Акварельная техника. Акварель и ее техническое разнообразие (базовые сведения). Смешанная техника акварели

Вы можете использовать один или два метода, или же создать собственную страницу со всеми вариантами. Воспользуйтесь карандашом и линейкой, разделив акварельную бумагу на 8 прямоугольников, чтобы выполнить эти техники. Каждому прямоугольнику дайте название метода, как показано на рисунке ниже.

Примечание перед началом работы : Я бы порекомендовала полностью высушить каждый прямоугольник перед переходом к следующей технике. Вы можете использовать фен для ускорения процесса сушки.

1. Техника солью

Соль является моим абсолютным фаворитом в создании текстурированных фонов. Я храню небольшой контейнер морской соли с моим набором запасов. Чтобы использовать технику солью, выберите сначала один или два цвета и зарисуйте первый прямоугольник (или область) полностью. Затем, пока краска ещё влажная, посыпьте на него сверху солью. Дайте краске полностью высохнуть, а потом ногтем уберите соль с рисунка.

Примечание : Чем лучше закрашена ваша область, тем больше соль будет распространяться по ней. Попробуйте дать краске высохнуть частично (достаточно того, что вода будет блестеть, но не начнёт растекаться, когда вы будете перемещать бумагу), так же обратите внимание на разницу в текстуре, которую вы создаёте.

2. Техника папиросной бумагой

Закрасьте следующий прямоугольник цветом (цветами). Для достижения наилучших результатов, вам понадобятся влажная поверхность и насыщенный цвет.

Скомкайте кусок папиросной бумаги и положите его поверх влажной краски. Аккуратно накройте всю область, затем осторожно прижмите бумагу ладонями рук. Дайте ей немного высохнуть (но не полностью, иначе бумага может приклеиться). Затем осторожно поднимите папиросную бумагу с рисунка.



3. Техника спиртом

Данная техника довольно забавна. Закрасьте акварелью следующий прямоугольник.

Пока рисунок всё ещё влажный, обмокните ватную палочку в спирт и опустите её на мокрую краску. Для наилучшего результата, капните спиртом из конца палочки (вместо того, чтобы касаться им бумаги).

4. Техника пастелью

Вы можете использовать пастель для создания техники "воскового сопротивления". Сначала изобразите свой дизайн белой пастелью, убедившись, что она плотно соприкасается с бумагой.

Использование белого карандаша на белой бумаге затрудняет просмотр того, что вы рисуете. Наклоните бумагу в сторону, чтобы получить представление о вашей задумке.


Затем закрасьте прямоугольник цветом. Краска будет сопротивляться областям с белой пастелью.

5. Техника ручкой и чернилами

Это ещё одна моя любимая техника. Используя чернильную ручку с тонким наконечником, нарисуйте или набросьте эскиз.


Затем закрасьте цветом, как в раскраске. Не забывайте переходить на меньшую по размеру круглую кисть, чтобы рисовать на небольших участках.

6. Техника каплями воды

Закрасьте следующий прямоугольник. Затем обмокните кисть в воде (или используйте новый цвет), дайте краске капнуть на фон, пока он влажный. Вы можете слегка встряхнуть кисть, чтобы помочь ей капнуть.

7. Техника брызгами

Метод интересный, но наводит беспорядок. Я рекомендую закрыть все области бумаги, которые вы не желаете забрызгивать. Обмокните кисть в краску, а затем удерживайте её над бумагой. Другой рукой стукните по кисти, чтобы оставить брызги на бумаге. Ополосните кисть, выберите другой цвет.

8. Техника прозрачности

Поскольку акварель имеет прозрачную текстуру, вы можете создавать красивые слои и уплотнять их в вашей работе. Чтобы опробовать технику прозрачности, лучшего всего начинать со светлого оттенка и переходить к более насыщенному. Я решила нарисовать несколько капель. Покройте область фигурами, используя сначала более светлый цвет. Подождите до полного высыхания, затем выберите более тёмный или насыщенный цвет и нарисуйте больше фигур, перекрывая первый слой. Вы можете повторять этот процесс сколько душе угодно.


Надеюсь, данный пост вдохновит вас на использование одной или двух новых техник. Не бойтесь просто сделать это и получить удовольствие!

Оставайтесь с нами, чтобы вдохновляться новыми уроками по использованию акварели!

В зависимости от степени влажности бумаги выделим такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов.


Работа по-мокрому.

Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому».


Достоинства техники по-мокрому.
Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.

Сложности техники по-мокрому.
Основная трудность кроется в главном достоинстве - это текучесть акварели. При наложении красок этим методом художник нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими, как предполагалось изначально. При этом исправить лишь отдельный фрагмент, не затронув остальные, практически невозможно. В большинстве случаев переписанный участок будет дисгармонировать с общей структурой остального полотна. Может появиться определенная замызганность, грязь и т.п.
Этот способ работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная практика позволяет художнику некоторым образом спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу.

Техника A la Prima.

Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.


Достоинства техники A la Prima.
Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний.
Кроме этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3 часа), хотя, при необходимости, можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения.
При письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой и рисунком.

Сложности техники A la Prima.
Достоинство и одновременно сложность здесь в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и идеального чувства композиции.
Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения отдельных фрагментов). Изображение пишется практически без остановки и, как правило, «в одно касание», т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе.


Работа «по-сухому».

Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.


Однослойная акварель «по-сухому».

Как видно из названия, в данном случае работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.

Однослойный метод сухим-по-сухому более прозрачен и воздушен, чем лессировка, но не имеет красоты мокрых переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней, без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской.


Используемые в работе цвета, во избежание возникновения грязи и замызганности, желательно продумывать и готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист.
В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости.

Другой способ исполнения однослойной акварели - мокрым-по-сухому , заключается в том, что каждый мазок наносится рядом с предыдущим, захватывая его, пока тот еще не просох. Благодаря этому образуется естественное смешение оттенков и мягкий переход между ними. Для усиления цвета можно влить кистью необходимую краску в еще не просохший мазок. Работать надо достаточно быстро, чтобы закрыть весь лист до того, как подсохнут ранее нанесенные мазки. Это позволяет создать красивые живописные переливы, а сухая поверхность бумаги способствует достаточному контролю над текучестью и очертаниями мазков.


Многослойная акварель (лессировка).

Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.


Достоинства техники многослойной акварели.
Пожалуй, главным достоинством является возможность создания картин в стиле реализма, т.е. максимально точно воспроизводящих тот или иной фрагмент окружающей среды. Такие работы внешне имеют определенное сходство, например, с масляной живописью, однако, в отличие от нее, сохраняют прозрачность и звонкость цветов, несмотря на наличие нескольких слоев краски.
Яркие, свежие лессировочные краски придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита.
Лессировка — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте.

Лессировка незаменима в затененных интерьерах и удаленных планах панорам. Мягкость светотени интерьера в спокойном рассеянном свете со множеством всевозможных рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть переданы лишь техникой лессировки. В панорамной живописи, где необходимо передать нежнейшие воздушные градации перспективных планов, нельзя пользоваться корпусными приемами; здесь можно достигнуть цели лишь при помощи лессировки.
При письме в данной технике художник относительно независим в вопросе хронологических рамок: не нужно торопиться, есть время подумать без спешки. Работу над картиной можно разбить на несколько сеансов, в зависимости от возможностей, необходимости и, собственно, желания автора. Это особенно важно при работе с изображениями большого формата, когда можно отдельно друг от друга выполнять различные фрагменты будущей картины с их последующим финальным объединением.
Благодаря тому, что лессировка выполняется по сухой бумаге, удается достичь великолепного контроля над точностью мазков, что позволяет максимально воплотить свой замысел. Постепенно нанося один слой акварели за другим, легче подобрать необходимый оттенок для каждого элемента в рисунке и получить нужное цветовое решение.

Сложности многослойной акварели.
Главная критика, направленная в адрес данной техники, заключается в том, что, в отличие от однослойного стиля письма, максимально сохраняющего прозрачность красок, акварельные работы, исполненные лессировкой, теряют свою воздушность и напоминают изображения маслом или гуашью. Однако, если лессировки накладывать тонко и прозрачно, то падающий на картину свет будет способен дойти до бумаги и отразиться от нее.


Стоит так же отметить, что многослойность письма зачастую скрывает фактуру бумаги и красок или фактурность штрихов полусухой кисти по зернистому листу.
Как и любая живопись акварелью, лессировка предполагает очень аккуратную работу - мазки надо класть осторожно, чтобы не смазать нижние, уже высохшие, слои краски. Потому как совершённую ошибку не всегда можно потом исправить без последствий. Если позволяет бумага и фрагмент изображения, можно размыть жестким колонком, предварительно смоченным в чистой воде, неудачное место, после чего промокнуть его салфеткой или тряпочкой, а затем, когда все просохнет, осторожно восстановить цвет.

Комбинированная (смешанная) акварельная техника.
В одной картине гармонично сочетаются как приемы «по-мокрому», так и «по-сухому». Например, первый слой краски кладется на мокрую бумагу, для создания нужной размытости заднего плана (или/и отдельных фрагментов среднего и переднего планов), а затем, после высыхания бумаги, кладутся последовательно дополнительные слои краски при детальной прорисовке элементов среднего и ближнего планов. При желании используются и другие варианты сочетаний письма по-сырому и лессировки.


Интересен способ работы по фрагментарно увлажненному листу , когда последний смачивается не полностью, а лишь в некоторых конкретных местах. Длинный мазок, захватывающий как сухие, так и влажные области бумаги, приобретет неповторимые очертания, соединив, при своей общей непрерывности, четкие контуры в сухих местах с «растекшимися» в увлажненных. Соответствующим образом изменится и тональность такого мазка в разных по степени влажности областях бумаги.


По используемой художником цветовой палитре мы условно выделим монохромную акварель - гризайль , и многоцветную - классическую. В последней нет ограничения на количество используемых красок и их оттенков, в гризайле же используются различные тона одного цвета, не считая цвета бумаги. Чаще всего используется сепия и, реже, черный цвет, охра.


Иногда в отношении акварельных работ можно встретить и такой термин как «дихром». Как правило, он употребляется крайне редко и относится к тем изображениям, в создании которых использовались не один, а два цвета.

По степени влажности можно разделить не только рабочую поверхность, но и волосяной пучок кисти во время сеанса живописи. Конечно, это деление более чем условно, так как, в зависимости от желаний художника, одна и та же кисть может менять степень влажности с каждым мазком. Вместе с тем выделим работу сухой (отжатой) кистью, полусухой и мокрой, так как мазки в этих случаях различаются между собой.
Мазок отжатой кистью при письме «по-мокрому» обеспечивает меньшую «текучесть», позволяет лучше сохранять контроль над краской, наносимой на лист. При письме «по-сухому» такой мазок может покрывать бумагу лишь частично, «проскальзывая» (особенно это касается рельефной бумаги, среднезернистой и торшона), что представляет особый интерес для конкретных творческих решений.


Письмо полусухой кистью универсально и хорошо подходит для письма на бумаге разной степени влажности. Конечно, в каждом случае будут свои особенности. Мокрой кистью пишут, как правило «по-сухому», так как по влажной поверхности листа точечные мазки дают сильное «растекание» и плохо поддаются контролю. Вместе с тем мокрая кисть хорошо подходит для заливок, растяжек, отмывок и других приемов, когда требуется сохранить в кисти по возможности максимальное количество воды.

Существуют техники, когда акварель смешивается с другими красящими материалами , например, с белилами (гуашью), акварельными карандашами, тушью, пастелью и др. И, хотя результаты также бывают весьма впечатляющими, такие техники не являются «чистыми».

В случае сочетания акварели с карандашами, последние дополняют полупрозрачность красок своими яркими и ясными оттенками. Карандашами можно или подчеркнуть некоторые детали живописного изображения, делая их четче, заостреннее, либо всю работу выполнить в смешанной технике, в которой в равной мере присутствуют линейные штрихи, мазки кисти и красочные разводы.

Пастель не так удачно соединяется с акварелью, нежели карандаш, однако порой художники используют её, нанося пастельные штрихи поверх готовой акварельной отмывки.


Тушь , как черная, так и цветная, может быть использована вместо акварели. Однако тушь дает новые возможности и обычно используется в отмывках кистью или рисунках пером. Сочетание рисунка черной тушью и абстрактных акварельных пятен, сливающихся и пересекающих границы нарисованных тушью предметов, придает работе свежесть и выглядит оригинально.Сочетание акварели и пера очень удачно, например, для книжных иллюстраций.


Как правило, белила (непрозрачный красящий материал, например гуашь) в смешанной технике используются для «упрощения» процесса живописи. Порой «резерваж» отдельных мест картины представляет определенную трудность, особенно когда эти места маленькие и их много. Поэтому некоторые художники пишут без него, а затем «отбеливают» нужные места краской (например, блики на предметах, снег, стволы деревьев и т.п.).
При создании одной работы возможно и комбинирование различных материалов, например, кроме акварели, в процессе живописи употребляются и белила, и тушь и пастель, в зависимости от творческого замысла художника.

В акварели можно условно выделить такие приемы письма, как: мазки, заливка, отмывка, растяжка, резерважи, «вытягивание» краски и др.
Мазки - это, пожалуй, один из самых распространенных способов письма в живописи, по характеру которых легко отличить динамичный рисунок от скучной работы. Наполненная краской кисть, соприкасаясь с поверхностью листа, выполняет то или иное движение, после чего отрывается от бумаги, завершая тем самым мазок. Он может быть точечным, линейным, фигурным, четким, размытым, сплошным, прерывистым и т.п.
Заливка - прием, выполняемый в тех случаях, когда требуется прокрыть значительную площадь рисунка одним цветом или сделать плавные переходы между разными цветами. Исполняется по бумаге, наклоненной под углом, как правило, длинными горизонтальными мазками крупной кистью, таким образом, чтобы каждый следующий мазок стекал вниз и «захватывал» часть предыдущего, тем самым органически сливаясь с ним в одну фактуру. Если после завершения заливки остались излишки красящего пигмента, то их можно аккуратно удалить отжатой кистью или салфеткой.
Отмывка - прием акварельной живописи, при котором используется сильно разбавленная водой краска - ею начинают писать прозрачные слои, неоднократно проходя те места, которые должны быть темнее. Общий тон каждого из участков изображения в итоге достигается путем повторных наложений этих слоев, при чем каждый из них наносится только после полного высыхания предыдущего, чтобы краски не смешались между собой. При этом не рекомендуют наносить более трех слоев краски, чтобы не появилась грязь. Поэтому чаще всего второй пропиской усиливают цвета полутонов, а третьей насыщают цвет теней и вводят детали. По сути, отмывка представляет собой многократную заливку одного тона на другой раствором одной концентрации. Чаще всего этот прием применяется архитекторами и дизайнерами, поскольку обычный чертеж не дает зрителю наглядного представления о форме и цвете постройки. Кроме того, работая цветом, архитектор находит наилучшее сочетание материала для восприятия задуманного, уточняет тональные отношения, достигает выразительного силуэтного и объемного решения проекта.


Градиентная растяжка - серия последовательных плавно переходящих друг в друга мазков, при которой каждый последующий является более светлым по тону, чем предыдущий. Кроме того, иногда так же называют плавный переход от одного цвета к другому.
Часто в акварели применятся такой метод, как «вытягивание» краски. К еще влажному живописному слою аккуратно прикладывается чистая отжатая кисть, волос которой впитывает в себя часть пигмента с бумаги, делая в нужном месте тон мазка светлее. Лучше всего краска вытягивается при письме «по-мокрому», так как поверхность еще влажная и пигмент держит слабо. Если же мазок уже высох, его можно аккуратно смочить чистой мокрой кистью, после чего «вытягивать» краску до нужного тона. Однако по сухой бумаге этот метод менее действенен.

Резерваж - это часть листа, которая сохраняется белой в процессе живописи. Настоящий акварелист соблюдает правила чистоты данной техники, отказываясь от белил. Поэтому уровень мастерства художника, помимо всего прочего, определяется умением качественно выполнить прием резерважа. Существует несколько основных способов.
«Обходка» - самый сложный и самый «чистый» прием резервирования. При таком письме художник оставляет нужные места картины не закрашенными, аккуратно «обходя» их кистью. Метод выполняется как «по-сухому», так и «по-мокрому». В последнем случае нужно иметь в виду, что краска, нанесенная на сырую бумагу, растекается, поэтому резерваж следует выполнять с некоторым «запасом».
Часто употребляется такой способ, как механическое воздействие на высохший слой краски. В нужных местах та процарапывается острым предметом (например, бритвой) до белой поверхности листа. Однако такой прием требует определенного навыка и нарушает фактуру бумаги, что может в итоге привести к негативным последствиям.
Возможно так же применение различных так называемых «маскирующих средств», которые могут использоваться практически на любой стадии развития картины, препятствуя попаданию краски на закрытые ими участки.
С помощью этих растворов можно сохранить белыми яркие световые акценты, блики, брызги, добиться разнообразных эффектов при методе наложения, когда маскировка применяется после того, как нанесена первая отмывка цвета, а поверх наносится второй, более темный оттенок.
Однако, при таком резерваже получаются резкие и контрастные границы между красочным слоем и защищенным участком. Смягчить подобные переходы не всегда успешно удается, поэтому лучше не злоупотреблять использованием маскривовочных средств, применяя их лишь для создания интересных и красивых эффектов.


Так же можно создавать в нужных местах предварительный рисунок восковыми мелками, не закрывая больших плоскостей. Затем всю работу смочить водой и делать заливки красками по еще непросохшему листу. Места, первоначально закрашенные восковыми мелками, останутся не затронутыми акварелью, т.к. воск отталкивает воду.

Еще один способ - это вымывание краски влажной или отжатой кистью. Лучше всего выполняется по непросохшему слою. Однако первоначальной белизны бумаги при этом достичь уже не удается, так как часть пигмента все равно остается в фактуре листа. Вместо кисти можно использовать сухую салфетку, аккуратно прикладывая ее к заданным местам картины (например, «создавая» таким образом облака на небе), и т.п.
Иногда встречается такой прием, как снятие части полупросохшей краски мастихином. Однако он требует определенного мастерства и употребляется лишь в некоторых частных решениях (например, им можно подчеркивать очертания гор, камней, скал, морских волн, можно изображать деревья, траву и т.д).


Иногда при создании акварельных работ используются некоторые спецэффекты .
Например, кристаллики соли, нанесенные поверх влажного красочного слоя, впитывают в себя часть пигмента, в результате оставляя на бумаге неповторимые разводы, движущиеся тональные переходы. С помощью соли можно получить подвижную воздушную среду в картине, украсить луг цветами, а небо звездами.


Определенный интерес представляет собой акварель, выполненная на предварительно мятой бумаге, благодаря чему краска особым образом скапливается в местах перегибов листа, создавая дополнительный объем.


Тонировка листа черным чаем может способствовать визуальному «старению» бумаги.

В некоторых случаях оправдывает себя нанесение пигмента на лист путем разбрызгивания (например, пальцем с зубной щетки), т.к. воспроизвести множество мельчайших точек обычной кистью достаточно сложно и долго. Но при этом нужно иметь в виду, что частички раствора краски с жестких волос щетки «разлетаются» практически бесконтрольно, поэтому данный прием требует определенного навыка.


Интересный эффект дает обычная пищевая пленка , плотно приложенная к еще влажной краске и затем аккуратно снятая с листа.


В завершении хотелось бы отметить, что, помимо основных изложенных, существует еще множество иных частных приемов и способов работы акварелью.

Акварельные краски – одни из самых любимых художниками. Во-первых, акварель имеет массу различных техник, а во-вторых, с ее помощью можно создать красивый рисунок, даже если вы не умеете рисовать вовсе.

Эти техники помогут новичкам обучиться рисованию, а профессионалам – освежить их в памяти и найти вдохновение и идеи.

1. Рисование с помощью плоской кисти

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник, чтобы отметить начало и конец слоя.

Выберите более темный оттенок (его легче увидеть) и, начиная с верхнего левого угла, коснитесь кистью бумаги и нежно проведите прямую линию вплоть до верхнего правого угла.

Но: левшам стоит рисовать от правого угла к левому.

Шаг 2

Еще раз наполните кисть краской.

Начните следующий штрих с нижнего края первого, постарайтесь перекрыть скопление краски, которое образовалось снизу первого штриха.

Подсказка 1 : если скопление краски в первом штрихе не перетекло полностью во второй, то увеличьте угол наклона своего мольберта, чтобы помочь краске свободно течь.

Подсказка 2 : увеличивая угол наклона, вы также увеличиваете шансы получить неуправляемые потоки краски. Поэтому старайтесь работать быстрее или имейте под рукой что-то вроде тряпки или губки, чтобы быстро убрать капли.

Шаг 3

Повторите предыдущий шаг, так же стараясь перекрывать скопление краски в верхнем штрихе.

Подсказка 3 : вы можете использовать плоский край кисти, чтобы “обрезать” начало слоя и сделать его ровным.

Подсказка 4 : если вы хотите сделать ровнее конечный край слоя, то в конце штриха приостановитесь и проведите кистью вверх, а затем вниз так, как вы бы это сделали с начальным краем.

Подсказка 5 : если штрих получается прерывистым, то немедленно наполните кисть краской и заново проведите его.

Шаг 4

Повторяйте предыдущие шаги до самого конца. Старайтесь придерживаться одинакового тона краски.

Подсказка 6 : вы не поверите, насколько может различаться поведение кистей, красок и бумаги разных брендов. Обычно, более дорогие и популярные бренды облегчают вашу работу, предоставляя высокое качество продуктов.

Подсказка 7 : если ваши штрихи прерываются, даже если кисть полна краски, то вы используете слишком плотную бумагу, или же бумага имеет слишком грубую текстуру. Если вам попалась такая бумага, то побрызгайте на нее водой, промокните чистой губкой и дайте высохнуть. Так вы сделаете поверхность более восприимчивой для вашей краски.

Шаг 5

Промойте кисть и выжмите все остатки воды из нее. Аккуратно подберите кистью сгустки краски, оставшиеся снизу последнего штриха, но не забирайте слишком много краски, или вы обесцветите ваш рисунок.

Для создания более выраженной текстуры вашего рисунка, оставьте его сохнуть под углом. Так краска обретет более интересный вид.

Градиент

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник. Затем окуните вашу кисть в более темный оттенок краски (смешивать стоит на палитре) и аккуратно проведите кистью штрих.

Шаг 2

Вытрите кисть губкой или бумажным полотенцем и снова окуните ее в более светлый оттенок.

Затем проведите новый штрих, перекрывая нижнюю часть предыдущего. Заметьте, что левая часть слоя уже слилась с предыдущим штрихом. Позвольте гравитации сделать свое дело.

Шаг 3

Снова промойте кисть и вытрите ее. А затем вновь наполните кисть краской и сделайте еще один штрих. Повторяйте этот процесс до самого конца.

Подсказка 1 : если штрих прерывается или не ложится так гладко, как хотелось бы, быстро еще раз наполните кисть краской и повторите слой.

Шаг 4

Промойте кисть чистой водой, вытрите ее и подберите все остатки краски.

Подсказка 2 : пробуйте использовать эту технику, работая с разными цветами и создавая интересные переходы.

Акварельная глазурь

Шаг 1

Эта техника требует импровизации и фантазии. На примере будем рисовать импровизированный ландшафт.

Сначала рисуем небо и реку голубой краской. Краску разделим небольшим количеством воды, это у нас будет водопад.

Шаг 2

Рисуем облака темно-розового цвета и начинаем рисовать гору желтым цветом. Также желтым цветом мы обозначим нижнюю часть рисунка.

На примере используются светлые и прозрачные тона, чтобы вы могли увидеть, как слои взаимодействуют.

Шаг 3

Смешав кобальтовый синий и ультрамариновый синий, мы нарисуем горизонт горы и оттеним маленький желтый склон.

Подсказка 1: позволяйте каждому слою высохнуть. Вы можете использовать фен, чтобы ускорить этот процесс. Держите его на расстоянии не менее 25-30 см, включите холодный режим и настройте фен на самый легкий поток воздуха. Никакого пара и горячего воздуха!

Шаг 4

Чтобы оттенить и добавить интересных цветов, используем оранжевый цвет. С его помощью мы создадим берега на переднем плане и оттеним небо.

Подсказка 2: если у вас образовались капельки лишней краски, промойте и вытрите кисть, как вы делали это в предыдущих техниках, и подберите ею капли.

Шаг 5

Обратите внимание, что на изображениях показаны разные кисти для рисования. Вы можете использовать те, что есть у вас в наличии.

Возьмем темно-синий цвет и оттеним им верхушку горы, изменяя давление на кисть и проворачивая ее, чтобы создать интересную текстуру.

Шаг 6

Используя тот же синий цвет, поиграем с водопадом, нарисовав несколько кругов. Иногда визуальные клише становятся вашими друзьями.

Промоем кисть и наберем желтый цвет, им мы добавим визуальных деталей нашим берегам.

Шаг 7

После того, как краска высохла, оттеним пузырьки в водопаде оттенком фиолетового цвета. Так мы сделаем их интереснее.

Шаг 8

Нам нужно связать некоторые элементы и добавить деревья. На примере мы использовали круглые шаблоны для крон, но вы можете рисовать как вам угодно.

Шаг 9

Коричневым цветом мы изобразим стволы деревьев. Также с помощью синего мы еще немного оттеним воду и небо. Затем, используя розовый, голубой и зеленый, изобразим траву на переднем плане.

Шаг 10

Используем смесь розового и красного, чтобы добавить финальные детали. Деревья у нас теперь плодоносят, и несколько плодов лежит под ними.

Если вы присмотритесь, вы увидите, как каждый слой взаимодействует друг с другом. Более темный оттенок имеет большую силу, но когда цвета перекрывают друг друга, то они создают интересное и красивое сочетание.

“Мокрая” техника

Шаг 1

Намочите бумагу водой

Шаг 2

Промокните чистой губкой бумагу, убрав излишки воды. Старайтесь достичь равномерного распределения влаги по бумаге, у вас должен получиться атласный эффект.

Если бумага блестит, то значит, что она слишком мокрая, промокните ее еще раз.

Шаг 3

Мы снова будем рисовать ландшафт. Начнем, конечно же, с неба. Используя данную технику, проще рисовать сначала фон, переходя потом к объектам первого плана.

Шаг 4

Продолжаем рисовать небо до тех пор, пока оно нам не начнет нравиться. Штрихи будут расплываться, создавая интересный эффект.

Шаг 5

Теперь приступим к траве на первом плане. Используя зеленый цвет, сделаем несколько широких штрихов, оставив место для камней.

По мере высыхания бумаги, штрихи расплываются все меньше.

Шаг 6

Добавим формы. Для этого используем различные оттенки зеленого и нарисуем деревья на горизонте.

Шаг 7

Добавив деревья, давайте постараемся прибавить им фактуру. Для этого используйте более темный оттенок зеленого, чтобы расставить акценты.

Шаг 8

Добавим камни, используя серый цвет. Мы заполнили этим цветом пробелы на переднем плане, оставив немного просветов.

Старайтесь использовать либо темные, либо холодные оттенки. Использование и темных, и холодных оттенков создаст визуальный диссонанс.

Шаг 9

Расставим акценты, чтобы разнообразить рисунок. Используя багровый оттенок, изобразим несколько флористических элементов на переднем плане. Позвольте багровому растечься так, как ему хочется. Затем, используя сухую кисть, уберите цвет из средины пятен.

Шаг 10

Затем капните чистой водой в центр этих пятен, чтобы позволить им смешаться с травой.

Самое сложное в этой технике – знать, когда остановиться. Переусердствовав с размытиями и цветами, вы получите грязный рисунок.

Данная техника дает немного странный, но интересный результат. Рисунок, выполненный в этой технике, имеет гипнотизирующий эффект.

Рисунок сухой кистью

Шаг 1

Думаем, название техники говорит само за себя. Нам нужно будет набирать краску на кисть, промакивать ее от лишней жидкости бумажным полотенцем или губкой, а уж потом рисовать.

Для начала сделаем набросок карандашом. После этого грубо обозначим небо, водя кистью по поверхности бумаги.

Шаг 2

Нарисуем зеленым цветом деревья на линии горизонта, очертив то, что потом станет нашим озером.

Затем, смешав лиловый с голубым, нарисуем первый слой ствола дерева.

Шаг 3

Дайте рисунку подсохнуть и добавьте некоторые элементы: отражение дерева в озере и поток воды.

Смешав зеленый и голубой, оттеним берег на фоновой части изображения и снова дадим рисунку высохнуть.

Шаг 4

Смешаем интенсивный синий цвет с ультрамарином и нарисуем слой на стволе дерева, чтобы создать тени и текстуру коры.

Шаг 5

Затем, используя оттенки оранжевого, изобразим осенний пейзаж, закрасив фоновые деревья.

Шаг 6

Закончив с предыдущим шагом, светло-оранжевым оттенком изобразим отражение деревьев в воде.

Еще, смешав серый с голубым, расставим темные акценты на деревьях.

Также добавим деревья и с другой стороны горизонта. Обозначим формы деревьев оранжевым цветом.

Шаг 7

Займемся водой. Используем темно-зеленый и коричневый, чтобы достичь нужного цвета. И волнообразными движениями нарисуем воду в озере.

Шаг 8

Рисуя озеро, меняйте давление на кисть, чтобы прибавить фактуру.

Подсказка: если кисть слишком мокрая, краска будет выглядеть плоско. Высушите кисть, чтобы сделать цвета интенсивнее.

Шаг 9

Добавим немного травы под деревом, используя тот же цвет, что и для травы на фоне.

Шаг 10

Добавим несколько деталей на передний план.

Также немного затемним озеро, добавив синий оттенок. А еще оттеним этим же цветом и небо.

Убираем влагу

Эта техника потребует несколько губок. Она подходит для изображения облаков, мягкого света. А еще ею можно контролировать поведение красок.

Губки

Лучше всего подойдут спонжи для макияжа. Они хорошо впитывают и дают интересный эффект.

Старайтесь не тереть губкой бумагу, а если вы это и делаете, то делайте это очень осторожно, чтобы не повредить бумагу.

Бумажные полотенца

С их помощью вы можете создать более четкие высветления. Но бумажные полотенца очень быстро впитывают огромное количество краски. Поэтому свежую краску они могут впитать полностью.

Бумажные полотенца могут пригодиться, если вы сделали ошибку. Тогда вы сможете быстро убрать краску.

Сухая кисть

Вы можете использовать сухую кисть, чтобы создать рисунок в данной технике. Для этого хорошенько промойте и выжмите кисть. С ее помощью вы сможете создать четкие линии.

Другие способы:

  • Вы можете брызнуть водой туда, откуда нужно убрать краску, а затем впитать ее губкой.
  • Используйте различные ткани, чтобы придать текстуру
  • Можно использовать пальцы или другие части тела. Кожа тоже может впитывать влагу.

Обесцвечивание высохшей краски

Кисти для акварельной краски

Используйте чистую воду и тряпочку, намочите нужные участки, аккуратно потрите рисунок и сухой кистью уберите влагу. Этот метод позволяет контролировать области, которые вы осветляете.

Кисти для масляной или акриловой краски

Жесткая щетина позволяет быстро соскрести краску с нужной области. Но стоит заметить, что этот метод может повредить бумагу, поэтому контролируйте себя.

Здесь так же, как и в первом методе, нужно сначала смочить область, а потом обработать кистью.

Спрей и полотенце

Возьмите пульверизатор и побрызгайте на нужную область, а потом приложите к ней бумажное полотенце. Такой метод оставляет большие светлые пятна и придает интересный эффект.

Наждачная бумага

Очень редко используется, так как ею можно повредить бумагу. Лучше всего ее использовать в конце для придания текстуры. Для этого метода вам не понадобится вода, просто потрите рисунок в нужном месте.

Лезвия и ножи

Можно использовать для высветления небольших областей и создания четких линий. Этот метод тоже очень рискованный, так как может повредить бумагу.

Губки

Также можно использовать губки. Намочите нужную область и высушите ее губкой.

К официальному расцвету, пришедшему туманным лондонским утром лишь в начале XIX столетия. Пугающая пропасть веков постепенно меняла материалы и техники рисования акварелью: краска «оживала» на папирусе и рисовой бумаге. Позже - в рабочих эскизах художников или призрачной «дымкой», почти иллюзией, тонко спрятанной на листах под уверенный рисунок грифеля и пера.

Основные техники рисования акварелью

Истинная работа в технике акварели сродни с зарождающимся светлым утром: она пахнет свежей травой, цветами, опрокидывая на нас из своей мягкой глубины тончайшие образы и мысли. Но и у роз есть шипы! Несмотря на свою бархатность, акварель бывает дерзка и капризна. Ей вполне приемлема нервная графичность линий, жёсткость мазков и плотность тона. Всё зависит от задач, поставленных художником.


Удивительная акварель японского художника Абе Тошиюки.

Техника «A la prima». Итальянский энергичный подход решить всё «за один присест» отозвался прежде всего во французской живописи импрессионистов. По сути это техника «одного касания», письмо картин по влажной бумаге сразу, без переделок и дополнительных наложений красочных слоёв. Завораживающий эффект работы - в непредсказуемости конечного результата. Этот приём живописи замечательно существует в пейзажах, предполагая мастерство и сноровку художника. Хотя эта техника рисования акварелью для начинающих живописцев также хороший урок, чтобы «набить руку» и «отточить глаз».


Акварельные городские пейзажи американского художника Томаса Шаллера.

Техника живописи «по-сырому». Сюжет пишется по обильно смоченной бумаге. Чаще всего мастер прикасается краской к листу, уже хорошо впитавшему в себя воду. Контролируется и степень наполненности водой пучка кисти. В зависимости от задач, автор пишет либо сухой кистью по влажной поверхности фона, либо «мокрой-по-мокрому». Существенное отличие этой техники в том, что художник может вести отдельную прорисовку деталей уже по высохшей бумаге, дополняя и уточняя сюжет. Такая «тонущая» на влажной глади листа акварельность позволяет добиться массу впечатляющих моментов: живописной мягкости, тончайших цветовых переходов, лёгкости и прозрачности.



Дождь в акварельных картинах тайваньского художника Лин Чинг Че (Lin Ching-Che).

Многослойная техника живописи . Приём выполняется за счёт прозрачных цветных лессировок - заливок и мазков краски, которые накладываются друг на друга послойно. Каждый слой необходимо просушить, избегая смешения. В итоге, правильно залитые краски образуют просвет, наполняя глубину живописи прозрачностью. Многослойная акварель создаёт насыщенные рефлексы и глубокие тени, поражая реалистичностью и особенной цветовой звонкостью. Техника прекрасна для изображения многоплановых сложных пейзажей, натюрмортных постановок и портретов.



Акварельный натюрморт художницы Елены Базановой.

Техника живописи по сухой бумаге . В акварели иногда сложно понять, где заканчивается живопись и начинается графика. Метод работы «по-сухому» как раз тот случай для тех, кто хочет контролировать растекание краски на бумаге, с прорисовкой тонких линейных и чётких контуров. Но есть и другие варианты исполнения. Один из популярных - однослойная живопись хорошо увлажнённой кистью. Каждая заливка образует водный натёк, который смешивается со следующими мазками. Таким образом, соединение красочных островков даёт приятную мягкость и красивые замесы.


Реалистичная акварель Стива Хенкса.

Смешанная техника живописи . Если есть желание уйти от классической акварели и научиться писать нестандартно - комбинированный подход в живописи незаменимый помощник. В картине сочетают как разнообразные художественные материалы, так и приёмы, иногда даже взаимоисключающие. К примеру, в одной работе автор способен объединить способ письма по влажной и сухой бумаге. Смешивают акварель с тушью, воском, пастелью, акварельными карандашами, гуашью, добиваясь удивительных эффектов, но подчас - в ущерб «чистоты» акварельного звучания.



Городской пейзаж в акварельных работах Хайнца Швайцера (Heinz Schweizer).

Известные школы и акварелисты

До появления бумаги акварель почти неслышимым шёпотом заявляла о себе на тонких полотнах китайского шелка. Разливаясь в лаконичной графике иероглифов и потрясающих азиатских пейзажах, краска надолго закрепилась в этом поэтичном жанре. Бумага, созданная в Китае, способствовала дальнейшему развитию восточной акварельной школы с особенной индивидуальностью и национальным колоритом.


Нежная цветочная акварель французской художницы Сильви Фортин (Sylvie Fortin).

Классическая же многослойная живопись - гениальное создание английской школы акварели. Отличаясь наполненной глубиной и густой тональностью, она не уступала «масляным» картинам, и даже превосходила их своей воздушностью. Вторая половина XVIII века - время больших перемен и расцвета английской акварели. Глубокий след в её истории оставили смелые художники-новаторы: Т. Гёртин, Д. У. Тёрнер, Д. Констебл и многие другие.

В Россию акварель пришла поздно. Плотное, многослойное письмо по сухой бумаге применяли братья Карл и Александр Брюлловы, создавая «живые» образы своих современников. Легендарный А. А. Иванов обращался к этой технике для быстрого, эскизного письма, создавая маленькие шедевры живописи. П. Ф. Соколов - художник дивных миниатюрных портретных акварелей - символов ускользающей эпохи.


Акварельные натюрморты с цветами корейского художника Yi Seong-bu (Ли Сок Бо).

В конце XIX - начале XX веков полупрозрачная краска обрела большую популярность среди русских художников. М. А. Врубель, И. Е. Репин, В. И. Суриков часто работали в этой технике. Петербургские художники (А. Н. Бенуа, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, Л. С. Бакст и др.) особенно горячо любили акварель.

Позже техника акварельных лессировок надолго была забыта, существуя только в Англии. В наши дни многослойная живопись возрождается вновь. Открываются акварельные школы, в Москве проходят выставки, конкурсы и обучающие курсы для поклонников этого вдумчивого художественного приёма.

Основные техники в акварели. Как применять?

Отличного четверга! Сегодня у нас тема про основные техники в акварели. И самое интересное в конце статьи)) Ну так вот, основные техники.

Тут могу сказать, что они до боли всем известны, но пропустить эту тему и не осветить я не могу))

В своих работах я использую, в основном, технику по-сырому, плюс по-сухому для главных элементов,(об этом мы поговорим далее) иногда заливки и ещё реже лессировки, которые скорее приём многослойной акварели,но все же я их выделю отдельно.

Итак, приступим))

  • самая распространённая и одна из основных-это техника заливки . Она выполняется по сухой поверхности за счёт крупной кисти с большим количеством воды и краски. Заливки бывают одноцветные и градиентные , когда один цвет сменяет другой. Заливка может быть как для большого пространства, так и для небольшого объекта сложной формы,где необходимо равномерное перетекание/переход цвета без слоёв.(небо,море, освещённые и теневые части зданий и др.)

Именно за счёт заливки проявляется акварельная лёгкость, так как она выполняется в один слой и при этом может быть многоцветная (т.е нет необходимости получать цвет за счёт наслоения множества мазков,тем самым усложняя работу)

Градиентная заливка в 2-3 цвета чаще всего используется на небе,чтобы показать изменение цвета к горизонту(рассвет/закат голубое небо приобретает желтоватые и розоватые оттенки к горизонту) Также можно добавлять бОльшее количество цветов в заливку попеременно (5...6)больше будет не очень гармонично,но про цвет мы ещё с Вами поговорим в следующих выпусках.

Такой сменой цветов достигается фактура,реалистичность, объём теневых участков . Получается, что Вы сильно не задумываясь, меняете цвет заливки (в рамках выбранных цветов для работы) и можете получить разноплановые,неоднородные участки,которые глаз достроит др объектов. Получается некая имитация и реалистичность одновременно. Если же тень,к примеру у Вас будет однородная по цвету,то будет плоской. Поэтому для любых теневых участков я использую градиент.

А чем же лучше делать заливку? Для неё Вам понадобится крупная беличья кисть, лучше с французским креплением. Про кисти подробно поговорим через неделю в одну тему всего вместить. Важно помнить,что на разной бумаге все приёмы и техники будут выглядеть по-разному. Где-то заливка ложится ровно,а где-то нет. Поэтому стоит подбирать бумагу также отталкиваясь от того нужен или не нужен Вам какой-то эффект. Ниже на фото одни и те же приемы выполнены на разной бумаге.

  • Далее моя любимая техника по-сырому . Она может применяться как отдельно-вся работа выполнена по-сырому, так и для первого слоя и объектов в воздушной перспективе(работа выше),но об этом позже))

Про технику по-сырому мы много говорили в #невредные_советы часть 2 бумага, о том,как работать в ней на различных бумагах и в теме3 про увлажнение листа. Поэтому останавливаться на ней не буду, тут самое главное,что за счёт неё мы можем получить объекты с размытыми контурами, как бы в "расфокусе"

Далее не все очень однозначно, так как что-то является приёмами , а что-то техникой , но как не назови, относятся эти моменты все равно к работе по-сухому и путать их не стоит. Поэтому я разделила подобным образом(для более простого восприятия)техника по-сухому может быть

  • в один слой-"а-ля прима"
  • многослойная
  • лессировки

Вообще, техникой а-ля прима может называться любая работа(по-сырому,заливной и по-сухому) но в один слой, или в минимальное количество слоёв. Такая техника наиболее воздушная, но и реалистичности в ней добиться удаётся не каждому. Когда мы работаем в один слой по-сухому, то должны сразу угадать тон и набрать необходимое количество краски, если этого не получается и нужно добавить ещё пару мазков сверху, то это уже не а-ля прима, а классическая многослойная акварель

Многослойная является той самой,которую преподают в спец вузах. За счёт неё можно добиться максимальной реалистичности, так как на объект накладывается неограниченное количество мазков краски, начиная с подтонов, рефлексов и заканчивая яркими и темными по тону участками. Такой техникой можно получить наибольшую реалистичность в портретах,когда наносится синевато-фиолетовый подтон и на него уже бежевато-красные тени и получается ощущение "проглядывания" слоя,будто синие вены под кожей. Но и, в качестве отступления,раз уж я тему лица затронула, то в целом оно не имеет бежево розовый цвет, а различные зоны имеют разный подтон от зеленого до фиолетового (если интересно, то я расскажу об этом в отдельном выпуске.)

Вернёмся к многослойной акварели. Для новичка или самоучки, как ни странно она может оказаться наиболее сложной! Хотя часто принято считать наоборот , мол что такого клади мазки и клади. Но нет, тут нужно хорошо разбираться в тоне и цвете и при неправильном использовании, чаще всего можно подучить грязь и катышки на бумаге.

Тут важна ремарка, что я не имею ввиду,что техника по-сырому лёгкая, и тем более а-ля прима, в любой технике добиться точности,лёгкости и мастерства не получится за пару месяцев, но я часто вижу, как новички пробуют многослойную акварель, замучивают,получают грязь и разочаровываются.

Поэтому, мой совет здесь,

  • старайтесь сократить количество слоёв , пусть будет недосказано,чем замучено.
  • Старайтесь продумывать Ваш слой,
  • освойте градиентные заливки ,которые упрощают жизнь как раз создавая цветовые переходы в один слой.

Тогда вы определённо разберётесь с краской,бумагой, основами и Ваши работы будут лёгкими , и многослойная акварель,портреты в этой технике и т.д получатся не грязными,а продуманными. Я основываюсь на личном опыте,так как сама не имею классического академического образования. В любом случае понимаю,что тут могут быть не согласные,но данный метод помог лично мне.

Резюмируя:многослойная акварель не является очень простой техникой, к ней также нужно подходить осмысленно,тогда не будет грязи.

  • Теперь поговорим про лессировки. Они используются, в основном, в ботанической иллюстрации.

Я в ней не специалист,но знаю,что для придания гиперреализма их может быть до 50-70 слоёв. Но можно применять лессировки и в любой другой технике,в том случае,если не набрали тон сразу,но сам слой получился красивым и Вам не хочется его перекрывать.

Лессировка- это полупрозрачный слой одного или нескольких оттенков,благодаря которому можно набрать тон, но не закрыть предыдущий слой. По сути-это один из приёмов многослойной техники, просто слой должен быть прозрачным и "сходить на нет". Хитрость в том,чтобы края этого слоя не было видно, поэтому его всегда размывают чистой водой. Ниже показываю пример лессировки, сквозь которую, проступает предыдущий слой, сограняя все тоновые отношения.

  • Есть ещё одна техника(ну в целом их ещё много,но не все применяются), которую я хочу осветить здесь-это смывка.

Она применяется достаточно редко, но я даже у себя нашла старую работу с ней. Тут смысл в том, чтобы нарисовать объекты выдерживая их по тону,а затем влажной кистью или под струёй воды смыть верхний слой краски, тогда вся нарисованная часть осветляется, цвет приглушается, но тоновые соотношения сохраняются.Можно использовать для дальних объектов,раньше использовали для объектов в воздушной перспективе,сейчас большинство акварелистов использует для этого приём по-сырому, который не травмирует бумагу так,как смывка.

Фон за девушкой выполнен смывкой

И вот мы подошли к интересному моменту. Ну вот, собственно, куча приёмов есть-хорошо, ну и что с ними делать? Когда какой применять?

Я сейчас, безусловно, обобщу. Конечно, есть исключения,но даже 80-90% моих работ выполнены именно так

  • для начала вы выбираете главный объект ,тот о котором рассказываете. Любая картина должна о чём-то рассказывать, иначе и рисовать нет смысла. Это может быть один или группа объектов главных для Вас.Выбрали.Запомнили. Как правило,это либо самые тёмные,либо самые светлые по тону объекты;)
  • теперь Вам нужно выбрать следующие за ними по значимости объекты , которые важные, но не очень)) 1...10 объектов, но не выбирайте все, должно ещё что-то остаться;) Выбрали.Запомнили. Эти объекты,как правило,средние по тону
  • ну и то, что осталось, обычно где-то вдалеке, небо, дальний фон и др.:несущественные объекты. Нашли их и Запомнили.

Когда Вы провели такую работу(это может быть либо в голове,либо в качестве тонового эскиза ) то у Вас все встанет по полочкам. Смотрите,пойдём с конца:

  • то, что важно меньше всего Вы рисуете по-сырому или большой заливкой ,эти объекты уходят в воздушную перспективу(когда дальние объекты,не в фокусе,имеют размытые края)
  • то, что средней важности Вы можете нарисовать либо по-сырому , но с более насыщенным тоном и добавить детали, либо многоцветной и сложной заливкой и также добавить детали.
  • и, наконец,то, что самое важное у Вас будет иметь наиболее четкий контур , потому что этот предмет в фокусе,Вы рассказываете о нем зрителю. Поэтому тут уже подходит работа по-сухому (а-ля прима, многослойная или с лессировками - решать Вам)

Девушка выше хорошо и просто иллюстрирует этот момент(дальний план- у нее смывкой или по0сырому, средний план многоцветной заливкой, девушка-четко многослойной акварелью)

Важно помнить, что не обязательно, это будет дальний/средний и ближний план. Если главный для Вас объект находится в середине, (на работе ниже -это дом по-середине), то есть смысл расфокусировать дальний план, а заливкой выполнить ближний.

Необходимо отталкиваться от идеи.

Таким образом, соединяя техники с умом, фокусируя взгляд зрителя на главном Вы получаете осмысленную работу, и даже,если технически,Вам ещё есть куда расти(каждому есть;) то самое главное -это та история,чувства,мысли, которые вы донесёте до зрителя.

Творческих успехов!

Следующий выпуск будет через четверг по техническим причинам, но,возможно,будет мини бонусный выпуск,где я расскажу о фото своих работ в Инстаграм