Поместный собор Русской православной церкви (1990). Поместный собор Русской православной церкви (1988)

Поместный собор - это собрание епископов, мирян, других клириков, а также поместной Церкви. На нем обсуждаются и решаются важнейшие вопросы, связанные с делами вероучения, нравственно-религиозной жизни, а также дисциплины, устройства и управления церковью.

История соборов

Практика созывов поместных соборов появилась еще в так называемой древней церкви. Свое начало она берет от Иерусалимского собора, на котором собирались апостолы, чтобы решить вопросы соблюдения крещеными язычниками требований закона Моисея. Со временем решения поместных соборов (как и Вселенских) стали обязательными для исполнения всеми послушниками монастырей и храмов.

Изначально соборы именовались по городам, в которых они проходили. Также существовало условное распределение по местонахождению церквей, названию поместных церквей, стран или территорий, на которых они организовывались.

Практика соборов в Русской православной церкви

В нашей стране вплоть до XX века поместными соборами называли любые частные соборы древности, за исключением Вселенских. При этом в широкое употребление термин вошел только в XX столетии, когда началась подготовка к Всероссийскому поместному собору русской церкви, о котором мы еще поговорим подробнее. Он открылся в августе 1917 года. Примечательно, что более половины его участников оказались мирянами.

Уже в самых поздних оригиналах документов утверждается, что поместным собором считается собрание епископата, а также любых других клириков и мирян, относящихся к РПЦ.

Порядок формирования

В современном уставе РПЦ существует даже особый порядок формирования поместного собора Русской православной церкви.

В его состав должны входить архиереи, начальники Синодальных учреждений и духовных академий, делегаты от духовных семинарий, а также от настоятельниц женских монастырей. В обязательном порядке в состав поместного собора Русской православной церкви включают начальника отечественной духовной миссии, которая базируется в Иерусалиме, членов комиссии по подготовке собора при РПЦ, представителей патриарших приходов в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Италии, Туркменистане, скандинавских странах.

Восстановление патриаршества

Пожалуй, важнейший поместный собор русской церкви в двадцатом веке состоялся в 1917 году. Во-первых, это был первый собор, организованный с конца XVII века. Во-вторых, именно на нем было решено восстановить институт патриаршества в российской церкви. Оно было принято 28 октября, положив конец синодальному периоду. Все было организовано в знаменитом Успенском соборе.

Интересно, что этот поместный собор Русской православной церкви заседал больше года. Он совпал с такими важнейшими событиями, как Первая мировая война, пережил взлет и крах Временного правительства, а также социалистическую революцию, роспуск Учредительного собрания, на которое многие возлагали большие надежды, подписание Декрета об начало кровопролитной Гражданской войны.

Реагируя на некоторые из этих важнейших событий, поместный собор РПЦ делал заявления по поводу них. При этом члены партии большевиков, действия которых обсуждались на соборе, не препятствовали проведению этого собрания.

Примечательно, что подготовка к этому собору поместных православных церквей велась с первых лет XX века. Именно тогда в обществе начали преобладать антимонархические настроения. Они же встречались и в среде священнослужителей.

Подготовка к собору

Подготовка к православному поместному собору началась в 1906 году. Было издано специальное определение Святейшего синода. Началось формирование предсоборного присутствия, за это время успели напечатать четыре тома "Журналов и протоколов".

В 1912 году организовали специальное отделение при Святейшем синоде, которое непосредственно занималось подготовкой.

Созыв собора

В апреле 1917 года был одобрен проект Святейшего синода, посвященный обращению к пастырям и архипастырям.

В августе был принят устав поместного собора. Он должен был послужить качественным примером "руководственного правила". В документе постановлялось, что данный собор способен решать любые вопросы, все его решения обязательны к исполнению.

В августе 1917 года было издано постановление о правах Священного собора, подписанное Временным правительством.

Первая сессия

Официально работа собора стартовала в августе 1917 года. Именно тогда началась первая сессия. Она была целиком и полностью посвящена реорганизации верхушки церковного управления. Обсуждались вопросы восстановления патриаршества, а также избрание самого патриарха, установление его обязанностей и прав. Подробно обсуждалось правовое положение, в котором оказалась православная церковь в изменяющихся условиях российской действительности.

Уже с первой сессии начались дискуссии о необходимости восстановления патриаршества. Пожалуй, самым активным поборником того, чтобы восстановить патриаршество, стал епископ Митрофан, а также в поддержку этой идеи выступали члены собора архиепископ Харьковский Антоний и архимандрит Иларион.

Правда, нашлись и противники патриаршества, которые указывали на то, что данное нововведение может сковать соборное начало в церковной жизни, а также привести к абсолютизму в РПЦ. Среди ярых противников выделялся профессор по имени Петр Кудрявцев, а также протоиерей профессор Александр Бриллиантов.

Выборы патриарха

Важное решение в этом году было принято для Русской православной церкви. Поместный собор впервые после долгого перерыва выбрал патриарха. Было определено, что выборы пройдут в два этапа. Это тайное голосование и жребий. Каждый участник имел право написать записку, в которой мог указать только одно имя. На основании этих записок был составлен окончательный список кандидатов. Имена трех лидеров, которые получили больше всего голосов, было решено выбирать на святой престол. Кто из них станет патриархом, решалось путем жребия.

Стоит отметить, что часть членов собора высказалась против такой процедуры. После подсчета записок выяснилось, что лидером первого этапа стал архиепископ Антоний Храповицкий, получивший 101 голос в свою поддержку. За ним следовали митрополит Кирилл Смирнов и Тихон. Причем с заметным отставанием у них оказалось всего по 23 голоса.

Торжественное оглашение результата жребия произошло в конце 1917 года. В храме Христа Спасителя это сделал старец Зосимовой пустыни по имени Алексий Соловьев. Он вытянул жребий перед иконой Владимирской Божией Матери. Именно этого старца для такой важной миссии выбрали не случайно. На тот момент ему исполнился уже 71 год, в поступил в 1898 году, там и был пострижен в монахи. В 1906 году начал заниматься старчеством. Это особый вид иноческой деятельности, который напрямую связан с духовным руководительством. При старчестве специальный человек осуществляет духовное наставничество над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре. Наставничество осуществляется, как правило, в форме советов и бесед, которые старец ведет с приходящими к нему людьми.

К тому времени это был уже достаточно уважаемый человек. Он и огласил имя нового патриарха, которым стал митрополит Тихон. Примечательно, что в результате победил кандидат, за которого изначально подали меньше всего голосов.

Новый патриарх

Патриархом Московским стал Тихон. В миру Василий Иванович Беллавин. Интересна его биография. Он родился в Псковской губернии в 1865 году. Его отец был потомственным священником. Вообще, фамилия Беллавин была весьма распространена на Псковщине как раз среди духовенства.

В 9-летнем возрасте будущий патриарх поступил в духовное училище, затем получил образование в духовной семинарии в самом Пскове.

Патриарх постригся в монахи в 1891 году. Тогда же он и получил имя Тихона. Интересный этап в его биографии - миссионерская деятельность в Северной Америке. В 1898 году он был назначен архиепископом Алеутским и Аляскинским.

В памяти современников патриарх Тихон остался автором громких воззваний, анафем и других заявлений, которые активно обсуждались в обществе.

Так, в 1918 году он издал Воззвание, в котором, в частности, призывал всех опомниться и остановить кровавые расправы, потому что это в действительности сатанинское дело (за него человек может быть сослан в геенну огненную). В сознании общественности закрепилось мнение, что данная анафема была адресована непосредственно большевикам, хотя прямо они ни разу так и не назывались. Патриарх осуждал всех, кто шел против христианских ценностей.

В июле 1918 года в патриарх Тихон открыто осудил расстрел императора Николая II и всей его семьи. Вскоре большевики начали уголовное преследование священнослужителя. К реальному уголовному наказанию его так и не приговорили.

В 1924 году состоялось разбойничье нападение на патриарший дом. Был убит Яков Полозов, который на протяжении многих лет являлся одним из самых близких его помощников. Это нанесло серьезный удар по Тихону. Здоровье его сильно пошатнулось.

В 1925 году он скончался в возрасте 60 лет, по официальной версии, от сердечной недостаточности.

Вторая сессия собора

Возвращаясь к поместному собору, стоит отметить, что в самом начале 1918 года началась вторая сессия, которая продлилась до апреля. Сессия проходила в условиях крайней политической нестабильности в обществе.

Поступало большое количество сообщений о расправах над духовенством. Особенно всех поразило убийство киевского митрополита Владимира Богоявленского. На соборе был принят Приходский устав, который призывал сплотить прихожан в это непростое время вокруг православных храмов. Епархиальному управлению полагалось более активно участвовать в жизни мирян, помогать им справляться с тем, что происходило вокруг.

При этом собор выступил категорически против принятия новых законов о гражданском браке, а также о возможности его безболезненного расторжения.

В сентябре 1918 года собор прекратил работу, не завершив ее до конца.

Третья сессия

Третья сессия была самой непродолжительной. Она проходила с июня по сентябрь 1918 года. На ней участникам предстояло выработать основные соборные определения, которыми должны были руководствоваться высшие органы церковного управления. Рассматривались вопросы о монастырях и их послушниках, привлечении женщин к участию в различных богослужениях, а также об охране церковных святынь от так называемого кощунственного захвата и поругания.

Как раз во время собора произошло убийство императора Николая II и всей его семьи. На соборе после прений был поставлен вопрос о необходимости проведения богослужения, посвященного убийству императора. Было организовано голосование. Против проведения службы высказались около 20 % участников собора. В результате патриарх прочитал заупокойную литию, а во все российские церкви было направлено распоряжение отслужить соответствующие панихиды.

Память о соборе

В память о соборе осталось немало документальных источников. Были среди них и иконописные. Самый известный из них - икона "Отцы поместного собора". Она была написана в 1918 году. На ней изображены все иерархи, которые поддерживали возобновление российского патриархата. Отмечается, что за каждым образом стоит настоящая исповедническая история, которая важна для любого православного.

Архиерейский собор

Собор рассмотрел и утвердил предложенные Священным Синодом Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви, программу, повестку дня, регламент и структуру Поместного Собора Русской Православной Церкви, а также процедуру избрания Поместным Собором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Вечером 25-го января было проведено тайное голосование по выдвижению трех кандидатов в патриархи, которые будут предложены Поместному собору.

Общее количество полученных счетной комиссией бюллетеней равнялось 250. Число присутствующих делегатов было 198, количество розданных бюллетеней – 198, количество не розданных бюллетеней, погашенных Счетной комиссией – 52. Испорченных бюллетеней при подсчете не выявлено. Количество бюллетеней, изъятых из урн после голосования равнялось 198. Действительных бюллетеней было 197, недействительных – 1.

  • Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл - 97 голосов;
  • митрополит Калужский и Боровский Климент - 32 голоса;
  • митрополит Минский и Слуцкий Филарет - 16 голосов;
  • митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - 13 голосов;
  • митрополит Киевский и всея Украины Владимир - 10 голосов;
  • митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий - 10 голосов;
  • митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий - 7 голосов;
  • митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир - 4 голоса;
  • митрополит Одесский и Измаильский Агафангел - 3 голоса;
  • митрополит Волгоградский и Камышинский Герман - 1 голос;
  • митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон - 1 голос;
  • митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион - 1 голос;
  • митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир - 1 голос;
  • епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим - 1 голос.

Таким образом, тремя кандидатами, которых Архиерейский Собор представит для голосования при избрании Патриарха Московского и всея Руси на Поместном Соборе, стали: Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) , митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) и митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) .

Поместный собор

Проходил с 27 января по 28 января года в Храме Христа Спасителя , в верхней церкви во имя Рождества Христова.

Перед началом работы делегаты Собора по предложению митрополита Кирилла избрали Президиум Поместного Собора. В его состав по рекомендации Архиерейского Собора вошли: Кирилл, Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Смоленский и Калининградский – председатель; Владимир, митрополит Киевский и всея Украины; Даниил, митрополит Токийский и всея Японии; Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси; Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский; Климент, митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской Патриархии; Владимир, митрополит Кишиневский и всея Молдовы; Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский; Александр, митрополит Рижский и всея Латвии; Корнилий, митрополит Таллинский и всея Эстонии; Иннокентий, архиепископ Корсунский; Митрофан, архиепископ Белоцерковский и Богуславский.

По предложению Архиерейского Собора также был избран Секретариат Поместного Собора и его счетная, мандатная и редакционная комиссии.

Вечером 27 января делегаты Поместного Собора тайным голосованием избрали на вдовствующий Московский Патриарший престол митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла . Он набрал 508 из 677 голосов .

28 января Собор принял определения «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» и «Об Уставе Русской Православной Церкви». В этих определениях Собор воздал должное трудам почившего патриарха Алексия II , одобрил деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными Соборами (в том числе одобрены поправки к Уставу, внесенные в него за этот период), и выразил удовлетворение "трудами, понесенными в это время церковной Полнотой". Также Собор принял Послание "возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви", в котором призвал укреплять единство во имя Христово под омофором нового Предстоятеля.

Использованные материалы

  • Официальный сайт Архиерейского и Поместного Соборов РПЦ 2009 года

Архиерейский собор завершил свою работу на один день раньше намеченного срока.

Поместный собор завершил свою работу на один день раньше намеченного срока.

Из 702 делегатов Поместного собора 23 бюллетеня были признаны недействительными, а два делегата вообще не приняли участие в голосовании.

В преддверии Поместного Собора 2009, на котором 27-29 января будут избирать нового Патриарха, предлагаем ознакомиться с тем, что такое Поместный Собор; кто принимает в нем участие; что обсуждают и как голосуют делегаты?

Пять делегатов от Духовных семинарий, избранных на ректорском совещании,

Четыре делегата от съезда настоятельниц женских ставропигиальных монастырей,

Три делегата от каждой епархии в составе одного клирика, одного монашествующего и

Одного мирянина (патриаршие приходы в Канаде , в США , в Туркменистане , в Италии и в Скандинавских странах будут представлены двумя делегатами, клириком и мирянином).

Собор состоится, если на нем будут присутствовать 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов - членов Собора.

Где пройдет Поместный Собор?

Немалое значение всегда придавалось и месту заседания соборян - так, в 1917 году избрание Патриарха Тихона совершилось в Успенском соборе Московского Кремля, в 1990 Собор был проведен в Троице-Сергиевой лавре, в этот раз Поместный Собор состоится в храме Христа Спасителя .

Как работает Поместный Собор?

Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

Все архиереи, члены Собора, составляют Архиерейское совещание , они обсуждают особо важные постановления, или те, что вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам.

Если решение Собора отвергается 2/3 архиереев, оно повторно выносится на соборное рассмотрение. Если же и после этого 2/3 архиереев его отвергнут, оно теряет силу.

Секретариат Собора состоит из Секретаря (архиерея) и двух помощников - клирика и мирянина. Секретариат обеспечивает членов Собора необходимыми рабочими материалами и ведет протоколы заседаний.

Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной Литургии или другого уставного богослужения.

Заседания Собора возглавляет Председатель или один из членов Президиума. Решения принимаются большинством голосов, за исключением случаев, оговоренных регламентом. При равенстве голосов в открытом голосовании, перевес дает голос Председателя.

Как будут выбирать Патриарха?

Поводом предстоящего Собора является избрание нового Патриарха Московского и всея Руси. Оно будет проводиться в закрытом заседании.

Предыдущие выборы Патриарха, не были одинаковы по процедуре. Святейший Патриарх Тихон был избран жребием из трех кандидатов, каждый из которых определялся тайным голосованием. Патриархи советской эпохи - Сергий, Алексий I и Пимен - избирались открытым голосованием, а Патриарх Алексий II - тайным голосованием из числа трех кандидатов . Последний способ будет применен и в этот раз. При равенстве голосов тайное голосование проводится повторно.

ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО УСТАВУ, ПРИНЯТОМУ АРХИЕРЕЙСКИМ СОБОРОМ (13-16.08. 2000г).

Вгод двухтысячелетнего юбилея Рождества Христова с 13 по 16 августа 2000 г., в в храме Христа Спасителя в Москве заседал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Среди документов Собора важное значение имеет Устав Русской Православной Церкви. Проект Устава был разработан и представлен полноте Собора митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

В синодальную эпоху управление Русской Цер­ковью осуществлялось на основании «Духовного регламента», в не­котором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регла­мент заменили отдельные Определения Поместного Собора 1917- 1918 гг. и, наконец, с 1945 г. по 1988 г. действовало краткое «По­ложение об управлении Русской Православной Церковью», на Поместном Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 6 по 9 июля 1988 г. был принят первый Устав об управлении Русской Православной Церкви, действовавший до августа 2000 года.

Новый Устав разделен на 18 глав, каждая из ко­торых состоит из нескольких статей. В первой главе Устава («Общие положения») говорится о том, что Русская Православная Церковь является многонациональной поместной автокефальной Право­славной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и мо­литвенно-каноническом общении с другими поместными Право­славными Церквами. Определение «многонациональная» соответст­вует действительности. Приводится в Уставе и другое официальное наименование Русской Церкви - Московский Патриархат.

Согласно ст. 3 Устава, Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

В ст. 4 содержится перечень источников действующего русского церковного права: Священное Писание и Священное Предание, святые каноны, постановления Поместных Соборов Русской Православной Церкви, настоящий Устав. Отмечено и то обстоятельство, что свою деятель­ность Русская Церковь осуществляет при уважении и соблюдении государственных законов.В

Высшими органами церковной власти, в соответствии с Уста­вом, являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священ­ный Синод во главе с Патриархом. В преамбуле Устава названы также органы епархиального и приходского управления.

В ст. 5 говорится, что Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации.



Церковная судебная система представлена судами трех инстнций: епархиальный суд, общецерковный суд и суд Архиерейского Собора. Устройство Высшего управления Русской Церкви регламентиру­ется в гл. гл. 2-6 Устава.

Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения. (гл II ст. 1 Устава).

Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом. (гл. II, ст. 2 Устава). Поместный Собор 1917-1918 гг. предусматри­вал в своих определениях трехлетний промежуток между очеред­ными Поместными Соборами, а Положением 1945 г. сроки созыва Соборов вовсе не регламентировались).

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором

Членами Собора являются правящие и викарные архиереи по своему статусу (в соответствии с Уставом Собора 1917-1918 гг. ви­карные архиереи не являлись его членами). Процедура избрания на Собор представителей от клира и мирян и их квота устанав­ливаются, согласно действующему Уставу, Архиерейским Собором.

На основании Устава 2000 г. (ст. 5) Поместный Собор:

а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами;

б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии со ст. 5 пп. "а", "б" настоящего раздела;

г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству;

д) канонизирует святых;

е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания;

ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством;

з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.

Собор возглавляется председателем - Патриархом или, в его отсутствие, Местоблюстителем Патриаршего Престола. Кворум Со­бора составляют 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов – членов собора. Собор определяет регламент своей работы и избирает большинством го­лосов Президиум, Секретариат и рабочие органы. Президиум Со­бора состоит из Председателя (Патриархи Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и 12 членов в архиерейском сане.

Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников – клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов.

Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет. Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит:

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; б) координация всей деятельности Собора; в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.

Все архиереи – члены Собора составляют Архиерейское Совещание.

Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов при открытом голосовании, то перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование. Постановления Собора входят в силу сразу после их принятия.

Требований Моисеева закона (Деян. ). Решения ряда поместных соборов, наряду со Вселенскими , стали нормами церковного права .

Соборы древности именуют по городам, в которых они происходили (Лаодикийский , Сардикийский и т. п.). Также существует деление по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали в работе собора (восточной церкви, западной церкви), по названиям поместных церквей, в которых собирались соборы (соборы Константинопольской церкви, Антиохийской, Римской, Карфагенской и т. п.), по названиям стран и территорий, где они проходили (испанские , малоазийские), по народностям (соборы русской, сербской, румынской церквей), по конфессиям (соборы православной , римско-католической , грузинской , армянской , лютеранской церквей).

В Русской церкви

До XX века термин «поместный собор» активно использовался в русской исторической литературе для обозначения частных (не-Вселенских) соборов древности.

Хотя термин и употреблялся в XIX веке также и для обозначения местных соборов Русской церкви и даже в словосочетании «всероссийский поместный собор» , широкое употребление термина в современном смысле пришло в начале XX века в связи с подготовкой к Всероссийскому Собору Православной Российской Церкви , который открылся в августе ; более половины участников Собора были миряне .

Позднейшие нормативные документы Русской Православной Церкви понимают Поместный Собор как собрание епископата, а также представителей прочих клириков, монашествующих и мирян поместной Русской Православной Церкви.

По определению Всероссийского Собора 1917-1918 и Собора 1945

1. В Православной Российской Церкви высшая власть - законодательная, административная, судебная и контролирующая - принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. <…>

В связи со смертью патриарха Алексия II , последовавшей 5 декабря 2008 года, Поместный собор состоялся -28 января 2009 года .

Порядок формирования состава Поместного собора

В состав Поместного Собора Русской Православной Церкви, согласно «Положению о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви» в редакции от 10 декабря 2008 года , входят:

  1. Епархиальные архиереи Русской Православной Церкви;
  2. Викарные архиереи Русской Православной Церкви;
  3. Руководители следующих Синодальных учреждений:
    1. Управления делами Московской Патриархии;
    2. Издательского совета;
    3. Учебного комитета;
    4. Отдела катехизации и религиозного образования;
    5. Отдела благотворительности и социального служения;
    6. Миссионерского отдела;
    7. Отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями ;
    8. Отдела по делам молодежи;
  4. Ректоры Духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  5. Пять делегатов от Духовных семинарий, избранных на ректорском совещании;
  6. Наместники в епископском сане мужских ставропигиальных монастырей;
  7. Четыре делегата, избранных на съезде настоятельниц женских ставропигиальных монастырей;
  8. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме;
  9. Члены Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви.
  10. Три делегата от каждой епархии в составе одного клирика, одного монашествующего и одного мирянина.
  11. Патриаршие приходы в Канаде , в США , в Туркменистане , в Италии и в Скандинавских странах избирают по два делегата (клирик и мирянин).

См. также

Напишите отзыв о статье "Поместный собор"

Примечания

Ссылки

  • М.А. Бабкин . . НГ Религии (21 января 2009). - Патриарх Тихон может бесспорно считаться всенародно избранным главой Церкви. Проверено 21 января 2009. .

Отрывок, характеризующий Поместный собор

Ростов в эту ночь был со взводом во фланкёрской цепи, впереди отряда Багратиона. Гусары его попарно были рассыпаны в цепи; сам он ездил верхом по этой линии цепи, стараясь преодолеть сон, непреодолимо клонивший его. Назади его видно было огромное пространство неясно горевших в тумане костров нашей армии; впереди его была туманная темнота. Сколько ни вглядывался Ростов в эту туманную даль, он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что то; то мелькали как будто огоньки, там, где должен быть неприятель; то ему думалось, что это только в глазах блестит у него. Глаза его закрывались, и в воображении представлялся то государь, то Денисов, то московские воспоминания, и он опять поспешно открывал глаза и близко перед собой он видел голову и уши лошади, на которой он сидел, иногда черные фигуры гусар, когда он в шести шагах наезжал на них, а вдали всё ту же туманную темноту. «Отчего же? очень может быть, – думал Ростов, – что государь, встретив меня, даст поручение, как и всякому офицеру: скажет: „Поезжай, узнай, что там“. Много рассказывали же, как совершенно случайно он узнал так какого то офицера и приблизил к себе. Что, ежели бы он приблизил меня к себе! О, как бы я охранял его, как бы я говорил ему всю правду, как бы я изобличал его обманщиков», и Ростов, для того чтобы живо представить себе свою любовь и преданность государю, представлял себе врага или обманщика немца, которого он с наслаждением не только убивал, но по щекам бил в глазах государя. Вдруг дальний крик разбудил Ростова. Он вздрогнул и открыл глаза.
«Где я? Да, в цепи: лозунг и пароль – дышло, Ольмюц. Экая досада, что эскадрон наш завтра будет в резервах… – подумал он. – Попрошусь в дело. Это, может быть, единственный случай увидеть государя. Да, теперь недолго до смены. Объеду еще раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его». Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз объехать своих гусар. Ему показалось, что было светлей. В левой стороне виднелся пологий освещенный скат и противоположный, черный бугор, казавшийся крутым, как стена. На бугре этом было белое пятно, которого никак не мог понять Ростов: поляна ли это в лесу, освещенная месяцем, или оставшийся снег, или белые дома? Ему показалось даже, что по этому белому пятну зашевелилось что то. «Должно быть, снег – это пятно; пятно – une tache», думал Ростов. «Вот тебе и не таш…»
«Наташа, сестра, черные глаза. На… ташка (Вот удивится, когда я ей скажу, как я увидал государя!) Наташку… ташку возьми…» – «Поправей то, ваше благородие, а то тут кусты», сказал голос гусара, мимо которого, засыпая, проезжал Ростов. Ростов поднял голову, которая опустилась уже до гривы лошади, и остановился подле гусара. Молодой детский сон непреодолимо клонил его. «Да, бишь, что я думал? – не забыть. Как с государем говорить буду? Нет, не то – это завтра. Да, да! На ташку, наступить… тупить нас – кого? Гусаров. А гусары в усы… По Тверской ехал этот гусар с усами, еще я подумал о нем, против самого Гурьева дома… Старик Гурьев… Эх, славный малый Денисов! Да, всё это пустяки. Главное теперь – государь тут. Как он на меня смотрел, и хотелось ему что то сказать, да он не смел… Нет, это я не смел. Да это пустяки, а главное – не забывать, что я нужное то думал, да. На – ташку, нас – тупить, да, да, да. Это хорошо». – И он опять упал головой на шею лошади. Вдруг ему показалось, что в него стреляют. «Что? Что? Что!… Руби! Что?…» заговорил, очнувшись, Ростов. В то мгновение, как он открыл глаза, Ростов услыхал перед собою там, где был неприятель, протяжные крики тысячи голосов. Лошади его и гусара, стоявшего подле него, насторожили уши на эти крики. На том месте, с которого слышались крики, зажегся и потух один огонек, потом другой, и по всей линии французских войск на горе зажглись огни, и крики всё более и более усиливались. Ростов слышал звуки французских слов, но не мог их разобрать. Слишком много гудело голосов. Только слышно было: аааа! и рррр!
– Что это? Ты как думаешь? – обратился Ростов к гусару, стоявшему подле него. – Ведь это у неприятеля?
Гусар ничего не ответил.
– Что ж, ты разве не слышишь? – довольно долго подождав ответа, опять спросил Ростов.
– А кто ё знает, ваше благородие, – неохотно отвечал гусар.
– По месту должно быть неприятель? – опять повторил Ростов.
– Може он, а може, и так, – проговорил гусар, – дело ночное. Ну! шали! – крикнул он на свою лошадь, шевелившуюся под ним.
Лошадь Ростова тоже торопилась, била ногой по мерзлой земле, прислушиваясь к звукам и приглядываясь к огням. Крики голосов всё усиливались и усиливались и слились в общий гул, который могла произвести только несколько тысячная армия. Огни больше и больше распространялись, вероятно, по линии французского лагеря. Ростову уже не хотелось спать. Веселые, торжествующие крики в неприятельской армии возбудительно действовали на него: Vive l"empereur, l"empereur! [Да здравствует император, император!] уже ясно слышалось теперь Ростову.
– А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
– Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.
– Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.
– Едва ли, – сказал Багратион, – с вечера я их видел на том бугре; коли ушли, так и оттуда снялись. Г. офицер, – обратился князь Багратион к Ростову, – стоят там еще его фланкёры?
– С вечера стояли, а теперь не могу знать, ваше сиятельство. Прикажите, я съезжу с гусарами, – сказал Ростов.
Багратион остановился и, не отвечая, в тумане старался разглядеть лицо Ростова.
– А что ж, посмотрите, – сказал он, помолчав немного.
– Слушаю с.
Ростов дал шпоры лошади, окликнул унтер офицера Федченку и еще двух гусар, приказал им ехать за собою и рысью поехал под гору по направлению к продолжавшимся крикам. Ростову и жутко и весело было ехать одному с тремя гусарами туда, в эту таинственную и опасную туманную даль, где никто не был прежде его. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше, беспрестанно обманываясь, принимая кусты за деревья и рытвины за людей и беспрестанно объясняя свои обманы. Спустившись рысью под гору, он уже не видал ни наших, ни неприятельских огней, но громче, яснее слышал крики французов. В лощине он увидал перед собой что то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезженную дорогу. Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нерешительности: ехать по ней, или пересечь ее и ехать по черному полю в гору. Ехать по светлевшей в тумане дороге было безопаснее, потому что скорее можно было рассмотреть людей. «Пошел за мной», проговорил он, пересек дорогу и стал подниматься галопом на гору, к тому месту, где с вечера стоял французский пикет.
– Ваше благородие, вот он! – проговорил сзади один из гусар.
И не успел еще Ростов разглядеть что то, вдруг зачерневшееся в тумане, как блеснул огонек, щелкнул выстрел, и пуля, как будто жалуясь на что то, зажужжала высоко в тумане и вылетела из слуха. Другое ружье не выстрелило, но блеснул огонек на полке. Ростов повернул лошадь и галопом поехал назад. Еще раздались в разных промежутках четыре выстрела, и на разные тоны запели пули где то в тумане. Ростов придержал лошадь, повеселевшую так же, как он, от выстрелов, и поехал шагом. «Ну ка еще, ну ка еще!» говорил в его душе какой то веселый голос. Но выстрелов больше не было.