проведение дидактических игр “История в картинках”, “Длинная история”, “Что сначала, что потом”, “Составь рассказ по картинке”, “Сложи и расскажи”, “Знаешь ли ты сказку?”, “Занимательное путешествие”, “Речевые кубы”
- Дыхательная гимнастика “Дровосеки”, “Пильщики”, “Петушок”, “Насосы”, “Дифференцированный носовой и ротовой выдох”.
- Артикуляционная гимнастика “В гостях у бабушки с дедушкой”.
- Проведение речевых игр “Исправь ошибку”, “Живые слова”, “Это правда или нет”, “Когда это бывает”, “Наоборот”, “Игра в художники”, “Подбери картинку к выражению”, “Распутай небылицу”, “Фантазеры”, “Опиши предмет”, “Скажи точнее”, “Кто больше увидит”, “Рассказ Незнайки”.
- Индивидуальная работа:
продолжать работу по развитию связной монологической речи старших дошкольников, охватывая разные стороны речевого развития:
1. Связная речь: построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок, придумывание небылиц.
2. Словарь: уделять особое внимание правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
Осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности.
3. Грамматика: конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания.
4. Звуковая культура речи: выразительное интонирование, четкая артикуляция.
Индивидуальная работа на занятии: подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению сказки; добиваться правильных и полных ответов; обратить внимание па правильное произнесение окончаний в словах; добиваться при рассказывании сказки выразительного исполнения диалогов действующих лиц; использовании разных типов предложений; добиваться отчетливого произнесения скороговорки в разном темпе.
Структура занятия:
1. Сюрпризный момент “Встреча со сказочницой” (30 с.).
2. Дыхательная гимнастика (1 мин.).
3. Полет на ковре самолете. Художественное слово (стихотворение “В мире много
сказок”). (1,5 мин.)
4. Беседа и составление схемы сказки (4мин.).
5. Придумывание концовки сказки (5 мин.).
6. Психогимнастика “Пантомимические этюды” (2 мин.).
7. Придумывание небылиц про героев сказки. Игра “Замени слово” (5 мин.).
8. Произнесение скороговорки в разном темпе.(2 мин.).
9. Прощание со сказкой. Подведение итогов. (1 мин.).
10. Прощание с детьми. Полет на ковре-самолете (30 с.).
Оборудование:
- Модели животных – 2шт. (лиса, козел).
- Модель колодца – 1шт.
- Модели елок, дерева – 3шт.
- Модели пеньков – 2шт.
- Фланелеграф.
- Мольберт.
- Схемы упражнений на дыхание – 2 шт.
- Схемы медленного и быстрого темпа – 2 шт.
- Схемы колодца – 3 шт.
- Фигуры-заместители персонажей сказки – 6 шт.
- Ковер-самолет.
- Костюм сказочницы Василисы.
- Магнитофон.
Организация детей:
(Дети заходят в музыкальный зал.)
(Воспитатель, нарядившись сказочницей, встречает детей у дверей).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сказочница Василиса из волшебной страны сказок. Рада приветствовать вас мои юные друзья! А вы любите сказки? (Ответы детей.) Тогда я приглашаю вас в сказочное путешествие на ковре-самолете. Нужно подготовиться к полету, выполним упражнения на дыхание.
(Воспитатель на мольберте показывает схемы упражнений.)
Воспитатель:
Упражнения выполняем по три раза.
Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.
Затем глубокий вдох носом и выдох носом.
Воспитатель: Перед вами ковер-самолет, садитесь на него и полетим.
(Дети садятся на ковер.)
Воспитатель: Вот теперь все готовы! Отправляемся в полет.
(Звучит спокойная мелодия.)
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться
Ваша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостю заходи.
Воспитатель: Вот мы и прилетели в сказочную страну. Проходите гости дорогие.
Посмотрите как красиво кругом!
(Подходим вместе с детьми к поляне, где видим изображение козла и лисы, которая выглядывает из колодца.)
Как вы, думаете в какую сказку мы попали с вами?
Дети: “Лиса и козел”.
Воспитатель: Молодцы, ребята сразу догадались, в какую сказку мы попали. О чем это сказка?
Дети: О хитрости и глупости. Лиса хитрая, козел глупый. Лиса его обманула, перехитрила.
Воспитатель: Чему учит эта сказка?
(Дети высказываются.)
Воспитатель: К этой сказке подходит пословица: “Век живи, век учись”.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, отдохните после полета.
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Какие слова в сказке вам больше всего понравились? /ответы детей/.
Воспитатель: Послушайте, какое интересное слово “горюет”. Как можно сказать по другому?
Дети: Печалится, грустит.
Воспитатель: Бранится…
Дети: Ругаться.
Воспитатель : На ворон зазеваться…
Дети: Быть невнимательным.
Воспитатель: Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Начало в сказке называется зачином. Какое название можно придумать к ее началу?
Дети: Лиса в колодце.
Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?
Дети: Глупый козел в колодце.
Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к концовке?
Дети: Спасение козла.
(Воспитатель предлагает фланелеграф, разделенный на три части, на каждой из них схематично изображен колодец.)
Воспитатель: Дима поставь необходимые в каждой части сказки фигурки-заместители, обозначающие героев сказки (лиса – оранжевый круг, козел – серый вытянутый треугольник, хозяин – черный прямоугольник).
Воспитатель: Ребята, кто придумывает сказки?
Дети: Сказочники.
Воспитатель: Давайте поиграем в сказочников, придумаем другую концовку сказки “Лиса и козел”,но так, чтобы козел встретился с другими героями: зайцем, мышкой и мальчиком Петей.
Воспитатель: Как в сказках называют зайчика?
Дети: Зайчик – побегайчик, попрыгайчик.
Воспитатель: Какой зайчик?
Дети: Серенький, длинноухий, короткохвостый.
(Воспитатель одновременно показывает фигуры-заместители новых персонажей:
мышка – серый маленький треугольник с волнистой чертой;
заяц – белый перевернутый треугольник; Петя – синий прямоугольник).
Воспитатель: Как в сказках называют мышку?
Дети: Норушка.
Воспитатель: Какими словами можно сказать про мышку, какая она?
Дети: Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком.
Воспитатель: Фигурки для новых героев сказки мы с вами подобрали
(Фигурки – заместители старых персонажей на фланелеграфе воспитатель убирает.)
Воспитатель: Вспомните, в сказках важные события всегда происходят трижды, только в третий раз герою везет. Так и будет в нашей сказке. Концовка должна быть веселой, интересной, короткой и законченной.
(Дети сочиняют, выкладывая на фланелеграфе фигурки – заместители. Заслушиваются 2–3 новых концовок сказки “Лиса и козел”.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, конец сказки у каждого получился веселым, забавным и интересным. Вы настоящие сказочники!
Воспитатель: Приглашаю вас на ковер-самолет немного отдохнуть и поиграть. Давайте, изобразим героев сказки.
(Звучит музыка.)
(Пантомимические этюды “Злость”, “Горе”, “Радость”, “Глупость”, “Хитрость”. Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.)
Воспитатель:
Персонаж сердиться: скрещены руки, нахмурены брови,
голову наклоняем вниз;
Радуется: улыбаемся, покачиваем головой, выполняем пружинку;
Горюет: подставляем ладошки к щекам, прикрываем глаза, вздергиваем брови под
углом, опускаем голову;
Глупый козел: сделайте удивленные, круглые глаза; перешагивание с ноги на ногу;
Хитрая лиса: прищуриваем глаза, делаем повороты туловищем.
Воспитатель: Поиграли, повеселились, садимся на стульчики. Ребята, что можно придумывать кроме сказок, рассказов.
Дети: Частушки, загадки, стихи, небылицы, путаницы, нелепицы.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличаются небылицы от сказки?
Дети: У сказки есть зачин, середина, концовка, а небылица состоит из одного предложения.
Воспитатель: Игра в сказочников продолжается. Давайте придумаем небылицы про героев сказки.
(Ответы детей.)
Сколько слов в предложении? Кто хочет быть словом?
(Вызываю по желанию детей, называя их по словам.)
Воспитатель: Ребята, как можно распутать нелепицу?
Дети: Надо заменить слова?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Замени слово”. Какие слова здесь можно заменить?
(Ребенок назвавший новое слово, меняется местами с другим ребенком.)
Воспитатель: Что получилось, какое предложение?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте придумаем другую нелепицу про лису. Как ее можно распутать? Какие слова можно заменить.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие сказочники! Столько интересных небылиц придумали. Понравилось вам придумывать небылицы?
Дети: Да!
Воспитатель: Послушайте скороговорку: “Девочка везла на возу козленка, козла и козу”. Какой звук чаще встречается в этой скороговорке?
Дети: (з).
Воспитатель: Произнесем скороговорку в быстром и медленном темпе. Внимательно смотрим на схемы.
(Воспитатель показывает схему с изображением самолета – дети произносят скороговорку в быстром темпе; воспитатель показывает схему с изображением черепахи – дети произносят ее медленно.)
Воспитатель: На этом наше путешествие по сказке закончилось. Понравилось ли вам игра в сказочников?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы все были прилежными учениками и справились со всеми заданиями. Придумали интересные, веселые концовки и сочинили забавные небылицы про героев сказки. Чтобы вы запомнили это путешествие, я хотела бы вам подарить одного из героев сказки – мышонка. Пусть эта частичка сказки сохранится у вас на долгую память.
(Воспитатель раздает мышат каждому ребенку.)
Воспитатель:
Пора возвращаться домой. Садитесь поудобнее на
ковер-самолет.
Мне очень понравилось с вами путешествовать.
Приятно было с вами пообщаться. Большое спасибо.
В добрый путь мои юные друзья. До свидания! До скорых встреч!
Цель и задачи:
— закрепить знания детей о русских народных сказках;
— формировать умение узнавать и называть их по отдельным эпизодам и героям;
— стимулировать интерес к игровым действиям, желание участвовать в сказке, отвечая с помощью простейших движений;
— пробудить к звукоподражанию, создать радостное настроение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание книг и иллюстраций.
Оборудование: книги сказок, иллюстрации к сказкам, кукольный театр, маски, шапочки, костюмы.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, вы любите русские народные сказки? Хотите путешествовать со мной в сказку.
По волшебной, по дорожке,
Приглашаю вас пройти.
Интересней приключенья,
Нам ребятки не найти.
Чтобы попасть в сказку мы должны отгадать загадки.
(На столе стоят три избушки, закрытые чем – то, после каждой отгадки открывают одну избушку).
1.
В темном лесу стоит избушка
Встала задом, наперед.
В этой избушке живет старушка
Дети: Бабушка Яга зовут.
2.
Носик круглый, пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Вместо туфелек — копытца
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи
Отгадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
Дети : три поросенка
3.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула, и три кружки,
Три кровати и три подушки.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети : Три Медведя.
Воспитатель : Ребята, где живут эти сказочные герои?
Дети: В лесу, в сказке, в книжке.
Воспитатель:
Мы попали в волшебный лес,
Где полна сказок и чудес!
(Медведь сидит на поляне и рычит — можно подготовить одного способного ребенка).
Медведь:
На поляне я сижу.
Во все стороны гляжу.
Обманула меня Маша,
Пирожки она испекла
Деду с бабкой отнес я.
Вдруг залаяли собаки-
Испугался, убежал
Заблудился я в пути.
Мою сказку как найти?
Воспитатель : Что же делать? Ребята, давайте отправимся в путешествие по сказкам и поможем Медведю найти свой дом.
Дидактическая игра « Узнай сказку» (Перед детьми выставляет книги со сказками)
Воспитатель: Каждый из вас берет знакомую сказку, в которых действует Медведь. (Дети показывают сказки: «Маша и Медведь»; «Три Медведя»; «Теремок» ; «Колобок»; и т. д. и коротко рассказывают содержание сказки).
Медведь:
Я очень рад, спасибо вам ребята, вы нашли мой дом.
(Слышится голос Машеньки)
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек.
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
( Выходит из короба Машенька)
Воспитатель: — Ребята, из какой сказки эта девочка?
Дети: Маша и Медведь.
Маша:
Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Медведь! Я обидела Медведя, но не со зла, так получилась, прости меня Медведь.
(Маша приглашает Медведя на танец)
Физкультминутка: «Танец с Машей и Медведем».
Мишка с Машкой бойко топают, бойко топают, посмотри,
И в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают раз, два, три.
Мишке весело. Мишке весело,
Вертит Мишка головой.
Машке весело, тоже весело
Ой, как весело ой! Ой! Ой! Ой!
Маша: Ребята, это блюда с пирожками вам в знак примирения.
Медведь: А я хочу подарить вам книгу сказок, будете ее читать и меня вспоминать.
Воспитатель: Спасибо! Мы обязательно всю книжку прочитаем. До свидания!(Медведь и Маша прощаются и уходят) .
Открывают книгу она с сюрпризом, там маски к сказке « Теремок». Воспитатель раздает детям маски, дети поочередно выстраиваются в ряд, инсценируют движение животных:
Мышка – я мышка норушка;
Лягушка — я лягушка квакушка;
Заяц — я зайчик побегайчик;
Лиса — я лисичка сестричка;
Волк – я волк, зубами щелк;
Медведь – я мишка косолапый!
Воспитатель:
— Из какой сказки эти звери?
Дети: « Теремок».
Воспитатель: Ребята вам понравилась путешествовать по сказкам.
Дети: Да.
Воспитатель : А теперь пора вернуться домой. Чтобы нам по дороге не было скучно, предлагаю спеть любимую « Песенку друзей» .
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
Связная речь:
- учить детей сочинять сказку по «модели-схеме сочинения сказок» ;
- последовательно и связно рассказывать придуманную сказку;
- учить придумывать название сказке.
Словарь:
- учить детей подбирать прилагательные к существительным (описание героев) ;
- закрепить умение использовать в речи образные выражения, свойственные для сказок.
Грамматика:
- упражнять детей в построении предложений;
Звуковая культура речи: учить передавать интонацией характерные особенности героев сказки.
2. Развивающие задачи:
- развивать умение детей работать с условными заместителями персонажей сказок.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству
- воспитывать желание коллективно сочинять сказку
- воспитывать умение слушать.
Материал: аудиозапись «Звуки леса» ; дерево и письмо на нем; указатель направления; цветы с лепестками (3шт.) ; книга сказок; ширма; задания, напечатанные на листах; модель-схема сочинения сказки; чистые листы А4 с рамками (для составления схемы сказки) ; условные заместители персонажей сказки; фломастеры; клей.
Методы и приемы: вопросы к детям, моделирование, побуждение к ответам, поощрение.
Предварительная работа: чтение сказок; знакомство с «моделью-схемой сочинения сказки» ; проведение упражнений, игр.
Ход занятия:
1. – Ребята, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Мы с вами отправимся в сказочный лес. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
«Тили-тили-тили-мес,
Открывайся сказочный лес!»
(произносим волшебные слова, открываем глаза, звучат «Звуки леса» - шум деревьев)
Дети, вот мы и в сказочном лесу. В нем все необычное и волшебное. Слышите, как шумят деревья?
Ребята, что это на дереве? (обращаю внимание детей на надпись на дереве) .
Кто-то что-то написал: «Срочно-срочно помогите
Книгу сказок отыщите!»
Жители леса.
Ребята, нужна наша помощь. Мы поможем жителям этого леса отыскать книгу?
2. - Смотрите, указатель направления дороги: налево пойдешь – пропадешь; направо пойдешь – в яму упадешь; прямо пойдешь – книгу сказок найдешь.
Куда нам ребята нужно идти? (прямо)
Тут какая-то записка: «Стоп! Шагать теперь постой!
Поляна цветов перед тобой!
В каждом цветке заколдовано животное
Отгадай его и опиши.
Один лепесток – одно описание.
Какое это животное ответишь –
Лепесток раскроется.
Если лепестки откроешь всех цветов,
То поляну ты пройдешь
И к книге сказок попадешь!»
(дети отгадывают заколдованых животных по цвету; у цветов по 5 лепестков; дети называют прилагательные по очереди, соответствующие этому животному) .
- Молодцы! Мы прошли с вами поляну к книге сказок. Но где же она? Здесь какая-то записка:
«Чтобы книгу сказок увидать
Нужно загадки отгадать,
Да не просто отгадать,
Но еще и показать!»
(дети отгадывают загадки и изображают животных)
Загадки:
«Что за зверь такой лесной,
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы.» (Заяц)
«Кто зимой холодной,
Бродит злой, голодный?» (Волк)
Молодцы! А вот и книга сказок! Хотите ее открыть? Тогда тихонечко садимся на стульчики (дети садятся на стульчики напротив доски) .
Открываем? (открываем книгу, в которой нет страниц)
Ребята, книга пустая. Кто-то вырвал все страницы. Что же делать? Как мы будем ее сказочным жителям отдавать?
Дети, мы же с вами можем сочинить сказку. Наша сказка будет жить в этой книге сказок. Попробуем?
Сочинять сказку нам поможет наша «модель-схема сочинения сказки» . Давайте вспомним и рассмотрим модель-схему сочинения сказки (читаем, рассматриваем модель-схему) .
Посмотрите на обложку книги. Про кого здесь были сказки?
Кто из этих героев будет главным героем в нашей сказке?
Какая из этих фигурок- заместителей похожа на него?
Опишите, как выглядел наш герой?
Какой он был по характеру?
Чем он любил заниматься?
Начинаем сказку. Как обычно начинаются сказки? (приклеиваю кружок, соответствующего цвета, в первую рамку)
О чем они говорили?
Смотрите на схему, что потом было? Куда они пошли? (в четвертой рамке – изображение героев и места)
Чем закончится наша сказка?
Молодцы, мы сочинили с вами сказку! Как мы ее назовем?
Для того чтобы наша сказка жила в книге сказок, нужно ее рассказать, в этом нам помогут наши схемы. Кто хочет рассказать сказку? (вызывается ребенок, который рассказывает сочиненную сказку по схемам)
- Молодцы, ребята! Жители этого леса обрадуются книге сказок и нашей сказке (листы со схемой сказки кладуться в книгу сказок) . Мы с вами сможем подарить сказочным жителям еще много сказок, которые сочиним позже. А сейчас нам пора. Пойдемте ребята, положим книгу около дерева. Мы возвращаемя в детский сад. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
«Сказочный лес двери закрывай
В детский сад нас отпускай!»
3. – Вот мы и в группе. Вам понравилось наше путешествие?
Что было для вас самое интересное?
Что было самое трудное?
Что – самое легкое?
Данное занятие может быть использовано для логопедической работы по формированию связной речи, по закреплению представления о весне, как о времени года детей подготовительной к школе группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
У детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается отставание в формировании навыков связной монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Основной задачей обучения детей связной речи, является, научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Формирование временных представлений является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальным свойством психики человека, играющим первостепенную роль в процессах биологического и социального взаимодействия с окружающим миром.
Предложенный конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата в закреплении представления о весне, как о времени года, формировании связной речи, творческих способностей детей построен в занимательной, игровой форме, с использованием дидактических игр и пособий. Это позволяет логопеду на занятии решать как можно больше поставленных перед ним задач, используя определенный объем лексического материала.
В конечном итоге все выполненные задания дают возможность решить основную речевую задачу - обучение составлению творческого рассказа, развивать умение самостоятельно выражать свои мысли, осознанно отражать в речи разнообразные связи и отношения между предметами и явлениями. Использование игровых приемов на логопедических занятиях позволяет сделать сложные задания эмоциональными, интересными и развивающими, обогащает словарь, совершенствует связную речь, воспитывает умение работать самостоятельно.
Для формирования навыка связного развернутого высказывания на занятии использован один из основных видов рассказывания с элементами творчества, это придумывание продолжения незавершенного рассказа - сказки с опорой на наглядный материал.
Придумывая рассказ - сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы, используя их не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то новое, свое. Самостоятельное составление последовательного связного рассказа активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей, создает возможность реализовать влияние художественного образа на развитие словесного творчества детей. Такие приемы закрепляют у детей и представления о весне, как о времени года, и помогают детям чувствовать логику изложения, и воображения.
Наглядный материал служит своеобразным вспомогательным средством, помогающим и направляющим процесс установления последовательности событий, причинно-следственные связи между ними, становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Тем не менее, составление продолжения рассказа - сказки предшествовала подготовительная работа. На предыдущем занятии логопед, обращал внимание детей на изменения, происходящие в природе, поведение птиц, задавал вопросы, помогающие обосновать определенную последовательность действий. Педагог побуждал детей к употреблению более точных и образных выражений, активизировал воображение детей, облегчая решение творческих задач. С помощью вопросов анализировалось содержание будущей сказки. На вечерних коррекционных занятиях, по заданию логопеда, чтение рассказов о весне, птицах, поведении животных, знакомство с пословицами, поговорками, стихами, отгадывание кроссвордов.
Коррекция связной речи должна вестись в совокупности со всеми разделами логопедической работы. Эту работу можно осуществлять через систему специальных игр и упражнений, так как эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам.
В целях закрепления знаний детей о весне на занятии использовалась игра «Отгадай слово» (по 1-м звукам названия каждой картинки отгадай задуманное слово), кроссворд, упражнения по распространению предложения с помощью вопросов, составление предложения из двух заданных слов (простые и сложные), из слов в нарушенной последовательности.
Игровая форма, веселые физкультминутки, постоянная смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего занятия.
Основным инструментом педагога на занятии остается наборное полотно и магнитная доска. Применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект.
Конспект занятия «Путешествие в весеннюю сказку»
Цель :
· Накапливать активный словарь.
· Развивать фонематический слух (восприятие неречевых звуков), чувство ритма.
· Развивать лексико-грамматический строй речи: учить согласованию прилагательных с существительными в роде ед.ч. Им.п.; учить составлять предложения по двум опорным словам; учить составлять распространенные предложения с помощью вопросов, составлять схему предложения.
· Развивать связную речь: обучение рассказыванию с элементами творчества (придумывание продолжения рассказа - сказки с опорой на наглядность).
· Развивать ориентировку в пространстве.
· Развивать мышление, внимание, воображение.
· Развивать графические навыки.
Оборудование:
· Макет солнца.
· Книга: К.Ушинский «Ласточка».
· Карточки-схемы признаков ВЕСНЫ
· Ребус (лампа, автобус, самолет, танк, остров, черепаха, кот, арбуз)
· Кроссворд (слово ВЕСНА)
· Схема слова, предложения.
· Тетрадь в клетку.
· Простой карандаш.
· Магниты, наборное полотно, магнитная доска.
Ход занятия.
1. Сообщение темы:
Логопед. Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, группа «Игрушечка», а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать.
(логопед открывает конверт и достает кроссворд, предлагает детям отгадать его)
Логопед: Кроссворд:
1. | С | К | В | О | Р | Е | Ц | ||||||
2. | П | О | Д | С | Н | Е | Ж | Н | И | К | |||
3. | Л | И | С | Т | О | Ч | К | И | |||||
4. | П | Р | О | Т | А | Л | И | Н | А | ||||
5. | М | А | Р | Т |
(Логопед загадывает детям загадки, затем ответы дети самостоятельно записывают в кроссворд и отгадывают слово в выделенных квадратиках)
Загадки:
Кто же нам прислал письмо?
Дети: Весна.
Логопед: Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие…. путешествие в весеннюю сказку! Что происходит в сказке? Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить предметы, животные, птицы… Я предлагаю вам сегодня стать настоящими сказочниками и сочинить свою, необыкновенную, неповторимую, самую добрую весеннюю сказку.
Ребята, посмотрите, к нам в гости кто-то пришел. Кто же это?
Дети: Это солнышко.
Логопед: У солнышка лучики не простые, а волшебные. Доброе, волшебное солнышко прикоснется к каждому из вас, и вы превратитесь в великих сказочников.
(Дети касаются рукой до лучей солнышка.)
2.Развиваем фонематический анализ, внимание, память.
Логопед: Сказка, начинается… Жила-была птица. А какая птица, отгадайте. (Дети отгадывают слово по первым звукам слов - картинок: лампа, автобус, самолет, танк, остров, черепаха, кот, арбуз: ЛАСТОЧКА)
Дети: Жила— была …ласточка.
3. Развиваем лексико-грамматический строй речи: согласование прилагательных с существительными в роде, употребление синонимов.
Логопед: (У педагога книга К.Ушинского «Ласточка», иллюстрация с изображением ласточки. Педагог начинает читать сказку…)
Ласточка очень любила летать на воле, но хозяйка очень редко выпускала ее. Ласточка с нетерпением ждала, когда же это произойдет. И вот пришла весна. Какая весна?
Дети: Теплая, солнечная, добрая, долгожданная, ласковая, радостная, веселая, звонкая, ранняя…
Логопед: О чем можно сказать «весенний»?
Дети: Ручей, дождь, день, сад, воздух.
Логопед: О чем можно сказать «весенняя»?
Дети: Погода, вода, лужа, капель, проталина.
Логопед: О чем можно сказать «весеннее»?
Дети: Небо, настроение, облако.
Логопед: Однажды хозяйка открыла форточку, и ласточка почувствовала весенний воздух. Какой еще был воздух?
Дети : Свежий, легкий, чистый, теплый, чудесный….
4. Обучаем составлению предложения из слов в нарушенной последовательности.
Логопед: А как вы думаете, что произошло с ласточкой дальше?
(Дети высказывают свои предположения)
Логопед: А чтобы узнать, что произошло с ласточкой, необходимо составить предложения из слов и подружить их.
Хотеть, на, ласточка, воля, лететь.
Дети: Ласточка хотела лететь на волю.
Логопед: Была, форточка, открыть.
Дети : Форточка была открыта.
Логопед: Не успела ласточка сесть на форточку, как вдруг что-то капнуло ей на головку.
5.Развиваем мышление (отгадывание загадки)
Логопед: Что увидела ласточка?
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели, и пахнет весной?
Дети: Сосулька.
Логопед: Посмотрела ласточка наверх и увидела сосульки. (Логопед переворачивает страницу книги). Ой, ребята, а слова все исчезли. Что же делать? Нужно придумать продолжение сказки. Что случилось дальше? Полетела ласточка радостная. Всю зиму она сидела в клетке. А тут весна… Что же она увидела? Что весной происходит?
6.Обучаем составлению распространенного предложения из заданных слов.
Логопед: День - ночь.
Дети: День становится длиннее, а ночь короче.
Логопед: Небо - весна.
Дети: Небо весной светлое, чистое, голубое.
Логопед: Снег - солнце.
Дети: Снег на солнце тает, темнеет.
Логопед: Деревья - почки.
Дети: На деревьях набухают почки.
Логопед: Снег - проталины.
Дети: Снег тает, появляются первые проталины.
Логопед: Люди - одежда.
Дети: Люди надевают легкую одежду.
Логопед: Ручей - поле.
Дети: В полях бегут веселые ручьи.
7. Развиваем чувство ритма, общую моторику.
Хлопай, хлопай, не зевай
И слова за мной повторяй.
Вот идет, идет весна.
Быстроногая она.
По лужайкам топ, топ.
И по лужам шлеп, шлеп.
(Дети отхлопывают, «протопывают» стихотворение. На каждую строчку четыре хлопка (притопа).
Логопед: Дети в детском саду умеют не только хлопать и топать, но и внимательно слушать. Ласточке это понравилось, и она пропела песенку:
1 11; 11 1; 1111; 111 1; 1 111….
(Дети повторяют ритм хлопками)
Логопед:
8. Обучаем составлению распространенного предложения с помощью вопросов, составлению схемы предложения.
Логопед: Как вы думаете, что больше всего запомнилось ласточке?
Дети: Ручей; теплое, ласковое солнышко; молодые листочки на деревьях; ясное, светлое небо; первые цветочки; зеленая травка…
Логопед: Составьте предложение со словом «ручей». Ручей что делает?
Дети: Бежит ручей.
Логопед: Сколько слов в предложении?
Дети: В предложении два слова.
Логопед: Назовите первое (второе) слово.
Дети: Бежит (ручей).
Логопед: Запишем это предложение в тетрадь с помощью схемы.
(Дети записывают в тетрадях простым карандашом. ____ ____.).
Логопед: Какой бежит ручей?
Дети: Веселый.
Логопед: Запишите это предложение.
Дети: _____ _____ _____. (Бежит веселый ручей.)
Логопед: Какой еще ручей? Когда бегут ручьи?
Дети: Звонкий. ____ ____ ____ ____. (Бежит веселый, звонкий ручей.) Весной.____ ____ ____ ____ ____. (Весной бежит веселый, звонкий ручей.)
Логопед: Вспомните и назовите, сколько было слов в предложении? (два) Сколько слов стало? (пять)
9.Развиваем ориентировку на листе бумаги, графические навыки.
Логопед: Пора возвращаться из сказки. А чтобы нам вернуться из сказки, необходимо проложить весенние дорожки.
Сверху вниз: 111
Из левого верхнего угла в правый нижний: \ \ \ \
Слева направо: ___ ___ ___ ___
(Дети выполняют задание в тетради в клетку).
10. Итог занятия:
Логопед: Что вам больше всего запомнилось?
Как вы думаете, почему сказка о весне?
А еще о ком (чем) эта сказка?
Вспомните и расскажите сказку еще раз.
Сказка. «ЛАСТОЧКА»
Жила— была ласточка. Ласточка очень любила летать на воле, но хозяйка очень редко выпускала ее. Ласточка с нетерпением ждала, когда же это произойдет. И вот пришла теплая, долгожданная весна. Однажды хозяйка открыла форточку, и ласточка почувствовала весенний свежий, чистый, теплый воздух. Ласточка хотела лететь на волю. Форточка была открыта. Не успела ласточка сесть на форточку, как вдруг что-то капнуло ей на головку.
Посмотрела ласточка наверх и увидела сосульки……..
Полетела ласточка радостная. Всю зиму она сидела в клетке. А тут весна…
Весной день становится длиннее, а ночь короче. Небо весной светлое, чистое. Снег на солнце тает, темнеет. На деревьях набухают почки. Появляются первые проталины. В полях бегут веселые ручьи.
Полетела ласточка дальше и увидела, как на участке детского сада дети играют в интересную игру «Хлопай, хлопай, не зевай». Дети в детском саду умеют не только хлопать и топать, но и внимательно слушать. Ласточке это понравилось, и она пропела песенку.
И тут ласточка вспомнила, что хозяйка, наверное, ее уже ищет, переживает…
Вернулась ласточка и рассказала хозяйке, что ей больше всего запомнилось.