Проект «Памятники – наше прошлое и будущее. Учебный проект «памятники моего города» (г. антрацит)

1.Введение

Актуализация: Каждый день десятки, сотни людей нашего города спешат на работу, просто по делам. Они проходят мимо памятников. Задумываются ли горожане кем и когда были сделаны памятники?

Проблема: и мы решили узнать историю возникновения памятников своего города и имена авторов.

Объект исследования: памятники.

Предмет исследования: изучение истории создания памятников г. Пензы

Цель работы – привлечьвнимание одноклассников к памятникам города Пензы.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

    узнать, какие памятники есть в городе Пензе;

    изучить историю их появления;

    формировать умение работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал и систематизировать полученные данные;

    выявить знания детей по данному вопросу;

    провести классные часы по теме: «Памятники города Пензы»;

    создать электронный каталог памятников нашего города;

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:

    поиск информации из книг, Интернета;

    расспросы родителей, учителей, экскурсоводов о памятниках нашего города;

    сбор фотоматериалов;

    оформление каталога памятников г.Пензы;

    обобщение опыта.

Гипотеза исследования - предположим, что дети, зная некоторые памятники города Пензы, не знают историю их возникновения.

Что такое памятник?

Люди разных профессий и специальностей ответят по-разному. Филолог назовет памятником «Слово о полку Игореве». Для историка памятником будут берестяные грамоты, трон Ивана Грозного. Искусствовед назовет памятники архитектуры – старинные строения и сооружения. В изобразительном искусстве памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленные в память какого-либо человека. сыгравшего выдающуюся роль в жизни всего общества. А, если памятник увековечивает важное историческое событие, например победу советского народа в Великой Отечественной войне, завоевание космоса и др., то его обычно называют монументом (хотя в точном переводе слово «монумент» тоже обозначает памятник). Монумент в отличие от памятника более величественное, сложное сооружение. Памятником может быть также барельеф, стела (вертикальная плита с надписью или рельефным изображением), архитектурное сооружение.

Зримая история нашего города – это дома, предприятия, больницы, библиотеки, клубы, построенные трудом старших поколений. И памятники, и мемориальные доски на стенах зданий напоминают нам о славном и нелегком пути, пройденном нашими земляками за годы существования Пензы.

Памятники – это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события,увековеченные в памятниках,не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают,что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.

    2. Памятники города Пензы.

    Пенза обладает живописной красотой, которая порой завораживает взгляд обывателя. Этот город покорил сердца тех людей, которые хоть единожды увидели его. Для того чтобы узнать почему он так привлекает к себе внимание, давайте совершим небольшую прогулку по городу и обратим внимание на его достопримечательности.

    В ходе исследования мы узнали, что в Пензе насчитывается более 280 памятников. Собрав материал, мы классифицировали памятники

    1.Памятники по назначению, цели установки

    1.Памятники выдающимся личностям (правителям, поэтам, писателям, музыкантам, художникам, ученым, военным)

    2.Мемориалы воинской славы

    3.Памятники-посвящения

    4.Мемориалы захоронений

    5. Религиозная архитектура

    6. Значимые исторические события и их герои

    7. Известные литературные и городские персонажи

    8. Чувства, вечные ценности

    9. Необычные объекты

    2.Памятники по типу сооружения

    1.Жанровые композиции

    2.Мемориальные комплексы

    3.Монументальная городская скульптура

    4.Стелы

    5.Здание, ритуальное сооружение

    6.Бюсты

    7.Мемориальные доски

    9.Скульптурная группа

    10. Обелиск

    11.Статуя

    12. Плита

    14. Мемориальная доска

    3.Памятники по степени распространения

    1.Единственные в России

    2.Единственные в мире

  1. Памятник «Первопоселенцу»

  2. Этот памятник был установлен в 1980 году и расположен в исторической части города, где в 1663 году была возведена крепость Пенза. Вместе с чугунной мортирой, остатками оборонительного вала крепости, восстановленным частоколом и символической звонницей на месте угловой крепостной башни скульптура Первопоселенца входит в мемориальный комплекс. Двухметровая бронзовая композиция состоит из фигуры Первопоселенца, который в одной руке держит копьё, а другой опирается на плуг, и его коня. Она символизирует два начала в судьбе первых жителей Пензы – крестьянский труд и оборону рубежей от набегов кочевников. У подножья скульптуры текст: «Лета 7171 1663 года велено на реке Пензе город строить».Скульптурная композиция установлена над долиной Суры, от неё открывается вид на восточную и юго-восточную часть города, Засурье. Смотровая площадка обнесена чугунной решёткой с гербами старой Пензы. Авторы композиции – скульптор В.Г. Козенюк и архитектор Ю.В. Комаров.

  3. Мемориал «Афганские ворота»

  4. В Пензе увековечили память о воинах-афганцах. В памятный мемориал «Афганские ворота» входят несколько элементов - стилобат, украшенный бронзовыми барельефами, гранитные стелы и вечный огонь. Высота арки достигает восьми метров.

    «Лучшие сыны нашей с вами Пензы, Пензенской области, страны не вернулись с полей сражений, потому что они были патриотами, потому что они выполняли воинский долг, они все сделали для того, чтобы мы сегодня с вами жили в мире», - отметил губернатор Пензенской области Василий Бочкарев на открытии мемориала 31 июля.

    В афганской войне погибли 128 пензенцев, 6 пропали без вести.

    Для зажжения вечного огня у мемориала афганцам, факел с «вечным огнем» был доставлен с проспекта Победы, где зажжен у подножия монумента воинской и трудовой славы пензенцев. Памятник разместился в центре города, в сквере за городской администрацией. Автор памятника - заслуженный скульптор России Александр Бем Мемориал возводился на собранные средства. Сметная стоимость проекта составляет порядка 42 миллионов рублей.

  5. Монумент воинской и трудовой Славы

  6. Монумент воинской и трудовой Славы (памятник Победы) - памятник на площади Победы в г. Пензе, посвящённый воинским и трудовым подвигам жителей и уроженцев Пензенской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Является главным региональным памятником такого рода. Один из наиболее известных и узнаваемых символов г. Пензы. Монумент был открыт 9 мая 1975 года к 30-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

  7. Памятник Пензенским милиционерам

  8. Памятник пензенским милиционерам (Памятник Милиционеру, Памятник Участковому) - памятник в г. Пензе, первый и единственный памятник в России, увековечивший участкового милиционера. Открыт в День милиции - 10 ноября 2007 года.. Памятник представляет собой бронзовую статую советского участкового милиционера в служебной форме послевоенного образца. Позади памятника, на полукруглом гранитном постаменте, выбита надпись: ПЕНЗЕНСКИМ МИЛИЦИОНЕРАМ - ЗАЩИТНИКАМ ЗАКОНА И ПРАВОПОРЯДКА.

    У памятника проходят построения милицейских подразделений, церемонии награждения сотрудников органов внутренних дел Пензенской области, принимают присягу милиционеры. Прототипом увековеченного милиционера стал известный пензенский участковый 1950-1960-х годов, капитан милиции Григорий Александрович Шелков. Памятник установлен на улице Некрасова. Авторы памятника: скульптор - Александр Хачатурян, народный художник Калмыкии; архитектор - Дмитрий Димаков.

  9. Набережную украшает обелиск - монумент Славы. Но чаще можно услышать другое его название-Росток. Открытие монумента произошло 6 ноября 1967 года. Он символизирует непрерывный рост России и Пензы. Авторы - пензенский скульптор А.А. Фомин, художник А.А. Оя и архитектор Л.Ф. Иофан. Монумент представляет собой 25-метровую конструкцию и находящуюся рядом стелу из карельского гранита. В стеле замурована капсула с письмом, адресованным потомкам. Послание будет вскрыто в 2017 году.

  10. Бюст М.Ю. Лермонтову (1892 год) в сквере им. Лермонтова. Пенза.

    17 мая 1892 года в Пензе состоялось открытие второго в России памятника Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Скульптор Илья Яковлевич Гинцбург.В 1837 году будущий царь - освободитель Александр II, посетивший Пензу, обратил взор на заросший кустарником и деревьями пустырь возле кафедрального собора. И предложил разбить там сквер. Уже в 1839 году он стал одним из любимых мест отдыха горожан. В 1842 году в сквере построили фонтан, сохранившийся до наших дней. Практически в центральной части города находится сквер им. Михаила Юрьевича Лермонтова. Сквер расположен между художественным училищем им. С.А. Савицкого и Советской площадью. Центральную часть сквера занимает бюст Михаила Юрьевича Лермонтова, автором которого является петербургский скульптор Илья Яковлевич Гинцбург - академик и автор памятников Пушкину, Гоголю, Айвазовскому, Плеханову, Менделееву и другим.

  11. Памятник "Проводы" Пенза.

    Памятник "Проводы" ("Прощание") работы скульптора Владимира Курдова, посвящённый участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
    Памятник установлен на месте, где в годы Великой Отечественной войны располагался призывной пункт, с которого призывались на фронт солдаты из Пензенской области. Памятник находится в сквере на углу улиц Куйбышева - Тамбовская. У подножия памятника расположен прямоугольный постамент, в который вмонтировано несколько металлических капсул с землёй, привезенной из стран Восточной и Западной Европы - с мест боев воинов -пензенцев.

    Напротив памятника «Проводы» расположен памятный знак, установленный ещё до создания самого памятника. Он представляет собой крупный природный камень, в который вмонтирована раскрытая книга, выполненная из чёрного мрамора.

    На страницах книги выбит фрагмент стихотворения пензенской поэтессы Ларисы Яшиной:

    Колонны шли за горизонт,
    Где ты, земляк наш, только не был...
    Отсюда начинался фронт,
    Отсюда виделась Победа.

3.Социологический опрос.

Для подтверждения нашей гипотезы мы провели эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся нашей школы (ученики начальных классов). Эксперимент состоял из трёх этапов.

1 этап: начальный (март 2013 год);

2 этап: обучающий (сентябрь – декабрь 2014 год);

3 этап: итоговый (январь 2015 год).

На начальном этапе, собрав информацию о памятниках города, мы решили провести социологический опрос среди младших школьников (возраст от 7 до 10 лет) и узнать, какие памятники, установленные в городе, они знают, и знают ли историю их возникновения. Было опрошено 100 человек и предложена анкета из трёх вопросов:

1. Какие исторические памятники города Пензы вы знаете?

2. Знаете ли вы каким событиям они посвящены?

3. Как вы считаете, нуждаются ли памятники в охране и защите?

При ответе на первый вопрос мы выяснили, какие памятники города знают младшие школьники.

Результаты опроса:

Большинство опрашиваемых знают памятники. Результат опроса представлен на диаграмме:

При ответе на второй вопрос мы выяснили, историю возникновения, каких памятников знают опрашиваемые дети? В России проблема охраны памятников и исторических мест очень актуальна. Наша страна и Пензенский край в частности имеет богатую историю, которая раскрывается через памятники и памятные места. Для того, чтобы сохранить историю для последующих поколений, необходимо сохранять, оберегать и заботиться о тех местах, которые напоминают о героических и трагических страницах прошлого нашего народа.

После проведения опроса были сделаны следующие выводы, которые подтверждают нашу гипотезу: дети знают памятники города Пензы, но не знают историю их возникновения.

Поэтому на следующем этапе работы, мы провели классные часы о памятниках и памятных местах нашего города. Была проведена экскурсия по городу с ознакомлением истории создания памятников, их авторов.

На итоговом этапе, после проведённой нами работы, мы повторили опрос и вот к какому результату пришли:

учащиеся назвали не только наиболее известные памятники, а также те, которые ранее не знали;

большинство опрошенных детей смогли сказать об истории создания памятников, а также их авторов.

4.Заключение

Город Пенза является одним из старейших городов, которому больше 350 лет. За это время в городе происходило множество интересных и значимых для истории города событий, память о которых отражена в памятниках, установленных в городе. Есть памятники общеизвестные, но есть памятники забытые, некоторые из них заброшенные.

В результате работы над проектом был создан каталог памятников города Пензы, который поможет школьникам прикоснуться к истории родного города, почувствовать себя гражданами своей страны, вызвать чувство гордости за дела своих земляков. Так же данная работа может быть интересна и гостям города, так как в ней собраны сведения о памятниках нашего города.

Изучая памятники города Пензы, мы узнали:

    историю создания памятников;

    какому событию или человеку посвящен памятник;

    из каких материалов сделаны памятники и даты их установления.

В ходе работы, проведённой по изучению памятников, у нас возникла творческая идея о создании проекта нового памятника в городе Пенза. Мы решили, что это должен быть памятник книге.

Памятник в виде книг – отличная реклама жажды и необходимости чтения.

Книги являются неотъемлемой частью общества и каждого человека в частности. Они хранят в себе мудрость и знания целых поколений, содержат сведения о событиях, произошедших в истории развития человечества. Невозможно недооценить значение литературы, а в частности книги, в нашей жизни. Во всём мире люде читают, пишут, а теперь и слушают огромное количество самой разнообразной литературы. И, конечно же, этот значительный объект в год культуры, мы хотим увековечить. (Приложение 1)

Памятник представляет собой открытую книгу. На левой стороне собирательный образ литературной героини, а справа – читатель. Перо, размер которого говорит нам о том, что авторы литературных произведений – огромное достояние человечества. Памятник небольшой по размеру, но глубокий и ёмкий по содержанию.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность:

У каждого города есть свои памятники - символы его гордости и славы. Они рассказывают нам о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях, литературных героях. Памятники - это наша история. Они неразрывно сливаются со всем обликом города, незаметно для нас самих становятся неотъемлемой частицей нашей жизни. В нашем небольшом городе тоже есть памятники. Но, к сожалению, не все жители города знают, сколько их, какова их история. В городе нет единого источника информации о памятниках.

Анкетирование учащихся показало, что современный подросток, школьник недостаточно знает традиции своего народа, не интересуется историей своей страны, своего города. Только 46% учащихся нашей школы смогли ответить, сколько памятников в нашем городе, а их историю знают только несколько человек.

Проблема: отсутствие знаний об истории памятников города.

Цель: изучив историю памятников города, создать слайд-альбом «Памятники нашего города».

Задачи:

    развить навык работы с различными источниками информации;

    научиться брать и оформлять интервью;

    изучить историю памятников нашего города;

    создать слайд-альбом и выступить на школьной и городской научно-практической конференции.

Используемые источники: единого источника об истории памятников нашего города нет. Мы встречались с инициаторами постановки того или иного памятника, работали с архивами города и района, использовали сведения Интернета.

Степень изученности : в городе нет единого источника информации о памятниках, в местных газетах печатались материалы об открытии памятника, о том, кому они посвящены.

Личный вклад : все материалы нами были собраны самостоятельно, мы договаривались о встречах с разными людьми, большую помощь нам оказал бывший корреспондент муниципальной газеты «Огни Сибири» А.Н. Комиссаренко, у которого мы узнали имена инициаторов постановки памятников.

Основное содержание

1.ПАМЯТНИК 57 ПАРТИЗАНАМ И МИРНЫМ ЖИТЕЛЯМ.

В центре города Шарыпово, на территории Шарыповского Дома культуры, находится памятник в честь жертв, павших в апреле 1919 года (Приложение 1). Этот памятник был выполнен по заказу шарыповцев Краевым фондом культуры, а вначале здесь находился кирпичный обелиск.

Памятник сооружен из кирпича с цементной облицовкой. Высота памятника 3 метра 87 сантиметров. Площадь основания равна 15 метрам. На бетонном постаменте мы видим фигуру партизана, перепоясанную пулеметными лентами. Левая рука сжата в кулак, это символ мести, силы. В правой руке у партизана винтовка - символ защиты, готовности сражаться за свою страну.

На мраморной доске читаем: «Здесь похоронены 57 славных партизан и мирных жителей, зверски расстрелянных белогвардейцами в апреле 1919 года».

На постаменте слова:

За светлое счастье своих поколений

Вы пали, а память в народе живет.

И свет ваших чистых, великих стремлений

Нас к воле большой, к коммунизму ведет.

Каратели жестоко расправились с участниками партизанского

движения, членами их семей и сочувствующими Советской власти.

За памятником находится братская могила. В ней покоятся 57 человек: 22 человека расстреляны колчаковцами за связь с большевиками, 2 человека повешены за участие в партизанском отряде, 6 человек, в том числе начальник милиции и милиционер, убиты в бою с бандой Колчака, 2 человека убиты, как месть за колчаковцев, 1 человек расстрелян за агитацию против Колчака, 1 - за невыполнение распоряжений колчаковских офицеров, а остальные - за связь с партизанским отрядом.

Список погибших партизан и граждан села Шарыпово Красноярского края во время становления Советской власти 1917-1921:

1.Ананьин А.Г. 31.Ползунов П.И.

2.Александров С.М. 32.Пономарев П.Е.

3.Александров Я.М 33.Прислонов И.С.

4.Буренко 34.Пашковский

5.Бугаев И. 35.Писарцов Ф.Д.

6.Быков И. 36.Поткин

7.Бочкарев И. 37.Решетников П.А.

8.Викторов Я.С. 38.Рябов М.

9.Викторов Ф.Я. 39.Рябов М.К.

10.Викторов И.Я. 40.Субботин И.И.

11.Григоров Г.С. 41.Савридов С.А.

12.Донцов С. 42.Титов

13.Духач 43.Филипов Н.В.

14.Игнатова М. 44.Филипов И.Ф.

15.Коробов Н.Л. 45.Филипов Н.Н.

16.Ковалев Е.П. 46.Чавпо В.М.

17.Колков Г. 47.Чернов П.С.

18.Комлев 48.Чернов С.П.

19.Лопатин З.Ф. 49.Шарыпов Ф.Т.

20.Лужанский А. 50.Шарыпов И.Ф.

21.Маляев М.Т. 51. Шарыпов И.

22.Маляев С.Т. 52. Шарыпов П.Ф.

23.Малой 53. Шарыпов П.А.

24.Мешков И.

25.Морозов С.

26.Пусорин

27.Петухов Т.Н.

28.Плотский А.М.

29.Плотский М.

30.Ползунов И.

*Указанные фамилии партизан и граждан села Шарыпово скопированы с периодических информаций и сведений районного отдела культуры членом Совета ветеранов войны и труда г. Черненко Н. Шариповым 30 июня 1987 года.

2.ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

В 1982 г. в Шарыпово заложили Сквер Победы. В этом же году было высажено 220 деревьев на основании решения исполнительного городского Совета народных депутатов. Тогда же был заложен первый символический камень сквера - глыба Саянского мрамора с надписью: «Здесь будет заложен памятник воинам шарыповцам, погибшим в Великую Отечественную войну». В 1984г. на 10 пленуме горкома ВЛКСМ было принято решение объявить сквер Победы объектом особой комсомольской заботы. 9 мая 1985г. к 40-летию Победы в сквере был открыт памятник землякам, погибшим в Великую Отечественную войну (Приложение 2). В этот день к подножию монумента были уложены капсулы с землёй с мест захоронения шарыповских воинов. Укладывали представители комсомольско-молодёжного отряда имени « 40 лет Победы в Великой Отечественной войне».

С двух сторон от входа в сквер - отлитые из металла, высеченные сияющей бронзой цифры 1941-1945гг. Эти цифры в сердце каждого человека, они напоминают нам о грозном времени и всегда тревожат душу.

Сам памятник - это 2 пилона разной высоты, облицованные Саянским гранитом. 2 пилона символизируют собой единство фронта и тыла. Верхняя часть пилонов увенчана композицией в виде развёрнутого знамени с пятиконечной звездой - символом доблести Советской Армии. И перед пилонами - огонь вечной памяти. За пилонами на плитах высечены имена шарыповцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Каждый год горожане приходят к памятнику, чтобы почтить память тех, кто приближал великую Победу.

В центре проспекта «Энергетиков» 2 августа 1996 года состоялось открытие памятника воинам, погибшим в мирное время (Приложение 3А). Автором проекта памятника стала бывший архитектор нашего города Людмила Вишнякова. Проект воплотила бригада домостроительного комбината мастера Ильфатова. В 1994 году, накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне ветераны поселка Дубинино обратились к архитекторам города с просьбой разработать проект памятника воинам, погибшим в Афганистане и горячих точках (Таджикистане, Чечне и других). Городской отдел архитектуры поддержал инициативу ветеранов и разработал несколько проектов памятника. В разработке памятника принимали участие и горожане. Было предложено несколько вариантов памятника(Приложение №4). Первый - это силуэт автомата как символ борьбы, второй - на двух плитах сквозные звёзды как символ гордости и славы. В итоге свой выбор остановили на проекте бывшего тогда главой администрации города Николая Григорьевича Жарко. На двух мраморных плитах сквозной крест. Но выполнить это было невозможно, потому что плиты осыпались. Поэтому было принято решение изобразить мраморный крест как символ веры и терпения.

На постаменте читаем слова:

Любовь и смерть

Смешались в скорбном дыме,

На веки Вас

Оставив молодыми.

К памятнику всегда приходят горожане, чтобы вспомнить тех, кто в мирное время с честью выполнил свой долг. Эти строки посвящены тем, кто воевал в горячих точках, не жалея своей жизни.

Память, память, память,

Ты мне его оживи…

Его глаза, улыбку

Светом нашей любви зажги.

Мы побудем с ним чуть-чуть вдвоём,

По тихим улицам вместе пройдём,

Вспомним наши тайны, мечты…

Ты рядом, ты здесь, со мной, любимый, ты.

…Тихо скатилась слеза по щеке,

Ты в сердце моём, любимый,

Ты не погиб на войне…

Цветы у постамента всегда лежат,

Мы помним тебя,

В горячей точке погибший солдат.

Накануне празднования 25-летия вывода советских войск из Афганистана ветераны-афганцы Шарыпово выступили с инициативой заменить нынешний памятник их погибшим товарищам на новый, более монументальный.

Работники муниципального управления капстроительства представили общественности макет нового монумента. Он будет существенно выше, около 4 метров, отделан черным и красным гранитом, декорирован георгиевской лентой, металлическим черным тюльпаном и вырезанной пятиконечной звездой. Памятник сдвинут с пешеходной дорожки в сторону, в отдельный карман, площадку вокруг него выложат брусчаткой и установят по периметру фонари.

Открытие памятника воинам, погибшим при исполнении воинского и служебного долга (Приложение № 3Б), стало поистине массовым мероприятием. Несмотря на мороз, прийти сюда в этот день пожелали многие шарыповцы. В их рядах и семьи тех, кому посвящен монумент. За сыновей, за настоящих защитников Отечества благодарят и преклоняют голову перед близкими все ораторы без исключения. Солдаты, офицеры, сотрудники правоохранительных органов, отдавшие свои жизни при задержании опасных преступников, во время войны в Афганистане и спецопераций в Чечне. В скорбном списке героев-шарыповцев - 17 имен. Завесу с памятника снимают под звон колоколов. Павших на поле боя церковь поминает как мучеников.

Предыдущий памятник перенесли на территорию кадетского корпуса в п. Дубинино.

4.ПОГРАНИЧНЫЙ СТОЛБ.

8 мая 2004г. в 11 часов в сквере Победы торжественно открылся памятный знак, посвященный нашим землякам - пограничникам (Приложение 5). Инициаторами были Мамаев Анатолий Георгиевич и Габдулин Раис Рауфович.

Пограничный столб раньше был около поселка Дубинина, но его постоянно разбивали, поэтому пограничники обратились с просьбой к администрации города об установке памятного знака в сквере Победы. Разрешение было получено. Стали собирать документы. Помогали все: администрация города, администрация БГРЭС-1. Были выделены все необходимые материалы. Работу выполняли сами.

Пограничный столб - память о погибших пограничниках Памятный знак представляет собой пограничный столб высотой 1, 5 метра. Красный цвет - символизирует кровь, зеленый - символ весны, жизни. У подножия столба на гранитной плите надпись: « Землякам- пограничникам, павшим на защите рубежей России от матерей и воинов г.Шарыпово».

Каждый год 28 мая пограничники собираются у этого памятника, чтобы почтить память погибших, вспомнить своих друзей.

5.ПАМЯТНИК ПЕРВОСТРОИТЕЛЯМ ГОРОДА ШАРЫПОВО.

Памятник представляет собою величественный монумент почти пятиметровой высоты из камня и металла. Создал его известный в Шарыпове и Шарыповском районе автор Пётр Симаков. Он был не единственным претендентом — в городскую администрацию было представлено больше десятка эскизов. В нашей школе тоже был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Победили 2 проекта (Приложение № 6).

П.Симакову удалось в своём проекте передать колорит начала восьмидесятых годов — на фоне первых новостроек стоят, держась за руки, парень с девушкой, а под ними надпись «Шарыпово-судьба моя». С инициативой воздвигнуть памятник в год 30-летия Шарыпово в городской Совет вышли ветераны и первостроители города во главе с Афанасием Грошевым. Проект активно поддержали депутаты и администрация города, а также руководство филиала ОАО «Суэк-Красноярск», «Разрез Березовский-1» в лице Александра Буйницкого.

Право открыть памятник (Приложение №7) доверили людям, имена которых были известны каждому на КАТЭКе. Это бригадиры отделочников Леонид Рогоза и Нина Герцик, бригадир электромонтажников Валерий Ващенко и один из ведущих специалистов дирекции Березовской ГРЭС Иван Шамрай. У собравшихся блестели на глазах слезы. Немолодые, заслуженные люди перенеслись мысленно в свою комсомольскую юность. Бывший глава города Вадим Хохлов, открывая митинг, поблагодарил всех участников проекта за столь достойное завершение юбилейного года. Председатель городского совета депутатов Анна Асанова сказала: «Люди, в честь которых воздвигнут памятник, заслужили это». Далее слово представлено депутату Законодательного Собрания Красноярского края Борису Мельниченко. Поздравив горожан, и, в первую очередь, ветеранов КАТЭКа, он подчеркнул: «Верю, надеюсь, что сегодняшнее событие станет мощным импульсом к дальнейшему развитию города, к новостройкам завтрашнего дня».

6. МЕМОРИАЛ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ-ТАНК.

В год 70-летия Победы площадь перед шарыповской стелой, посвященной Великой Отечественной войне, украсилась новым монументом (Приложение №8). На постаменте установлен танк Т-80У, который является основой танковых войск СССР и России с 80-ых годов и по настоящее время. Боевая машина, конечно же, демилитаризована и безопасна. Но даже в качестве символа она дает прочувствовать силу и мощь армии нашей страны.

Танк Т-80У был прият на вооружение Советской армии в 1984 году, в серийное производство поступил в 1985. Эта боевая машина весит 46 тонн, в боевом комплекте она оснащена газотурбинным двигателем на 1250 лошадиных сил, 125-миллиметровой пушкой, противотанковым и зенитными пулеметами. Несмотря на столь внушительную мощь, этот танк удивительно маневренный, быстро развивает скорость 70 километров в час на любых дорогах и даже без таковых. Он легко преодолевает в том числе и водные преграды средней глубины.

7. МОРЯКАМ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ.

День Военно-Морского Флота России шарыповцы отметили торжественным открытием памятника морякам (Приложение № 9). Новый мемориал установили в парке Победы. В списках бывших матросов в Шарыпово - около сотни защитников Отечества. Благодаря личному участию большинства из них, появился новый памятник, который станет еще одной достопримечательностью города. Эскиз памятной композиции и детали, которые стали частью мемориала, создала инициативная группа моряков-ветеранов. Два флагштока с Андреевским и флагом Военно-морского флота дополнили большой якорь, который стал центром памятника. Его нашли на водохранилище «Березовской ГРЭС», где раньше находилось немало катеров. Здесь же установили памятные плиты, где в точности сохранили наказ Петра Великого матросам. Не обошли вниманием и традиционную для моряков бескозырку. Инициативную группу и тех, кто лично принимал участие в строительстве, отмечают благодарственными письмами главы города. Памятник установили в городском сквере Победы. На постаменте поместили якорь со списанного судна и воздвигли над ним стилизованную мачту с государственным флагом России, Андреевским флагом и флагом Военно-морского флота СССР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выполнение данного проекта помогло нам узнать историю нашего города, познакомиться с интересными людьми, заполнить неизвестные для нас страницы истории нашей страны и нашего города. Мы научились работать с архивом, брать интервью, обрабатывать полученные материалы и представлять их широкой аудитории. Мы почувствовали, как важно знать историю своего родного города. Мы рады, что создали единый источник информации о памятниках нашего небольшого города. Данный материал был представлен нами на научно-практических конференциях как города, так и края. Мы вместе с руководителем Ситниковой Т.А. обратились с просьбой в одну из краевых редакций об издании брошюры «Памятники нашего города». Брошюры мы планируем подарить городскому музею и библиотеке в день города, который ежегодно проходит в июле.

Источники информации

    Архивные материалы города и района.

    Думнова В. Из истории города. Шарыпово, 2001г.

    Интервью с главным редактором газеты «Огни Сибири».

    Интервью с бывшим архитектором города Л.В Вишняковой.

    Мой город. - Шарыпово.: Редакция «Огни Сибири». 2001.

    И.М.Сергеев. Памятники народной славы. -М.: Просвещение. 1974.

    Ситникова Т.А. Стихотворение «Память».

Приложение 1

Памятник 57 партизанам и мирным жителям.

Приложение 2

Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Приложение 3А

Памятник погибшим в мирное время.

Приложение 3Б

Памятник погибшим в мирное время.

Приложение 4

Проекты памятника погибшим в мирное время.

Приложение 5

Пограничный столб

Приложение 6

Проекты-победители памятника первостроителям города

Приложение 7

Памятник первостроителям города

Приложение 8

Мемориал воинской славы-танк.

Приложение 9

Морякам всех поколений.

    С учетом этого были разработаны поисковые задания классам в рамках проекта, составлена программа.

    Пояснительная записка

    Проект выполняется на протяжении всего второго полугодия и включает в себя учебные занятия в рамках внеурочной деятельности «Я- исследователь». Работа над проектом предполагает совместную деятельность учащихся, родителей и учителя.

    Цели: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город , путём исследования памятников истории.

  • Образовательная:
  • Развивающая:
  • Воспитательная:

Задачи:

1.Способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего города, расширение представлений об истории малой Родины;

2.Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

3. Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;

4.Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

5. Способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.

6.Развитие коммуникативно-речевых умений.

7.Познакомиться с историческими событиями, связанными с возникновением памятников города Шарыпово.

8.Научить обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии;

9.Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

Прогнозируемый результат.

2.Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей учеников в учебно-воспитательном процессе.

3.Фотографии, рисунки, выпуск альбома (презентации) «Памятники моего города»

Актуализация проекта.

Материалы исследования можно использовать на уроках литературы, истории, краеведения, а также во внеклассной работе. Материал поможет сделать занятия яркими, запоминающимися. Эмоциональный настрой таких уроков очень высок. Изучение памятников открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.

Основание проекта.

Данный проект ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие. (Культура, развитие, основа, реализация, успешность).

Участники, партнеры проекта :

учителя, ученики, родители учащихся;

работники Краеведческого музея

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения .

Вопросы направляющие проект

Основополагающий вопрос

Нужно ли сохранять памятники?

Что такое памятники?

Методы исследования.

  • поиск и обработка информации;
  • экскурсия и изучение исторических материалов;
  • анализ изученных материалов;
  • обобщение полученных данных;
  • синтез как самостоятельная часть исследования.

Цель исследования: Какие достопримечательности города Шарыпово вы знаете?

Провести экскурсию по городу, узнать какие памятники есть в Шарыпово, в память чего они установлены? Собрать фотоматериалы и информацию о достопримечательностях города, сотрудничая с Краеведческим музеем города.

Дидактические цели проекта:

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,

Понимание учеником исторических сведений о городе, памятниках города.

Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Методические задачи:

Найти исторические сведения о городе, памятниках. Создать альбом (презентацию) о памятниках городе.

Выбор тем индивидуальных исследований учащихся: памятники города, мемориальные доски.

Выдвижение гипотез решения проблем:

Мы провели анкетирование и увидели, что ребята мало знают о своем городе, его памятниках, достопримечательностях.

Ведущая деятельность.

Творческая, поисковая, исследовательская.

Ожидаемые результаты:

Для учеников:

Развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

Самореализация.

Для педагогов:

Повышение профессионализма;

Для родителей:

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с расширением знаний о своём родном городе Шарыпово. В частности, младшими школьниками выполняется поиск информации из разных источников (документы историко-краеведческого музея, книги) о памятных достопримечательностях города. В результате своей поисковой деятельности учащиеся представляют подготовленные ими материалы в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общий альбом.

Принципы реализации проекта:

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.

2) Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

3) Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

4) Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

Познавательные занятия, экскурсии, встречи;

Продуктивная деятельность;

План проекта.

Реализация проекта осуществлялась в 6 этапов.

I этап - Подготовительный , включает в себя: диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города. Анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.

II этап - Погружение в проект

Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Составление учителем презентации для родителей. Представление стартовой презентации учителя для школьников с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме. Формирование групп по интересам, распределение ролей в группах для проведения исследований и определение формы представления результатов. Деление на группы Предварительное совместное планирование продвижение по проекту.

III этап - Основной (реализация проекта) включает в себя:

Выдвижение гипотез решения проблемы. Организовать и провести экскурсию по городу, посетить Краеведческий музей. Сбор информации в Интернете, накопление и обсуждение ее в группе, предварительная самооценка работы группы. Самостоятельная или групповая работа по выполнению исследования (дифференцированно: сильные ученики -составление презентаций, слабые ученик - дополнений к ней.) Рефлексия, проверка учителем активности участников группы, завершение продвижения по проекту.

Оформление результатов проектной деятельности. Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общий альбом. Также свои сообщения ребята дополняли фотографиями, иллюстрациями.

IV этап. Итоговый (Представление результатов работы)

Защита своих работ (урок - выступление). Оценивание результатов проекта школьниками, родителями и учителем. Заполнение оценочного листа по критериям, выбранным детьми. Сшивание всех материалов в один альбом «Памятники нашего города». В конце учитель может предложить викторину. Например: учитель показывает учащимся объекты на экране и просит ответить на вопросы.

V этап. - Подведение итогов, награждение детей.

VI этап. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Памятники моего города »

« Памятники моего города »




Аннотация проекта.

Одна из актуальных задач, стоящих перед учителем, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить, оценивать происходящее, строить свою жизнь в соответствии не только с собственными интересами, а с учетом интересов и требований окружающих его людей. Решение данной задачи тесно связано с формированием нравственных качеств личности. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Одной из таких задач является воспитание гражданственности, патриотизма.. Именно из любви к своей малой Родины воспитывается и любовь к России в целом.


Тема проекта «Памятники моего города» актуальна и интересна. Изучение памятников раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, формирует познавательный интерес к истории города.

В основе проектной работы лежат поиск, интерес к прошлому.


  • этот проект универсальный, его возможно реализовать в условиях большинства школьных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители. Сведения о городе доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
  • Проект учитывает специфику младшего школьного возраста (1-2 класс), поэтому работа над выбранным детьми модулем строится по упрощенной схеме, т.к. преследуют следующие цели:
  • -заинтересовать ребенка, увлечь историей родного города,
  • -способствовать укреплению семейных связей, общению старшего и младшего поколения.

  • Перед началом работы над проектом мы попытались выяснить, что учащиеся знают об истории города, в котором живут. С этой целью было проведено анкетирование. Оно показало следующее:
  • знают об истории города – ___14_%
  • знают памятники Шарыпово, историю их создания – __23__%
  • хотели бы расширить и углубить свои знания по истории своего города – __87___%

  • Цели: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город, путём исследования памятников истории.
  • Образовательная: сформировать у учащихся основы знаний о проектной деятельности. Актуализировать знания о программе Windows (назначение, возможности). Познакомиться с историей нашего города, через изучения достопримечательностей (памятники). Узнать сколько памятников есть в городе.
  • Развивающая: способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса к предметам, навыков работы в программе Windows, а также развивать умение представлять готовый продукт.
  • Воспитательная: Формирование нравственных основ и воспитание патриотического мировоззрения, уважительного отношения к своему городу и его жителям через изучение достопримечательностей г. Шарыпово. Воспитывать толерантность, умение работать в группе, уважительное отношение к историческому прошлому своего города и памятникам культуры.

  • Задачи:
  • Способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего города, расширение представлений об истории малой Родины;
  • Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
  • Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;
  • Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  • Способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.
  • Развитие коммуникативно-речевых умений.
  • Познакомиться с историческими событиями, связанными с возникновением памятников города Шарыпово.
  • Научить обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии;
  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

  • Прогнозируемый результат.
  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города, культурных ценностях.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей учеников в учебно-воспитательном процессе.
  • Фотографии, рисунки, выпуск альбома (презентации) «Памятники моего города»

  • Персональные компьютеры;
  • Мультимедийный проектор;
  • Цифровой фотоаппарат;
  • Стандартная программа Windows
  • Альбом (формат А4)
  • Принтер, сканер
  • проекционная система.
  • Интернет
  • Материалы из Краеведческого музея

Отражается ли прошлое в настоящем?


  • Нужны ли памятники городу и людям?
  • Как памятники города Шарыпово связаны с историей России?
  • Памятник украшение или достопримечательность?
  • В чём проявляется связующая нить поколений?
  • Нужно ли сохранять памятники?
  • Как людям сохранить то, что создано раньше?

  • Что такое памятники?
  • Какие памятники в нашем городе вы знаете?
  • В честь каких событий они были установлены?
  • Сколько памятников в нашем городе?


Ход исследований

Для того, чтобы узнать, каким был город в прошлом, мы:

  • Побывали в городском музее
  • Сходили на экскурсии
  • Побеседовали с жителями города разных возрастов
  • Обобщили и сделали выводы

  • Ожидаемые результаты:
  • Для учеников:
  • - ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
  • - развитие у детей инициативы,

активности, самостоятельности;

  • - самореализация.
  • Для педагога:
  • - повышение профессионализма;
  • - внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
  • - личностный и профессиональный рост;
  • Для родителей.
  • - повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

  • - Познавательные занятия, экскурсии, встречи;
  • - Продуктивная деятельность;
  • - создание альбома «Памятники моего города», выставка фотографий, рисунков.

Деятельность участников проекта на различных этапах

п/п

Этапы

Задачи

Подготовительный

Деятельность учащегося и родителей

выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города.

Деятельность педагога

Проведение диагностики детей (анкетирования родителей)

Проведение анкетирование, анализ анкет


Погружение в проект (Организационно-ознакомительный)

Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта.

Формирование групп по интересам, распределение ролей в группах для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Деление на группы

Представление стартовой презентации учителя для школьников, родителей с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме.


Основной

(реализация проекта)

Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта.

Оформление результатов проектной деятельности.

Сбор информации: посещение музея. Изучение беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность. Выполнение работ; оформление,

Самостоятельная работа групп

Конкурс фотографий ,

Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о городе. Организация экскурсий по городу, в краеведческий музей.


Итоговый.

(Представление результатов работы) .

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города, культурных ценностях.

Выступление и защита своих работ. Сшивание всех материалов в один альбом «Памятники нашего города».

Учитель наблюдает и консультирует.


Подведение итогов

Итоговое обсуждение проекта с гостями, родителями.

Благодарность за работу в проекте


Рефлексия.

Выявить уровень итоговое диагностирование детей и

анкетирование родителей.

Обсуждение перспективы развития проекта (создание альбома, презентации с целью дальнейшего использования.

Выявление лидеров,



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Ручеек» городского округа город Фролово Подготовили: Старший воспитатель Васильева Людмила Юрьевна Воспитатель Петросян Ануш Ваничкаевна г. Фролово Информационно-исследовательский проект «Памятники нашего города»

2 слайд

Описание слайда:

Введение Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наш город Фролово. В нашем городе много памятников, но люди мало знают об их истории, не все памятники известны жителям нашего города, особенно детям, и ещё меньше они знают о событиях, в честь которых установлены эти памятники. Почему? Но ведь памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Любовь к Родине начинается именно с любви к родному городу. Вот почему для нас было важно заняться вопросом изучения истории создания памятников, которые хранят память о событиях и людях, важно, чтобы люди помнили историю.

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность На сегодняшний день в обществе возникла острая необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Не обходимо, чтобы связь между поколениями пережившим самую страшную войну, и современной молодежью не оборвалась, а наоборот восстановилась в ходе работы по духовно – нравственному воспитанию с дошкольниками и родителями. Вид проекта: информационно – познавательный. Тип проекта: средней продолжительности. Тип проекта: (по количеству участников) – групповой. Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагоги.

4 слайд

Описание слайда:

Цели проекта Расширить представление о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Познакомить детей с историей развития города во время Сталинградской битвы. Познакомить с героями – защитниками города Фролово. Вызвать чувство уважения, гордости за подвиги своих предков в великой победе.

5 слайд

Описание слайда:

Задачи проекта Образовательные задачи: расширять знания воспитанников о ВОВ. познакомить с именами людей и их подвигами на Фроловской земле. Развивающие задачи: развивать умения воспринимать информацию о героях. развивать речь детей, обогащать словарный запас. Воспитательные задачи: воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей маленькой Родины. воспитывать любовь и уважение к подвигам людей, которые были преданны своей профессии во время войны.

6 слайд

Описание слайда:

Принципы и подходы к формированию Проекта. Проект основан на позициях гуманно-личностного подхода к ребенку, согласно которому не только воспитывающий взрослый, но и ребенок – субъект развития и воспитания. Для проекта важно, чтобы ребенок «воспитывался человеком Благородным и Великодушным, развивался духовно и нравственно, овладевал знаниями расширяющими его сознание и влекущим к творчеству и созиданию блага, научался выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю, любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества» («Манифест гуманной педагогики» 2011). Только такой человек будет достоин памяти своих великих предков, подаривших Великую Победу над фашизмом и утвердивших Мир и Согласие. Принцип природосообразности Принцип деятельностной направленности образования Принцип гуманизации образования Принцип осознанного взаимодействия воспитывающих взрослых и развития Принцип регионализации образования Принцип непрерывности Принцип интеграции

7 слайд

Описание слайда:

Предварительная работа с родителями по теме проекта. Блиц вопросы: Зачем в городах устанавливают памятники? Памятники – украшение или достопримечательность? Каково значение памятника в нашей жизни? Нужны ли памятники городу, людям? Связаны ли памятники города с историей России? С какими историческими событиями связаны памятники города? Какие памятники города вы знаете? Где они расположены? Какие памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, установлены в городе? Что вы предлагаете провести в группе, чтобы лучше узнать историю памятников? Какие игры помогут лучше запомнить нам историю памятных мест?

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Мой край степной, мой край любимый! Мой край родной, неповторимый! Здесь Волга-матушка и Дон, Да трав степных волшебный звон. Полынь и реки ковыля, Их аромат хранит земля. Простор небес и солнца свет… Родной земли прекрасней нет!

10 слайд

Описание слайда:

Решила я однажды у детей узнать, Что они могут про памятники города рассказать. Кому или чему памятники посвящены, Знают ли ребята о годах войны??? Что пришлось тогда народу испытать, Как Победу смогли они одержать??? Нам перемены на обсуждение не хватило… Интересно и увлекательно было… Памятники современные больше знают они… «Мост любви», «Ангел мира», «Нефтяникам», «Часовню» Чаще друзья называли. Но о некоторых они даже и не знали: «Серова Василия», «Защитникам памятник в железнодорожном саду». - Почему? -В другом микрорайоне я живу. О знаменитых людях вспоминали, Но где памятник Ермольевой Зинаиды находится, …увы, не знали.

12 слайд

Описание слайда:

Вокзал в наши дни И помнит волжская земля, И помнят до сих пор поля Те дни, когда война была. Великая беда пришла. И сколько жизней прервалось, И сколько горя пролилось! Нам не приснится в страшном сне, Что значит – быть на той войне. (Кислова Кристина) Вокзал. Фотография 1939 год

13 слайд

Описание слайда:

В течение всей Сталинградской битвы не было ни одного случая столкновения поездов. Арчединским ж/д узлом руководил тогда В. Бубнов. 586 железнодорожников были награждены медалью "За оборону Сталинграда". В1942 году во время налетов фашистской авиации здание вокзала было разрушено. В 1949 году при участии немецких военнопленных был возведен новый современный вокзал. Мемориальная доска на стене вокзала

14 слайд

Описание слайда:

Мемориальная доска на стене главпочтампа Шли добровольцы и призывники В сапёры, в пехоту, в подрывники…. Иногда и возраст себе прибавляли, Чтобы в ряды Красной Армии взяли. Не перечислить всех героев, Оставшихся навеки там, Где и поныне пахнет кровью Земля с железом пополам.

15 слайд

Описание слайда:

Список военнослужащих, погибших в период Сталинградской битвы (1942 – 1943 г.г.) Мемориальная доска на почте нам сообщает: что в городе началось вторичное формирование 277 стрелковой дивизии. Участие принимала она: в Сталинградской битве, в Харьковской и Смоленской наступательных операциях, освобождала Белоруссию, Литву, Пруссию. Дивизия была награждена орденами Красного Знамени, Суворова II степени и Кутузова III степени.

16 слайд

Описание слайда:

Братская могила военнослужащих, погибших в период Сталинградской битвы (1942 – 1943 г.г.) Захоронено 80 человек На месте воронки от авиабомб возле почты в 1964 году сооружен памятник с табличкой: «Здесь похоронены воины Советской Армии, погибшие в дни Великой Отечественной войны в 1942 – 1943 годы». Здесь похоронены 80 человек.

17 слайд

Описание слайда:

На территории Арчединского вагонного депо, был открыт памятный знак, на котором начертаны имена тех, кто ушел на фронт и не вернулся. Братская могила железнодорожникам. Здесь похоронены зам. начальника депо Воеводский М.М., подполковник Трофимов.

18 слайд

Описание слайда:

Работники железнодорожных служб в то время на казарменное положение были переведены. Свои рабочие места в землянке вынуждены были создать. - Повреждение железнодорожных путей продвижению поездов очень сильно мешало. - Обводной путь создали, из Иловли порожняк принимали, машинисты воду в Раковке брали. В день по 30 эшелонов на юг отправляли. - Руководили этими операциями зам. начальника депо Воеводский М.М., подполковник Трофимов … 27 июля 1942 года во время очередного налёта фашистских самолетов пали они смертью храбрых. На территории Арчединского вагонного депо, был открыт памятный знак, на котором начертаны имена тех, кто ушел на фронт и не вернулся.

19 слайд

Описание слайда:

Памятник Серову В.Р. поселок Грачи Василий Романович Серов Подвиг его не забыт… 1 сентября в 1942 году самолет его был сбит. В 33 истребительном авиационном полку во Фролово служил, командиром эскадрильи был. Задание он получил: направление на Сталинград охранять, К железнодорожным путям врага не пускать. Вдруг со стороны Дона показался вражеский самолёт, Удивлялся тогда народ: Шёл неравный воздушный бой – но Василий был герой. Подмога пришла врагу… Пулемётная очередь пробила корпус самолёта Василия, Был смертельно ранен 22 –х летний лётчик, упал от бессилия. Но врагу не удалось к железнодорожным путям подойти…

20 слайд

Описание слайда:

Памятник Зинаиде Виссарионовне Ермольевой А сколько людей От болезни смертельной спасая, Лекарство открыла из плесени белой она- Ермольева, наша землячка, казачка донская, Что жизнь для людей медицине своей отдала.

21 слайд

Описание слайда:

Памятник «Несгибаемым жителям блокадного Ленинграда» Через станцию Арчеда проходили на юг поезда, жителей блокадного Ленинграда везли. Каждый день кого - то снимали, В общую большую воронку покойников клали. Лишь годы спустя удалось установить, Кто из жителей Ленинграда мог быть. 8 мая 2002 года торжественно памятник открыт. Надпись гласит: « Несгибаемым жителям блокадного Ленинграда. Струнников М. Ф. 1895-1942 , Петров …..» Работникам СЮТура удалось установить.

22 слайд

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 36 города Макеевки»

Познавательно-исследовательский проект

ПАМЯТНИКИ МОЕГО ГОРОДА

Учитель истории МОУ «ОШ № 36»

Макеевка

Перед педагогами современной школы стоит ряд важных задач: формировать у учащихся высоко-нравственные качества:

Гражданственности,

Любви к своей Родине,

Бережного отношения к её природе, историческому и культурному наследию,

Уважения к культуре и традициям других народов России.

Мной проведена работа по разработке и

составлению проекта по нравственно – патриотическому воспитанию

у учащихся 5 - 7 классов по теме «Памятники моего города».

Актуальность:

Без памяти – нет истории.

Без истории – нет культуры.

Без культуры – нет духовности.

Без духовности нет воспитания.

Без воспитания – нет Человека.

Без Человека нет – Народа!

В.Караковский

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Патриотическое воспитание - многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая деятельность. Оно является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание требует учета многонационального состава ДНР и связанного с этим многообразия национально-этнических культур. Патриотизм - основа существования и развития государственности. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы и включает следующие направления:

- гражданско-патриотическое – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма;

- историко-краеведческое – формирование интереса к познанию исторических корней и осознание неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;

- военно-патриотическое – формирование у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству и его защите, знакомство с историческими и знаменательными датами в истории Республики, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно-нравственное – формирование высоконравственных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма.

Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории Донбасса, общение с участниками исторических событий, работа с первоисточниками, хранящимися в библиотеках и музеях.

В процессе бесед с детьми, я убедилась в том, что у детей неполные

представления об памятниках Макеевки и о достопримечательностях города. Памятники несут в себе ценные сведения о прошлом. Это нужно для того, чтобы не прервалась связь поколений, чтобы мы понимали о событиях исторического прошлого и могли извлечь из них уроки. Дети не задумываются о том что в городе, где они живут, много памятников и они не знают историю их возникновения.

Цель проекта:

Развитие у юных граждан ДНР патриотического самосознания;

Воспитание безграничной любви к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности;

- осмысление прошлого и настоящего Донбасса через участие в различных акциях и проектах;

Стимулирование познавательной самостоятельной деятельности в области индивидуальных содержательных интересов;

Совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы, публичного выступления и во время представления презентации

Задачи :

Образовательные:

Ознакомить детей с памятниками города Макеевки, их

историей;

Формировать умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ;

Вызвать у детей желание подражать мужественным и смелым людям, память о которых живёт в сердцах жителей города.

Закреплять знание детей о гербе, о его символическом значении.

Развивающие:

Развивать любознательность, интерес и стремление к памятникам родного города.

Умение реализовать свои впечатления в художественной творческой

деятельности.

Развивать умения обобщать, делать выводы.

Развивать интерес к национальным традициям, обычаям своего

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину и её

историческое прошлое.

Воспитывать интерес и положительное отношение к истории своего

народа, города Макеевки.

Прививать любовь к людям, прославивших, свой край; - приобщение учащихся к легендарному прошлому нашего края;

Вид проекта:

Познавательно – исследовательский, групповой.

Участники проекта:

Педагоги, дети, родители.

Срок реализации:

Работа с родителями:

Обогащать совместный эмоциональный опыт семьи в процессе

познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

Консультации «Для чего нужно знакомить детей с памятниками»,

«Люби и знай свой край родной».

Экскурсии к памятникам города детей с родителями.

Формы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

Анкетирование детей и их родителей по знанию памятных мест города Макеевки.

Подбор литературы, иллюстраций, стихотворений, рассказов, пословицы и поговорки о Родине.

2. Беседы с детьми «История возникновения города Макеевки»,

«Достопримечательность города, правила культурного поведения».

Познавательная беседа об исторических памятниках Макеевки.

3. Экскурсии к памятным местам города Макеевки.

Основной этап:

Сбор информации о памятниках (фотография, история, время открытия).

Интересные памятники Макеевки это его своеобразная визитная карточка. Дело в том, что создавались они в разные времена, а некоторые и в разные эпохи и только в наше время их немного отреставрировали, отшлифовав первозданный умысел их создателя. И если отдельная скульптура Макеевка еще может быть немного сравнена с общими направлениями эпохи, в которую она была реализована, то сами формы, которые здесь изображены, действительно уникальны. Жаль, что не все памятные места сегодня в полной мере доступны для обозрения. В отдельных случаях Макеевские скульптуры еще не дождались своего мастера, который вернет им тот вид, в котором они застыли навечно в своих местах. Причины этому разные, начиная от банальной нехватки денег и заканчивая изменением политических взглядов и настроев. Но если говорить в целом то культура по Макеевке в общих чертах не уступает тому, что вам могут показать в старинных европейских городах, а во многих случаях здесь вы сможете не только увидеть, но и узнать значительно больше. Судите сами история наших городов это сплошная борьба, в каждом случае из которых и рождался отдельный фрагмент представленным вам шедевров.

Памятник подневольным детям-донорам

Официально детский концлагерь назывался приютом для сирот «Призрение». На самом деле у детей забирали кровь для раненых солдат Вермахта. За неделю погибло более трехсот маленьких узников. Самому старшему донору было двенадцать лет, а младшему – всего шесть месяцев.
В местном музее хранятся чудом уцелевшие документы. Их нашли уже после войны.
В тетради – списки детей, содержавшихся в приюте "Призрение" с 1942 по 1943 год. Напротив некоторых фамилий в графе, куда переведен ребенок, - прочерки, что дает основания историкам говорить о том, что дети погибли.
По словам оставшихся в живых свидетелей, кто-то сдавал кровь по нескольку раз, некоторые малыши уходили из жизни после первой же процедуры. Точное количество жертв неизвестно. Эта страница истории нуждается в глубоком изучении.
Увековечены имена только 120 детей из 300. Остальные остаются неизвестными.
Кстати, малолетних узников приюта "Призрение" в Украине не считают жертвами нацизма, соответственно, не платят и компенсаций.

Памятник Игорю Сергееву

Макеевка, ул. Островского

Памятник, посвященный бывшему министру обороны России маршалу Игорю Сергееву, был возведен 22 апреля 2008 года. Данный монумент является одним из самых молодых городских объектов подобного типа. Его открытие было приурочено к семидесятилетию русского маршала и сопровождалось торжественной церемонией в присутствии многочисленных делегаций из Москвы и Киева. Памятник установили в парке напротив школы № 22, в которой учился и, которую, будущий знаменитый маршал, окончил в 1955 году. Памятник представляет собой выгравированный на гранитной стеле портрет министра, а также надпись: «Макеевчанину маршалу России Сергееву Игорю Сергеевичу».

Мемориал Подвигу Шахтеров Макеевки

Макеевка, пр-т 250-летия Донбасса

Мемориал подвигу шахтеров Макеевки был возведен в 2003 году и посвящен ежедневному героизму шахтеров, которые добывая уголь, постоянно рискуют своими жизнями. Стоит отметить что аналогов подобному памятнику больше нет на Украине. Скульптором проекта является один из членов союза художников республики, Пискун В.Ф. Монумент расположен в самом центре города, рядом со зданием ДЮЦа, на пересечении проспекта 250-летия Донбасса и улицы Московской.
Композиция представляет собой трехфигурную скульптуру рабочих, вылитую из чугуна. Сам постамент представляет собой многогранник, центральная часть которого выступает немного вперед. Шахтер стоящий посередине держит перед собой отбойный молоток.

Памятник первым горноспасателям Донбасса

В период с 1902 по 1917 годы при выполнении работ по спасению в шахтах Донбасса погиб 21 горноспасатель. Самая большая для горноспасателей трагедия произошла в марте 1917 года. Тогда при проведении спасательных работ в шахте №1 «Горловка» (шахта «Кочегарка») погиб весь командный состав центральной Макеевской спасательной станции во главе с её начальником Н.Н. Черницыным (всего 10 человек).
19 мая 1927 года Макеевская центральная горноспасательная станция была преобразована в Государственный научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности, который действует и поныне.
В память о первых горноспасателях Донбасса, отдавших свои жизни при ликвидации аварий и спасении шахтеров, во дворе Мак НИИ установлен памятник – серая гранитная глыба с табличкой, на которой перечислены фамилии и инициалы горноспасателей, погибших с 1902 по 1917 гг

Памятник воинам интернационалистам

За ЦУМом в августе 2001 года был установлен памятник воинам интернационалистам погибшим в Афганистане 1979-1989гг.

Памятник первооткрывателю Донбасса Г. Капустину

На ул. Плеханова недалеко от ул. Ленина

Григорий Григорьевич Капустин Григорий Григорьевич Капустин имел увлечение геологией и успехи в обнаружении руд, что послужило его вызову в Берг-коллегию. Многократно участвовал в экспедициях, посвящённых поиску полезных ископаемых. С 1715 по 1723 года, участвуя в экспедициях по указанию Петра I, открыл месторождения золота, серебра и других полезных ископаемых и месторождения каменного угля в Донецком каменноугольном бассейне. Открытие Капустиным в конце 1721 года на реке Кундрючьей месторождения каменного угля дало начало работам по геологической разведке Донецкого каменноугольного бассейна. Упоминания Капустина как первооткрывателя донецкого (донбасского) угля начинается с советских времен. В Макеевке в честь Капустина назван парк и установлен памятник. Памятник Григорию Капустину Открыт в 1983 г. Скульптор Ю. Седаль

Памятник героям советсвого союза, макеевчанам. Вечный огонь. "ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ ЗА СВОБОДУ НАШЕЙ РОДИНЫ"

С восточной стороны от ул. Ленина находится площадь героев, на котором расположен памятник героям советсвого союза,

«Вечный огонь» в центральном сквере Славы Макеевчане свято чтят память воинов-освободителей. В центральной части города и в ряде поселков над братскими могилами высятся скульптурные композиции и обелиски. В скверах, парках, на площадях установлены памятные орудия, которые символизируют мощь советских вооруженных сил, сокрушивших врага. Эти памятники – подлинные символы боевой славы. Один из таких памятников - « Обелиск Славы и Вечный огонь » установлен в Сквере Славы. После освобождения Макеевки от немецко-фашистских захватчиков 6 сентября 1943 года в центре сквера, на месте Троицкого собора были захоронены советские воины, павшие в боях за город. В 1946 году на месте захоронения и был сооружен памятник.

Памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС. «Боль Чернобыля, подвиг земляков сохраним в веках».

Мемориал жертвам фашистского террора.

«Жертвам фашизма» В годы Великой Отечественной войны, в период оккупации (с 22 октября 1941 по 6 сентября 1943 гг.) территорию городского парка Макеевки немецко-фашистские захватчики использовали для массовых расстрелов мирного населения. 22 месяца и 13 дней длилось кошмарное «хозяйничанье» фашистов в Макеевке. После освобождения города в городском саду было обнаружено 224 расстрелянных горожан: мужчин, женщин, детей. Всего же в городе в годы оккупации от рук фашистов погибло более 30 тыс. человек. В октябре 1974 года по решению Донецкого областного Совета народных депутатов в Макеевке в городском саду был сооружен памятник « Жертвам фашизма ».

Памятник рабочим металлургического завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Родник с чистой водой Здесь 31 декабря 1917 года белогвардейскими бандитами зверски убиты 30 шахтеров из числа 118 Ясиновских коммунаров. Память о героях коммунарах будет жить вечно. Никто не забыт ничто не забыто.(Надпись на стелле)

Памятник Владимиру Грибиниченко (Макеевка )

Мастер разливочного пролета мартеновского цеха №1 комсорг смены Владимир Грибиниченко в ночь с 5 на 6 мая 1963 года спас жизнь товарищей, бросившись под струю расплавленного металла. Памятник был открыт 16 июля 1972 года. Автор – скульптор Сергей Алексеевич Гонтарь.

памятник, монументбюстстроение 1972 года

Памятник павшим воинам


Памятное орудие «Пушка»
Памятник воинам-освободителям г. Макеевки от немецко-фашистских захватчиков

«Славьте Макеевку»

Макеевка – жемчужина Донбасса! В самом сердце Макеевки на Советской площади открылась скульптура в виде женщины-красавицы. Названием памятника стало "Славьте Макеевку» Выполнена статуя из полимербетона и декорирована под бронзу. Она не только символизирует Макеевку как "женский" город, но и полна более глубокого смысла. Фигура стоит на большом куске угля, объясняя этим, что на угольной индустрии держится все. Над головой она держит венок из четырех звезд, каждая из которых также является символом приоритетных для Макеевки направлений: угольной и металлургической индустрии, богатства природы и духовных традиций. Право открыть памятник вместе с мэром выпало почетному гражданину города, председателю городской организации ветеранов Евгению Татаринову. Работу выполнил донецкий скульптур Николай Загребной. «Славьте Макеевку» .

Памятник воинам Великой Отечественной войны

Братская могила семи неизвестных воинов.

На окраине г.Макеевки в лесопосадке у грунтовой дороги, разделяющей поля расположена братская могила семи неизвестных воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

В Макеевке откроют памятник жителям города, погибшим от обстрелов

8 сентября по ул.Кирова Советского района Макеевки состоится торжественное открытие памятника макеевчанам, погибшим от обстрелов.

На мероприятии будут присутствовать представители городской администрации, руководства ДНР, родственники погибших жителей Советского района Макеевки.

Дидактические игры: «Узнай по картинке» /использование карты схемы/,

«Домино» на составление изображения памятника, обелиска, скульптуры.

«Узнай по описанию», «Где находится памятник».

Художественная литература: «Макеевка история грорда» Н.Хапланов.

Исследовательская работа: Изучение истории появления памятников

Экскурсия: к памятным местам города Макеевки.

Заключительный этап (ожидаемый) :

Дети имеют представление об исторических памятниках города

Макеевки, знают, что охраняет памятники государство.

Знают историю возникновения исторических памятников.

Игра – викторина «Я знаю свой край».

Работа с родителями: Сбор материала об исторических памятниках

города /совместно с детьми/.

Оформление альбома «Исторические памятники».

Совместное работа детей и родителей.

Организация выставки детских рисунков/ фотографий по данной теме.

Повышение уровня социализации учащихся 5-7 классов.