Описание города нн в мертвых душах.  Мертвые души

Николай Васильевич Гоголь – знаменитый российский критик, поэт. От рождения носил фамилию Яновский, по истечению времени стал иметь носить двойную фамилию Гоголь – Яновский. Уроженец Полтавской губернии, берёт свои начала у казаков. Военный деятель Остап Гоголь является его кровным родственником. С детства Николай отличался своим неординарным мышлением, и в итоге стал классиком русской литературы.

Работа «Мёртвые души», стала одним из шедевров русской литературы, в которой автор, глубоко открывает суть жизни Руси и все её тонкости. Чичиков Павел Иванович, является главным персонажем в этой поэме, и первым что можно рассказать о том образе города, в котором проходили действия поэмы, это было мнение этого героя. Сам Чичиков, является путешественником, который и выкупает в городах подобного рода, «мёртвые души» крестьян.

Приехав в этот город, Павел изначально предполагал, что этот город более «живой», в нём чаще можно увидеть празднования и уличные вывески. Но окунувшись в быт его жизни, Чичиков понимает, что это лишь маска, за которой кроется жизнь тех же самых богачей, который правят везде и всюду, при этом, оскверняя обычный дворянский нрав. В самом городе, все действия проходят строго по распорядку, который соблюдается ежедневно. Визиты к прокурорам, движение почтовых работников, и женщин, украшающих серые, но густые улицы города N. Именно краткое описание их внешности, давало читателю понять, как Павел Иванович относиться к ним. Губернатором города, по его мнению, был типичный добряк, угрюмый прокурор, отличался густыми бровями, а почтовый работник, казался ему остроумным философом.

Особое внимание, автор уделял, женщинам этих правителей. Дамы богачей и государственных деятелей, были очень «пустыми» но красивыми натурами. Их образ, можно было сравнить с образом французских леди. Не смотря на их красоту, женщины были огромными сплетницами. И в силу своего статуса, могли смело влиять на своих мужей. Тем самым, убеждать их в таких вещах, в которых сами разбирались только понаслышке.

Как и везде, здесь в гостиницах находились тараканы, всё было банально окрашено в серый цвет, зеркала, сильно искажали отражение, а золотые яйца на полках трактиров, подчёркивали величество города.

Не смотря на всё это, город живёт своими определёнными правилами, в которых существуют свои идеалы, к которым стремилось большинство его жителей. Возможно по этой самой причине, этот город, так часто упоминал автор, в своей работе.

Для 9 класса

Несколько интересных сочинений

    Честь. Это понятие было знакомо человечеству еще много лет тому назад, хотя в последнее время люди все реже задумываются, а что же на самом деле означает слово «честь»?

    Я родился в семье, где книги были не какие-то бумажки, а нечто большее, это было главной ценностью моей семьи. И естественно, меня это тоже коснулось. С раннего детства я начал проявлять тягу к книгам, родители привили мне тягу к их чтению

  • Сочинение Как прекрасен этот мир 5 класс

    Наш мир прекрасен вдвойне, так как природа не только поражает своей красотой, но к тому же еще и люди создают этот мир по-своему.

  • Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение

    Человек, пока он жив, мечтает. Это одна из самых замечательных вещей на земле. Мечты важны, они направляют энергию. Люди забывают об этом, считают мечты глупой вещью и удивляются, почему их жизнь не идет нормально

  • Сочинение Маленький человек в пьесе Бесприданница Островского

    Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению « маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов

/ / Образ города NN в поэме Гоголя «Мертвые души»

Прекрасная работа Н.В. Гоголя « » была названа поэмой. В своем содержании она прославляла всю природу жизни России того времени. Конечно, автор очень часто использует такой литературный прием, как сатира, ведь по-другому, передать окружающую действительность было не возможно.

События разворачиваются в городе NN. Именно туда приезжает главный герой – для воплощения одной из своих предпринимательских идей. Город NN был похож на остальные города России, он ничем не выделялся, но и не отставал в развитие. А это значит, что именно в образе этого города Н.В. Гоголь пытался раскрыть действительность и показать полную картину жизни всей страны.

Во время приезда, главный герой обращает внимание на типичные дома, которые располагались в городе. На первый взгляд кажется, что город NN оживленный, активный. В нем постоянно происходят какие-то действа, мероприятия. Мы часто слышим о завтраках, об обедах, о балах и застольях. Но, это мнение быстро развеивается, когда мы знакомимся с помещиками, которые проживают в городе. Они бездушны и мертвы изнутри, они жадны и скупы. Таких людей мало что интересует, кроме денег и доходов.

Когда Чичиков впервые приехал в город, он обратил особое внимание на молодого человека, слегка пошловатого вида. На нем были надеты обтягивающие панталоны, которые сжимали его тело. Торс был прикрыт фраком. Такая «визитка» города NN говорит нам о вкусах того общества, о моде и покушение на нее.

Дает краткое описание административной власти, которая главенствовала в городе. Губернатора он называет добряком, почтмейстера – философом и остряком. Чиновники города NN мало образованы, так как и помещики. Все они достигали своего чина и продолжали наживаться на окружающих, на своих крепостных. Среди таких людей, в городе торжествует взятничество. Ни один вопрос, даже самый маленький, не мог решиться без взятки. Правители города были одинаковы в своих стремлениях. Они безответственно и халатно относились к своим служебным обязанностям.

Особое внимание автор уделяет описанию женской части населения города. Жены чиновников были осведомлены в последних модных тенденциях. Они выглядели изящно и ухоженно. Но, все это было лишь бессмысленным подражанием, которое часто переходило все дозволенные границы. Барышни аккуратно и красиво общались. Они использовали только правильные слова русского языка, выкидывая все просторечивые и народные выражения. Женское общество города NN было наполнено сплетнями и грязными разговорами, которые очень быстро разлетались по округам.

Женщины имели потрясающее влияние на своих мужей, они заставляли их верить во все придуманные сплетни, настраивали друг против друга. Вследствие этого, каждый чиновник пытался напакостить своему соседу, товарищу, и даже другу.

Герои поэмы «Мертвые души» просто мечтают о жизни в столице - в славном Петербурге.

Именно собирательный образ городов России того времени способен показать читателю истинную суть и характер, как столичной, так и провинциальной жизни. Большой город был открыт для богатых личностей. Такому маленькому человеку, инвалиду, как капитан Копейкин, не было места в славной столице.

Автор поэмы, используя сатирические приемы, открыто заявляет о социальной несправедливости, которая царила в городах России. Герои города NN совершают одни и те же действа – ведут беззаконную и безнаказанную жизнь, проводят время праздно и бестолково. Это и является особенностью, которая объединяет личности чиновников и помещиков не только этого города, а всех городов России того времени. Мы видим реальную картину жизни, которую так мастерски описал великий автор Н.В. Гоголь.

Образ города в поэме «Мертвые души»

Композиционно поэма состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов - помещики, город, жизнеописание Чичикова, - объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя.

Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру: это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в «храме Фемиды». И это естественно для административно-бюрократической России. Поэтому эпизод посещения Чичиковым палаты становится центральным, самым значительным в теме города.

Описание присутствия - апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могущество и одновременно немощность бюрократической машины. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточничества, лжи и казнокрадства - сердце города, единственный его «живой нерв».

Вспомним еще раз взаимосвязь «Мертвых душ» и «Божественной комедии» Данте. В поэме Данте героя водит по кругам Ада и по Чистилищу Вергилий - великий римский поэт дохристианской эпохи. Ему - нехристианину - нет пути лишь в Рай, и в Раю героя встречает Беатриче - его вечная светлая любовь, воплощение чистоты и святости.

В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрождается образ Ада - хоть и опошленного, комического - но истинно русского Ада. Возникает и своеобразный Вергилий - им оказывается «мелкий бес» - палатский чиновник: "… один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу..." Гоголевская ирония блистательна: бесподобен председатель - «солнце» гражданской палаты, неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает священный трепет. И самое смешное - как и самое трагичное, самое страшное! - то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя - солнцем, его кабинет - Раем, его гостей - святыми Ангелами...

Как же мельчают, как испошляются души в современном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях - Рай, Ад, Душа!..

Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смерти прокурора: ведь о том, что «у покойника была, точно, душа», окружающие догадались, лишь когда он умер и стал «одно только бездушное тело». Для них душа - понятие физиологическое. И в этом - духовная катастрофа современной Гоголю России.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Набоков так комментирует сцену бала у губернатора: «Когда Чичиков приезжает на вечеринку к губернатору, случайное упоминание о господах в черных фраках, снующих при ослепительном свете вокруг напудренных дам, ведет к якобы невинному сравнению их с роем мух, и в следующий же миг зарождается новая жизнь. „Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница [вот она!] рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети [вот и второе поколение!] все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом [один из тех повторов, свойственных стилю Гоголя, от которых его не могли избавить годы работы над каждым абзацем], влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостью старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски, где враз-битную, где густыми кучами“. <…> Тут сравнение с мухами, пародирующее ветвистые параллели Гомера, описывает замкнутый круг, и после сложного, опасного сальто без лонжи, которой пользуются другие писатели-акробаты, Гоголь умудряется вывернуть к исходному „врознь и кучами“».

Очевидно, что жизнь эта - призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Что взбаламутило город, что заставило все в нем сняться с места в последних главах поэмы? Сплетни о Чичикове. Что за дело городу до чичиковских афер, почему городские чиновники и их жены приняли все так близко к сердцу, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть? Лучше всего комментирует и объясняет весь механизм жизни города черновая запись Гоголя к «Мертвым душам»: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделия и приняло выражение смешного в высшей степени… Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно. Не трогаются. Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателям мертвая бесчувственность жизни».

Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок «И вот заведение», «Иностранец Иван Федоров»… Думаете, это Гоголь сочинил? Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова «Меткое московское слово» целая глава посвящена текстам вывесок. Приводятся такие: «Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином. Соломон», «Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти». А вот совершенно «гоголевские»: «Парикмахер мусью Жорис-Панкратов», «Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка». Куда до них бедному «Иностранцу Ивану Федорову»! А ведь Е. Иванов собирал курьезы в начале XX века - то есть более 50-ти лет прошло после создания «Мертвых душ»! И «парижский парикмахер из Лондона» и «мусью Жорис Панкратов» - духовные наследники гоголевских героев.

Во многом образ губернского города в «Мертвых душах» напоминает образ города в «Ревизоре». Но - обратим внимание! - укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городишки, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», город центральный - «невдалеке от обеих столиц». Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. А жизнь та же - пустая, бессмысленная, алогичная - «мертвая жизнь».

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». «Реальный» мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Манилов, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Д.С. Лихачев подчеркнул, что «все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века». По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать «хотя бы с одного боку, но всю Россию». Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда - и поэтому одновременно отвратительны и смешны, - Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни. Глава «Рыцарь копейки», вынесенная в конец первого тома, композиционно становится «вставной новеллой». Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь? А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: «копи копейку»?

«Комизм кроется везде, - говорил Н. В. Гоголь. - Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху». Этот принцип художественного творчества воплотил он в «Мертвых душах». Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро. Эпическая абстрагированность автора от происходящего в «реальном» мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи «показать всю Русь», дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир.

Мир «идеальный» строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая. Сам автор видит «реальный» мир так объемно именно потому, что существует в «иной системе координат», живет по законам «идеального» мира, судит себя и жизнь по высшим критериям - по устремленности к Идеалу, по близости к нему.

В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, сочетание несочетаемого - оксюморон, ибо душа - бессмертна. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.

Мир «идеальный» - мир духовности, духовный мир человека. В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.

Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную «птицу-тройку». Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев - и всей жизни, следовательно, всей Руси.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994

Действие поэмы разворачивается в городе N, куда приезжает Чичиков. Н.В. Гоголь специально не уточнил название города, так как образ города стал собирательным, именно такими были многие губернские города.

В городе N течет ничем не примечательная обыденная жизнь. Все дома в городе построены как под копирку и выкрашены в мрачный серый цвет. Гостиницы, как и полагалось в те времена, были с тараканами. Одно развлечение было у горожан - трактиры. Эти заведения были похожи на обычные избы, только большего размера.

Как и в любом губернском городе, здесь были бездушные чиновники, которых совершенно не волновали судьбы простых людей. Они, не стесняясь, брали взятки, а сами были необразованными людьми. У них не было образования, да и книги они не любили читать. Даже полицейским стоило моргнуть глазом и торговцы тут же предоставляли им самый свежий товар.

Город был обезличен, а жизнь в нем была какой-то никчемной. Чиновники не выполняли свои обязанности, а их жены вели праздный образ жизни. Обычные люди и торговцы должны были дать чиновникам взятку, а иначе от них ничего не добьешься. Мне кажется, что тоже самое происходит и с современными городами. Жизнь катится в никуда, а чиновникам, как «мертвым душам» абсолютно на все наплевать.

Читая первую главу поэмы «Мертвые души», я задумался над тем, что образ губернского города NN, данный Гоголем с такой достоверностью, типичен для любого города России первой половины XIX века. Это значит, что господин мог приехать и в Оренбург, город типичный, средний, «… не в глуши, а, напротив, недалеко от обеих столиц», не хуже и не лучше других. Те же улочки, мостовые, постоялые дворы, церкви, площади… Я считаю, что в нашем городе до сих пор еще сохранились «уголки старины», напоминающие об истории дореволюционной России, о «быте и нравах» горожан первой половины XIX века.

Чичиков осмотром города был «удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам». Знакомство с «сильными мира сего» еще укрепило в нем расположение к городу. Он нашел здесь все, что искал: чиновники, от губернатора до полицмейстера, не страдали неприступностью и подозрительностью к новым для города лицам и безотказно сдавались на лесть. Чичиков познакомился и с помещиками – владельцами крестьянских душ, получил от многих из них любезное приглашение побывать в их усадьбах.

Автор же относится к городу иронически. Но выявить эту иронию довольно трудно. Гоголь прямо как будто ничего и не обличает. Напротив, о многих явлениях и лицах он говорит даже торжественно, как бы воспевая и возвышая их, но они столь ничтожны, что возвышенный стиль рождает лишь смех.

Вот Гоголь описывает гостиницу, «где за два рубля в сутки приезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях приезжающего». Почем мы смеемся, читая эту фразу? Какой же покой может быть в комнате с тараканами и всегдашним любопытным соседом за дверью? Этот комический слой фразы еще усиливается сравнением: тараканы не какие-нибудь, а «как чернослив», то есть столь хорошо видны, что уже от этого одного мгновенно улетучится всякий «покой».

Беспощадно-иронический авторский взгляд постоянно соседствует со снисходительно-приветливым отношением Чичикова к городу. Умиление Чичикова не бескорыстно – оно идет от желания сказать приятное «градоначальникам». Прогуливаясь по городу, Чичиков собирает материал для комплиментов, от которых должны растаять чиновники. Однако автор не позволяет читателю обмануться восторгами Чичикова. «Он взглянул в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Что в этой фразе передает отношение автора и где здесь мнение Чичикова. Разумеется, найти «очень красиво выкрашенными» подпорки к деревьям способен лишь Чичиков. А Гоголь иронизирует, издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах. Так разом Гоголь посмеялся и над вкусом Чичикова, и над ложью газет, и над раболепием сентиментальных обывателей.

Символический город NN, возникший в воображении Гоголя, отчасти помогает раскрытью идею «Мертвых душ». Об этом свидетельствуют черновые записки автора к первому тому. «Идея города. Возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени». Ключевая идея этих заметок – мысль о «городском безделье». «Безделье» это не просто пребывание без дела, в праздности. В мире Гоголя можно быть очень деятельным и в то же время не заниматься делом. Иными словами, это деятельность, лишенная внутреннего, духовного содержания. «Бездеятельность жизни» отличительная черта не только отдельных героев поэмы, но и всего города NN.

Царство чиновников объято тем же мертвым сном, что и поместья. И это царство нарисовано Гоголем с особой сатирой, ведь чиновники – тоже «мертвые души». Их поступками руководят страсть к наживе, круговая порука, грабеж, произвол, обман. Полное равнодушие к человеку сделало этих людей глубоко чуждыми народу. Угодничество перед значительными чинами лишило их возможности распознать в Чичикове мошенника. Гражданский долг, общественные интересы – понятия для чиновников чуждые.

Вот первый человек в городе – губернатор, человек праздный, единственное достоинство которого сводится к умению вышивать по тюлю разные узоры. Вот полицмейстер, «отец и благодетель города», хозяйничающий в купеческих лавках и в гостином дворе, как в собственной кладовой.

Это чиновники «толстые». По заслугам воздал Гоголь и их «тонким» собратьям, к числу которых принадлежит, например, Иван Антонович – «кувшинное рыло». Это типичный взяточник и бюрократ, ловкий стряпчий всех незаконных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника: таков неписаный закон в этой среде.

Возможный приезд высшего начальства в связи с раскрытием аферы Чичикова до того напугал этих людей с нечистой совестью, что среди них начинается паника, которая окончилась смертью прокурора, главного «блюстителя закона».

В «Мертвых душах» Гоголь коснулся и «столичной» темы. Едва ли не в каждой главе Гоголь так или иначе вспоминает Петербург. Случайно ли это? Нет, ведь у Гоголя не бывает случайностей. Выведя быт и нравы города NN, писатель «закидывает удочку»: а что же тогда творится в столице? Ответить на этот вопрос нам поможет «Повесть о капитане Копейкине». Это история об инвалиде – герое Отечественной войны 1812 года, прибывшего в Петербург за «монаршей милостью». Защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился средств к существованию. Капитан Копейкин добивается встречи с самим министром, человеком черствым и бездушным. Он лишь досадует, что посетитель отнимает у него столько много времени, ведь есть очень важные государственные дела. С какой откровенностью противопоставлены здесь интересы «государственные» и интересы простого человека!

Символом этой власти выступает и Петербург – чинный, важный, утопающий в роскоши. Это город, в котором совершенно немыслимо жить бедному человеку, ему никто не поможет. Как не помог инвалиду министр, более того, он распорядился выслать Копейкина из столицы. Тому же ничего не оставалось делать, как стать атаманом шайки.

По своему внутреннему смыслу повесть о капитане Копейкине является важным элементом в идейном и художественном замысле гоголевской поэмы. Повесть как бы венчает всю страшную картину полицейской России, нарисованную в «Мертвых душах». Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская , но и столичная бюрократия, само правительство.

По словам Герцена, «с хохотом на устах Гоголь без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя «Ревизор», его поэма «Мертвые души» представляют собой ужасную исповедь современной России».

Как и в «Ревизоре», в «Мертвых душах» Н. В. Гоголь рисует обобщенную картину русского города, административно-чиновничьего центра вообще. А потому, как и всегда, писатель показывает нам город через изображение чиновников. Губернатор, фигура в царской России достаточно значительная, прелестно вышивает по тюлю, и это его главное

достоинство. Полицмейстер заходит в лавки как к себе домой, но, как говорят купцы, «зато уж никак тебя не выдаст». Прокурор, по словам Собакевича, человек праздный... за

него все делает стряпчий Золотуха».

Умение чиновника крепостной экспедиции Ивана Антоновича-кувшинное рыло брать взятки вошло в пословицу. Гоголь всегда верил в высокое предназначение государства, а потому особенно страшно для него полное пренебрежение чиновников к своим обязанностям. Должность для них - это лишь средство приобретения чинов, возможность жить праздной, беззаботной жизнью. Вся административная система в городе устроена таким образом, чтобы чиновникам было проще брать взятки, обирать казну и весело проводить время. Все чиновники связаны между собой, а потому не станут друг друга выдавать. Не случайно в черновиках поэмы Собакевич дает следующую характеристику городу: «Весь город разбойничий вертеп».

Но не только административные отношения в городе сами по себе интересуют Н. В. Гоголя. Как и в помещика, писатель пытается найти в чиновниках губернского города душу - и не находит ее. Не случайно, раздумывая над тем, что составляет главные особенности города, Н. В. Гоголь подчеркивает: нетрогающийся мир. В философии Гоголя движение - одна из основных категорий. Все недвижимое не только мертво по своей сути, но и не способно на возрождение.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Каким изображает Гоголь город NN? . И в закладках появилось готовое сочинение.