Презентация на тему: "Художники XIX века. В. Г. Перов, Н. Крамской, И. И. Шишкин, И. Куинджи, К. П. Брюллов, В. А. Тропинин О. А. Кипренский.". Скачать бесплатно и без регистрации. Русская живопись XIX века

Главная » Русские художники » XIX (19 век)

Русские художники

В пестрой веренице лет далекого детства особенно ярко остался в памяти Владимира Александровича Васильева один чудесный летний день. «Я считаю этот день решающим в моей жизни художника. Я впервые пережил тогда то чувство особого счастья, полноты жизни, которое так часто охватывало меня позднее, когда я стал художником, в те мгновения, когда остаешься один на один с природой и постигаешь ее всегда с каким-то новым и радостным изумлением.

Коровин Константин Алексеевич, известный русский живописец и театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - на архитектурном отделении (1875), а затем (с 1876) на живописном у И. Прянишникова., В, Перова, Л. Саврасова! и В. Поленова. Несколько месяцев (1882-83) учился в петербургской Академии художеств. Заканчивал художественное образование в Училище (1883-1886).

Крамской Иван Николаевич
(1837-1887)

Крамской Иван Николаевич, выдающийся русский живописец и прогрессивный художественный деятель. Родился в Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Первоначальные знания получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самостоятельно. В шестнадцать лет поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу

Куинджи Архип Иванович
(1842-1910)

А.И. Куинджи был сыном бедного сапожника-грека из Мариуполя, рано осиротел, и всего в жизни ему приходилось добиваться самому. В начале 1860-х годов страсть к рисованию привела его в Петербург, где он дважды пытался поступить в Академию художеств, но безуспешно. Не хватало подготовки, ведь весь свой живописный опыт он приобрел, будучи ретушером в фотографической мастерской.

Кустодиев Борис Михайлович
(1878 - 1927)

Кустодиев Борис Михайлович, выдающийся русский советский живописец, график, театральный художник, скульптор. Родился в Астрахани, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. Впоследствии, будучи уже известным живописцем, он подолгу жил в Деревеньке под Кинешмой, построил там дом-мастерскую, названную им «терем». На Волге Кустодиев вырос и возмужал как художник. Волге и волжанам посвятил многие из своих полотен. Родной край дал ему глубокое знание русской жизни и народного быта, любовь к шумным многолюдным ярмаркам гуляньям, балаганам, тем ярким и радостным краскам, которые вошли с ним в русскую живопись.

Лагорио Лев Феликсович
(1827-1905)

Лагорио Лев Феликсович - русский живописец-пейзажист, маринист. Родился в семье неаполитанского консула в Феодосии. Его учителем был И. К. Айвазовский. С 1843 г. Лагорио занимался в Петербурге в Академии художеств у А. И. Зауервейда и М. Н. Воробьева.

Левитан Исаак Ильич
(1861-1900)

Родился в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-74) у А. Саврасова и В, Поленова. С 1884 выступал на выставках Товарищества передвижников; с 1891 - член Товарищества. С 1898 - академик пейзажной живописи. Левитан создал множество замечательных, проникновенных образов русской природы. В его творчестве получило развитие то лирическое начало, которое присуще живописи его учителя и наставника А. Саврасова.

Малевич Казимир Северинович
(1878-1935)

Имя Казимира Малевича стремительно обрело подобающее ему место в истории русского искусства, как только рухнула официальная советская идеология. Произошло это с тем большей легкостью, что великий художник давно завоевал прочную славу за пределами Отечества. Посвященную ему библиографию впору издавать отдельным изданием, и на девять десятых она состоит из книг и статей на иностранных языках: многочисленные исследования на русском стали публиковаться с конца 1980-х годов, когда состоялась первая большая выставка Малевича на родине после десятилетий замалчивания и хулы.

Малютин Сергей Васильевич
(1859-1937)

Родился будущий художник 22 сентября 1859 года в московской купеческой семье. Оставшись трех лет круглым сиротой, он воспитывался в доме тетки, жены мелкого чиновника. Мальчика отдали в коммерческое училище, а затем на бухгалтерские курсы, после окончания которых определили служить конторщиком в Воронеж. Художественные наклонности проявились у него рано. Но окружающая обстановка мало способствовала их развитию. Только в конце 1870-х годов, попав на открывшуюся в Воронеже передвижную выставку, Малютин впервые увидел подлинную живопись. Давние неопределенные мечтания обрели конкретность: пришло решение, несмотря ни на какие трудности, стать художником.

Нестеров Михаил Васильевич
(1862- 1942)

Нестеров Михаил Васильевич, выдающийся русский советский художник. Родился в Уфе в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877- 86) и в Академии художеств у В. Перова, И. Прянишникова и П. Чистякова. Первоначально пробовал себя в бытовом жанре: «Жертва приятелей» (1881), «Экзамен в сельской школе» (1884). В 1882 он женился на Марии Мартыновой, которая умерла в 1885 от родов. Эта трагедия сильно повлияла на все дальнейшее творчество художника. Он бросил легковесные жанры и обратился к историко - религиозной тематике.

Перов Василий Григорьевич
(1834-1882)

Одним из зачинателей реалистической живописи 60-х годов был Василий Григорьевич Перов - продолжатель обличительных тенденций Федотова. В волнениях и тревогах российской жизни находит он почву для своего творчества, ту питательную среду, без которой не может существовать художник. Перов смело и открыто бросается в бой, обличая фальшь и лицемерие церковных обрядов ( «Сельский крестный ход на пасхе» , 1861), тунеядство и порочность попов и монахов ( «Чаепитие в Мытищах» , 1862; обе в Третьяковской галерее в Москве).

Поленов Василий Дмитриевич
(1844- 1927)

Родился в Петербурге в художественной семье. Мать - художница, отец - знаменитый археолог и библиограф, член Академии наук, знаток и любитель искусств. В детстве обучался музыке. Окончил гимназию в Петрозаводске и поступил в Академию художеств (1863) в класс исторической живописи и одновременно на юридический факультет Петербургского университета. Однако он не бросил и занятий музыкой и некоторое время пел в Академическом хоре. Еще в годы учебы посетил Германию и Францию, восхищаясь Р. Вагнером и Ж. Оффенбахом.

Репин Илья Ефимович
(1844-1933)

Репин Илья Ефимович, выдающийся русский художник, представитель демократического реализма. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. В тринадцать лет начал учиться живописи в Чугуеве у художника Н. Бунакова. Работал в иконописных артелях. В 1863 приехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Встретился с И. Крамским, который стал наставником молодого художника на долгие годы.

Рерих Николай Константинович
(1874- 1947)

Рерих Николай Константинович , выдающийся русский художник, искусствовед, археолог и общественный деятель. Родился в Петербурге. Учился в Петербурге в гимназии Мея (1883-93). Брал уроки рисования у М. Микешина. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1893-96) и живописное отделение Академии художеств (1893-97) по классу А. Куинджи. Последний стремился развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был вынашивать замысел картины.

Савицкий Константин Аполлонович
(1844-1905)

Савицкий Константин Аполлонович, русский живописец и жанрист. Родился в Таганроге в семье военного врача. В 1862 поступил в Академию художеств в Петербурге, но вследствие недостаточной подготовленности был вынужден уйти и после двух лет усиленной самостоятельной работы в 1864 снова поступил в Академию. В 1871 получил малую золотую медаль за картину «Каин и Авель». Уже в академические годы был близок к Художественной артели И. Крамского, а позднее к Товариществу передвижных художественных выставок и экспонировался на 2-й передвижной выставке (1873). Это возбудило недовольство администрации Академии, которая, придравшись к первому попавшемуся поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен), исключила Савицкого из Академии (1873).

Саврасов Алексей Кондратьевич
(1830-1890)

Есть картины, без которых немыслимо представить русское искусство, так же как нельзя представить русскую литературу без «Войны и мира» Толстого, «Евгения Онегина» Пушкина, И это не обязательно должно быть большое и сложное произведение. Такой подлинной жемчужиной русской пейзажной живописи стала маленькая скромная картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели». Она появилась на первой выставке Товарищества передвижников 1871 года.

Серов Валентин Александрович
(1865-1911)

Еще при жизни В. А. Серова, а тем более после его смерти историки искусства и художники спорили - кто же Серов: последний живописец старой школы XIX в. или представитель нового искусства? Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Серов традиционен; в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Серов искал больше, чем другие. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Он был все время в пути. Поэтому он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий.

Суриков Василий Иванович
(1848-1916)

Суриков Василий Иванович, выдающийся русский исторический живописец и жанрист. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь». Родился в Красноярске в семье казачьего офицера. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска. Мать была прекрасной вышивальщицей.

Федотов Павел Андреевич
(1815-1852)

Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года. Отец служил чиновником и каждое утро уходил на службу. Семья Федотовых была большая, жили небогато, но особой нужды не испытывали. Соседи кругом были люди простые - мелкие чиновники, отставные военные, небогатые купцы. Особенно дружен был Павлуша Федотов с сыновьями капитана Головачева, которые жили напротив, а маленькая сестренка, «востроглазая Любочка», как он ее называл, дружила с Катенькой Головачевой, своей ровесницей.

Шишкин Иван Иванович
(1832-1898)

Войдите в зал Третьяковской галереи, где висят картины Ивана Ивановича Шишкина, и вам покажется, будто повеяло влажным дыханием леса, свежим ветром полей, стало солнечнее и светлее. На картинах Шишкина мы видим то раннее утро в лесу после ночной бури, то бескрайние просторы полей с убегающей к горизонту тропинкой, то таинственный полумрак лесной чащи.

Юон Константин Федорович
(1875-1958)

Судьба всячески благоволила К. Ф. Юону . Он прожил долгую жизнь. У него был на редкость счастливый брак. Окружающие любили его. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами. Невзгод было меньше - это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей.

На одном из этапов своего развития человек откинул цель действовать только ради функциональности, удобства и начал уделять внимание красоте. Так появилось искусство - то, что скрашивает обыденность жизни, вызывает эмоции и хранит в себе целые столетия. Искусство - это способ передавать историю через поколения.

Среди большого количества ветвей каждый жанр отличается своими особенностями и нюансами, способами вызывать впечатления, самобытностью и независимостью. Такой является и живопись, которая уже многие столетия радует глаз человека. Она охватывает много стилей и направлений, что позволяет говорить о живописи как о безграничном источнике вдохновения и глубоких эмоций. Глядя на картину, каждый находит в ней что-то свое, подмечает мелочи, в которые, возможно, автор и не закладывал какого-то смысла. В этом и есть ценность визуального искусства.

Картины 19 века, наравне с современными, способны вызывать самые разнообразные, часто противоречащие эмоции, которые ударяют по мозгу и переворачивают обычный смысл вещей.

Живопись 19 века

Конец 18 - начало 19 века отражается в истории как преобладание высокого классицизма во всех видах искусства, в том числе и в живописи. Это период наполнен желанием художников передать в своих творениях романтичность, неповторимость, индивидуальность прекрасного. Картины 19 века - это то, что заставляет приковать свой взгляд к каждому мазку и восхищаться им как частью большого, живого полотна. Это время снова открыло миру красоту портрета, его способность показать не только индивидуальные качества изображенного человека и новые техники в живописи, но и часть самого художника, то, как он видит мир.

Также картины 19 века наполнены градацией двух близких по оттенку цветов, что прибавляло картинам жизнь, реальность. Позже, в 50-х годах, возвышенность и романтичность картин переменилась на отображение жизни без преувеличений и прикрас - на реализм. Но всё же, несмотря на общие тенденции, художники писали то, что видели, что чувствовали и что хотели передать. Рамки времени популярного жанра или приоритетной техники не влияли на них, ведь творческого человека, мастера своего дела сложно втиснуть в определенный формат.

Картины Ивана Айвазовского

Если сказать только два слова - «море» и «живопись», то первым, кто придет на ум, будет Иван Айвазовский. То, как он передавал водную стихию, невозможно сравнить с чем-либо. На его картинах вода, словно человек, наполнена мыслями, эмоциями и переживаниями. Каждая его картина - это картина мира 19 века, где корабли борются со стихиями, где свет и тьма находят свой контраст в каждом уголке жизни, где чувства льются через край, словно последний день уже настал.

Его произведения, такие как «Баталии», «Шторм и кораблекрушение», «Крым и окрестности» - это портал, сквозь который можно попасть в место, которое изображено на полотне, и стать его неотъемлемой частью. Отдавая много сил и времени пейзажам, Иван Айвазовский создавал и портреты. Одними из них являются «Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева», «Портрет А. И. Казначеева» и другие.

Карл Брюллов и его творения

Русские картины 19 века - это собрание прекраснейших произведений большого количества мастеров, среди которых особенной любовью к искусству выделяется Карл Брюллов. Получив от отца умение ценить прекрасное, Карл еще с детства далеко обогнал в мастерстве многих своих однокашников. В своей деятельности он оперировал большим списком техник. Масло, акварель, сепия или рисунок - его картины отображали неугасаемый интерес автора ко всем граням искусства.

Брюллов, вдохновленный работами лучших мастеров всех времен, умел передавать пластичность, особое чувство формы и индивидуальное понимание живописи. Самой значительной работой этого художника является монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи», на создание которого ушло целых шесть лет. Всё творческое наследие Брюллова входит в «золотой фонд» не только российской, но и мировой живописи.

Виктор Васнецов и его картины 19 века

С многими произведениями Виктора Васнецова знакомятся еще в школе. Этот художник был заметит своей страстью к народному фольклору, историческим и сказочным сюжетам, значимости национальной истории. «Богатыри», «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный» - все эти работы, словно места концентрации образной энергии, вызывают сильный внутренний импульс.

В картинах Васнецова важна сцена, сюжет, а цвет при этом играет хоть и второстепенную, но необычайно важную роль, ведь именно благодаря точному подбору красок и сладостному трепету, одухотворенной красоте изображенного его картины способны наполнять душу приятным теплом и восхищением.

Живопись Архипа Куинджи

Простое, но волнующее; казалось, нетребовательное, но впечатляющее - таким является искусство 19 века. Картины Архипа Куинджи идеально вписываются в атмосферу того времени. Отсутствие сюжета в его произведениях должно было снизить их ценность и отнимать тот восторженный интерес, с которым на них смотрят, но всё равно эти картины цепляют и уносят в далекие глубины сознания.

Всё дело в цвете. То, с какой наполненностью Архип Куинджи передает простоту окружающего, не позволяет не восхищаться его работами. «Снежные вершины», «Восход солнца», «Лес» - всё это яркие примеры высокого мастерства Архипа Ивановича, благодаря которому можно видеть красоту и гармонию окружающего мира.

Мир глазами Исаака Левитана

Все картины художников 19 века по-своему волнующие и трогающие, и свое место среди них занимают работы Исаака Левитана. В рамках одного полотна художник отображал множество оттенков, благодаря которым достигалась особенная чувственность его картин.

Художник страстно любил жизнь и все её грани. Его работы - это простые и, на первый взгляд, непритязательные пейзажи, такие как «Над вечным покоем», «Лесистый берег», но именно в их лаконичности прячется эмоциональная выразительность.

Художники XIX века В начале девятнадцатого века в живописи происходит отказ от библейско–мифологических сюжетов, преклонение перед классическим наследием Греции и Рима. Растёт интерес художников к личности человека, его душевным состояниям, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.




Карл Павлович Брюллов Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии «Всадница», Портрет Джованины и Амацилии Паччини, воспитаниц гр. Самойловой Ю. П г.




Орест Адамович Кипренский КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович 24 марта 1782, в Ленинградской области 17 октября 1836, Рим, русский художник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, получивший особую известность как замечательный портретист. «Автопортрет с кистями за ухом» (фрагмент, около, Третьяковская галерея).


Орест Адамович Кипренский А. С. Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского (1827, Третьяковская галерея). Этот портрет является наиболее известным из всех изображений Пушкина. Впервые он был экспонирован на выставке петербургской Академии художеств в сентябре 1827 года. "Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых Муз - И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз..." - написал поэт художнику.


Орест Адамович Кипренский Портрет Д. Н. Хвостовой год. Третьяковская галерея. Москва. «Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова»


Василий Андреевич Тропинин ТРОПИНИН Василий Андреевич , русский художник. Один из основоположников романтизма в живописи России. Родился в семье крепостных. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма).


Василий Андреевич Тропинин «Портрет неизвестного в халате с трубкой». Эта картина необычна по своей стилистике, она выделяется среди бытовых портретов, написанных художником в е годы. Резкий боковой свет выявляет выразительные черты лица портретируемого и придает образу некую романтичность, свойственную более ранним работам Тропинина.


Василий Андреевич Тропинин В. А. Тропинин. «Кружевница» год. Третьяковская галерея.


Алексей Гаврилович Венецианов ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович , русский художник. Лучший мастер сельского бытового жанра в русском изобразительном искусстве романтизма, педагог- реформатор. Выходец из купеческой семьи, в молодости служил мелким чиновником. Сформировался как художник во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. Между 1807 и 1811 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского.


Алексей Гаврилович Венецианов «Пастушок с дудкой» 1820-е годы «Пастушок» г.


Алексей Гаврилович Венецианов «На пашне. Весна» е гг. Третьяковская галерея.




Василий Григорьевич Перов ПЕРОВ Василий Григорьевич , русский живописец, один из организаторов Товарищества передвижников. Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872). Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи () и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в в Париже (пенсионер Академии художеств). Испытал особое влияние П. А. Федотова, а также журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Был одним из членов- учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.


Василий Григорьевич Перов «Сельский крестный ход на пасху» год. Третьяковская галерея. Ранние произведения проникнуты «обличительным» настроением, свойственным русской реалистической школе.


Василий Григорьевич Перов В. Г. Перов. «Последний кабак у заставы» год. Третьяковская галерея.


Василий Григорьевич Перов Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в картине «Проводы покойника» (1865) Крестьянские похороны предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.


Василий Григорьевич Перов Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры. «Портрет А. Н. Островского» год. Третьяковская галерея.


Иван Николаевич Крамской КРАМСКОЙ Иван Николаевич , русский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма 19 в. Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась «многопрофильно» типично для интеллигента-разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (). Жил и работал в Петербурге. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры («Л. Н. Толстой», 1873; «Некрасов»,) и крестьян («Полесовщик», 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне», 1872), раскрытию сложных душевных движенийНеутешное горе», 1884).


Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея). «Тогда [после Крещения] Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матфей, 4, 1-4).


Иван Николаевич Крамской «Неизвестная» Третьяковская галерея.


Иван Николаевич Крамской «Портрет Л. Н. Толстого» год. Третьяковская галерея. Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности.


Василий Иванович Суриков СУРИКОВ Василий Иванович , русский художник. Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством. Родился в семье канцелярского служащего. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду; будущий мастер привык с детства воспринимать окружающий сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю. В учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (), в Крыму (1913). В е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.


Василий Иванович Суриков В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Березове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887; «Покорение Сибири Ермаком», 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели.
Василий Иванович Суриков Голова боярыни Морозовой год. Этюд для картины «Боярыня Морозова». Третьяковская галерея.


Василий Иванович Суриков «Меншиков в Березове» год. Третьяковская галерея.


Архип Иванович Куинджи КУИНДЖИ Архип Иванович [январь 1841, местечко Карасу под Мариуполем 11 (24) июля 1910, Петербург], русский живописец-пейзажист. Сын сапожника, грека по национальности. Живописи учился самостоятельно, в 1868 занимался в петербургской Академии художеств. В 1878 получил звание «классного художника первой степени» за картины «На острове Валааме», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Украинская ночь» и «Степь».


Исаак Ильич Левитан ЛЕВИТАН Исаак Ильич , русский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна. Сын железнодорожного служащего. В нач х гг. семья Левитана переехала в Москву. В будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов. П. П. Трубецкой. «Исаак Ильич Левитан». Бронза год. Третьяковская галерея.

Каждая новая эпоха рождает и своих героев-кумиров в разных областях человеческой деятельности. Говоря об искусстве, в частности о живописи, нельзя оставить без внимания 19 век – век открытий и нововведений, ярчайшими представителями которого являются неподражаемый Винсент Ван Гог, гармонизирующий начала («Валуны и дуб», «Звёздная ночь», «Жёлтый дом»); Франциско Гойя – величавший мастер-гравёр, работавший в жанре романтизма («Семья короля Карла IV», «Графиня де Фернан Нуньес», «Портрет Исабель Порсель», «Аллегория промышленности», «Точильный камень»); экспрессионист, итальянец Амедео Модильяни («Невеста и жених», «Алиса»). В первой половине века в работах зарубежных художников всё ещё преобладает импрессионизм: Поль Гоген – «Шьющая женщина», «Жёлтый Христос», «Женщина с цветком», «Забава злого духа»; Эдгар Дега – «Скаковые лошади перед трибунами», «Голубые танцовщицы», «Мытьё»; – «Камилла в японском кимоно», «Водные лилии», «Женщины в саду», «Сорока».

19 век для русской культуры – это пора свежих идей, в основе которых «воспевание» национальной красоты, края и свободы слова, мысли, личности. И хотя по-прежнему в культурном обществе ценился и признавался классицизм, черты реализма и романтизма были более свойственны настрою художников 19 века .

В историю русской живописи вошли многие талантливые художники, чьи имена до сих пор на устах, забыть кого-то из них – значит потерять частичку прошлого. Поэтому выделю лишь тех, кто внёс особый вклад в сокровищницу искусства и стоял у истоков зарождения новых жанров.

Прежде всего, хочется отметить Ивана Крамского («Христос в пустыне», «Неизвестная», «Д. И. Менделеев») – основоположника передвижничества, в состав которого входили: Илья Репин – живописец-портретист («Иван Грозный убивает своего сына», «Бурлаки на Волге», «Портрет Льва Толстого», «Стрекоза» – Веры Репиной, дочери художника, «Император Николай II»). Василий , знаковыми картинами которого являются: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове». Алексей Саврасов («Грачи прилетели», «Лесная дорога в Сокольниках», «Радуга», «К концу лета, на Волге», «Плоты», «Распутица»). Иван Шишкин – великий пейзажист («Утро в сосновом бору», «Дубовая роща», «Берёзовая роща», «Сосна на песке», «Полесье», «Дождь в дубовом лесу»). Пейзажист Исаак Левитан «Над вечным покоем», «Владимирка», «Мостик. Саввинская слобода», «Весна – большая вода», «Осенний день. Сокольники». Виктор Васнецов – художник-«сказочник» («Алёнушка», «Багатыри», «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на сером волке», «Снегурочка», «Илья Муромец»). И, наконец, Валентин Серов – один из выдающихся мастеров портрета, к кисти которого принадлежат: «Девочка с персиками», «Дети», «Девушка, освещённая солнцем».

Не менее важный вклад в живопись внесли художники 19 века – Карл Брюллов, самая известнейшая картина которого – «Последний день Помпеи», не менее значимая «Всадница» и ряд уникальных по мастерству портретов: «Портрет М. А. Бек», «Портрет писателя А. Н. Струговщикова», «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией», «Портрет баснописца И. А. Крылова». Иван Айвазовский и его удивительное видение красоты неизведанного: «Девятый вал», «Радуга», «Чёрное море», «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами», «Лунная ночь на Босфоре», завораживающее творение – «Прощание Пушкина с морем» (картина написана совместно с И. Е. Репиным).

Живопись в России 19 века богата и интересна.

19 век принято называть “золотым веком русской культуры”. Русская живопись переживала необыкновенный расцвет.

На небосклоне то и дело вспыхивала новая, яркая, самобытная звезда, образуя созвездия талантливых художников. Каждый из них имел свой индивидуальный почерк, который не возможно было не узнать или перепутать.

Художник из “медвежьей России”

Орест Адамович Кипренский (24 марта 1782 г. - 17 октября 1836 г.) Маститые итальянские профессора живописи поначалу не поверили, что портреты, выполненные в великолепной технике, передающие и характер, и настроение, и душевное состояние изображенной персоны, принадлежат никому не известному художнику Оресту Кипренскому из дикой России.

О.Кипренский портрет А.С.Пушкина фото

Мастерство полотен Кипренского, бывшего незаконнорожденным сыном помещика и крепостной крестьянки, ничуть не уступало таким мэтрам как Рубенс или Ван-Дейк. Этого живописца по праву считают лучшим портретистом 19 века. Жаль, что в своем собственном отечестве он не был оценен по заслугам. Портрет А.С.Пушкина работы Кипренского напечатан таким тиражом, какого нет, пожалуй, у другого художника.

Живописец народного быта

Венецианов Алексей Гаврилович (18 февраля 1780 г.-16 декабря 1847 г.) устав от двенадцатилетнего копирования в Эрмитаже академических полотен уезжает в деревеньку Сафонково Тверской губернии. Он начинает писать быт крестьян в своей собственной, только ему присущей, манере. Обилие солнечного света, потоки воздуха, необыкновенная легкость на полотнах родоначальника русской жанровой и пейзажной живописи.


Венецианов. картина На пашне. Весна фото

Русские просторы и покой на знаменитых картинах” На пашне. Весна” и “На жатве. Лето”. “Карл Великий” Так называли ученики и многие современники великого русского художника, представителя монументальной живописи Брюллова Карла Павловича (23 декабря 1799г. - 23 июня 1852 г.) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. Его самое знаменитое полотно “Последний день Помпеи” стало триумфом русского искусства. А аристократичная “Всадница” или вся пронизанная солнечным светом деревенская девушка на картине “Итальянский полдень” волнуют и пробуждают романтические чувства.

“Римский затворник”

Александр Андреевич Иванов (28 июля 1806 г. - 15 июля 1858 г.) явление неоднозначное в русской живописи. Он писал в строго академической манере. Сюжеты его картин - библейские и античные мифы. Самая знаменитая из них «Явление Христа народу”. Это полотно, грандиозное по своим размерам, по-прежнему притягивает зрителя, не позволяет ему просто скользнуть взглядом и отойти.


А.Иванов картина Явление Христа народу фото

В этом и заключается гений этого живописца, который четверть века не покидал римской мастерской, боясь потерять свободу личности и независимость художника из-за возвращения на Родину. Умение мастерски передать не только внешнее, но и внутреннее содержание, он намного опередил не только современников, но и последующие поколения. От Иванова нити преемственности тянутся к Сурикову, Ге, Врубелю, Корину.

Как люди на свете живут…

Певец бытового жанра - так можно определить творчество художника Павла Андреевича Федотова (4 июля 1815 г. - 26 ноября 1852 г.), прожившего совсем короткую, но очень плодотворную жизнь. Сюжеты всех его немногочисленных картин - буквально какое-то одно событие, зачастую довольно короткое по времени. Но по ней можно написать целую повесть не только о настоящем, но и о прошлом, и о будущем.


П.Федотов картина Сватовство майора фото

И это при том, что картины Федотова никогда не были перегружены деталями. Загадка настоящего талантливого художника! И печальная, трагическая судьба, когда подлинное признание приходит только после смерти.

Время перемен

Перемены, происходящие в Российском обществе второй половины 19 века, вызвали к жизни не только новые политические движения, но и направления в искусстве. На смену академизму приходит реализм. Впитав в себя все лучшие традиции своих предшественников, новое поколение живописцев предпочитает работать в стиле реализма.

Бунтари

9 ноября 1863 года четырнадцать слушателей выпускного курса Академии художеств в знак протеста против отказа разрешить писать конкурсные работы на свободную тему, покинули Академию. Инициатором академического бунта стал (8 июня 1837 г. - 5 апреля 1887 г.) Прекрасный портретист и автор необычайного по глубине, философско-нравственного полотна «Христос в пустыне». Бунтари организовали собственное “Товарищество передвижных художественных выставок”.


Иван Крамской картина Христос в пустыни фото

Социальный состав “Передвижников” был очень разношерстым - разночинцы, сыновья крестьян и ремесленников, отставных солдат, сельских дьячков и мелких чиновников. Они стремились послужить своему народу силой своего таланта. Василий Григорьевич Перов (21 декабря 1833г. — 29 мая 1882г.) идеолог и духовный наставник “Передвижников”.

Его картины полны трагизма от тяжелой доли народа «Проводы покойника», и, одновременно он создает полотна, наполненные юмором и любовью к природе. («Охотники на привале») Алексей Кондратьевич Саврасов в 1871 написал небольшую по размеру картину «Грачи прилетели» и стал родоначальником русской пейзажной живописи. Знаменитое полотно висит в одном из залов Третьяковской галереи и его принято считать живописным символом России.

Новая эпоха русской живописи

Мир нужды, бесправия и гнета предстает перед зрителем на картинах великого русского художника (5 августа 1844 г. - 29 сентября 1930 г.) Его знаменитые “Бурлаки на Волге” - это не только изображение каторжно тяжелого труда, но и воспевание силы и мощи народа, его бунтарского характера. Исаак Ильич Левитан (30 августа 1860 г. - 4 августа 1900 г.) по-прежнему остается непревзойденным мастером русского пейзажа.


Илья Репин картина Бурлаки на Волге фото

Ученик Саврасова, он совершенно по-другому воспринимает и изображает природу. Обилие солнца, воздуха, бескрайних просторов в любое время года на полотнах а создают настроение покоя, умиротворенности и тихого счастья. Душа отдыхает от этих милых российских речных излучин, заливных лугов, осеннего леса.

Летописцы

Исторические сюжеты привлекали живописцев своим драматизмом, накалом страстей, желанием изобразить известных исторических личностей. Николай Николаевич Ге (27 февраля 1831 г. - 13 июня 1894 г.), живописец своеобразный, предельно искренний, художник мыслитель и философ, сложный, противоречивый и очень эмоциональный.


Николай Ге картина Петр 1 допрашивает царевича Алексея фото

Он рассматривал живопись как высокую нравственную миссию, открывающую путь к познанию и истории. Он считал, что художник не обязан доставлять зрителю только наслаждение, а должен уметь заставить их рыдать. Какая сила, какой трагизм, какая мощь страстей на его самом знаменитом полотне, изображающим сцену допроса Петром I своего сына Алексея!

В.Суриков картина Переход Суворова через Альпы фото

(24 января 1848 г. - 19 марта 1916 г.) потомственный казак, сибиряк. Учился в академии художеств на средства красноярского купца - мецената. Его великий талант живописца питался глубоким патриотизмом и высокой гражданственностью. Поэтому его полотна на историческую тему восхищают не только мастерством и высокой техникой, но и наполняют зрителя гордостью за мужество и отвагу русского народа.


В.Васнецов картина Витязь на распутье фото

(15 мая 1848 г. - 23 июля 1926 г.), знаменитый живописец, стремился в своих работах соединить сказочные, мифические сюжеты с национальными чертами русского народа. Он сам называл себя сказочником, былинником, живописным гусляром. Поэтому и “Аленушка”, и “Три богатыря” давно стали символами русского народа и России.

Легендарная буденовка и длиннополая шинель бойцов Первой Конной армии Буденного была придумана художником Виктором Васнецовым. Головной убор напоминал шлем древнерусских дружинников, а шинель “с разговорами” (нашивные поперечные полосы на груди) была подобием стрелецкого кафтана.