Что делать если ребенок плохо ест? Как быть, когда ребенок проверяет родителей на прочность


Саша уже битый час сидел за столом, подперев щеки руками. Бабушка уговаривала его съесть еще ложечку кашки.

Саша не мог на нее даже смотреть, она была такая противная, такая липкая и скользкая. Ему совсем не хотелось класть ее в рот.

За окном светило солнце, и уже вышли гулять его друзья. Саше очень хотелось к ним, но бабушка не разрешала выходить из-за стола, пока он все не съест .

Саша сидел и придумывал, как бы избавиться от этой ненавистной каши. Может быть, выбросить ее в мусорное ведро? Нет, бабушка может заметить. Или положить в карман, а потом, во время прогулки, выбросить на улице? Тоже не подходит, испачкается одежда, и бабушка все поймет. Эх, что же делать с этой кашей?

Почему ребенок плохо ест?

Многим семьям знакомо напряжение, возникающее во взаимоотношениях между родителями и ребенком, который плохо ест, а каждое кормление превращается в битву.

Иногда такую проблему провоцирует отношение взрослых к процессу кормления.

Отчасти это связано с нашим подсознанием, которое находится в плену стереотипа, что упитанный, большой ребенок - это здоровый ребенок. Поэтому обеспечение ребенка достаточным количеством пищи является самым главным выражением материнской любви. Родители начинают буквально «закармливать» своего малыша, а он начинает сопротивляться. Сейчас пища достается гораздо легче и в таком изобилии, что взрослые, помня о прошедших временах, не способны понять, как можно все это не есть, когда это так доступно.

Нежелание есть у ребенка может быть вызвано разнообразными причинами, зависящими как от окружающих условий, так и от состояния самого ребенка.

Чаще всего проблемы с кормлением возникают из-за снижения аппетита у ребенка.

Основной причиной этого является нарушение режима питания. Аппетит быстро утрачивается, если в интервале между двумя кормлениями ребенку дают различные лакомства, а при желании попить ему вместо воды предлагают молоко, сладкие соки или напитки.

Однообразная пища - тоже причина снижения аппетита. Если ребенку готовить одно и тоже изо дня в день, то такая еда ему быстро надоест, и малыш начнет от нее отказываться.

Ошибку допускают и те родители, которые пытаются накормить свое чадо обманом или силой. Например, «Ой, смотри, бежит собачка, она сейчас съест твою кашку, а ну-ка быстрей кушай». Или взрослые дают ребенку порцию гораздо больше, чем положено, а когда встречают сопротивление, то стараются насильно положить ее в рот. Это не приводит к положительному результату, а только формирует у ребенка нежелательный навык: он часами просиживает за столом.

Часто на аппетит ребенка влияют конфликты в семье. Напряженные отношения между родителями, ссоры пугают детей и заставляют их нервничать. Маленькие дети еще толком не понимают того, что мама и папа ссорятся, но отлично чувствуют повисшую в воздухе неприязнь и враждебность, из-за чего капризничают и плохо едят.

К снижению аппетита могут привести не только сильные негативные переживания, но и приятные. Часто веселые и интересные, но затянувшиеся занятия вызывают общее утомление, даже переутомление и потерю у ребенка аппетита.

Отсутствие у ребенка желания есть может быть также вызвано плохим самочувствием из-за какой-нибудь болезни (воспалительный процесс в носоглотке, глисты, болезни почек и т. д.).

Что делать чтобы избежать проблем с питанием?

Для маленького ребенка очень важен режим питания. Постарайтесь избегать перекусов: не давайте малышу ничего до очередного приема пищи. Сладости и фрукты лучше оставить на десерт в дополнение к обеду или ужину.

Если ребенок (не во время еды) захотел пить, давайте ему воду, а не сладкие напитки, соки, что приводит к снижению аппетита.

Так же как и взрослому, ребенку могут надоесть одни и те же блюда. Даже если ребенок совсем маленький, не стоит все время кормить его однообразной пищей. Постарайтесь сделать рацион малыша как можно более богатым и полезным, так как в различных продуктах содержатся разные витамины и микроэлементы, необходимые ребенку.

Помните как Дениска из рассказа Виктора Драгунского «Тайное становится явным» ел манную кашу? Он ее крутил-вертел, шлепал ложкой, и, в итоге, выбросил в окно.

Поэтому старайтесь готовить пищу так, чтобы у нее был аппетитный вкус и запах, красиво украшайте и подавайте блюдо, чтобы у него был привлекательный вид. Например, кашу можно украсить кусочками свежих фруктов или с помощью варенья нарисовать не ней забавную рожицу.

Старайтесь накладывать ребенку небольшие порции, чтобы его не напугал вид переполненной до краев тарелки.

Не следует подавать на стол все блюда сразу. Каждое следующее блюдо ребенок должен получать после того, как съест предыдущее.

Многие дети не любят слишком твердую пищу. Если ребенок плохо ест плотную пищу (запеканки, котлеты), то поливайте ее жидкой подливкой или давайте чем-нибудь запивать.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно сидеть за столом. Не торопите малыша, пусть он ест спокойно, тщательно пережевывая пищу. Продолжительность приема завтрака и ужина примерно 15-20 минут, обеда - около 30 минут. Если ребенок ест чрезмерно быстро, то пища усваивается хуже.

В случае, когда ребенок вдруг отказывается есть то, что ест вся семья и отдает предпочтение какому-то одному блюду, постарайтесь проявить терпение и гибкость. Может быть, таким образом ваш малыш хочет заявить о себе как о личности и о том, какой у него избирательный вкус. Вы увидите, что, если не акцентировать на этом внимание, то напряжение быстро спадет и ваш ребенок опять будет есть то же, что и вся семья.

Не пытайтесь накормить ребенка обманом или силой. Такие методы очень скоро могут отбить у ребенка аппетит. Родительские уловки вроде «ложечку за маму, ложечку за папу» не очень-то проходят, ведь ребенок прекрасно понимает, что под видом игры ему пытаются скормить нежеланное блюдо.

Не прибегайте к угрозам или шантажу. Например: «Не съешь суп - не пойдешь гулять!». Такие методы приведут к тому, что ребенок перестанет вам верить и начнет бояться. Аппетит от этого не улучшится, а атмосфера в семье может стать хуже.

Вообще на аппетит ребенка очень сильно влияет атмосфера в семье. Поэтому избегайте громких выяснений отношений, конфликтов и ссор, особенно во время еды. Когда ребенок нервничает, у него может совсем пропасть аппетит.

Если ребенок отказывается от пищи «ни с того ни с сего», то это может быть признаком начинающейся болезни.

Не пытайтесь во чтобы то ни стало накормить ребенка, если у него плохое самочувствие. Если ребенок болеет, то посоветуйтесь с врачом по поводу его рациона, иногда бывает достаточно обильного питья.

Необходимо помнить, что в жаркое время года у большинства здоровых детей аппетит обычно снижается. Жара вызывает повышение жажды и понижение аппетита, в особенности к жирной пище. Под влиянием перегревания уменьшается выделение пищеварительных соков. Поэтому учтите, что настойчивое кормление детей в жаркие месяцы, не считаясь с состоянием ребенка, может привести к острым расстройствам пищеварения.

Учесть на будущее

Родители служат ребенку образцом правильного отношения к питанию. Проявляйте позитивное отношение к различным продуктам и блюдам, ведь вы - пример поведения за столом, по этому старайтесь есть вместе с ребенком ту же пищу.

  1. Во время еды беседуйте с ребенком и вовлекайте его в процесс общения. Очень важный социальный смысл имеют семейные обеды. Поэтому приобщайте своего ребенка к этому процессу, чтобы он мог получать удовольствие не только от приема пищи, но и от общения. Пусть ваш малыш учится не только ловко управляться с ножом и вилкой, но и овладевает искусством беседы, выражая собственные мысли и слушая мнения других.
  2. Относитесь к ребенку как личности, у которой тоже могут быть свои предпочтения и вкусы, пусть ребенок участвует в составлении меню, уважайте его выбор, приготовьте ему то, что он хочет.
  3. Попробуйте вовлечь ребенка в приготовление некоторых блюд. Если ребенок будет помогать вам, он с удовольствием и съест то, что было приготовлено с его участием.
  4. Уже с 3 лет ребенка можно привлекать к сервировке стола, уборке и мытью посуды.
  5. Помните, что дети, которые мало гуляют и недосыпают, как правило, плохо едят. Поэтому не забывайте о том, что для хорошего аппетита важны частые прогулки на улице, подвижные игры и спокойный сон.

Плохой аппетит у ребенка – проблема многих родителей. Каждый решает ее по-своему: одни заставляют кушать, приговаривая «за маму, за папу», а иногда и угрожая, а другие обращаются к различным специалистам, предполагая, что малыш болен.


Однако часто возникают ситуации, что ребенок здоров, но плохо ест. Вначале родителям нужно определить, есть ли проблема. Если малыш, хорошо набирает вес, но мало кушает , как кажется взрослым, то не нужно поднимать панику. Но если есть нехватка массы тела, проблемы с питанием необходимо решать.

Причины плохого аппетита

Диетологами и психологами установлено, что чаще аппетит ухудшается у малышей в возрасте от 2 до 4 лет. В это время наступает возрастной кризис, ребенок таким образом показывает свою самостоятельность, иногда он просто капризничает.


Есть и другие причины плохого аппетита:


  • Невкусная пища или слишком большие порции. Часто ребенку предлагают тарелку супа или каши, которую с трудом осилит взрослый. Родителям кажется, что малыш съел слишком мало.

  • Частые перекусы между основными приемами пищи. Например, перед обедом или ужином родители позволяют съесть шоколадку, печенье, конфету. Это утоляет чувство голода и ухудшает аппетит.

  • Несоблюдение режима питания. Организм не может подстроиться под приемы пищи, если каждый день завтрак, обед и ужин проходят в разное время.

  • Период болезни. Даже простуда значительно снижает аппетит, малыш старается больше пить и часто отказывается от любой еды.

Не стоит забывать и о психологических факторах, из-за которых ребенок плохо ест. Испортить аппетит могут проблемы с воспитателями в детском саду, сверстниками и т.д.

Как улучшить аппетит?

Если проблем со здоровьем нет, но ребенок все равно отказывается от пищи, не нужно пускать проблему на самотек. Необходимо выяснить причину и приступить к решительным действиям.


  • Установить режим дня. Для этого можно составить расписание и кормить малыша в определенное время: завтрак – 8.00, обед – 12.30 и т.д.

  • Предлагать детские порции, чтобы ребенок съедал всю пищу, ничего не оставляя в тарелке. Иначе он привыкнет, что недоедать – это нормально.

  • Постепенно вводить новые продукты. Нельзя предлагать сразу несколько новых блюд на обед или ужин, важно, чтобы на тарелке присутствовала пища, которую малыш уже пробовал.

  • Не кормить насильно. Это только ухудшит ситуацию, малыш начнет есть меньше и замкнется в себе.

  • Попросить ребенка помочь на кухне. Если ему понравится готовить блюда, то и пробовать он их будет с огромным удовольствием. Также можно вместе придумывать съедобные украшения для каши, супа, картофельного пюре и т.д.

Если родители делают все правильно, то к 5-6 годам аппетит улучшится, разборчивость к еде станет меньше. Самое главное – если ребенок плохо ест, не заставлять его кушать насильно , это только усилит отвращение к еде.

Дети часто капризничают и закатывают истерики, причем делают это в самый неподходящий момент. Родители вначале просят свое чадо успокоиться, но вскоре многие из них теряют терпение и переходят к подзатыльникам. В итоге детские крики только усиливаются, а жизнь взрослых превращается в настоящее испытание. Почему ребенок становится неуправляемым, и как скорректировать его поведение?

Причины детской истерики

Все дети периодически испытывают терпение родителей и вытворяют такие вещи, которые ставят их в неловкое положение. По словам специалистов, этому есть рациональное обоснование. Крики и истерики - всего лишь естественные этапы развития.

По словам биолога-антрополога Университетского колледжа Лондона Эмили Эммотт, основная проблема заключается во времени, которое родители проводят с собственными детьми. Взрослому человеку может казаться, что ребенок получает достаточно внимания. Малышу же необходимо, чтобы мама и папа были рядом постоянно и принадлежали только ему. Дети еще не понимают, что у взрослых есть работа, друзья и личные дела, на которые им тоже требуются силы.

Маленький человек не умеет грамотно объяснять родителям, что ему не хватает их любви и заботы. Самый простой для ребенка способ обратить на себя внимание - громко закричать и затопать ногами. То, что желания и потребности окружающих важно учитывать, очевидно для взрослых, но не для детей. Понимание этих вещей не дается человеку от рождения, а приходит только с опытом. Ребенок искренне считает, что он должен всегда получать то, что хочет. Если его прихоть не исполняют, малыш пытается добиться желаемого доступным ему методом, то есть истерикой.

Плохое поведение ребенка - норма или отклонение?

Все малыши глубоко индивидуальны, и у каждого могут быть свои мотивы для непослушания. Именно детальный разбор причин плохого поведения ребенка является ключом к его «исправлению». Чтобы понять, откуда растут корни капризов и истерик, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1. Учитывайте «функциональный возраст» ребенка

Родители часто бросают в адрес своих детей фразы наподобие «хватит вести себя как младенец!». Они уверены, что по мере взросления ребенок должен становиться серьезнее. Однако все дети развиваются разными темпами, под влиянием определенных факторов. Поэтому при оценке их поведения не всегда стоит ориентироваться на дату, указанную в свидетельстве о рождении.

Психологи советуют родителям понять, какому возрасту соответствует уровень развития их чада. В одной области ребенок может опережать сверстников, в другой - немного отставать. Это абсолютно нормально. Особенно часто такие противоречия в поведении встречаются среди подростков. 11-летний ребенок может разговаривать как взрослый, качать свои права, а в следующий момент - просить поправить ему одеяло перед сном, приготовить что-нибудь вкусненькое.

2. Ведите дневник поведения

Взрослым бывает сложно поставить себя на место ребенка и посмотреть на происходящее его глазами. Поэтому им часто кажется, что для плохого поведения нет причин, но так не бывает.

Родителям стоит завести дневник, описывая в нем изменения в поведении малыша, а именно:

  • все, что предшествовало скандалу;
  • события, после которых малыш успокоился;
  • как протекали дни, когда ребенок был послушным и спокойным.

Такой метод поможет выстроить цепочку событий и выявить факторы, провоцирующие вспышки гнева.

3. Не бойтесь обращаться к врачам

Проблемы с поведением детей часто обуславливаются особенностями возраста и проходят сами собой, когда ребенок подрастает. Однако есть одно но: если родители не разберутся в точных причинах истерик их чада, они так и будут неправильно реагировать. Упреки, подзатыльники, ответная агрессия никак не способствуют хорошему воспитанию.

Вы сильно встревожены поведением ребенка? Не бойтесь и не стесняйтесь обращаться к терапевту. Если у вашего малыша есть проблемы со здоровьем, важно как можно раньше поставить диагноз и провести лечение. Однако, скорее всего, врач посоветует вам хорошего детского психолога. Он пообщается с малышом и определит, почему он закатывает истерики. Узнав, что вызывает у ребенка негативные реакции, вы сможете их устранить.

4. Обсуждайте проблемы с другими родителями

Психологи призывают родителей исследовать опыт других людей, имеющих детей того же возраста, — друзей, родственников, хороших знакомых. Воспитывать ребенка по-настоящему трудно. У всех родителей возникают проблемы с поведением их чад, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы их обсуждать.

Возможно, кто-то начнет строить из себя самого опытного воспитателя и настаивать, что точно знает, в чем ваша проблема. Однако в целом разговоры с другими родителями позволят вам лучше понять, когда и почему поведение детей выходит из-под контроля. Вы сможете обнаружить факторы, на которые раньше не обращали внимание.

Пособие по воспитанию послушного ребенка


Воспитание ребенка - сложный и ответственный процесс. Родители хорошо знают своих детей, но часто оказываются беспомощными перед их истериками. Поэтому нерационально полагаться только на свои силы. Неоценимую помощь в воспитании могут оказать рекомендации опытных специалистов, которые успели пообщаться с большим количеством семей и провести немало исследований на предмет того, как разные факторы влияют на поведение ребенка.

Контроль режима сна - ключ к хорошему поведению

В 2013 г. английские ученые провели масштабное исследование среди 10 000 детей в возрасте 3-7 лет. Результаты показали, что существует объективная связь между ненормированным режимом ночного сна и плохим поведением ребенка днем.

По словам профессора кафедры эпидемиологии и здоровья населения Университетского колледжа Лондона Ивонн Келли, нефиксированный режим дня влияет не только на тело, но и на разум ребенка. В таких условиях он испытывает нечто подобное ощущениям при смене часовых поясов. Это препятствует здоровому развитию и вызывает поведенческие отклонения. Нарушения режима сна в дошкольном возрасте могут спровоцировать также серьезные проблемы со здоровьем, которые останутся на всю жизнь.

Чем дольше ребенок не высыпается, тем сильнее проявляются нарушения в его поведении, а именно:

  • гиперактивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • трудности в общении с ровесниками.

Хорошая новость заключается в том, что все негативные последствия являются обратимыми. Если родители начнут контролировать режим сна ребенка, вскоре его поведение начнет улучшаться.

Что такое хорошо и что такое плохо

По мнению профессора Массачусетского университета Рейчел Келем, задача родителей - научить ребенка вести себя правильно. Взрослые должны установить границы дозволенного и постоянно объяснять, что нарушать их нельзя. Даже младенцы хорошо поддаются обучению. Когда малышу уже исполнилось 3 года, ему можно прямо говорить: «Если ты не перестанешь безобразничать, тебе придется уйти в свою комнату и посидеть там немного одному, пока не успокоишься».

Начинать воспитательный процесс важно как можно раньше, ведь внушить что-либо подростку уже не получится. Когда ребенок хорошо себя ведет, вместе с похвалой ему нужно объяснить, что именно он сделал правильно. Малыш должен запомнить, как следует поступать. Он сложил игрушки в коробку? Недостаточно простого слова «молодец». Скажите ему, что вы благодарны ему за помощь в уборке, или обратите его внимание на то, как уютно и красиво стало в комнате. В следующий раз он сам захочет помочь маме.

Похвала для выработки модели поведения

Детям важно ощущать заботу и одобрение со стороны родителей - именно этого они зачастую и добиваются своими истериками. Хвалите их не только за примерное поведение, но даже за попытки сделать что-то хорошо.

Родителям важно понять, что они сами часто совершают ошибки, поэтому неправильно требовать идеальных поступков от детей. Мозг малыша будет формироваться вплоть до подросткового возраста. Он пока не способен рационально оценивать действия и принимать верные решения. Требуется много времени и сил родителей, чтобы научить ребенка вести себя хорошо и разучиться вести себя плохо.

Одобрение со стороны близких людей поможет малышу запомнить, как нужно поступать. Оно станет отличной мотивацией для того, чтобы вести себя хорошо. Ребенок нуждается в родительской ласке и не хочет их огорчать, но просто еще не понимает, чего от него ожидают взрослые.

«Нет» войне интересов

Профессор Массачусетского университета Рейчел Келем советует родителям проявлять стойкость и не прогибаться под ребенка. Малыш устроил скандал, потому что ему не купили игрушку? Определите, как вы будете действовать, и придерживайтесь своего решения до победного конца.

Ребенок быстро вычисляет, что, если подольше и погромче поорать, родители в определенный момент не выдержат и пойдут на уступки. В результате он начинает манипулировать взрослыми и кричать каждый раз, когда не получает желаемого. Если вы чувствуете, что в этот раз не выдержите долго, уступайте еще до начала истерики. Так вы побережете свои нервы и спокойную атмосферу в доме. Если же решили не уступать, стойте на своем до конца, как бы сильно малыш ни плакал. В итоге он поймет, что манипуляция не сработала, и сам успокоится.

Чего делать не стоит?


Иногда родители, сами того не ведая, могут провоцировать малыша на скандалы и истерики. Если хотите воспитать послушного и спокойного ребенка, не совершайте следующих ошибок:

1. Не показывайте детям свою злость

Подобно губкам, дети впитывают все, что «подсматривают» у родителей. Если вы проявите в их адрес свой гнев, они отзеркалят ваше поведение и станут чаще закатывать вам истерики.

Конечно, все родители периодически сердятся на своего ребенка. Однако объяснить малышу, что он поступает плохо, можно и без ругани, настаивает детский психотерапевт из Ланкашира Дэвид Спеллман. Специалист объясняет, что родители даже не осознают, как сильно ранят свое чадо, разговаривая с ним раздраженно. Воспитывая детей, нужно проявлять недюжинное терпение и найти баланс между строгостью и добротой.

Если ребенок ведет себя плохо, ему нужно четко сказать, что он делает не так. Если будете кричать, малыш просто не услышит вас. Произнесенное гневным голосом покажется ему непонятным. В итоге ребенок лишь затаит обиду и станет безобразничать назло родителям.

2. Не читайте нотации

При воспитании ребенка пряник работает более эффективно, чем кнут. Человек, которого наказывали в детстве, помнит об этом во взрослом возрасте и хранит скрытую обиду. Родители всегда объясняют своему повзрослевшему ребенку, что ругали его ради его же блага. Однако специалисты уверены: наказания вызывают только негативные последствия.

По словам профессора Келем, родителям лучше заострять внимание детей на моментах, когда они делают что-то правильно, и меньше порицать их за плохие поступки. В таком случае в сознании маленького человека отложится то, что такое хорошо. Он будет стараться вести себя, как надо, чтобы заслужить родительское одобрение. Продолжайте хвалить и поощрять его за усилия, чтобы ребенок продолжал в том же духе.

3. Не снимайте «золотые звездочки» за нарушение правил

Популярный метод контроля за поведением детей - таблички. Они помогают родителям добиваться от ребенка выполнения своих просьб. Если он делает хороший поступок (убирает игрушки, застеливает постель), на табличку крепят звезду, но за проступки ее снимают. Делать так - огромная ошибка, говорит профессор Келем.

Специалист объясняет, что таблички со звездами - прекрасный способ договориться с ребенком. Он видит свои достижения и рассчитывает на то, что его будут и дальше поощрять. Каждую звездочку малыш заслужил. Это результат, который не подлежит пересмотру. Если ребенок ведет себя плохо, акцентируйте его внимание на том, что он остался без новой звезды, но не отнимайте уже заслуженные.

4. Не ставьте малышей в угол

Профессор Келем объясняет, что смена деятельности - очень эффективный метод воздействия на непослушных детей. Однако «выдергивать» ребенка из ситуации, в которой он плохо себя ведет, нужно резко, без ругани и насилия. Отправляя малыша в угол, родители буквально навешивают на свое чадо ярлык «ты плохой». Как же он исправит свое поведение, если вы сами внушаете ему, что по-другому он не может?

Нельзя произносить вслух фразы наподобие «ты ужасный ребенок», «мне стыдно за твое поведение». Лучше мягко сказать малышу, что он слишком разошелся, и попросить его пойти посидеть у себя в комнате пару минут, чтобы прийти в себя.

Родители должны запомнить одну вещь: плохим поведением ребенок часто пытается заставить их проводить с ним больше времени. Да, в таком случае он вызывает недовольство взрослых и рискует быть наказанным. Однако ребенка устраивает любое внимание со стороны родителей. Постарайтесь проводить со своим карапузом больше времени, когда он ведет себя хорошо. Это станет для малыша лучшим поощрением, которое он будет стараться получить всеми силами.

Что делать, если ребенок ведет себя плохо — советы детского психолога Юлии Милованов

Непослушный ребенок — Школа доктора Комаровского

Ближе к 2 годам поведение ребенка начинает меняться. Все чаще можно столкнуться с плохим поведением. Когда ребенок специально делает то, что нельзя, при этом хитро посматривая на маму. Психологи дали название такому поведению – «проверка границ». Но что делать, когда эта проверка родителей на прочность продолжается круглосуточно? Как вести себя, если ребенок не слушается и продолжает делать то, что нельзя? Идти у ребенка на поводу или проявить стойкость?

Ребенок проверяет границы

Ребенок исследует мир на практике. И ему интересно выяснять причинно-следственные связи: «Что будет, если…?» Возможно, он думает: «Как интересно! Мама разозлилась на меня за то, что я разлил чай на стол. Интересно, это только во время завтрака или во время обеда тоже?... Только вчера или сегодня тоже?... Но лить воду в ванне почему-то разрешается, мама сама показала мне, как переливать воду из стакана в стакан во время купания… Может быть, мне стоит разлить воду на эти бумаги на рабочем столе?»

Чтобы понять, как что-то работает, ребенку нужно пройти через процесс много-много раз. И он проходит, пробуя снова и снова. Кажется, что ребенок специально выбирает момент, когда мы на пределе. Специально ведет себя так, чтобы вывести нас из себя. К этой мысли нас приближает и особый «хитрый» взгляд. Когда малыш смотрит, как бы сообщая: «Я собираюсь сделать что-то, что ты не разрешаешь. Что ты будешь с этим делать?»

Однако ребенок, в действительности, вряд ли хочет довести нас до точки кипения. Он просто исследует, проверяет границы снова и снова. Некоторые дети делают выводы быстрее, некоторые учат границы круглосуточно на протяжении месяцев. Конечно, это сложный период для родителей. Но осознание того, что это нормально, что это скоро пройдет, хоть немного да помогает.

Проявить спокойствие

Если поддаваться на такое поведение, вести себя чрезмерно эмоционально, можно закрепить у ребенка негативный паттерн. Наблюдать, как вы делаете смешные лица, кипятитесь, бегаете и кричите - забавно для ребенка. И, наиболее вероятно, что установив такую связь между «нельзя» и вашим необычным поведением, ребенок будет повторять плохой поступок снова и снова. Особенно это актуально для детей младше года. Даже когда мы ругаем их, им весело, ведь происходит что-то необычное.

Помню, как я пыталась научить дочь не трогать розетку, ей было месяцев 8-10. Говорила нельзя, делала строгое лицо, выражала свое недовольство. Однако она только веселилась и трогала снова, специально.

Более старшие дети могут добиваться внимания родителей таким плохим поведением. Вы не обращаете внимания на ребенка, заняты чем-то своим, и малыш предпринимает что-то, что обязательно выведет вас из себя. И, наконец, он получит свою долю внимания. Пусть и негативного, зато заметили.

Твердое уверенное «стоп!» в виде Я-сообщений

На самом деле, ребенку хочется, чтобы его остановили. Он чувствует себя в безопасности, когда родитель вовремя говорит «стоп», берет контроль в свои руки.

Спокойный уверенный тон подействует лучше, чем злость и крики. Ребенка нужно останавливать, но при этом не забывать об уважении его как личности. Не стоит применять унижающие слова или ярлыки типа «ты плохой». Повелительное наклонение (быстро остановись!) тоже работает против вас. Вместо этого используйте, так называемые, «Я-сообщения»:

  • «Я хочу, чтобы ты был аккуратнее»
  • «Мне нужно, чтобы ты помог мне снять с тебя одежду»
  • «Мне не нравится, когда ты убегаешь»

Когда приходится осуждать, осуждайте поступок ребенка, а не его самого. С помощью Я-сообщений мы говорим о своих эмоциях относительно того, что сделал ребенок, даем ему инструкции, при этом не повелевая. Когда возможно, также объясняйте причину, по которой вам не нравится его поведение. Давайте инструкции и возможность, как можно поступить, чтобы «и овцы целы, и волки сыты».

Например: «Мне не нравится, что ты рвешь книгу. Книжка портится, и мы больше не сможем смотреть ее с удовольствием. Я слышу, что ты плачешь и все еще хочешь рвать эту книжку. Но я вынуждена убрать эту книгу, пока мы ее не починим. Вместо книги я дам тебе старые газеты, которые ты можешь рвать».

Также мы можем озвучить, что произойдет, если ребенок не выполнит нашей просьбы. Так же мы должны озвучить и принять негативные эмоции ребенка, что его забаву прервали:

«Я хочу, чтобы ты положил эту игрушку на место. Она не наша и должна остаться здесь. Я вижу, что ты не хочешь расставаться с этой игрушкой. И продолжаешь ее крепко держать. Если ты не можешь сам положить эту игрушку, я помогу тебе разжать твои пальцы».

Когда родители на грани

Действительно сложно держать в памяти, что «плохое поведение» ребенка – в пределах нормы. Еще сложнее вовремя взять себя в руки и вести себя «правильно» - не срываться, не злится, сохранять спокойствие и уверенность, строя Я-сообщения. Особенно надоедает говорить одно и то же снова и снова. Поэтому порой родители срываются.

В конце сложного дня, когда мы особенно устали, мы можем позволить ребенку играть с зубной пастой, делая вид, что не замечаем. Только потому, что у нас нет моральных и физических сил решать эту ситуацию. Однако в следующий раз, ребенок подумает, что играть с зубной пастой можно (ведь в прошлый раз ничего не сказали). Лучшим решением будет честно признаться ребенку, что в прошлый раз вы разрешили играть пастой только потому, что сильно устали. Но паста не для игр. И вы не позволите ему играть с ней и размазывать повсюду.

Иногда плохое поведение доводит нас до эмоционального взрыва. Мы не выдерживаем и кричим на ребенка. Ребенок плачет, обижен, расстроен. А мы изводим себя чувством вины. Как и в примере выше, стоит признаться ребенку, что произошло. Сказать, что вы сильно устали и были на грани, и его поступок стал последней каплей, вы сорвались. Стоит признать, что крик (а тем более шлепки) – это не правильно, извиниться перед ребенком. И уже спокойно обсудить ситуацию с тем плохим поступком.

Я – эмоциональный человек. И когда я не выспалась, устала, голодная, мне сложно оставаться спокойной, особенно, если дочь делает все, чтобы вывести меня из себя. Бывает, что я срываюсь. Кричу на ребенка, ухожу в другую комнату или на улицу. И понимаю, что я только что сделала ошибку, сорвалась. Я успокаиваюсь и иду извиняться перед дочкой, обсуждая и ее, и свое поведение.

Остановить плохое поведение ребенка физически

Иногда ребенок заводится в своем плохом поведении настолько, что требует, чтобы его остановили физически. И хотя, ни в коем случае нельзя бить ребенка (даже шлепком), поскольку это задает ему модель, что бить других людей – это нормально. Есть другие безопасные способы остановить малыша.

Например, когда Ванесса сильно разозлилась, она начала срывать свою злость на других детях. Она подошла и меньшему ребенку и толкнула его. Мама подошла к Ванессе и сказала: «Ванесса, ты толкнула малыша. Ты действительно злишься». Однако озвучивание чувств ребенка не помогло, и Ванесса пошла толкать другого ребенка. Мама быстро и аккуратно остановила Ванессу, преградив ей путь собой. «Ванесса, я не позволю тебе обижать других детей». Она нежно и аккуратно сделала свои руки вокруг Ванессы, чтобы она не могла убежать. Мама продолжала разговаривать с Ванессой спокойным голосом: «Ты выглядишь разозленной. Ты злишься, что у тебя отобрали игрушку. Но даже если ты злишься, я не позволю тебе обижать других детей. Ты можешь бить этот мяч». Закончив бить мяч, Ванесса выдохнула с облегчением и веселая побежала играть.

Для младших детей становится обыденностью вымещать свою злость, ударяя и обижая других детей. Для родителя важно остановить ребенка, если необходимо, физически. Чтобы другие дети не страдали. Вместе с тем, стоит озвучить чувства ребенка, чтобы он понял, что злится – это нормально. А также дать ему возможность выместить эту агрессию на чем-то другом (игрушке, подушке). Если ребенок не хочет принимать помощи, выбирая оставаться злым, позвольте ему это. Ограждая от того, чтобы он не вредил себе и окружающим.

Выводы

Когда ребенок плохо себя ведет и не слушается, наша задача как родителей, сохранять спокойствие и ясный ум. Применяя метод озвучивания эмоций и я-сообщений, чтобы показать, что мы понимаем ребенка, но, вместе с тем, недовольны его поведением. Поведением, а не самим ребенком. Если требуется, нужно остановить ребенка физически, при этом, ни в коем случае, не ударяя его. Предложить безопасную альтернативу вымещения негативных эмоций.

статья написана с использованием книги «1, 2, 3… The toddler years»

А как вы справляетесь с плохим поведением детей?

Катечкина Катя –

У кого-то малыш ест, что дадут, а кто-то вынужден устраивать театральные представления, чтобы ребенок съел лишнюю ложку. Как бы то ни было, существуют правила, касающиеся питания детей, которые нельзя нарушать.

Каждая мама сама знает и чувствует, что лучше для ее ребенка. Однако существуют некоторые общие правила и вопросы, о которых стоит задуматься, прежде чем заставлять есть «нехочуху».

Вопрос № 1. Почему кормить ребенка насильно - это плохо?

Еда через силу приносит больше вреда, чем пользы. Во-первых, у ребенка вырабатывается стойкая ассоциативная связь «еда=неприятности». Это ведет с одной стороны, к худшему усвоению пищи, а в дальнейшем – и к гастриту (т.к. из-за стресса не вырабатываются необходимые ферменты). Во-вторых, чувство беспомощности и страха перед кормлением нарушает осознанное отношение к пище: ребенок не учится понимать свои истинные желания и потребности. Это может привести к многочисленным проблемам в будущем – от невротической анорексии до алкоголизма и ожирения.

Вопрос № 2. Почему применение шантажа и подкупа при кормлении - это плохо?

«Съешь суп – получишь конфету», «Пока не съешь – мультики не включим» и прочие манипуляции дадут совсем не тот результат, на который вы рассчитываете. Ребенок освоит науку обмана и шантажа, «вернув» свои умения вам в подростковом возрасте. Еще раз – еда должна быть осмысленной и желанной, не за маму или папу, а за свое здоровье, красоту, силу и другие важные вещи. Диковатая поговорка «когда я ем, я глух и нем», видимо, возникла в очень голодные времена, когда важно было опередить других и съесть как можно больше про запас, потому что обед или ужин, сопровождаемые приятной беседой с близкими людьми – одно из главных удовольствий и способов общения в большинстве мировых культур.

Голод – одна из базовых потребностей человека. Важно не только накормить ребенка, но и научить его чувствовать голод. Задача родителя – помочь ребенку понять, что он хочет именно есть, и что эту потребность можно утолить с помощью еды. Кроме того, на примере обращения с пищей мы учимся обращаться со всеми остальными своими потребностями и желаниями. Если нас кормили насильно, мы будем точно так же насиловать себя во всем остальном: оставаться на нелюбимой работе, находиться в разрушающих нас отношениях, проживать свою жизнь совсем не так, как хочется, а как бы через силу. Если нас уговаривали, подкупали, шантажировали - мы будет продолжать это делать по отношению к себе и к другим в самых разных сферах жизни.

Анна Шишковская

Вопрос № 3. Почему ребенок хорошо ест дома и совсем плохо - в детском саду (или наоборот)?


Это признаки невротической реакции на еду, которая в свою очередь, вызвана отношением взрослых. Если дома мама не торопится, улыбается, помогает и при этом рассказывает что-то интересное, то в детском саду есть надо быстро, за неловкость всегда ругают и оставляют сидеть над тарелкой дольше других. Или же наоборот – дома слишком настаивают и слишком нервничают по поводу еды, а в детском саду все проходит веселее и спокойнее. Разумеется, аппетит будет лучше там, где меньше переживаний. Возможна и другая причина: отказываясь от еды дома, ребенок привлекает к себе всеобщее внимание и ему это нравится, а поскольку в других местах – детском саду или в гостях – нет таких «благодарных» зрителей, так и капризничать незачем.

Основной критерий, на который стоит ориентироваться в питании ребенка, это его самочувствие. Если ваш малыш бодр, весел, полон жизненных сил и энергии – значит, ему хватает пищи. Если вас что-либо беспокоит – это повод обратится к специалисту. В частности, психолог может помочь вам найти подход к ребенку, наладить с ним контакт, в также разобраться в собственных взаимоотношениях с едой.

Анна Шишковская

Психолог, гештальт-терапевт, специалист по работе с пищевым поведением

Вопрос №4. Что делать, если ребенок совсем-совсем ничего не ест?

Согласитесь, такое на самом деле случается крайне редко: как правило, «малоежка» постоянно перехватывает то печенье, то яблоко, то конфету. Для того чтобы наладить аппетит, психологи советуют использовать простую методику: в одно и то же время сажайте ребенка за общий стол, ставьте перед ребенком еду и предлагайте обедать (или ужинать) вместе со всеми. Дальше не стоит ни обращать на него внимания, ни проявлять беспокойства или радости по поводу его аппетита. Поел – хорошо, не поел – тоже не страшно, еда убирается до следующего приема пищи. Рано или поздно голод возьмет свое, и ребенок начнет есть, особенно, если он много двигается и часто бывает на свежем воздухе. Если же и в этом случае аппетит не проявляет себя, надо обратиться к врачу.

Внешние проявления невротической анорексии обычно бывают однотипными: вначале ребенок ест только излюбленную пищу, отказываясь от обычно принимаемых ранее блюд жует медленно, глотает с трудом, желая скорее закончить эту неприятную ему процедуру. Настроение снижено, он хныкает, капризничает. Постепенно к приему пищи вырабатывается отрицательный условный рефлекс, когда лишь упоминание о еде вызывает тошноту и позывы на рвоту. Такое состояние может затянуться на недели и месяцы, ребенок упорно отказывается от еды и даже несколько теряет в массе тела, хотя выраженного физического истощения практически не наступает.

Это важно!

Из книги Г.Г. Шанько «Неврозы у детей»

Вопрос № 5. Как быть, если ребенок предпочитает что-то одно?


Дети в принципе настороженно относятся к незнакомым продуктам, поэтому не стоит возражать, если ребенок первого года жизни пробует новую пищу пальцами, размазывает по тарелке и т.п. Если мама при этом злится и насильно запихивает еду малышу в рот, возникает конфликт и отвращение к пище. С детьми постарше можно договориться о том, чтобы попробовать незнакомую еду и есть только в том случае, если понравится (при этом надо понимать, что дети в принципе не любят бесцветные, бесформенные массы, поэтому надо стараться сделать блюдо привлекательным внешне). Привязанность к одному продукту (макароны, сосиски, пельмени), как правило, проходит бесследно, а вот стойкое неприятие чего-то (рыбы, молока, определенной крупы) вполне может быть признаком аллергии, так что имеет смысл отнестись к этому внимательно.

Исследование, проведенное в университете Дьюка, показало: более 50% детей, у которых замечено выборочное отношение к еде, проявляли симптомы психологического беспокойства и даже депрессии. Если вы замечаете, что количество того, что ребенок отказывается есть, растет, поговорите с врачом.

Вопрос № 6. В детском саду ребенка заставляют есть. Что делать?

Согласно закону «Об образовании в РФ», каждый ребенок, находящийся в образовательном учреждении, имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (ст. 2). Кроме того, тот же закон прямо определяет, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами» (ст. 44). Это означает, что вы вправе требовать, чтобы ребенка не подвергали психическому насилию, которому, разумеется, относится насильное кормление, а также унижению в форме ультиматумов типа «пока не съешь, из-за стола не встанешь».

Что можно сделать:
– Объяснить сотрудникам детского сада свой взгляд на питание ребенка. Договоритесь о том, какие действия вы считаете допустимыми, а какие нет. Помните о том, что ваше мнение в этом случае решающее.
– Если у вас есть подозрения, что с ребенком обращаются плохо, вы (лучше объединившись с другими родителями) имеете право установить в группе детского сада видеонаблюдение.
– Если это не помогает, обратиться в управление образования с просьбой урегулировать конфликт. Иногда причиной насильного кормления бывает политика руководства детского сада.
– Если у ребенка аллергия на распространенные продукты (молоко, пшеница, картофель), вы имеете право настаивать на том, чтобы ребенку готовили отдельно, так как это прописано во внутриведомственных инструкциях по организации питания в дошкольных учебных заведениях. Можно добавить этот пункт при подписании договора с ДОУ. Приносить же свои продукты в детские сады запрещено.