У какого здания убили леннона. Как сейчас выглядит убийца Джона Леннона

Перевод для mixednews — Света Гоголь

НОВАЯ СЕНСАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ 30 ЛЕТ СПУСТЯ

«Официальное расследование этого убийства велось настолько небрежно, что в голове не укладывается».
«Мне казалось, что убив его, я стану кем-то, но вместо этого стал убийцей, а убийца никем не может быть».

Многие американцы, рождение которых пришлось на так называемый «бэби-бум» а становление – на «разгульные шестидесятые», вспоминают тихий понедельник 8 декабря 1980 года как день, когда умерла Музыка.

Загадочный, харизматичный, а порой и совершенно безумный Джон Леннон, шатаясь, появляется на пороге фешенебельного жилого дома Дакота в Нью-Йорке, в котором экс-битл прожил почти восемь лет. Из четырех пулевых ранений хлещет кровь, кассеты с только что записанной песней «Прогулка по тонкому льду» со стуком падают на пол…

Марк Чепмен получает автограф Джона Леннона у входа в фешенебельный многоквартирный дом Дакота (Нью-Йорк) за несколько часов до убийства бывшего битла.
Марк Чепмен, каким его сыграл Йонас Болл в фильме «Убийство Джона Леннона».

В тот день Леннон возвращался из студии довольно поздно, но ещё надеялся увидеть Шона, своего сына, перед тем, как тот отправится в постель.

Леннон и Йоко Оно, его жена и музыкальный соавтор, не стали въезжать в охраняемый внутренний дворик, их белый лимузин притормозил у тротуара перед домом.

Йоко поспешила вперёд, механически кивнув незнакомцу, — возле дома всегда околачивались фанаты и просто любопытные в надежде увидеть звёздную чету.

Экс-битл устало шёл сзади и успел сделать три-четыре шага, прежде чем услышал: «Мистер Леннон?»

Джон оглянулся. Этот парень уже не раз попадался ему на глаза в последнее время. И даже получил автограф на обложку новой пластинки «Двойная фантазия» несколько часов назад.

Но теперь у незнакомца была другая цель. Он опустился на одно колено и занял боевую позицию, сжимая в руке револьвер 38-го калибра.

Прогремели пять выстрелов. Четыре пули, специально приспособленные для того, чтобы причинить максимум физических повреждений, пронзили спину, бок и плечо Леннона.

В меня стреляли! В меня стреляли!– прохрипел музыкант, добравшись до вестибюля. Через 25 минут врачи констатировали его смерть в результате потери крови.

Тем временем убийца, маленький и пухлый Марк Чепмен 25-ти лет от роду, спокойно стоял на месте. Ещё тёплый револьвер лежал на земле рядом с залитыми кровью очками Леннона.

Чепмен прислонился к стене Дакоты и принялся лихорадочно перелистывать томик «Над пропастью во ржи». Главный герой этого культового романа Дж.Д.Сэлинджера о подростковом кризисе, очевидно, был одним из главных вдохновителей того, что он только что сделал.

Мир, шокированный жестокой и бессмысленной смертью Леннона, тут же окрестил Чепмена недоумком, одержимым манией величия, в биографии которого, как оказалось, были и наркотики, и проблемы с психикой.

Ещё в школе он терпел издевательства и находил убежище в воображаемом мире, в котором был властелином и распоряжался чужими судьбами.

Повзрослев, Чепмен так и остался неприкаянным подростком, только теперь пустоту своей жизни он пытался заполнить музыкой «Битлз».

Одиночка по натуре, он отождествлял себя с Ленноном, который жил почти отшельником, отгородившись от полного опасностей внешнего мира и от завистливой публики. В конце концов Чепмен и вовсе перестал отделять личность кумира от своей собственной.

И вдруг он узнаёт об огромном состоянии и растущей бизнес-империи Леннона! Недавнее божество вмиг оказалось свергнутым с небес.

Он чувствовал себя преданным, лично оскорблённым. Он выследил и застрелил экс-битла, отравленный гремучей смесью из жажды возмездия и желания хоть чем-нибудь прославиться.

Такой мы знаем эту историю. Однако, накануне 30-й годовщины гибели Леннона, на поверхность вновь всплывает теория, которая может изменить общепринятое представление о давней трагедии.

Теория эта выглядит, мягко говоря, несколько надуманной. Но, оказавшись правдой, способна потрясти и ужаснуть миллионы фанатов, для которых Леннон и по сей день остаётся иконой.

Чепмен был только марионеткой, – заявляет в своей новой книге Фил Стронгман, – ЦРУ – вот настоящий убийца Джона Леннона.Заказчиками преступления Стронгман считает экстремистов, принадлежащих к правому крылу политической элиты Америки.

Он приходит к этому спорному заключению, подвергая сомнению множество так называемых «фактов», связанных с делом, включая утверждение, что Чепмен был фанатом «Битлз» и Леннона.

Стронгман пишет, что вплоть до уикенда перед убийством, у Чепмена, «помешанного», по версии следствия, на Ленноне «фаната из фанатов», не было ни одной книги или пластинки Леннона. Ни единой! Какой уж там «фанат», и что за «помешательство»…

Он отвергает и такой часто повторяемый аргумент, что в день убийства Чепмен носил в рюкзаке 14 часов записей песен Леннона. Их нет ни на одной фотографии, их никогда не демонстрировали по той простой причине, что их никогда и не было.

Так что Чепмен не был просто «охотником за автографами», который зашёл слишком далеко. Так же, как, по мнению Стронгмана, он не мог убить Леннона и ради 15-минутной славы.

«Если ему не хватало внимания, почему, в таком случае, он упустил уникальный шанс и не устроил судебный «процесс века»? Признав себя виновным, Чепмен утратил всё внимание, которого он, по его собственным словам, так добивался. Почему?»

Ключом к тому, что произошло в действительности, Стронгман считает именно невероятное спокойствие убийцы после выстрелов. Это спокойствие и дало ему повод предположить, что смерть Леннона была секретной операцией, организованной по заказу правительства.

Если Чепмен выглядел зомбированным, когда ждал полицию после убийства, то только потому, что действительно был таковым.

Стронгман предполагает, что Чепмен был завербован ЦРУ и проходил специальную подготовку во время своих многочисленных поездок по всему миру. Известно, что он чудесным образом оказывался в местах, которые никак нельзя назвать привлекательными для молодого человека из Джорджии.

Довольно подозрительно, например, что Чепмен приехал в Бейрут в то время, когда ливанская столица была центром активности ЦРУ и, по слухам, одним из сверхсекретных тренировочных лагерей, готовивших наёмных убийц. Другой лагерь находился на Гавайях, где Чепмен жил несколько лет.

Кроме того, кто мог оплатить молодому человеку без гроша в кармане кругосветное путешествие в 1975-ом, включавшее в себя посещение Японии, Великобритании, Индии, Непала, Кореи, Вьетнама и Китая?

Похоже, деньги никогда не были проблемой для Чепмена, однако, никто никогда даже не пытался выяснить, откуда они брались.По мнению Стронгмана, остаётся предположить, что казначеем Чепмена были секретные службы.

По-видимому, во время одного из этих путешествий ему основательно промыли мозги. Для ЦРУ это было проще простого, учитывая длительный опыт Чепмена в употреблении наркотиков и разработанные к тому времени приёмы управления сознанием, такие, например, как гипноз. Используя подобные приёмы, секретные службы одновременно получали и наёмных убийц для устранения возмутителей спокойствия, и козлов отпущения, на которых такие убийства можно было повесить.

Стронгман убеждён, что книга «Над пропастью во ржи» была частью программы по зомбированию Чепмена, её спусковым механизмом, который приводился в действие при помощи нескольких простых кодовых слов. Они могли быть, например, записаны на магнитофонную кассету, переданы телеграммой, по телексу или даже по телефону.

Теоретики конспирации, как известно, долгое время подозревали как американцев, так и их противников-коммунистов в использовании подобных методов для активизации «спящих» наёмников, примерно так, как это представляли себе создатели фильма «Маньчжурский кандидат».

Это ещё менее вероятно, — считает он, — чем версия убийства Джона Кеннеди стрелком-одиночкой Ли Харви Освальдом или убийства Роберта Кеннеди от рук Сирхана Сирхана.Стронгман подвергает сомнению даже тот факт, что роковые выстрелы были сделаны Чепменом.

Пули вошли в тело Леннона так близко друг к другу, что эксперты с трудом определили разные точки входа. Если все эти выстрелы сделаны Чапменом, его стрелковое мастерство было просто поразительным.

На самом деле маловероятно, что он сделал хоть один выстрел. Чепмен стоял справа от Леннона в то время как все раны Леннона, как стало известно позже из заключения патологоанатома и свидетельства о смерти, находились на левой стороне его тела.

Стронгман настаивает, что на месте преступления должен был находиться ещё один стрелок. Настоящим убийцей, по его мнению, мог быть агент спецслужб, работавший в здании Дакота.

Его странное спокойствие после убийства не привлекло внимания следствия: не был проведён тест на наркотики, его «запрограммированное» состояние (формулировка, которую повторил не один офицер полиции) не было исследовано, его предшествующие действия не были тщательно проверены.

Говоря попросту, официальное расследование этого убийства было настолько небрежным, что в голове не укладывается.

Вероятнее всего, — приходит к выводу Стронгман, — что ФБР и ЦРУ вступили в сговор, чтобы скрыть правду, и что заказчиками убийства Леннона были некие таинственные фигуры в правящих кругах Америки.

Но почему Леннон оказался в их черном списке? По всей видимости, он сильно раздражал могущественное правое крыло Америки, в первую очередь своими протестами против войны во Вьетнаме и многочисленными пацифистскими заявлениями.

Современникам «Битлз» эти аргументы вряд ли покажутся убедительными. Конечно, Леннон был сумасбродом и, безусловно, был гениален в своем сумасбродстве. Но он был только мечтателем, не деятелем.

Он писал песни, играл на гитаре, фонтанировал забавными идеями. Он заставлял нас улыбаться. Он был дерзким…

Но он не собирался свергать капитализм. Он слишком хорошо жил для этого. Однажды, когда Джон сетовал своему помощнику на чрезмерные расходы, он услышал в ответ строчку из своей песни: «Imagine no possessions» («Представь – никакой собственности»), на что немедленно парировал: «Это всего лишь песня!»

С другой стороны, тот факт, что некоторые документы, связанные с расследованием деятельности Леннона, до сих пор остаются под грифом секретности, косвенно подтверждает версию Стронгмана.

Он пишет: Я убеждён, как только может быть убеждён человек, что преступление, совершённое в декабре 1980 года, прикрывали люди из ФБР и ЦРУ. Они, вне всяких сомнений, приложили руку и к самому убийству.

Между тем, Чепмен — сумасшедший преследователь или зомбированный убийца — продолжает жить. И если допустить, что теория Стронгмана справедлива, то совершенно непонятно, как он умудрился пережить три десятилетия в одной из самых жестоких тюрем Америки, несмотря на опасную информацию, которой до сих пор обладает.

Он остаётся в Нью-Йорке, в тюрьме Аттика, вот уже 30 лет из своего пожизненного заключения, что намного превышает установленный судом минимальный срок в 20 лет.

Когда в 2006 году комиссия по досрочному освобождению попросила его объяснить, почему он убил Леннона, Чепмен ответил: Я думал, что стану знаменитым… Я хотел оказаться в центре внимания, и мне это удалось.

Другой комиссии он признался, что в 1980 году он составил длинный список потенциальных жертв, в котором, среди прочих, были имена Лиз Тейлор, ведущего ток-шоу Джона Карсона, и Пола Маккартни.

Они были знамениты, вот и вся причина, — сказал он, — и, убивая их, я бы тоже мгновенно прославился…

Он остановился на Ленноне, по его собственным словам, только потому, что к зданию Дакота было легче всего подобраться. Мне казалось, что убив его, я стану кем-то, а вместо этого я стал убийцей, а убийца никем не может быть. Вместо того чтобы убить себя, я убил другого, о чём жалею.

В 2006 году его четвёртое прошение об освобождении, встреченное, как всегда, протестом Йоко Оно, было отклонено. Та же история повторилась в 2008, потом ещё раз в этом году. Марк Чепмен имеет право на следующую попытку в 2012 году.

Дата рождения: Гражданство:

США

Наказание: Убийства Количество жертв: Период убийств: Оружие:

6-ти зарядный револьвер 38 калибра

Мотив:

самоутверждение и привлечение внимания

Дата ареста:

Биография

Родился в 1955 году в штате Техас в семье сержанта американских ВВС Дэвида Кёртиса Чепмена и медсестры Кэтрин Элизабет Пис. С 10-летнего возраста Чепмен стал заядлым битломаном. Марк играл на гитаре в школьной рок-группе и все годы собирал пластинки the Beatles. Комната Чэпмена была обклеена плакатами с изображением кумиров. В подражание им он отрастил длинные волосы и одевался неизменно а-ля the Beatles. Когда the Beatles распались, ему исполнилось 15 лет. А через год Марк исчез из Атланты, где жил и учился. Говорили, будто отправился в Лос-Анджелес. Когда он вернулся, друзья не узнали его - это был совсем другой человек. Он ходил по школе и предлагал всем купить пластинки из его «битловской» коллекции. Изменился и внешний облик Марка - короткая стрижка, белая рубашка, на шее строгий чёрный галстук. Оказалось, Чепмен вступил в «Ассоциацию молодых христиан», мало того - стал её активистом, во время школьных перемен внимательно изучал Священное писание.

После школы Чепмен нигде не учился, у него не было определенной профессии. В период после окончания школы и до ареста у ворот «Дакоты» он много путешествовал в качестве «агента по делам азиатских беженцев». География его поездок включала Южную Корею, Японию, Гонконг, Таиланд, Ливан и Англию. Из Ливана Чепмен привез магнитофонную запись уличной перестрелки. Дома он прослушивал эту ленту по нескольку раз. По свидетельству очевидцев, она его «сильно возбуждала и одновременно наводила на него ужас». С декабря 1979 года Чэпмэн устраивается сторожем в кооперативном доме «Вайкики» в центре Гонолулу . В последний день работы в «Вайкики» (23 октября 1980 года) сторож Чепмен расписался в рабочем журнале не как «Марк Чепмен», а как «Джон Леннон». Рассчитавшись с «Вайкики», Чепмен купил пистолет, занял 2 тысячи наличными и, не объяснив толком жене, куда он едет, переправился через Тихий океан.

Убийство Джона Леннона

Место убийства. Чепмен находился на улице около ближних (на этой фотографии) ворот и стрелял в спину Леннону, подходившему вместе с Йоко Оно к дальним воротам.

Прошения о помиловании

Чепмен 7 раз подавал такие прошения (последний раз в августе 2012), все они были отклонены. Подача Чепменом прошений вызвала негативную общественную реакцию. Так, Йоко Оно перед рассмотрением первого прошения в октябре 2000 года направила письмо в комиссию по помилованиям штата Нью-Йорк. Называя Чепмена «субъектом», Йоко, в частности, писала, что не будет чувствовать себя в безопасности, если он будет освобождён, и что освобождение Чепмена было бы несправедливым по отношению к Джону Леннону, который не заслуживал смерти; кроме того, освобождение Чепмена может привести к насилию в отношении него самого .

3 октября 2000 года комиссия по помилованиям рассмотрела и отклонила первое прошение Чепмена, в котором он утверждал, что справился со своими психологическими проблемами и больше не представляет опасности для общества. В решении комиссии, в частности, отмечалось, что Чепмен по-прежнему заинтересован в поддержании своей известности, что и являлось мотивом убийства.

Кроме того, комиссия твёрдо убеждена, что Ваше условно-досрочное освобождение в данный момент умалило бы серьёзность преступления и послужило бы к подрыву уважения к закону.

40.776436 , -73.976006

Джон даёт автограф убийце за несколько часов до смерти. Последнее фото Леннона

На момент убийства Джон Леннон с семьёй (женой Йоко Оно и пятилетним сыном Шоном) проживал на Манхеттене , в доме под названием «Дакота », рядом с Центральным парком . Как рассказывают близко знавшие Леннона и Оно люди, в семье царил мир, а сам Леннон чувствовал жизненный подъём, он даже написал песню Life Begins at 40 (Жизнь начинается в 40). За 3 недели до своей смерти, 17 ноября 1980 года Джон выпустил альбом Double Fantasy , хорошо принятый критикой и поклонниками. Это было триумфальное возвращение Леннона после пятилетнего молчания (предыдущий альбом вышел в 1975 году), связанного с рождением долгожданного ребёнка, воспитанию которого он и посвятил эти годы.

Убийство

Джон с Йоко вернулся домой около 22:50, чтобы пожелать спокойной ночи Шону. Лимузин не заезжал во внутренний двор Дакоты, Джон и Йоко вышли на 72-й улице. Джон поравнялся с Чепменом и бросил на него короткий взгляд, Йоко шла чуть впереди. Они прошли в арку дома (некоторые утверждают, что перед выстрелами убийца окликнул Леннона, но сам он этого не помнит) и Марк Чепмен выстрелил в спину 5 раз, первая пуля прошла над головой, остальные попали в Джона: две в район сердца, две в левое плечо. Пройдя, шатаясь, 5 шагов Джон упал.

Швейцар Perdomo выбил пистолет из рук убийцы и бросил его на тротуар. Он заорал на Чепмена: «Do you know what you’ve done? (Ты знаешь, что ты наделал?)». Тот спокойно ответил: «Yes, I just shot John Lennon (Да, я только что застрелил Джона Леннона)». Чепмен снял пальто и шапку, продемонстрировав, что безоружен. Он не пытался скрыться и оставался на месте преступления до прибытия полиции. При нём была обнаружена книга «Над пропастью во ржи » Сэлинджера в бумажной обложке. На внутренней стороне обложки было написано рукой Чепмена: To Holden Caulfield. From Holden Caulfield. This is my statement. (Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Это мои показания.)

Вход в Дакоту

В 22:55 на место преступления приехала полиция. За 5 минут преодолев 15 кварталов, машина скорой помощи привезла Джона в больницу имени Рузвельта. Доктор Стефан Линн принялась за меры по спасению Леннона. Когда он прибыл, у него не было пульса и он не дышал. Доктор Линн и двое других врачей работали в течение 20 минут, вскрыв грудную клетку и попытавшись предпринять прямой массаж сердца, чтобы восстановить кровообращение, но повреждения кровеносных сосудов вокруг сердца были слишком велики. Леннон был объявлен мертвым по прибытии в отделение скорой помощи в больнице Рузвельта в 23:15. Доктор М. Эллиотт Гросс, главный судмедэксперт, говорил, что никто не мог бы прожить несколько минут после таких множественных ранений. Ведь Леннон был убит четырьмя выстрелами полыми изнутри пулями , которые расширяются при входе в цель и серьезно разрывают большую часть внутренних тканей. Пораженные органы Леннона были практически уничтожены в результате выстрелов. Его жена, рыдая, «О нет, нет, нет, нет… скажите мне, что это неправда», была доставлена в больницу Рузвельта и уведена в шоке после того как она узнала, что её муж умер. В этот момент в больнице зазвучала песня «All My Loving ».

На следующий день Оно объявила: «Похорон Джона не будет. Джон любил и молился за человеческий род. Сделайте то же за него, пожалуйста. С любовью, Йоко и Шон». 10 декабря 1980 года , тело Джона было кремировано на кладбище Фернклиф. Прах отдали Йоко.

Реакция на убийство

Убийство Леннона шокировало остальных экс-битлов и усилило в них уже существовавшие опасения за свою жизнь. Пол Маккартни однажды сказал об этом:

Мы, три битла, узнали эту новость утром, и вот что странно: мы все реагировали на это одинаково. Отдельно, но одинаково. В тот день мы все пошли на работу. Все. Никто не мог оставаться дома наедине с такой вестью. Мы все почувствовали желание пойти на работу и побыть с людьми, которых мы знали. Пережить это было невозможно. Надо было как-то заставить себя двигаться дальше. Я весь день проторчал на работе, но все делал, будто в трансе. Помню, вышел я из студии и ко мне подскочил какой-то репортер. Мы уже отъезжали, и он сунул микрофон в окошко машины, крикнув: «Что ты думаешь о смерти Джона?» Измученный и потрясенный, я выдавил лишь: «Это такая тоска». Я имел в виду, тоска в самом сильном смысле, знаете, как говорят, вкладывая в одно слово всю душу: тоска-а-а-а… Но когда читаешь такое в газете, видишь только одно сухое слово «Young Americans» которого Леннон принимал небольшое, но важное участие. Марк Чепмен присутствовал на пьесе «Человек-Слон» (в которой Боуи исполнял роль Джозефа Меррика), фотографировал Боуи у дверей на сцену и сразу после этого уехал в Дакоту для того, чтобы застрелить Леннона. Полиции он заявил, что если бы ему не удалось убить Леннона, он бы вернулся в театр и застрелил Дэвида Боуи. У Чепмена нашли программку пьесы «Человек-Слон», на которой имя - Дэвид Боуи, было жирно обведено чёрными чернилами .

В настоящее время

Чепмен отбывает пожизненное заключение в тюрьме «Аттика». Начиная с 2000 года он имеет право раз в два года подавать прошение о досрочном освобождении, которым неизменно пользуется, каждый раз также неизменно получая отказ.

По иронии судьбы, об этой же тюрьме Джон пел в одной из своих песен.

5 выстрелов, 34 года в тюрьме и 8 прошений о помиловании. Это все о Марке Дэвиде Чепмене — том самом, который вечером 8 декабря около особняка «Дакота» на Манхэттене окликнул экс-битла «Мистер Леннон!», а затем расстрелял музыканта. Чэпмен даже не попытался скрыться. Полиция застала его на месте преступления за чтением любимой книги «Над пропастью во ржи».

Чепмен тогда заявил полицейским, что зашифрованный приказ убить Леннона он нашёл как раз на страницах романа. На суде молодой человек сразу признался в совершенном преступлении. 24 августа 1981 был вынесен приговор — убийцу Джона Леннона признали вменяемым, он был осужден на пожизненное заключение с правом подачи прошения о помиловании через 20 лет.

Марк Девид Чепмен родился 15 мая 1955 года в Техасе. Его отец, Дэвид Кёртис Чепмен, был старшим сержантом американских ВВС. Мать, Диана Элизабет Пис, — медсестрой. Когда Марку было 7, в семье родилась младшая сестра. Впоследствии он вспоминал, что все детство боялся отца. Дэвид Чепмен не стеснялся поднимать руку на супругу. Нередко доставалось и Марку.

Когда мальчику исполнилось 10, он буквально «заболел» музыкой «Битлз». К тому моменту, к 1965 году, под натиском ливерпульской четверки пала не только Британия, но и Соединенные штаты. Комната Чэпмена была обклеена плакатами с изображением Джона, Пола. Джорджа и Ринго. Да и сам Марк научился неплохо играть на гитаре.

Однако в 1969 «Битлз» распались. В это же время у Чепмена начался переходный возраст. Он отрастил длинные волосы, начал употреблять наркотики, а как-то даже на две недели сбежал из дома и жил на улице. В 16 он вступил в ряды YMCA (Юношеской христианской ассоциации ), после чего стал тщательно изучать Библию. В YMCA он также занимался развитием летних лагерей. При этом Марк пользовался большой любовью у детей, которые прозвали его Немо. Да и коллеги отзывались о нем, как о выдающемся профессионале своего дела.

Кстати, в это же время происходит очень важное событие в жизни Чепмена. Кто-то из друзей посоветовал Марку прочитать «Над пропастью во ржи » Джерома Сэлинджера. Книга произвела на молодого человека сильнейшее впечатление. Он стал буквально одержим этим романом, а в главном герое Холдене Колфилде увидел модель для подражания.

После окончания средней школы Марк Чепмен переезжает в Чикаго, где играет на гитаре в церквях и ночных клубах. В период с 1973 и вплоть до убийства Джона Леннона Чепмен очень много путешествует по миру в качестве «агента по делам азиатских беженцев ». География его поездок включала Южную Корею, Японию, Гонконг, Таиланд, Ливан и Англию.

Однако в 1977 Чепмена начинают мучить приступы депрессии. Он из причин называют то, что он стал быстро полнеть. Собственный внешний вид начинал все больше и больше раздражать молодого человека. У него также появилась склонность к суициду. В этом же году Чепмен пытался покончить с собой, отравившись оксидом углерода.

К этому же времени относится его жестокое разочарование в Джоне Ленноне. Молодой человек считал, что экс-битл изменил самому себе и променял мечты на богатство. И тем не менее, Чепмен стремился походить на кумира. 2 июня 1979 года он даже женится на американке японского происхождения Глории Абэ.

В декабре 1979 года Чепмен устроился работать сторожем в кооперативном доме на Гавайях. 23 октября 1980 Чепмен расписался в рабочем журнале как «Джон Леннон», купил пистолет, занял 2 тысячи долларов наличными и улетел в Нью-Йорк.

Сегодня Марку Чепмену уже 59, и он все еще продолжает отбывать наказание в тюрьме строгого режима Wende Correctional Facility в штате Нью-Йорк. Туда он был переведен относительно недавно — в мае 2012. До этого с 25 августа 1981 года Чепмен содержался в другом исправительном учреждении штата — Attica State. Официальный представитель системы исправительных учреждений штата Нью-Йорк Питер Катлер отказался сообщить причину, по которой Чемпена решили перевезти. Однако, по словам пресс-секретаря, подобный перевод является «необычным шагом для заключенного, который достиг середины срока».

До сих пор до конца не понятны до конца мотивы, что же сподвигло Чепмена застрелить Джона Леннона. Выступая с последним словом на оглашении приговора в 1981, Чепмен заявил: «Господи, Леннон знает. Что нас двое. Я должен был уменьшить нас на одного. В нем я убил своего двойника ».

Однако в 2004 мужчина рассказал, что решился на преступление, чтобы похитить славу музыканта. Чепмен признался тогда, что ему было очень тяжело чувствовать себя ничтожеством и без преувеличения пустым местом. По его словам, помимо Леннона он собирался убить и других знаменитостей, которых тоже считал фальшивыми. Однако именно Джон Леннон возглавлял этот список. Сам Чепмен объяснил это тем, что до Леннона было проще всего добраться.

В 2000 году Марк Чепмен, отсидев как раз 20 лет, получил право раз в два года подавать прошение о досрочном освобождении. Этой возможностью он регулярно пользуется. Чемпен уже подал восемь прошений. Восьмое было отклонено в августе этого года. На протяжении этих 14 лет мужчина заявляет, что преодолел свои психологические проблемы и больше не опасен для общества и что Леннон поддержал бы его освобождение.

Однако с этим не согласна комиссия по условно-досрочному освобождению. В этом году в ее заключении было сказано, что комиссия считает, что в случае освобождения Чепмен не сможет жить и оставаться на свободе без повторного нарушения закона. А 10 лет назад в мотивации отказа Чепмену в УДО говорилось, что освободить его сейчас означает не более и не менее, чем преступить закон, потому что убийство одного из основателей «Битлз» является исключительным по своей сути злым умыслом.

Против освобождения Марка Чепмена выступает и вдова Джона Леннона Йоко Оно. Каждое прошение о помиловании сопровождаются ее встречными письмами с требованием оставить Чепмена в тюрьме. Оно говорит, что переживает за себя и сыновей Леннона — Джулиана и Шона. Да к тому же, неизвестно, будет ли в безопасности на свободе сам Чепмен: поклонники Леннона не первый год обещают, что если убийца экс-битла выйдет из тюрьмы, то он не проживет ни дня. За это время он получил больше смертельных угроз, чем любой другой заключенный в США. Еще в 2004 полиция штата Нью-Йорк официально отказалась обеспечивать безопасность Чепмена в случае его освобождения.

Следующее прошение об освобождении Марк Чепмен сможет подать в августе 2016 года

Мир капитала: идолы вместо идеалов

Вначале-два свидетельства, каждое из которых можно с полным основанием назвать свидетельством обвинения...

Первое. Известный американский социолог Олвин Тоффлер, автор книги "Столкновение с будущим", пишет о современной Америке: "Во всех сферах нашей жизни можно обнаружить приметы некоей болезни. Эта болезнь все более проявляется в нашей культуре, в нашей философии, в нашем отношении к реальности. Неудивительно, что многие называют наше общество домом дня умалишенных".

И второе. Говорит американский философ и социолог Дж. М. Камерон: "Возведенное в ранг института насилие чаще всего обнаруживается в различных формах действий с применением оружия... Самоутверждение насилия - признак того, что что-то в этом обществе происходит не так, что совершается если не юридическое, то моральное преступление".

Сколько произнесено и написано слов, фиксирующих различные симптомы той болезни, которая раздирает капиталистический мир и против которой бессильна любая терапия, ибо неизлечимая болезнь эта возникла из самой сути общественной системы, чьи законы и принципы определяет чистоган. Имя ее - антигуманность.

Психически неуравновешенный подонок стреляет в того, кому поклонялся и кого одновременно ненавидел... Сын знаменитого актера, "звезды" из "звезд", пускает себе пулю в лоб... Убийство, самоубийство... И в том и в другом случае - дикая иррациональность действий. Патологические отклонения? Или логическое порождение той духовной и нравственной, а точнее, бездуховной и безнравственной атмосферы, которая утвердилась в метрополии капитализма - США?

Об этом материалы, предлагаемые вашему вниманию.

Кто убил Джона Леннона?

Пять выстрелов из пистолета, прогремевшие 8 декабря 1980 года в ночном Нью-Йорке, всколыхнули пушечной канонадой не только Америку. Они отдались в сердцах миллионов людей многих стран болью и потрясением, когда радиоэфир, как обычно, перегруженный разноязыкой информационной текучкой, вдруг на секунду замер, а затем разрядился трагической "молнией"- убит Джон Леннон!

Композитор, поэт, певец, один из создателей знаменитого английского ансамбля "Битлз", открывшего эру поп-музыки, был убит наповал у подъезда своего дома на манхэттенском Вест-сайде - в центральном районе города. За два месяца до этого, 9 октября, ему исполнилось 40 лет. Уже через несколько минут после трагедии, случившейся около 11 часов вечера по местному времени, к "Дакоте" - старинному, похожему на замок зданию в готическом стиле на 72-й улице, где Джон Леннон жил с женой Йоко Оно и пятилетним сыном Шоном, - стали стекаться людские потоки со всех концов взбудораженного американского "Вавилона". Чугунные ворота перед входом в сумрачный двор здания исчезли из виду - они были сплошь увешаны букетами цветов, открытками, фотографиями Леннона.

За свое пятилетнее пребывание в Нью-Йорке, где я работал в Секретариате ООН, мне ни разу не довелось быть свидетелем такой бурной и волнующей реакции людей. На моей памяти ни убийство голливудской "звезды" Шарон Тэйт, ни "уотергейтское" дело и публичная отставка президента Никсона, никакие другие драмы и трагедии не вызывали у американцев такого брожения, сумятицы и отчаяния, какое вызвала смерть Джона Леннона...

Вот как все произошло...

Трагедия, разыгравшаяся на Манхэттене и завершившаяся столь молниеносным фатальным исходом, вызревала не в Нью-Йорке. Нити новой "Вест-сайдской истории" тянулись в Гонолулу-столицу "райского штата" Америки на Гавайских островах. Для полиции и следственных органов Нью-Йорка обнаружить эти нити не составило никакого труда, ибо главный действующий персонаж трагедии - убийца Джона Леннона-сам во всем сразу и признался. Он даже не пытался бежать. Когда подъехала полицейская машина, он бросил пистолет на землю и спокойно произнес: "Я убил Леннона". Убийцу зовут Марк Чэпмэн.

В конце октября 1980 года 25-летний американский гражданин Марк Дэвид Чэпмэн, безработный, вошел в один из магазинов в центре Гонолулу и выразил желание купить пистолет. Владелец магазина навел в ближайшем полицейском участке справки и, удостоверившись, что его клиент не числится в "черных списках" уголовников и прочих правонарушителей, продал Чэпмэну оружие. Торговец не придал никакого значения (или сделал вид, что не придал?) тому, что Чэпмэн, как он указал в анкете при оформлении покупки, нигде не работал. Он, конечно, мог бы и полюбопытствовать: откуда у безработного деньги на приобретение пистолета? Но когда коммерческий дух оттесняет на задворки гражданские соображения - стоит ли дознаваться, откуда у покупателя деньги? Главное, чтобы они побыстрее перекочевали из его кармана в твой собственный-а дальше все трын-трава.

На тот факт, что будущий убийца Леннона числился безработным, не обратила внимания и гавайская полиция. Ее представитель заявил впоследствии корреспонденту агентства Ассошиэйтед Пресс, что приобретение Чэпмэном огнестрельного оружия было "обычной" процедурой, предусмотренной американскими законами.

Потом, уже в момент ареста, в карманах у Чэпмэна было обнаружено 2 тысячи долларов наличными. Эту сумму, по словам его адвоката Адлерберга, он "занял", чтобы по приезде в Нью-Йорк "сделать то, что сделал...".

Так или иначе, вооружившись пистолетом 38-го калибра, безработный гонолулец отправился на континент - в надежде, как потом строили догадки эксперты, "получить автограф" у одного из своих идеалов, Джона Леннона? Звучит парадоксально. Но Чэпмэн действительно заполучил автограф экс-битла. Это произошло в день убийства. А за несколько дней до кровавой трагедии некоторые жильцы "Дакоты" и прилегающих кварталов заприметили "опрятно одетого, спокойного с виду" молодого человека в черной кожаной куртке, прогуливавшегося около фешенебельного дома на углу 72-й улицы и Центрального парка. Это был Чэпмэн. В руках у него была новая, выпущенная несколько недель назад пластинка Джона Леннона "Двойная фантазия". Дефилирование незнакомца перед воротами "замка" никого не удивило-ведь в "Дакоте" живет немало знаменитостей сцены и экрана, которых почитатели хотят увидеть воочию или взять у них автограф.

8 декабря в 5 часов после полудня Джон Леннон и Йоко Оно вышли из "Дакоты", направляясь в одну из звукозаписывающих студий. У ворот к ним подошел неизвестный молодой человек в черной кожаной куртке и, протянув диск "Двойная фантазия", попросил у автора автограф. Леннон расписался на альбоме и поспешил с женой к машине. В течение последующих шести часов Чэпмэн не отходил от "Дакоты", дожидаясь возвращения Леннонов. В 22 часа 50 минут к дому подъехал лимузин, из него вышли Джон и Йоко и направились через арку с массивными чугунными воротами к подъезду здания. В этот момент из темноты к ним шагнул человек в черной куртке-и выстрелил. Через несколько минут, когда Леннон был доставлен в расположенную неподалеку больницу Рузвельта, врачи сообщили, что он мертв.

Добровольно сдавшийся полиции Чэпмэн был направлен для обследования в психиатрическую клинику, а американская Фемида поспешила предъявить ему предварительное обвинение в "убийстве со смягчающими вину обстоятельствами".

Первые дни убийца невозмутимо отлеживался в отдельной палате нью-йоркской психиатрической клиники "Бельвю", куда к нему каждые 15 минут заходили дежурные врачи или полицейские, чтобы упредить возможное самоубийство. Потом его стали возить из клиники на судебное разбирательство. Чэпмэн, такой же "спокойный с виду", как и накануне совершенного им преступления, этакий "тихий американец", являлся в суд в окружении плотного кордона полиции и в пуленепробиваемом жилете - слишком много было телефонных звонков с угрозой расправиться с ним. Кстати, примерно полтора года назад Джон Леннон ассигновал для нью-йоркской полиции тысячу долларов на приобретение таких пуленепробиваемых жилетов...

Так вот, пока шло разбирательство по делу гавайского преступника, американские криминалисты и эксперты в области социальной психологии на страницах газет, по радио и телевидению ломали голову над возможными мотивами "необъяснимого" преступления, пространно рассуждали о "загадках" человеческой природы, а некоторые пытались найти какие-либо зацепки и "смягчающие обстоятельства" в биографии убийцы.

Биография Чэпмэна - не ключ-универсал к разгадке "дакотской" трагедии. Но в ней есть такие штрихи и обстоятельства, которые вкупе с определенными чертами характера преступника из Гонолулу в самом деле могут пролить какой-то свет на маниакальные действия этого человека. Так что с некоторыми моментами жизни Чэпмэна и его особенностями как личности имеет смысл познакомиться - это знакомство поможет нам лучше понять саму американскую действительность, которая способна порождать таких чудовищ, как убийца Леннона.

Марк Дэвид Чэпмэн родился в 1955 году в штате Техас в семье сержанта американских ВВС. В начале 60-х годов он учился в школе в Атланте (штат Джорджия), когда "Битлз" уже взмыли на гребне мировой славы. С 10-летнего возраста Чэпмэн стал заядлым битломаном. На предвыпускных школьных фотографиях он изображен с длинноволосой прической "а-ля битлз". Марк играл на гитаре в школьной рок-группе и все годы собирал пластинки "Битлз".

После школы Чэпмэн нигде не учился, у него не было определенной профессии. В период после окончания школы и до ареста у ворот "Дакоты" он много путешествовал в качестве "агента по делам азиатских беженцев". География его поездок включала Южную Корею, Японию, Гонконг, Таиланд, Ливан и Англию. Из Ливана Чэпмэн привез магнитофонную запись уличной перестрелки. Дома он прослушивал эту ленту по нескольку раз. По свидетельству очевидцев, она его "сильно возбуждала и одновременно наводила на него ужас".

С декабря 1979 года Чэпмэн устраивается сторожем в кооперативном доме "Вайкики" в центре Гонолулу. Управляющий кооператива Джо Бустаменте отзывался о Чэпмэне в самых лестных тонах. Это был "очень добросовестный работник, нормальный во всех отношениях", заверил он американского журналиста, взявшего у него интервью вскоре после трагической гибели Леннона. От управляющего репортер узнал несколько любопытных деталей, связанных с уходом Чэпмэна из "Вайкики". Во-первых, оформляя расчет, Чэлмэн заявил, что уходит с работы "по личным причинам". Во-вторых, он сказал, что сразу уезжает в Лондон. В-третьих (самая, пожалуй, любопытная деталь), в последний день работы в "Вайкики" (23 октября 1980 года) сторож Чэпмэн расписался в рабочем журнале не как "Марк Чэпмэн", а как "Джон Леннон". "Мы заметили это только тогда, - сказал Бустаменте, - когда у нас стали наводить о нем справки после смерти м-ра Леннона".

Рассчитавшись с "Вайкики", Чэпмэн, как уже упоминалось выше, купил пистолет, занял 2 тысячи наличными и, не объяснив толком жене, куда он едет, отправился через Тихий океан в самый большой город Америки, чтобы "сделать то, что сделал".

Фанатичное поклонение битлам и подражание им во всем переплетались в душе Чэпмэна с еще одной "неуправляемой" чертой - неотступной верой в бога, в "неземные силы". Один из его однокашников по средней школе вспоминал, что Марк стал "очень религиозным" еще в начальных классах. Позднее Чэпмэн сделался неутомимым читателем Библии. По словам приятеля Чэпмэна, работавшего вместе с ним в 1975 году в агентстве по делам азиатских беженцев, Марк время от времени приходил в ярость от фразы, произнесенной в шутку Джоном Ленноном еще в 1965 году: "Битлз" стали более популярны, чем Иисус Христос". Для Чэпмэна никого выше Христа не было. В ходе следствия по делу убийцы Леннона в руки полиции попал подписанный документ, в котором утверждается, что Чэпмэн услышал "голоса сверху" и что на убийство его "толкнул дьявол".

Есть еще один момент в биографии этого американца, который, несомненно, свидетельствует о ненормальности его психики. Чэпмэн признался своему адвокату, что дважды пытался покончить с собой. Первый раз мысль о самоубийстве пришла к нему, когда развелись его родители, второй - когда его покинула девушка, на которой он намеревался жениться. Чэпмзн был также активным наркоманом.

701-я жертва

Разумеется, биосоциальные пружины, подобные тем, что были заложены природой и обществом в Чзпмэне, не всегда толкают человека на преступление. У человека может трудно сложиться жизнь, может расшататься нервная система, но он не впадает в отчаяние, не уходит в фанатизм, не прибегает к "крайней психотерапии", как это сделал Чэпмэн. У Чэпмэна психика не выдержала - и он "успокоил" себя, разрядил напряженность, выпустив пистолетную обойму в невинного человека.

Но, может быть, поведение Чэпмэна не характерно для американского общества? Может быть, его преступление - лишь сугубо патологический, из ряда вон выходящий, не типичный для "американского образа жизни" случай, что и нужно было учитывать психиатрам и следователям при поисках ответа на вопрос: "Почему этот человек убил Леннона?"

Но в том-то и дело, что "казус Чэпмэна" весьма типичен для Америки. Британец стал 701-й жертвой вооруженного нападения в Нью-Йорке лишь в 1980 году. В 1979 году по стране в целом от пуль погибло, по данным Федерального бюро расследований, 10 тысяч 728 человек - это 29 смертей в день, по убийству каждые 50 минут! Всего же с начала века в США от выстрелов преступников и психически неуравновешенных граждан вроде Чэпмэна погибло более 800 тысяч американцев - на 250 тысяч больше, чем погибло во всех войнах, в которых участвовали Соединенные Штаты за свою 200-летнюю историю. Есть также данные о том, что каждый четвертый американец живет в постоянном страхе быть ограбленным или убитым. Страх перед насильственной смертью и сама смерть от руки психопата, фанатика или политического террориста - уже одна эта трагическая и реальная возможность "общества изобилия" сводит на нет любые разглагольствования о его преимуществах...

Но преступность и преступники, как всякая сорная трава, не растут на голом месте, в безвоздушном пространстве. Для жизнедеятельности им нужны определенные условия, определенный климат, среда. Так вот, уже не статистика ФБР, а другие данные - наблюдения ученых, деятелей культуры и искусства, высказывания государственных и политических деятелей-свидетельствуют о том, что такая среда, почва для "преступномании" в США прочно утвердилась. Эта среда - сама американская действительность, весь комплекс политических, экономических, юридических и нравственных институтов крупнейшей страны капиталистического мира.

"Американское общество - больное общество, - заявил представителям печати профессор Калифорнийского университета Питер Сэмпсон, когда узнал об убийстве Леннона. - Всякий в нем может начать стрелять в кого вздумается и когда вздумается. А известные люди в любой момент могут оказаться здесь жертвой безумцев, имеющих при себе оружие". Президент американского "Общества Джона Берча" Р. Уэлч сравнил Америку с "огромным домом для сумасшедших", в котором верховодят "самые безнадежные пациенты". Американский историк А. Шлезингер еще лет десять назад указывал, что американская нация таит в себе угрозу для других народов. Киноактер Марлон Брандо, сыгравший главную роль в "Крестном отце", фильме об американской мафии, назвал действующие в США синдикаты преступников "эталоном капиталистического предпринимательства".

Мафия действует не только в системе капиталистического хозяйничанья США. Дух "мафиози", "коза ностра", так или иначе, в большей или меньшей степени пронизывает, по сути, все судебно-правовые инстанции, все законодательные и исполнительные органы страны. Главная общая черта всех этих юридических систем - мягкотелость по отношению к преступникам, которые подчас пользуются полной безнаказанностью.

Безнаказанность - благодатная почва для преступников и кошмар для честного человека. О том, насколько обеспокоены таким положением честные американцы, говорят данные опроса общественного мнения, проведенные статистическими службами Гэллапа и Харриса. В 1965 году 45 процентов всех опрошенных граждан США считали, что американская Фемида относится к правонарушителям слишком снисходительно. В 1970 году это число возросло до 64 процентов, а в 1973-м 74 процента американцев считали, что отношение органов правосудия США к преступникам должно быть в корне изменено, стать более строгим. По данным той же службы Гэллапа, основная причина роста преступности в США - "недопустимая мягкость законов". За примерами далеко ходить не надо. Во время войны во Вьетнаме американский лейтенант Колли приказал расстрелять и сам участвовал в расстреле нескольких сот ни в чем не повинных вьетнамских крестьян в деревне Сонгми. Сегодня этот военный преступник на свободе. Десять лет назад маньяк Мэнсон убил в Голливуде актрису Шарон Тэйт, а недавно из США пришло сообщение о том, что ему тоже собираются дать "вольную". Наверняка отделается легким испугом и убийца Леннона - если, конечно, с ним не расправится кто-нибудь без суда и следствия.

Кулак и пистолет - символы "образа жизни"

Одним из законов США, который наиболее активно потворствует деятельности преступников, стал закон о продаже огнестрельного оружия населению. Пример Чэпмэна показывает, насколько легко можно приобрести пистолет в американском магазине. Если оружие попадет в руки "спокойному с виду" садисту - ждите очередной трагической сенсации. На следующий день после убийства Джона Леннона новому американскому президенту Рейгану был задан вопрос: не собирается ли он запретить продажу огнестрельного оружия частным лицам? Глава вашингтонской администрации ответил, что не собирается. Зловещая усмешка судьбы: через три с половиной месяца после этого врачи университетского госпиталя в Вашингтоне извлекали пулю, которую всадил в президента Джон Хинкли, 25 лет, неонацист по политическим симпатиям и владелец пяти (пяти!) пистолетов, "типичный американский парень", согласно характеристике, которую дал ему один из его школьных учителей...

Нежелание американских властей взять под эффективный контроль продажу оружия частным лицам английская газета "Таймс" прокомментировала так: "Тупое упрямство властей США, не желающих изменить закон о продаже оружия, - лишь одна из сторон давно сложившейся практики правления в этой стране".

Преступности в США способствуют не только общий "больной" климат Америки, не только антигуманная "мягкотелость" ее юридических институтов, не только "тупое упрямство" политического "истэблишмента". Важнейшим звеном в цепи многочисленных причин и факторов, которые могут лежать в основе совершаемых преступлений, нередко оказываются определенные черты культивируемого "национального духа", присущие янки мерила нравственности.

Во многих странах считают - и тому в немалой степени способствовала и способствует пропагандистская машина США, - что типичному американскому национальному характеру издавна присущи такие черты, как энергичность, практическая сметка, целеустремленность, мужественное благородство. Да, американцев с такими чертами много. Однако не все знакомы с выводами тех ученых, которые считают, что Америка с самого начала заселялась людьми не только дерзающими и благородными, но и такими, которые из-за своих личных качеств не могли добиться успеха в родной стране и поэтому уезжали куда глаза глядят - и прежде всего в Новый Свет. Такие люди составляли львиную долю иммигрантов в США, пишет американский социолог Ф. Слэйтор в своей книге "Преследование одиночества". Это были люди, которые "нигде не имели пристанища, не брезговали никакими средствами, люди, которые ставят деньги выше человеческих отношений, а самовозвеличивание - выше любви и порядочности".

Кстати, люди с такими качествами составляют немалый процент и сегодняшних иммигрантов в США. И они, как и первые европейцы, осевшие в Новом Свете из-за неудач в родной стране, продолжают закреплять и углублять эту черту в американском национальном характере - когда материальное благополучие ставится выше духовного богатства, а надменность и себялюбие выше доброты, таланта и порядочности.

"Надменность и самоуверенность" - наиболее зримые, выпуклые черты в характере сегодняшнего американца, отмечал старейший американский поэт, профессор Гарвардского университета Арчибальд Маклейш. В том, что это так, мне довелось не раз убеждаться, пока я жил за океаном.

Неуступчивость и надменность (открытая или замаскированная) присущи не только тем или иным американцам-живым носителям американского духа. Эти черты присущи также всей официальной, политической и даже эстетической иерархии Америки. В газетах, публицистических статьях, трудах ученых, речах государственных деятелей США постоянно мелькают набившие оскомину штампы: "великая американская мечта", "великое американское разочарование", "великий американский роман", "великое общество" и т. п. Самовозвеличивание стало неотъемлемой чертой внешней политики США еще со времен военной колонизации "дикого Запада" в XIX веке - с тех пор, как американский генерал Шерман "узаконил" разбойничьи действия "людей, не брезговавших никакими средствами", человеконенавистнической фразой: "Хороший индеец-это мертвый индеец!"

Индейцы, обитавшие на американском континенте в течение многих тысячелетий до прихода "бледнолицых" завоевателей, оказались для Вашингтона просто иностранцами - стало быть, второсортными людьми!

Робот выполняет приказ...

Иностранцем в Америке был и Джон Леннон. Власти не дали ему американского гражданства, предоставив после долгих проволочек лишь вид на жительство. Не дали из-за его прошлого: Леннон выступал против грязной авантюры США во Вьетнаме, боролся за мир, защищал права американских бедняков и нацменьшинств, в том числе индейцев. Официальный Вашингтон не мог простить композитору и поэту таких песен, как, например, "Представь себе", в которой поется: "Представь себе - нет собственников, нет голодных, и незачем убивать... Представь - все люди живут ради мира..."

Свести счеты с английским певцом намеревался, очевидно, и американец Марк Чэпмэн. Этот человек был не только по-американски надменен и неуступчив, но и злопамятен. Многие годы он таил в своей "боговерной" душе злобу на Леннона за его "антихристову" фразу. Уже после ареста возле "Дакоты", во время допроса в полицейском участке, Чэпмэн, как стало известно, заявил, что ему не понравилось, с какой поспешностью и небрежностью Леннон черкнул свое имя на пластинке, когда будущий убийца попросил у него автограф. Возможно, и этот момент сыграл какую-то роль в трагедии у стен "Дакоты".

Но какая теперь разница? Ведь убийца, который давно решил пойти на задуманное преступление, мог выстрелить в любой момент под влиянием любого слова, жеста или воспоминания, мелькнувшего в его голове. И ведь оттого, какие еще детали вскроют криминалисты в ходе следствия по делу Чэлмэна, итог трагедии не изменится. Артист Джон Леннон погиб не из-за поспешности, с какой он дал автограф "спокойному с виду" подонку, не из-за оброненной им шутливой фразы о Христе, которая так задела религиозного фанатика Чэпмэна, и уж никак не из-за того, что его убийца услышал в тот роковой день дьявольские "голоса сверху". Артист Джон Леннон погиб в Америке по другим причинам. Он стал жертвой действительности, выпестовавшей монстра Чэпмэна. По воле случайного или неслучайного стечения жизненных обстоятельств, под неизбежным воздействием всесильных социально-психологических факторов и законов американского общества сын безвестного сержанта оказался "великим избранником", роботом, послушно выполнившим очередной бессловесный приказ (№ 701) безликого земного "дьявола". У нынешних и всех последующих почитателей таланта Джона Леннона и остальных битлов будет лишь одно мнение об американце Чэпмэне: он - выкормыш "великого американского разочарования", обычный бесталанный неудачник, завистливо лелеявший "великую американскую мечту" самоутвердиться, прославиться любой ценой...
Вместо эпилога

По иронии судьбы, за несколько дней до своей смерти Джон Леннон заявил в интервью английской радиовещательной компании "Би-Би-Си", что ему нравится жить в Нью-Йорке, потому что он "чувствует себя в этом городе в безопасности". Певец редко выступал по телевидению, радио или в прессе.

С 1975 года, когда у Джона и Йоко родился сын, экс-битл и вовсе отошел от общественной жизни, решив заняться исключительно его воспитанием. Лишь осенью 1980 года он выпустил свой первый за последние пять лет диск - "Двойную фантазию"...

Утром 9 декабря, когда Джона уже не было в живых, Йоко Оно, плача и дрожа от горя и страха, с трудом объяснила сыну, что у него больше нет отца. Шон, испуганно выслушав мать, спросил, почему же все-таки незнакомый дядя стрелял в папу - ведь "дэдди" был такой хороший. Йоко ответила, что дядя был, наверное, не совсем нормальным человеком.

Мальчик уставился в одну точку, замер. Потом его глаза вдруг налились слезами, и он горько, безутешно заплакал. Шон не мог понять, что же вчера случилось.