Война и мир дубина народной войны. Дубина народной войны по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Дубина народной войны
Из романа «Война и мир» (т. IV, ч. 3, гл. 1) Л. Н, Толстого (1828-1910): «Представим себе двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства... вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, поняв, что дело это не шутка... бросил шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею... Фехто-
вальщик, требовавший борьбы по всем правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские... Несмотря на все жалобы французов о неисполнении правил... дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Иносказательно: о больших возможностях народной войны.

  • - литейный и пушечный мастер XVII столетия. Его работы пищали: 6-фунтовая "Волк" и 50-фунтовая "Троил" находятся в Москве, подле Оружейной палаты, на Кремлевской площади...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Образовано от дуб с помощью суффикса. Сначала значение этого существительного – только "толстая палка из дуба"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - кто Глупый, непонятливый; дурак, болван. Имеется в виду, что лицо - человек с очень ограниченными умственными способностями, абсолютно неспособный осмыслить простейшую ситуацию, тупой. Говорится с пренебрежением...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - Грубо-прост. Бран. Тупица, дурак, болван. Миша хлопнул себя по лбу, будто комара пришиб, - он же и собирался сеть ставить, да, увидев меня, про всё забыл, дубина этакая, безголовая...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - ; мн. дуби/ны, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДУБИ́НА, -ы. 1. жен. Толстая тяжёлая палка. 2. муж. и жен., перен. Тупой, глупый человек. | ласк. дубинушка, -и, жен. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ДУБИ́НА, дубины, муж. и жен. 1. жен. Толстая деревянная палка. Ударить дубиной по голове. 2. муж. || жен. Мало восприимчивый, тупой человек. С таким дубиной и разговаривать не хочется. Дубина стоеросовая...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - дуби́на I ж. Толстая тяжёлая палка. II м. и ж. 1. разг.-сниж. Бестолковый, тупой человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - дуб"...

    Русский орфографический словарь

  • - тупой, упрямый человек Дубоватый - глупый, тупой Ср. Dumm wie ein Stock. Ср. Bagas - глупец. Ср. Ut bagas constitisti - глуп как палка. См. бревно...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - тупой, упрямый человѣкъ. Дубоватый - глупый, тупой. Ср. Dumm wie ein Stock. Ср. Bagas глупецъ. Ср. Ut bagas constitisti - глупъ какъ палка. См. Бревно!...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Дубина двадцатого века. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Bytic, 1991– 2000. Дубина стоеросовая. Прост. Бран. О крайне глупом, несообразительном человеке. ФСРЯ, 146; БМС 1998, 170; БТС, 1271; ЗС 1996, 246; Мокиенко 1990, 106, 112; Арбатский, 105...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ДУБИНА, -ы, м. и ж., ДУБИНКА, -и, ж. Милиционер, постовой...

    Словарь русского арго

  • - 1. дуби́на, дуби́ны, дуби́ны, дуби́н, дуби́не, дуби́нам, дуби́ну, дуби́н, дуби́ной, дуби́ною, дуби́нами, дуби́не, дуби́нах 2...

    Формы слова

  • - См. дерево, палка.....

    Словарь синонимов

"Дубина народной войны" в книгах

«Дубина Щербаков…»

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

«Дубина Щербаков…» Дубина Щербаков - Подлец из дураков, Орясина Степанов - Мерзавец из болванов. 1954 г. 15 декабря.

Из книги История московской войны автора Мархоцкий Николай

Начало народной войны против интервентов в 1609 г

автора Гречена Евсей

Глава одиннадцатая Дубина народной войны Переходя к этой теме, приходится констатировать, что слишком уж много басен нам понарассказывали про так называемую «дубину народной войны». На самом же деле изрядное количество жителей Российской империи в 1812 году ничего ни про

Глава II. Шведское вторжение в пределы России. Битва под Лесной. Начало народной войны против шведов

Из книги Северная война и шведское нашествие на Россию автора Тарле Евгений Викторович

Глава II. Шведское вторжение в пределы России. Битва под Лесной. Начало народной войны против

ОПРИЧНАЯ ДУБИНА

автора

ОПРИЧНАЯ ДУБИНА Осенью 1567 г. в соответствии с решением собора был объявлен новый поход на Ливонию. Когда войска были стянуты в район Орши, царь, собственной персоной выступивший в поход, спешно вернулся в Москву, куда его призывали более важные дела, чем война с Литвой или

Опричная дубина

Из книги Россия времени Ивана Грозного автора Зимин Александр Александрович

Опричная дубина 1 Новое известие о России времен Ивана Грозного, с.

Л. Е. Кизя, кандидат исторических наук В. И. Клоков, Герой Советского Союза УКРАИНА В ПЛАМЕНИ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ

Из книги Советские партизаны автора Кизя Лука Егорович

Л. Е. Кизя, кандидат исторических наук В. И. Клоков, Герой Советского Союза УКРАИНА В ПЛАМЕНИ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ Героическая история Украины знает немало примеров самоотверженной борьбы ее сынов и дочерей за свободу и независимость своей Родины. Но никогда еще украинский

Дубина народной войны поднялась

Из книги За нами Москва автора Белов Павел Алексеевич

Глава II ПРЕСТУПНЫЕ ЦЕЛИ ФАШИЗМА. НАЧАЛО НАРОДНОЙ ВОЙНЫ В ТЫЛУ ВРАГА НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

Глава II ПРЕСТУПНЫЕ ЦЕЛИ ФАШИЗМА. НАЧАЛО НАРОДНОЙ ВОЙНЫ В ТЫЛУ ВРАГА НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ Свои захватнические замыслы в отношении России, а затем Советского Союза германский империализм вынашивал задолго до второй мировой войны. Начало их практическому осуществлению

Дубина народной войны

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Дубина народной войны Из романа «Война и мир» (т. IV, ч. 3, гл. 1) Л. Н. Толстого (1828-1910): «Представим себе двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства... вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, поняв, что дело это не шутка...

В. М. Агарков, участник Великой Отечественной войны, ветеран Вооруженных Сил СССР МОЯ СУДЬБА В СУДЬБЕ НАРОДНОЙ Записки танкиста

Из книги Каменный Пояс, 1980 автора Филиппов Александр Геннадьевич

В. М. Агарков, участник Великой Отечественной войны, ветеран Вооруженных Сил СССР МОЯ СУДЬБА В СУДЬБЕ НАРОДНОЙ Записки танкиста За перо я берусь уже на закате жизни. На вопрос о том, сколько жить осталось, не ответит даже лесная всеведка - кукушка. Но главное ведь не в том,

Глава 7 Мифы о так называемой «дубине народной войны»

Из книги 1812. Всё было не так! автора Суданов Георгий

Глава 7 Мифы о так называемой «дубине народной войны» Малая война, партизанская война, народная война… С сожалением приходится констатировать, что слишком много мифов у нас придумано и о так называемой «дубине народной войны».Например, уже много раз цитированный нами

От выступления 1-й армии из лагеря под Дриссой до объявления войны народной

Из книги Описание Отечественной войны в 1812 году автора Михайловский-Данилевский Александр Иванович

От выступления 1-й армии из лагеря под Дриссой до объявления войны

Глава одиннадцатая Дубина народной войны

Из книги Война 1812 года в рублях, предательствах, скандалах автора Гречена Евсей

Глава одиннадцатая Дубина народной войны Переходя к этой теме, приходится констатировать, что слишком уж много басен нам понарассказывали про так называемую «дубину народной войны». На самом же деле изрядное количество жителей Российской империи в 1812 году ничего ни про

XVIII Монархия как верховенство нравственного идеала. - Значение религии и христианства. - Независимость монархии от народной воли. - Подчинение монархии народной вере

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

XVIII Монархия как верховенство нравственного идеала. - Значение религии и христианства. - Независимость монархии от народной воли. - Подчинение монархии народной вере Итак, для того, чтобы единоличная власть могла получить значение Верховной, то есть чтобы могла

«Представьте себе, - писал Толстой, - двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства… вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, - поняв, что дело это не шутка… бросил шпагу и взяв первую попавшуюся дубину, начал ворчать ею. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, был француз, его противник, бросивший шпану и поднявший дубину, был русский… Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил… дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.» Именно с помощью «дубины народной войны» Лев Николаевич раскрывает основной замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Отечественная война 1812 г. в изображении Л. Н. Толстого предстает как война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в томе IV, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

В те годы патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но даже В.Г. Белинский писал: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах». Л.Н. Толстой противопоставляет истинный патриотизм такому показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян. Они переживали по поводу того, не наберутся ли крестьяне вольного духа («Лучше ещё набор… а то вернется к нам ни солдат, ни мужик, а только один разврат», - раздавались голоса на собрании дворянства).

Во время пребывания армии в Тарутине стало шириться в партизанское движение, начавшееся до вступления Кутузова на пост главнокомандующего. Очень точно и образно сказало о партизанском движении и народном характере войны 1812 года Л.Н. Толстой, впервые употребив выражение «дубина народной войны» в первой главе третьей части четвертого тома романа «Война и мир».

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главных выражений воли и стремлением к победе русского народа против французских войск. В партизанском движении отражен народный характер Отечественной войны.

Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и «Партизанами».

Образ Пети Ростова есть выражение в романе темы партизанской войны, которая показывает, что народ - истинная сила истории. Он раскрывает истинную цену человеческой жизни, человеческих взаимоотношений.

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

Толстой неоднозначно относится не только к народной войне, но и к партизанской. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех слоев в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не «игрой», не «забавой праздных людей», а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого. Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала. Поэтому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага. толстой ростов роман война

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войны 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность русской души. Сам писатель говорит: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля, замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Такова главная оценка народной войны в роман Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Л. Толстой прославил и увековечил на все времена образ «дубины народной войны». Вместе с тем он прославил русский народ, который смело, решительно и безоглядно поднял ее на врага.

Дубина народной войны

Дубина народной войны
Из романа «Война и мир» (т. IV, ч. 3, гл. 1) Л. Н, Толстого (1828-1910): «Представим себе двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства... вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, поняв, что дело это не шутка... бросил шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею... Фехто-
вальщик, требовавший борьбы по всем правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские... Несмотря на все жалобы французов о неисполнении правил... дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Иносказательно: о больших возможностях народной войны.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Дубина народной войны" в других словарях:

    Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

    Толстой Л. Н. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился.… … Литературная энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кириченко. Иван Фёдорович Кириченко … Википедия

    Основная статья: Новомосковск (Тульская область) Герб Новомосковска История Новомосковска берёт своё начало с посёлка Бобрики (1765 1930), который в начале 1930 х годов всего за несколько лет стал крупным промышленным городом, столицей… … Википедия

    ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. - Освободительная война России против наполеоновской агрессии. В июне 1812 года полумиллионная армия Наполеона, возглавляемая императором Франции, стремившимся к мировому господству, перешла русскую границу. План Наполеона состоял в том, чтобы… …

    Войска: сухопутные войска Род войск: автобронетанковые войска … Википедия

    ВОЙНА И МИР - Роман эпопея Л.Н. Толстого*. Роман «Война и мир» был написан в 1863– 1869 гг. в период жизни писателя в Ясной Поляне. Первые главы появились в журнале «Русский вестник» в 1865 г. под названием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант… … Лингвострановедческий словарь

    Крылатые слова - устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие во всеобщее употребление из определенного фольклорно литературного, публицистического или научного источника или на их основе (меткие изречения выдающихся общественных деятелей,… … Педагогическое речеведение

    УССР, Украина, расположена на Ю. З. Европ. части СССР, на Ю. омывается Черным м. и Азовским м. Граничит на З. с СРР, ВНР, ЧССР и ПНР, на С. с БССР, на С. В. и В. с РСФСР, на Ю. З. с Молд. ССР. Образована 12 (25) дек. 1917. В дек. 1922 вместе с др … Советская историческая энциклопедия

    - … Википедия

Книги

  • , Дюков Александр Решидеович. Организация партизанского движения в годы Великой Отечественной войны - по-прежнему одна из наименее изученных страниц нашей истории. До сих пор историки спорят: почему централизованная…
  • Народная война. Партизаны против карателей , Дюков, Александр Решидеович. Организация партизанского движения в годы Великой Отечественной войны - по-прежнему одна из наименее изученных страниц нашей истории. До сих пор историки спорят: почему централизованная…

За основу даты взята Директива Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, в частности, гласившая: «...5) В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».

Впрочем, о партизанах Великой Отечественной известно немало (по крайней мере - хотелось бы надеяться!) - потому обратимся к истокам темы. (Кстати, документ за подписью Сталина и Молотова характеризует партизанскую деятельность исчерпывающе. Если мы обратимся к Петровскому Воинскому Уставу 1716 года, то обнаружим: «Корволант (сиречь легкий корпус) ...от великой армеи в несколько тысячах нарочно... отдается к некоторому делу... либо у неприятеля для пресекание или отнимание пасу, или оному в тыл итти, или в его землю впасть и чинить диверсию»). Чем не партизанский отряд?.. Хотя, конечно, и в более отдалённые времена существовали: во-первых, профессиональные диверсионные подразделения; во-вторых - отряды вооружившихся по случаю и необходимости гражданских...


(...Со школьной скамьи нам памятно высказывание графа Толстого: «...дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила...» Так вот - на страницах «Войны и мира» классик посвящает разбору партизанской войны 1812 года немало места (и делает это с присущим ему талантом) ...но, справедливости ради, обратимся к фактам - эта самая «дубина» успешна, когда находится в умелых руках!..)

Первыми всерьёз пострадавшими от партизан стали именно солдаты Наполеона - сначала они нарвутся на испанскую guerrilla (то есть - «малую войну»; затем попадут в Россию. (Кстати, понятное на многих языках слово partie («часть») - именно французское; первые русские партизаны называли свои отряды «партиями»).

Насчёт первенства - с лёгкой руки всё того же Толстого общеизвестно, что «Денис Давыдов своим русским чутьём первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приёма войны». Действительно, бравый подполковник явится к Багратиону незадолго до Бородина; изложит свой проект - и получит одобрение, вместе с полусотней гусар и восьмьюдесятью казаками. (Как говорят, князь Пётр хотел, не мелочась, дать три тысячи - но Кутузов, по обыкновению, проявит осторожность).

Однако, по-настоящему первый летучий отряд появился месяцем раньше - причём, состоял он из пяти конных полков (трех донских; Казанского драгунского и Ставропольского калмыцкого - всего около тысячи трёхсот сабель!) - помимо разведки, это подразделение наносило чувствительные удары по флангам Великой армии - а после Бородина расположится на пути возможного наступления Наполеона на столицу... Увы - у истоков стояли, что называется, «не те люди»... организатором первого, но подзабытого отряда станет нелюбимый армией (да и историографами) Барклай-де-Толли; а командиром - барон Фердинанд Винценгероде (попеременно служивший то в австрийской, то в русской армиях).

(...Памятный эпизод из его карьеры - прознав, что при отступлении Бонапарт распорядился взорвать Кремль, отважный генерал прибудет на переговоры... будет схвачен - и едва не расстрелян! По неясным причинам, самого худшего не случилось - однако французы потащат пленника с собой... позже его отобьют другие партизаны - отряд Чернышёва. (До войны князь Чёрнышёв служил личным посланником Александра при Наполеоне... Вот такие у нас были партизанские начальники!)

Впоследствии героический Давыдов будет подчинён как раз фон Винценгероде (тот даже упечёт его под домашний арест за самовольное взятие Дрездена) - в общем, более-менее понятно, почему широкой публике этот человек с немецкой фамилии малоизвестен... в отличие от автора «Военных записок». (...Да - есть и ещё одна причина! Авангардом Винценгероде командовал бесстрашный Бенкендорф... будущий начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии - общеизвестный «душитель свободы»... Ну - куда с такой анкетой на героические страницы истории?..)

PS: ...Всё вышесказанное отнюдь не ставит целью умалить доблести воспетого Пушкиным гусара - как и других партизанских командиров (заметим только - всё это были профессиональные вояки - и командовали они регулярными войсками)... Но - не забудем и крестьян! (О которых, правда, известно куда меньше. Существует немало свидетельств, что на занятой неприятелем территории нежданно освободившиеся крепостные сначала грабили помещичьи усадьбы - и уж только потом переключались на конкурентов-французов. Даже Лев Николаевич вскользь поминает, что «...мужики Карп и Влас... после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город»). Трудно судить, насколько массовыми были такие явления... зато известно, что партизан Давыдова, едва те успели выехать на своё первое дело, мужики действительно, якобы, примут за иноземных супостатов - и за малым не перебьют... Впрочем, это - совсем другая история.


Два небольших сочинения - на одну и ту же тему. Немного иронично-компилятивно, на "троечку", но вполне серьезно))). Одно - полстранички по ЕГЭ, второе - страничка - для взрослых, до 15 лет - не читать под угрозой заполнения головы кашей…

Вариант 1.

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Л. Н. Толстой показывает не только панораму народной жизни, но и душу народа, её глубину и величие. Писатель противопоставляет холодной расчетливой светской жизни - простую, естественную жизнь крестьян, истинно праведную и счастливую. Люди из народа глубоко впитали в себя мудрость Творца и мудрость природы. В природе нет ничего некрасивого, в ней всё прекрасно, и всё на своем месте. Герои романа проверяются этой народной мудростью, которую олицетворяет в произведении Платон Каратаев.


Истинно народной оказывается любимая героиня Толстого - Наташа. Стоит только вспомнить, как она плясала под гитару дядюшки, и, «воспитанная эмигранткой-француженкой» в «шелку и бархате», умела понять всё то «что было в каждом русском человеке». В общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни и Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок. Навсегда он остается благодарным Платону Каратаеву, с которым познакомился в плену у французов, - русскому солдату, проповедующему добро и любовь к жизни.

Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина. В своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, стремятся управлять народной стихией, поэтому действия их обречены. Кутузов, напротив, ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только старается не мешать совершению подлинно исторического события. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

Толстой воспел победителя войны - русский народ. Народ, обладающий великой нравственной силой, несущий с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь. Несущий с собой истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир.


Вариант 2.

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Народ выступает не безликой толпой, а вполне разумным единством людей, двигателем истории. Но изменения эти совершаются не сознательно, а под влиянием какой-то непознанной, но мощной «роевой силы». По-Толстому, влияние на историю может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой, не противореча ей, «естественно».

Толстой представляет метафору мира людей - шар, который видит Пьер во сне - «живой колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной раз-делялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею».

Композиция романа построена таким образом, что каждый из героев проверяется на совместимость с этим шаром, на способность «слиться». Так, князь Андрей - оказывается нежизнеспособен, «слишком хорош». Он вздрагивает от одной мысли о купании в грязном пруду с солдатами своего полка, да и гибнет от того, что не может себе позволить на глазах стоящих под обстрелом солдат упасть на землю перед крутящейся гранатой…это «стыдно», Но вот зато Пьер может в ужасе бегать, падать и ползать по Бородинскому полю, и после боя поесть «кавардачку» облизанной солдатом ложкой… Именно он, толстый Пьер, способный освоить данную ему «круглым» Платоном Каратаевым шарообразную «мудрость», остаётся невредимым - везде - и на дуэли, и в пекле Бородинского сражения, и в драке с вооруженными французами, и в плену… И именно он - жизнеспособен.

Самые искренние эпизодические персонажи - и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, и мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения что «она Бонапарту не слуга», все они, по Толстому - деятельные участники народной, “роевой” жизни, и действуют так не по собственному нравственному выбору, а чтобы сделать свою часть общего «роевого» дела, порой даже не сознавая своего в нем участия.

А ещё интересен народный принцип «естественности» - здоровое бежит от больного, счастье - от несчастья. Наташа совершенно «естественно» не может ждать любимого князя Андрея «це-лый год!», и влюбляется в Анатоля; пленный Пьер абсолютно «естественно» не может помочь ослабевшему Каратаеву и бросает его, потому что, само собой, Пьеру «слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда». И видит во сне: «Вот жизнь, - сказал старичок учи-тель... - В середине Бог, и каждая капля стремится рас-шириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. И растет, сливается, и сжимается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает... - сказал учитель. - Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Идеал Толстого - Платон Каратаев - любит всех одинаково, со смирением принимает все жизненные невзгоды и даже саму смерть. Платон Каратаев несет Пьеру народную мудрость, впитанную с молоком матери, находящуюся на подсознательном уровне понимания. « Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал... Он не мог понять цены и значенья отдельно взятого действия или слова» . Приближается к этому идеалу - и Кутузов, задача которого - не мешать действию «роя».

Вся полнота и богатство личных чувств и стремлений, какими бы возвышенными и идеальными они не были у человека в толстовском мире, приводит только к одному - к слиянию с «общим» народным, будь то при жизни или же после смер-ти. Так растворяется Наташа Ростова в материнстве, в стихии рода как таковой.

Народная стихия выступает как единственно возможная сила в войне. « Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие » .

Толстой заслужил называться «красным графом». Опоэтизированная им «дубина» вскоре с той же «глупой простотой», «не спрашивая ничьих вкусов и правил» разгромила «помещиков и дворян», и «слила» всех оставшихся в единый «хрустальный шар» рабочих и крестьян… в единый рой)

Вот уж на самом деле - пророк…

Зы. думаю, что эта толстовская шарово-роевая теория ближе всего - к буддизму.