Советская политика и развитие джаза в россии. Лучшие джазовые исполнители, которые сделают ваш день Александр Цфасман: джаз как профессия

Как одна из наиболее почитаемых форм музыкального искусства в Америке джаз заложил основу для целой индустрии, открыв миру многочисленные имена гениальных композиторов, инструменталистов и вокалистов и породив широкий спектр жанров. 15 самых влиятельных джазовых музыкантов ответственны за глобальный феномен, произошедший за последнее столетие в истории жанра.

Джаз развивался в поздние годы XIX века и в начале XX как направление, объединяющее классическое европейское и американское звучание с африканскими фолк-мотивами. Песни исполнялись с синкопированным ритмом, дав толчок развитию , а впоследствии и образованию больших оркестров для его исполнения. Музыка сделала большой шаг вперед со времен регтайма до современного джаза.

Очевидно влияние западно-африканской музыкальной культуры в том, какая музыка пишется и как она исполняется. Полиритмия, импровизация и синкопирование – то, что характеризует джаз. На протяжении прошлого столетия этот стиль менялся под влиянием современников жанра, которые вносили свое представление в суть импровизации. Стали появляться новые направления – бибоп, фьюжн, латиноамериканский джаз, фри-джаз, фанк, эйсид-джаз, хард-боп, смус-джаз, и так далее.

15 Арт Тэйтум (Art Tatum)

Арт Тэйтум – джазовый пианист и виртуоз, который был практически слеп. Он известен как один из самых величайших пианистов всех времен, который изменил роль фортепиано в джазовом ансамбле. Тэйтум обратился к стилю страйд, чтобы создать собственную уникальную манеру игры, добавив в ритм свинга и фантастические импровизации. Его отношение к джазовой музыке в корне переменило значение рояля в джазе как музыкального инструмента по сравнению с предыдущими характеристиками.

Тэйтум экспериментировал с гармониями мелодии, влияя на структуру аккорда и расширяя его. Все это характеризовало стиль бибоп, который, как известно, станет популярным десятью годами позже, когда появятся первые записи в этом жанре. Критики отмечали также и его безупречную технику игры – Арт Тэйтум был способен играть самые сложные пассажи с такой легкостью и скоростью, что казалось, его пальцы едва касаются черно-белых клавиш.

14 Телониус Монк (Thelonious Monk)

Некоторые из наиболее сложных и разнохарактерных звучаний можно встретить в репертуаре пианиста и композитора , одного из самых важных представителей эпохи появления бибопа и его последующего развития. Сама его личность как эксцентричного музыканта способствовала популяризации джаза. Монк, всегда одетый в костюм, шляпу и солнечные очки, открыто выражал свое свободное отношение к музыке импровизации. Он не принимал строгих правил и сформировал собственный подход к созданию сочинений. Одними из самых блестящих и известных его работ стали Epistrophy, Blue Monk, Straight, No Chaser, I Mean You и Well, You Needn’t.

Стиль игры Монка строился на основе новаторского подхода к импровизации. Его произведения отличаются ударными пассажами и резкими паузами. Довольно часто прямо во время своих выступлений он вскакивал из-за рояля и танцевал, пока другие участники бэнда продолжали играть мелодию. Телониус Монк остается одним из самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра.

13 Чарльз Мингус (Charles Mingus)

Признанный виртуоз контрабаса, композитор и бэнд-лидер был одним из самых неординарных музыкантов на джазовой сцене. Он разработал новый музыкальный стиль, объединив госпел, хард-боп, фри-джаз и классическую музыку. Современники называли Мингуса «наследником Дюка Эллингтона» за его фантастическую способность писать произведения для небольших джазовых ансамблей. В его композициях демонстрировали мастерство игры все участники коллектива, каждый из которых был также не просто талантлив, а характеризовался уникальным стилем игры.

Мингус тщательно отбирал музыкантов, которые составляли его бэнд. Легендарный контрабасист отличался вспыльчивостью, и однажды он даже ударил тромбониста Джимми Неппера по лицу, выбив ему зуб. Мингус страдал от депрессивного расстройства, но не готов был мириться с тем, чтобы это как-то сказалось на его творческой деятельности. Несмотря на этот недуг, Чарльз Мингус – одна из самых влиятельных фигур в истории джаза.

12 Арт Блэйки (Art Blakey)

Арт Блэйки был знаменитым американским барабанщиком и бэнд-лидером, который произвел фурор в стиле и технике игры на ударной установке. Он сочетал свинг, блюз, фанк и хард-боп – это стиль, который слышен сегодня в каждой современной джазовой композиции. Вместе с Максом Роучем и Кенни Кларком он изобрел новый способ исполнения бибопа на барабанах. На протяжении более 30 лет его бэнд The Jazz Messengers дал путевку в большой джаз множеству джазовых артистов: Бенни Голсону, Уэйну Шортеру, Клиффорду Брауну, Кертису Фуллеру, Хорасу Сильверу, Фредди Хаббарду, Киту Джарретту, и т.д.

«Джазовые посланники» не просто создавали феноменальную музыку – они были своего рода «музыкальным полигоном» для молодых талантливых музыкантов, подобно группе Майлса Дэвиса. Стиль Арта Блэйки изменило само звучание джаза, став новой музыкальной вехой.

11 Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie)

Джазовый трубач, певец, композитор и бэнд-лидер стал заметной фигурой во времена бибопа и модерн-джаза. Его манера игры на трубе оказала влияние на стиль Майлса Дэвиса, Клиффорда Брауна и Фэтса Наварро. После времени, проведенном на Кубе, по возвращении в США, Гиллеспи был одним из тех музыкантов, которые активно продвигали афро-кубинский джаз. Помимо неподражаемого исполнения на характерно изогнутой трубе, Гиллеспи можно было узнать по очкам в роговой оправе и невероятно большим щекам во время игры.

Великий джазовый импровизатор Диззи Гиллеспи, так же, как и Арт Тэйтум, внес новшество в гармонии. Композиции Salt Peanuts и Goovin’ High ритмически совершенно отличались от предыдущих работ. Оставаясь верным бибопу на протяжении всей своей карьеры, Гиллеспи запомнился как один из наиболее влиятельных джазовых трубачей.

10 Макс Роуч (Max Roach)

В первую десятку 15 самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра входит Макс Роуч – барабанщик, известный как один из пионеров бибопа. Он, как лишь немногие другие, оказал влияние на современную манеру игры на ударной установке. Роуч был борцом за гражданские права и совместно с Оскаром Брауном младшим и Коулменом Хокинсом даже записал альбом We Insist! – Freedom Now («Мы настаиваем! – Свободу сейчас»), посвященный 100-летию со дня подписания Прокламации об освобождении рабов. Макс Роуч – представитель безупречного стиля игры, способный исполнять продолжительное соло на протяжении всего концерта. Абсолютно любая аудитория была в восторге от его непревзойденного мастерства.

9 Билли Холидей (Billie Holiday)

Леди Дэй – любимица миллионов. Билли Холидей написала всего несколько песен, но зато, когда она пела, она заворачивала своим голосом с первых нот. Ее исполнение – глубокое, личное и даже интимное. Ее стиль и интонация вдохновлены звучанием музыкальных инструментов, которые ей доводилось слышать. Как и практически все описанные выше музыканты, она стала создательницей нового, но уже вокального стиля, основанного на длинных музыкальных фразах и темпе их пропевания.

Знаменитая Strange Fruit – лучшая не только в карьере Билли Холидей, но и во всей истории джаза из-за проникновенного исполнения певицы. Она посмертно удостоена престижных наград и внесена в Зал славы премии «Грэмми».

8 Джон Колтрейн (John Coltrane)

Имя Джона Колтрейна ассоциируется с виртуозной техникой игры, превосходным талантом сочинения музыки и страстью к познанию новых граней жанра. На пороге истоков хард-бопа саксофонист достиг колоссальных успехов и стал одним из самых влиятельных музыкантов в истории жанра. Музыка Колтрейна обладала резким звучанием, и играл он с высокой интенсивностью и самоотдачей. Он был способен как играть в одиночку, так и импровизировать в ансамбле, создавая немыслимой продолжительности сольные партии. Играя на тенор- и сопрано-саксофоне, Колтрейн умел создавать и мелодические композиции в стиле смус-джаз.

Джон Колтрейн является автором своего рода «перезагрузки бибопа», включив в него модальные гармонии. Оставаясь главной деятельной фигурой в авангарде, он был весьма плодовитым композитором и не переставал выпускать диски, записав около 50 альбомов в качестве бэнд-лидера за всю карьеру.

7 Каунт Бэйси (Count Basie)

Революционный пианист, органист, композитор и бэнд-лидер Каунт Бэйси возглавлял одну из наиболее успешных групп в истории джаза. За 50 лет Count Basie Orchestra, включая невероятно популярных музыкантов, таких, как , Свитса Эдисона, Бака Клэйтона и Джо Уильямса, заработал репутацию одного из наиболее востребованных биг-бэндов Америки. Обладатель девяти премий «Грэмми» Каунт Бэйси привил любовь к оркестровому звучанию не одному поколению слушателей.

Бэйси написал много композиций, ставших джазовыми стандартами, например, April in Paris и One O’Clock Jump. Коллеги отзывались о нем как о тактичном, скромном и полном воодушевления человеке. Не окажись в истории джаза оркестра Каунта Бэйси, эпоха биг-бэндов звучала бы иначе и наверняка не была бы такой влиятельной, какой она стала вместе с этим выдающимся бэнд-лидером.

6 Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins)

Тенор-саксофон – это символ бибопа и всей джазовой музыки в целом. И благодарны за это мы можем быть Коулменом Хокинсу. Инновации, которые привнес Хокинс, были жизненно необходимы для развития бибопа в середине сороковых. Его вклад в развитие популярности этого инструмента, возможно, определил будущую карьеру Джона Колтрейна, и Декстера Гордона.

Композиция Body and Soul (1939) стала эталоном игры на тенор-саксофоне для многих саксофонистов. Влиянию Хокинса подверглись и другие инструменталисты – пианист Телониус Монк, трубач Майлс Дэвис, барабанщик Макс Роуч. Его способность к неординарным импровизациям привела к раскрытию новых джазовых сторон жанра, которые не были затронуты его современниками. Это отчасти объясняет, почему именно тенор-саксофон стал неотъемлемой частью современного джазового ансамбля.

5 Бенни Гудмен (Benny Goodman)

Пятерку 15 самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра открывает . Известный Король свинга руководил чуть ли не самым популярным оркестром начала XX века. Его концерт в Карнеги-Холл в 1938 году признан одним из важнейших живых концертов в истории американской музыки. Это шоу демонстрирует наступление эры джаза, признание этого жанра как самостоятельного вида искусства.

Несмотря на то, что Бенни Гудмен был солистом крупного свингового оркестра, он участвовал и в развитии бибопа. Его оркестр стал оним из первых, который объединил в своем составе музыкантов разной расы. Гудмен был ярым противником Закона Джима Кроу. Он даже отказался от тура по южным штатам в поддержку расового равенства. Бенни Гудмен был активным деятелем и реформатором не только в джазовой, но и популярной музыке.

4 Майлс Дэвис (Miles Davis)

Одна из центральных джазовых фигур XX века, Майлс Дэвис, стоял у истоков множества музыкальных событий и наблюдал за их развитием. Ему причисляют новаторство в жанрах бибопа, хард-бопа, кул-джаза, фри-джаза, фьюжна, фанка и техно-музыки. В постоянных поисках нового музыкального стиля он всегда достигал успеха и был окружен блестящими музыкантами, включая Джона Колтрейна, Кэнноболла Эддерли, Кита Джарретта, Джей Джей Джонсона, Уэйна Шортера и Чика Кориа. При жизни Дэвис был удостоен 8 премий «Грэмми» и включен в Зал славы рок-н-ролла. Майлс Дэвис был одним из самых деятельных и влиятельных джазовых музыкантов прошлого столетия.

3 Чарли Паркер (Charlie Parker)

Когда думаешь о джазе, вспоминаешь имя . Известный также как Птица Паркер был пионером джазового альт-саксофона, бибоповым музыкантом и композитором. Его быстрая игра, чистый звук и талант импровизатора оказали значительное влияние на музыкантов того времени и наших современников. Как композитор он изменил стандарты написания джазовой музыки. Чарли Паркер стал тем музыкантом, который культивировал идею того, что джазмены – художники и интеллектуалы, а не просто шоумены. Многие артисты пытались копировать стиль Паркера. Его знаменитые приемы игры прослеживаются и в манере многих нынешних начинающих музыкантов, которые за основу берут созвучную прозвищу альт-сакософниста композицию Bird.

2 Дюк Эллингтон (Duke Ellington)

Был грандиозным пианистом, композитором и одним из самых выдающихся руководителей оркестра. Хотя он известен как пионер джаза, он был превосходен и в других жанрах, включая госпел, блюз, классическую и популярную музыку. Именно Эллингтону приписывают возведение джаза в отдельный вид искусства. Обладая бесчисленным количеством наград и премий, первый великий композитор джаза никогда не переставал совершенствоваться. Он был вдохновителем для следующих поколений музыкантов, включая Сонни Ститта, Оскара Питерсона, Эрла Хайнса, Джо Пасса. Дюк Эллингтон остается признанным гением джазового рояля – инструменталистом и композитором.

1 Луи Армстронг (Louis Armstrong)

Бесспорно, самый влиятельный джазовый музыкант в истории жанра – , известный как Сэчмо – трубач и певец из Нового Орлеана. Его знают как создателя джаза, сыгравшего ключевую роль в его развитии. Поразительные способности этого исполнителя позволили возвести трубу в сольный джазовый инструмент. Он первый музыкант, певший в стиле «скэт» и популяризовавший его. Его низкий «гремящий» тембр голоса невозможно было не узнать.

Приверженность Армстронга собственным идеалам повлияла на творчество Фрэнка Синатры и Бинга Кросби, Майлса Дэвиса и Диззи Гиллеспи. Луи Армстронг оказал влияние не только на джаз, но и на всю музыкальную культуру, подарив миру новый жанр, уникальную манеру пения и стиль игры на трубе.

Пока джаз набирал обороты и активно , достигая своего расцвета, в постреволюционной России он только-только начал свое робкое движение. Нельзя сказать, что этот музыкальный жанр категорически запрещали, но то, что развитие джаза в России шло не без критики со стороны властей – это факт. Но, тем не менее, эти препятствия не остановили развитие джазовой музыки в нашей стране, и она находила все больше поклонников и почитателей.

Дебютом джазового восхождения можно назвать выступление эксцентричного оркестра джаз-банд под руководством Валентина Парнаха, который состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Не исключено, что многие советские музыканты, находящиеся в поисках новых форм, обратились к джазу именно после присутствия на этом зажигающем мероприятии.

В самом деле, весьма насыщенный ритм и возможность свободной импровизации давали возможность джазменам создавать новые музыкальные модели. Чем и не преминул воспользоваться пианист Александр Цфасман, выступив в 1927 году со своим оркестром «АМА-джаз» на московском радио и записав грампластинку «Аллилуйя». Вслед за ним ранние джаз-банды начали исполнять фокстроты, чарльстоны и другие модные танцы.

Но, пожалуй, «отцом» русского джаза можно назвать Леонида Утесова. Да, его музыка не совсем ассоциировалась с традиционными негритянскими мотивами, коими пропитан американский джаз. Но такова уж русская особенность – всё, в том числе джаз в России, развивается по своим законам.

Еще раз про запреты

Однако развитию отечественного джаза весьма жестко противодействовала советская идеология:

«Сегодня он играет джаз,
А завтра Родину продаст…»


Карикатура, отражающая видение джаза советскими властями

Само это слово, ставшее синонимом идеологической диверсии, коммунистическая партия негласно запретила упоминать в СМИ. Репертуар, в основном состоящий из зарубежных композиций, признали тлетворным и разлагающим сознание молодежи. Но, к счастью, запреты не были настолько жесткими, и все-таки распространялась, хотя и не так активно, как в других странах.

Есть версия, что джаз в СССР выжил благодаря тому, что считался «музыкой негров», а негры – нация угнетенная, и значит, дружественная советской державе. Поэтому джаз в Союзе не задушили совсем, несмотря на то, что многие талантливые джазмены не могли «пробиться» к широкой публике. Им не давали выступать и записывать грампластинки. Одним словом – давали дышать, но не давали жить. Джаз в России по-прежнему считался якобы идеологическим оружием, с помощью которого, например, США собиралась поработить СССР. Простые граждане искренне в это верили.

Оттепель

С наступлением хрущевской оттепели гонения на музыкантов значительно ослабли. После проходившего в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов зародилось новое поколение советских джазменов. Они впервые выступили на зарубежном джазовом фестивале в Польше, удивляя Европу самим существованием советского современного джаза с собственными традициями. В 1965-м на II Московском фестивале джаза, вошедшем в историю, Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает сборник лучших музыкальных номеров. Гремят имена джазовых музыкантов Игоря Бриля, Бориса Фрумкина и других. А гастроли Леонида Чижика в США вызвали настоящий фурор среди американской публики – такого уровня мастерства русских пианистов там не ожидали.

Сегодня джаз в России снова популярен, особенно в молодежной культуре. Созданы эстрадно-джазовые отделения в музыкальных образовательных учреждениях, выпускаются учебники джазовой гармонии. На ежегодные фестивали съезжаются тысячи отечественных и зарубежных поклонников джаза. И, очевидно, прав был Луи Армстронг, когда сказал, что дать определение джазу нельзя – его можно только любить.

Джаз способен на все. Он поддержит вас в минуты грусти, он заставит вас танцевать, он окунет вас в бездну наслаждения ритмом и виртуозной музыкой. Джаз – это не музыкальный стиль, а настроение. Джаз – это целая эпоха, он не оставляет равнодушным никого.

Поэтому позвольте пригласить вас в прекрасный мир свинга и импровизации. В этой статье мы собрали для вас десять джазовых исполнителей, которые точно сделают ваш день.

1. Луи Армстронг

Джазмен, оказавший огромное влияние на развитие джаза, родился в самом бедном негритянском районе Нового Орлеана. Свое первое музыкальное образование Луи получил в исправительном лагере для цветных подростков, куда он попал за то, что стрелял из пистолета в Новый год. Пистолет, кстати, он украл у полицейского, который был клиентом его матери (думаю, вы догадываетесь, к какой профессии она принадлежала). В лагере Луи стал участником местного духового оркестра, где он научился играть на тамбурине, альтгорне и кларнете. Его любовь к музыке и настойчивость помогли ему добиться успеха, и теперь каждый из нас знает и любит его хрипловатый бас.

2. Билли Холидей

Билли Холидей практически создала новую форму джазового вокала, ведь теперь именно такой стиль пения называется джазовым. Ее настоящее имя – Элеанора Фейган. Родилась певица в Филадельфии, ее матери, Сейди Фейган на тот момент было 18 лет, а отцу-музыканту, Кларенсу Холидей, – 16. Приблизительно в 1928 году Элеанора переехала в Нью-Йорк, где была арестована вместе со своей матерью за проституцию. С 30-х годов начала выступать в ночных клубах, а в последствии и в театрах, и после 1950 года стремительно начала обретать популярность. После тридцати лет у певицы начались серьезные проблемы со здоровьем из-за большого количества алкоголя и наркотиков. Под пагубным влиянием выпивки голос Холидей потерял былую гибкость, но короткая творческая жизнь певицы не помешала стать ей одним из идолов джаза.

3. Элла Фицджеральд

Обладательница голоса диапазоном в три октавы родилась в штате Виргиния. Элла росла в очень бедной, но богобоязненной и практически образцовой семье. Но после смерти матери 14-летняя девочка забросила школу, а после разногласий с отчимом (мама и папа Эллы были в разводе на то время) переехала жить к своей тете и стала работать в борделе смотрительницей. Там она столкнулась с мафиози и их жизнью. Несовершеннолетней девочкой очень скоро занялась полиция, и ее отправили в интернат в Гудзоне, из которого Элла сбежала и некоторое время была бездомной. В 1934 году она впервые выступила на сцене, спев две песни на конкурсе Amateur Nights. И это было первым толчком в долгой и головокружительной карьере Эллы Фицджеральд.

4. Рэй Чарльз

Гений джаза и блюза родился в штате Джорджия в очень бедной семье. Как говорил сам Рэй: “Даже среди других черных мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных. Ничто ниже нас – только земля”. Когда ему было пять лет, его брат утонул в лохани, что стояла на улице. Предположительно из-за этого потрясения к семи годам Рэй полностью ослеп. Перед талантом великого Рэя Чарльза преклонялись и преклоняются многие звезды мировой эстрады и кинематографа. Музыкант получил 17 премий “Грэмми” и попал в зал славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза.\

5. Сара Вон

Одна из величайших джазовых вокалисток родилась в Калифорнии. Ее называли “величайшим голосом двадцатого века”, а сама певица возражала, когда ее называли джазовой певицей, так как считала свой диапазон шире. С годами мастерство Сары становилось более отточенным, а ее голос приобретал все большую глубину. Излюбленным приемом певицы было быстрое, но плавное скольжение голосом между октавами – глиссандо.

6. Диззи Гиллеспи

Диззи – гениальный джазовый виртуоз-трубач, композитор и вокалист, один из основателей стиля бибоп. Свое прозвище “Диззи” (в переводе с английского – “головокружительный”, “ошеломляющий”) музыкант получил еще в детстве, благодаря своим проделкам и выходкам, которыми шокировал окружающих. Диззи обучался классам тромбона, теории и гармонии в Лоринбургском институте. Помимо основного обучения музыкант самостоятельно овладевает трубой, которая и стала его любимицей, а также фортепиано и ударными.

7. Чарли Паркер

Чарли начал играть на саксофоне в возрасте 11 лет и своим примером показал, что главное – практика, ведь музыкант в течение 3-4 лет занимался на саксофоне по 15 часов в день. Такой труд принес свои плоды, и весьма весомые – Чарли стал одним из основателей бибопа (вместе с Диззи Гиллеспи) и очень сильно повлиял на джаз в целом. Героиновая зависимость музыканта практически пустила его карьеру под откос. Несмотря на лечение в клинике и его полное, как считал сам Чарли, выздоровление, он не смог продолжить так же активно работать над своими произведениями.

Этот трубач также оказал значительное влияние на джаз и стоял у истоков таких стилей, как модальный джаз, прохладный джаз и фьюжн. Некоторое время Майлс играл в квинтете Чарли Паркера, где он выработал свое индивидуальное звучание. Прослушав дискографию Дейвиса, вы сможете проследить всю историю развития современного джаза, ведь Майлс практически его создал. Особенностью музыканта стало то, что он никогда не ограничивал себя каким-то одним джазовым стилем, что, по сути, и сделало его великим.

9. Джо Кокер

Совершая не совсем плавный переход к современным исполнителям, мы включаем всеми любимого Джо в наш список. В 70-х годах Джо Кокер испытывал значительные трудности с репертуаром из-за злоупотребления алкоголем, поэтому в его репертуаре мы можем услышать очень много перепевок песен других исполнителей. К сожалению, алкоголь превратил мощный голос певца в хриплый баритон, который мы можем слышать сегодня. Но, несмотря на свой возраст и подкошенное здоровье, старичок Джо все еще выступает. И могу сказать по своему опыту, что он весьма энергичен и даже радует зрителей, задорно подпрыгивая в перерывах между куплетами.

10. Хью Лори

Всеми любимый доктор Хаус еще в сериале показывал свои музыкальные навыки. Но с недавнего времени Хью радует нас своей стремительной карьерой на джазовом поприще. Несмотря на то, что его репертуар полон перепевками известных исполнителей, Хью Лори добавляет свой романтизм и особое звучание уже знакомым нам произведениям. Будем надеяться, что этот невероятно талантливый человек и дальше будет радовать нас, вдыхая жизнь в ускользающий в былое, но все еще такой прекрасный джаз.

Джаз - это музыка, наполненная страстью и изобретательностью, музыка, не знающая границ и пределов. Составлять такой список невероятно сложно. Этот список был написан, переписан, а затем переписан ещё раз. Десять - слишком ограничивающее число для такого музыкального направления как джаз. Однако, независимо от количества, эта музыка способна вдохнуть жизнь и энергию, пробудить от зимней спячки. Что может быть лучше смелого, неутомимого, согревающего джаза!

1. Луи Армстронг

1901 - 1971

Трубач Луи Армстронг почитается за свой живой стиль, изобретательность, виртуозность, музыкальную выразительность и динамичное зрелище. Известен своим скрипучим голосом и карьерой, охватывающей более пяти десятилетий. Влияние Армстронга на музыку неоценимо. Как правило, Луи Армстронг считается величайшим джазовым музыкантом всех времен.

Louis Armstrong with Velma Middleton & His All Stars - Saint Louis Blues

2. Дюк Эллингтон

1899 - 1974

Дюк Эллингтон - пианист и композитор, руководитель джазового оркестра на протяжении почти 50 лет. Эллингтон использовал свой коллектив в качестве музыкальной лаборатории для своих экспериментов, в которых он демонстрировал таланты участников коллектива, многие из которых оставались с ним в течение длительного времени. Эллингтон невероятно одаренный и плодовитый музыкант. За свою пятидесятилетнюю карьеру он написал тысячи композиций, среди которых музыка к фильмам и мюзиклам, а также множество известных стандартов, таких как "Cotton Tail" и "It Don’t Mean a Thing".

Duke Ellington and John Coltrane - In a sentimental mood


3. Майлс Дейвис

1926 - 1991

Майлс Дэйвис - один из самых влиятельных музыкантов 20-го века. Вместе со своими музыкальными коллективами, Дэвис являлся центральной фигурой джазовой музыки с середины 40-х годов, в том числе би-бопа, кул-джаза, хард-бопа, модального джаза и джаз-фьюжна. Дэвис неустанно расширял границы художественного выражения, благодаря чему его часто определяют, как одного из самых инновационных и уважаемых исполнителей в истории музыки.

Miles Davis Quintet - It Never Entered My Mind

4. Чарли Паркер

1920 - 1955

Виртуоз-саксофонист Чарли Паркер был влиятельным джазовым солистом и ведущей фигурой в развитии би-бопа - формой джаза, характеризующейся быстрыми темпами, виртуозной техникой и импровизациями. В своих сложных мелодических линиях Паркер сочетает джаз с другими музыкальными жанрами, в том числе с блюзом, латинской и классической музыкой. Паркер был знаковой фигурой для субкультуры битников, однако он превзошел свое поколение и стал олицетворением бескомпромиссного, интеллектуального музыканта.

Charlie Parker - Blues for Alice

5. Нэт Кинг Коул

1919 - 1965

Известный своим шелковист баритоном, Нэт Кинг Коул привнес в популярную американскую музыку эмоциональность джаза. Коул был одним из первых афроамериканцев, ставший ведущим телевизионной программы, которую посетили такие джазовые исполнители как Элла Фицджеральд и Эрта Китт. Феноменальный пианист и выдающийся импровизатор, Коул был одним из первых джазовых исполнителей, ставших поп-иконой.

Nat King Cole - Autumn Leaves

6. Джон Колтрейн

1926 - 1967

Несмотря на относительно короткую карьеру (впервые аккомпанировал в возрасте 29 лет в 1955 году, официально начал сольную карьеру в 33 - в 1960 году, и скончался на 40 году жизни в 1967), саксофонист Джон Колтрейн наиболее важная и противоречивая фигура в джазе. Несмотря на недолгую карьеру, благодаря своей славе, Колтрейн имел возможность записываться в изобилии и многие его записи были изданы посмертно. Колтрейн радикально изменил свой стиль в течение своей карьеры, тем не менее у него остается масса поклонников как его раннего, традиционного звучания, так и более экспериментального. И никто, почти с религиозной приверженностью, не сомневается в его значимости в истории музыки.

John Coltrane - My Favorite Things

7. Телониус Монк

1917 - 1982

Телониус Монк – музыкант, обладающий уникальным импровизационным стилем, второй самый узнаваемый джазовый исполнитель, после Дюка Эллингтона. Его стиль характеризовался энергичными, ударными партиями в перемешку с резким, драматичным молчанием. Во время своих выступлений, пока остальные музыканты играли, Телониус вставал из-за клавиатуры и танцевал в течение нескольких минут. Создав классические джазовые композиции “Round Midnight”, “Straight, No Chaser,” Монк окончил свои дни в относительной безвестности, но его влияние на современный джаз заметно и по сей день.

Thelonious Monk - "round Midnight

8. Оскар Питерсон

1925 - 2007

Оскар Питерсон - инновационный музыкант, исполнявший всё, включая классическую оду Баха и один из первых джазовых балетов. Питерсон открыл одну из первых джазовых школ в Канаде. Его "Hymn to Freedom" стал гимном движения за гражданские права. Оскар Питерсон был одним из самых талантливых и важных джазовых пианистов своего поколения.

Oscar Peterson - C Jam Blues

9. Билли Холидей

1915 - 1959

Билли Холидей – одна из важнейших фигур в джазе, хотя она никогда не писала своей собственной музыки. Холидей превратила композиции “Embraceable You”, I’ll Be Seeing You” и “I Cover the Waterfront” в известные джазовые стандарты, а ее исполнение "Strange Fruit "считается одним из лучших в американской музыкальной истории. Хотя ее жизнь была полна трагизма, импровизационный гений Холидей, в сочетании с ее хрупким, несколько скрипучим голосом, продемонстрировал беспрецедентную глубину эмоций, не находящий аналогов среди других джазовых певиц.

Billie Holiday - Strange fruit

10. Диззи Гиллеспи

1917 - 1993

Трубач Диззи Гиллеспи - новатор бибопа и мастер импровизации, а также пионер афро-кубинского и латинского джаза. Гиллеспи сотрудничал с различными музыкантами из Южной Америки и с островов Карибского бассейна. С глубокой страстью он относился к традиционной музыке африканских стран. Всё это позволило ему привнести неслыханные новшества в современные джазовые интерпретации. На протяжении своей долгой карьеры Гиллеспи неустанно гастролировал и очаровывал зрителей своим беретом, очками в роговой оправе, надутыми щеками, беззаботностью и своей невероятной музыкой.

Dizzy Gillespie feat. Charlie Parker - A Night In Tunisia

11. Дэйв Брубек

1920 – 2012

Дэйв Брубек - композитор и пианист, популяризатор джаза, борец за гражданские права и музыкальный исследователь. Иконоборческий исполнитель, узнаваемый с одного аккорда, беспокойный композитор, раздвигающий границы жанра, и прокладывающий мост между прошлым и будущим музыки. Брубек сотрудничал с Луи Армстронгом и многими другими известными джазовыми музыкантами, а также оказал влияние на авангардистов: пианиста Сесила Тейлора и саксофониста Энтони Брэкстона.

Dave Brubeck - Take Five

12. Бенни Гудмен

1909 – 1986

Бенни Гудмен - джазовый музыкант, более известный как "Король свинга". Стал популяризатором джаза среди белой молодежи. Его появление ознаменовало начало эпохи. Гудмен был неоднозначной личностью. Он неустанно стремился к совершенству и это нашло отражение в его подходе к музыке. Гудмен был не просто виртуозным исполнителем - он был творческим кларнетистом и новатором джазовой эпохи, предшествовавшей эпохе бибопа.

Benny Goodman - Sing Sing Sing

13. Чарльз Мингус

1922 – 1979

Чарльз Мингус - влиятельный джазовый контрабасист, композитор и лидер джазового оркестра. Музыка Мингуса - это смесь горячего и душевного хард-бопа, госпела, классической музыки и фри-джаза. За свою амбициозную музыку и грозный темперамент Мингус заслужил прозвище "сердитый человек джаза". Если бы он был просто струнник, мало кто знал бы его имя сегодня. Скорее всего, он был величайшим контрабасистом, тем, кто всегда держал свои пальцы на пульсе свирепой выразительной силы джаза.

Charles Mingus - Moanin"

14. Херби Хэнкок

1940 –

Херби Хэнкок всегда будет одним из самых почитаемых и противоречивых музыкантов в джазе - так же, как и его работодатель/наставник Майлс Дэйвис. В отличие от Дэйвиса, который неуклонно двигался вперед и никогда не оглядывался назад, Хэнкок зигзагообразно курсирует между почти электронным и акустическим джазом и даже r"n"b. Несмотря на свои электронные эксперименты, любовь Хэнкока к роялю не ослабевает и его стиль игры на фортепиано продолжает развиваться во всё более жесткие и сложные формы.

Herbie Hancock - Cantelope Island

15. Уинтон Марсалис

1961 –

Самый известный джазовый музыкант с 1980 года. В начале 80-х годов Уинтон Марсалиc стал открытием, так как молодой и очень талантливый музыкант решил зарабатывать на жизнь играя акустический джаз, а не фанк или R"n"B. С 70-х годов в джазе наблюдался огромный дефицит новых трубачей, но неожиданная известность Марсалиcа вдохновила новый интерес к джазовой музыке.

Wynton Marsalis - Rustiques (E. Bozza)

Олег Лундстрем - Caravan

Ваш браузер не пожжерживает тег audio!

Пока джаз активно развивался в США , в постреволюционной России 20-х годов он только начал свое робкое движение. Нельзя сказать, что этот музыкальный жанр категорически запрещали, но то, что развитие джаза в России шло не без критики властей. Выражение «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» (или еще одно менее популярное «От саксофона до финского ножа - один шаг») - ярко отражает отношение к джазу в СССР.

Есть версия, что джаз в СССР выжил благодаря тому, что считался «музыкой негров», а негры как нация угнетенная, и значит, дружественная советской державе. Поэтому джаз в Союзе не задушили совсем, несмотря на то, что многие талантливые джазмены не могли «пробиться» к широкой публике. Им не давали выступать и записываться на грампластинки. Джаз в России по-прежнему считался якобы идеологическим оружием, с помощью которого США собиралась поработить СССР. Упоминания о джазе в СМИ были негласно запрещены.

Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и назывался «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха».

Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радио-эфире и записавшим пластинку, считается оркестр московского пианиста и композитора Александра Цфасмана - его оркестр «АМА-джаз» выступил в 1927 году на московском радио и записал пластинку «Аллилуйя». В след за ним ранние советские джаз-бэнды специализировались на исполнении модных танцев - фокстрот а, чарльстон а и других.

Однако «отцом» русского джаза можно считать Леонида Утесова. В массовом советском сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского . Популярная кинокомедия с его участием «Весёлые ребята » (1934, первоначальное название «Джаз-комедия») была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), который был основан на миксте музыки и театра, оперетты, то есть, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления.

Леонид Утесов - Мишка Одесит

Существенно повлияло на развитие советского джаза творчество композитора и руководителя оркестров Эдди Рознер а. Он начал свою карьеру в Германии и Польше, а когда приехал в СССР, то стал одним из пионеров свинга в СССР. Важную роль в популяризации и освоении стиля свинг сыграли также московские коллективы 30-х и 40-х гг. под руководством Александра Цфасман а и Александра Варламов а. Также широко известен big-band Олега Лундстрема (гастролировал в Китае в 1935 - 1947 гг.)

Хрущевская «оттепель» ослабила гонения на музыкантов. VI Всемирный фестиваль молодежи, прошедший в Москве, дал рождение новому поколению советских джазменов. Советский джаз вышел на европейскую арену. В историю вошел II Московский фестиваль джаза - всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила сборник лучших музыкальных номеров фестиваля. Стали известными имена джазовых музыкантов Игоря Бриля, Бориса Фрумкина и других. Гастроли Леонида Чижика в США вызвали настоящий фурор среди американской публики, показав высочайший уровень мастерства русских пианистов.

В 50-60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема. Среди новых составов - оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов. Среди них Георгий Гаранян , Борис Фрумкин , Алексей Зубов , Виталий Долгов , Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев , Константин Носов, Борис Рычков , Константин Бахолдин.

В этот период активно развивается камерный и клубный джаз во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин , Давид Голощёкин , Геннадий Гольштейн , Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов , Роман Кунсман, Николай Левиновский , Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов , Виктор Фридман , Андрей Товмасян , Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.) Многие из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «