Триумфальная арка на кутузовском. "Мосразборстрой" против Триумфальной арки

Чё-та надо запилить общеизвестное, а то я всех задолбал до полусмерти помойками вокруг дома своего. Так вот,для изгаляния решил я поиздеавться над Кутузовским проспектом, почему нет? Вообще, Кутузовский столь непаханное поле, что тут ковырять можно годами, так что решил слегка коснуться Триумфальной арки и прилегающих окресностей. Для начала всё же разберёмся с аркой...

Стрелочкой обозначена собственно арка.


Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге: архитектор В. П. Стасов возобновлял на новом месте у Нарвской заставы в долговечных материалах деревянную Триумфальную арку Дж. Кварнеги, сооруженную в 1814 году на Петергофской дороге.

Составление проекта поручили крупнейшему на тот момент российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Он разработал проект в том же году, однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта.

Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 года. 17 августа того же года состоялась торжественная закладка арки. В фундамент ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье».

Однако из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет. Открытие памятника состоялось лишь 20 сентября (2 октября) 1834 года.
Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове. Ворота украшали русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна.

Надпись на аттике утверждал Николай I. Она гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». С одной стороны арки надпись была сделана на русском языке, а с другой — на латинском.

В 1899 году под аркой Триумфальных ворот прошёл первый в Москве электрический трамвай. Его линия протянулась от Страстной площади (ныне Пушкинская площадь) до Петровского парка. Кондуктор трамвая объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Арка была разобрана, часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано этого не было.

После войны, в честь 150-летия победы в войне 1812 года возле Поклонной горы, с коей по преданию обозревал Москву поджидая тщетно ключей от ней Наполеон выстроили Бородинскую панораму. И было решено вскоре перенести и восстановить Триумфальную арку.

Да, надо сказать что в те времена это был за райончег. Нынче прибывающие и не догадываются, что здесь, в полукилометре от практически центрального сейчас ТТК полвека с небольшим назад была, собственно, деревня. Престижнейший район Кутзовского проспекта (впрочем, тогда это было убогое Можайское шоссе - Кутузовским станет только в 1962 году) был местом выгула коров окрестных колхозников и всё такое.


Вот, собственно - Можайское шоссе в 1959 году в районе Поклонки.

У дома 2 к 2 нынешнего Москва, собственно, кончалась. Можете убедится:


Видите - знак въезда за пейзанкой, собирающей цветочки на обочине загородного тракта? То-то.

Да, конечно, с самого конца 40-ых шло строительство помпезных кварталов, ставших ныне лицом Кутузовского и апофеозом "сталинского стиля", выразившихся в "Стиле позднего НКВД" радующих и нынче нас здесь или на Ленинском, но строительство шло ни шатко не валко, как видно на предыдущей фотке - у дома 2 (слева) нет ещё целого крыла, а дома 1 "а" и "б" тольуо строятся.

"Поклонка" так вообще ещё было нетронута, по её высоким склонам, нависающим над Можайским шоссе и Москвой-рекой в кустах прятались колпаки ЖБОТотов и вились траншеи, оставшиеся с 1941 года...

Сквозь кусты виден угол дома 2 по Кутузовскому. Начало 60-ых.


Ладно, оставим пока несчастную гору и продолжим про арку. Вобщем, в 1968-ом решили её восстановить на новом месте.

Вот здесь на фотке 1967 года, сделанной от улицы Ермолова слева вдали виден забор посередь проспекта вокруг начавшегося строительства:

Вот ещё фотка строительства:

Июнь 1967.

Кирпичные сводчатые перекрытия арки были заменены на железобетонные конструкции. Работа по отливке в металле была произведена на Мытищинском заводе по более 150 моделям; по деталям единственной сохранившейся колонны на заводе «Станколит» отлили 12 чугунных колонн (высота — 12 метров, вес — 16 тонн).

В ходе реконструкции надпись на аттике была изменена. Текст был взят с вмурованной в основании памятника бронзовой закладной доски: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Коней притащили из Музея Архитектуры, восстановили и установлили.

Вот фотка 1972 года, примерно с того же места, что и предыдущая, с открытия арки:

Ещё фотачки в разное время:

1968.

1970-72.

Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры стиля ампир в Санкт-Петербурге. Расположены на площади Стачек вблизи станции метро «Нарвская».

Нарвские триумфальные ворота были сооружены в 1814 году великим итальянским архитектором Дж. Кваренги за Обводным каналом на Петергофской дороге в честь победы России в русско-французской войне и предназначались для торжественной встречи русских войск. Эти ворота явились своеобразным отказом Кваренги подчиниться Наполеону, который во время Отечественной войны 1812 года призывал всех итальянцев уехать из России и вернуться на родину.

Джакомо Кваренги прибыл в Россию еще при Екатерине II и работал здесь при Павле I и Александре I. Этот зодчий сделал огромный вклад в развитие архитектуры Санкт-Петербурга: помимо Нарвских ворот, по его проектам были построены Александровский дворец, Смольный институт, Конногвардейский манеж, Английский дворец в Петергофе.
Его творения отличают изящество итальянского стиля, неоспоримый вкус и гармоничность пропорций.

Двенадцатиколонная арка увенчана Колесницей Славы с шестеркой коней. На аттике ворот - восемь крылатых Гениев Славы и Победы, у подножия - четыре изваяния русских витязей

Нарвские триумфальные ворота

14 апреля 1814 года в Санкт-Петербург с курьером пришло известие о вступлении русских войск в Париж. Этим событием Россия победоносно завершила войну с Францией. Сразу же после этого по предложению главнокомандующего генерала С. К. Вязмитинова состоялось экстренное заседание Сената для разработки "обряда торжественной встречи" победителей. Среди всех планируемых мероприятий оказалась и установка торжественных триумфальных ворот на Петергофской дороге, по которой в Санкт-Петербург должны были прибыть войска.

В Санкт-Петербурге и других городах России начали собирать пожертвования на строительство. Проектирование триумфальной арки начал архитектор Василий Петрович Стасов.
Но построить мемориальный комплекс до прибытия войск оказалось невозможным. Поэтому сооружение памятника доверили Джакомо Кваренги, как предложившему более простой вариант.
Уже существующие въездные каменные ворота у Калинкина моста, равно как и сам мост, было решено украсить живописью и скульптурой.


Триумфальные ворота

Всего за один месяц, к концу июля 1814 года, были построены деревянные триумфальные Нарвские ворота в виде однопролётной арки, увенчанной колесницей Славы-Победы с шестью конями. Скульптурное убранство памятника было создано И. И. Теребеневым.
Такое название памятнику было дано в связи с его расположением у начала дороги на Нарву.

По обеим сторонам от арки были построены четыре трибуны для зрителей. Для членов царской семьи были сооружены специальные галереи. Вдоль дорого оставили место для встречающих войска горожан.


Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад с частью трибун

Торжественное шествие первой гвардейской пехотной дивизии в составе Преображенского, Семёновского, Измайловского и Егерского полков состоялось 30 июля 1814 года.
6 сентября под аркой прошли лейб-гвардии Павловский и Финляндский полки, 18 октября - полки конной гвардии, кавалергарды, 25 октября - лейб-гвардии Казачий полк.

Спустя десять лет деревянные Нарвские ворота обветшали и стали опасны для прохожих. Их решили разобрать.
Но на их защиту встал участник войны генерал-губернатор М. А. Милорадович. Он смог добиться решения царя "Триумфальные ворота на Петергофской дороге, в своё время наскоро из дерева и алебастра построенные, соорудить из мрамора, гранита и меди".

Новые Нарвские триумфальные ворота было решено установить на Петергофской дороге, недалеко от моста через речку Таракановку. Для их сооружения был создан комитет под председательством М. А. Милорадовича. В состав комитета вошёл также президент Академии художеств А. Н. Оленин. В своей докладной записке он предлагал сохранить созданные Кваренги ворота в качестве модели, по которой будут строить и новый монумент.

Проет Нарвских триумфальных работ

5 августа 1827 года на расстоянии 20 метров от берега Таракановки начали рыть котлован под фундамент.

Торжественная закладка Нарвских ворот состоялась 26 августа 1827 года. Автором проекта памятника стал Василий Петрович Стасов. Архитектор увеличил ширину ворот и изменил их декоративное убранство. Газета "Северная Пчела" так описывала эти события:
"В пятницу, 26 августа, в день незабвенного в воинских летописях России сражения Бородинского происходила здесь, в Санкт-Петербурге, за Нарвской заставой, закладка новых триумфальных ворот в честь гвардейского корпуса. Там собраны были в строю все служащие в гвардейском корпусе генералы, офицеры и нижние чины, имеющие медали за 1812 год и за взятие Парижа, также кульмские кресты, всего более 9000 человек".


Василий Петрович Стасов.Нарвские ворота

Во время церемонии Стасов на золотом блюде преподнёс членам царской семьи (Николаю I, Александре Фёдоровне, цесаревичу, великим князьям и княгиням) камни с гравировкой, которые они в свою очередь передали для закладки на дно котлована.
Первым на это дно камень положил протоиерей Николай Музовский, последним - В. П. Стасов.
Кроме них честь положить камень в основание Нарвских ворот удостоились генерал Н. В. Голенищев-Кутузов, тайный советник В. И. Нелидов, А. Н. Оленин, генерал-адьютант П. И. Нейдгард, генерал-майор Балабин, инженер Трузсон, городской голова Кусов.

Одиннадцать закладных камней уложили в форме креста. На камнях, положенных членами царской семьи, золотом были выгравированы их именам. Имя Стасова - серебром.
На дно котлована также положили камень и медаль в память генерала от кавалерии Фёдора Петровича Уварова, завещавшего 400 000 рублей на памятник войне 1812 года.


Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад

После укладки камней Стасов на золотом блюде вынес золотые монеты, которые разложили на камнях. Последнюю из них положил сам архитектор. Затем на дно были положены георгиевские, кульмские кресты и медали. Монеты и медали сложили в углубление между плитами фундамента и закрыли памятной доской. Завершением церемонии стал марш гвардейцев вокруг места закладки Нарвских ворот.

В сентября 1827 года в фундамент были забиты 1076 свай. Длина каждой из них была больше восьми метров, а толщина - до полуметра. Между сваями уложили каменные плиты, а на них - слой гранитных плит толщиной до полуметра. Сверху также уложили полутораметровый слой из тосненских плит, затем такой же слой из гранита.

После завершения работ над фундаментом возведение Нарвских ворот остановилось на три года.
Долго решался вопрос выборе материала для памятника. Один из рассматриваемых вариантов предполагал использование сибирских и олонецких мраморов, оставшихся от строительства Исаакиевского собора.
Литейный завод Дмитрия Шепелева предлагал строительство ворот из чугуна, за что просил 532 000 рублей. Николай I первоначально принял именно это предложение и даже подписал смету на использование чугуна. Но Стасов настоял на том, что Нарвские ворота стоит построить из кирпича, который облицовывался бы медью.
В письме императору он писал:"Прочность таковой медной одежды можно считать превосходящей всякого крепкого камня, который в здешнем климате подвергается неминуемо по своей натуре впечатлениям более или менее ощутительным и оттого переменяющим вид свой при морозах и оттепелях" ... Медь "более противостоит старости, холоду и знаю... и от долгого времени покрывается самородною краскою приятного цвета".

Сразу убедить царя в своей правоте Стасов не смог. 22 апреля 1830 года Николай I распорядился строить Нарвские ворота из гранита. Проект Стасова отклонили. Но благодаря дальнейшим попыткам архитектора воплотить в жизнь свой вариант, Николай I всё таки принял решение в его пользу.
10 мая было решено "Триумфальные ворота строить согласно последнему предложения Комитета из кирпича с медной одеждой". А. Н. Оленин писал по этому поводу:
"Сооружаемые триумфальные ворота в честь гвардейского корпуса тем только отличаться будут от многих знаменитых древних и новейших сего рода зданий, что они вообще должны быть одеты медными листами, чего никогда ещё не было; следовательно они будут первые и единственные в своём роде".

Строительство Нарвских ворот возобновилось в августе 1830 года. Одновременно с этим были снесены деревянные триумфальные ворота Кваренги.

С самого начала на строительстве трудилось свыше 2 600 рабочих. При строительстве Нарвских ворот было уложено более 500 000 кирпичей.

В 1831 году на Александровском чугуннолитейном заводе начали изготавливать медные листы для облицовки Нарвских ворот. Их толщина составила 4-5 миллиметров. Медь, более 5 500 пудов, была взята из запасов Монетного двора.
На заводе также были выполнены все скульптуры, золочёными рельефными буквами выполнены надписи. 19 декабря 1831 года образцы деталей медного убранства Нарвских ворот были доставлены для осмотра в Зимний дворец.

Нарвские ворота строили быстро. За первую неделю июля правый пилон был построен на высоту 6 метров, левый - на 2 метра. К осени кирпичная основа уже была готова.
Но пожар 2 января 1832 года заметно отдалил окончание работ. Чтобы продолжать облицовку в зимнее время над воротами построили большой деревянный шатёр. Под ним работала кузница и обогревательные печи. Неосторожное обращение с огнём привело к пожару. Сгорели все деревянные служебные постройки, защитный шатёр, строительные леса. Пытаясь тушить огонь рабочие поливали раскалённый гранитный цоколь холодной водой, из-за чего в нём появилось много трещин.
Виновным в происшествии признали Александровский литейный завод, который оштрафовали на 20 000 рублей (стоимость гранитного цоколя и исправлений нанесённых пожаром дефектов).
Вместе с тем, Оленин отмечал, что "нет худа без добра... пожар высушил кирпичную кладку гораздо скорее, нежели ожидать можно было".

Ликвидировать последствия пожара удалось только к весне 1832 года. 26 сентября 1833 года Стасов доложил о завершении строительных работ и предложил "общим присутствием" оценить сделанное. Официальная комиссия, принимавшая памятник, высказала восторги и удивления по поводу высокого качества увиденного.

Общая высота ворот составляет 30 метров, ширина - 28 метров, ширина арки - 8 метров, высота свода - 15 метров. Силуэт арки описывают колонны коринфского ордена, между которыми установлены четыре статуи древнерусских воинов, созданных скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Совместные работы двух выпускников Академии художеств внесли огромный вклад в убранство города, оживив такие архитектурные памятники, как Казанский собор, Адмиралтейство, Главный штаб, Александрийский театр, Елагин дворец.
Мастерство скульпторов проявилось и в создании колесницы с богиней победы Никой, венчающей арку Нарвских ворот. Вместе с П. К. Клодтом, сотворившим шестерку бронзовых коней, запряженных в колесницу, скульпторы сумели выполнить неповторимый по своему единству и органичности монумент.

Над колоннами Нарвских ворот располагаются работы архитекторов М. Г. Крылова и Н. А. Токарева - восемь фигур Гениев Победы с копьями, венками, пальмовыми ветвями и трубами.
В тимпанах находятся летящие фигуры крылатых Слав работы скульптора И. Леппе.
Все скульптуры полны экспрессии, выразительности и живости и прекрасно вписываются в ансамбль Нарвских ворот.

Скульптуры для украшения Нарвских ворот первоначально планировали сделать из мрамора, купить их в Италии. Против этого выступил А. Н. Оленин:
"... в хороших скульпторах здесь недостатка нет... следовательно: будет ли прилично и выгодно заказывать в Италии то, что здесь можно исполнить и лучше и дешевле".

На пилонах ворот были перечислены отличившиеся в ходе войны гвардейские полки. На аттике поместили надпись на русском и латинском языках:
"Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834 г."
На восточном фасаде находится перечень мест сражений: Бородино, Тарутино, М. Ярославец, Красное, на западном - путь русской гвардии от Москвы до Парижа: Кульм, Лейпциг, Ф. Шампенуаз, Париж. Надписи над фигурами воинов сообщают названия гвардейских полков, участвовавших в сражениях: Драгунский, Гусарский, Уланский, Казачий, Кавалергардский, Конный, Кирасирский, Литовский, Гренадерский, Павловский, Финляндский, Морской экипаж, Преображенский, Семеновский, Измайловский, Егерский, артиллерийская бригада.
Еще две надписи гласят: "Повелением Александра I" и "Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего Гвардейским корпусом генерала Уварова".

Венчающая Нарвские ворота конная группа исполнена Петром Карловичем Клодтом (шестёрка коней), Степаном Пименовым (статуя Победы) и Василием Демут-Малиновским (колесница). Группа представляет собой колесницу, которой управляет богиня победы Ника. В её руках пальмовая ветвь и лавровый венок - символы мира и славы.

В нишах между колоннами Нарвских ворот помещены скульптуры древнерусских воинов, выполненные по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Одежда витязей исполнена по рисункам художника Ф. П. Солнцева, сделанных им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Скульптором И. Леппе были созданы крылатые олицетворяющие Славу женские фигуры.

Работы скульпторов утверждал лично Николай I. Им были одобрены статуи Клодта и Демут-Малиновского, забракованы модели Пименова, Токарева и Крылова. Отметив, что представленные ими модели статуй имеют "худую фигуру", император приказал заменить скульпторов. Приглашённые на их места Б. И. Орловский и С. И. Гальберг проявив солидарность с коллегами отказались от работы. Вместе с тем, модели нужно было предоставить на завод для отливки скульптур как можно скорее. Это вынудило оставить в проекте прежних скульпторов, а императору "не заметить" невыполнения его распоряжения.


На западном фасаде Нарвских ворот золотыми буквами составили список гвардейских кавалерийских полков русской армии, которые участвовали в войне 1812 года. На восточном фасаде перечислили названия пехотных полков. По краю фронтона - список главных сражений.

Открытие Нарвских ворот приурочили ко дню 21-й годовщины Кульмской битвы. 17 августа 1834 года на торжественной церемонии присутствовало множество горожан. Под аркой прошли маршем отмеченные на памятнике гвардейские полки.


Торжественное возвращение гвардии 31 июля 1814 г. в С.-Петербург и торжественное прохождение через Нарвские ворота.

Сразу же после окончания строительства площадь вокруг Нарвских ворот засыпали песком и разровняли. Стасов категорически настоял на том, чтобы площадь от памятника постепенно снижалась, таким образом показывая доминирующее его положение. Высоту площадки заранее рассчитали так, чтобы Нарвские ворота не страдали от наводнений. Необходимый уровень установили по высоте подъёма воды во время наводнения 1824 года.
Площадь вокруг Нарвских ворот (площадь Стачек) также является идеей Стасова. Она возникла "Дабы дать приличное расстояние для зрения, необходимое для всяких строений, а особенно для знатных памятников".

В 1839 году историк И. Пушкарёв писал:
"Въезд в Петербург со стороны Нарвского тракта вполне достоин столицы... глаза ваши, скользя по разнообразным домикам, останавливаются напоследок на площади триумфальных ворот. Внимание ваше привлекают эти колоссальные рыцари, торжественная колесница, несущая богиню победы, стараетесь прочесть надпись и не чувствуете, как шлагбаум упал и вы очутились уже в самом города..."

При составлении технических отчёта и описания Нарвских ворот Стасов отметил стоимость всех проведённых работ - 1 110 000 рублей.

Во Время созданий триумфальной арки у архитектора появилась идея о включении в неё музея Отечественной войны 1812 года. Эта идея поддержана не была. В воротах разместилась казарма караульной службы Нарвской заставы.

Уже в 1877-1880 годах был проведён первый ремонт монумента. Часть медных листов пришлось заменить листовым железом - прочность меди оставила желать лучшего. Таким образом выяснилось, что при выборе материала для ворот был прав Николай I, а не Стасов. Медь при петербургском климате быстро коррозирует. Ещё более ускорился этот процесс после совмещения в облицовке разных металлов (меди и железа).


Нарвские ворота, 1910-е года


Нарвские ворота.1929

Длительный и неэффективный ремонт Нарвских ворот начался в 1925 году. Прервали его с началом войны в 1941 году. Во время ведения боевых действий Нарвские ворота получили более 2 000 осколочных повреждений. Памятник находился недалеко от края обороны Ленинграда.

В 1945 году при возвращении в город войнов-победителей Нарвские ворота вновь выполнили роль триумфальной арки.

Реставрацию памятника продолжили в 1949-1952 годах. Проект работ составил архитектор И. Н. Бенуа. Были заменены медная кровля, чугунные винтовые лестницы и напольные плиты. Были воссозданы утраченные элементы декора (спицы колеса триумфальной колесницы, орнамент на кузове колесницы), отремонтированы повреждённые части памятника (крылья Славы-Победы, лошади, триумфальные венки и части оружия).

Очередной ремонт Нарвские ворота пережили в 1978-1980 годах. При этом была выложена площадка вокруг памятника, переложены инженерные коммуникации. Ворота были ограждены гранитным поребриком, под ними сооружён подземный переход.

Внутри Нарвских ворот находится три этажа и подвал, которые со второй полвины 19 века использовались под городской архив. После нескольких реставраций, в 1987 году, в помещении ворот была открыта экспозиция Музея городской скульптуры, содержащая материалы по истории Отечественной войны 1812 года и истории строительства Нарвских триумфальных ворот.
Спустя полтора столетия стала реализована идея автора памятника.

Последний капитальный ремонт монумента производился накануне 300-летия Санкт-Петербурга. Медные листы были отремонтированы и вычищены. Часть из них была заменена, так же как и некоторые детали орнамента. При чистке поверхности памятника был применён бесконтактный метод, позволяющий не повреждать металл. Не удалось отреставрировать искажённое лицо Богини Славы. Предполагается, что её облик исказила вибрация от проезжающего вокруг Нарвских ворот транспорта. Были отреставрированы капители и цоколи колонн, две винтовые лестницы внутри ворот. Вновь заменили все инженерные коммуникации и переложили крышу. При расчистке Нарвских ворот был установлен их первоначальный цвет, который и был придан монументу.

***

Санкт-Петербург и пригороды










Триумфальные ворота на площади Победы - одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской истории - Отечественной войне 1812 года. И немного осталось старожилов, которые видели величественное сооружение совсем на другом месте…

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте.
Автор И.С. Буров. Москва. 1984 год

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка - она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе - его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях - немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств - город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника - крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города - по-русски, наружу - на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .



Площадь Новых Триумфальных Ворот.
Автор П.П. Павлов. Москва. Конец ХIХ - начало ХХ века

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию - пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок - его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд - сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…



Триумфальные ворота.
Автор неизвестен. Москва. Начало 1930-х годов

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы - арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.



Вид на Красные ворота с пролётки.
Автор Н.М. Щапов. Москва. 20 апреля 1902 года

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе - речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок - Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус - божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря - вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII - начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.



Празднично оформленный вход на ярмарку в год 800-летия Москвы.
Автор – М. Чернов. Дата съёмки - 1947 г.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место - на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы - на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент - спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.



Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города .

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

Краевский Б.П. Триумфальные ворота. - М.: Московский рабочий, 1984.
Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. - 2012. - № 5 (257). - С. 91–96.
Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. - М.: Эксмо, 2010.
Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2015. - Вып. 3 (19). - С. 102–119.

Елена Викторовна Харитонова

Из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы

Летом 1814 года Москва готовилась к встрече русской армии, возвращавшейся из Парижа после победы над французскими войсками. По этому случаю на площади Тверской заставы построили Триумфальные ворота, через которые процессия во главе с императором Александром I должна была проследовать в город. Закончились торжества, отгремели праздничные салюты, и памятник славы русского оружия остался стоять в начале Петербургского шоссе. Деревянное строение быстро ветшало, и через 12 лет было решено заменить его каменным. Составление проекта поручили «главному архитектору» Москвы О. И. Бове.

Первоначально речь шла о простой замене деревянных ворот каменными. Они должны были сочетаться с кордегардиями Тверской заставы - деревянными постройками, где размещались караульные и чиновники, проверявшие документы проезжавших. Окончательный вариант планировки площади у главного въезда в Москву из Петербурга был принят в апреле 1829 года. Согласно ему, Триумфальные ворота строились точно на оси Большой Тверской-Ямской улицы, а отрезок Петербургского шоссе, примыкавший к заставе, выпрямлялся и благоустраивался. Ворота сочетались с двумя новыми каменными зданиями кордегардий, которые дополняли основное сооружение и, соединяясь с ним чугунными решетками, образовывали площадь - одну из самых красивых в Москве того времени.

17 августа 1829 года состоялась церемония закладки Триумфальных ворот. В фундамент легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года - «на счастье». Надпись на плите гласила, что «сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества Российских воинов в 1814 году и возобновления сооружения великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков»1. Строительство растянулось на пять лет. Возводились ворота из кирпича, а облицовывали так называемым белым татаровским камнем - редким и ценным, добывавшимся в карьерах близ села Татарово под Москвой.

О. И. Бове проектировал Триумфальные ворота как синтез архитектуры и скульптуры. Пока шло сооружение основной конструкции, за создание их скульптурного оформления взялись выпускники Петербургской академии художеств И. П. Витали и И. Т. Тимофеев. Мощные фигуры древних воинов в пластинчатых доспехах и островерхих шлемах расположились на высоких постаментах между каждой из шес-ти пар колонн. Простенки над фигурами украшали рельефы «Изгнание французов» и «Освобождение Москвы». Вертикальный строй колонн завершали аллегорические фигуры Твердости и Храбрости. На пышно орнаментированном фризе разместили изображения гербов тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года, а также медальоны с инициалами Николая I. Шестерка коней, запряженных в колесницу Славы, в которой гордо стояла крылатая богиня Победы, венчала ворота. Надпись на фронтоне, утвержденная Николаем I, гласила: «Благословенной памяти Александ-ра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Со стороны города надпись была выполнена на русском, а с противоположной - на латинском языке.

Все чугунные детали ворот отливали на Алексинском заводе в Тульской губернии. Декоративное литье было тяжелым и громоздким - от 7 до 14 тонн отливка. Пришлось ждать санного пути, чтобы доставить обозом все эти медальоны с гербами, многофигурные рельефы, чугунные доски с изображением военных доспехов. О. И. Бове не дожил несколько месяцев до торжественного открытия Триумфальных ворот, состоявшегося 20 сентября 1834 года, - заканчивал строительство монумента его младший брат Михаил.

У полосатого шлагбаума и кордегардий, увенчанных низкими плоскими куполами, днем и ночью царило оживление: дилижансы, помещичьи дормезы, казенные тройки. Все изменилось в 1850?х годах, когда началось регулярное железнодорожное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Тверская застава потеряла свое былое значение, а вскоре исчез и шлагбаум. В. А. Гиляровский так описывал площадь Тверской заставы в конце XIX века: «В домиках кордегардии при мне уже помещались то городские метельщики, то полицейская стража, то почтенные инвалиды, растиравшие на крыльце, под дорическими колоннами, в корчагах нюхательный табак для любителей?нюхарей. Потом поместилась в одном из домиков городская амбулатория, а в другом - дежурка для фельдшера и служителей. Кругом домика, с правой стороны ворот, под легкой железной лестницей, приделанной к крыше с незапамятных времен, пребывали «холодные сапожники», приходившие в Москву из Тверской губернии с «железной ногой», на которой чинили обувь скоро, дешево и хорошо. Их всегда с десяток работало тут, а их клиенты стояли у стенки на одной ноге, подняв другую, разутую, в ожидании починки»2.

В 1872 году под воротами проложили линию конки: маленькие двухэтажные вагончики, запряженные парой лошадей, возили пассажиров от Воскресенской площади до Тверской заставы. Маршрут первого в Москве трамвая также проходил под сводами арки - Страстная площадь и Петровский парк были конечными его остановками.

В канун столетия Бородинской битвы Триумфальные ворота слегка обновили и почис-тили. В день юбилея делегация города возложила к их подножию венок.

В 1935 году принимается Генеральный план реконструкции Москвы. Среди прочего в нем предусматривалось расширение улиц и площадей, особенно в центральной части города. Этот план и решил судьбу Триумфальных ворот. В начале июля 1936 года на страницах московских газет появились сообщения об их сносе.

Строго говоря, ворота, простоявшие 102 года и ставшие одним из символов Мос-квы, планировалось не снести, а разобрать, чтобы позднее их можно было бы восстановить на новом месте. Окончание работ, порученных тресту «Мосразборстрой» и проводившихся под наблюдением представителей Музея архитектуры3, намечалось на начало августа 1936 года. К этому времени предполагалось завершить не только разборку самих ворот, но и благоустройство участка площади Белорусского вокзала, на котором они находились. Параллельно с демонтажом конструкций специалисты музея делали обмеры, составляли чертежи фасадов, планы всех шес-ти ярусов, фотографировали сооружение со всех ракурсов. Часть основных конструкций, скульптуры, горельефы и другие украшения перевезли на территорию бывшего Донского монастыря - филиала музея. Крупные элементы оформления разбирали на части и в таком виде транспортировали. Мастера, их создавшие, оставили в «Колеснице Славы» ключи, при помощи которых и происходила разборка. Перед тем, как экспонировать привезенные скульптуры, их предстояло отреставрировать: очистить, покрыть специальной олифой, натереть графитом и прочее. В 1939 году реставрация была завершена.

Поскольку восстановление ворот в ближайшее время не планировалось, элементы их оформления устанавливались на территории музея капитально. Горельефы поместили в нишах монастырской стены, фигуры воинов заняли места на пьедесталах вдоль центральной аллеи, «Колесницу Славы» водрузили на специально для нее созданном постаменте.

Почти три десятилетия московские влас-ти не вспоминали о творении О. И. Бове. В 1966 году Моссовет принял решение о воссоздании Триумфальных ворот. Из нескольких мест их возможного размещения выбрали площадь Победы на Кутузовском проспекте. Неподалеку находился музей «Кутузовская изба», который в 1962 году стал филиалом открывшегося Музея?панорамы «Бородинская битва». Таким образом, Триумфальным воротам предстояло завершить мемориальный ансамбль, посвященный событиям войны 1812 года.

Главному архитектурно?планировочному управлению Москвы было поручено разработать проект и составить документацию, необходимую для воссоздания памятника. В этом принимали участие специалисты мас-терской № 7 Моспроекта-3 и мастерской № 4 Мос-проекта-1. Непосредственно работы осуществлялись СУ № 37 Треста по строительству набережных и мостов. Триумфальные ворота у Тверской заставы стояли на деревянных сваях. И на Кутузовском их решили поставить на сваи, но только на стальные, а не на дубовые. Кирпичный свод арки заменили железобетонным, цоколь и стены вместо кирпича сделали из монолитного бетона. Для облицовки использовали известняк, добытый в Бодракском месторождении (Крым). Сложнее всего оказалось восстановить в первозданном виде чугунный декор. В ходе разборки ворот пострадали некоторые фигуры, утерялись отдельные детали оформления. Их пришлось изготовлять заново на Мытищинском заводе художественного литья. На московском заводе «Станколит» отлили двенадцатиметровые чугунные колонны.

6 ноября 1968 года состоялось торжественное открытие Триумфальных ворот. Внешне они выглядели такими, как и полтора столетия назад, только надписи на досках изменились: на одной воспроизведен текст с закладной доски, положенной в основание ворот в 1829 году, на другой - строки военных приказов: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши, потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своей спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска!.. Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем».

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Автор И.С. Буров. Москва. 1984 год Фото: Главное архивное управление города Москвы

Триумфальные ворота на площади Победы — одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской истории — Отечественной войне 1812 года. И немного осталось старожилов, которые видели величественное сооружение совсем на другом месте…

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко .

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91-96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102-119.