Аюрведа: древнеиндийское искусство врачевания тела и души. Врачевание в странах Древнего Востока. Древняя Индия и Древний Китай


?
Тема: Врачевание в древней Индии.
План
I. Введение
1. История образования Индии.
2. Периодизация истории врачевания в Древней Индии.
II.Магическое врачевание ведийского периода.
1.Религиозно-философские сочинения древней Индии - веды.
2. Медицинские божества ведийского периода.
3. Социальная структура древней Индии.

III.Естественно-научные знания и врачевание в классический период.

    Традиционная система индийской ведической медицины - аюрведа.
2.Памятники древней аюрведической письменности: «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита».
3. Лекарственные растения в древней Индии.
4. Гигиенические традиции в древней Индии.
5.Хирургия в древней Индии.
6.Положение врача в древней Индии
7.Религиозно-философская система древней Индии - йога.
IV. Общие выводы по теме.

Сейчас сложно сказать, где появились первые медицинские специалисты. Каждое древнее государство готово оспаривать это, заявляя, что именно на их землях сформировалась наука. Однако историки, как и другие ученые все больше склоняются к тому, что именно Индия может претендовать на звание первой «медицинской» державы. Древняя Индия считалась разносторонним государством. Здесь действовали многочисленные философы и исследователи. Поэтому не случайно в этом древнем государстве простой интерес к природе и другим знаниям перерос в науку.

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал. Историю Древней Индии следует разделить на несколько периодов, каждый из которых имеет свою специфику. Соответственно и состояние медицины в каждый из этих периодов имело свои особенности.

В своей книге «История мировой медицины» Сорокина Т.С. выделяет в истории врачевания древней Индии три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:
1) период хараппской цивилизации (III - начало II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;
2)ведийский период (конец II -середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление «священных текстов» (санскрит - веда), передаваемых в течение длительного периода в устной традиции;
3)классический период (вторая половина I тысячелетия до н. э. - начало I тысячелетия
н. э., Индостанский субконтинент) -время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. Ее характеризуют высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма- первой из трех мировых религий, успехи в различных областях знаний, литературе и искусстве, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».
Я подробно остановлюсь на рассмотрении последних двух этапов в истории врачевания древней Индии.

В Индии медицина получила значительное развитие, однако древнейшая ее история не может быть точно описана, так как сведения о ней сохранились лишь в форме легенд.
Основными источниками являются древние литературные памятники, религиозно-философские сочинения - веды (I тысячелетие до н. э.). Отсюда - название периода - ведийский. Указания на врачебные знания в этом периоде сохранились в «Ригведе» («Rigveda» - веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII-X вв. до н. э.) и «Атхарваведе» («Atharva-veda» - веда заклинаний и заговоров, VIII-VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. (ок. 500 г. до н. э.).
В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе в следующих словах: «Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель- болезней, а жрец - жертвенных возлияний». Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания - в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с заговорами, заклинаниями, обращениями к богам, среди которых особо почитался Индра - предводитель индийского пантеона, царь богов, податель дождя, громовержец и устроитель мира. Гимны, обращенные к Индре, содержали мольбы о ниспослании военных побед, добычи, богатства, мужского потомства, силы. Его просили о защите от врагов, болезней, несчастий.
К божествам, связанным с медициной, относились также юные врачеватели - близнецы Ашвины. В Ведах они распоряжались утренней и вечерней зарей, странствуя по небу вместе с Сурьей (бог солнца) на золотой колеснице. Братья почитались как первые хирурги. Не менее могучим был покровитель охотников Рудра, владевший тайной лекарственных растений. Одурманивающий напиток сома, употреблявшийся в ритуалах жертвоприношений, назван именем бога Сома, который почитался в Индии как бог Луны. Наиболее влиятельным являлся бог огня и возрождающейся жизни с красивым именем Агни.

В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны (асуры и ракшасы), которые (как полагали) приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались - бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе» («Yajurveda» - веда жертвенных заклинаний, VIII-VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.
Рабовладельческий строй в Индии сложился в III тысячелетии до н.э., причем расслоение общества произошло уникальным образом. Вместо «традиционных» рабов и рабовладельцев в Индии существовало четыре основных сословия (варны):
брахманы (brahma-па - знающий священные учения, т. е. жрец),
кшатрии (ksatriya- наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов),
вайшьи (vaisya - свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и скотоводы)
и шудры (sud-га - бесправные бедняки).
Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст (португ. casto - чистый; на санскрите jati - группа людей одного происхождения). Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие - парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.
Эта социальная структура древней Индии, основанная главным образом на разделении функций, считалась изначальной, незыблемой, установленной божественной волей Брахмы--величайшего из древних богов. Шудры и парии практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды. Привилегией заниматься врачебным искусством обладали только представители высших сословий – брахманы, кшатрии и вайшья.

В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в классический период развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: «Предписания Маку» (II в. до н. э.- II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно - философского учения - буддизма (с VI в. до н. э.) - первой мировой религии.
К этому времени в Индии сложилась развитая система медицинских знаний, «в некоторых отношениях подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед», как писал о ней английский ученый-индолог Артур Бэшем. В основе индийской медицины лежало положение о целостности человеческого организма. Считалось, что только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Современные определения понятий «здоровье» и «болезнь», предложенные Всемирной организацией здравоохранения в 1957 г., принципиально не отличаются от выводов древних индийцев. Воздействию подвергалась не болезнь, а сам пациент, со своим индивидуальным характером, привычками и предрасположенностью. Тактика лечения определялась в первую очередь излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение основывалось на диете, лекарственной терапии и хирургических вмешательствах. Интересно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и дальше, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие.Основы традиционной медицины долгое время передавались от учителя к ученику в устной форме. Гораздо позже медицинский опыт был обобщен и записан под названием «Аюрведа». В переводе с древнеиндийского языка санскрита «айу» означает «жизнь», а «веда» – «знать». Аюрведа считалась наукой, знанием которой жизнь может быть продлена, а природа жизни может быть познана. В Аюрведе описаны свойства более тысячи лекарственных растений, приведены самые разнообразные методы и приемы лечения – от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал.
В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»).
Философы, ученые, врачи Древней Индии считали, что в основе Вселенной и человеческого организма лежат три главных первоэлемента, которыми и определяются существование космоса и человека – ветер (вайю), желчь (питта) и флегма (капха). Ветер в природе – носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков, а внутри тела человека он контролирует кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ.Ускорение или замедление «движения соков и веществ» посредством ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма. Желчь представлена в космосе огнем, а в организме она обусловливает «естественное тепло», поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы. Флегма во Вселенной и человеке ассоциировалась со всевозможными «мягкими» веществами. Ее связывали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и результат отрицательного воздействия на человека пяти стихий, к которым причислялись времена года, климат, «неудобоваримая» пища, «нездоровая» вода и подавленные негативные эмоции. Например, считалось, что подавление страха приводит к «нарушениям в почках», гнева – к «нарушениям сердца». Для экстренной борьбы с заболеваниями использовали пять основных способов выведения вредных веществ из организма: терапевтическую рвоту, слабительные средства, лекарственную клизму, введение лекарства через нос и кровопускание.Вспомогательными лечебными методами были иглоукалывание, гелиотерапия (лечение солнечным светом), гирудотерапия (лечение пиявками) и др.
По утверждению специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, «…Аюрведа и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями».
Буддийские тексты донесли до нас славу индийских целителей Чараки и Сушруты, которые свои знания изложили в трактатах «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» (I–II вв. н.э.). Не сохранившийся до наших дней оригинал «Сушрута-самхиты», по некоторым данным, мог быть составлен намного раньше – в VI в. до н.э. Оба трактата написаны в прозе и стихах, причем поэзия преобладает. Шесть увесистых томов «Чарака-самхиты» посвящены лечению внутренних болезней и содержат сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в нескольких разделах: лечение ран, лечение болезней области головы, лечение болезней всего организма, лечение психических заболеваний, лечение детских болезней, противоядия. Наиболее ценные сведения содержат главы «Эликсиры против старческого одряхления» и «Средства, повышающие половую активность». «Сушрута-самхита» посвящена в основном оперативному лечению: в ней описано более 300 операций, 125 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Несмотря на несовершенную технику исследования, познания индийских врачевателей в области анатомии были наиболее полными в древнем мире. Индийцы, в частности, знали 500 мышц, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (к костям они относили также зубы и хрящи), 107 суставов и т.д. Для сравнения: современной анатомии известно более 600 мышц, 200 костей и 230 суставов. В своем трактате Сушрута в совершенстве изложил физиологию человека, задолго до Гарвея описав циркуляцию крови, задолго до Павлова – секрецию желудочного сока. Любопытно, что вскрытие трупов в целях их изучения никогда не встречало в Древней Индии никакого противодействия. Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного (сейчас врачи это называют сбором анамнеза) и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, вида выделений, оценки шумов в легких, голоса и т.п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам «сахарное мочеизнурение», которое он определял по вкусу мочи. Сушрута детально представил причины и механизмы развития около 1200 различных заболеваний. Именно у Сушруты (предположительно VI в. до н.э.), а не у Корнелия Цельса (I–II в. н.э.), как считали еще недавно, можно найти действительно первое историческое описание местного воспалительного процесса. Признаками начального этапа воспаления Сушрута считал незначительные боли, второго периода – стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, покраснение и нарушение функции. Цельс назвал четыре признака воспаления, которые на латыни звучат как tumor, rubor, color, dolor (отек, покраснение, местный жар, боль), а Гален добавил пятый – functia laesa (нарушение функции). Третий этап воспаления Сушрута охарактеризовал уменьшением припухлости и образованием гноя. Для лечения воспаления он предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.
Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парф
и т.д.................

ТЕМА: ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Периодизация и хронология истории и врачевания;

2. Период хараппской цивилизации;

3. Врачевание в ведийский период;

4. Врачевание в классический период.

Периодизация и хронология истории и врачевания

Древняя цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н.э.

Слово “Индия” греческого происхождения по названию реки Синдху на северо-западе страны. Иранцы называли ее Хинду, а греки - Индос. Отсюда и произошло название народа - “инды” и их страны - “Индия”.

Многие десятилетия в науке господствовало мнение, что цивилизация в Индии возникла намного позже, чем в Египте или Двуречье пока в долине реки Инда в 1922г. индийские археологи не открыли древние города.

Раскопки наглядно показали, что в Индии в IV – III тысячелетиях до н.э. существовала высокоразвитая цивилизация. Города Мохенджо-Даро и Хараппа были, очевидно, двумя столицами.

В истории врачевания древней Индии выделяют 3 периода:

1) период хараппской цивилизации (III - начало II тысячелетия до н.э.) - период формирования первых раннерабовладельческих городов-государств;

2) ведийский период (конец II - середина I тысячелетия до н.э.) - период составления “священных текстов” - вед (синдхи veda - ведание, знание), передаваемых в устной традиции;

3) классический период (вторая половина I тысячелетия до н.э. - начало I тысячелетия н.э.) - время наивысшего расцвета культуры древней Индии. Характерно высокое развитие земледелия, торговли, самобытной культуры, распространение буддизма (первой из 3-х основных мировых религий), успехи в литературе, искусстве, широкое развитие торговых и культурных связей со странами древнего мира. Это принесло Индии славу “Страны мудрецов”.

Период хараппской цивилизации

Хараппская цивилизация - это высокоразвитая городская культура (от названия г. Хараппа ). Характерными чертами хараппской цивилизации являются: монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень санитарного благоустройства городов, развитие искусственного орошения, ремесел и внешней торговли, создание протоиндийской письменности (которая до сих пор окончательно не расшифрована).



Строительство хараппских городов велось по заранее разработанному плану: прямые улицы, ориентированные с запада на восток и с юга на север.

Один из таких городов - Мохенджо-Даро (синдхи - “Холм мертвых”) обнаружен на глубине 12м и относится к 25-му веку до н.э., занимал он площадь около 2,5 кв. км и жило в нем около 35-40 тысяч человек. В городе были раскопаны постройки религиозного и общественного характера: бассейн шириной 7м и длиной 12м, который использовался для ритуальных омовений; огромный зал, где собирались представители городских властей, общественные амбары для хранения зерна, санитарно-технические сооружения (колодцы, бани, система канализации).

Главные улицы в центре города достигали 10м в ширину. Вдоль улиц стояли 2-х или 3-хэтажные дома из обожженных кирпичей. Окон на улицу не было.

Бедняки ютились в жалких тростниковых бараках. Остатки таких лачуг были открыты в Хараппе около площадок для обмолота зерна.

В каждом кирпичном доме имелась комната для омовений - небольшое квадратное или прямоугольное помещение с кирпичным полом, имевшим покатость к одному из углов. В этом углу находился водосток. Тесная кладка кирпичей, которыми был вымощен пол, препятствовала просачиванию воды. Водосточные трубы выходили через толщу стены в сточную систему города.

Английский индолог А. Бэшем писал, что сточные системы - “одно из самых впечатляющих достижений индийской цивилизации... Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода”.

Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для нечистот. Перед поступлением в канал сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы, покрытые плотно притертыми крышками.

Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось больше внимания, чем строительству зданий. Создание совершенного образца санитарно-технического сооружения говорит о высокой культуре древней индийской цивилизации.

Однако в последующие периоды истории древней Индии уровень санитарного строительства значительно снизился и уже не достигал уровня хараппской культуры.

Врачевание в ведийский период

С приходом арийских (индо-иранских) племен началось составление “священных текстов” - вед . Сведения о врачевании ведийского периода сохранились в “Ригведе” (веда гимнов и мифологических сюжетов), “Атхарваведе” (веда заклинаний и заговоров) и “Яджурведе” (веда жертвенных заклинаний”).

В “Ригведе” говорится о трех недугах: проказе, чахотке и кровотечении, а также вскользь упоминается о врачевателе в следующих словах: “Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель - болезней, а жрец - жертвенных возлияний”.

В ведийский период медицина тесно переплеталась с религией и магией. В “Ригведе” важное место занимает Индра - бог грозы и податель дождя, а также божества, связанные с врачеванием и представлениями о жизни и смерти. Это близнецы Ашвины - боги-врачеватели, Рудра - владыка лекарственных трав и покровитель охотников, Сома - бог одноименного опьяняющего ритуального напитка. Высшие божества: Агни - бог огня и возрождающейся жизни, Сурья - бог Солнца.

Наряду с добрыми божествами были и злые духи и демоны, приносящие несчастья, болезни, разорение, лишавшие потомства. Например, в “Атхарваведе” болезни связываются со злыми духами или расцениваются как наказание богов, а излечение болезней объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.

В “Атхарваведе” действие лекарственных растений объяснялось их целебной сила, противодействующей злым духам. Древние лекари так и назывались - бхишадж (“изгоняющий бесов”).

В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно разделилось на 4 основных сословия (варны ):

1. брАхманы (знающие священные учения, т.е. жрецы),

2. кшАтрии (наделенные могуществом, т.е. военная знать и члены царских родов),

3. вайшьИ (свободные общинники, т.е. крестьяне, ремесленники и купцы),

4. шУдры (бесправные бедняки).

От рождения индиец принадлежал к определенной группе (варне): дети брАхмана были брАхманами, дети кшАтрия – кшАтриями и т.д. Такие замкнутые общественные группы называли кастами .Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст.

Кроме того, существовало пятое, самое низкое сословие - парии (нерикасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах. Шудры и пАрии не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды. Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.

Кастовые различия освящались религией – индуизмом .

Индийцы верили, что человек состоит из тела и души. Смертно только тело, а душа умершего переходит в тело другого живого существа. Использовав эти древние верования, брАхманы создали свое религиозное учение. Они говорили, что тот, чья душа прежде находилась в теле грешного человека, вынужден тяжело работать на своего господина, голодать и вечно нуждаться. Значит бедняки и рабы не могут жаловаться на то, что им живется плохо. Эта социальная структура древней Индии считалась незыблемой и установленной божественной волей Брахмы – величайшего из древнеиндийских богов. И каждый, кто стремится изменить к лучшему свое положение или не подчиняется властям, нарушает волю богов.

4) Врачевание в классический период

В 6-м веке до н.э. древняя Индия вступила в период интенсивного духовного и интеллектуального развития. Именно в это время возник и получил широкое распространение буддизм , ставший первой мировой религией. Его основатель Сиддхарта Гаутама (ок.583 – 483 гг. до н.э.), сын правителя рода Шакьев из Капилавасти впоследствии был назван Будда (“пробужденный”).

Буддизм принимал все основное, что было в брахманизме, но, кроме того, учил, что жизнь – зло, а жить – значит страдать. Не надо ничего желать, к чему-либо стремиться, и тогда не будет никаких поступков, за которые в будущей жизни пришлось бы отвечать. Тогда и душа перестанет возрождаться от страдания на земле, спасется от зла, т.е. жизни и достигнет блаженного состояния – нирваны . Достижение нирваны - главная цель верующего. Успешнее всего можно добиться этого, став монахом.

К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний – аюрведа (учение о долгой жизни). Буддийские предания сохранили славу о чудесных целителях Дживаке, Чараке и Сушруте .

Основные направления древнеиндийской медицины классического периода отражены в 2-х выдающихся памятниках древней аюрведической письменности: “Чарака-самхита” (I-II века н.э.) и “Сушрута-самхита”( IV век н.э.).

“Чарака-самхита” посвящена лечению внутренних болезней и содержит 8 разделов:

1. лечение ран;

2. лечение болезней области головы;

3. лечение болезней всего организма;

4. лечение психических заболеваний;

5. лечение детских болезней;

6. противоядия;

7. эликсиры против старческого дряхления;

8. средства, повышающие половую активность.

“Чарака-самхита” содержит также сведения о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения.

“Сушрута-самхита” посвящена оперативному лечению, в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и более 650 лекарственных средств.

В классический период древнеиндийские врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезни . Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром. По мнению древних индийцев, окружающий мир состоял из 5 стихий : земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие 3-х субстанций : воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье – это результат уравновешенного соотношения 3-х субстанций, болезнь – это нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека 5-и стихий.

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов влегких и т.д.

Сушрута описал 3 стадии воспаления :

1. незначительные боли;

2. стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар и нарушение функции;

3. уменьшение припухлости и образование гноя.

Для лечения воспаления Сушрута предлагал местное лекарственное, а также хирургическое лечение.

Тактика лечения определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания (так же как и в других странах древнего мира). Лечение было направлено на уравновешивание нарушенного соотношения субстанций, что достигалось:

· во-первых, диетой;

· во-вторых, лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.д.);

· в-третьих, хирургическими методами лечения.

О многогранности навыков и знаний древнеиндийского врачевателя свидетельствуют известные слова Сушруты: “Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав – человек; знакомый со свойствами ножа и огня – демон; знающий силу молитв – пророк; знакомый со свойствами ртути – бог”.

Родовспоможение в древней Индии являлось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, кесарево сечение, применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца, а также поворот плода на ножку.

Хирургическое лечение в древней Индии было самым совершенным в древнем мире. Сушрута считал хирургию “драгоценным произведением неба (согласно легенде первыми хирургами были врачеватели неба – близнецы Ашвины). Еще не имея научных представлений об асептике и антисептике, индийские врачеватели добились тщательного соблюдения чистоты во время операции. Они производили лапаротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции, удаление катаракты.

Они “умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую влоть до 18 века”.

Способ ринопластики , подробно описанный в трактат Сушруты, вошел в историю под названием индийского метода .

В древних индийских текстах впервые описана операция удаления катаракты (помутневшего хрусталика). А хрусталик в древней Индии считался одной из важнейших частей организма, в которой сохраняется “вечный огонь”.

В древней Индии развивались гигиенические традиции . Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища. Гигиенические навыки древних индийцев закреплены в “Предписаниях Ману”:

“Никогда не следует есть пищу … больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой … ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой”.

“Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах”.

“Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы и почтить богов”.

“Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением вед и делам, полезными для него”.

Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки вакцинации против оспы , широко распространенной в Индии.

Так, в тексте легендарного врачевателя Дханвантари (ок. V в. н.э.) говорится: “возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка”.

В древней Индии раньше, чем в Западной Европе появились богадельни при буддийских храмах и лечебницы - дхармашала .

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи , среди которых было много сведущих лекарей, поскольку оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Врачевание в древней Индии тесно связано с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога . Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений - поз (асаны ). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из 2-х уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом).

Среди центров медицинского образования древней Индии особое место занимал г.Таксила . Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства.

Например, в “Сушрута-самхите” записано: “Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом”.

В “Чарака-самхите” приведена проповедь , которую учитель произносил перед своими учениками по окончании обучения. По основным положениям она схожа с “Клятвой” древнегреческих врачевателей, что свидетельствует о единых принципах врачебной этики в странах древнего мира.

“Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти... Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного, Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни... Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей... Ваша речь должна быть приятной... Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания... Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить... никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому”.

Врачебная этика древней Индии требовала, чтобы врачеватель, “который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, в особенности же избегал болтовни...”

Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, а также друзей врача и брАхманов; и, наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

На протяжении всей истории индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара.

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы - Ведах - содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.

Медицинские представления в ведийских текстах

Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Наиболее известные авторы - врачи Сушрута и Чарака. Сохранились и многие другие руководства, посвященные тому или иному разделу медицины. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача.

Врачеватели Древней Индии

Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие - каста ведия, занимающееся исключительно медициной. Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.

Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи - знахари.

Медицинские операции в Древней Индии

Широко практиковались в Древней Индии , а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, пункция плевральной полости, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела). И это только самые распространенные хирургические вмешательства. В действительности известно их было гораздо больше.

Гигиена и медикаментозная терапия

Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Только Сушрута подробно описывает 760 из них. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.

Индия - один из древнейших очагов цивилизации. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тысячелетия до н.э. (Хараппа, Мохенджо-даро), отличались высоким уровнем строительства и санитарного благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. В 3 тысячелетии до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована. Были известны плавка, ковка и литье металла. Многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди.

В развитии древней Индии различают периоды

1. 3-нач. 2 тыс. до н.э. – период Харраппской цивилизации.

2. Ведийский период – кон. 2- сер 1 тыс. до н.э.

3. Кдассический период – 2-я пол. 1 тыс. до н.э.

Длительное отсутствие единой идеологии обусловило возникновение различных религиозно-философских учений. Основные источники- древние литературные памятники. Ригведа – собрание гимнов и мифов. Махабхарата – энциклопедия народных преданий. Законы Ману – юридический памятник.

Для Хараппской цивилизации характерен высокий уровень санитарного дела.

Раздел на сословия – варны. Брахманы – жрецы, кштарии – военная знать, вайшьи –свободные общинники, шудры – бесправные бедняки, парии – неприкасаемые. Заниматься врачеванием могли представители первых 3 сословий. В основе многих учений - представление о первичной сущности, мировой душе. Тело человека рассматривается как внешняя оболочка души, являющейся частичкой мирового духа. Душа вечна и бессмертна, человек не совершенен. Достичь единения души и мирового духа можно лишь при условии полного воздержания от активного участия в земной жизни, освобождения души от связей с земным миром. Этому служит йога, являющаяся составной частью всех древнеиндийских религиозных систем.

Практика и техника йоги берут начало в первобытной магии с ее представлениями о таинственной жизненной энергии, которая подобно свернутой змее дремлет в одном из нервных центров в нижней части позвоночника. Но если делать определенные упражнения – асаны то энергия может быть разбужена. Наряду с мистикой йога содержит и рациональные начала. Она вобрала в себя знания о роли самовнушения, о благотворном воздействии физических упражнений, о зависимости духовного состояния от телесных факторов.

4-6 вв до н.э. – расцвет духовной культуры. Терапия была основана на учении о соках организма. Задача врача – привести их в гармонию. Индийская медицина исходила из того, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Возникновение болезни объяснялось неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира - землей, водой, огнем, воздухом и эфиром). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, а болезнь как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека стихий. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменения климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста, они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг - «первые ступени на лестнице любой болезни».



Диагностика проводилась подробным опросом. Применялась диета, лекарственные и хирургические методы. Оперативное лечение (хирургия) было самым высоким в древнем мире. Производили ампутацию конечностей, пластические операции.

Слава о целебных свойствах индийских растений распространялась широко за пределами страны. Посредством торговых путей их вывозили в страны средиземноморья

и Средней Азии, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были мускус, сандал, алоэ, благовония.

Медицинская подготовка существовала в школах при храмах и монастырях.

Имелись высшие школы – университеты. Наставник имел 3-4 ученика. Их учили быть первым другом больных. Одинаково относиться ко всем больным. За лечение брать не больше того, что необходимо на пропитание. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары. Стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, и внутри страны на центральных дорогах.

Врачеватели древней Индии проводили ампутации, лапаротомию, камнесечение, пластические операции. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 в.

Медицинские знания древних индусов традиционно включали в себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Медицинские сочинения содержат подробные рассуждения о молодости и зрелости растений, о лечении их заболеваний в период бодрствования и «сонливости», причинах увядания и опадания листвы, о влиянии климата, ветра и жары на здоровье растений. Предписывалось ухаживать за растением как за человеком: обкладывать его корни лечебной глиной, поливать водой с молоком. Описание прививания отростков одного дерева на другое подобно описанию хирургических операций.

Традиционно в систему медицинских знаний Древней Индии включалась ветеринария; медицинские трактаты часто содержали рекомендации по лечению скота, прежде всего -- коров. Известно множество индийских рисунков, на которых отшельники, живущие в горных хижинах, изображены в окружении птиц, змей и разнообразных животных, гор и лесов.

Уже впервые века нашей эры в Индии открывались больницы не только для людей, но и для животных. Позже появились специальные сочинения о лечении лошадей и слонов. Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья были переведены на арабский язык и распространились в разных странах Востока.

Считалось, что прощение Варуны могут принести жертвы и магические заклинания, а также исполнение «гимнов исцеления». Вот фрагмент одного из них: «Сто, тысяча лекарств есть у тебя, о царь. В водах твоих нектар бессмертия, в них -- могучая сила исцеления». Варуна, наделенный колоссальным могуществом, олицетворял не только силы природы, но и справедливость. Обращения к нему, известные как «покаянные гимны» Ригведы, проникнуты духом раскаяния и жаждой прощения: «Не допусти, о царь, страдать мне за грехи других!». Как высшее счастье воспевается в них дружба с божеством, которое берет человека в свою небесную ладью:

«Когда мы двое восходим на корабль: Варуна и я, Когда мы выводим корабль на середину океана, Когда продвигаемся по поверхности вод, Мы будем вдвоем качаться на качелях...»

«Воды полны исцеления, воды изгоняют болезнь». -- говорится в Атхарваведе. Считалось, что демоны, вторжением которых в человеческую психику индусы объясняли психические заболевания, душевные расстройства и потерю рассудка, после выздоровления человека уходят в воду. По индуистским представлениям, воды священной реки Ганг очищают от грехов, избавляют от болезней.

Древнеиндийский миф говорит о золотом веке, когда люди жили бесконечно долго и не питались земной пищей. Но один человек как-то съел выступившее на поверхности земли вещество и заболел. Услышав его стенания, Брахма посоветовал ему выпить воды, и человек излечился. С тех пор Брахма считается первым врачом, а вода -- первым лекарством.

Лечение водой было свойственно медицинским учениям разных стран. Античные авторы писали о том, что египетские жрецы излечивали с помощью воды даже тяжелые заболевания. После перевода индийских медицинских текстов на арабский язык этот метод лечения широко применялся в восточной медицине. Великий правитель Индии Ба-бур (1483--1530) в своих мемуарах («Книга Бабура» или «Бабур-наме») вспоминал, как его лечили придворные врачи во время осады Самарканда: «... я заболел очень тяжело, так что у меня на четыре дня отнялся язык, и меня поили водой по капле с кусочка ваты... Оставшиеся со мной... потеряли надежду, что я выживу... Спустя четыре--пять дней мое положение немного улучшилось, но косноязычность осталась, а еще через несколько дней я пришел в свое обычное состояние».

Древние предания повествуют о том, что Брахма при лечении сам ничего не придумывал, а просто припоминал рассказанные ему древние медицинские тексты. Так было, например, во время битвы между богами и демонами, когда Брахма был ранен в щеку. Боль была настолько сильной, что он потерял сознание. Очнувшись, он вспомнил древний медицинский текст и вылечил сам себя.

В соответствии с натурфилософским учением индусов, все три элемента имеют как органический, так и космический аспект. Например, ветер в природе -- носитель света, прохлады; невидимый, он несет в себе могущественные тайные силы. В организме человека ветер соотносится с системами, связанными с движением: это, прежде всего нервная система, а также -- кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ. Желчь представлена в природе огнем, а в организме регулирует «естественное тепло» и поддерживает постоянную температуру тела. Она обеспечивает деятельность сердца, главного источника «естественной теплоты», или «теплоты внутри тела». Так называли тепло, которое возникает в процессе пищеварения и правильного обмена веществ. Источник его -- «живительные соки», получаемые с пищей. Флегма в природе человека ассоциируется с мягкими веществами и считается подобной смазочному маслу, покрывающему твердые субстанции.

В индийском учении о «живительных соках», поддерживающих теплоту тела, указывается на кроветворную функцию селезенки: эти соки, проходя печень и селезенку, окрашиваются в розовый цвет и превращаются в кровь. Далее из крови возникают пять основ организма -- плоть, жир, кости, костный мозг и семя.

Ведийские тексты содержат упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Внезапное заболевание считается проявлением злого начала, идущего либо от демонов, либо от проникающих в организм червей. Большое значение придается диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. Более поздние медицинские сочинения называли молоко священным напитком, который сохранял силу и ум человека, предохранял от болезней. Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами.

В мифологии Древней Индии пчелы занимали почетное место, поскольку бог Вишну, олицетворяющий небо и жизнь Вселенной, часто изображался в виде маленькой пчелы, отдыхающей в чашке цветка лотоса. Мед как питательная и вкусная еда с самых древних времен привлекал внимание людей. Среди рисунков каменного века сохранилось изображение окруженного пчелами человека, извлекающего мед из дупла дерева.

Часто для приготовления лекарственных средств употребляли экстракты лекарственных растений. Их части соотносились с тремя стихиями. Так, стебли и ветви соответствовали воде, поскольку через них проходят жидкие соки, цветы -- огню, которому присущи свет и цвет, листья -- воздуху, приводящему растение в движение. Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, были известны далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их везли в Средиземноморье, Среднюю Азию и Китай, во многие другие страны Древнего мира. Лучшие лекарственные растения привозили с Гималаев.

Гармоническое сочетание воздуха, огня и воды наблюдается лишь у немногих людей. У большинства преобладает что-то одно, однако это еще не влечет за собой заболевания. К нарушению равновесия между элементами могут привести многие причины, прежде всего -- неправедные поступки. Нечистоплотность, переедание приводят к загрязнению организма, являются причинами многих болезней, делают человека беззащитным перед искушениями.

Если же вследствие неблагоприятных обстоятельств один из элементов в организме начинает чрезмерно преобладать, наступает болезнь. Задача врача -- вернуть здоровье больному, приведя все элементы в необходимое равновесие. Носителями воздуха, огня и воды в организме человека считались соответственно прана, желчь и слизь.