Проектная работа "Русская матрёшка". Проект "История матрёшки"

Проект направлен на общекультурное и личностное развитие учащихся начальных классов, обучение их самостоятельному конструированию своих знаний в области декоративно-прикладного искусства, что впоследствии позволит им самостоятельно создать декоративные произведения по мотивам народных промыслов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческий проект: «Русская Матрёшка» Р УКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГБОУ СОШ № 2088 Г. МОСКВЫ « Грайвороново » К УЗИНА Е ЛЕНА Б ЕНЬЯМИНОВНА

Аннотация проекта Проект направлен на общекультурное и личностное развитие учащихся начальных классов, обучение их самостоятельному конструированию своих знаний в области декоративно-прикладного искусства, что впоследствии позволит им самостоятельно создать декоративные произведения по мотивам народных промыслов.

Цель проекта Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мас­теру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской на­родной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Педагогические цели и задачи в рамках учебного проекта Когнитивные – познание объектов окружающей реальности, изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации. Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения. Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать. Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

Проектная деятельность обучающихся Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Учебные исследования учащихся Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. Карл Роджерс

о жидаемые результаты по проекту 1) Сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; 2) Сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; 3) Заинтересованное участие в образовательном проекте (учить интересоваться новым, задавать вопросы, проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); 4) Конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью учителя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

Э тапы проекта Подготовительный Учитель: постановка и подведение детей к проблемному вопросу: какие бывают матрешки? Как они появились? Планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: изучить историю появления матрешки на Руси, беседовать, рисовать, мастерить, играть в разнообразные игры. Дети: сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки; подбор музыкальных произведений: частушки, песни и др. Учитель: задаёт положительно эмоциональный настрой. Дети: попытки найти решение проблемной ситуации: узнать как можно больше о разнообразии матрешек, о матрешечном деле, создать мини музей своих неповторимых матрешек в классе. Поддержка детского интереса. Помощь в организации мини экспозиции «Матрешка -народная игрушка ». Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту) – создание своих неповторимых матрешек с использованием различных материалов: деревянных заготовок для росписи красками; ткани, пластилина и бумаги(мозаика)

Подготовительный этап проекта: сбор информации, чтение литературы. П ланирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: дети узнают как можно больше информации о разнообразии матрешек, матрешечном деле. П осещение « М узея м атрешки»

Решение проблемной ситуации: узнаем о происхождении матрешки. Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение: русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни.

Решение проблемной ситуации: 1) Кто изобрел первую русскую матрешку? 2) Кто автор первой росписи русской матрешки? Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки, русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

Решение проблемной ситуации: 1) Какие бывают Матрешки? 2) Виды росписи Матрешек.

Деятельностный этап проекта: будем создавать свои неповторимые матрешки

Результаты проекта – создание своих неповторимых матрешек. Работа Макаровой Дарьи. Роспись по дереву, гуашь. Работа Гейкера Андрея. Роспись по дереву, гуашь.

Результаты проекта – создание своих неповторимых матрешек. Работа Куприяновой Александры. Роспись по дереву, гуашь. Работа Булатовой Анастасии. Роспись по дереву, гуашь.

Р абота М акаровой Д арьи: 1) А ппликация, мозаика 2) к оллаж из ткани

Работа Драб Николая: 1) Аппликация, мозаика; 2) к оллаж из ткани.

Коллаж из ткани « Моя неповторимая матрешка» Авторы: Гейкер А., Рахновец Д.

Презентацию выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2088 « Грайвороново » Кузина Елена Беньяминовна В презентации использованы фотографии из личного архива автора и сети интернет.


Участники проекта: дети всех возрастных групп, родители, музыкальный руководитель.

Разработчик проекта: студентка НГПУ им. Минина- Епифанова А.В., г. Бор, Нижегородская обл. 2017г.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира. (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции) .
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные) .
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки» .
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка»
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир» .
  5. Презентация для детей «История матрешки» .

Этапы реализации проекта

Подготовительный

  1. Планирование работы;
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, Интернет)
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России» .
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов» .

Основной

Цель:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы» , «От большой до маленькой» , «Маша и медведь» , которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России» .
  2. НОД: «Откуда появилась матрешка?»
  3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России».)
  4. НОД «Матрёшка – как символ семьи.»
  5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки» .
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса» , «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу» , «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади» , «Лес с огнём не дружит!» , «Враг природы тот, кто леса не бережёт» .
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки» . Учим водить хоровод (костюмированный) .

Продуктивная деятельность

Рисование

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество) .

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник)

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…»
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой)

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр:

«Куколки-сестрички» .

2. Дидактические игры:

«Собери матрешку» .

«Построй ряд с закрытыми глазами» .

«Эти удивительные узоры» .

3. Пальчиковые игры

Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром» .
  3. Выставка: «Семейная матрешка»
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

п. Стодолище

Проект «Русская матрешка»

(старшая группа)

Воспитатель:

Кондрашова О.А.

2016 г.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

1. Оформление альбома «История матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка «Семейная матрешка».

4. Досуг с детьми «Русский сувенир».

5. Презентация для детей «Русская матрешка».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

Методы и приёмы:

1. Опрос.

2. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».

3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

Цель:

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Учить детей отличать загорскую, семеновскую и полхов – мойданскую матрешек.

5. Познакомиться с этапами создания матрешек.

6. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

7. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. ООД: «Откуда появилась матрешка?».

3. ООД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

4. ООД «Матрёшка – как символ семьи».

5. ООД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

7. ООД «Эти разные матрешки»

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Работа с таблицей «Этапы создания матрешек»

8. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек.

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры «Мы матрешки…)

Работа с родителями:

  1. Консультация «Русская матрешка».
  2. Выставка творчества «Семейная матрешка».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства


МБОУ «СОШ п. Дукат»

Исследовательский проект

«МАТРЁШКА-СИМВОЛ РОССИИ»

Обелец Алёна,

ученица 2 класса

МБОУ «СОШ п. Дукат»

Руководители:

Раскопина В.Б.,

учитель начальных классов;

Шукова Л.И.,

учитель ИЗО

Посёлок Дукат

2013/2014 учебный год

Оглавление:

    Введение.

2. Основная часть:

2.2. Виды русской матрешки.

3. Выводы по теме. Заключение

4. Список использованной литературы.

1.Введение.

(Слайд 1) Моя исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке. Эта тема заинтересовала меня не случайно. Дома у меня есть эта милая расписная красавица. Она всегда завораживала своей простотой и загадочностью. Удивлялась, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой мы встречались в детском садике, в школе на уроках окружающего мира. Я задумалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решили побольше узнать об этом чуде – русской матрешке с помощью исследования. (Слайд 2) Для начала я определила цель исследования: узнать историю возникновения матрёшки на Руси, познакомиться с технологией изготовления и росписи матрешек, создать свою матрёшку (авторскую).

Для достижения цели наметила, какие задачи необходимо выполнить: изучить специальную литературу по теме исследования, создать презентацию по результатам исследования, научиться расписывать матрёшку, используя фантазию и творчество. Перед началом исследования

Я выдвинула две гипотезы исследования: 1 гипотеза: я предполагаю, что матрёшка хранит в себе много секретов. 2 гипотеза: каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.
Использовала различные методы исследовательской работы: поисковый (сбор информации), анализ (собранной информации), сравнение, систематизация, обобщение материала.

2.Основная часть.

В воскресный день я с мамой отправились в библиотеку. Почитали книги, журналы, посетили сайты Интернет и вот, что интересного для себя открыли… (Слайд 3)

2.1. Появление матрешки на Руси.

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …

Матрешка - (Слайд 4)

    уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

    русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. (Слайд 6)

    Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

(Слайд 7) Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову.

Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник.

(Слайд 8) Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на


острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки .

(Слайд 9)

Первую русскую матрешку изготовил токарь-

игрушечник Василий Звёздочкин.

Эскиз для ее росписи создал художник

Сергей Малютин, самолично матрёшку

и расписавший.

(Слайд 10) Первая матрешка оказалас

круглолицей,пухленькой, озорной девушкой

в косынке и народном платье, с петухом в руках.

(Слайд 11) И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше

2.2. Виды русской матрешки.

(Слайд 12) При изучении литературы, информации из Интернета я узнала, что матрёшки изготавливались в разных городах и имели свои отличительные особенности.

Основные центры росписи матрёшки

Сергиевская Семёновская Полхов - майданская

матрёшка матрёшка матрёшка

(г. Сергиев Посад) (г. Семёнов) (г. Полхов-майдан)

(Слайд 13)

Я из Сергиева - Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Используются три - четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.

(Слайд 14)

Я из тихого зеленого

Городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых

Розовых, бардовых

В подарок принесла.

Традиционно одета в желтый платок, сарафан и светлый передник, на котором изображается букет из разных цветов .

(Слайд 15)

А я, подружки из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Роспись матрёшек строится на сочетании малиново – красного, жёлтого, зеленого и черного цветов.

2.3. Технология изготовления и росписи матрешки.

(Слайд 16) Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения.

(Слайд 17)

    Сначала надо выбрать дерево , ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно без сучков. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

(Слайд 18)

    Следующим этапом изготовления матрёшек является вытачивание фигурок . Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей.

(Слайд 19)

    Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют .

(Слайд 20)

    Затем матрёшку расписывают красками (используют гуашь, акварель, акрил). (Слайд 21)

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, космонавты, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

(Слайд 22) Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

(Слайд 23) С 2001 года в Москве существует Музей матрёшек.

(Слайд 24) Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку-крестьяночку.

(Слайд 25) Русская матрешка – настоящее чудо света. Она была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру.

Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Вывод: выдвинутая мной первая гипотеза доказана. Матрешка действительно, хранит в себе много секретов.

Мы долго думали над тем, какую авторскую матрешку можно создать. Хотелось придумать, что-то особенное. И вот идея…

(Слайд 26) Матрёшка стала официальным сувениром Зимних Олимпийских Игр

в Сочи-2014.

(Слайд 27) Я решила сделать матрёшек, будущих спортсменов.Вместе с учителем рисования Ларисой Ивановной и мамой приступили к работе!


(Слайд 28) Сначала, дома с мамой, мы изготовилиматрёшек (5 штук), используя технологию «Папье-маше».

В школе с учителем ИЗО Ларисой Ивановной покрыли матрёшек белой гуашью. Затем карандашом я нанесла рисунок (перед этим нарисовали эскизы).

А потом раскрасила матрёшек цветной гуашью.

Вот, какие замечательные матрёшки получились.

Мама и её дети: матрёшка на лыжах, на коньках, на сноуборде, а самая маленькая на санках.

И кто знает, может они будущие чемпионы Олимпийских игр.

1. Придумала необычную, непохожую на другие, матрёшку, которой ни у кого нет.

2. Теперь я могу сама создавать подобные игрушки и научить своих подруг.

Вывод: выдвинутая мною вторая гипотеза так же доказана. Каждый может стать мастером по росписи русской матрешки.

4. Список литературы

1.. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. Алексахин Н. 2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
3. Русская матрёшка доклад на Первом международном конгрессе
«Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура»
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, 12 – 14 мая 2008 года Гончаров Константин Юрьевич,
действительный член АФН и РАЕН, Всероссийского Геральдического общества 4. Матрёшка - Википедия 5. Русская матрешка . http://www.rustoys.ru/zakroma/matresh.htm 6. История матрешки. 7. Первые уроки. Раскраска. Матрешка. http://puzkarapuz.ru/9508-pravoslavnaja-moskva.html

1. Майстренко Марина Витальевна 2. МАОУ СОШ № 28 г.Томск 3.Учитель начальных классов

Введение.

Моя работа посвящена русской матрешке. Этой куклой я заинтересовалась после знакомства с народными промыслами на занятиях в изостудии, которую я посещаю уже 6-ой год. Мне захотелось узнать о происхождении этой куклы и о том, как выглядела первая русская матрешка, кто был ее автором, где их изготавливали и с какой целью, и какие бывают матрешки.

Моя главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.

Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. В этом и состоит моя гипотеза .

Во время исследования я использовала следующие методы :

    изучение и анализ различных информационных источников;

    посещение детского сада и беседа с воспитателем;

    анализ анкет моих сверстников;

    посещение магазинов.

Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.

Из словаря С.И.Ожегова я узнала, что матрешка – это полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

Собирая материал по данной теме, изучив различную литературу, я узнала, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце XIX в. А было это так. Однажды помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нем японка, а в ней еще и малыш-японец спрятан. В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, что означает веселый складной старичок. Очень понравилась игрушка Мамоновым. Попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане и переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой. В России тогда это было самое распространенное имя, которое в переводе с латинского означало «мать».

Первые русские матрешки стали изготавливать в артелях в Сергиевом Посаде, как забаву для детей. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться и другие центры по изготовлению этих кукол.


Традиционные матрешки и их отличительные особенности.

Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы. Самые известные крупные центры это подмосковный Сергиев Посад и нижегородские центры в городе Семенове, и в селах Полховский Майдан и Крутец.

В каждой местности матрешка имеет свои отличительные черты.

Сергиев-посадская (или загорская) матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. По форме эта матрешка широкая. Голова у нее плавно перетекает в туловище.

У семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.

Полхов-майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки.

В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. А также встречаются матрешки расписанные под гжель, жостово, палех. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.

Есть и на томской земле народные умельцы, которые занимаются росписью матрешек. Одна из них Хохрякова Тамара Михайловна, которая работает в 22 светлинской школе. Она руководит студией, где учит детей расписывать эти национальные сувениры. Тамара Михайловна имеет уникальную коллекцию русских матрешек, большую часть которых расписала сама. Все это говорит о том, что матрешка популярна в наши дни, хотя ей уже более 100 лет.

Результаты исследования.

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, я использовала различные методы. Одним из них было анкетирование ребят начальной школы 7-9 лет. Всего было опрошено 85 человек. На вопрос: «Есть ли у вас дома матрешка?» положительно ответили 19 человек. Следующий вопрос звучал так: «Ваша матрешка кукла или сувенир?» Все 19 человек ответили, что матрешка является сувениром. Проанализировав данные анкеты, я пришла к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.

Посетив ряд магазинов города, я убедилась в том, что матрешка превратилась из игрушки в предмет искусства, В «Детском мире» на пр. Ленина и на пл. Южной я матрешек не обнаружила. Этих кукол можно встретить в магазинах, где есть отделы с сувенирами: «1000 мелочей», «Гостиный Двор».

В детском саду №36 я побеседовала с воспитателем младшей группы и рассмотрела игрушки детей. Среди них матрешки не было. Это еще раз подтвердило мои выводы.

Заключение.

В заключение я хочу сказать, что эта работа принесла мне большую пользу.

Во-первых, я узнала много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

В-третьих, я нашла ответы на интересующие вопросы и убедилась в том, что матрешка – это национальный русский сувенир, что она популярна в наши дни. А также я узнала, что среди моих земляков есть люди, которые занимаются росписью этих кукол.

Мне тоже захотелось создать свою матрешку. Это книжка-матрешка, которую я назвала «Моя семья». Когда моя сестренка подрастет, я обязательно прочитаю ей эту книжку.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Г.ТОМСКА

Исследовательская работа

«Русская матрешка»

Выполнила:

ученица 4 «А» класса

Максимова Светлана

Учитель:

Майстренко М.В.