Кто убил минотавра согласно греческой мифологии. Кто такой минотавр

Нет никаких серьезных оснований сомневаться в справедливости того мнения, что миф о победе Тесея над Минотавром и об освобождении им афинян от постыдной дани основана на исторических событиях. Минос, подобно Мелькарту, олицетворение солнца; он представитель финикийской культуры и со стороны мудрого законодательства, правосудия, технических искусств, и со стороны свирепых и чувственных религиозных обычаев. Миф говорит, что Минос убил мегарца Ниса и принудил афинян присылать юношей и девушек в дань ему, и что он отдавал этих юношей и девушек на пожирание (приносил в жертву) быку (олицетворение солнца) в Лабиринте. Мифологический Лабиринт был символ звездного неба с извилистыми линиями созвездий и орбит – ясно, что в основе этого сказания лежит предание о владычестве финикиян в Аттике . Маленький остров Миноа, ограждавший от морских волн мегарскую гавань Нисею и впоследствии соединенный мостом с берегом, был таким пунктом, на каких финикияне любили основывать свои поселения. Афинское предание говорило, что Порфирион – «делатель пурпура» – построил в Аттике храм Афродиты, то есть Ашеры-Астарты. – Марафонский бык, которого в мифе убил Тесей, происходил с Крита. Все это следы финикийского поселения и владычества.

Миф об Ариадне, жене Диониса, богине плодородной земли, в честь которой совершался на острове Наксосе праздник, начинавшийся печальными и кончавшийся радостными обрядами, вероятно также был символическим воспоминанием о вытеснении культа Ашеры-Астарты эллинскою культурою, центром которой в Кикладском архипелаге стал впоследствии культ Аполлона на острове Делосе. Согласно мифу, Тесей, возвращаясь с Крита, остановился у Делоса, совершил там первый танец победы у алтаря Аполлона и сломил себе ветвь священного оливкового дерева. Афиняне отправляли каждый год посольство в Делос совершать служение на этом месте. Для этого посольства был особый корабль старинной постройки, по выраженному в мифе народному мнению тот самый, на котором Тесей возвратился из Крита.

Бой Тесея с Минотавром. Рисунок на древнегреческой вазе

Миф о Тесее и Минотавре

Афиняне терпели в то время великое горе. Несколько лет тому назад пришел в Афины на праздник Андрогей, сын могучего критского царя Миноса, и на играх победил в единоборстве всех лучших бойцов города. Такой позор поразил афинян и более всех других царя Эгея. Решился Эгей извести победителя и послал его с этой целью на марафонского быка; расчет удался, и в битве с быком Андрогей пал мертвым. Весть о его смерти быстро дошла до Миноса, находившегося тогда на острове Паросе: он, по обету, приносил здесь богам жертвы. Критский царь снарядил сильный флот и сам отправился с ним к берегам Аттики, собираясь отомстить вероломным афинянам за смерть своего сына. Покорив союзную с Аттикой Мегару, он расположился станом под Афинами и держал город в осаде до тех пор, пока голод и болезни не заставили жителей сдаться. Тяжелой данью обложил тогда Минос афинян: через каждые восемь лет они должны были отсылать на Крит по семи юношей и по семи дев – те и другие обрекались на съедение Минотавру, страшному чудищу-людоеду, человекобыку. Минотавр был плодом неестественной любви, жены Миноса, Пасифаи к посланному Посейдоном на Крит быку. Согласно мифу, Пасифая обольщала этого быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё знаменитым мастером Дедалом Жил Минотавр в построенном Дедалом лабиринте – здании с бесчисленными и запутанными ходами. Лишь только несчастные жертвы приставали к берегам Крита, их тотчас же отводили в это здание, и здесь пожирало их чудовищный Минотавр.

Во время пребывания Тесея в Афинах прибыли туда послы Миноса и потребовали обычной дани; уже в третий раз приходилось афинянам платить эту дань. Город исполнился скорби и воплей. По установившемуся обычаю жертвы Минотавру выбирались по жребию. Убитые горем отцы, имевшие взрослых сыновей и дочерей, делали горькие упреки Эгею, говоря, что он, будучи виновником всего зла, один остается непричастен народному горю, один не несет наказания и вместе с сыном спокойно и безучастно смотрит на то, как у граждан отнимаются дети и отсылаются на лютую смерть. Услыхав эти упреки и ропот, Тесей решился добровольно ехать на Крит вместе с теми, которые будут указаны судьбой. Отец умолял и заклинал его остаться дома: тяжело было бы старику умереть бездетным после того, как судьба послала ему под старость счастье, которого он жаждал всю жизнь, – дала ему сына, наследника его имени и престола. Тесей не изменил, однако, своего решения. Он уверял, что у него хватит сил побороть Минотавра, что он не только освободит обреченных Минотавру жертв, но и избавит город от обязанности отбывать ужасную повинность: по договору, заключенному между афинянами и царем критским, они обязаны были платить эту дань только до тех пор, пока Минотавр будет жив. Эгей уступил, и Тесей, призвав со своими спутниками на помощь Аполлона, мужественно и бодро отправился в путь на корабле, оснащенном в знак печали черными парусами.

Дельфийский оракул дал Тесею совет – испросить напутствия у Афродиты, богини любви, и ее избрать путеводительницей. Хотя Тесей не понял смысла слов оракула, но перед отплытием принес богине жертву на берегу моря. Только по прибытии на Крит уяснился Тесею смысл слышанного им от оракула. Увидала юношу Ариадна, прелестная дочь свирепого Миноса, и почувствовала к нему безграничную любовь. Тайно вручила она ему клубок ниток, при помощи которого он мог найти выход из лабиринта. Когда Тесей вместе с несчастными жертвами Минотавра отведен был в лабиринт, стоявший в дикой и пустынной местности, он прикрепил один конец нити при входе в здание и, распутывая моток, пошел по извилистым переходам до того места, где ожидал их Минотавр. Тотчас же напал Тесей на страшилище и после жаркой борьбы умертвил его. Убив Минотавра, он, держась за нить, вместе со спасенными юношами и девами пошел назад и благополучно выбрался из лабиринта. Радостны были клики спасшихся от Минотавра, когда они вышли из лабиринта и снова увидали лучи солнечного света; Ариадна ждала их в трепетном волнении и боязни. Увенчав кудри миртом и розами, при радостных кликах и пении пляшут юноши с девами веселую пляску; ряды пляшущих постоянно мешаются и путаются и выделывают фигуры, похожие на запутанные извилины лабиринта. Впоследствии на Делосе плясали эту пляску в память освобождения афинских юношей и дев.

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе. Автор фото - Marie-Lan Nguyen

Недолго, однако, ликовали они и радовались; узнав о спасении их из лабиринта Минотавра, Минос пришел в великую ярость, и новая беда готова была разразиться над ним. Тесей со своими спутниками стал поспешно готовиться к отплытию с острова. Вместе с ними покидала Крит и Ариадна: любовь заставляла ее следовать за Тесеем на чужбину; боялась она также гнева своего отца, если бы он узнал, что афиняне вышли из лабиринта при ее помощи. Перед отплытием с Крита Тесей по совету Ариадны разрушил дно на всех критских кораблях – дабы Минос не имел возможности немедленно отправиться в погоню за беглецами. Так счастливо и невредимо достигли они острова Наксоса, где на некоторое время остановились. Здесь явился Тесею во сне Дионис и возвестил, что его спасительница от Минотавра Ариадна не должна следовать далее за Тесеем: по воле судьбы ей предназначено быть супругой Диониса. Тесей страшился навлечь на себя гнев бога и исполнил повеление его: с тяжкой скорбью в сердце отплыл он от острова в то время, когда Ариадна заснула. Пробудясь, она увидала себя покинутой, одинокой на пустынном острове и разразилась громкими жалобами на свою беспомощность и на вероломство юноши, для которого пожертвовала всем. Тут предстал перед ней бог Дионис, поведал ей судьбу ее и успокоил обещанием сделать ее причастной блаженству богов. Ариадна стала невестой Диониса, и Зевс приобщил ее к лику богов. Венец, который надет был на нее при обручении с Дионисом, впоследствии был восхищен на небо и превращен в созвездие, и до сих еще пор звезды эти блистают в небе и называются людьми венцом Ариадны.

Тоскуя по потерянной Ариадне, плыл Тесей от Наксоса к берегам Аттики. Прощаясь с отцом, он обещал ему, что если убьёт Минотавра, то заменит на корабле при возвращении черные паруса белыми. Пораженный скорбью Тесей, приближаясь к берегам родины, забыл о своем обещании и не снял черных парусов. Много уже дней сидел старый афинский царь у взморья на высокой скале и смотрел вдаль на море: все ждал любимого сына. И вот, наконец, показался вдали давно ожидаемый корабль, но – горе! – паруса на нем черные: пал Эгеев сын в смертном бою с Минотавром! В отчаянии несчастный отец бросился в море и потонул в волнах его. Между тем Тесей прибыл в гавань, немедленно приступил к принесению богам обещанной жертвы и послал в город гонца с вестью об избавлении от постыдной дани. Гонец изумился, видя, что только часть граждан радуется принесенной им вести и собирается венчать его как вестника победителя Минотавра, большинство же внимает ему с печалью. Вскоре разъяснилась эта загадка. Быстро разнеслась по городу весть о смерти Эгея, и лишь узнали об этом несчастном событии афинские граждане, как все они преисполнились великой скорби. Вестник, присланный Тесеем, принял подобавший ему венец, но не украсил им чела, а печально возложил его на свой посох и возвратился в гавань к своему господину. Тесей не кончил еще жертвоприношения в честь победы над Минотавром, а потому гонец, дабы не смутить скорбной вестью священнодействия, остановился перед храмом и ждал. Тесей окончил жертвоприношение щедрой раздачей подаяния. Тогда подошел к нему гонец и поведал о бедственной кончине отца. Тесей был потрясен печальной вестью и, полный скорби, тихо вошел в сетовавший город, который надеялся он видеть ликующим и приветствующим его громкими криками радости.

Корабль, на котором Тесей совершал путешествие на Крит к Минотавру и обратно, афиняне почитали священным и хранили его в продолжение многих веков, употребляя только для священных посольств, которые ежегодно посылались из Афин на Делос, к празднику Аполлона. Когда какая-нибудь часть корабля приходила в ветхость, она немедленно заменялась новой и, таким образом, в корабле том с течением времени все части были заменены другими, новыми частями.

Мало кто может сравниться в мстительности с древнегреческими богами! Учитывая же «узкую специализацию» на Олимпе, месть зачастую оказывалась весьма изощрённой и «профессиональной». Так, прекрасная Афродита в качестве орудия мести предпочитала любовь. Одной из её жертв стала Пасифая, жена криткого царя Миноса. Чем царица не угодила богине – версии расходятся: то ли она не приносила жертв, то ли вообще была не причём, а мстила Афродита не ей самой, а её отцу – богу Солнца Гелиосу, «раскрывшему глаза» её мужу Гефесту на её связь с Аресом – но так или иначе, Афродита заставил несчастную почувствовать на себе принцип «любовь зла – полюбишь и… быка». Да, несчастная царица воспылала страстью к быку!

Бык, правда, был не склонен к межвидовому скрещиванию – но выход нашёл Дедал: по просьбе царицы он соорудил деревянную корову, Пасифая легла в неё – и получила от животного всё, что хотела. Царю Миносу оставалось только смириться с результатом – с богиней ведь не поспоришь! А результатом оказалось рождение причудливого гибрида – существа с человеческим телом и бычьей головой. Это необычное создание получило название «Бык Миноса» – Минотавр, а также имя Астерий – «звёздный». И оказался он весьма свирепым, к тому же – вопреки своему «травоядному» происхожднию – людоедом.

Возможно, наилучшим выходом было бы уничтожить чудовище, но Минос этого делать не стал, а опять прибег к помощи Дедала. Искусный мастер построил лабиринт, в который и заключили Минотавра. Разумеется, скармливать Минотавру своих подданных Минос не собирался, да и не было необходимости. Дело в том, что Андрогей – один из сыновей Миноса – погиб в Афинах. Как именно это случилось, версии расходятся – то ли афинский царь Эгей послал его охотиться на страшного Марафонского быка (да, снова бык!) и царевич при этом погиб, то ли он подружился с племянниками Эгея, претендовавшими на власть, и царь с ним расправился – но так или иначе, у Миноса были все основания обвинять царя Афин в смерти сына.

И вот, в качестве компенсации за моральный вред Минос обложил Эгея данью: раз в 9 лет – 7 юношей и 7 девушек (итого 14 человек на 9 лет – не так уж много, но Минотавру, видимо, хватало). Несчастных увозили на Крит на корабле под чёрными парусами. Такая практика не давала покоя Тесею – сыну Эгея, и в конце концов он уговорил отца позволить ему заменить одного из предназначенных в жертву и пообещал вернуться под белым парусом, если победит Минотавра.

На Крите молодой человек перед отправкой в лабиринт успел вскружить голову единоутробной сестре Минотавра – Ариадне, дочери Пасифаи и Миноса, и девушка дала ему нить, благодаря которой он не заблудился в лабиринте.

Как Тесей справился с Минотавром – остаётся только догадываться, ведь взять в лабиринт оружие ему никто бы не позволил. По «официальной» мифологической версии – убил голыми руками. Весьма остроумный вариант предлагает Н.Тэффи во «Всемирной истории, обработанной «Сатириконом»: наш герой… вообще не встречался с Минотавром! Лабиринт большой, отсиделся где-нибудь в укромной уголке, а потом вышел из лабиринта – благодаря нити Ариадны – да и заявил: «Я убил Минотавра – можете пойти посмотреть!» Желающих проверить не нашлось – своя шкура дороже! Убил – значит убил, кормить перестали – Минотавр и умер от голода… Но так или иначе, история Минотавра на этом закончилась.

Другие участники событий тоже «получили своё»: Тесей увёз Ариадну – чем вызвал гнев бога Диониса, которому она предназначалось в жёны, и тот наслал на афинянина проклятье в виде частичной потери памяти (самое подходящее проклятие для бога виноделия!) – и Тесей забыл сменить чёрный парус на белый. При виде корабля под чёрным парусом его отец решил, что сын погиб, да и утопился в море – наречённом после этого Эгейским.

Ариадне же не суждено было жить долго и счастливо с Тесеем: то ли её убила стрелой Артемида по просьбе Диониа, то ли Тесей её бросил – а Дионис отыскал и женился-таки, и у них было четверо детей…

Но венёмся к нашему Минотавру. Откуда мог взяться такой образ?

Как правило, образ человека с головой животного – это переходная стадия от обожествления животных (наследие тотемизма) к почитанию антропоморфных богов (вспомним Древний Египет – там всех богов так изображали). Боги в образе быков были у многих древних народов – в том числе и у автохтонных средиземноморских народов (известных как «народы моря»), потерпевших поражение в столкновении с индоевропейцами (потому Минотавр и погибает от руки афинянина… а народу, который уничтожили «мы» – культурные и цивилизованные «по определению» – само собой, полагается быть «диким», «варварским» и опасным – таким и предстаёт Минотавр в греческом мифе).

Божество с бычьей головой почитали в Финикии под именем Молох – и этот страшный бог, как и Минотавр в мифе, требовал человеческих жертвоприношений… может, победа Тесея над Минотавром – это падение культа Молоха?

Всё же логичнее поискать истоки легенды на самом Крите.

Учёные не могли не вспомнить о лабиринте Минотавра, когда в начале ХХ в. английский археолог А.Эванс проводил масштабные раскопки на Крите – там, где в древности находился город Кносс. Из небытия возник древний Кносский дворец, занимающий территорию в 10 000 квадратным метров. На этой огромной территории хаотично расположены помещения: залы, комнаты, мастерские, коридоры, которые никуда не ведут… вот уж поистине – лабиринт! Впрочем, есть в Кносском дворце и настоящий лабиринт – начерченный на полу в одном из помещений… каково было его назначение? Логичнее всего предположить, что по этому лабиринту шёл в ритуальном танце жрец при совершении обряда, символизирующего движение солнца по небосводу. Такой жрец вполне мог надевать маску быка, ведь бык издавна ассоциировался с Солнцем, и даже в греческом мифе Минотавр приходится внуком богу солнца Гелиосу! А юношей и девушек действительно могли «поставлять» подвластные Кипру территории – не обязательно в качестве жертв, может быть – в качестве будущих жрецов и жриц… Но «старые» боги побеждённых, утративших былое могущество народов превращаются в чудовищ в мифах победителей!

Есть и ещё один «кандидат» на роль лабиринта Минотавра – это система пещер, несколько лет назад обнаруженная английскими географами во главе с Н.Хоавртом на юге Крита – своего рода естественный лабиринт… но причём тут бык?

Среди древних народов Средиземноморья была весьма распространена «забава» (вероятно, изначально носившая обрядовый характер) в виде игры-поединка с быком (в Кносском дворце тоже есть фрески, изображающие такой «спорт»), отдалённый их отголосок – испанская коррида. Не существовало ли на Крите особой разновидности этой «спортивной игры», когда всё происходило в том самом лабиринте пещер? Это должно было требовать изрядного мужества – ведь наверняка не каждому участнику удавалось выбраться из пещер живым или хотя бы невредимым…

Однозначного ответа на вопрос, откуда пришёл Минотавр, нет. Возможно, дело прояснят будущие исследования.

Минотавр – бык Миноса, царя Крита, по легенде, был получеловеком полубуйволом, о котором вспоминают в основном в связи с мифами о подвигах Тесея. Хотя существуют изображения Минотавра, относящиеся к архаичному периоду в истории Древней Греции, первые упоминания о нем в дошедших до нас античных источниках сделаны Аполлодором и Плутархом.

История Минотавра, изложенная Аполлодором в «Библиотеке», такова: Астерий, правитель Крита, взял в жены дочь финикийского царя Европу и усыновил ее детей – Сарпедона, Радамантия и Миноса, сыновей Зевса. Повзрослевшие братья поссорились на почве любви к юному Милету, сыну Аполлона и Арии. Началась война, в результате которой Миносу удалось изгнать братьев и захватить власть на всем Крите. Чтобы закрепить свою победу, Минос пытается заслужить покровительство богов. Он просит Посейдона прислать из морских глубин быка, обещая принести его в жертву богам. Посейдон выполняет просьбу, но Минос приносит в жертву другого быка. Разгневанный нарушением данного ему обещания, Посейдон наделяет быка свирепым нравом и вселяет в жену Миноса Пасифаю любовную страсть к быку. Пасифая просит Дедала, афинянина, сосланного на Крит за убийство, придумать способ, позволивший бы ей утолить свою страсть. Дедал вырезает из дерева полую фигуру коровы, накрывает ее шкурой жертвенного животного и помещает Парсифаю внутрь фигуры. От совокупления с быком Пасифая рождает Астерия, которого прозвали Минотавром.

Минотавр – существо с туловищем человека и головой быка. По совету оракулов Минос заключает его в Лабиринт, здание, построенное Дедалом таким образом, что попавший в него уже не может выбраться оттуда.

Спустя время другой потомок Миноса – Андрогей отправляется на Панафинские игры, где побеждает всех соперников. Царь Эгей посылает его убить Марафонского быка, который сеет смерть и разрушения во всей марафонской долине. Андрогей находит быка, привезенного Геркулесом с Крита (это один из его двенадцати подвигов), но гибнет в поединке с ним. (По другой версии, Андрогея убивают завистливые соперники по Панафинским играм.) Прознав о смерти сына, Минос со своим флотом нападает на Афины и захватывает Мегару, предместье Афин, но, не будучи в силах покорить Афины, просит Зевса отомстить афинянам за смерть сына. Город охватывает страшная эпидемия чумы. Горожане просят совета у оракула, и тот отвечает, что единственный способ изгнать чуму – выполнить требования Миноса, какими бы они ни оказались. Минос приказывает ежегодно в виде жертвы Минотавру присылать на Крит семь юношей и семь девушек. Волей жребия или по собственному желанию в третью партию попадает Тесей, сын царя Аттики Эгея. По прибытии на Крит в него влюбляется дочь Миноса Ариадна и обещает ему помощь, если он возьмет ее в жены и увезет в Афины. Тесей клянется исполнить просьбу. По совету Дедала Ариадна дает Тесею клубок нити, конец которой он привязывает у входа в Лабиринт. Тесей распутывает клубок в течение своего пути внутри здания ловушки. В середине Лабиринта он находит спящего Минотавра и забивает его до смерти кулаками. На обратном пути, который он находит держась за распутанную нить, Тесей освобождает других пленников, которых вместе с Ариадной выводит к морю, где они строят корабль, на котором отправляются в Афины.

Не все древние авторы соглашаются с версией Аполлодора. Диодор Сицилийский и Плутарх в «Тесее» утверждают, что афиняне были дважды обязаны посылать жертву Минотавру каждые десять лет в течение всей его жизни. Ссылаясь на Гелланика, Плутарх добавляет, что Минос специально приезжал в Афины выбирать жертвы, которые, по разным сведениям, затем либо погибали от рогов Минотавра, либо были обречены до самой смерти бродить по Лабиринту в поисках выхода. Более того, не все греческие авторы соглашаются с версией о смерти Минотавра. Тот же Плутарх пишет о том, что пленникам было запрещено брать с собой на Крит какое бы то ни было оружие, однако, судя по изображению на греческой амфоре, Тесей, удерживая быка за рога, пронзает его мечом. На золотом украшении из Коринфа, датируемом VII веком н. э., возможно древнейшем изображении этой мифологической сцены, Тесей также пронзает Минотавра мечом в грудь, придерживая его за ухо. Аналогичная сцена запечатлена и на щите, относящемся примерно к этому же времени.

Необычная интерпретация сцены смерти Минотавра изображена на амфоре, хранящейся в музее Базеля (ок. 660 до н. э.). На ней Тесей и Ариадна бросают камни в человека быка, который, вопреки традиции, выглядит не как человек с бычьей головой, а как бык – с человеческой головой. В этом Тесею и Ариадне помогают афинские пленники.

Особый интерес к мифу о Минотавре, видимо, питали этруски. При раскопках в Этрурии (современная Тоскана) найдены многочисленные изображения мифологических сцен, относящиеся к довольно широкому временному диапазону. Этруски нередко своеобразно переиначивали смысл греческих мифов и легенд. Например, сидящий на спине Минотавра триумфатор с луком в левой руке, изображенный на кастелланском зеркале, – не Тесей, а Геркулес (Геракл). На другом предмете – этрусской черной вазе из Лувра – снова изображен Геркулес с львиной шкурой на плечах, который бьет Минотавра дубинкой.

В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считает, что у него было туловище человека и голова быка. С ним соглашается Диодор. Однако на черной амфоре из Вульчи Минотавр изображен с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Римские авторы, похоже, имели еще более расплывчатое представление о Минотавре, чем греки. Павсаний затрудняется сказать, кем был Минотавр – человеком или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»). В неопределенном образе получеловека полубыка Минотавр перешел и в искусство средневековой Европы.

Как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в нее различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.

Ссылаясь на Филохора, Плутарх приводит версию легенды, изложенную якобы самими жителями Крита. Они утверждали, что Минотавром на самом деле был полководец царя Миноса по имени Тавр. В награду за победу в Играх, которые Минос устроил в память о своем сыне Андрогее, Тавр получил в рабство молодых афинских пленников, которых содержали в неприступной критской темнице, известной как Лабиринт. Будучи от природы человеком грубым, Тавр обращается с ними с крайней жестокостью. Однако на третьих Играх в честь Андрогея Тесей значительно превзошел всех остальных участников, включая Тавра. За свою атлетическую доблесть Тесей снискал любовь Ариадны. Минос также был доволен победой афинянина, поскольку недолюбливал влиятельного Тавра за его жестокий характер, к тому же царь подозревал его в связи со своей женой Пасифаей. Миносу пришлось вернуть афинских пленников на родину и отменить наложенное им на Афины обязательство.

В искусстве Древнего Рима были широко распространены мозаики, изображавшие Лабиринт. Такие мозаики сохранились во многих уголках бывшей Римской империи – в Помпеях, Кремоне, Бриндизи, Неапафосе (Италия), Экс ан Провансе (Франция), Сусе (Тунис), Кормероде (Швейцария), Зальцбурге (Австрия) и т. д. На всех этих изображениях Минотавр – центральная фигура. На мозаичному полу дворца в Помпеях Тесей и Минотавр схватились в смертельном поединке на глазах у испуганных девушек пленниц. На зальцбургской мозаике Тесей в развевающемся плаще хватает Минотавра за правый рог, в свободной руке он держит дубинку, готовый обрушить ее на спину чудовища. На мозаике в Камероде изображены также и птицы, – возможно, намек на Дедала и Икара, которые ускользнули из Лабиринта, куда их заточил Минос, при помощи самодельных крыльев. На мозаике в Сусе изображен побежденный Минотавр. Тесей и молодые афиняне отплывают от ворот Лабиринта, над которыми написаны слова: «Заключенный сюда погибнет».

Хотя изображения Минотавра и Лабиринта в римских виллах едва ли имели какое то символическое значение и служили исключительно для украшения, мозаики в склепах и на саркофагах отражают веру римлян в загробную жизнь. На оборотной стороне греческих монет, изображавших Лабиринт, нередко можно увидеть не только голову быка, но и лица богинь Де метры и Персефоны. Таким образом, еще в Древней Греции Лабиринт считался символом подземного царства, а Минотавр – олицетворением самой смерти.

В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце Лабиринт символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Избалованному удовольствиями жизни человеку нелегко найти свой путь к спасению. Гвидо Пизанский идет еще дальше в своих комментариях к «Аду» Данте. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является символом мира заблуждений (labor – «ошибка» и intus – «внутри»). Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников символизируют борьбу Господа и сатаны за человеческие души.

Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка. Это, видимо, связано с нечеткостью его описания у Овидия и Вергилия. Исидор Севильский упоминает о Минотавре в статье о кентавре в своей «Этимологии». В виде кентавра он изображен и на мозаике в соборе Сан Микеле в Павии, и на большинстве иллюстраций к «Аду» Данте. Представляет интерес отрывок из перевода работ Орозия, сделанного королем Альфредом, где говорится, что Минотавр – получеловек полулев.

Безусловно, лучшим литературным памятником Минотавру стал «Ад» Данте, в котором чудовище охраняет «жестоких» в седьмом круге. Данте не называет прямо Минотавра и говорит о нем как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешенное словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть свое поражение, предрешившее его вечную судьбу.

В «Легенде о доброй женщине» Джефри Чосера (XIV век) изложена еще одна вариация древнего мифа: Тесей берет с собой в Лабиринт куски воска и смолы, которые бросает в пасть Минотавра, чтобы склеить его зубы. Этот эпизод аллегорически растолковывает Гвидо Пизанский. По его мнению, воск и смола символизируют самопожертвование Христа во имя спасения человечества от Сатаны.

В эпоху позднего средневековья история Минотавра продолжала интересовать художников и исследователей и в несколько меньшей степени поэтов и писателей. В изданиях «Метаморфоз» и геральдических сборниках XVI и XVII веков можно встретить немало гравюр, изображающих Минотавра. В комментариях Джорджа Сандиса к трудам Овидия (1632) Лабиринт – это мир, в котором живет человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь.

Исследователи XVIII века пытались увидеть в мифах отражение реальных исторических событий. Так, Дидро в «Энциклопедии» (1765) пишет о том, что чудовищный образ Минотавра следует понимать как осуждение измены Пасифаи с царедворцем Миноса Тавром, а победа Тесея над Минотавром – аллегория на итог борьбы царя Миноса с афинянами.

Мраморная статуя скульптора Антонио Кановы «Тесей триумфатор» (1781–1782) символизирует победу ума и красоты над животным началом. Вдохновленный фресками Помпеи, Канова изваял Тесея сидящим на безжизненном теле чудовища с бычьей головой. Прекрасное, мускулистое тело Тесея, спокойное выражение его лица контрастируют с грузным телом и бычьей головой его противника.

На полотне Постава Моро «Афиняне в лабиринте Минотавра» (1855) Тесея вообще нет. На одном из набросков Моро изобразил Минотавра, сжимающего в своих руках жертву и попирающего ногой гору безжизненных тел, однако в итоге художник отказался от этого замысла и изобразил не менее драматическую сцену: юные афиняне слышат шаги приближающегося чудовища – девушки в ужасе прижимаются друг к другу, юноши испуганно прислушиваются, один из них, стоя на коленях, указывает рукой по направлению к коридору, по которому приближается напоминающее кентавра существо с головой и руками человека и туловищем быка.

Моро в какой то степени предвосхитил отношение к Минотавру, сформировавшееся в XX веке. Минотавр был вырван из привычного круга подвигов Тесея и загадок Лабиринта. Сравнительная мифология, труды Дарвина и Фрейда заставили по новому взглянуть на это существо, на человечность в звере и звериную жестокость в человеке. Такую перемену можно заметить, например, на полотне Джорджа Уоттса «Минотавр». Под впечатлением газетной статьи об уличной проституции художник решил аллегорически изобразить разрушение невинности грубостью. Минотавр глядит вдаль со стены своей цитадели. В руке он сжимает раздавленное тело лебедя. Впрочем, хотя смысл аллегории довольно прозрачен, Минотавр едва ли выглядит как чудовище. Скорее как существо, в котором человеческие ум и сознание борются с темными инстинктами.

С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством минойцев на море. Джексон Найт считает, что легенда о полубыке получеловеке Минотавре возникла из рассказов афинских юношей, отвозивших на Крит дань (некоторые из них, возможно, сами были данью). Они рассказывали о культуре, которую едва ли понимали: о необычном дворце и ритуалах, жрецах в бычьих масках и танце лабиринта. Найт считает, что Минотавр – плод фантазии греков, мифологический образ жрецов с бычьими головами масками.

С этой точкой зрения не соглашается Мартин Нильсон, который указывает на то, что, хотя попытки связать легенду о Минотавре с критским культом быка выглядят логичными, не существует никаких доказательств того, что этого культа придерживались и минойцы. На Крите поединки с быком были обычным развлечением, а не сакральной церемонией. Нильсон считает, что на формирование мифа повлияли изображения полулюдей полуживотных.

Критские фрески, изображающие прыжки через быка, видимо, могут служить подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением минойско го обычая выставлять в противники пленникам гладиаторам быка. Такой поединок обычно плохо заканчивался для пленника, а быка приносили в жертву, убивая двусторонним топором – «лабрисом» (возможно, отсюда происходит слово «лабиринт»).

Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение темного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнаженная девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведет за поводок маленькая девочка с букетом цветов.

В этих и других рисунках Пикассо не просто переосмысливает миф о Минотавре, а превращает его в трагического героя. Художнику, как никому другому, удалось воспользоваться многогранностью этого образа для отражения различных состояний человеческой души. Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия

В греческих легендах Минотавром называли ужасное чудовище с телом человека и головой быка. Это существо обитало в огромном дворце со множеством запутанных коридоров - Лабиринте, на острове Крит. Правил Критом царь Минос. Он был богат и могуществен, но его жизнь омрачало страшное горе - сын Миноса, Андрогей, был убит афинянами. За это Минос потребовал от жителей Афин зловещую дань. Каждые девять лет они должны были присылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в Лабиринте, и жестокий Минотавр расправлялся с ними.

Греческий герой Тесей прибыл в Афины как раз в тот момент, когда корабль с черными траурными парусами отправлялся на Крит. Весь город был погружен в глубокую скорбь по юным жертвам Минотавра. Мужественный Тесей решил вступить в бой с этим чудовищем. Он поклялся освободить молодых афинян или погибнуть вместе с ними. Отец Тесея - старый Эгей - пытался отговорить сына от этой опасной затеи, но Тесей был непреклонен. Он пообещал отцу, что в случае счастливой победы над Минотавром вернется в Афины под белыми парусами.

Корабль благополучно подошел к берегам Крита, и юных афинян отвели к Миносу. Дочь царя - прекрасная Ариадна - с первого взгляда влюбилась в Тесея и решила помочь ему победить Минотавра. Накануне битвы она дала Тесею острый меч и клубок ниток. Когда Тесея вместе с другими юношами и девушками отвели в Лабиринт, он привязал конец клубка у входа. Блуждая по многочисленным коридорам Лабиринта, Тесей постепенно разматывал клубок. И вот наконец из темноты раздался рев Минотавра. Наклонив голову с громадными острыми рогами, он бросился на Тесея. Завязалась жестокая битва. Минотавр был силен и полон ярости, но Тесею все-таки удалось победить его.

Убив чудовище, Тесей по нитке клубка, который дала ему Ариадна, вышел из Лабиринта и вывел всех молодых афинян. Опасаясь гнева Миноса, Тесей быстро снарядил корабль и отправился в обратный путь. Влюбленная Ариадна последовала за ним. Однако во время путешествия спящему Тесею явился бог Дионис. Он сказал, что боги назначили Ариадну ему в жены, и повелел Тесею оставить возлюбленную на берегу. Тесей не посмел ослушаться Диониса и продолжал дальнейший путь без Ариадны. Наконец вдали показались родные берега. Но взволнованный Тесей позабыл обещание, данное отцу, - заменить черные паруса на белые. В ожидании сына Эгей вглядывался в морскую даль, стоя на высокой скале. Когда он увидел черные паруса на корабле, то в отчаянии бросился со скалы в воду и погиб. С тех пор море, в котором Эгей нашел свою смерть, называется Эгейским.

Администрация проекта сайт просит помощи в поиске автора данного материала и его первоисточника, поскольку данная статья поступила в редакцию без этой очень нужной нам информации.

Большинство современников в той или иной степени ознакомлены с древнегреческими мифами. В одном случае в качестве источников служат учебники по истории средней школы или высшего учебного заведения, в другом - изучение фольклора далекого прошлого является составляющей самообразования. Есть немалая категория людей, которым изучение мифологии доставляет духовное удовлетворение. Многим известен миф о Минотавре, который проживал далеко в океане.

Минотавр на острове Крит

Одним из зрелищных является Минотавр со специфическим строением тела - голова быка, а всё остальное - туловище, руки и ноги - человеческие. Иными словами, это своего рода ужасный гибрид.

Чудовищу острова Крит повезло жить не где-нибудь, а во Дворце, который в целом представлял собой настолько сложный подземный лабиринт, что любой попавший туда человек был обречен заблудиться и исчезнуть там навеки. Большую часть времени Минотавр проводил в центре жуткого помещения. Из уст в уста передавался миф о Минотавре. Кратко люди рассказывали о том, какое это жестокое существо.

Упоминание о Минотавре у большинства афинян вызывало чувство страха. Жители вынуждены были регулярно каждые 9 лет выбирать по 7 представителей обоего пола юного возраста и отправлять во дворец с лабиринтами. Таким способом удавалось задобрить чудовище. Почему именно семь? Данное число испокон веков у многих народов относилось к разряду магических. Видимо, такого же мнения придерживался Минотавр.

Но однажды среди «избранников» оказался Тесей, который приходился сыном царю Эгею, правившему в Афинах. С появлением этого человека миф о Минотавре получил особую концовку.

Кто такой Тесей?

С раннего возраста мальчик был окружен теплом своей матери Эфры, которая в то время была царевной Тезеры. Отец не занимался воспитанием сына по причине того, что находился далеко от семейного очага. Перед тем как расстаться с женой, Эгей спрятал под тяжелым камнем сандалии и меч, которые должен был забрать повзрослевший Тесей. Воля Эгея была исполнена шестнадцатилетним сыном. Желая увидеть отца, Тесей направился в Афины, по дороге совершив немало подвигов.

Еще в школе все изучают известный миф о Минотавре. Краткое содержание вы можете прочитать ниже.

Каким образом Тесей расправился с Минотавром?

Так вот, Тесей, которому предстояло отправиться к Минотавру, был настроен решительно - раз и навсегда покончить с чудовищной традицией жертвоприношения, необходимостью людей жить в постоянном страхе.

Успеху миссии способствовало одно обстоятельство. У критского царя была дочь Ариадна. Между ней и Тесеем завязались очень сильные чувства. Ариадна подарила своему возлюбленному волшебную путеводную нить, чтобы тот смог ориентироваться в лабиринте. За счет такого подарка миф о Минотавре закончился хорошо.

Тесей всё сделал так, как его научила Ариадна: привязал конец волшебной нити к входной двери и опустил на пол клубок. Следуя за ним по запутанному лабиринту, смелый воин нашел Минотавра спящим в логове. Воспользовавшись удобным моментом, задушил монстра голыми руками. Из лабиринта Тесея вывела всё та же нить, которую он всю дорогу наматывал в клубок.

Можно себе только представить радость и облегчение людей, которые узнали о том, что Минотавра уже нет. Победитель, видимо, чувствовал, что не сможет жить без возлюбленной. Поэтому, покидая остров, он похитил Ариадну. Судьба распорядилась по-своему, в пути морская пучина забрала девушку. Вероятно, это произошло не без участия Посейдона. Если бы не происки богов, то положительно для двоих влюбленных закончился бы миф о Минотавре. Краткое содержание позволяет понять, как сложилась судьба героев.

Тесей настолько сильно опечалился, что даже забыл произвести смену флага на корабле - условного знака, извещающего о победе. Чёрный флаг на подплывающем корабле царь Эгей расценил как гибель сына в поединке с критским монстром и бросился в морскую пучину. В память о трагически погибшем в котором утонул царь Афин, назвали Эгейским.

После того как Тесей задушил чудовище с головой быка, никто из смертных не решался войти в лабиринт. Так и завершился знаменитый миф о Минотавре.

Миф, увековеченный в искусстве и памяти народа

Подлинность описанной выше истории можно, конечно, подвергнуть сомнению. Дворец же, в котором обитал Минотавр, хотя и в полуразрушенном виде, но сохранился. И это несмотря на исторический период, равный почти четырем тысячам лет! Количество желающих побывать на Крите и ознакомиться с древними мифическими достопримечательностями не уменьшается.

Изображения главных персонажей мифа о Минотавре присутствуют на полотнах картин, ими расписаны вазы, представлены они в виде скульптур. Внушительная стоимость этих шедевров искусства не препятствует спросу на них. Память о Тесее и Ариадне, благодаря которым человечество избавилось от злого чудовища, будет жить в сердцах людей еще очень долго. Теперь и вы знаете, какие события описываются в мифе о Минотавре.