Техники акварели. Пять основных приемов. О технике акварельной живописи Рисование с акварелью приемы техники особенности

Н а вкус и цвет товарищей нет. Приходилось слышать такую пословицу? Несомненно. Люди могут часами спорить о том, какой художник лучше, какой хуже. Однако, трудно найти любителя прекрасного, которому не нравилась бы акварель.

Поэзия в красках, полёт фантазии, цветная музыка - это лишь некоторые эпитеты, которые заслуживают акварельные произведения. Сейчас мы постараемся окунуться в эту поэзию и музыку, чтобы узнать поближе, что из себя представляет мир акварели . Для начинающих это будет незабываемое путешествие в страну прекрасного волшебства.

Немного истории

Удивительная способность акварели передавать прозрачность привлекала художников всего мира. Большая вариативность техник письма позволяет истинным кудесникам творить очень крутые вещи. Зайдя в музей в знойный день, ты непременно будешь бороться с искушением бросится в прохладную воду озера или реки, написанные акварелью.

Почти невозможно определить где и когда впервые стали использовать акварельные краски. Но уже в XV веке выдающийся немецкий мастер эпохи Возрождения А.Дюрер с большим успехом применял акварель, создавая изумительные произведения.

Акварель не зря называют цветной музыкой и поэзией. Воздушность, яркость, загадочность и какая-то запредельная лёгкость, как магнит притягивает к водяным краскам, именно так «акварель» переводится с греческого языка.

Не только технические характеристики манят юных живописцев к этим краскам, но и лавры мастеров прошлого побуждают к личным свершениям и подвигам на живописном фронте. Особую популярность акварель получила в конце XVII - начале XVIII веков. Лондонские туманы послужили вдохновением для многих акварельных шедевров английских художников XIX века. Один из них - У. Тернер просто воспел в своих работах любовную песню мглистым лондонским улочкам.

Славится своими акварелистами позапрошлого века и Россия. К. П. Брюллов не только маслом мог создать филигранную вещь, но и акварель в его руках была столь же безупречна. А.А.Иванов был большим мастером и любителем акварельной сочности. Его работы были и просты и в то же время гениальны.

  • И. Е. Репин,
  • В. И. Суриков,
  • И. Н. Крамской,
  • М. А. Врубель,
  • В. Д. Поленов,
  • В. А. Серов,
  • А. А. Дейнека.

Этот список можно вести до бесконечности. Все великие художники прошлого оставили свои незабываемые акварельные росчерки в истории живописного искусства.

Для того чтобы захотелось взяться за кисть и замутить первую акварельку, бегом в музей смотреть классику! Если же ты предпочитаешь вдохновиться не выходя из дома, то полюбуйся лишь некоторыми работами мастеров прошлого. Учти, что экран не передаёт ту живость, которой дышат реальные акварельные рисунки.

Основы акварели

С чего начать? Вопрос который задаём мы себе, когда чего-то очень сильно хочется. Осваивать акварель лучше всего с приобретения самого необходимого. Вот небольшой список того, без чего ваш будущий акварельный шедевр не состоится:

  • Краски . Существует огромное множество разновидностей акварельных красок, со всевозможными оттенками и добавками. Но крутому акварелисту следует знать, что для работы достаточно 8-10 основных цветов. Самые лучшие акварельные краски производят в славном городе Санкт-Петербурге. Акварель с добавлением мёда более яркая и более вкусная, но её желательно не есть, а всё-таки применять по прямому назначению.

  • Кисти . Многие опытные мастера акварельной живописи пользуются всего одной кистью. Обычно это хорошая беличья кисть среднего размера. Если же ты любишь подержать разные кисти в руках, тогда используй от 8 до 16 номеров. Кисточки более мелких размеров обычно применяют только для письма миниатюр и прорисовки деталей. Однако, если ты любитель импрессионизма, то забудь о них. Кроме беличьих годятся колонковые и собольи. Главное достоинство таких кистей - это способность впитывать много воды.
  • Бумага . Если ты решил упражняться с акварелью на тетрадных листах или на обёрточной бумаге, то сразу выкинь эту дурь из головы! Для акварели нужна специальная плотная, пупырчатая бумага хорошего качества. Купив её, не спеши сразу малевать черепашек-ниндзя или очаровательную принцессу! Сначала дай бумаге отлежаться несколько дней, потом проверь её на впитывание воды и на то, как ложатся краски на белоснежную поверхность. Если тебя всё устраивает, и черепашки зелёные, а принцесса розовая, бегом в магазин и закупи побольше хорошей бумаги. Не всегда так везёт.


  • Мольберт . Рабочее место тоже надо готовить заранее. Творить на столе конечно можно, но сколиоз, плохое зрение и прочие сопутствующие товары, вряд ли тебе нужны. Поэтому приобрети сразу хороший этюдник с ножками, тогда и дома и в поле будет одинаково удобно. Если же на мольберт капусты не хватает, тогда простая фанерная доска может стать прекрасным мольбертом. Главное, чтобы к ней можно было прикнопить лист пупырчатой бумаги, которой ты только что запасся.

Ну вот, ты готов написать первую картину. Сразу запомни, что когда ты станешь великим акварелистом, то этой работе цены не будет. На аукционе в Сотбисе даже кнопки от первого творения уйдут с молотка. Что же надо делать, чтобы научится рисовать акварелью?

Акварель для начинающих

Для начала познакомимся с основными техниками письма акварелью. Что и как ею можно сотворить? Ты конечно помнишь, что акварель прозрачная краска. Сколько ни стараться, всегда будет виден нижний слой. Поэтому применяют такие методы в работе с водяными красками:

  • По мокрому . Этот метод визитная карточка акварели. Ни какой другой краской невозможно добиться таких фантастических переливов, которые возникают при смешении красок на мокрой бумаге. Попробуй! Намочи кистью большой участок ватмана, а потом проведи кистью одним цветом и рядом другим, так чтобы мазки коснулись друг друга. Сделай так радугу и дай ей высохнуть. Разве не чудо получилось?!

Теперь немного о технике письма. Что тебе стоит запомнить? Акварель красива, пока её не превратили в грязь. К этому приводит смешение более трёх цветов. Не увлекайся этим! Не забывай, что три слоя - это уже, как минимум, три цвета! Наилучший вариант письма акварелью - это стрельба в яблочко, то есть сразу попадать в цвет и тон, желательно. Поэтому начинают прописывать рисунок со светлых мест, а заканчивают самыми тёмными. Новый слой наноси всегда после того, как высохнет нижний. Не спеши!

Однако, попробовав первый раз, многие спрашивают про себя: «Когда придёт известность?» Ответ прост: учиться, учиться и ещё раз учиться! Для этого постоянно рисуй акварелью, чем чаще будешь это делать, тем быстрее овладеешь мастерством. Это как на скейтборде кататься. Сколько на него не смотри, ездить не научишься. Только, встав на скейт и набив не одну шишку, можно стать крутым скетбордистом. Так и в живописи. Бросай скейт, берись за кисть! У тебя всё получится!

В Древнем Египте рисовали отточенной палочкой с кусочком верблюжьей шерсти на конце красками из размельченной земли. Это и была первая техника акварели, которой уже около четырех тысяч лет. С тех пор акварельная живопись прочно вошла в употребление в Европе.

Само слово «акварель» имеет латинский корень “aqua” - вода. Поэтому главный принцип техники рисования акварелью - это степень увлажнения бумаги. Именно вода дает прозрачность красок, чистоту цвета и позволяет разглядеть фактуру бумаги.

Для художника имеется выбор из существующих техник рисунка акварелью:

  • aкварель по-сухому (итальянская акварель);
  • акварель по-мокрому (английская акварель);
  • комбинированная (смешанная) техника;
  • акварель по фрагментарно увлажненной бумаге.

Акварель по-сухому (Итальянская акварель)

Acquarello - это слово звучит музыкально для уха. Наносятся слои краски (один, если это однослойная акварель) или несколько (если это лессировка) на сухой лист бумаги.

«Акварель - это нежное обещание масла», и эта техника прямое тому подтверждение.

Тональность краски гуще, цвета ярче, мазки видны словно рисунок написан маслом. Основная трудность в том, что если масло все стерпит, работу можно подкорректировать, то в акварели ошибаться практически нельзя. У итальянцев даже есть термин “A la Prima”, то есть «в один прием» . Картина пишется без этапов. Чистыми, неразведенными цветами надо смело схватить суть, сделать зарисовку с натуры.

Шаги художника в технике акварель по-сухому:

  1. нанесение контурного рисунка, разработка теней;
  2. акварель в один слой, или лессировка;
  3. мазки непрозрачные, мозаичные, точные;
  4. избегать грязных наплывов, большая скорость работы.

У кого поучиться итальянской манере: Российская академическая живопись XIX века. Например, «Итальянский пейзаж» А.А.Иванова, хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Акварель по-мокрому (Английская акварель)

Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)

Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность - непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.

В своей книге «Как понять акварель» писатель Том Хоффманн сказал: «Картина акварелью - диалог между художником и зрителем, причем у каждого своя роль. Если говорить будет лишь один, второму станет скучно.»

Шаги художника в технике акварель по-мокрому:

  1. добавление воды в краски;
  2. смешивание краски, не имеет значения где, на палитре или на листе;
  3. обильно намочите лист, затем разгладьте так, чтобы не осталось неровностей;
  4. удалите излишки воды с листа кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть;
  5. рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки;
  6. просушивание рисунка от 2-х часов;
  7. проработка элементов переднего плана (если требуется).

У кого поучиться английской манере: у блистательного английского живописца Уильяма Тернера. По свидетелям современников, он создавал сразу по четыре рисунка в этой технике «с удивительной, чудовищной скоростью».

Из российских художников примером является рисунок Максимилиана Месмахера «Вид Кельнского собора».

Смешанная техника акварели

Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.

Приемы комбинированной (смешанной) техники:

  1. на мокрый лист положить первый слой краски;
  2. проработка планов, создание требуемой степени размытости;
  3. просушивание рисунка;
  4. следующие слои краски выкладывать поэтапно;
  5. проработка среднего и ближнего планов.

Основное правило техники : бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.

Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника. Примеры комбинированной техники в работе художника Константина Куземы.

Следующим вопросом для художника является создание красочных слоев. Различают однослойную и многослойную техники (лессировку).

Однослойная техника акварели

Если перефразировать знаменитого сатирика, одно неосторожное движение, и в лучшем случае получится графика вместо акварели. Краска накладывается в один слой, корректировку производить нельзя. Однослойную технику можно применять сухим-по-сухому, и мокрым-по-сухому.

Особенности однослойной акварели «сухим по сухому»:

  • исполнение буквально в одно-два касания;
  • надо заранее намечать контуры рисунка;
  • выбрать используемые цвета, для скорости работы;
  • для колоризации применять оттенки только на влажном слое;
  • больше четкости и графичности, меньше переливов.

Особенности акварели в один слой «мокрым по сухому»:

  • больше переливов, меньше графичности и четкости;
  • мазки наносить быстро, до просыхания, один за другим;
  • для колоризации успевать добавлять краску, когда мазок еще не просох.

Плюсом в однослойной технике является создание живописных акварельных переливов. На сухом листе легче контролировать текучесть и очертания мазков. Современные художники часто проводят мастер-классы и выкладывают видео в Youtube. Технику однослойной акварели можно посмотреть, например, у акварелиста Игоря Юрченко.

Тем же, кто неустанно совершенствует технику акварели, стоит овладеть многослойной техникой (лессировкой), в которой работают известные мастера.

Многослойная техника акварели (лессировка)

Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка - многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.

Особенности многослойной техники акварели:

  • реалистичность изображения: картина в ярких, насыщенных тонах;
  • нижний слой светлых и прозрачных мазков должен успеть просохнуть перед следующим нанесением;
  • видны границы мазков;
  • краска не смешивается в разных слоях;
  • мазки делаются аккуратно, планы воздушны, живопись в мягком стиле;
  • можно разделить процесс на несколько сеансов, выполнить большое полотно.

Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.

Непревзойденным мастером многослойной акварели считается Сергей Андрияка. Помимо творчества художник активно занимается преподавательской деятельностью, работы его и учеников постоянно выставляются.

«Масляная живопись - это словно езда на лимузине, а акварель - на «Феррари». Не та респектабельность и безопасность, но это правда круто» - остроумно заметил хорватский акварелист Джозеф Збуквич. Что же требуется для того, чтобы написать хорошую акварель, или «с ветерком проехаться на «Феррари» по мнению художника? Он же отвечает: «Следуй за акварелью, или просто рисуй».

Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).

Приемы в многослойной технике также разнообразны:

  1. Мазки надо делать по принципу «дело мастера боится», изобретать свою технику, делая точечные, линейные, размытые, фигурные, сплошны и прерывистые мазки.
  2. Заливка покрывает большую часть рисунка одним цветом, применяется для того, чтобы обеспечить плавные цветовые переходы.
  3. Отмывка - нанесение не более трех слоев краски, один на другой после высыхания для усиления полутонов, прописывания деталей и теней. Таким образом достигается общий тон.
  4. Градиентная растяжка - мазки плавно переходят друг в друга, каждый следующий светлее предыдущего. Это делается при радужном переходе цветов.
  5. Вытягивание краски - чистая сухая кисть делает тон мазка светлее, проходит по бумаге, собирая лишний пигмент.
  6. Резерваж - та часть листа, которую оставляют белой.

Виды резерважа:

  • «обходка » - название говорит само за себя, надо аккуратно обходить кистью нужные места. В мокрой акварели на резерваж надо оставлять побольше места из-за протеканий краски.
  • механическое воздействие : процарапывание, маскировка. Надо избегать повреждения бумаги острыми предметами и резких контрастов. Дополнительные материалы: бритва, восковые мелки и т.п.
  • вымывание краски сухой салфеткой или отжатой кистью. Возможно использование мастихина, если краска просохла.

Можно создавать акварели в технике гризайль (монохромные), дихромные (с охрой) и многоцветные рисунки.

Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:

  • Смешивание акварели с белилами, гуашью, акварельными карандашами, тушью, пастелью. Это уже не чистая техника, а смешанная. Что это дает? — ясность (карандаши), штрихование (пастель), отмывку (тушь), книжные иллюстрации (перо), резерваж (белила), линейные штрихи (акварельные карандаши).
  • Спецэффект «рисунок на смятой бумаге » дает удивительный эффект светотеней на сгибах бумаги.
  • Спецэффект с солью : на рисунок наносятся кристаллы соли, в результате трения с бумагой появляются фантастические разводы. Подходит для рисования звездного неба или заливного луга.
  • Спецэффект «разбрызгивание » - этот эффект знаком всем 1-2-летним карапузам. Оказывается, прием разбрызгивания существует в живописи, и за него не отругают. С помощью зубной щетки наносятся мельчайшие капли краски. Подходит для написания стихий, бурь, штормов.
  • Акварель с чаем : для эффекта «состаривания» бумаги, фактурой напоминающей пергамент. Лист тонируется чайной заваркой.
  • Спецэффект с пищевой пленкой: пленка, смоченная краской, резко отделяется от листа бумаги. Полученные разводы используются как фон.

И опять о принципе «дело мастера боится»: каждый художник может создавать свои, авторские приемы и техники. Делиться или нет с окружающими - его дело, но каждый художник отвечает за оригинальность своей работы. Как сказал уже упомянутый акварелист Джозеф Збуквич: «Акварель - босс. Я лишь ее юный помощник».

К официальному расцвету, пришедшему туманным лондонским утром лишь в начале XIX столетия. Пугающая пропасть веков постепенно меняла материалы и техники рисования акварелью: краска «оживала» на папирусе и рисовой бумаге. Позже - в рабочих эскизах художников или призрачной «дымкой», почти иллюзией, тонко спрятанной на листах под уверенный рисунок грифеля и пера.

Основные техники рисования акварелью

Истинная работа в технике акварели сродни с зарождающимся светлым утром: она пахнет свежей травой, цветами, опрокидывая на нас из своей мягкой глубины тончайшие образы и мысли. Но и у роз есть шипы! Несмотря на свою бархатность, акварель бывает дерзка и капризна. Ей вполне приемлема нервная графичность линий, жёсткость мазков и плотность тона. Всё зависит от задач, поставленных художником.


Удивительная акварель японского художника Абе Тошиюки.

Техника «A la prima». Итальянский энергичный подход решить всё «за один присест» отозвался прежде всего во французской живописи импрессионистов. По сути это техника «одного касания», письмо картин по влажной бумаге сразу, без переделок и дополнительных наложений красочных слоёв. Завораживающий эффект работы - в непредсказуемости конечного результата. Этот приём живописи замечательно существует в пейзажах, предполагая мастерство и сноровку художника. Хотя эта техника рисования акварелью для начинающих живописцев также хороший урок, чтобы «набить руку» и «отточить глаз».


Акварельные городские пейзажи американского художника Томаса Шаллера.

Техника живописи «по-сырому». Сюжет пишется по обильно смоченной бумаге. Чаще всего мастер прикасается краской к листу, уже хорошо впитавшему в себя воду. Контролируется и степень наполненности водой пучка кисти. В зависимости от задач, автор пишет либо сухой кистью по влажной поверхности фона, либо «мокрой-по-мокрому». Существенное отличие этой техники в том, что художник может вести отдельную прорисовку деталей уже по высохшей бумаге, дополняя и уточняя сюжет. Такая «тонущая» на влажной глади листа акварельность позволяет добиться массу впечатляющих моментов: живописной мягкости, тончайших цветовых переходов, лёгкости и прозрачности.



Дождь в акварельных картинах тайваньского художника Лин Чинг Че (Lin Ching-Che).

Многослойная техника живописи . Приём выполняется за счёт прозрачных цветных лессировок - заливок и мазков краски, которые накладываются друг на друга послойно. Каждый слой необходимо просушить, избегая смешения. В итоге, правильно залитые краски образуют просвет, наполняя глубину живописи прозрачностью. Многослойная акварель создаёт насыщенные рефлексы и глубокие тени, поражая реалистичностью и особенной цветовой звонкостью. Техника прекрасна для изображения многоплановых сложных пейзажей, натюрмортных постановок и портретов.



Акварельный натюрморт художницы Елены Базановой.

Техника живописи по сухой бумаге . В акварели иногда сложно понять, где заканчивается живопись и начинается графика. Метод работы «по-сухому» как раз тот случай для тех, кто хочет контролировать растекание краски на бумаге, с прорисовкой тонких линейных и чётких контуров. Но есть и другие варианты исполнения. Один из популярных - однослойная живопись хорошо увлажнённой кистью. Каждая заливка образует водный натёк, который смешивается со следующими мазками. Таким образом, соединение красочных островков даёт приятную мягкость и красивые замесы.


Реалистичная акварель Стива Хенкса.

Смешанная техника живописи . Если есть желание уйти от классической акварели и научиться писать нестандартно - комбинированный подход в живописи незаменимый помощник. В картине сочетают как разнообразные художественные материалы, так и приёмы, иногда даже взаимоисключающие. К примеру, в одной работе автор способен объединить способ письма по влажной и сухой бумаге. Смешивают акварель с тушью, воском, пастелью, акварельными карандашами, гуашью, добиваясь удивительных эффектов, но подчас - в ущерб «чистоты» акварельного звучания.



Городской пейзаж в акварельных работах Хайнца Швайцера (Heinz Schweizer).

Известные школы и акварелисты

До появления бумаги акварель почти неслышимым шёпотом заявляла о себе на тонких полотнах китайского шелка. Разливаясь в лаконичной графике иероглифов и потрясающих азиатских пейзажах, краска надолго закрепилась в этом поэтичном жанре. Бумага, созданная в Китае, способствовала дальнейшему развитию восточной акварельной школы с особенной индивидуальностью и национальным колоритом.


Нежная цветочная акварель французской художницы Сильви Фортин (Sylvie Fortin).

Классическая же многослойная живопись - гениальное создание английской школы акварели. Отличаясь наполненной глубиной и густой тональностью, она не уступала «масляным» картинам, и даже превосходила их своей воздушностью. Вторая половина XVIII века - время больших перемен и расцвета английской акварели. Глубокий след в её истории оставили смелые художники-новаторы: Т. Гёртин, Д. У. Тёрнер, Д. Констебл и многие другие.

В Россию акварель пришла поздно. Плотное, многослойное письмо по сухой бумаге применяли братья Карл и Александр Брюлловы, создавая «живые» образы своих современников. Легендарный А. А. Иванов обращался к этой технике для быстрого, эскизного письма, создавая маленькие шедевры живописи. П. Ф. Соколов - художник дивных миниатюрных портретных акварелей - символов ускользающей эпохи.


Акварельные натюрморты с цветами корейского художника Yi Seong-bu (Ли Сок Бо).

В конце XIX - начале XX веков полупрозрачная краска обрела большую популярность среди русских художников. М. А. Врубель, И. Е. Репин, В. И. Суриков часто работали в этой технике. Петербургские художники (А. Н. Бенуа, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, Л. С. Бакст и др.) особенно горячо любили акварель.

Позже техника акварельных лессировок надолго была забыта, существуя только в Англии. В наши дни многослойная живопись возрождается вновь. Открываются акварельные школы, в Москве проходят выставки, конкурсы и обучающие курсы для поклонников этого вдумчивого художественного приёма.

Акварель на сегодняшний день очень популярная и актуальная техника рисования. Порой кажется, что абсолютно все работают с акварелью и, стоит отметить, что все работают по-разному! Существует масса известных техник работы с акварелью, и постоянно появляются новые эффекты и приемы. Часто, начинающие авторы пробуют работать всеми возможными техниками сразу, применяют различные эффекты, экспериментируют в просторах акварельной живописи и, как правило, рано или поздно находят свою комбинацию, которая впоследствии часто перерастает в их неповторимый авторский стиль. Я думаю главное преимущество акварели - это ее многоликость... Мне нравится работать в новых для себя жанрах и оттачивать навыки в старых. Я всегда хочу иметь возможность выбрать технику рисования к определенной задаче, так как считаю скучным и неправильным подходить к портрету или пейзажу одинаково и писать их в одной технике акварели. Сегодня я расскажу о пяти различных способах работы с акварелью на примере ботанической иллюстрации гриба мухомора. Я попробую нарисовать пять одинаковых мотивов, пятью различными способами акварельной живописи: 1. Техника акварели «Лессировка» 2. Техника акварели «А ля прима» 3. Техника акварели - использование маскирующей жидкости 4. Комбинация нескольких техник акварели 5. Техника «Мокрой акварели» или «Акварель по-сырому»

Техника акварели «Лессировка»

Первый нарисованный мною мухомор выполнен в технике акварели «Лессировка» (от нем. Lasierung - глазурь). Эта техника очень подходит новичкам. Ей часто работают в художественных школах. Заключается она в послойном нанесение краски на рисунок. От самых светлых оттенков к самым темным. Каждый слой должен успевать просыхать. Работая в этой технике акварели, мы набираем тональность предмета постепенно, и всегда имеем возможность корректировать цвет на каждом этапе.


Техника акварели «А ля прима»

Второй гриб нарисован техникой «А ля прима» (или "Алла прима", от итал. a la prima - «в один присест»). Это более экспрессивная техника, и очень подходит тем, кто умеет замешивать красивые цвета с первого раза. Рисунок в этой технике делается быстро в один слой, за один сеанс, без дальнейших дополнений и переделок. Мы сразу получаем готовый рисунок. Здесь необходимо быть осторожными, чтобы при смешивании большого количества акварельных цветов не получилась грязь, а цвета были яркими и чистыми. Акварели, выполненные в такой технике, как правило, очень цветные, красочные! Эта техника акварели достаточно быстра в исполнение и любима теми, кто не любит вести работу долго.


Техника акварели - использование маскирующей жидкости

Третий гриб я нарисовал с помощью резервирующей (маскирующей) жидкости. Чтобы не обходить белые пятнышки на шляпке гриба, я «спрятал их резервом», то есть нанес предварительнона места пятнышек (на сухой лист, до начала работы с красками) резервирующую жидкость. Безусловно, это нельзя назвать техникой акварели, это скорее эффект. Сегодня всевозможные резервы (маскирующие жидкости) получили очень широкое распространение. Если вы не хотите обходить краской каждое пятнышко или боитесь, что в эмоциональном порыве закрасите какие-то блики, то можно применить резерв.


Работа с резервом идет значительно быстрей. Но стоит отметить, что у этого приема есть и минусы. Главный минус - это очень резкий край. На вашей работе всегда останется резкая граница в том месте, где белый лист, на котором была резервирующая жидкость, переходит в закрашенное краской место. Это будет вас «выдавать». Многих художников это не смущает, а иногда даже помогает сделать дополнительные эффекты! Также резерв иногда проблематично снимается с бумаги, а иногда не снимается вовсе. Поэтому, прежде чем применять резерв в своей работе, опробуйте его на небольшом листе из аналогичной бумаги.

Комбинация нескольких техник акварели

Четвертый гриб нарисован с комбинацией эффектов (техник акварели). Перед началом работы в цвете, я «спрятал» весь гриб резервирующей жидкостью. Это позволило мне создать краской плотный многослойный фон. Краску я нанес послойно в 4 слоя. Только послойной лессировкой получается достигнуть достаточно плотного, глухого, но в тоже время не черного фона. Дождавшись высыхания фона, я снял резерв и нарисовал гриб все той же техникой акварели «Лессировка».


Техника «Мокрой акварели» или «Акварель по-сырому»

С пятым грибом я работал самой «акварельной» техникой из всех. Глядя на нее сразу понятно, что мы смотрим на акварель. Это техника «Мокрой акварели» (часто ее называют «Акварель по-сырому», «Акварель по-мокрому»), и она, безусловно, впечатляет. На мой взгляд, это самая сложная сторона акварельной живописи. Тут очень важны навыки художника, исключительно личный опыт. Техника «Мокрой акварели» заключается в том, что перед тем, как начать рисовать, лист бумаги целиком смачивают водой, а затем уже быстро пишут по еще мокрой поверхности. Растекаясь, акварельная краска может передать мягкие переходы одного цвета в другой. Если требуется нарисовать мелкие детали, то необходимо дождаться полного высыхания, и уже тогда внести дополнения.


Мокрая акварель особенно чувствительна к качеству используемых материалов. Бумага, краски, кисти - тут важно все. В этой технике акварели приходится работать быстро и уверенно. Художник должен быть максимально сконцентрирован, и готов ко всему. Мы должны предоставить акварели некую свободу, но в тоже время создать условия, в которых она растечется именно так, как нам нужно. И высохнуть акварель должна тогда, когда это нужно нам. В данной технике акварели наиболее распространенные ошибки - это плохо намоченный лист и непонимание изображаемой формы. И главное, мокрая акварель красива своей легкостью и непринужденностью. Но мы часто боимся «отпустить» краску, излишне пытаемся ей управлять, слишком стараемся, тем самым теряя ту самую легкость и непринужденность. Эта техника требует постоянной практики, и если вы хотите работать в технике мокрой акварели, то советую ее практиковать чаще.

Заключение

В этой статье я описал основные эффекты и техники акварели, с которыми работаю. Безусловно, этот список можно продолжать еще долго, и я уверен, что всегда будет что-то, что я еще не попробовал, что будет вдохновлять меня к новым работам и экспериментам. Желаю вам творческих успехов и вдохновения!

1. Ополаскивание кисти

Краска с кисти можно удалить, если слегка постучать ей по дну емкости с водой. Так вы вымоете большую часть краски. Чтобы смыть темную краску перед работой со светлой, кистью стучите сильнее. Затем кисть надо прополоскать в другой емкости с чистой водой.

2. Набрать полную кисть краски

То есть, набрать максимум краски на кисть. Проведите кистью по размоченной краске и поднимите. Если с кончика стекает остаток, вы набрали полную кисть. Избыток удалите, проведя одним кончиком по ободку емкости.

3. Набрать кисть краски

Отличие от предыдущего приема в том, что для того, чтобы убрать лишнюю краску, по ободку емкости надо провести несколько раз.

4. Промакивание кисти

Проведите кистью с набранной краской по свернутому бумажному полотенцу. Так же, бумажным полотенцем можно убрать избыток влаги или краски с рисунка.

5. Легкое промакивание кисти

Необходимо прикоснуться кончиком кисти к ткани или бумажному полотенцу. Легким промакиванием может и обозначаться степень нажима бумажным полотенцем на рисунок при удалении лишней краски или влаги.

6. Полное удаление влаги с кисти

К бумажному полотенцу прикоснитесь сначала одной стороной кисти, а потом другой. Так вы удалите всю влагу, не удалив, при этом, краски.

Казалось бы, простые приемы. Но, согласитесь, иногда именно таких вот элементарных знаний не хватает, чтобы воплотить свою фантазию на бумаге.

Как удалить лишнюю краску с бумаги

А вот с бумаги лишнюю краску удалить гораздо сложнее. Особенно, если учесть, что в акварели нет белой краски, которой можно перекрыть погрешности. Тем не менее, существует несколько способов удаления лишней краски с бумаги.

Удаление краски при помощи кисти

Вам потребуется чистая сырая кисть и чистая влажная ткань. Сырой кистью слегка смочите ту область на бумаге, откуда вы хотите снять слой краски. Вытрите кисть о ткань, промокните бумагу кистью еще раз. При необходимости, кисть снова смочить и повторить процедуру (так вы снимете больше краски).

Если же вы хотите «прочертить» на краске тонкие, более светлые линии, воспользуйтесь кончиком мокрой кисти кисти. Придайте ему желаемую заостренную форму. Короткими мазками проведите линию, а кисть протрите влажной тканью.

Соскабливание краски

Эта техника подойдет для удаления краски, которая уже высохла. Вам необходима жесткая кисть и сухая ткань. Засохшую краску можно удалять кончиком кисти. Для этого слегка увлажните кисть и постучите ей по бортику банки с водой. Непрерывными мазками кончиком кисти вычистите необходимую область на рисунке. Кисть ополосните. При необходимости, процедуру можно удалить.

Для более равномерного соскабливания краски можно пользоваться плоской стороной кисти. Метод тот же. Можно удалять краску непрерывными нисходящими мазками, а можно и перекрывающими мазками из стороны в сторону. Но двигать кисть надо в одном направлении, иначе краска будет снова попадать на уже отчищенные области.

Промакивание краски тканью

Это очень простой способ осветлить область, которая только что была закрашена. К тому же, ткань может придать рисунку текстуру. А степень, как сильно отмоется краска, зависит от того, как сильно увлажнена бумага и как сильно вы прижимаете ткань. При влажной бумаге и сильном нажатии тканью краску можно высветлить довольно сильно. Чтобы изменить жесткость ткани, можно ее смять. Такой же совет можно дать и в том случае, если вы собираетесь при помощи ткани придать рисунку текстуру.

Техники работы с акварелью

Техника сухой кисти

Это очень креативный способ создания интересной структуры рисунка. Суть этой техники заключается в том. Что на бумагу наносится больше пигмента, нежели воды. Особенно красиво эта техника смотрится на фактурной акварельной бумаге с крупнозернистой текстурой.

Наберите краску на кисть, а затем промокните кисть полотенцем. Проведите кистью по бумаге, не надавливая сильно. Используйте только боковую сторону щетины. Чтобы усилить контрастность, просушите рисунок, а затем повторите процедуру снова. Для этой техники лучше всего подходит круглая кисть с маленьким кончиком. Чтобы можно было провести линию, лишь слегка коснувшись бумаги. «Лохматые» кисти не подойдут: рисунок будет слишком неряшливым.

Техника «по-сырому»

Эта техника универсальная и популярна. Краска наносится на увлажненную поверхность, что позволяет создать оригинальный эффект мягкого размытого фона. Нанесите воду на ту область, которую планируете закрашивать. Как только вода слегка впитается и перестанет блестеть, начните добавлять краску. Поверх краски можно еще раз добавить воды для усиления эффекта.

В этой технике лучше использовать один цвет или же цвета одной цветовой гаммы. Не забывайте, что эффект смешивания в акварели создается не одновременным нанесением красок, а наложением цветов. Так что, прежде чем вводить новый цвет, подождите. Пока предыдущий слой подсохнет. А вообще, протестируйте краску на отдельном листочке бумаги, чтобы избежать ошибок и неожиданностей.

Соляная техника

Эта техника позволяет создавать красивые текстуры рисунка. От размера соляных кристаллов зависит, насколько крупным и масштабным будет узор. Для начала, закрасьте ту часть на рисунке, где вы хотите создать текстуру. Подождите, пока бумага не перестанет сильно блестеть от воды. Насыпьте щепотку соли на закрашенную поверхность. Бумагу надо просушить, а соль аккуратно смести бумажным полотенцем. Поэкспериментируйте на отдельном листе бумаги (такой же бумаги, на которой планируете рисовать), чтобы определить степень просыхания бумаги и размер соляных кристаллов, необходимые для получения оптимального эффекта.

Использование губки

Губка поможет вам создать интересные текстуры, а так же придать воздушность и легкость нарисованной листве и деревьям. Вам потребуется морская губка. Погрузите ее в воду и отожмите, повторите несколько раз, пока губка полностью не пропитается влагой. Оберните губку бумажным полотенцем и слегка покатайте в руках, пока она не станет просто влажной.

Теперь губку можно опускать в краску. Прикасаться губкой к бумаге нужно слегка, чтобы не испортить текстуру. Когда нанесете краску, промокните губку влажным бумажным полотенцем.
Желательно повторить процедуру несколько раз, чтобы полностью удалить краску с губки. Теперь губку можно опускать в следующую краску и продолжать работу. Ну и не забывайте, что, обычно, начинают со светлых тонов, постепенно переходя к темным.

Морская губка лучше всего подходит для этой техники. Но если морскую губку достать не удалось, после некоторой подготовки сгодится и обыкновенная бытовая губка. Новую сухую губку надо разрезать на квадраты 2*2 сантиметра. Промойте кусочки несколько раз. Чтобы вымыть из них все возможные промышленные загрязнения. Квадратики сожмите и закатайте в бумажное полотенце. Один из углов квадратика закруглите, отщипнув кусочек губки. Теперь опробуйте губку, окунув ее в краску и приложив к бумаге. Если отпечаток вам не понравится, отщипывайте еще кусочки губки, пока результат вас не устроит.

Градуированная размывка

Эта техника часто используется в акварели для изображения неба. Оттенок переходит от яркого и насыщенного вверху до самого светлого у линии горизонта. Нанесите краску от одного края бумаги до другого, наберите на кисть воды и быстро смешайте ее с краской на бумаге. Краску так же надо размывать от одного края до другого. Снова наберите воду на кисть и делайте следующий уровень размывки. Таким образом надо закрасить всю необходимую область. Лишнюю воду с кисти и с бумаги промокните.

Но можно не только делать плавный переход от насыщенного оттенка к более светлому, но еще и делать переходы между цветами. Например, в изображении того же неба, которое, как известно, не всегда бывает равномерно-синего цвета. Возьмите два оттенка краски, один светлее, а другой темнее. Сначала нанесите каплю чистой воды, потом наберите на кисть краску светлого оттенка и начинайте закрашивать поверхность, пока не достигнете края. Промойте кисть. Снова наберите светлый оттенок и начинайте закрашивать в другую сторону. Процедуру надо повторять до тех пор, пока светлым оттенком не будет закрашен необходимый участок. Теперь переходим к темному цвету. Делайте все точно так же. Промокните лишнюю краску, поставьте рисунок под углом и продолжайте промокать лишнюю краску. Таким образом оттенки сами смешаются.

Техника брызг

Техника брызг поможет вам создать на рисунке эффект глубины и текстуры. Для этой техники можно использовать или жесткую акварельную кисть, или зубную щетку. Эффект будет примерно одинаковый. Разведите на палитре краску средне-темного оттенка, прикоснитесь к ней всей щетиной зубной щетки. Переверните щетку щетиной вверх и держите над той областью рисунка, которую планируете обработать. Медленно проведите большим пальцем вдоль щетины, чтобы полетели брызги. Процедуру можно повторить несколько раз, прежде чем краска закончится. Направлять брызги можно, поворачивая зубную щетку.

Почему стоит использовать темные или средние оттенки краски для этой техники? Просто, светлые оттенки, да еще и разведенные водой, не дадут необходимого эффекта. Если же вы будете брызгать на влажную поверхность, получится эффект легкого размытия. А чтобы брызги не попали на ту часть рисунка, где быть не должны, закройте ее бумажными полотенцами или же специальной липкой лентой.

Немного об акварельных терминах

1. Сайзинг. Это специальное вещество, которое при производстве наносится на акварельную бумагу с одной или с обеих сторон. Оно позволяет замедлить впитывание краски и воды, а так же предотвращает любое нежелательное их распространение. Благодаря сайзингу вы можете получить яркие насыщенные цвета и закрашенные области с ровными краями.

Обработана ли бумага сайзингом, невооруженным глазом заметить трудно. Так же нельзя на глаз определить, достаточно ли вещества и равномерно ли оно нанесено на поверхность. Из-за огрехов в нанесении на рисунке могут появиться либо белые пятна (если сайзинга много), либо шероховатость (если сайзинга нет и бумага размылась водой). Но сайзинг можно попытаться перераспределить самостоятельно, если смочить поверхность бумаги и пройтись по ней большой синтетической кистью с большим количеством холодной воды.

2. Акварельная капля. Это объем краски или воды, растянутый по определенной области на листе бумаги. Лист должен иметь некоторый угол наклона относительно горизонтальной поверхности.

3. Контролируемая размывка. Аккуратное и ровное нанесение акварели способом размывки или же градуирования. Работа так же ведется на слегка наклонной поверхности для лучшего перетекания цветов.

4. Неконтролируемая размывка. Краска или вода наносится плоской кистью на бумагу. Мазки при этом могут быть разнонаправленными, а поверхность бумаги - сухая или влажная.

5. Переход. Это плавный переход от одного цвета к другому при помощи воды.

6. Мокрый блеск. Это блеск еще не высохшей поверхности бумаги, когда краска или вода еще не впиталась и продолжают блестеть. В некоторых техниках важно поддерживать мокрый блеск для достижения необходимого эффекта. Интенсивность блеска говорит о степени влажности акварели.

Проблемы художника: ошибки в размывке

Иногда что-то идет не так, и при размывке на поверхности образуются ненужные полосы и цветовые пятна. Особенно часто такие проблемы возникают у тех, кто только что начал осваивать технику. К счастью, хоть и проблематично, но, все-таки, проблемы размывки можно удалить.

Проблемы

1. Не было акварельной капли, и верх заливки высох слишком быстро.

2. На кисть давили слишком сильно, поэтому краска легла неравномерно.

3. За один прием была закрашена вся поверхность. и краска на размывке высохла слишком быстро.

4. Излишки краски после размывки не удалили, поэтому на поверхности остались дефекты, похожие на маленькие пузырьки.

5. Слишком маленькая акварельная капля, которая быстро подсохла. При добавлении краски получается слишком насыщенный цвет и эффект пузырьков.

6. Акварельной капли при растяжке не хватило, а при добавлении новой капли заметен переход.

7. Кисть после ополаскивания не слишком тщательно промокнули от влаги перед удалением остатков краски. Следовательно, слой краски был размыт.

Как избежать и устранить

1. Обязательно создавайте акварельную каплю перед закрашиванием области.

2. Не надавливайте на кисть при закрашивании слишком сильно. Делайте аккуратные легкие мазки.

3. Сократите расстояние между мазками, не делайте слишком длинные растяжки. Чаще набирайте краску на кисть.

4. Всегда удаляйте лишнюю краску после окончания размывки.

5. Удостоверьтесь, что объем акварельной капли достаточен, и влаги для размывки хватит.

6. Набирайте краску по мере необходимости, чтобы поддерживать акварельную каплю.

7. Не обязательно промывать кисть в конце размывки перед удалением остатков краски. Достаточно кисть просто промокнуть.

Это далеко не все, что нужно знать, чтобы постигнуть все тонкости рисунка акварелью. Но уже эти советы помогут вам узнать некоторые приемы и избежать возможных ошибок. Удачных экспериментов!