Толерантность: значение слова, кто такой толерантный человек. Что значит толерантный человек? Качества толерантного человека. Как воспитать толерантного человека

, Общепедагогические технологии

Толерантность (терпимость) – это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются. Пример Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Использование значения понятия толерантности.

В политике используется как уважение других политических движений, идей, государственных устройств.

В культуре используется как восприятие произведений разных по религиозным, историческим свойствам, а так же как уважение к культуре других народов.

В социуме используется как взаимодополняющее своеобразие различных народов, и других социальных групп. УВАЖЕНИЕ К ЧУЖИМ ОБЫЧАЯМ И НРАВАМ.

История толерантности

Более 70 лет назад по фашистской Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название "Хрустальная ночь ". Те страшные события положили начало Холокосту - одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества. В память об этом в 1996 году ООН провозгласила 16 ноября Международным днем терпимости...

Значимость дня толерантности для всего человечества.

Приветствие Президент России Д. А. Медведева участникам вечера-реквиема, посвященного 70-летию “Хрустальной ночи” "Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и чётко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. И крах фашизма – самое грозное предупреждение всем, кто и в наши дни проповедует эти опасные идеи, пытается оправдать преступления нацистов…

Задание по толерантности.

Задание поможет определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Отвечать быстро, не задумываясь.

1. Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:

А) чтобы играли те, кто не знает правил.
Б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неудачи?

А) да.
Б) нет.

3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши одноклассники:

А) да.
Б) нет.

4. Вызывают ли у вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:

А) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ.
Б) они вам не приятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?

А) вам всегда это трудно сделать.
Б) сравнительно легко.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:

А) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.
Б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7. Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать “не своё дело”, стремятся казаться “лучше чем есть”:

А) да.
Б) нет.

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:

А) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам.
Б) вы рады за знакомого.

________________________________________________________

Подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы

1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – А, 8 – Б.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

От 0 до 4 баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и нетерпимости, часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 5 – до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на неуважение к собеседнику, который думает иначе чем вы. Вы не умеете выдвигать убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею с пониманием. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение “истиной в последней инстанции”. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов.

1) Сравните понятия: 1) терпимость – способность понимать, уважать чужое мнение, 2) терпение – способность соглашаться, вопреки своей воли, 3) доброта – отзывчивость, при которой появляется желание помочь другим, 4) уважение – признание чьих-нибудь достоинств.

Что в них общее и что различное? Какие определения более близки к понятию толерантность?

2) Приведите примеры толерантного поведения в вашей жизни.

3) Нужна ли толерантность в нашей жизни.

(Ответ аргументировать).

Источники: словарь С.И. Ожегова, Большой энциклопедический словарь, выступление Д.М. Медведева, ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, утвержденная ЮНЕСКО.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

Контрольная работа

по теме "Психолого-педагогические основы толерантности"

Екатеринбург 2009

Введение

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека. Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

В Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.

Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющейся прямой угрозой безопасности страны.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности, так как в мире нарастает количество религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

В это время в России по заказу Министерства Образования была разработана федеральная целевая программа «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 гг.

В новом тысячелетии толерантности уделено особое внимание, так как это путь к выживанию человечества и гармоничным отношениям в обществе.

Задание 1

1. Н а основе теоретического анализа справочно-информационной литературы дать несколько определений понятия «толерантность» с точки зрения различных культур.

Толерантность (от лат. TOLERANTIA- терпение).

а) иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.

б) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

в) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

«Большая Российская энциклопедия», М 2002г.

Толерантность - в социологии, психологии - терпимость к иного рода взглядам, обычаям, нравам, традициям, привычкам, идейным убеждениям, верованиям, ценностям. Второе значение толерантности состоит в отсутствии или ослаблении реакции организма на какой-нибудь неблагоприятный фактор в результате снижения его чувствительности к воздействию извне.

«Словарь терминов и понятий по обществознанию», М 2007г.

Толерантность - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей.

«Новейший психологический словарь», 2007г.

Толерантность:

а) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо.

б) полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности организма.

в) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

«Словарь иностранных слов и выражений», 1998г.

Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, недостаткам.

«Универсальный словарь русского языка», 2007г.

2. Постройте синонимичный ряд понятий, близких по смыслу к феномену толерантность.

Толерантность:

терпимость, веротерпимость,

признание, принятие, понимание,

сдержанность, тактичность, спокойствие,

уважение, мудрость, доверие,

гуманность, миролюбие, милосердие,

расположенность, доброжелательность, дружелюбие,

коммуникабельность,

лояльность, политкорректность.

3. Сравните понятия «толерантность» и «сдержанность».

Сдержанность - отсутствие проявления своего отношения к чему-либо, умение скрывать свои чувства.

У каждого человека свой темперамент, эмоциональность и в какие-то моменты возникает желание их проявить, общаясь с другими людьми. Например, засмеяться или заплакать, выразить гнев или радость. Но чаще всего мы сдерживаем себя. Желая гневаться, рыдать, кричать - мы не кричим, не гневаемся, не рыдаем. Мы можем, чувствуя неприязнь к человеку, изображать улыбку, скрывая и пряча то, что мы испытываем. Практически в течение всей жизни мы проявляем сдержанность.

На работе мы проявляем сдержанность по отношению к коллегам, ведь, наверное, у каждого бывали ситуации, когда хотелось закричать, заплакать, всё бросить и уйти, но мы старались сдерживать себя, чтобы другой не увидел наше истинное лицо таким, каким оно является в данный момент.

Дома также стараемся проявить сдержанность по отношению к своим близким. Хотя иногда их поступки вызывают раздражение, но ведь не будешь постоянно кричать на ребёнка, из-за того, что он шумно играет, или на супруга, который не убрал посуду, или на маму, которая села смотреть сериал, вместо того, чтобы заниматься с внуком. Иногда конечно не сдержишься, но в основном проявляешь сдержанность, стараешься объяснить всё спокойно, ведь не сдержав своих эмоций можно унизить человека, оскорбить, а потом об этом сожалеть.

Существует другая крайность - несдержанность, когда мы гневаемся, раздражаемся, и всё, что чувствуем, выплескиваем в лицо другому человеку. Но это лишь свидетельствует о нашей незрелости и разрушает наши отношения с другими людьми.

Толерантность - это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных. Прежде всего, толерантность означает доброжелательное и терпимое отношение к чему-то. По мнению современных ученых, занимающихся данной проблемой: «толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды». Я считаю, что «толерантность» и «сдержанность» не идентичные понятия, они не означают одно и тоже, но в то же время несдержанный человек не может быть толерантным, так как в любом случае мы люди, мы отличаемся от животных и должны сдерживать свои эмоции. Иногда конечно это очень трудно. Бывают разные ситуации, но ведь криком и дракой ничего не решить. Например, вас кто-то оскорбил, возникла конфликтная ситуация, но вы проявили сдержанность, не стали в ответ на хамство отвечать тем же. Тем самым вы поставили себя как бы выше, но ведь избежав скандала, вы не стали уважать своего обидчика, вы просто скрыли свои чувства. Я считаю, что толерантный человек не должен быть терпимым ко всему, например, к нарушению прав человека, не должен проявлять рабскую терпимость, но в то же время должен быть сдержанным в своих эмоциях, по крайней мере, перед окружающими его людьми. Толерантный человек должен быть выше своих эмоций, всегда обладать здравомыслием и давать объективную оценку в любой ситуации.

Задание 2

Ознакомившись с Трудовым кодексом РФ укажите основные положения, которые соответствуют принципу толерантности .

Ст.3 Трудового кодекса РФ. «Запрещение дискриминации в сфере труда».

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Ст.11 «Действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права».

На территории Российской Федерации правила, установленные Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учреждённых иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Ст.342 «Стороны трудового договора в религиозной организации». - Работодателем является религиозная организация, зарегистрированная в порядке, установленном федеральным законом, и заключившая трудовой договор с работником в письменной форме.

Ст. 409 «Право на забастовку». -В соответствии со ст.37 Конституции РФ признаётся право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принуждён к участию или отказу от участия в забастовке.

Ст.414 «Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки» Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

Задание 3

Приведите 3-4 примера толерантного или интолерантного поведения человека в отношении людей различных возрастов, описанного в литературных источниках.

Все, наверное, читали иронические детективы Д. Донцовой, я хочу привести пример из романа «Концерт для колобка с оркестром».

В этом романе описана жизнь её героини Виолы Таракановой, она живет в одной квартире со своей подругой Тамарой, кроме них в квартире проживают двое детей Тамары, мужья Виолы и Тамары. Так вот я считаю, что ярким примером толерантного человека является подруга Виолы. Томочка не работает, занимается домашним хозяйством и ухаживает за своим маленьким сыном. В её обязанности входит готовка, стирка, уборка, наверное, каждая женщина представляет себе, сколько нужно сил и энергии, чтобы в доме всегда была горячая еда, чистота, плюсом ещё маленький ребёнок, но, несмотря на это Тамара никогда ни с кем не конфликтует, она не подвержена резким перепадам настроения и истерикам, она никогда не рыдает и не вопит: «Вот, жизнь на вас положила, где благодарность?». Тамара всегда относится с пониманием к своим близким, находит компромисс в любой ситуации. Например, когда в их доме вдруг отключили электричество, а газ как назло закончился, её дочери Кристине захотелось жареной картошки, дочь начала ныть, кричать:

- «Почему не хочешь пожарить то, что я прошу! Из вредности?» - «Понимаешь, - осторожно сказала Тамара, - жареное есть крайне вредно. Ты собираешься стать моделью, верно?» - «Да, - кивнула Кристина». - «Тогда должна заботиться о здоровье и о фигуре» Тамара не стала доказывать подростку, что приготовить просто не на чем, она нашла наиболее убедительные доводы, более веские аргументы, разве это не проявление толерантности? Когда Виола потеряла кошелёк с деньгами и сказала об этом Тамаре, та ответила: - «Ну не расстраивайся, деньги заработать можно, будем гречку варить». И снова вместо того, чтобы охать и ахать, она попыталась успокоить, поддержать подругу, то есть снова проявила терпимость по отношению к близкому человеку. То же самое и в отношении мужа, который работает в издательстве газеты. Он живёт совершенно другой жизнью, его жизнь насыщенна различными событиями, но Тамара всегда выслушает его, проникнется ситуацией, при необходимости даст совет и благодаря ей, казалось бы, такие разные люди, люди с разными интересами уживаются под одной крышей. Тамара может служить за образец женщины, умеющей найти компромисс практически в любой ситуации. Я считаю, что это и есть проявление толерантности.

В книге И.С. Тургенева «Отцы и дети», также отражена тема толерантности. Главным героем является Евгений Базаров, нигилист, отрицающий все традиции, занимающийся лишь научными опытами, забывая об уважении к старшему поколению. Его друг Аркадий, который во многом не разделяет взгляды смелого нигилиста, тем не менее, является преданным и верным его другом, то есть проявляет толерантное отношение по отношению к чужому мнению, чужим взглядам. Также Анна Сергеевна Одинцова, в которую влюбляется Базаров, проявляет толерантное отношение, хотя не всегда согласна с Базаровым. Она не может ответить взаимностью на его любовь, он кажется ей дикарем и варваром в проявлении своих чувств, но всё равно в силу своего воспитания проявляет к Базарову терпение и уважение, хотя он и придерживается иных взглядов.

В рассказ Куприна «Синяя звезда» также затронута тема толерантности. Сюжет рассказа напоминает нам «Гадкого утенка», но главной героиней здесь является принцесса Эрна. Ее родители считают девушку уродливой, все в королевстве считают бедняжку некрасивой, девушка, тем не менее, относится с уважением к своим родителям, многие годы она принимает то общество, в котором находится и разделяет взгляды этого общества. Также и жители Эрнотерры, даже считая принцессу некрасивой, относились к ней доброжелательно, старались не обращать внимания на внешнее уродство девушки, зато все придворные Эрнотерры хвалят внутренний мир: ум и доброту Эрны. Здесь прослеживается толерантное отношение обеих сторон по отношению друг к другу. Когда же Эрну встречает прекрасный принц, оказывается, что существует целое королевство людей, похожих на Эрну. Лишь родив ребенка своему, как она считает некрасивому мужу, Эрна понимает, что младенец этот прекрасен, несмотря на то, что похож на своих родителей.

Задание 4

Напишите краткое сочинение - эссе на тему «Толерантный педагог»

Толерантный педагог.

Я считаю, что отношения между учащимся и педагогом должны быть основаны на толерантности. Педагог должен принимать ребёнка таким, какой он есть, должен проявлять терпение по отношению к ученику, даже если последний не соответствует его требованиям и ожиданиям. Толерантный педагог должен уметь признать право ребёнка быть не похожим на него, должен доброжелательно относиться к каждому индивиду, должен быть тактичным, спокойным по отношению к ученикам. Толерантный педагог должен проявлять сдержанность, даже в отношении неправильных поступков ребёнка. Толерантный педагог должен уметь расположить к себе учеников, вызвать их уважение. В основе педагогической деятельности должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. У такого педагога легко учиться, так как он является примером для своих учеников. На их занятиях школьникам более интересно, учеников привлекают различные этапы урока, оценка знаний воспринимается детьми как справедливая, заниматься им на уроках легче. Домашняя работа вызывает положительные эмоции, у учащихся появляется желание получить дополнительное задание для более глубокого изучения темы. Ребята воспринимают такого учителя как личность, перенимают у него положительные качества.

Заключение

На основе изученного материала, я сделала вывод, что если бы отношения между людьми основывались на толерантности, у нас был бы совершенно другой уровень культуры, мы были бы цивилизованнее. Итак, толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Свою работу я хотела бы закончить мнением, которое полностью поддерживаю, С.В. Смирнова г. Москва, Государственный Университет Управления: «Толерантность - терпение, терпимость, понимание, способность проникаться и понимать ощущения других людей. Дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие. Мирная настроенность. Антипод агрессивности, злобности и раздражительности. Толерантность выступает как характеристика личности человека или некоего субъекта, представленного людьми. Всего этого сейчас не хватает некоторым людям и нациям.

Литература

1. «Большая Российская энциклопедия», М 2002г.

2. «Словарь терминов и понятий по обществознанию», М 2007г.

3. «Новейший психологический словарь», 2007г.

4. «Словарь иностранных слов и выражений», 1998г.

5. «Универсальный словарь русского языка», 2007г.

6. Никольсон П. Толерантность как моральный идеал «Вестник» УрМИОН 2002г.

7. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

8. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.

Подобные документы

    Анализ понятия "толерантность" и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики. Педагогические условия и уровни формирования толерантности у подростков, оценка состояния ее установок у учащихся 6–9 классов МОУ СОШ.

    дипломная работа , добавлен 26.04.2010

    Сущность и история появления толерантности. Понятие толерантности согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Дифференцированное понимание феномена толерантности. Свойства толерантного и интолерантного человека.

    реферат , добавлен 19.01.2012

    Декларация основных принципов толерантности ЮНЕСКО. Ее понимание в разных культурах. Толерантность как обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка. Ее основные критерии. Толерантность как гармония в многообразии.

    презентация , добавлен 25.03.2014

    Определение понятия "толерантность". Основные психологические составляющие толерантности. Характерные особенности в развитии межличностного диалога. Экспериментальное исследование психологических характеристик толерантности у детей школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2012

    Толерантность и интолерантность как составляющие современного мира. Стереотипы и стереотипизация: основные методологические подходы. Проблемы толерантности к чужим стереотипам. Необходимость гражданско-правового оформления принципов толерантности.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

    Проблема толерантности и межкультурного взаимодействия. Признаки личности, детерминирующие толерантное отношение к миру. Выявление отличий в уровне и характере толерантного поведения и степени агрессивности в разных периодах подросткового возраста.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Исследование явления социально-психологической толерантности: сущность, подходы к пониманию, структура и критерии классификации проявлений. Выявление связи общей коммуникативной толерантности старших школьников с положением, занимаемым ими в коллективе.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2011

    Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе. Данные понятия в системе "Я и другие". Развитие самосознания идет от простого к сложному и формирование Я-концепции. Внимание к другому - шаг толерантности. Постановка целей и их приоритет.

    реферат , добавлен 15.03.2010

    Качества интолерантной личности. Понимание мотивации собственных поступков. Методы диагностики толерантности. Определение понятий: "аксиология", "ценности", "педагогическая аксиология", "педагогические ценности". Изучение типов этнической идентичности.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2015

    Понятие толерантности, механизмов ее формирования. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим характеристикам возрастных особенностей младших школьников. Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности.

Впервые термин «толерантность» появился в 1953 году. Английский иммунолог Медавар подразумевал под толерантностью свойство иммунной системы, при котором организм воспринимает чужеродное тело как свое собственное и никак на него не реагирует.

В дальнейшем слово «толерантность» стали использовать и другие научные дисциплины, в каждой из которых оно приобрело свое особое значение. В статье мы рассмотрим, что означает это понятие, синонимы слова «толерантность», а также обозначим основные проблемы толерантности, аргументируя их высказываниями из художественной литературы.

Толерантность - это…

Итак, что такое толерантность? Определение этого термина чаще всего обозначают как терпимость к поведению, культуре и этнической принадлежности окружающих людей. В социологии толерантность рассматривают как терпение к иному образу жизни. Но это совсем не значит, что этот термин - синоним к слову «безразличный». Его можно расценивать как возможность предоставлять другим право жить так, как они считают нужным.

В философии слово "толерантность" обозначают как терпение к другим взглядам и привычкам. В обществе это качество нужно для того, чтобы мирно существовать с людьми другого вероисповедания, национальной и религиозной принадлежности.

Этические науки обозначают толерантность как способность спокойно и без агрессии воспринимать все формы самовыражения другого человека. Здесь основными синонимами толерантности выступают понятия доброжелательности и терпимости.

Проблема определения

В целом синонимами толерантности выступают такие понятия, как уважение, понимание и принятие.

Толерантностью нельзя назвать уступку, потворство или снисхождение, к тому же она не означает терпимость к несправедливости со стороны другого человека или отказ от собственного мировоззрения и особенностей поведения.

Можно рассмотреть множество определений толерантности, но ни одно из них не будет полностью раскрывать смысл этого процесса ввиду того, что нельзя полностью охватить все стороны человеческой жизнедеятельности. Так что такое толерантность? Определение этого термина можно свести к следующему. Толерантность - это осознанная, чистосердечная терпимость, особая психологическая установка, что ориентирована на уважительное восприятие иных ценностей, убеждений, способов самовыражения и других составляющих человеческой индивидуальности. Это активная позиция, которая помогает достичь взаимопонимания между оппонентами.

Толерантность в современном мире

Современные проблемы толерантности практически ничем не отличаются от тех, что приведены в литературных произведениях классиков. К ним можно отнести и этническое, и социальное, и гендерное недопонимание. Остается усвоить только одно правило: насколько бы не изменился мир, толерантность всегда будет считаться добродетелью.

Но сейчас, как никогда раньше, первоочередным заданием, которое нужно решить, является проблема формирования толерантности. Это обусловлено следующими причинами:

  • Внезапное и динамическое разделение цивилизации по экономическим, этническим, религиозным, социальным и другим критериям. В связи с этим вырос уровень нетерпимости в обществе.
  • Рост религиозного экстремизма.
  • обострили межнациональные отношения (пример, война Украины и России).
  • Проблемы с беженцами.

Чтобы взрастить в ком-то толерантность, необходимы определенные условия, так называемые базовые принципы. К ним относят 5 позиций:

  • Насилие никогда не должно быть средством для достижения цели.
  • Человек должен осознанно прийти к определенному решению.
  • Заставить себя, не вынуждая других. Основной принцип толерантности заключается в умении человека оставаться собой, не заставляя при этом другого менять свои взгляды.
  • Соблюдение законов, традиций и обычаев является важным фактором в развитии толерантности.
  • Принять другого таким, какой он есть, вне зависимости от отличий.

Актуальность проблемы толерантности не поддается сомнению. Ведь, как заметил однажды философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная катастрофа, что грозит земной цивилизации - уничтожение человечности в человеке». Поэтому о принятии других людей такими, как они есть, так много написано и сказано.

Толерантность и литература

Чтобы понять всю глубину этой проблемы, лучше прибегнуть к литературным аргументам. В рассказах, романах и повестях описаны разные жизненные ситуации, где на примерах главных героев можно увидеть, чем является толерантность в реальной жизни.

Актуальность проблемы толерантности впервые появилась в литературных произведениях Древней Руси. Странствующий писатель Афанасий Никитин описывал разнообразие религиозных течений в Индии. В своих текстах он зазывал читателя задуматься обо всем многообразии мира и терпимее относиться к людям с другой верой.

Но особого внимания заслуживают произведения классической литературы. Писатели того времени рассказывали о проблемах толерантности, которые существовали в обществе. Так, в произведениях XVIII века проблемы толерантности были распространены в научно-образовательной сфере. Уже в XIX веке начинает возникать проблема классовой толерантности. В частности, об этом свидетельствуют произведения Толстого «Война и мир», Тургенева «Отцы и дети», где рассмотрены основные аргументы проблемы толерантности.

Со слов классиков

Из страниц классической литературы можно многое узнать о проблеме толерантности. Аргументы, приведенные в произведениях, актуальны даже сегодня. Взять, к примеру, повесть «Дети подземелья» (В. Г. Короленко). Автор рассказывает историю о маленьком мальчике Васе, который не смог найти понимания в родной семье. Несмотря на то что его отец занимал высокое положение в обществе, он всегда был один. Однажды он знакомится с Вальком и Марусей. Эти ребята были выходцами из самого низкого социального слоя населения. Так столкнулись две социальные реальности, которые тесно переплелись между собой. Вася сумел понять и принять чужую боль, он стал лучше понимать взрослых и благодаря этому мог наладить отношения с родным отцом.

В этом произведении раскрыта проблема социального неравенства, и пока будет существовать расслоение общества на классы, она останется актуальной.

Еще один пример из классической литературы можно найти в произведении Толстого «Хождение по мукам». Здесь в основном рассказывается о гендерной толерантности, когда женщина становится равноправной мужчине. Так как на рубеже XIX-ХХ веков эта проблема равенства получила широкое распространение, то она была положена в основу множества литературных произведений.

Проблема межэтнической толерантности хорошо раскрыта в произведении «Морские рассказы» (К. М. Станюкович). Русские моряки однажды подобрали в открытом море мальчика афроамериканского происхождения и отнеслись к нему со всем человеческим состраданием, несмотря на цвет кожи.

Эта проблема раскрывается и в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Основная мысль, которую пытался донести автор, заключалась в следующем: «Не существует хороших или плохих наций, есть только хорошие и плохие люди разных наций».

Литературные аргументы

Толерантность была одной из любимых тем авторов разного стиля и жанра. Не только в романах, рассказах или повестях встречается эта проблема. Например, в баснях Крылова глубоко просматривается проблема поиска компромисса между персонажами с разными точками зрения. В басне «Лебедь, Рак и Щука» герои не смоли сдвинуть телегу, так как каждый делал то, к чему привык он: Рак пятился назад, Лебедь летел вверх, а Щука прыгала в воду, поэтому «воз и ныне там».

В басне «Слон и моська» маленькая собачка без видимой причины начинает облаивать спокойно шагающего слона, вместо того чтобы просто пройти мимо. Кто-то может сказать, что это всего лишь занятное детское повествование, но, по сути, здесь скрыто нечто другое. Если провести параллель с некоторыми событиями повседневности настоящего времени, то можно увидеть, что в этом незамысловатом произведении скрыта проблема толерантности. Нередко на улицах можно повстречать людей, которые достаточно грубо, надменно или с недовольством высказывают свое мнение другим, совершенно незнакомым людям. Например, ситуация: компания отдыхающих приехала в курортный городок. Их место проживания находилось рядом с вокзалом, так что брать такси не было смысла, хотя сумки у них были и нелегкие. Но на переходе они начали разговаривать между собой о том, что тяжело идти с таким грузом. Женщина, что проходила мимо, услышала эти слова и высказала свое мнение, сказав, что приехали «нищеброды» и не могут позволить себе взять транспорт.

Ситуация не совсем характерная, но отлично подходит для проведения аналогии с басней «Слон и моська».

Свой и чужой

Проблема толерантности в художественной литературе представлена самыми разнообразными произведениями. Она отображается в детских сказках Андерсена и Пушкина, ее можно наблюдать в рассказах о Винни-Пухе и Карлсоне. Образцами толерантного поведения могут послужить животные из произведения Киплинга «Маугли».

Аргументы проблемы толерантности можно найти в каждом втором литературном произведении. Даже в историях о войне или политических репрессиях есть место для чего-то человеческого. Взять, к примеру, «Альпийскую балладу» В. Быкова. События истории разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Из лагеря фашистов сбегают пленники: русский солдат Иван и Джулия, девушка из Италии. У них было всего три дня. Три дня долгожданной свободы, погони и жизни в сложнейших условиях. Когда фашисты настигли беглецов, Иван взял всю вину на себя, за что поплатился жизнью. Джулия всю свою жизнь берегла память о смелом солдате. После окончания войны она отыскала в России его родственников и написала им о гибели Ивана. Она хотела рассказать о подвиге простого солдата, который спас незнакомую иностранку. Они ведь даже не знали языка друг друга.

Здесь описана межнациональная проблема толерантности. Аргументы из литературы, что написаны в подобном ключе, раскрывают глубинный смысл терпимости и человечности. Читателю было бы понятнее поведение главного героя, если бы он защитил свою соотечественницу. Но здесь была итальянка, с которой они даже не были знакомы. Так почему он так поступил? Главный герой не делил людей на «русских» и «не русских» и просто сделал то, что мог сделать, если бы на месте итальянки был кто-то другой. Автор пытался показать, что не существует такого понятия, как «свой» и «чужой», есть просто человек, нуждающийся в помощи.

Любовная линия

Не менее красочно описана проблема принятия других в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Здесь, в суровых условиях гражданской войны, толерантность представляется чем-то невозможным, но автор вводит дополнительную «переменную», что находится на уровень выше условностей, - это любовь.

Герои романа - Дуняшка Мелехова и Мишка Кошевой - любили Но в ходе революции их семьи стояли по разные стороны баррикад, и, когда все военные действия закончились, Мишка Кошевой оказывается врагом для семьи Дуняшки. Но они влюблены, и эта любовь выше всех условностей. Нравственность всегда будет стоять выше идеологических и политических предпочтений.

От слов к делу

О толерантности написано очень много, вот только на практике все происходит совсем не так. Красивые истории о принятии людей с другим мировоззрением существуют только в книгах, но никак не в реальном мире. В частности, это касается молодого поколения.

Проблемы толерантности в молодежной среде спровоцированы, прежде всего, асоциальным поведением и коммерциализацией отношений. У подрастающего поколения на первом месте всегда стоят современные девайсы и уже потом все остальное. Уже давно утрачены прежние ценности. Ежедневно создаются новые молодежные группировки и движения, растет количество антиобщественных радикальных организаций. Проще говоря, в кругу подростков и молодежи быть толерантным сейчас «не модно».

В учебных заведения, в частности школах, изучают понятие толерантности. Однако дальше определения дело не идет. Как показывают исследования, уровень принятия других падает. Возможно, всему виной отсутствие положительных примеров, которые могли бы показать, как быть толерантными, возможно, мало кто из учащихся читает русских классиков. Тем не менее рано или поздно каждому из них придется написать сочинение на тему «Проблема толерантности».

И это может стать серьезной проблемой, когда нет четкого понимания проблемы, а сочинение является заданием ЕГЭ.

Чтобы написать сочинение «Проблема толерантности», аргументы из литературы крайне важны. Их можно использовать как основу для проведения аналогий с событиями в современном мире. Как вариант, можно кратко описать произведение и объяснить, почему его мнение является авторитетным. Второй вариант намного легче, но для примера попытаемся объединить два способа написания сочинения.

Пример сочинения

«Возможно, совсем скоро люди станут жить в абсолютной изоляции друг от друга, чтобы сохранить свой хрупкий мир от посторонних. Но это случится не скоро, хотя серьезные предпосылки к этому переходу уже имеются - низкий уровень толерантности в обществе. Сейчас нужно соответствовать слову «норма».

Если в человеке есть хотя бы что-то отличающееся, его могут не принять в коллектив, социум, или того хуже - сделать изгоем. Как героиню из повести Л. Улицкой «Дочь Бухары», Милу. Девочка с детства болеет синдромом Дауна. Ее воспитывает мама и все силы прилагает, чтобы девочка была счастлива. Но отношение к людям с особыми потребностями в обществе равнодушное, а если повезет, то снисходительное.

«Разнообразные идиоты» и «бесполезные члены общества» - это лишь несколько эпитетов, которыми автор охарактеризовала отношение общества к «другим» людям. Почему-то считается, что такие люди не имеют права на сострадание, уважение или понимание.

Но есть люди, что имеют другие, отличительные характеристики. Стоит вспомнить роман Л. Толстого «Война и мир». Главный герой Пьер Безухов совершенно не вписывается в И здесь речь идет не столько о его неуклюжести, сколько о характере. Он наивный, доверчивый и простодушный. Открыт миру и очень добрый. Но там, где в почете эгоизм и лицемерие, он чужой.

И в современном мире почти на каждом шагу встречаются подобные ситуации. Мальчишка попал в аварию и стал инвалидом, теперь у него намного меньше шансов влиться в общество, когда вырастет. Со временем отвернутся прежние друзья, начнут игнорировать и обходить стороной окружающие. Теперь он - инвалид, бесполезный член общества. Девочка, что любит читать книги, не смотрит телевизор и очень редко посещает Интернет, тоже ощущает на себе косые взгляды сверстниц.

Такие ситуации заставляют задуматься, а можно ли людей назвать людьми, когда они без горечи и сожалений исключают из своего общества себе подобных. Быть толерантным, значит, оставаться человеком. И в этом каждый может преуспеть, если просто будет относиться к другим так же, как хотел бы, чтобы относились к нему».

Проблема толерантности сложная для понимания. Она может возникать в различных сферах жизнедеятельности и ситуациях. И подводя итоги под всем выше сказанным, можно отметить следующее: толерантность - это человечность. А человечность является ни чем иным, как способностью уживаться с себе подобными, не приуменьшая их значимости и не теряя своей индивидуальности.

В мире существует множество народов, и у каждого есть своя культура и традиции. Зачастую представители разных этносов живут совсем рядом, даже по соседству, и это является нормой для современного мультикультурного общества. Поэтому с детства нужно учить каждого человека уважать обычаи других людей, принимать их взгляды и отличия, то есть быть толерантным.

Этимология понятия

В переводе с латинского «tolerantia» означает терпимость, принятие. Толерантность – это терпеливое отношение к чужому образу жизни, взглядам, привычкам. Конечно, она не означает принятия другого мировоззрения, но подразумевает предоставление остальным людям права на собственное мировосприятие. Снисходительность к иному образу жизни, отсутствие враждебности к чужому вероисповеданию и культуре, уважение мнения других людей – эти и многие другие качества объединяются данным понятием. Сегодня терпимость стала главным принципом в отношении представителей различных народов и стран. Не удивительно, что утвержден даже международный день толерантности – 16 ноября.

Виды толерантности

  1. Естественная.

Она сравнима с природной любознательностью ребенка. Он доверчив ко всем вокруг, поэтому его отношения с окружающими выстраиваются благополучно. Ребенок любит своих родителей, невзирая на все их недостатки, просто за то, что они есть. Не имея опыта общения с людьми, он ко всем проявляет естественную (натуральную) толерантность.

  1. Нравственная.

Этот вид подразумевает принятие окружающих с их мировоззрением, без навязывания собственного мнения им и с сохранением своего внутреннего мира.

  1. Моральная.

Данный вид относится к людям, которые проявляют терпимость к кому-то только по внешним признакам, исходя из своей воспитанности и вежливости, независимо от истинных чувств.

  1. Этническая.

Снисходительность к представителям иной культуры, с их обычаями, религией и образом жизни. Проявляется при общении или близком проживании.

Толерантность в психологии

Чтобы охарактеризовать отношение личности к другим людям и определить степень проявляемой терпимости, используется понятие коммуникативной толерантности. Это явление объединяет все факторы воспитания и развития человека, его ценности, культуру, темперамент, мышление и опыт общения.

В повседневной жизни все люди взаимодействуют с окружающими по-разному, поэтому степень терпимости для каждой личности в определенной ситуации будет меняться. Но чем выше ее показатель у человека, тем легче он находит общий язык с окружающими.

Коммуникативная толерантность делится на следующие подвиды:

— ситуативная, которая проявляется в отношении к конкретному человеку. Направленность эмоций носит постоянный характер: объект либо симпатичен, либо неприятен;

— типологическая, проявляющаяся в отношении к группе людей (нации, профессии). При общении с представителями определенного типа проявляются положительные или отрицательные эмоции, относящиеся ко всей группе людей;

— профессиональная толерантность связана с определенной профессией человека и типами людей, с которыми он взаимодействует в рабочем процессе. В качестве примера можно привести терпимость врача, имеющего дело с разными пациентами: капризными, агрессивными, нарушающими режим и другими;

— общая, которая предопределяет предыдущие виды и проявляется в отношении человека к людям в целом, учитывая свойства его характера, нравственность и жизненный опыт.

Признаки толерантной личности

Толерантного человека можно определить по многим показателям, определяющим его жизненную позицию. Он разумно оценивает окружающих людей, критично относится к самому себе, видит свои недостатки, но в тоже время . Этот человек ищет себя в какой-либо деятельности, занимается творчеством, самообразовывается, видит и принимает мир во всем его многообразии, имеет активную жизненную позицию. Ему свойственна ответственность за свои поступки. Он эмпатичен, сдержан и уступчив. Такая личность имеет хорошее чувство юмора, не раздражается на шутки в свой адрес.

Проблема толерантности в современном обществе

Далеко не все люди придерживаются толерантных взглядов. Среди молодежи часто создаются группировки, нетерпимо относящиеся к лицам других национальностей или к определенным народам (скинхеды).

Также существуют люди, агрессивно настроенные против лиц нетрадиционной ориентации. Однако есть и обратная картина, если рассматривать семейные отношения в современном мире (имеются в виду некоторые европейские страны), то можно видеть, что существуют некоторые законы, согласно которым запрещено официально и в документации использовать понятия «муж» и «жена», чтобы не ущемлять в правах однополые пары. В качестве замены этих слов используются термины «партнеры» и «супруги».

А вот Россию многие обвиняют в интолерантности, так как в нашей стране существует запрет на пропаганду гомосексуализма среди лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.
Что касается Украины, где процветает неофашизм, у которого нет ничего общего с терпимостью к различным народам, отношение правительства к проявлениям гомосексуализма поражает своей терпимостью. Это лишь немногие противоречия современного мира, связанные с проявлениями толерантности.

Поэтому мало провозгласить себя толерантным человеком, нужно развивать это свойство, учиться жить в сложном и многоликом обществе. Также необходимо отметить, что должна проявляться только к тем явлениям, которые не выходят за рамки морали, здравомыслия и гуманизма, что, к сожалению, случается не всегда.

Оксана Горскина
Толерантность. Средства воспитания толерантного поведения. Формирование толерантности в дошкольном возрасте.

МБДОУ ЦРР Д/С № 25 «РОДНИЧОК»

Консультация

«Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста »

Составила : Горскина О. А.

Толерантность (от лат. - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению .

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, групп, общества в целом. Все религии мира проповедуют терпимость к другим людям, то есть толерантность .

В христианстве толерантность конкретизируется через понятия смирение и милосердие.

В заповеди Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете» содержится не только призыв к толерантности , но и подразумевается ее духовное основание – существование Высшего суда, выносящего окончательный и самый справедливый приговор каждому человеку.

В жизни человек общается с людьми разных национальностей, вероисповеданий , языковых семей, разных рас, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другого, научиться находить компромиссы.

Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для жизни в новых неожиданных условиях.

Люди, не обладающие толерантностью , проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениями, которых требуется от нас жизнь.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному :

В испанском язык оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то.

Толерантность как основополагающий принцип морали : «Мы обречены на толерантность » . Определение толерантности можно сформулировать так : помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом.

Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность .

1) формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самооценкой, неповторимой личности.

2) Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себе с ними, выделение сходства и различия.

3) Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т. п.) .

4) Воспитание активной жизненной позиции на основе :

Осознание ребенком своих потребностей (физических, духовных, выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;

Осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

Осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;

Осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

Развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решения; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

Углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

Интереса к жизни других людей;

- формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;

Определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями «правила» , «закон» , «норм» , «требования» , «традиции» ).

Средства воспитания толерантного поведения :

Всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды , создание атмосфера добра и взаимопонимания;

Гармонизация отношений (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, детский сад-семья, семья-ребенок-школа-социум) с целью постижения детьми сложной науки – науки жить среди людей ;

Культивирование ценностей другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;

Концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;

Использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;

Взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку;

Примеры великого братстве народов, подвигов во имя людей : воины и их последствия;

Организация детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра , а также проявления заботы о детях. Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.

Сегодня толерантность предполагает проявление уважения к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом – каков он «человек» , а не к какой национальности принадлежит. Достоинства и недостатки людей – их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности . Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает все большую активность. Наиболее близкий нам – понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

В социальном плане толерантность означает уважение , принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Основа толерантности – признание права на отличие.

Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит , большей частью, на педагогике.

Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности . Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение , соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, собственные функции.

Взрослый выделяет как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении , целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения .

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «конвенция о правах ребенка» и «Декларация прав человека» , и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотив поступков, приобрели побудительную силу.

На третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение , анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Во второй младшей группе представлен тематический блок «Я и мои близкие» , обеспечивающий реализацию содержания воспитательного процесса в специально организованных видах деятельности посредством игровой формы организации деятельности взрослых и детей.

Тема 1. «Я и мои друзья» .

Тема 2. «Я доверяю другому»

Тема 3. «Мне нравится слушать тебя» .

Тема 4. «Играю с тобой» .

Тема 5. «Я люблю эту книгу (мультфильм, картинку и т. п.) ».

В средней группе содержание представлено тематическим блоком «Я и образ другого» , реализуемым посредствам традиционных , сложившихся в культуре способов общения, диалогов, взаимодействий с другим.

Тема 1. «Другой, такой как я» .

Тема 2. «Я и папа (мама) понимаем друг друга».

Тема 3. «Сочувствие другому» .

Тема 4. «Сочувствие другу» .

Тема 5. «Ценность - антиценность» .

Тема 6. «Мы играли и обнаружили…» .

В старшей группе содержание представлено тематическим блоком «В моей семье и в культуре других» , реализуемым посредством сценариев , сюжетами которых являются эпизоды из литературных произведений «оживленных» фрагментов изобразительных произведений, придуманных детьми как их творчество и реально пережитых.

Тема 1. «Конфликт в семье» .

Тема 2. «Детская ссора» .

Тема 3. «Культурная традиция принятия гостей» .

Тема 4. «Добрый-злой в сказках различных народов» .

Тема 5. «Пойми другого» .

Тема 6. «Ты не такой как я (национальность) ».

Тема 7. «Принимаю тебя (куда, какого, как) ».

Источники :

Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика.

Толерантность , С. Г. Ильинская

Толерантность . Введение в проблему, С. К. Бондырева, Д. В. Колесов