Нагота в искусстве. Исследование идеальной формы - Кеннет Кларк. Обнаженные женщины в русском искусстве: почему так стыдливо

О курсе

Лекции посвящены традициям изображения обнаженного человеческого тела в разные исторические эпохи от первобытного времени через античность и средневековье до наших дней. Нагота возведена на престол.

Жанр обнаженной натуры - основополагающий компонент произведений мирового искусства, выражающий высшие проявления человеческих эмоций и интеллекта, то есть в образах искусства это становится уже универсальным и вечным средством художественного выражения. Гармония, энергия, экстаз, смирение, пафос, совершенная красота - чувственный язык на котором «говорит» изображение нагого тела.

В данных лекциях тема будет раскрываться с точки зрения философии, социологии и культурологии, подробно иллюстрируясь интересным визуальным рядом.

5 октября. Лекция №1 - Зарождение формы. Первобытная эпоха. Дальнейшее развитие в понимании изображения обнаженного человеческого тела в Крито-Микенской культуре, Древнем Египте. Новое отношение к совершенной красоте, эстетическому идеалу в период Античности (Греция - архаика, эллинизм, Древний Рим). Дуализм Византийского искусства - влияние античной культуры и догматические тенденции раннего христианства. Изменение пропорций тела в эпоху Средневековья. Адам и Ева в Райском саду. Естество и аскетизм Средних веков.

12 октября. Лекция №2 - Ренессанс. Эпоха расцвета гуманистической мысли и великих произведений в мире искусства. Роскошь во всем. Женщина Возрождения преображенная богиня античности. Венера Небесная и Венера Натуралис. Доктрина Нового Академизма. Штудирование обнаженной натуры. 17 век- «перламутровая» красота Рубенсовских женщин и классицистическая строгость и театральность Пуссеновских живописных постановок античных сцен. 18 век- «небесные панорамы» Буше и Ватто.

19 октября. Лекция № 3 - 19 век. Обнаженная натура в живописи и скульптуре от эпохи Ампира до Модерна. Поиск совершенства форм. Уход от идеала к живой натуре. Импрессионистические идеи и их воплощения, холодная красота салонного искусства. Нагота в Русском искусстве- целомудрие и стыдливость.

26 октября. Лекция №4 - Новейшее время. 20-ый век и первая треть 21 века. Революция в искусстве, слом старых представлений об « академической» форме. Зарождается «официальная» доктрина современного искусства. Все началось, как и в древности с обнаженной натуры. Новые средства воплощения формы, новые задачи, новые взгляды. Нагота в изобразительном искусстве Советского периода. Соцреализм и обнаженная натура - слияние традиций академической школы с тенденциями освоения новой формы, её условной упрощенностью и своеобразным колористическим решением. Отношение к обнаженной натуре современных художников.

О лекторе

Вера Шургая-Верейская - историк искусства, член международной ассоциации искусствоведов и критиков.

Потомственная петербурженка, продолжатель династии известных учёных и художников, окончила Санкт-Петербургскую Академию Художеств, факультет Теории и Истории Искусств. Несколько десятилетий активно занимается выставочной деятельностью (организовала и провела более 200 художественных показов).

Собственные творческие приоритеты - отдельные персоналии, направления и проблемы современного искусства. Публикуется в Петербургских СМИ. Автор многочисленных статей, посвященных творчеству современных художников и выставочным проектам.

Писала художественные сценарии для кино и телевидения. Участник многих художественных и философских проектов. Отмечена почётными грамотами и дипломами. Занимается преподавательской деятельностью.

Нагота в искусстве.

Несколько довольно бессвязных цитат и мыслей о книге, читай кто хошь.

Что я почерпнул у Кларка? Любой тип наготы был когда-то и кем-то изобретён и затем прямо или косвенно воспроизводился (со статуй, саркофагов, цитат из других художников и т.п.). Греки изобрели тип Венеры (пудика, публика, анадиомена …), менаду, наяду, умирающего воина, Марсия. Европейцы - «северный тип». У греков - кривая бедра, возносящая ввысь, в готике - кривая живота, тянущая к земле.

В этой книге я попытался показать, как нагому телу придали запоминающиеся формы, чтобы сообщить нам определённые идеи и чувства. Я считаю, что это главная, но не единственная причина существования обнажённой натуры. Во все эпохи, когда тело было предметом искусства, художники чувствовали, что его можно облечь в форму, которая хороша сама по себе. Многие шли ещё дальше, полагая, что в наготе можно найти оптимальный общий фактор значимой формы (significantform). 394 стр.

Нагота в искусстве - это художественная форма, изобретённая греками в 5-м веке до нашей эры, точно так же, как опера - форма искусства, изобретённая в Италии в 17 веке. Нагота не предмет искусства, но его форма. 11 стр.

Наряду с позами, получившими, по-видимому, статус почти что идеограмм, в европейском искусстве есть тысячи обнажённых, не выражающих никакой идеи, ничего, кроме стремления живописца к совершенству формы. 397 стр.

Идея предложить вниманию зрителя тело как таковое в качестве важного предмета созерцания попросту не приходит в голову китайцу или японцу… 17 стр.

Оно заставляет нас вспомнить обо всём, что мы хотели бы с собой сделать, а мы, прежде всего, хотим быть увековеченными. 16 стр.

Один из немногих классических канонов, в достоверности которых не приходится сомневаться, состоит в том, что в фигуре обнажённой женщины одинаково расстояние между грудями, от груди до пупка и от пупка до межножья. 29 стр.

«Искусство, - говорит Аристотель, - завершает то, что не в состоянии завершить природа. Художник даёт нам возможность познать неосуществлённые цели природы».

…всё имеет идеальную форму, а явления земной реальности суть лишь её более или менее испорченные копии. 21 стр.

Есть два пути достижения идеала - художник может отобрать совершенные части нескольких фигур и составить из них совершенное целое. Так, рассказывает Плиний, поступал Зевксис, когда «конструировал» свою Афродиту из пяти прекрасных девушек Кротоны. 21 стр. Но подобной конструкции не хватает органичности. Другой путь - «средняя форма».

То, что и Рейнольдс, и Блейк подразумевали под идеальной красотой, было в действительности расплывчатым воспоминанием об особенном телесном типе, созданном в Греции между 480 и 440 годами до нашей эры и с разной степенью интенсивности и понимания доводившими образец совершенства до сознания западного человека от Ренессанса до наших дней. 23 стр.

В начале третьей книги Витрувия, где даётся свод правил строительства культовых зданий, он заявляет, что эти здания должны иметь пропорции человека.

человеческое тело есть модель пропорции, ибо с вытянутыми руками и ногами оно вписывается в совершенные геометрические фигуры: квадрат и круг.

Леонардо да Винчи. Человек Витрувия Ок. 1490

Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями .

Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3×24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.

Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:

  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
  • ступня составляет четыре ладони
  • локоть составляет шесть ладоней
  • высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони)
  • шаг равняется четырём локтям
  • размах человеческих рук равен его высоте
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
  • длина руки составляет 2/5 его высоты
  • расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
  • расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
  • длина ушей 1/3 длины лица
  • пупок является серединой окружности

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половы органы. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Полициано - поэт вдохновивший «Рождение Венеры» Боттичелли и «Галатею» Рафаэля.

В поэме «Стансы на турнир», посвящённой брату Лоренцо Медичи — Джулиано и его возлюбленной Симонетте Веспуччи, ради которой в январе 1476 года был устроен роскошный турнир, мифологическая основа произведения служит автору для создания ренессансной идиллии, одухотворяющей природу и обожествляющей человека. В ней художественно воплощена и характерная для гуманизма проблема соотношения доблести и Фортуны. Ведущая тема поэмы — любовь, дающая радость и счастье, но и лишающая человека внутренней свободы. Прекрасный юноша-охотник Юлис (Джулиано), влюблённый в нимфу (Симонетту), горюет об утраченной свободе; «Где твоя свобода, где твоё сердце? Амур и женщина отняли их у тебя». Нимфа среди прекрасных цветов — этот образ из поэмы Полициано навеял и ряд образов в живописи Ботичелли, в том числе в его шедевре «Весна ».

Симметричность, достигаемая путём уравновешивания и компенсации, есть сущность классического искусства. Фигура может находится в движении, но покой всегда сосредоточен в её центре. Уравновешенные части должны иметь некое измеримое соотношение друг с другом - требуется канон пропорций. Поликлет сочинил такой канон. 50.с

Лисипп. Античные писатели сообщают нам, что он изобрёл новые пропорции человеческой фигуры: с головой меньшего размера, более длинными ногами и более изящным туловищем. 62 стр.

Ни одна другая цивилизация не пережила такого художественного банкротства, как та, что на протяжении четырёх веков на берегах Средиземного моря наслаждалась баснословным благосостоянием. В течение этих запятнанных кровью столетий пластические искусства впали в спячку, стали чем-то вроде разменной монеты. 63 стр.

Каким образом наслаждение человеческим телом снова стало дозволенной темой искусства - чудесная загадка итальянского Возрождения. Кеннет Кларк. 68 стр.

Следует устремить свой взгляд на Венеру, то есть на Humanitas . Её душа и разум суть Любовь и милосердие, её глаза суть Достоинство и Великодушие, руки - Щедрость и Великолепие,стопы - Миловидность и Скромность.

Марсилио Фичино. Письма к Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Кеннет Кларк. Нагота в искусстве. 120 стр.

Несомненно, в том и заключается сила Венеры, что её лицо очень сдержанно выражает работу мысли. Кеннет Кларк. 123.

…первым художником ренессанса, изобразившим обнажённую женщину как символ репродуктивной жизни, стал Леонардо да Винчи. Между 1504 и 1506 годами он создал мо меньшей мере три рисунка «Леды и лебедя», один из которых послужил основой для картины. 142 стр.

Нравится мне - репродуктивная жизнь .

женское тело, во всей полноте своей чувственности, изображается изолированно, как нечто самодостаточное. Такая трактовка наготы, вне контекста неких событий или окружения, до 19 века встречается крайне редко, и было бы интересно узнать, при каких обстоятельствах Тициан изобрёл эту концепцию. 151.

Венера Анадиомена. Ок. 1520.

Афродита Анадиомена (др.-греч. Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря») — эпитет богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, и иконографический тип её изображения в этот момент.

Почему вне контекста? Как раз выход из моря всегда служил поводом изобразить наготу, в море не плавают в одежде, тем более только народившись.

В начале своего развития маньеризм стал распространяться во Франции. Россо, Приматиччо, Николо дель Аббате и Челлини нашли в Фонтебло работу, которую не могли найти в своей расколотой на части стране, и, выйдя из-под сдерживающего влияния классической традиции, стали создавать обнажённые фигуры фантастически тонких и вытянутых форм. Созданная Челлини «Нимфа Фонтебло» невероятно далека от античных канонов, одни только её ноги имеют длину в шесть голов. … Маньеризм пышно расцвёл при пересадке на другую почву отчасти благодаря скрытым готическим тенденциям во Французском искусстве, но также и по той причине, что даже в Средние века Франция оставалась средоточием всего изысканного и эффектного, подразумеваемого под понятием «шик». Идеал маньеризма - вечная женственность с модной картинки. 168 стр.

…почему олицетворение изящества приняло такую странную форму: слишком тонкие руки и ноги, непригодные к честному труду, слишком худые тела, не приспособленные к деторождению, и слишком маленькие головы, явно не вмещающие ни одной мысли. Но мы видим ту же изысканную утончённость во многих других объектах, к которым неприменимы такие материалистические объяснения: в архитектуре, в керамике и даже в почерке. Человеческое тело является не источником, но жертвой этих ритмов. В чём берёт начало чувство шикарного, как оно контролируется, по каким внутренним критериям мы безошибочно узнаём шик … Одно можно утверждать с уверенностью: шик чужд природе. …истинным жрецам шика глубоко отвратительно всё, что подразумевается под словом «природа». ….изысканно-утончённые дамы Фонтебло несмотря на свою непохожесть на земных женщин созданы с расчётом вызывать у зрителя плотское желание; действительно, сама странность их пропорций располагает к эротическим фантазиям в большей мере, нежели материальные тела тициановских женщин.

Вот в чём суть - домысливание, фантазия, поэтому бюст нулевого размера Киры Найтли входит в десятку самых соблазнительных

Но, в конечном счёте, именно эта нематериальность превращает северный маньеризм всего лишь в пленительное второстепенное течение в истории европейского искусства.

В процессе своих исследований он (Рубенс) понял, каким жестким формальным преобразованиям должно подвергнуться человеческое тело, чтобы остаться произведением искусства. 167 стр.

Энгр наконец позволил себе дать волю чувствам, и всё, что косвенно выражала рука Тетии или ступня одалиски , теперь (Турецкая баня) обрело открытое воплощение в пышных бёдрах, грудях и роскошных сладострастных позах.

Кеннет Кларк Нагота в искусстве. 186 стр.

Так вот, ступня одалиски по Кларку выражает чувственность! Вот та самая ступня:

На мой взгляд, какая-то невыразительная, аморфная. Посмотрите мою коллекцию, вот где выразительные экземпляры, как резцом выточены.

Шеффер, Кабанель, Бугеро, Эннер.

Обнажённая фигура, представляя собой вид идеального искусства, тесно связана с первым моментом замысла, с линией…195 стр.

…они, вероятно, говорили бы о своих творениях, как об искусных изображениях исключительно красивых людей. Именно так и должен говорить художник. Но на самом деле все они пытались создать некий образ, родившийся в воображении из сплава воспоминания, потребности и убеждения - воспоминания о произведениях искусства предшествующих эпох; потребности выразить собственные чувства и убеждения, что женское тело является символом гармонии природы. 199 стр.

Декоративное искусство призвано услаждать взгляд, а не занимать наш ум, не потрясать воображение, оно должно восприниматься однозначно, подобно давно устоявшимся правилам поведения. Поэтому в нём широко используются клише, фигуры, которые независимо от их происхождения сведены к понятному для всех знаковому эквиваленту. С этой точки зрения нагота представляет собой неиссякаемый источник декоративного материала. Она радует глаз, она симметрична и имеет простую, запоминающуюся форму, неотделимую от условия её существования. 326.

Зевс из Гистиеи. Аттическая статуя. Ок. 470 г. До н.э.

Скульптура найдена в море недалеко от Гистиеи (у мыса Артемисий). Первая отдельно стоящая фигура, переданная в движении и единственная, дошедшая до нас в виде бронзового оригинала. 204 стр.

Ни один художник Ренессанса ни разу не назвал ни одной даты правильно, даже даты своего рождения. 222 стр.

Нагота в искусстве. Кеннет Кларк

Пер. с англ. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с. (Серия "Художник и знаток".)

Новая серия «Художник и знаток» представляет книгу крупнейшего английского искусствоведа Кеннета Кларка «Нагота в искусстве», которая впервые переведена на русский язык. Автор знакомит с развитием жанра обнаженной натуры от его истоков до современности, выявляя в нем такие специфические направления, как «нагота энергии», «нагота пафоса», «нагота экстаза» и др. Оригинальная трактовка темы, живой, доступный язык, интересный подбор иллюстраций должны привлечь внимание не только специалистов, но и широкого круга читателей.

Формат: pdf

Размер: 10,6 Мб

Скачать: yandex.disk

Серия "Художник и знаток" представляет ряд интересных искусствоведческих исследований, имеющих, прежде всего, образовательную цель, но при этом остающихся строго академичными. Их достоинство - доступность и занимательность без сознательного упрощения и искажения научной мысли. Книги английского историка искусства Кеннета Кларка не случайно одними из первых включены в эту подборку. Его блестящая эрудиция, глубокое понимание предмета, верный глаз критика и искренняя любовь к искусству дополняются уважением к своей аудитории. Идя от простого к сложному, легко, без малейшего насилия и стремления навязать свое мнение, профессор превращает читателей из дилетантов в знатоков и истинных ценителей прекрасного. Мало найдется ученых, которые умеют говорить о сложных вещах просто, увлекательно и изящно, но Кларка хочется читать не торопясь, смакуя отдельные фразы, внимательно разглядывая предложенные им иллюстрации. На страницах его книг разбросаны прелестные образчики академического юмора, похоже, переселившиеся туда из лекций профессора, с которыми он выступал не только перед студентами, но и перед телезрителями Великобритании и Америки.

Возможно, тема исследования вызовет у кого-то фривольные ассоциации, но любителей клубнички книга порадует разве что красивыми картинками. По мнению Кеннета Кларка, изображение обнаженного человеческого тела - один из самых важных и достойных сюжетов в искусстве, хотя не во все исторические эпохи ему уделялось равное внимание. Телесную природу человека отрицать невозможно, а поскольку мы тщеславны и непременно стремимся быть увековеченными, изобразительное искусство навряд ли когда-либо полностью ограничится зигзагами и цветными пятнами, символизирующими работу нашего подсознания. Конечно, идеал внешней красоты постоянно менялся, на него влияла легкомысленная мода, религиозная мораль, высокие философские рассуждения и эстетские изыски. В книге Кларка находится место и палеолитическим Венерам, и греческим богиням; изможденным святошам в готическом стиле и земным красавицам Рубенса; миловидным простушкам Ренуара и кубическим обнаженным Пикассо. О мужской красоте тоже сказано немало, благо вплоть до середины XIX века не существовало явной дискриминации мужчин как обнаженной натуры. Ближе к нашему времени право демонстрировать свои прелести, к сожалению, стало почти полной прерогативой женщин.

Весной 1953 года я прочитал шесть лекций о наготе в искусстве, это были лекции на ежегодных Чтениях по изящным искусствам памяти Э. У. Меллона в вашингтонской Национальной галерее. Я никогда в жизни не выступал перед более отзывчивой и интеллигентной аудиторией и хотел бы сразу по окончании курса подарить каждому из присутствовавших экземпляр этой книги в знак признательности. Но лекции следовало значительно удлинить, написать три новые главы, а в последний момент издатели убедили меня добавить еще раздел примечаний. Это означало почти трехлетнюю отсрочку, и я благодарен фонду Чтений памяти Меллона и фонду Боллингена за терпение, которое они проявили, ожидая завершения работы над книгой. .

Однажды профессор-искусствовед задал студентам вопрос: «Как отличить подлинную греческую статую от римской копии?» Студенты долго и упорно демонстрировали свои знания, предлагая различные теории, но профессор, выслушав, их сказал: «Все гораздо проще: греческие статуи обнажены полностью, а у римских причинное место прикрыто листочком». Да, Рим уже стеснялся наготы в искусстве – а вот для Эллады это характерно не было.

Древнегреческая цивилизация отличалась чем угодно, только не стыдливостью, во всяком случае – в отношении человеческого тела. Она упивалась его красотой – во всяком случае, если тело действительно было красиво, как у атлета, выступающего на Олимпийских игра, потому атлеты и выступали обнаженными. И, конечно, совершенное мужское тело достойно воплощения в искусстве… женщину древнегреческое искусство «обнажало» не так охотно – ведь женщина по определению считалась существом несовершенным, а значит, воспевать красоту ее тела было бы по меньшей мере странно (впрочем, статуи обнаженных женщин все же встречаются – например Афродита Книдская).

Еще одна пикантная деталь: та часть тела, которой современные мужчины обожают «меряться», у древнегреческих статуй никогда не была большой. С огромным пенисом изображали только Приапа – бога плодородия, олицетворявшего дикую, стихийную силу в человеке, а совершенное тело цивилизованного человека – представителя культуры полиса – не терпело никаких преувеличений. Это тоже говорит о том, что в культуре Эллады изображение наготы в искусстве менее всего ассоциировалось с необузданной сексуальностью.

Для европейского средневековья подобное любование было немыслимо, но нельзя сказать, что обнаженное тело в средневековом искусстве отсутствовало вовсе. Оно допускалось там, где это соответствовало историческим обстоятельствам – например, при изображении распятого Спасителя. «Дозволялось» быть нагими Адаму и Еве до грехопадения. А еще обнаженными в Средневековье изображали грешников в Аду и людей, явившихся на Страшный Суд (вероятно, тем самым подчеркивались, что там все будут равны – ведь в средневековом обществе одежда позволяла отличить знатного сеньора от простолюдина).

Другая эпоха, которая «полюбила» обнаженное человеческое тело – это, несомненно, Ренессанс, да и не могла не полюбить, поскольку ориентировалась на идеалы античности, одним из которых было красивое человеческое тело, представшее в первозданной наготе. Объявив человека центром Вселенной, философия ренессансного гуманизма вновь любуется им. Оттенок фривольности появляется позже – в эпоху барокко, эпоху разочарования, прятавшую горечь под пышностью (в том числе и пышностью женских форм).

Классицизм и последующие художественные эпохи пытаются вернуться к античным образам прекрасной наготы – но первозданное восхищение уже недостижимо. Впрочем, нагота считается уместной при изображении античных сюжетов. Примечательно, что – в противоположность Элладе – более уместной считается женская нагота, а вот акварель английского художника Э. Бёрн-Джонса «Филлида и Демофнот» в 1870 году сняли с выставки именно из-за наготы Демофонта – нагота Филлиды никого не смущала.

Применительно к ХХ веку даже сложно говорить о наготе в живописи и скульптуре – за причудливыми образами авангарда нагое тело и не разглядишь толком. Зато пышным цветом расцвело изображение наготы в молодом искусстве – кинематографе. Но этой наготе тем более было далеко до невинного восхищения Эллады – обнаженное женское тело наряду с пистолетом стало одним из «ингредиентов» успешного фильма, не претендующего на статус высокого искусства.

Вопреки некоторым стереотипам, советское искусство никогда не отличалось особенным пуританизмом даже на фоне большинства западных стран. Одна девушка не поленилась собрать в своём журнале характерные образцы советского ню в живописи и графике периода с 1918 по 1969 г. Примерно такие подборки можно сделать по советскому фотоискусству, кинематографу, скульптуре, монументальному творчеству.

Оригинал взят у catrina_burana в Обнаженная натура в советском изобразительном искусстве. Часть III. 1950-1969

В 1950-е - 60-е годы соцреализм оставался главным направлением в советском искусстве. И, так же как и в 30-40-е, изображение обнаженной натуры должно было соответствовать его канонам. Набор ситуаций, где таковая натура могла засветиться был ограничен: берег реки или моря, баня, душ, ванна, ну, и, конечно, мастерская художника. Но еще в 40-е в теме "ню" стало появляться некоторое разнообразие сюжетов, еще более заметное в живописи и графике 50-х и особенно 1960-х. Вот, например, тема "утро". Видимо, считалось, что советской девушке или женщине вполне с руки, проснувшись с утречка, покрасоваться топлесс, или даже вообще в чем мать родила.

1950. Н.Сергеева. Доброе утро

1950. А Завьялов. Натурщицы на фоне драпировок

1950. В Аракчеев. Сидящая женщина.

1950. Вл Лебедев. Обнаженная натурщица

1950-е. В Дмитриевский. Обнаженная

1953. Всеволод Солодов. Натурщица

А теперь - водные процедуры! Пляж, баня, пловчихи, купальщицы.
1950. Н Еременко. На песке

1950-е. Б Шолохов. Баня

1950-е. Т Еремина. Пловчихи
Странная картина, точнее, ее название. Ну, справа-то точно, пловчиха. По поводу того, кто посередине - есть сомнения: мне все же кажется, что это пловец. Ну, а уж слева в стрингах и с голым задом - ну, точно не пловчиха...

А вот и Александр Дейнека, со своими задастыми моделями, куда ж без них!
1951. А.Дейнека. Эскиз к картине "Купальщица"

1952. А.Дейнека. Купальщицы

1951. А. Дейнека. Натурщица

1952. А. Дейнека. Натурщица

1953. Дейнека. Лежащая натурщица

1953. Дейнека. Лежащая с мячом
Две последние, особенно та, что без мяча - не столь внушительного рельефа. И мужичок ничё, только коротконог малость.
1955. Дейнека. Обнаженный натурщик
Несколько картин художника Андрея Гончарова.
1952. Андрей Гончаров. Обнаженная на сиреневом фоне

1952. Андрей Гончаров. Обнаженная сидящая

1954. А. Гончаров. Лежащая обнаженная с тюльпанами

1955. А. Гончаров Обнаженная, лежащая на красном

1956. А. Гончаров Обнаженная на полосатом

1958. А. Гончаров. Обнаженная модель
И вот, появляется уже разнообразие сюжетов. У Пименова сюжет, хотя и связан с купанием, но не совсем стандартный, а у Глазунова - вовсю веет эротизмом.
1955. Юрий Пименов. Зимний день

1956. Илья Глазунов. Утро
Еще несколько студийных натурщиц 1957-58 годов. Первая и третья - на зависть Дейнеке!
1957. А. Ольхович. Обнаженная

1957. Михаил Божий. Обнаженная

1958. А.Самохвалов. Обнаженная

1958. Р. Подобедов. Сидящая натурщица
Вот А.Сухоруких вносит еще больше разнообразия в ню-сюжеты. И "Полуденное солнце", и "Утро" наполнены романтикой...
1958. А. Сухоруких. Полуденное солнце

1960. А. Сухоруких. Утро
Купальная сцена, тоже не совсем типичная. В центре композиции - женщина или девушка - за простыней не видно - зачем-то загораживает этой самой простыней девчонку, протягивающую руку, по-видимому, за одеждой. Мол, я тебя загорожу, пока ты одеваешься. Но вот загадка: от кого?! С берега-то все видно, художник-то вот и подсмотрел! А со стороны озера - явно никого нет, да и другие не очень стесняются, та, что справа, сидит себе в полном неглиже... Загадочная картина.
1958. Чернышев. Купание на озере
Опять утро. Ну да, назвать такую картину "лежащая натурщица" нельзя, уж больно в фривольной позе она лежит, а так - ну, проснулась дамочка, ну, потянулась - что такого?
1959. Л.Астафьев. Утро

Снова морская тематика. В моду входят уже совсем не дейнекинские формы...
Два рисунка художника Григория Гордона. Читающая девушка - тоже популярный в те годы сюжет. Ну, читать можно и в таком виде, если жарко, например.
1960. Г.Гордон. Девушка с книгой

1959. Г.Гордон. Сидящая девушка
Еще три картины водной тематики.
1960. Владимир Стожаров. Баня. Стирающая женщина

1960-е. Федор Самусев. После бани
Несколько студийных ню. У Урусевского и Резниковой модели уже совсем худосочные...
1960. Геннадий Трошкин. Обнаженная

1960. Р. Подобедов. Молодая натурщица

1960. С.П. Урусевский. Обнаженная модель

1961. Евгения Резникова. Натурщица Лиза
Герои полотен В.Холуева легко узнаваемы. Что-то в них есть кукольное. Набор сюжетов - стандартный: обнаженная в студии, море, утро.
1960-е. В. Холуев. Лежащая обнаженная

1960-е. В. Холуев. Обнаженная

1960-е. В. Холуев. Рожденная морем

1960-е. В. Холуев. Утро

1962. В. Холуев. Обнаженная
"Весеннее утро" А.Сухоруких, хотя и сочетает в себе два типичных сюжета - утро и купание, но здесь нагота героини вторична; это "ню" не ради "ню", а вполне себе жанровая картина.
1962. А. Сухоруких. Весеннее утро
Дальше смотрим: и студии, и пляжи, и девушка с книгою еще одна... 60-е годы несли на себе отголосок вольности, снятия многих запретов, и чем дальше, тем больше свободы ощущается и в сюжетах, и в исполнении. Кроме того, нетрудно заметить, что внушительных форм уже почти не встречается.
1962. Владимир Лаповок. В мастерской

1962. М.Самсонов. Обнаженная

1963. С.Соловьев. Обнаженная девушка

1964. А.Самохвалов. На пляже

1964. В. Скрябин. Обнаженная

1965. А.Сухоруких. Девушка с книгой

1966. А.Сухоруких. В мастерской художника

1965. Н.Овчинников. Вечерняя мелодия

1966. Антонов. Банька в деревне Титово. Сёстры

1966. Тетерин. Обнаженная

1967. Капарушкин. Сибирячка

1967. А.Суханов. В мастерской
Ну, а это совсем уж фривольный сюжет. Прямо садо-мазо. Парня застукали за подглядыванием...
1967. А.Тарасенко. Наказание
Не купание, заметьте, а просто - отдых. Гуляла по горам девушка в шляпе, устала. разделась и присела на камушек...
1967. В.Чаус. Отдых

1968. Владимир Лаповок. Спящая

1968. Май Митурич. Обнаженная
А эта картина - вообще на грани. То ли школьники, то ли студенты вот так запросто пришли на бережок, куда, судя по наличию мостков, не только они ходят, разоблачились полностью, достали краски с мольбертами - и ну друг друга рисовать!
1969. М.Толоконникова. На этюдах

1969. Ю. Ракша. Август

1969. Ю. Ракша. Сон
Не самым плохим временем, сдается мне, были эти самые 1960-е...