Орландо лассо биография. Биография. Смотреть что такое "Орландо ди Лассо" в других словарях

Лассо Орландо Лассо - страница №1/4

Лассо Орландо

Типичный представитель эпохи Возрождения, объединивший в творчестве особенности разных национальных музыкальных культур, Л. создал высокие образцы хоровой полифонии различных жанров светской и культовой музыки. Образный мир его музыки широк и разнообразен - от глубокой скорби до юмора, от философской углублённости до грубоватой жанрово-бытовой сценки, от бурных драматических страстей до тонкой душевной лирики. В большинстве произведений (всего создал свыше 2000) Л. опирался на народную песенность. Среди культовых сочинений выделяются мотеты (всего создал свыше 1200; сборник 516 мотетов под названием «Великое музыкальное творение», издан посмертно в Монако, 1604), «Покаянные псалмы» (1565) и мессы (57 месс, большей частью а капелла). Хоровое и оркестровое звучание монументальных полифонических произведений Л. отличается красочностью, пышностью, сочностью, драматической силой. В светских сочинениях - итальянских мадригалах, французских и немецких многоголосных песнях и др. вокальных произведениях на тексты античных и современных Л. поэтов, а также на свои собственные стихи (среди них - получившая мировую известность песня «Эхо», исполняемая и сов. хорами) - часто использовал бытовые интонации, юмор, изобразительные эффекты, придающие этим сочинениям характер нидерландской «жанровости». Создал свою школу (крупнейший из учеников - Дж. Габриели).

Лит.: Булычев В. (Иванов-Борецкий М. В.), Орландо Лассо. Биографический очерк, М., 1908; Boetticher W., Orando di Lasso und seine Zeit, Kassel - Basel, 1958.

Б. В. Левик.

Музыка давно льнула к театру. Великий ученик нидерландцев Орландо Лассо еще в 1568 году разыгрывает в компании с аристократами баварского двора "комедию с музыкой" в духе dell"atre.

Словарная статья

(Orlandus de Lassus, Orlando di Lasso, Roland dé Lattre) - знаменитый композитор церковной музыки (1520-1594), последний представитель нидерландской школы XVI столетия; род. в Монсе, современник Палестрины. Отличался замечательной творческой силой, техникой и редким трудолюбием; написал до 2 тыс. сочинений. Умер в Мюнхене, где занимал место главного капельмейстера в капелле герцога Альберта V. В этом городе ему поставлен монумент, в виде бронзовой статуи. Л. писал мессы, magnificat, псалмы, ламентации, мотеты, мадригалы, песни. См. Delmotte, "Notice biografique sur Roland de Latt r e" (1836); Adolphe Matheiu, "Roland de Lattre" (1838). Собрание сочинений Л. издано в Мюнхене в 1604 г., под названием "Magnum opus musicum".

Н. С.




Орландо ди Лассо Orlande de Lassus (также Orlandus Lassus , Orlando di Lasso , Roland de Lassus , или Roland Delattre (1532 (возможно1530) – 14 июня, 1594) франко-фламандский композитор позднего Ренессанса. Наряду с Палестриной он рассматривается сегодня как родоначальник полифонического стиля нидерландской школы и как наиболее выдающийся музыкант Европы 16 века.

Биография

Образование и первые должности в Италии
Орландо вероятно происходил из простой семьи, так как аристократы, знали точную дату своего рождения, однако достоверных данных об этом не имеется. Он указывал большей частью 1532 как год рождения. Он родился в понедельник в области Hainaut, в (ныне Бельгиия).

До 13 лет он был в хоре мальчиков церкви св. Николая в Монсе, где он обучался в письму, чтению и пению. Вербовщики дворянства прочесывали тогда Европу (особенно Нидерланды) в поисках прекрасных детских голосов. Голос Орландо был необычайно красив, из-за чего его дважды похищали и снова возвращали родителям.

Позднее он приехал вместе с ним в Палермо, где стал вхож в высшее дворянское общество.



и Mилан (c 1547 до 1549).

В Mилане он познакомился с мадригалистом Hoste da Reggio, под влиянием которого сформировался его ранний музыкальный стиль.

В многочисленных служебных поездках по Италиии с господином он знакомится с народной итальянской музыкой и Commedia dell"arte. Это побуждает его попробовать свои силы в композиции. Ломка голоса приводит к концу службы у Гонзаги. Но к тому времени своими произведениями он уже сделал себе имя и приобрел хорошие связи в дворянских кругах.
According to three different books from 1554, Hoste is referenced as the master of music to Ferrante Gozanga. It is highly probable that Hoste followed Ferrante in his travels and in his exploits, with, the young Lassus in thier company. He composed three books of madrigals which were printed in Milan. The music demonstrated that Hoste had a firm grasp on a variety of musical elements. Characteristic elements included syncopation, occasional augmented chords, unusual cadences and one madrigalian cycle, "Orlando furioso," in which he employed set melodic formula for the superious voice. ~ Keith Johnson, All Music Guide

Поэтому в 1549 году он нашел в Marchese della Terza в Неаполе новую службу и хозяина. На этой службе он знакомится в многочисленных поездках с общественной жизнью Ренессанса. Гуманистические идеалы широко образованных





людей, академии (кружком, в котором практиковались в соединении театра с музыкой), жизнью и танцами побережья, импровизациями уличных музыкантов, бродячими театрами в Неаполе – из всего этого вырос Орландо как художник Он приобрел обширные литературные знания и свободно говорил на немецком, итальянском, французском и латинском языках.







Церковь св. Иоанна в Латеране

Затем он работал как певец, и композитор для Constantino Castrioto в Неаполе в начале 1550-ых, и его первые работы, как сейчас предполагают относятся к этому времени. Затем он переехал в Рим, где он работал для Архиепископ Флоренции Altoviti, который имел там дом; и в 1553, он стал maestro di cappella (капельмейстером) церкви Св. Иоанна в Laterano в Риме, чрезвычайно престижная должность для человека в возрасте 21 года, но он оставался там только в течение года (Palestrina, унаследовал этот пост годом позже, в 1555).

Когда в 1551 году приблизительно в 20-летнем возрасте он полгода служил у кардинала Флоренции, в Риме он был в это время капельмейстером в соборе Lateran, тогда второй по значению церкви Рима после собора Св. Петра.

В это время в Риме работал Джованни Перлуджи да Палестрина, представлявший собой полную противоположность Орландо: Джованни Перлуджи, ясно, уравновешенно и классически сочиняющий serafische церковный музыкант и Орландо, светский, страстный, остро и драматично пишущий „театральный композитор“. Тем более удивительной оказалась его склонность к церковной музыке.


Антверпен, Англия, Мюнхен
В 1554 Орландо получил сообщение о серьезном заболевании родителей (чума?), уволился (его должность занял Giovanni Pierluigi da Palestrina) - и вернулся в Монс, где уже не застал родителей в живых. Затем он отправился с авантюристом и певцом Broncaccio, другом из Неаполя, в поездку к английскому двору королевы Марии Кровавой. Повод и возможный политический подтекст поездки неясны. Он оказался в Англии жертвой интриги и поездка кончилась кратковременным арестом друзей. Оба возвратились кружным путем через Францию в Нидерланды.

Через год в 1555 Orlando обосновался в Антверпене, и зарабатывает на хлеб в качестве учителя музыки в аристократических кругах и пишущего на заказ композитора. После выпуска около 100 отдельно отпечатанных мотетов, мадригалов и кансон в Антверпене и Венеции он обратил на себя внимание международной общественности и внезапно стал популярен.




Вследствие этого на него обратил внимание также молодой баварский герцог Альберт V. Прием на службу знаменитого музыканта был важен тогда для престижа господина и считался государственным делом. В 1557 он поступил на службу к Альбрехту официально на должность тенора, но зарабатывал для этого положения слишком много. Вероятно, он уже тогда работал как капельмейстер.

1558 он сочетался браком с Региной Векингер, дочерью чиновника из г. Ландхутера и фрейлины герцогини Анны, супруги Альбрехта. Этот брак стал очень счастливым, не в последнюю очередь за счет того, что основательная и практичная Регина дополняла темпераментного и склонного к крайностям Орландо.


Точное число детей неизвестно, но есть документальные данные о трех дочках и пяти сыновьях. Все сыновья стали музыкантами, и два от них сделали себе имя как композиторы.

Изображенные драгоценности принадлежат Анне Австрийской (Прага, 7 июля 1528 – Мюнхен, 16 октября 1590) дочери Фердинанда I, императора Священной Римской империи и его жены Анны Богемской и Венгерской.


В возрасте 17 лет Анна вышла замуж за Баварского герцога Альбрехта V. Анна и Альбрехт покровительствовали живописцу Hans Muelich (1516-1573), который и изобразил эти украшения. Более семьдесяти деталей драгоценностей создал художник гуашью на примерно сотне эскизах. Работа заняла около трех лет и была закончена в 1555 году.


Некоторые из этих королей и аристократов, жившие далеко от Мюнхена, попытались переманить его более привлекательными предложениями, но Лассо был, очевидно, больше заинтересован стабильном положении и расположении Алберта, чем в финансовых выгодах. "Я не хочу расставаться со своим домом, садом и другие милыми сердцу вещами в Мюнхене" писал он Герцогу Саксонскому в 1580 году, получив от него приглашение обосноваться в Дрездене.


Руководство мюнхенской придворной капеллой и международная слава
В 1563 году Орландо становится официальным руководителем придворной капеллы Альберта V. Вероятно, руководство перешло к нему от предшественника Дазера поскольку он явно его превосходил. Придворной капелла была предназначена тогда для ежедневной церковной службы у герцога, для официальных музыкальных праздников, светской музыки, для музыкальных приветствий на государственных праздниках и сопровождала герцога в поездках. Деятельность Орландо как капельмейстера охватывала всю структуру одной из самый значительный музыкальных капелл Европы (1550: 19 музыкантов; 1569: 63 музыканта), он совершал много поездок по Европе в поисках новых музыкантов, занимался с хором мальчиков, которые жили даже в семье, репетициями с музыкантами и созданием большого числа собственных произведений. Чтобы справиться со всеми этими задачами, он ежедневно начинал работу около четырех часов утра.


Орландо дирижирует

Сферой влияния Орландо была тогда вся культурная Европа. Для Баварии время правления Альберта было временем мира, и онсделал из столицы Мюнхена город искусства и культуры: он основал библиотеку, собрал коллекцию монет и открыл кунсткамеру. Правление престолонаследника Вильгельма Ренаты из Лотарингии в Мюнхене в 1568 было апогеем карьеры для Orlando, который с успехом выступал с придворной капеллой во время богослужений, обедов и на представлениях COMMEDIA-DELL"ARTE- как актер, певец и исполнитель на лютне. Его деятельность положила начало развитию музыкального театра.

В 1570 году Орландо получил от императора Maximilian II титул наследного дворянина. Получение дворянства удовлетворяло стремление артиста мировому признанию и его профессиональную гордость.


Во время поездки в Париж он получил личную печатную привилегию (т.е. персональное право издания для произведений во Франции). В 1574 году он получил предложение от французского короля поступить на службу, но отказался.

Дважды - в 1575 и 1583 годах – он выигрывал конкурс композиторов на лучший католический мотет. После смерти Альберта в 1579 году Орландо получает в 1580 предложение саксонского курфюрста стать капельмейстером в Дрездене. Он отказался, так как он чувствовал себя очень обязанным баварскому дому и уже слишком старым для перемен. В 1581 совершил в свитенового господина Вильгельма V Frommen на паломничество после Altoetting.

В 1584 приказов Orlandos Motette „ Gustate et videte “ При Fronleichnamsprozession в Мюнхене дождливой погоде Einhalt. Музыка принималась народом вследствие этого окончательно как „Goettlich “.

В возрасте 59 лет (в 1591) с Орландо случился удар (вероятно инсульт) и он становится все более меланхоличным и угнетенным. 1592 он должен был переживать, как из Spargruenden - вид двора был из-за возрастающих расходов для строительства разрушенной церкви Михаила – придворная капелла уменьшилась до 17 музыкантов. 14 июня 1594 Orlando di Lasso умер в возрасте 62 лет.
To the medieval mind such thought was blasphe-
mous. “God alone creates,” pronounced Saint Thomas
Aquinas; “no mortal being can create” (Summa Theo-
logica
)-a position that followed logically from his
definition of creation as creare ex nihilo: “To create
means to produce something out of nothing.” Earlier,
Saint Augustine in his De Trinitate had maintained:
Creatura non potest creare, “the creature cannot cre-
ate” (Lowinsky , p. 477).

The Renaissance is the first period in the history of


music in which composers are viewed as individuals
endowed with an extraordinary personal and psycho-
logical constitution. The same agent who, in writing
to Ercole of Ferrara about Isaac and Josquin, conceded
that Josquin was the better composer, also remarked
that as a person he was difficult, both in his relations
with other musicians and with his patron, that he
composed only when it pleased him and not when
commanded. From Serafino dall"Aquila"s sonnet of
1503 addressed to Josquin we know of the master"s fits
of melancholy and despair. We hear from Manlius not
only of his outbursts of temper during rehearsals, from
Glareanus the anecdotes of his witty musical responses
to forgetful or demanding patrons, but also of his
unending search for perfection that made him go over
his compositions again and again, changing, polishing,
refining (Osthoff, I). A picture emerges of an altogether
original character, endowed with a strong tempera
ment and a deep sense of obligation to his genius, an
individual utterly unwilling and unable to compromise
in matters of his art.

The anecdotes concerning Josquin and his noble


patrons also suggest that a new relationship between
artist and patron is in the making: here are the begin-
nings of parity between the aristocracy of talent and
the aristocracy of blood and rank. The incredibly fa-
miliar tone of Orlando di Lasso"s letters to his patron,
Duke Wilhelm V of Bavaria, with whom he drank,
played, and joked, is an illustration of this new rela-
tionship between an artist and a prince in the latter
part of the century.

Carlo Gesualdo, finally, is a representative of the free


artist. Born a prince, and hence economically and
socially independent, he was in his own employ, as
it were, accountable only to himself. The freedom of
his style is a reflection of his independence as well as
of the fierce and uncontrolled temperament that led
to the well-known tragic events of his life.

Josquin, Lasso, Gesualdo, however different they


were in character and as artists, share one essential
quality: they are musical geniuses whose extraordinary
gifts are matched by extraordinary personality; they
exhibit immense strength of feeling, spontaneity,
originality, independence as personalities and in their
social relationships; they are great individuals, and each
one of them was hailed in his time as the foremost
representative of an expressive style of music. At the
same time Josquin, Lasso, and Gesualdo conformed to
the psychological image of the Renaissance concept
of genius. The famous Problem XXX,1 of Aristotle-or
Pseudo-Aristotle-begins with the question: “Why is
it that all those who have become eminent in philoso-
phy or politics or poetry or the arts are clearly
melancholics?” (Klibansky, Panofsky, and Saxl, p. 18).
Problem XXX,1 was well known in the Renaissance.
It was taken up by Marsilio Ficino, celebrated for his
attempt to reconcile Plato and Christianity. It was he
who “gave shape to the idea of the melancholy man
of genius and revealed it to the rest of Europe” (in
his three books De vita triplici, 1482-89; Klibansky,
Panofsky, and Saxl, pp. 255ff.). And indeed, our three
great composers fit surprisingly well into this picture:
Josquin, the loner, the temperamental conductor, the
ceaseless refiner of his works, writing when his inner
voice compels him, a deep melancholic in life, and
in his music a “specialist” in melancholy; Lasso and
Gesualdo, preoccupied with the idea of Death in their
work as no composers before them, the former suffering
from a mental collapse two years before his death, the
latter involved in the double murder of his wife and
her lover, an event that cast an ineradicable shadow
over his whole creative life (the murder took place

следующая страница >>

ЛАССО ОРЛАНДО ДИ - фран-ко-фламандский ком-по-зи-тор.

В начале 1540-х годов пев-чий у кон-до-тье-ра Фер-ран-те Гон-за-ги в Ни-дер-лан-дах, в 1545 году пред-поло-жи-тель-но по-сле-до-вал за ним в Ита-лию (Ман-туя, Па-лер-мо, Ми-лан, Не-аполь), где на-пи-сал свои пер-вые со-чи-нения в «италь-ян-ской» ма-не-ре. В 1553 году ка-пель-мей-стер со-бо-ра Сан-Джо-ван-ни-ин- Ла-те-ра-но в Ри-ме. В 1554 году вер-нул-ся в Ни-дер-лан-ды, где, воз-мож-но, со-труд-ни-чал с Т. Су-за-то(по-след-ний в 1555 году осу-ще-ствил боль-шую пуб-ли-ка-цию со-чи-не-ний Лассо под op. 1). С 1556 года жил в Мюн-хе-не, был при-двор-ным пев-чим (те-нор), с 1563 года капель-мей-стер при ба-вар-ском дво-ре. За по-след-ние 30 лет жиз-ни со-вер-шил мно-го-численные за-гра-нич-ные по-езд-ки, в т. ч. в Че-хию, Ав-ст-рию, Фран-цию, Ита-лию; по-езд-ка в 1585 году в Фер-ра-ру, центр музыкального но-ва-тор-ст-ва то-го вре-ме-ни, не ока-за-ла влия-ния на музыкальный стиль Лассо. Бла-го-да-ря его ак-тив-ной профессиональной дея-тель-но-сти Мюн-хен при-об-рёл ре-пу-та-цию од-но-го из круп-ней-ших музыкальных цен-тров Ев-ро-пы.

Творческое на-сле-дие Лассо ог-ром-но, его ху-дожественная зна-чи-мость (многие со-чи-не-ния бы-ли за-каз-ны-ми) в пол-ном объ-ё-ме ещё не оце-не-на. Лассо ра-бо-тал ис-клю-чи-тель-но в во-каль-ных жан-рах, на-пи-сал свыше 60 месс (мес-сы-па-ро-дии на шан-сон, мо-те-ты и мад-ри-га-лы Я. Ар-ка-дель-та, А. Вил-лар-та, Н. Гом-бер-та, Дж. Па-ле-ст-ри-ны, К. де Ро-ре, К. Сер-ми-зи, а так-же на соб-ст-вен-ные шан-сон и мо-те-ты), ре-к-ви-ем, 4 цик-ла «стра-стей» (по всем еван-ге-ли-ям), оф-фи-ций Стра-ст-ной не-де-ли (осо-бен-но зна-чи-мы рес-пон-со-рии ут-ре-ни Ве-ли-ко-го чет-вер-га, Ве-ли-кой пят-ни-цы и Ве-ли-кой суб-бо-ты), бо-лее 100 маг-ни-фи-ка-тов, гим-ны, фо-бур-до-ны, около 150 французских шан-сон (особой популяр-но-стью в XVI веке пользовалась шансон на тему биб-лей-ской ис-то-рии о Су-сан-не «Од-на-ж-ды Су-сан-на», «Susanne un jour»), итальянские (вил-ла-нел-лы, мо-ре-ски, кан-цо-ны) и немецкие (свыше 140) пес-ни, около 250 мад-ри-га-лов. На про-тя-же-нии всей жиз-ни Лассо пи-сал мо-те-ты (все-го свыше 750, в это чис-ло вхо-дят и мо-тет-ные цик-лы) на латинские тек-сты пре-имущественно ду-хов-но-го со-дер-жа-ния, пред-на-зна-чен-ные как для цер-ков-но-го оби-хо-да, так и для свет-ско-го при-ме-не-ния (ди-дак-тические мо-те-ты, це-ре-мо-ни-аль-ные мо-те-ты «на слу-чай» и др.). Круп-ней-шая пуб-ли-ка-ция мо-те-тов под названием «Mag-num opus mu-sicum» осу-ще-ст-в-ле-на по-смерт-но (1604 год).

Твор-че-ст-во Лассо пред-став-ля-ет со-бой слож-ный, ино-гда эк-лек-тич-ный, сплав итальянского и фран-ко-фламандского сти-ле-вых иди-ом и форм. Безу-преч-но вла-дев-ший кон-тра-пунк-ти-че-ской тех-ни-кой, Лассо внёс вклад и в ис-то-рию гар-мо-нии: так, в «Про-ро-че-ст-вах си-вилл» («Prophetiae Sib-yl-larum», 1550-е годы) он соз-дал собственную экс-пе-риментальную мо-дель «хро-ма-ти-че-ско-го» итальянского сти-ля. В це-лом, од-на-ко, он при-дер-жи-вал-ся мо-даль-ной сис-те-мы на ос-но-ве 8 ла-дов («то-нов») гри-го-ри-ан-ско-го хо-ра-ла. Для Лассо ха-рак-тер-на де-таль-ней-шая музыкальная раз-ра-бот-ка тек-стов на раз-ных язы-ках, как бо-го-слу-жеб-ных, так и сво-бод-но со-чи-нён-ных. Серь-ёз-но-стью, дра-ма-тиз-мом кон-цеп-ции и зна-чительной про-тя-жён-но-стью от-ли-ча-ют-ся цикл 7-го-лос-ных ду-хов-ных мад-ри-га-лов «Слё-зы святого Пет-ра» (издан 1595 год) и «По-ка-ян-ные псал-мы Да-ви-да» (ру-ко-пись 1571 года в фор-ма-те ин-фо-лио ук-ра-ше-на ил-лю-ст-ра-ция-ми Г. Ми-ли-ха, пре-дос-тав-ляю-щи-ми цен-ный ико-но-гра-фический ма-те-ри-ал о жиз-ни ба-вар-ско-го дво-ра).

Вме-сте с тем ком-по-зи-тор не чу-ж-дал-ся юмо-ри-стических мо-ти-вов; например, в шан-сон «Раз-да-ёт-ся на пи-рах пи-тие в трёх ли-цах» («Fer-tur in con-vi-vi-is vinus, vina, vinum») пе-ре-ска-зы-ва-ет-ся ане-к-дот из жиз-ни ва-ган-тов; в зна-ме-ни-той пес-не «Ma-tona mia cara» немецкий сол-дат по-ёт лю-бов-ную се-ре-на-ду, ко-вер-кая итальянские сло-ва; в гим-не «Ut queant laxis», ис-поль-зо-вав-шем-ся в ка-че-ст-ве ос-но-вы соль-ми-за-ции, ими-ти-ру-ет-ся не-ук-лю-жее соль-фед-жи-ро-ва-ние. Ряд яр-ких ко-рот-ких пе-сен на-пи-сан на весь-ма лег-ко-мыс-лен-ные сти-хи (не-ко-то-рые из них, осо-бен-но мо-ре-ски, со-дер-жат об-сцен-ную лек-си-ку).

Издания :

Leucht-mann H., Schmid B. O. di Las-so. Seine Werke in zeit-genössischen Drucken, 1555-1687. Kas-sel; N. Y., 2001. Bd 1-3.

Еще в раннем детстве стало ясно, что мальчик одарен от природы выдающимися музыкальными способностями: особенно обращал на себя внимание его великолепный голос. Слухи о необыкновенно музыкальном ребенке дошли до генерала Фердинанда де Гонзаго, приближенного вице-короля Сицилии. Он, удостоверившись, что Ролан действительно очень талантлив, взял его под свое покровительство и увез в Италию, где Лассо и получил образование.

Пробыв некоторое время в Италии, Лассо отправился в Сицилию, занимался два года в Неаполе, затем вернулся на родину. Побывал во Франции и Англии, некоторое время жил в Антверпене, где посвятил себя исключительно композиции, и вскоре о нем заговорила уже вся Европа.

В 1557 году герцог Баварский Альберт V предложил Лассо занять должность главного придворного капельмейстера, последний охотно согласился на это, т. к. в то время баварская капелла являлась одной из лучших в Европе.

Мастерство Лассо как капельмейстера способствовало тому, что значение капеллы, где он служил до самой смерти, еще более возросло. Герцог Альберт пожаловал ему звание обер-капельмейстера, император Максимилиан II возвел в дворянское достоинство, Папа Григорий XIII – в рыцари золотой шпоры.

Кроме того, прославился Лассо и как прекрасный композитор, чьи произведения изобилуют элементами эпико-драматической силы, оказывающей огромное воздействие на слушателя. Его музыкальное письмо отличается поразительной легкостью во многом благодаря тому, что он отказывался от сухих идей предшествовавших ему композиторов нидерландской школы. При создании духовных сочинений Лассо стремится к естественному ведению голосов и впервые расширяет формы мотета, начав работать на создаваемые им самим темы. В своих произведениях он применяет хроматизмы и модуляции, а временами встречающиеся в музыке Лассо, основанной еще на церковных ладах, гармонические сочетания приближаются к современным.

Лассо принадлежит огромное количество сочинений, написанных во всех формах музыки той эпохи. Из них наиболее известны 51 месса, 2 реквиема, 780 мотетов, около 40 гимнов, музыка на Страсти Господни, канцонетты, мадригалы, песни, диалоги, ламентации и т. д.

Величайшими произведениями Лассо считаются его покаянные псалмы. Один из его современников сказал об этих сочинениях так: «В них выражено настроение сильной, благородной души, внушающей доверие, что после падения она снова героически поднимется».

Жизненный и творческий путь Лассо завершился в 1594 году в Мюнхене. Его талант явился достойным завершением нидерландской школы, последним композитором которой и был Лассо.

Говоря об эпохе Высокого Возрождения, необходимо также рассказать еще и о таком гениальном ее представителе-музыканте, каковым является Томас Таллис – знаменитый английский композитор XVI века. Он появился на свет в 1505 году. В царствования Генриха VIII, Эдуарда VI и Елизаветы I Таллис занимал должность придворного органиста.

Сочинения Таллиса по праву считаются образцами того времени в смысле техники. Число голосов в них в некоторых случаях доходит до сорока. Широко используя хроматизм, композитор везде точно обозначает повышение и понижение тонов.

Чтобы создать образ с определенным характером и добиться необходимой экспрессии, Таллис избегает строгих правил контрапункта, употребляя диссонирующие интервалы. В отличие от композиторов английской школы более раннего периода он заканчивает свои произведения и отдельные их части широко развитыми, красивыми каденциями.

Вплоть до самой смерти, последовавшей в 1585 году, Таллис был верен музыке и стремился создавать новые сочинения.

Наиболее талантливым учеником Таллиса был Уильям Бёрд, впоследствии ставший одним из тех, кто сформировал школу, своими традициями напоминающую нидерландскую.

Родился Берд в 1543 году в Линкольншире. В 1563 году Бёрд занял должность органиста в Линкольшире, в 1569 году – певца в Королевской капелле, а в 1575 году получил титул органиста этой капеллы.

Будучи прекрасным композитором, Бёрд в совершенстве владел контрапунктической техникой и по красоте и простоте своего стиля мог сравниться разве что с Палестриной и Орландо Лассо.

В произведениях Бёрда встречаются тональности, близкие современному мажору и минору, правильные модуляции, безукоризненная гармония и прекрасная мелодия. Из всех сочинений композитора наиболее выделяются Cantiones, 2 книги «Sacrae Cantiones», 2 книги «Gradualia ac Sacre cantiones», псалмы и 3 мессы. Причем гениальность Бёрда ярко проявилась в псалмах и мотетах, которые принадлежат к лучшим музыкальным произведениям XVI века. Кроме того, композитор создавал многоголосные светские песни и сочинял для органа и клавесина.

Франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 в., завершивший развитие полифонич. нидерландской школы. В детстве пел в церк. хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Сев. Италии, Франции, затем - в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 служил в Мюнхене, пел в хоре придв. капеллы баварского герцога, в 1560 руководил этой капеллой. Здесь Лассо приобрёл мировую известность, был прозван «князем музыки» и «бельгийским Орфеем». Из Мюнхена выезжал в Нидерланды, Германию, Италию и Францию. В Париже встречался с французскими поэтами «Плеяды» (П. Ронсаром, Ж. А. де Баифом), оказавшими влияние на формирование гуманистич. мировоззрения Лассо. Работая в Мюнхене, глубоко освоил муз. культуру Германии, что особенно отразилось в его нем. песнях.

Творчество Лассо, типич. представителя гуманистич. культуры, обобщившего особенности разл. нац. муз. культур (нидерл., итал., франц., нем.), приобрело общеевроп. значение. Хор. полифония Высокого Возрождения достигла в его музыке наивысшего расцвета. Автор св. 2000 произв., Лассо использовал все существовавшие в его время светские (мадригалы, вилланеллы) и духовные (мессы, мотеты, псалмы) жанры; характерно, что месса не была гл. жанром в его творчестве, как у др. современников Лассо, уступая место мотету. Образный мир его музыки широк и разнообразен: Лассо свойственны настроения скорби и юмора (в жанрово-бытовых песнях), философская углублённость и драматически сильные страсти, тонкая душевная лирика. В б.ч. сочинений (в т.ч. и культовых) Лассо обращался к нар. песенности. Реалистич. направленность его творчества проявилась в жизненной правдивости образов, ярких, рельефных картинах окружающего быта, глубоком проникновении во внутренний мир человека.

Светские произв., особенно песни, - б.ч. гомофонные, но с элементами имитационной полифонии. В духовных произв. господствует развитая ясная и прозрачная полифония. В имитационных построениях наряду с типичным для строгого стиля тематизмом (простейшие попевки декламационного характера) Лассо применяет сложные колоратурные мелодии большого диапазона, предвосхищающие конц. тематизм сольных арий 17 в. В тональном развитии тем намечаются принципы фугированной формы. Лассо виртуозно владел техникой канона, широко использовал разнообразные виды вертикально-подвижного контрапункта, обращения и метроритмич. изменения темы, вариации остинатного типа.

Блестящие образцы полифонич. искусства Лассо - в его сб. мотетов «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum», 516 пьес для 2-10 и 12 голосов). Мотеты Лассо отличаются разнообразием образов и средств их муз. воплощения; многие созданы в связи с определённым событием («по случаю») - торжественные, праздничные, поздравительные; есть и скорбные, драматич., жанровые, юмористич., почти бурлескные (в 8-голосном мотете подвыпившие монахи комически смешивают слова духовного гимна с текстами песен бродячих студентов), идиллич., изображающие картины сельской жизни, и др. Во мн. мотетах и др. духовных вок. произв. Лассо опирается на интонации протестантского хорала, рождеств. песен (напр., мотет No 196 осн. на рождеств. песне «Joseph, lieber Joseph mein»).

В мессах использовал народные мелодии, иногда вплетая их в общую музыкальную ткань в имитационной полифонии. Часто Лассо для своих духовных песен брал мелодии, написанные на светские тексты. В мотетах и покаянных псалмах, проникнутых трагич., скорбными эмоциями, Лассо пользовался исключительно смелыми для его времени приёмами: хроматизмами, подчёркнутыми перечениями, модуляциями в далёкие тональности и др., способствующими усилению драм. экспрессии и передаче сложных психологич. состояний.

Интерес представляет гармонич. развитие в прологе цикла «Пророчества Сивилл» («Prophetiae Sibyllarum»), осн. на резких гармонич. сдвигах (G-dur- H-dur, C-dur-E-dur) с последующим постепенным возвращением в исходную тональность (предвосхищает хроматич. приёмы К. Джезуальдо). Разнообразны по характеру и многочисл. светские песни Лассо (морализующего содержания, повествовательные, застольные, куртуазные, любовные, юмористические, сатирич., жанрово-бытовыо) - итал. вилланеллы и мадригалы, франц. шансон, многогол. нем. песни на тексты поэтов античности и эпохи Возрождения М. П. Вергилия, Горация, Ф. Петрарки, Т. Тассо, Л. Ариосто, Ф. Вийона, П. Ронсара, Ж. Дю Белле, а также Г. Сакса и др. нем. мейстерзингеров и нар. поэтов. Мелодии мн. песен осн. на нар.-песенных интонациях.

И в 20 в. сохранила популярность вилла-нелла «Моя милая матрона» («Matrona mia саrа») с звукоподражат. припевом «дон-дон», имитирующим лютневый аккомпанемент в серенаде. В нем. песнях использовал характерную форму мейстерзанга (т. н Barform), состоящую из 2 тождественных по мелодике строф и отличающегося от них припева (использована Р. Вагнером в опере «Мейстерзингеры»). В ряде песен живописал быт улицы (с выкриками торговцев), семейные сцены, высмеивал духовенство и т.д. (напр., во франц. песне «Богородицу прочитать умеешь?» юмористически изображается, как один монах проверяет другого в знании молитвы); такие рыночные картинки, пирушки, жалобы жены на пьяницу мужа напоминают бытовые сценки и интерьеры голл. художников (А. ван Остаде, P. де Хоха, Д. Тенирса, А. Брауэра, Г. Терборха). Нек-рым любовным песням (напр., франц. шансон «О мать любви, Киприда!») Лассо придавал драм. характер, передавая напряженные психологич. состояния (прообразы оперных сценок); многие имеют танц. характер (новшество в вок.-хоровой полифонии 16 в.)

При изображении разл. «персонажей» и ситуаций Лассо обнаруживает исключит. мастерство муз. характеристики. Впечатляющий художеств. эффект достигается красочным противопоставлением отд. групп хора; этот приём использован в знаменитой, всемирно известной и в совр. хор репертуаре (в т.ч. сов. хоров) итал. песне «Эхо» (вероятно, на собств. текст), в которой красочное сопоставление 2 хоров (вблизи и в отдалении) путем повторения piano одним хором коротких фраз другого создает эффект эхо.

Стиль Лассо - значит. шаг вперед по пути к гармонич. ясности. Он уже широко пользовался приемами гомофонного письма, предвосхитив монодию, зародившуюся на рубеже 16-17 вв. и получившую развитие в оперном жанре. Нек-рые мелодии в произв. Лассо явились провозвестниками оперного речитатива (в произв. Я. Пери, К. Монтеверди и др.). Пользуясь старинными диатонич. ладами, Лассо вводил и элементы мажора и минора, особенно в кадансовых построениях, что предвосхитило ладотональную систему последующей классической эпохи в истории музыкальною искусства.

Изд.: сб 5-голосных (изд. в 1567, 1572, 1576) и 4-голосных (1582, 1583) нем. духовных и светских песен, нем. 3-голосные псалмы (1588); сб. нем. и франц. 6-голосных песнопений (1590); сб. 4-голосных (1560), 4-5-6-голосных магнификатов, мадригалов (1555, 1557, 1567, 1585), сб 4-голосных (1564), 5-голосных, 6-голосных (1560, 1587) и 8-голосных (1592) франц. шансон; сб. духовных 5-голосных песнопений (1562); сб. 3-голосных (1575), 4-6-голосных мотетов (1564, 1565, 1566); сб. 4-голосных песнопений в сопровождении разл. инструментов (1569); 5-голосные псалмы Давида (1584); 4-6-голосные магнификаты (1587); 4-6-голосные мессы (1570, 1577, 1581), сб. Magnum opus musicum (изд посмертно, 1604).

Его художественное и музыкальное наследие настолько велико, что до сих пор не исследовано до конца. Влияние, которое оно оказало на культуру и искусство всего человечества, просто неоценимо.

Итак, встречайте - Орландо Лассо (Orlando Lasso).

Детство

Родился будущий талантливый композитор в 1532 году в валлонском городе Монсе (Бельгия), где преимущественным языком населения являлся французский.

Имея красивый, хорошо поставленный голос, Орландо с детских лет начинает петь в церковном хоре, услаждая слух людей всех возрастов и сословий. Там же, в соборе святого Николая, маленький Орландо Ди Лассо знакомится с богослужебными учениями, проникается религиозным духом и получает некоторое представление о музыкальном искусстве того времени. Такие знания впоследствии окажут огромное влияние на жизнь и деятельность одаренного ребенка.

Это произошло, когда мальчику было двенадцать лет. На его звучное красивое песнопение обратил внимание Ферранте I Гонзага - граф и сицилийский вице-король, прославленный военачальник Священной Римской империи. Он предложил талантливому хористу место певчего в своей капелле.

Лассо Орландо воспользовался подарком судьбы. Вместе со своим господином он путешествует по Италии, посещает красивые живописные города и занимается самообразованием. Именно в этот период Лассо Орландо начинает сочинять музыку в стиле итальянского фольклора и завоевывает популярность современников.

Молодость

В возрасте семнадцати лет Орландо Лассо, биография и творчество которого являются предметом нашей статьи, переходит на службу к известному неаполитанскому меценату, маркизу делла Терцу и продолжает творить талантливо и плодотворно.

Лассо не было и двадцати лет, когда он получил ответственную и влиятельную должность капельмейстера кафедрального римского собора имени Святого Иоанна Крестителя. То, что столь юному человеку доверили такой важный руководящий пост, говорит о многом: Лассо-композитор был оценен современниками по достоинству.

В обязанности капельмейстера входило не только дирижерство оркестром и хором, но и написание музыки, приуроченной к особо торжественным случаям.

Через три года талантливый Орландо покидает свое высокопоставленное место и уезжает на родину. По некоторым сообщениям, это происходит из-за болезни матери.

Первые печатные сочинения

После смерти родителей Лассо Орландо переезжает во фламандский Антверпен, где в одном сборнике издаются его талантливые произведения. В этом молодому композитору оказывает неоценимую помощь и поддержку Тильман Сузато - известный композитор и влиятельный нотоиздатель.

В огромный сборник вошли небольшие любовно-лирические произведения в итальянском стиле (мадригалы), а также строфические вокальные произведения (французские шансоны) и произведения многоголосой фактуры (латинские мотеты).

Повышение по службе

В возрасте двадцати четырех лет Лассо Орландо, музыка которого обрела широкую известность за пределами его родины, получил судьбоносное приглашение ко двору баварского герцога Альбрехта V. Альбрехт Баварский славился своим добрым нравом и покровительственным отношением к деятелям искусства.

Вначале композитор служил в качестве певчего в хоре. Он обладал высоким тенором, брал так называемые королевские ноты. Но через семь лет талантливому певцу доверили место придворного капельмейстера.

Он очень ревностно и усердно взялся за дело. Создал необходимый коллектив из людей, обладающих не только красивым голосом, но и музыкальным слухом. Тщательно занимался обучением каждого певца или музыканта.

Очень скоро герцогский хоровой оркестр стал высокопрофессиональным музыкальным ансамблем, слава о котором пошла по всему миру, а Мюнхен - город, в котором он находился, - стал одним из важнейших музыкальных центров Европы.

Орландо Лассо, произведения которого регулярно исполнялись в баварской капелле, постепенно становясь востребованными и в других уголках земли, стал заниматься преподавательской деятельностью. Тем самым он упрочил свой талант и свое влияние среди ценителей искусства, а также увеличил свой капитал.

Отношение к композитору

В те времена великие и талантливые музыканты зачастую становились слугами людей, в домах которых они служили. Но Лассо Орландо удалось избежать такой незавидной участи.

Наделенный живым умом и прекрасным чувством юмора, известный композитор смог добиться к себе уважительного, даже почтительного отношения со стороны богачей и вельмож. Лассо был хорошим собеседником: умел внимательно слушать и вовремя вставить красноречивое или остроумное слово. Обладая познаниями в различных видах искусства, Орландо считался великим ценителем и авторитетным знатоком. Он мог затронуть сердце искренними речами или же веселыми шутками, рядом с ним остальные чувствовали себя легко и непринужденно. Поэтому неудивительно, что уже через два года после прибытия к герцогскому двору обаятельный композитор женился на дочери влиятельной дамы и вел открытую светскую жизнь, приглашая на личные приемы самого Альбрехта V.

Последние годы

Исполняя свои обязанности капельмейстера, Лассо Орландо много путешествовал по Италии, Франции и Англии. Он делился своим творчеством с другими талантливыми музыкантами, набирался в поездках новых эмоций и впечатлений, черпал из них вдохновение.

Однажды ему - уже опытному знаменитому композитору предложили почетное место в Дрездене при короле Саксонии, но он отказался от этого, как и от многих других заманчивых приглашений, так как не хотел разрушать хорошо налаженный быт и покидать двор, где он обрел успокоение и благополучие.

Говорят, что под конец жизни Лассо был облагодетельствован очень щедро и даже с избытком. Действующий герцог (а это был сын Альбрехта - Вильгельм Благочестивый) освободил его от обязанностей капельмейстера по состоянию здоровья, выделил немалое пенсионное пособие и подарил прекрасную виллу.

Становление музыкального искусства

На творчество композитора большое влияние оказали его заграничные поездки по Европе. Вникая в культуру разных стран, он глубоко размышлял над ее национальными особенностями и перенимал в свои произведения то, что считал самым ярким и самым успешным достижением того времени.

На гуманистическое мировоззрение Лассо, которое он отразил во многих своих сочинениях, повлияло его общение с такими как Ронсар и де Баиф.

Религиозное творчество

Большинство вокальных произведений Лассо - это церковная музыка, содержащая собственные стихи композитора или же переделанные рифмы, позаимствованные цитаты.

Здесь следует упомянуть о более чем шестидесяти мессах автора, его реквиеме (заупокойной или траурной крупной оратории) и четырех циклах страстей (вокально-драматических сочинений, посвященных страданиям Христа). Благозвучная и животрепещущая церковная музыка Орландо это и произведения, перечисленные ниже:

  1. Оффиций Страстной недели - особое богослужение, расписанное по часам.
  2. Более ста магнификатов, основанных на молитве (или славословии) Марии - матери Христа, взятой из Евангелия от Луки, первой главы.
  3. Более ста гимнов - песен, прославляющих библейских персонажей.
  4. Множество других духовных произведений (в стиле шансон или мадригал). Здесь также необходимо отметить талантливо выполненный шансон о еврейке Сусанне и двух порочных старцах. Популярная история для произведения взята из неканонических, или апокрифических, источников.
  5. Церковные распевы, основанные на местах из Священного Писания.
  6. Сотни духовных мадригалов и мотетов, среди которых более всего известны и значимы цикл из семиголосных небольших композиций “Слезы святого Петра” и сборник “Покаянные псалмы Давида”.

Светское творчество

Но Орландо Лассо не ограничивал свой талант лишь религиозными сочинениями. Музыка эпохи Возрождения не была бы такой прекрасной, обновленной и величественной, если бы не его исключительные, актуальные и интенсивные произведения. Среди них обязательно необходимо обратить внимание на следующие:

  1. Более ста пятидесяти вилланелл. Вилланелла - деревенская песня в неаполитанской манере, отличающаяся лирической поэзией с нотками комизма и многоголосой музыкой.
  2. Около двухсот моресок. Мореска - композиция из песни и танца, причудливо изображающая мавров.
  3. Множество канцон. Канцона - лирическая песня трубадуров.
  4. Более ста сорока немецких старинных песен.
  5. Около двухсот пятидесяти светских мадригалов, шансонов и фабурдонов.
  6. Почти пятисот мотетов. Мотет - вокальное многоголосое произведение с использованием полифонического склада. Такие сочинения Лассо были предназначены для светского обихода, в дидактических или церемониальных целях.

Юмористические произведения

Лассо также писал комические песни. Например, его застольные композиции (“Теперь можно возрадоваться” или “Боже, ты сотворил вино”) наполнены яркими юмористическими красками и легки для восприятия. Они настраивают слушателей на положительный лад, расслабляют и развлекают, что так необходимо во время пиршеств и гуляний.

Насмешливые звучания слышны и в знаменитой любовной серенаде, сочиненной Орландо, где тонким юмористическим штрихом является то, как немецкий солдат коверкает итальянские слова.

Также великий композитор создал ряд легкомысленных произведений, где в беспечной шаловливой форме описывал несерьезные, ветреные или фривольные моменты, взятые из жизненного обихода.

Здесь необходимо упомянуть его беззаботный дурашливый шансон о светской даме, рассматривающей естество мраморной статуи; или же вилланеллу о прекрасном веретене, которым торгуют на пробу. Причем под веретеном здесь подразумевается женщина легкого поведения, продающая свои ласки другим.

Среди других юмористических произведений необходимо, для объективности, обратить внимание на сочинения сомнительного содержания, прославляющие алкоголь и пьянство. Причем созданы они были как пародийные подражания серьезным церковным песнопениям.

Отличительные особенности творчества

Музыка эпохи Возрождения была бы не так ярка и многообразна, не так самобытна и прогрессивна, если бы не творческая деятельность Орландо Лассо.

Стиль Лассо - это гармоничное соединение народных мелодий и бытовых сцен с возвышенной профессиональной музыкой и духовной, поучительной тематикой.

В своем творчестве великий композитор не останавливался лишь на одной сюжетной линии или на одном жанре. Используя разные стили и композиции, Орландо писал свои произведения на светские и духовные темы, причем мир его музыки был многогранен и разнообразен. Он мог одинаково талантливо и реалистично передавать скорбные мотивы и юмористичное звучание, тонкие душевные переживания и страстные похотливые желания, философские размышления и малопристойные похождения.

Используя народные мелодии и фольклорные отзвуки, Лассо создавал композиции со сложными колоритными мелодиями большого диапазона, виртуозным изменением тембра и вибрации.

В своих песнях талантливый музыкант использовал посторонние звуки - уличные крики или семейные реплики, придавал им неповторимый драматический характер или танцевальное амплуа, что являлось некоторым нововведением для музыкального искусства того времени.

Личная жизнь

Орландо Лассо женился в возрасте двадцати девяти лет на баварской придворной знатной даме Регине Векингер. Это был долгий многодетный брак. Примечательно, что двое из сыновей великого композитора - Рудольф и Фердинанд - впоследствии стали хорошими музыкантами.

Смерть

Умер Лассо Орландо в Мюнхене в возрасте шестидесяти двух лет. Был погребен при францисканской церкви.

Сразу же после смерти ему был установлен роскошный, из красного мрамора, памятник. Надгробие изображало картину захоронения Христа, а также самого умершего с потомками мужского пола, и его вдову - с потомками женского пола.

На барельефе была выгравирована длинная хвалебная эпитафия, а также семейный герб Лассо.

Из-за массовых беспорядков, начавшихся в 1800-е годы в Баварии, судьба надгробия на данный момент неизвестна.