Музейные программы. Музейные программы для детей Занятия по образовательным программам

Ю.Н. Уварова, зав. отделом научной популяризации Музеев Московского Кремля

Разработаны новые музейные программы для школьников

Интегрируясь в современную систему образования подрастающего поколения, многие музеи создают новые , которые направлены на расширение аудитории постоянных посетителей музея и превращение музейных экспозиций в сферу увлекательного семейного досуга и дополнительного образования. В Музеях Московского Кремля отделом научной популяризации разработаны и используются на практике несколько новых видов просветительской деятельности , предназначенных для посетителей разного возраста:

  • культурно-образовательные общеобразовательных организаций (далее - ОО) и студентов;
  • программы с элементами театрализации;
  • творческие занятия в Детском центре по различной тематике, адресованные учащимся начальных классов и семейной аудитории;
  • знакомство с экспозицией временных выставок в форме лекционных программ и интерактивных занятий. При разработке содержания и методики проведения программ главными целями являются: углубленное знакомство с музейной экспозицией (по сравнению с обзорной экскурсией) и интерактивная манера подачи материала, предполагающая активное интеллектуальное и эмоциональное участие посетителей.

Для более эффективного контакта с педагогами ОО любого региона Российской Федерации, коллегами из других музеев и родителями учащихся Музеи Московского Кремля регулярно организуют и проводят целый ряд общественных мероприятий :

  • фестиваль-конференцию «Кремль - детям»;
  • научно-практический семинар «Школа-музей»;
  • конкурсы эссе для учащихся по различной тематике;
  • конкурсы детских рисунков и карнавальных костюмов, приуроченные к памятным датам и календарным праздникам.

В этом направлении деятельности есть традиционные проекты, которые существуют уже много лет, но не теряют свою актуальность, например, семинар «Школа-музей». Он организуется для учителей и директоров ОО г. Москвы и проводится один раз в два года в октябре с целью обмена мнениями между сотрудниками музея и педагогами по вопросам интеграции музейных программ в образовательный процесс - взаимодействия музея и школы . Методисты Музеев Московского Кремля представляют новые культурно-образовательные проекты и учебную вспомогательную литературу, участники семинара обсуждают пути взаимодействия и перспективы сотрудничества ОО и музея.

для учащихся

Из новых форм просветительской работы самыми востребованными можно признать культурно-образовательные программы для учащихся разного возраста по различной тематике. Эта форма предполагает несколько составляющих в рамках одной программы: лекция, занятие на экспозиции, интерактивное занятие с участием посетителей, во время которого они выполняют задания и отвечают на вопросы. Занятия могут проходить с использованием реквизита - исторической реконструкции подлинных памятников старины и шедевров из музейной коллекции. Основная цель культурно-образовательных программ - интеграция в образовательный процесс, например, в контексте преподавания учебных предметов, реализации внеурочной деятельности или развития системы работы дополнительного образования, а также расширение кругозора юных посетителей.

Поэтому созданы тематические авторские программы, соотносящиеся с программой учебного предмета «История России» для ОО. Архитектурные памятники и шедевры из собраний Музеев Московского Кремля помогают учащимся более глубоко и серьезно изучить исторический материал и являются превосходными иллюстрациями исторической эпохи и важных событий. Наиболее популярными программами для учащихся 5-7-х классов являются: «Иван Грозный - первый русский царь» и «Смутное время». Оба проекта сочетают короткую лекционную часть и занятия на экспозиции музея.

Культурно-образовательная программа музея «Иван Грозный - первый русский царь»

Культурно-образовательная программа для учащихся 5-7-х классов «Иван Грозный - первый русский царь» позволяет узнать о политических событиях XVI в., парадных церемониях и частной жизни царя Ивана Васильевича и его семьи. Одна из тем программы посвящена изобразительному искусству грозненской эпохи, с шедеврами которого учащиеся знакомятся на примере росписей и икон Благовещенского собора - домашнего храма московских государей. Полученные знания помогает закреплять тетрадь творческих заданий - педагог может использовать ее в классе во время урока. Тетрадь вручается каждому учащемуся и содержит вопросы и задания, карты Кремля и обширный изобразительный материал. Подобные рабочие тетради созданы для нескольких образовательных программ и являются хорошим вспомогательным материалом в учебном процессе.

Культурно-образовательная программа музея «Смутное время»

Авторская культурно-образовательная программа «Смутное время» также предназначена для учащихся 5-7-х классов и посвящена русской истории начала XVII в. События Смутного времени: смерть царя Бориса Годунова, воцарение Лжедмитрия, польская интервенция подробно рассматриваются не только в лекционной части, но и на примере памятников двух соборов Московского Кремля - Успенского и Архангельского. Учащиеся знакомятся с вопросами преемственности и законности власти государя, вспоминают царские династии (Рюриковичей и Романовых), правившие в России, обсуждают причины избрания на царство в 1613 г. Михаила Романова.

В связи с тем, что современные старшеклассники отличаются рациональным мировоззрением и стремятся к получению знаний, полезных для будущей профессии, несколько лет назад была разработана необычная форма образовательной программы для учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля и студентов колледжа - деловая игра «Я - экскурсовод». Содержание программы предполагает знакомство с соборами, территорией Кремля и Оружейной палатой. Цель проекта «Я познакомлю вас с Кремлем» - создание каждым юным участником авторской экскурсии и последующая ее презентация в качестве экзаменационной работы. Программа апробирована и внедрена в образовательный процесс колледжа при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (включена в учебный план 3-го курса). Форма деловой игры способствует активному восприятию музейной экспозиции, знакомит с особенностями работы с посетителями, помогает старшеклассникам определиться в выборе будущей профессии.

Культурно-образовательная программа музея «Ушедший Кремль»

Образовательная программа для учащихся 9-11-х классов «Ушедший Кремль» разработана для будущих искусствоведов, архитекторов, специалистов по регионоведению. Проект имеет исследовательский характер и включает элементы игры-квеста, столь популярной в наши дни среди посетителей разного возраста. Учащиеся в лекционной части узнают о том, каким был Кремль в XVI-XIX вв., как менялся облик кремлевских улиц и площадей и какие сооружения возводились по указам российских государей. На практическом занятии учащиеся должны, ориентируясь по карте, найти, где именно в Кремле находились несохранившиеся дворцы, храмы и монументы, рассказать об истории их создания и причинах утраты. Программа требует от участников аналитического подхода к информации и навыков исследовательской работы. В завершение каждый учащийся представляет доклад с презентацией, посвященный одному из утраченных памятников Московского Кремля. Помимо образовательной задачи, этот проект ставит своей целью воспитание бережного отношения к историческому наследию и понимания важности его сохранности.

Музейные программы для школьников с элементами театрализации

Культурно-образовательные программы с элементами театрализации реализуются в музеях Кремля несколько лет. Разработка такой программы требует подготовки сценария, включения в сюжетную канву исторического персонажа, использования ролевой игры как метода погружения участников в атмосферу заданной эпохи. Большое значение для положительного эмоционального восприятия проекта имеют актерские навыки сотрудника музея, исполняющего роль некоего персонажа, и реквизит, являющийся исторической реконструкцией памятников старины. В настоящее время Музеи Московского Кремля предлагают учащимся среднего и старшего возраста две театрализованные программы, посвященные русской придворной культуре XVII в. - «Во кремлевских во палатах» и «У царицы на пиру». Они проводятся в экспозиции Патриарших палат и знакомят с повседневной жизнью русских государей. Прием театрализации требует от музейных сотрудников чувства меры и деликатности, он не должен заменять интерес к подлинным произведениям музейной экспозиции и служить исключительно развлекательным целям. Главная задача - пробуждение интереса к национальным традициям и создание яркого образа эпохи.

Познавательную функцию программы «Во кремлевских во палатах» выполняют и игровые моменты, включенные в сценарий программы: посетителям не только рассказывают о забытых в наше время деталях женского и мужского костюма знатного человека, но и предлагают померить их и увидеть, как элементы костюма носили в далекие времена. Двух участников программы наряжают боярышней и боярином, поясняют названия и значение составных частей их одеяний и аксессуаров. В результате юные посетители получают представление об особенностях русского средневекового костюма и этикете, принятом при царском дворе.

Программа «У царицы на пиру» также сочетает повествовательную (экскурсионную часть) и игровую, театрализованную. Благодаря красочной реконструкции торжественного застолья и разнообразному реквизиту воссоздается обстановка царского пира во дворце. Учащиеся принимают участие в ролевой игре - изображают различных персонажей - участников застолья. Интерактивное действо помогает им узнать о правилах этикета, парадных церемониях XVII в., законе местничества. Важной целью программы является знакомство с традициями русской национальной культуры и трансформация старинных обычаев в современный контекст. Обе программы включают работу с тетрадью творческих заданий.

Музейные программы для школьников с творческими заданиями

Работа с учащимися 1-4-х классов предполагает широкое использование творческих заданий , игровых моментов, реквизита, применение формы активной беседы и поощрения наиболее активных участников. Относительно новым методом познания музейной экспозиции и закрепления материала является творческое занятие, включенное в структуру образовательной программы. Подобное мероприятие сочетает знакомство с подлинными памятниками музея, повторение материала в виде лекции-беседы и создание предмета художественного творчества в технике, предложенной художником-педагогом. Этот вид работы помогает творчески осмыслить информацию об историческом прошлом и отобразить ее в художественных образах. Он пользуется особенным успехом не только в работе с учащимися, но и у семейной аудитории и в последнее время стал популярной формой семейного досуга.

В Музеях Московского Кремля методистами отдела научной популяризации разработано несколько тематических авторских программ, посвященных истории архитектурного ансамбля царской резиденции и знаменитым коллекциям Оружейной палаты. Программы реализуются в рамках детской студии «Светлица». Программы комбинируют посещение экспозиции и художественное творчество в Детском центре. Учащиеся выполняют несложные задания, используя подготовленные заранее заготовки художника. При этом они опираются на знания и впечатления, полученные во время посещения музея. Таким образом юные посетители, осваивая азы художественного творчества, закрепляют полученные знания и запоминают наиболее значимые исторические события, факты, явления культурной и бытовой жизни. Творческие задания выполняются в разных техниках: рисунок, аппликация, лепка, макетирование, а в качестве образцов используется реквизит и реконструкция подлинных старинных костюмов. Учащиеся узнают об особенностях работы с различными материалами и, создавая собственный «шедевр», ощущают себя настоящими «ремесленниками» - гончарами, строителями, рисовальщиками. Во время коллективных занятий присутствуют элементы взаимопомощи, а активное участие родителей и их эмоциональная поддержка способствуют атмосфере семейственности и дружелюбия.

Культурно-образовательная программа музея «Мы строим Кремль»

Чрезвычайно востребованной стала новая культурно-образовательная программа «Мы строим Кремль» , посвященная истории строительства новой великокняжеской резиденции в эпоху Ивана III. Она направлена на то, чтобы сформировать у учащихся осознанное восприятие красоты архитектурного ансамбля Московского Кремля и понимание его уникальной исторической и государственной значимости. Во время занятия учащиеся с картой Кремля проходят вдоль крепостных стен и башен, запоминают их названия, конструкцию, назначение. Под руководством опытного методиста они представляют картину вражеского нашествия и обороны Кремля в старину. В Детском центре юные посетители «строят» одну из самых красивых и высоких кремлевских башен - Водовзводную.

Музейные программы для школьников и семейной аудитории

Познавательную цель имеет серия программ с творческими занятиями для учащихся и семейной аудитории - «Навстречу праздникам» . В списке праздничных дат есть и старинные, и унаследованные от советского периода: Новый год и Рождество, Масленица, Пасха, 8 Марта, 23 Февраля. Главная цель проекта - рассказать об истории всеми любимых праздников и помочь учащимся создать своими руками подарок для родителей. Правда, часто не без помощи самих родителей, т. к. посетителями программы являются как классы обучающихся, так и семейные группы. Несмотря на обилие информации и несомненный интерес к национальным традициям, в наши дни далеко не все посетители знают историю появления наряженной елки на Рождество, символику пасхального яйца и значение Масленой недели. Программа «Навстречу праздникам» знакомит учащихся с этими важными понятиями и раскрывает глубокий смысл церковных и календарных праздников, используя форму лекции-беседы с показом красочных слайдов. Повествование о традициях празднования Пасхи включает занятие в экспозиции Оружейной палаты, где посетители могут увидеть прославленные шедевры фирмы К. Фаберже - пасхальные подарки. В Детском центре учащиеся, опираясь на полученные знания и вдохновленные увиденными произведениями искусства, создают свой «шедевр».

Более сложные цели ставит проект , получивший название «Клуб любителей древностей» . Он предлагается семейной аудитории, рассчитан на несколько лет обучения и предполагает последовательное изучение всего комплекса Музеев Кремля, а также истории искусства и различных музейных профессий. Секции клуба - это авторские программы методистов, состоящие из 16 занятий на экспозиции и в учебном классе: «Кремлевские достопамятности», «Мое открытие Кремля», «Я - геммолог», «Юные знатоки искусства». В процессе занятий теоретические знания подкрепляются знакомством с произведениями искусства, архитектурой и рассказом методиста о важных вехах русской истории на экспозиции музея. Обучение в клубе завершается в конце учебного года конкурсом эссе и устных докладов с презентациями о наиболее запомнившихся шедеврах и архитектурных сооружениях. Учащиеся, занимающиеся в студии «Светлица» и посещающие «Клуб любителей древностей», с удовольствием принимают участие в различных конкурсах как интеллектуальной, так и художественной направленности. Например, конкурс «Елке - быть», приуроченный к Рождеству и Новому году, объявляется на лучший тематический арт-объект: елку из необычных материалов или елочную игрушку на кремлевскую тему. В создании конкурсной работы обычно участвует вся семья, а в роли жюри выступают сотрудники Музеев Кремля, которые голосуют за самый оригинальный «сувенир».

Создание научно-популярной и вспомогательной литературы для учащихся связано с подготовкой и выпуском книг семейного чтения по различной тематике об истории русского государства и Московского Кремля, и целый ряд вспомогательной учебной литературы по курсу истории для учащихся 5-9-х классов. Поскольку подобные издания рассчитаны на семейную аудиторию, иллюстративный материал включает рисунки на заданную тему, которые художник создает на основании консультаций с автором книги - сотрудником музея.

Еще одной формой взаимодействия учебных заведений и музея можно считать научно-популярные издания серии «Музей - школе», которые вышли в свет впервые в 2013 г. В настоящее время методистами отдела научной популяризации выпущены вспомогательные материалы к курсу истории 5-8-х классов по следующей тематике: «Московский Кремль в 1812 г.», «Великий московский князь Иван III», «Воцарение Романовых». Издания имеют методический характер и рассчитаны на использование в процессе обучения педагогами и учениками, т. к. содержат не только необходимую информацию, но и многочисленные вопросы и задания по теме.

Культурно-образовательные программы, проводимые Чувашским государственным художественным музеем:

  1. - воскресная студия культурно-эстетического воспитания детей и взрослых (ОРиЗИ, рук. Л.А. Макарова).
  2. Музей с 2015 года участвует в Федеральной программе экскурсионно-образовательного туризма «Живые уроки» и постоянно обменивается опытом с ведущими музеями Москвы по программе «Урок в музее». Урок в музее - это отдельное занятие или цикл занятий в одном из филиалов ЧГХМ в рамках предметов «Искусство», «Мировая художественная культура», «Культура родного края», «История», «Музыка», «Технология». Урок строится на основе музейных коллекций и использует экспозицию музея для более глубокого и прикладного изучения предмета. Урок в музее обеспечивает междисциплинарный подход, объединение знаний из разных школьных предметов в цельную картину научного знания. Он обязательно связан с конкретными темами образовательной программы, но также подразумевает исследовательские и творческие задания, выходящие за рамки этой программы.
  3. Для детей разных возрастов (и интересующихся взрослых) музей предлагает серию тематических экскурсий по постоянной экспозиции - «Чувашское изобразительное искусство: Истоки. Развитие. Современность», включающие в себя не только рассказ о произведениях искусства, но и игры, творческие задания и другие элементы зрительской активности.
  4. Квесты, игры творческие встречи на сменных экспозиция.

    Несколько раз в месяц в отделах музея открываются сменные выставки, и для каждой из них мы разрабатываем детскую программу, возможна организация встречи с художниками и тематических мастер-классов. Смотрите в афишу и договаривайтесь с нами по телефонам: 62-42-57 и 89176773124.

  5. В гостях у Музейки - День открытых дверей каждое последнее воскресенье месяца, для возрастной категории до 18 лет: встречи с ведущими художниками Чувашской Республики, композиторами, музыкантами, поэтами; разнопрофильные мастер-классы, концертные выступления учащихся ДМШ им. Максимова и ЧДШИ № 1 (ЧГХМ, рук. Л.И. Кадикина).
  6. Беседы о литературе (ЦСИ ЧГХМ, рук. В.А. Бамбурин).

  7. - чтение, беседы, мастер-классы, просмотр видео- и део- фильмов для дошкольников и младших школьников (ЧГХМ, рук. М.В. Готлиб).
  8. Школа юного иллюстратора - программа, рассчитанная на детей 7-12 лет. С опорой на произведения современной и классической детской литературы знакомит с устройством книги и разными видами иллюстраций, предполагает изучение работ российских и зарубежных художников книги, освоение разнообразных живописных и графических техник. Педагог - художник Татьяна Лисицына. Запись на занятия по телефону 89373764916.

  9. Индивидуальные посетители с детьми могут воспользоваться «Музейным чемоданчиком» , чтобы знакомство с постоянной экспозицией ЧГХМ прошло в атмосфере исследовательской игры. Спрашивайте в кассе.