Обучение рассказыванию по картинам. Конспект НОД.Развитие речи " Обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения". Старшая группа

Татьяна Родионова

Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Вид непосредственно-образовательной деятельности: развитие речи, коммуникация.

Цель : Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Задачи:

1. Образовательные:

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;

Учить рассказывать о содержании сюжетной картины;

Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

2. Развивающие:

Продолжать развивать речь как средство общения;

Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;

Обогащать речь прилагательными;

Совершенствовать диалогическую форму речи.

3. Воспитательные:

Формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областе Образовательная область «Коммуникация»:

Совершенствовать и активизировать речь;

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Образовательная область «Познание»:

Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их изменения;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Закрепить признаки зимы.

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Формировать привычку слушать собеседника и не перебивать его без надобности;

Развивать выполнение правил и норм поведения.

Образовательная область «Художественное творчество»:

Создавать несложные композиции;

Формировать навыки коллективной работы.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Методы и приемы: репродуктивные и поисковые вопросы, дидактическая игра «Построим горку» беседа, составление рассказа по картине, пальчиковая гимнастика, коллективная аппликация- коллаж.

Активизация и обогащение словаря: суровая, ветреная, снежная, вьюжная.

Материалы и оборудование к НОД: мольберт, картина «Зимние развлечения», ватман, заготовки фигурок людей, елочки, бумажные салфетки, клей, кисточки для клея, клеенка, влажные салфетки.

Предварительная работа:

Чтение стихов о зиме,

Рассматривание иллюстраций,

Беседы по данной теме;

Наблюдение за погодой на прогулке;

На ватман нанести способом набрызга голубую гуашь.

Конечный результат на ребенка (планируемые результаты)

Обогащен словарный запас ребенка;

Умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Вводная часть:

В. Отгадайте загадку:

Снег на полях

Лед на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

В. Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

Д. Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз.

В. Молодцы. Какие стоят деревья?

В. Что лежит на крышах домов и на улице?

В. Отвечаем полным предложением.

В. Что надевают люди зимой?

Д. Шапку, шубу, теплые сапоги.

В. Как живется зверям и птицам зимой?

Д. Трудно.

В. Почему? Как можно им помочь?

Д. Сделать кормушки, давать им корм.

В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

Д. Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.

В. Верно. Зима- чудесное время года для игр. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно.

В. Ребята, назовите зимние забавы.

Д. Катание на коньках, лыжах, санках, лепить снеговика, кататься со снежной горы.

В. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов?

В. Мы будем придумывать и называть слова и из них строить горку. Посмотрим насколько высокая горка получится у вас. (Прикрепляет снежки из ваты на доску/.

В. Начинаем: Зима какая? (Снежная, Холодная, Суровая, Морозная, Ветреная, Вьюжная) Снег какой? (Белый, Пушистый, Холодный, Колючий, Жесткий, Рассыпчатый, Мягкий)

В. Какие вы молодцы, назвали много разных слов о зиме, высокая горка получилась у вас!

Беседа по картине «Зимние развлечения»

В. Садимся на стульчики. Перед детьми мольберт, на котором картина «Зимние развлечения». Ребята. внимательно посмотрите на картину и скажите какое время года запечатлено? Почему вы так думаете?

Д. Называют свои ответы. (На картине зима, потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах и т. д.)

В. Что вы можете сказать про день? Какой он? (Ясный, солнечный)

В. Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Один ребенок сразу же побежал на горку….» Дальше продолжает Никита. (Слушает детей поочередно.)

В. Всем нашлось дело по душе.

В. Ребята обратите внимание не забыли ли дети о своих пернатых друзьях.

Дети рассказывают о том, какие птицы изображены на картине, кто их кормит.

В. Молодцы, верно. /выслушивает и оценивает ответы детей/.

В. Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом. Попробует рассказать Настя

В. Молодец, …Молодцы, ребята.

В. Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

Д. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

В. Ребята, чей рассказ был интереснее?

Если дети рассказали хорошо, образец не давать.

В. Ребята, понравилась вам картина, которую написал художник?

В. Как можно иначе назвать картину? Какое название лучше всего подходит: «Пришла зима», «Зимние развлечения»?

Д. Предлагают свои ответы.

Физкультминутка

Зимние забавы

Мы бежим с тобой на лыжах

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

В. Молодцы, ребята! А сейчас, мы будем художниками, нам нужно написать «Зимнюю картинку» на этом пустом ватмане /на ватман способом набрызга нанесена голубая краска/. А писать будем необычным способом, используя коллаж. /Распределяет задания между детьми одна группа вырезают из заготовок снеговика, вторая вырезают фигурки «детей», третья группа вырезают елочки, затем делаем из бумажных салфеток снежные комки. /Во время коллективной работы вспомнить вести с детьми беседу, вспомнить стихи о зиме/.

По окончании работы воспитатель предлагает вырезанные фигурки наклеить на ватман.

В. Молодцы, ребята! Прекрасная картина у нас получилась. Какое время года изобразили? Как можно назвать эту картину? /ответы детей/.

В. Ребята кто мне скажет, чему мы сегодня учились? /ответы детей/. Маша чем тебе запомнилось занятие?

В. Молодцы! Учились составлять рассказ по картине «Зимние развлечения». Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость, и мы рады проказам матушки-зимы.

В. Молодцы, ребята! Занятие окончено.

  • Закрепление представлений о зиме и ее предметах.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных.
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов).
  • Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).
  • Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

    Оборудование. Наборное полотно, сюжетная картина “Зимние забавы”, сюжетные картинки-фрагменты, мяч, картинка с изображением вьюги, полоски-схемы слов (по количеству детей), цветные карандаши.

    Ход занятия

    1. Организационный момент (объявление темы занятия, создание эмоционально-положительного фона. Активизация словаря по теме “Зима”, совершенствование грамматического строя речи)

    Дети проходят в кабинет и встают рядом со своими стульчиками.

    Закрепление представлений о зиме и ее предметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).

    Сейчас сядет тот, кто подберет слова по теме “Зима”.

    Логопед произносит прилагательные, а дети подбирают к ним существительные.

    Снежный (что?)....Морозный (что?)….Сильный (что?)….

    Снежная (что?)….Ледяная (что?)….

    Белый (что?)…. Холодная (что?)….

    Логопед: Молодцы, правильно подобрали слова.

    2. Рассматривание сюжетных картинок – фрагментов к сюжетной картине “Зимние забавы”, самостоятельное составление предложений по картинкам – фрагментам (расширение глагольного словаря, развитие диалогической речи)

    На наборном полотне выставлены картинки –фрагменты. Детям дается время для свободного рассматривания, а затем логопед задает вопросы

    Кто изображен на картинках?

    Что делают дети?

    В какое время года можно играть в эти игры?

    3. Игра с мячом “Какой? Какая? Какое?” (активизация словаря прилагательных)

    Логопед предлагает детям встать и поиграть в мяч.

    Логопед: Сейчас я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете ловить его и давать ответ на этот вопрос.

    Снег какой? - белый, холодный, скрипучий.

    Ветер зимой какой - колючий, холодный сильный.

    Воздух зимой какой? - свежий, морозный, холодный.

    Горка какая? - Ледяная, скользкая, высокая.

    Лед какой? - блестящий, скользкий, гладкий.

    Логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и помещает на него картинку южного зимнего дня.

    Логопед : На этой картине изображена вьюга. Что такое вьюга и как можно назвать вьюгу по-другому (метель, буран, сильный ветер)?

    Сейчас мы поиграем в игру - Вьюга, вы будете петь звук “у” то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше рука, тем громче вы должны петь, чем ниже - тише петь.

    5. Беседа по сюжетной картине “Зимние забавы” и ее фрагментам (развитие связной диалогической речи, зрительного внимания)

    Логопед помещает на наборное полотно картину “Зимние забавы” и ее фрагменты, предлагает детям сопоставить картину в целом и картинки-фрагменты, вместе придумывают название картины, составляют предложения.

    6. Упражнение “Снеговик” (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

    Логопед приглашает пройти детей на ковер и выполнить упражнение.

    Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая,
    Кати по снегу свой снежок. Будто катят ком.
    Он превратится в толстый ком, “Рисуют” руками круг.
    И станет ком снеговиком. “Рисуют” снеговика.
    Его улыбка так светла! Улыбаются.
    Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза,
    Прикрывают голову ладошкой,
    Трогают нос, держат метлу.
    Но солнце припечет слегка - Приседают
    Увы! - и нет снеговика. Разводят руками
    В. Егоров

    7. Составление рассказа по картине “ Зимние забавы” (развитие связной речи, зрительного внимания)

    Логопед: Давайте составим рассказ по картине, вспомним какое время года на ней изображено, кто изображен на ней, что делают дети на картине, какие зимние развлечения нарисованы на ней?

    Дети составляют предложения, логопед при необходимости помогает, задает наводящие вопросы.

    8. Упражнение “Определи место звука в слове” (совершенствование навыка звукового анализа слов - выделение согласного на фоне слова)

    Логопед предлагает детям пройти за стол, на котором лежат полоски-схемы слов. На наборном полотне картинки с изображениями: кот, носок, персик, комар, окно, ветка.

    Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на задание. Нужно будет закрасить соответствующую клеточку, определив место звука (к) названиях картинок. Первая клеточка - звук в начале слова, вторая - в середине слова, третья - звук в конце слова.

    Дети выполняют задания и комментируют свои действия.

    9. Окончание занятия (оценка работы детей)

    Детям предлагается вспомнить все задания, которые выполнялись на занятии, сказать, что больше всего им понравилось делать.

    Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

    Возрастная группа: Старшая Название группы: «Буратино» Подготовила: Воспитатель: 1-ой категории Д.Р. Нуцалова г. Когалым 2017 

    Составление сюжетного рассказа по картинкам «Зимние забавы» .

    Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы» .

    Образовательные задачи:

    • учить детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы» , при описании событий указывать место и время действия
    • учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.
    • знать, что в рассказе есть три части (начало, середина и конец)
    • упражнять детей в четком произношении звука «з» - «с» . Совершенствовать фонематическое восприятие

    Развивающие задачи:

    • развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников.
    • активизировать речь детей, обогащать словарный запас
    • закреплять и расширять знания о зимних забавах.

    Воспитательные задачи:

    • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
    • воспитывать желание использовать «Зимние забавы» на прогулке.

    Интеграция: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

    Методические приемы: беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутки.

    Оборудование: картина «Игры на свежем воздухе» (Зимние забавы) ; разрезные картинки «Зимние забавы» , картинка снеговика, использование ИКТ.

    Формы и методы: наглядные – рассматривание картин «Игры на свежем воздухе» ; словестные – отгадывание загадки о снеговике, игра «Подбери ласковое название для зимних слов» ; повторение чистоговорки; практические – составление сюжетного рассказа по картине «Зимние забавы» .

    Предварительная работа:

    • Беседы о зиме.
    • Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях.
    • Чтение художественной литературы.
    • Наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.

    Материал: мультимедийный проектор, подбор слайдов по теме занятия, картина «Зимние забавы» .

    Ход занятия.

    Организационный момент:

    Дети проходят, становятся в круг. Игра: «Здравствуй»

    Здравствуй правая рука
    Здравствуй левая рука
    Здравствуй друг, здравствуй друг
    Здравствуй всеь наш, дружный круг

    Я люблю свой детский сад
    В нем полным, полно ребят
    Может 100, а может 200
    Хорошо когда мы вместе

    Воспитатель: Все на месте?

    Воспитатель: Все ли тут?

    Обернулись, посмотрели

    И друг другу улыбнулись

    Воспитатель: Давайте и гостям улыбнемся, и поздороваемся

    Поиграем в пальчиковую игру «Мы во двор пошли гулять»

    Раз, два, три, четыре, пять
    Мы во двор пришли гулять.
    Бабу снежную лепи,
    Птичек крошками кормили,

    С горки мы потом катались,
    А ещё в снегу валялись.
    Все в снегу домой пришли.
    Съели суп, и спать легли.

    Ребята посмотрите внимательно скажите, что нового появилось в нашей группе (Волшебный сундучок) .

    Этот сундучок нам передал снеговик. Давайте посмотрим что в нём?

    Здесь конверты с заданиями (открывает первый конверт, читает) . «Здравствуйте, ребята. Я очень люблю зиму и все, что с ней связанно. Поэтому передаю вам картинки связанные с зимой.

    Предлагаю поиграть в игру «Назови ласково» .

    Софья разложи картинки на столе. А теперь возьмите картинки, которые связанные с зимой и встаньте в круг. Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов: 1) зима – зимушка; 2) снег – снежочек; 3) снеговик – снеговичок; 4) сани – саночки; 5) сугроб – сугробик; 6) снегурка – снегурочка; 7) лед – ледок; 8) сосулька – сосулечка; 9) шуба – шубка; 10) снежинка – снежиночка; 11) горка – горочка; 12) валенки – валеночки; 13) рукавица – рукавичка; 14) шарф – шарфик; 15) мороз – морозик; 16) ледянка – ледяночка; 17) ёлка –ёлочка; 18) шишка – шишечка; 19) заяц – зайчонок.

    Картинки не связанные с зимой:

    девочка в летнем платье, зелёное дерево, осенний дождь.

    Молодцы! А почему вы не взяли эти картинки? (потому что они не связанные с зимой)

    Присаживайтесь на стульчики.

    Ребята, вот вам следующее задание, «я знаю чудесную зимнюю чистоговорку попробуйте ее повторить» :

    ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,
    ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.
    ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза,
    ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.

    ИСКО-ИСКО-ИСКО- зимой солнце низко.
    АСКА-АСКА-АСКА- вокруг снега сказка,
    ИСТО-ИСТО-ИСТО- снег все спрятал чисто.»
    Воспитатель: Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку. Теперь отдохнём?

    Физкультминутка:

    Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
    По сугробам мы шагаем, ма шагаем, мы шагаем.
    И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
    На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

    И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
    Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

    (Садятся на места)

    Давайте посмотрим, что нам ещё прислал снеговик.

    Посмотрите, снеговик прислал нам интересные картинки.

    А о чём картинки вы узнаете, отгадав загадку.

    Ребенок: Сколько снега намело
    Стало чисто и светло
    И мороз почти до слёз
    Ущипнул меня за нос

    Знать уже пришла сама
    Настоящая … (Зима)
    Вам нравится зима?
    Зима – чудесное время года

    Снеговик предлагает составить рассказ по этим картинкам.

    Какое время года изображено на этих картинках? (Зима)

    Посмотрим внимательно на эти картинки. Скажите о чём эти картинки? (эти картины о том, как дети играют в разные игры)

    А как одеты дети? (Они одеты в зимнюю, тёплую одежду)

    Какая погода на картинах? (Зимний, солнечный день. Выпало много снега)

    1 картина

    Теперь рассмотрим, что делают дети на этой картине? (Дети лепят снеговика) .

    Воспитатель: -Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья: один большой, другой – поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц – глаза, из морковки – нос. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик)

    2 картина

    Воспитатель: - Посмотрите на эту картину, как ребятишки играют в снежки? (Они бросают снежки друг в друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что-то может «берегись!» , «пли!»

    3 картина

    Воспитатель: - Рассмотрим детвору, которая катается с горки на санках. (Дети катаются на саночках с горки. По их лицам тоже видно, что им весело, потому что санки с горы катятся быстро.)

    4 картина

    Воспитатель: - А вот ребята катаются на коньках. Расскажите, как они одеты, как катаются? Придумайте им имена. (Саша и Маша одели коньки, теплый спортивный костюм, шапку и пошли на каток. Они кружились, скользили по льду. Рисовали лезвием конька красивые узоры) .

    Воспитатель: - Посмотрите, ребята, на катке еще есть мальчишки, играющие в хоккей. Что у них в руках? (У них есть клюшки) .

    Что они делают? (Они гоняют шайбу) .

    Я думаю, что им очень весело.

    5 картинка

    А здесь дети катаются на лыжах

    Что они делают? (Они едут по лыжне) .

    Что у них в руках? (У них в руках есть лыжные палки, чтобы отталкиваться ими от снега)

    Снега выпало много, лыжи легко скользили по снегу.

    А если подойти к детям поближе, что можно услышать? (Можно услышать шум, смех детей, весёлые крики, голоса) . У них весёлое, хорошее, настроение.

    Воспитатель: -Вы рассказали обо всех детях на картине, теперь нам осталось закончить рассказ. Например: «Долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться» .

    Воспитатель: -Молодцы, теперь послушайте мой рассказ.

    «Зимний, солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Другие ребята катаются на лыжах, у них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются на коньках, играют в хоккей. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!»

    Воспитатель: - А теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ. (Слушаем рассказ 4-5 детей, воспитатель помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа. Следит за грамотным построением предложений) .

    Воспитатель: - Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы вы придумали.

    Снеговику очень понравился наш рассказ.

    А сейчас, мы покажем снеговику как мы гуляем зимой.

    Физкультминутка:

    Мы бежим с тобой на лыжах,
    Снег холодный лыжи лижет.
    А потом – на коньках,
    Но упали мы. Ах!

    А потом снежки лепили,
    А потом снежки катали.
    А потом без сил упали
    И в детский сад мы прибежали.

    Д/игра: Разгадывание загадок (использование ИКТ)

    Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки.
    Но не бью коней, их жалко.

    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега.
    Ответы детей: лыжи
    Кто десять километров,

    Качая в такт рукой,
    Бежит быстрее ветра
    Согнувшись кочергой?
    Ответы детей: конькобежец

    Клюшки в руках, шайба на льду.
    Мы с бараньими рогами
    Смелый вратарь у всех на виду.
    Этой команды нету дружней.

    Эта игра зовётся …
    Ответы детей: хоккей.
    Мы с бараньими рогами
    Вниз под горку мчимся сами,

    А как на гору взбираться,
    Начинаем упираться.

    Ответы детей: санки.

    Итог:

    О чём мы сегодня говорили?

    Что мы делали?

    Что больше всего вам понравилось?

    И ваши рассказы тоже понравятся снеговику.

    Он посылает вам эти раскраски, ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

    Конспект урока по русскому языку 2-б класс,

    учитель Гусарова Жанна Сергеевна.

    Тема : Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

    Цели урока : Составление учащимися рассказа по составной картине на основе деформированного текста, воспринимаемого на слух, обучение составлению сюжетного рассказа по картине: усвоение норм построения творческого высказывания. Продолжать работу по формированию интонированной речи с использованием элементов фонетической ритмики. Закрепление и расширение знаний о зимних забавах. Развитие связной грамматически правильной речи, лексики, речемыслительной деятельности, зрительного восприятия. Воспитание желания использовать “зимние забавы” на прогулке, пополнять словарный запас учащихся.

    Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

    Планируемые результаты:

    Универсальные учебные действия

    Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

    Регулятивные : Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

    Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

    Личностные результаты: Волевая саморегуляция, с заданным эталонном.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

    Приемы: рассуждение

    Формы организации: групповая, коллективная, работа в парах, индивидуальная.

    Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения

    Оборудование: картинки, на которых изображены игры детей в разное время года; картина “Зима. Игры на свежем воздухе” (Зимние забавы); план-схема для рассказывания; лист для работы; карандаш, ручка, интерактивная доска.

    Этапы урока

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    УУД (метапредметные результаты)

    1 Организационный момент Мотивационный.

    Здравствуйте, ребята! Дети стоят около парт.А что это такое такое? Как они падают? Давайте сядем, как снежинки, тихо, медленно и красиво. Сели, девочки. Сели, мальчики.Ребята, какое сейчас время года? А может быть лето? А вы любите зиму?

    Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.

    РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

    2 Актуализация знаний, фонетическая зарядка.

    Ребята, какое сегодня число? Какой по счету урок? Какой урок? Сегодня на уроке мы будем слушать и хорошо говорить. Какой дежурный звук? Фонетическая зарядка: (работа на голое ухо)

    Са, ста, са ста, составлять

    Ас, аска, рассказ

    Составлять рассказ

    Выполняют задание. Самооценка.

    Предлагает задания. Учить правильному произношению звуков, слов, правила орфоэпии.

    контроль в форме сличения способа действия и его результата

    3 Целеполагание. Постановка учебной задачи

    Как вы думаете, что это?(на доске ватман голубого цвета).почему на доске бело-голубое полотно? А какое время года нарисовано? Потому, что зима, снег, лед.

    Предлагает задания. Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

    РУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.Осуществлять пошаговый контроль.

    Актуализация знаний. Повторение пройденного.

    А давайте мы с вами станем художниками и нарисуем картину, а потом составим рассказ по картине. Кто мне поможет? Как вы думаете, кто рисует картины?

    Единица речи Лексическое значение.

    Предлагает задания

    Словарная работа

    Художник, понятие.

    художник

    Предлагает задания

    контроль в форме сличения способа действия и его результата

    Физминутка

    Мы бежим с тобой на лыжах,
    Снег холодный лыжи лижет.

    А потом – на коньках.
    Но упали мы. Ах!

    А потом снежки лепили,

    А потом снежки катили,

    А потом без сил упали

    И домой мы побежали.

    Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

    Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

    Использование знаний в новых условиях

    Работа в паре

    Воспитательный момент

    Какая погода на нашей картине?

    Светит солнце. Голубое небо.

    Солнце (что делает?) светит. Небо (какое?) голубое, светлое, чистое.

    Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

    Самоопределение к деятельности.

    А во что вы любите играть зимой?

    Мальчик катается на лыжах. Девочка катается на коньках. Дети лепят снеговика. Мальчики играют в снежки.

    А какое у детей настроение?(радостное, веселое).

    Давайте вспомним, как мы составляем рассказ:

    Вступление.

    Основная часть.

    Заключение.

    А что есть еще у рассказа? Есть название.

    Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов

    Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

    Осуществлять синтез как составление целого из частей.

    Самостоятельная работа. Выборочное письмо

    Возьмите листочки. Прочитайте названия, какое название вы выберите для своего рассказа? Записываем.А что такое забавы? Как сказать по другому? Игры, развлечения.

    Зима. Зимние забавы. Первый снег.

    Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод.

    Л контроль в форме сличения способа действия и его результата Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

    Идивидуальная работа

    Как вы думаете, что мы будем писать в первой части, вступлении? Какая сегодня погода.

    Прочитайте на листочках:

    Вступление :

    Был ясный морозный день. Ночью выпал первый снег. На улице сильный мороз. Чудесный зимний день.

    Как вы думаете, какое предложение не подходит для начала рассказа?

    Мальчики и девочки вышли гулять.

    На доске:(карточки со словами) вышли во ребята двор

    Можно ли их назвать предложением? Почему?

    Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак, слова стоят в неправильном порядке) Что надо сделать, чтобы получилось предложение? (Поменять слова местами). Поменяйте местами слова. Ответы детей, записываем, Каждая часть пишется с красной строки.

    Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

    Предлагает задания, помогает сделать вывод.

    Контролировать действия партнера.

    Коллективная работа.

    Какая следующая часть? Основная.

    Что мы в ней будем записывать?

    На доске предложения основной части, дети выстраивают.

    Как вы думаете, что у нас неправильно, повторяются слова КАТАЮТСЯ, что мы можем сделать, как можно составить слова по другому?

    Что нам осталось? Написать заключение.

    Как вы думаете, какое предложение подходит:

    Весело ребятам зимой.

    Весело ребятам зимой?

    Весело ребятам зимой!

    Выполняют задание

    Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

    Контролировать действия партнера.

    Итог урока, рефлексия

    Итог урока

    Что нового узнали на уроке?

    – Кому было интересно?

    – За что ты можешь себя похвалить? (Помогал товарищу!) оценка работы(смайлики).

    Подводят итог

    Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

    Контролировать действия

    Ребята, дома допишите заключение нашего рассказа.

    Дает дом задание

    Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность своих возможностей, привитие желания справиться с более трудной задачей.

    Контролировать действия