Альфонс Муха: краткая биография и произведения. Роскошные «женщины Альфонса Мухи»: шедевры чешского художника-модерниста, создателя «искусства для всех Альфонс муха плакаты

Альфонс Мария Муха родился в чешском городке Иванчице, недалеко от Брно,
в семье мелкого судебного чиновника. Здание суда, где работал отец художника, стоит до сих пор,
и сейчас в нем открыт музей Мухи-младшего.

Мальчик с детства хорошо рисовал и пытался поступить в Пражскую Академию художеств,но безуспешно.
После гимназии он работал писарем, пока не нашёл по объявлению работу помощника
художника-декоратора в венском «Рингтеатре» и не перебрался в столицу Австро-Венгрии.
В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации
к народным песням. После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в
чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян.
Там он познакомился с графом Куэн-Беласи -человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль.
Муха занимался декорированием графского замка, и аристократ был очарован его работами.
В результате Куэн-Беласи стал меценатом молодого художника.
Он оплатил Альфонсу два года обучения в Мюнхенской академии изящных искусств.
В 1888 году Муха переехал в Париж и там продолжил образование.
Многие в то время стремились в столицу Франции — ведь тогда это был центр нового искусства:
Эйфель уже сконструировал трехсотметровую башню, шумели Всемирные выставки, а художники ломали
каноны и пропагандировали свободу. Однако финансовые дела графа ухудшились,
и Муха остался без средств к существованию.
В Париже Альфонс Муха впервые занялся оформительством, установил связи с издательствами,
начал создавать обложки и иллюстрации. Писал он маслом,
а его живопись переводили на язык ксилографии.
Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар -
блистательная французская актриса.
Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знает…

Сара Бернар

Сара Бернар

Сара Бернар на плакате Мухи к спектаклю «Жисмонда».

В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда»
театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар.
Художник изобразил приму, игравшую в спектакле главную роль, на необычном по форме плакате —
длинном и узком. Это подчеркнуло ее царственную осанку, распущенные волосы актрисы Муха
украсил венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность,
создав общее настроение нежности и неги. Ничего подобного до Мухи никто не делал.
Чтобы заполучить плакат, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов.
Неудивительно, что актриса пожелала познакомиться с автором и заключила с ним контракт о сотрудничестве.
В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка»,
«Лорензачио» — все эти плакатные афиши, изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды».


Дама с камелиями

Самаритянка


Гамлет

Он придумывал эскизы театральных костюмов и декораций, оформлял сцену и даже участвовал в режиссуре.
В конце XIX века театр был центром светской жизни, о нем беседовали и
спорили в салонах, в театре дамы демонстрировали новые туалеты и
драгоценности, а мужчины демонстрировали дам —
в общем театр был пищей для вдохновения и сплетен.


Драгоценные камни

Аметист

Изумруд

В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии:
«Времена года», 1896,"Времена суток", 1899, "Цветы», 1897, «Месяцы», 1899, «Звезды», 1900,
которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров.

Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались


моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках,
игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов,
дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
К художнику пришёл успех.


Поэзия

Живопись

Музыка

Чуть позднее Муха стал также сотрудничать с известным в то время
ювелиром Жоржем Фуке, который создавал по эскизам художника ювелирные
изделия. Украшения «в стиле Мухи» популярны до сих пор.
В тот же период Муха разработал множество упаковок, этикеток и
рекламных иллюстраций для товаров и продуктов самого разного рода —
начиная от дорогого шампанского Moet & Chandon и заканчивая
туалетным мылом.


Клеопатра

Голова византийки Блондинка

Эти две композиции, на одной из которых изображён профиль блондинки, а на другой — брюнетки,
являются одними из самых выразительных произведений Альфонса Мухи. Кроме искусно запечатлённых лиц
и богатства нюансов цвета, их очарование кроется в роскошных и фантастических головных уборах,
вызывающих в воображении исчезнувшее великолепие византийской культуры.

Голова византийки Брюнетка

За время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом Мухой
возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их
переписка. А любовь? Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и
плеяды многих других мужчин? Конечно,репортеры не обошли молчанием
отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было
по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына
«Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц.
Некоторые даже рекомендовал ему поменять имя или подписываться своим крёстным именем — Мария.
Однако Альфонсом в том значении, которое вложил в это имя Дюма, Муха не был.
В его переписке с Бернар нет и намека на то, о чем судачили в высшем свете.


Зодиак

Мечтательность

Действительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы,
он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся
в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком.

А. Муха Автопортреты

У него также появилась возможность устраивать персональные выставки.
В феврале 1897 года в Париже, в крохотном помещении частной галереи
«La Bordiniere», открывается его первая выставка — 448 рисунков, плакатов и
эскизов. Она пользовалась невероятным успехом, и вскоре жители Вены,
Праги и Лондона получили возможность увидеть все это тоже.

Aльфонс Муха был певцом женской красоты. Женщины на
его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.
«Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») —
томные, пышные и грациозные.
Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров.
Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета.
Чешского художника Альфонса Муху, как и многих других художников его времени,
пронзила стрела нового искусства. Интересно то, что вкусы художника потребовали от него даже
новых технических решений в области литографии. Ар-нуво, или модерн, охватил Европу с
начала 1880-х, и только Первая мировая война вернула к прозе жизни
любителей прекрасного.


Плющ

Чертополох

А тогда рушились академические нормы, громко спорили искусствоведы,в моду
входили восточные мотивы. Живописцы отказывались от прямых линий,
на полотнах цвели фантастические лилии, нарциссы и орхидеи,
порхали бабочки и стрекозы. Художники ар-нуво верили в возможность достижения
гармонии с природой, простоту и умеренность, противопоставляя их викторианской роскоши.
Выраженные в искусстве, эти добродетели должны были способствовать гармонизации
отношений между людьми — ведь красота представлялась теперь не чем-то отвлеченным,
красота стала синонимом истины.
И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового.


Цветы

Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский живописец и искусствовед Джон Рескин.
Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие
традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то-есть «до Рафаэля»).
В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз, Джон Эверетт Милле, Данте Габриэль Россетти …
те, кем сейчас гордится Англия. Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ
la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») — таинственный, мистический и прекрасный.
Музами художников были Прозерпина, Психея, Офелия, Леди из Шалотт —
жертвы трагической или неразделённой любви. А вдохновение живописцы черпали из своей бурной
личной жизни. Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху.

Гвоздика


Принцесса Гиацинт


Луна

Созданные им серии «Сезоны», «Искусство», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и
прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток,
игральных карт и расходились мгновенно — все они изображали женщин.
Муха много работал с моделями, которых приглашал в свою студию, рисовал и фотографировал их
в роскошных драпировках. Фотографии моделей он снабжал комментариями —
«красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль»…
а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку.
Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их
несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ.


Натура

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно
прислушивались в кругах художественной общественности.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли "стилем Мухи".
Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника
«Декоративная документация».
Это наглядное руководство для художников, на страницах которого
воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки
мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги,
необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни:
создания картин во славу своей Родины и всего славянства.
В этом же году он женится на своей ученице Марии Хитиловой, которую он страстно любил и
которая была моложе его на 22 года.

Мэтр Муха среди женских образов серии «Четыре сезона».
Изображение на стене ювелирного бутика в городе Остин, Техас.

О монументальных исторических полотнах Альфонса Мухи знают немногие,
а вот его «женскими коллекциями» мир восхищается до сих пор,
хотя сам художник считал только эти полотна главным делом своей жизни..
В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы сосредотачивает
на “Славянской эпопее”. Этот монументальный цикл был передан им в дар
чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики.

В это же время он разработал эскиз витража собора Святого Вита в Праге
(чествование святых Кирилла и Мефодия)
и написал много портретов жены, двух дочерей, сына Иржи.
После провозглашения в 1918 г. республики, Мухе было поручено изготовление первых чехословацких
почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

Панно из цикла "Славянская эпопея"

Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла.
Художник побывал в Санкт--Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею.
Особенно сильное впечатление на него произвела Троице-Сергиева Лавра.
Выбор года путешествия в Россию был не случаен. В 1913 году отмечалось трёхсотлетие дома Романовых.

Отче наш

И еще одна очень важная сторона жизни этого великого поклонника женской красоты
(достаточно взглянуть на его поэтичные женские портреты).
Его личная, семейная жизнь. На фоне многих влюбленностей Муха всегда был
счастлив любовью к единственной. В 1906 году, уже сорокашестилетним,
прославленным, он женился в Париже на своей юной ученице и
соотечественнице Марии Шитиловой. Она была и оставалась до конца жизни
его любимой Музой, его моделью. Была младше художника на 22 года. И
обожала его. Искренне и бескорыстно. Ибо к моменту их брака его долги
были гораздо больше его состояния. Однако они оба знали: «деньги - вещь
наживная» - и при неровных, нерегулярных достатках родили и вырастили сына и
двух дочерей - рыжеволосых красавиц, так похожих лицом и статью на
ослепительную мать. Потом он рисовал и их, дочерей,и в
поющих линиях их фигур, в их чертах находил все ее же, свою обожаемую
Марию, ибо до последнего часа не хотел и не мог избавиться от ее чар.


Дочери

Дочь Ярослава


Художница

Юная девушка в моравском костюме


Женщина с горящей свечой

Муха умер в 1939 году от пневмонии. Причиной болезни послужили арест и допросы
в оккупированной немцами чешской столице: славянофильство живописца было столь известно,
что его даже включили в именные списки врагов рейха.


Судьба

Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге,
экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравски-Крумлове и выставка о ранних годах его жизни
в отреставрированном здании быв. суда в Иванчице.
Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира.
В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка,
недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи».


Его называют одним из самых известных художников и создателем собственного неповторимого стиля. «Женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.

Альфонс Муха с детства любил рисовать, но его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.

Однажды Альфонс Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.

После занятий в Мюнхене он переезжает в Париж, где обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек.

Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Когда актриса увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По ее рекомендации Муха получил должность главного декоратора театра и с тех пор оформлял афиши, костюмы и декорации к ее выступлениям.

В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем, оно стало буквально символом живописи конца «золотого» – начала «серебряного» веков. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали – «стилем Мухи». Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так.

Альфонс Муха - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших художников стиля модерн.

Роскошные и чувственные «женщины Мухи» тиражировались и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.

В 1898-1899 годах Альфонс Муха работал над обложками и иллюстрациями для парижского журнала «Кокорико» («Cocorico»). На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» - изображения женских фигур, иногда обнажённых, а также изящных дамских головок. Женщины на его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».

Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей.

Техника оригиналов - литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Многие работы художника впоследствии были выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства.

Несмотря на творческий и финансовый успех в США, американская жизнь тяготила Муху своей ориентацией исключительно на деньги, он мечтал вернуться в Чехию. В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы фокусирует на «Славянской эпопее». Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критиков искусства.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок, стала его фирменным знаком.

Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов - иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная.

Картины Альфонса Мухи обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров - Климта, Врубеля, Бакста - произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Стиль модерн в творчестве Мухи - это стиль женщин и цветов.

Открытая чувственность работ Мухи до сих пор завораживает зрителей, несмотря на то, что каждая эпоха создаёт свои, новые формы эротического идеала. Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело.

Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника - Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Хитилова была соотечественницей Мухи. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.

Мария была младше художника на 22 года и примерно настолько же его пережила. В ее чувствах к художнику отсутствовал материальный расчёт, ведь на момент их свадьбы долги Альфонса Мухи намного превышали его состояние.

Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи, и на многих картинах легко угадываются её черты. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей – все они обладали этим типом внешности.

Многие изобразительные элементы его творчества можно найти в работах современных дизайнеров, иллюстраторов и мастеров рекламы. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Он был не только живописцем и графиком. Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на второстепенное искусство плакатов, афиши и оформление разнообразных товаров.

Художник создавал не только настоящие картины и , но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX-XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. И сегодня стиль модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, при этом, не зная имени художника.

Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев, и у дизайнеров.

Муха выразил стиль модерн в ясных, отчётливых и выразительных формах, легко запоминающихся даже неискушённым зрителем. Чистота выражения стиля делает творчество Альфонса Мухи уникальным явлением в истории

Скончался художник 14 июля 1939 года – ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.

В наши дни в Праге работает музей, посвящённый творчеству художника. Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями картин и иллюстраций Альфонса Мухи.




«Славянская эпопея»












Альфонс Мариа Муха - знаменитый чешский художник, ярчайший представитель арт-нуво, произведениями которого восхищаются и по сей день. Его шедевры, приобретшие большую популярность еще на момент их создания, сегодня тиражируются сотнями копий. Живописные произведения Альфонса Мухи украшают элитные здания особняков, его манеру исполнения копируют крупнейшие дизайнеры мира, его эскизы включают в свои работы стилисты и даже тату-мастера.

Детство

Будущий художник Альфонс Муха родился во второй половине XIX века - 24 июля 1860 года в небольшом уютном городке на юге Чехии. От родителей Альфонс получил как моравские, так и польские корни. Помимо будущего художника, отца - Ондрея Мухи, и матери - Амалии, в семье было еще пятеро детей. Благодаря тому что отец Альфонса работал судебным чиновником, а мать получила некоторую часть средств от обеспеченных родственников, семья не голодала. Денег хватало на приличную одежду, обучение и некоторые светские развлечения.

Еще в детстве Альфонс Муха проявлял различные творческие способности - в раннем возрасте у него был замечен острый музыкальный слух, позже - актерские данные. Около 10-11 лет будущего художника приняли в юношеский хор капеллы собора Святых Петра и Павла. Его участие в данном хоре позволило мальчику поступить в хорошую по тем временам гимназию, где он получал как церковное, так и светское образование.

Юношество

По мере обучения увлеченность музыкой стала утихать, в то время как страсть к изобразительному искусству лишь возрастала. В 19 лет закончив гимназию, Муха пытается поступить в Академию художеств в Праге. После того как попытка не увенчалась успехом из-за вступительных экзаменов, Альфонс пробует развивать себя в живописи самостоятельно. Он расписывает афиши театров и пригласительных билетов, изучает различные художественные жанры и формы.

Начало творческой карьеры

В качестве декоратора оригинальных и ярких афиш в свою мастерскую Муху приглашает театральный мастер Бриши-Бургхардт. Согласившись работать в его мастерской, Альфонс переезжает из Бруно в Вену, где он работает ровно полтора года, пока сильнейший пожар не уничтожает мастерскую. Уволенный из-за банкротства Бриши-Бургхардта, Муха направляется в небольшой город Микулов, куда его пригласил граф Куэн-Беласси для росписи своего замка. Работа, произведенная Альфонсом, впечатлила графа, из-за чего начинающему художнику он предлагает также расписать второй замок, который был создан для его супруги Эммы Куэн-Беласси.

После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Там он поступает в Академию изящных искусств. Тем не менее на обучение живописи в академии Альфонса хватает ровно на два года - в 1887 году художник вновь берет работу от Куэн-Беласси и какое-то время живет на получаемые от него средства. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. В данном городе его принимают на обучение сразу два престижных учреждения - Академия Жюлиана и Академия Коларосси. В это же время Муха под сильным впечатлением от работ Макарта работает над созданием своего индивидуального стиля, закладывает в него те художественные основы, которые будут отражаться в его произведениях до конца жизни.

Безоблачная жизнь в Париже резко оборачивается многочисленными проблемами, когда граф Куэн-Беласси, на чьи средства жил Муха, умирает. Художник отказывается от обучения в академии, начинает зарабатывать на жизнь росписью афиш, плакатов и даже ресторанных меню. Начав получать регулярные заказы, Альфонс Муха открывает свою маленькую мастерскую.

В 1892 году художник получает крупный заказ на оформление работы исторического содержания. Именно опыт, извлеченный Мухой при создании иллюстраций к данному труду, впоследствии лег в основу самой известной его серии картин - «Славянской эпопеи».

Парижский период

Поворотным в судьбе и стилистике работ моментом стал заказ на оформление премьерной афиши от известного театра. Мухе предстояло создать иллюстрацию к пьесе «Жисмонд», где одну из главных ролей исполняла актриса Сара Бернар. Восхищенный ее невероятной женственностью и утонченностью образа, Альфонс создает работу, которая тут же приковывает взгляды всех парижан к молодому художнику.

Плавность линий, мягкость очертаний и некая воздушность стиля Мухи делают его главным декоратором театра «Ренессанс». Впечатленная иллюстрацией Альфонса, Сара Бернар настаивает на ее знакомстве с ним. Их романтические отношения, стремительно вспыхнув, столь же стремительно потухли.

Восхождение

В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год - «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год - «Самаритянка», «Тоска» и т.д.). Известность художника растет. Муха получает множество самых разнообразных заказов - от создания театральных костюмов к пьесе до дизайна интерьеров. В это же время Альфонс начинает выступать в роли дизайнера ювелирных украшений - он создает как серьги и кольца, так и шкатулки, подсвечники, брошки и даже заколки. Слава талантливого художника, предлагающего нечто совершенно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции.

Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Из-под его руки появляются такие серии, как «Времена года», «Деревья», «Луна и звезды».

Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ - позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). В 1900 году Альфонс помогает отделать один из павильонов Всемирной выставки, проходящей во Франции. За время своей работы Муха тесно знакомится с историей славян, что откладывает определенный отпечаток на последующие его работы.

Переезд в Америку

В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. Тем не менее, несмотря на славу и всеобщее восхищение, художника с каждым годом все больше тянет на родину, где он не был долгое время. В 1910 году Альфонс Муха уходит с должности преподавателя и возвращается вместе с супругой в Чехию.

Возвращение на родину и создание серии «Славянская эпопея»

Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать. Идеи, которые он копил в течение всей своей жизни и которые окончательно сформировались во время его проживания в Америке, дают возможность появиться на свет таким великим произведениям, как «Славяне на исторической родине», «Отце наш», «Славянская литургия» и др. Огромные полотна, подчас не вмещающиеся в помещение из-за своих размеров, отражали историю гонений славян, их праздников, развитие их культурного наследия.

Через восемнадцать лет, окончив двадцать главных произведений своей жизни, Альфонс Муха преподносит свои картины Праге, как своей первой музе и родине. Однако данные полотна не были оценены зрителями в полной мере - за долгие годы, пока Муха трудился в своем замке, произошла резкая смена как в мировоззрении, так и в сознании людей. Наступил век модерна, нежные, женственные, великие и утопические идеи арт-нуво были уже «устаревшими».

Вторая мировая война и смерть Альфонса Мухи

Начавшаяся в скором времени война вынудила Муху спрятать свои картины, так как он понимал, что они станут одним из первых пунктов в списке уничтожения. В 1939 году, во время Второй мировой войны, немецкие солдаты, захватив Чехию, долго и мучительно пытали уже немолодого художника о месте нахождения главных полотен его жизни. Так и не выдав тайны, Альфонс Муха заболевает от перенесенных им страданий и умирает 14 июля 1939 года.

Картины, о которых так пытались узнать гестаповцы, удалось сберечь практически чудом - скатав их в свитки, их спрятал в подвале полуразрушенного музея один из его служащих. Благодаря этому дерзкому поступку, который мог стоить мужчине жизни, картины были спасены.

Стиль Альфонса Мухи

Художник известен во всем мире как величайший представитель арт-нуво. Его произведения отличались особой утонченностью, практически сказочным изяществом, где свет и тень, взаимодействуя, создают воздушную дымку, отчего пространство картины кажется туманным и слегка нечетким, «расфокусированным».

На своих полотнах Альфонс Муха изображает женщин как героинь поэтической баллады - с правильными, благородными чертами лица и заманчивыми улыбками, с яркими глазами и роскошными волосами, обрамляющими их тела сплошными узорчатыми завитками, они предстают зрителям то в образе времен года, то в образе звезд, то в образе принцесс и цариц.

Более серьезные его работы, выполненные в конце жизни и вошедшие в целые серии картин, созданы с профессионализмом великого художника. В эмоциях героев появляются самые разные чувства: гнев, ярость, отчаяние, боль, страх, счастье, ликование, злорадство и т.д. Более поздние картины дают зрителям возможность насладиться не только эстетичностью изображения, но и вникнуть в глубокий психологизм, запечатленный на холсте.

К наиболее известным картинам художника можно отнести:

  1. серия «Времена года»;
  2. серия «Луна и звезды»;
  3. серия «Славянская эпопея»;
  4. серия «Отце наш»;
  5. «Мадонна с лилиями»;
  6. «Дух весны»;
  7. «Девушка с распущенными волосами» и др.

Описание картин Альфонса Мухи «Времена года» начинается с героинь, запечатленных на холсте. Весна, Лето, Осень и Зима изображены как женщины, руководящие теми или иными силами природы.

На картине «Лето» героиня, изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. В этом и есть прелесть "Времен года" Альфонса Мухи - в непохожести картин. Так, слегка втягивая голову в плечи и поднося красные от холода руки к лицу, девушка тем самым передает атмосферу подлинного холода и сдержанности всех природных красок.

Альфонс Муха, «Славянская эпопея»

«Славянская эпопея» - серия из двадцати картин, отражающаяся славянское единство, идею сопричастности. Каждая из работ имеет огромные для полотен размеры (примерно 6*8 метров). Поразительная красочность, сочность, драматизм и глубокий психологический подтекст сделали данные картины достоянием Чехии.

Наиболее известные картины из серии «Славянская эпопея»:

  1. «Славяне на исконной родине»;
  2. «Введение славянской литургии»;
  3. «Гора Афон»;
  4. «Апофеоз истории славянства»;
  5. «Встреча в Кржижках»;
  6. «Праздник Светотита на основе Руга».

Плакаты девушек

Знаменитые афиши и плакаты художника, на которых запечатлены поэтические женские образы, до сих пор тиражируются сотнями копий. Главное в описании картин Альфонса Мухи, плакатов - девочка.

Раздувающиеся от легкого ветра длинные, блестящие на солнце волосы обрамляют чувственные девичьи лица, придавая им некую схожесть с христианской Мадонной. Стройные тела, облаченные в летящие дымчатые одежды, неизменно выделяются на чуть затемненном, как бы уходящем вдаль фоне. На каждой из девушек имеется большое количество различных украшений - обилие мелких витиеватых деталей, разноцветных пятен и завитков и сделало когда-то А. Муху знаменитейшим представителем арт-нуво.

Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Отсутствие красочных деталей и всякого интереса натурщицы к художнику и создаваемому им полотну, склоненные плечи, в которых отражены усталость и грусть, наличие обыденной житейской атмосферы в свое время удивили современников. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно... Тем не менее это полотно сумело доказать, что Муха способен метко передавать психологические переживания, пики эмоциональных и чувственных волнений. В похожем стиле было выполнено также еще несколько работ, к числу которых относится портрет дочери художника Ярославы.

Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши, иллюстратор, ювелирный дизайнер. Один из ярчайших представителей стиля модерн. В нашей стране имя художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», - начала «серебряного» веков... Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) - «стилем Мухи». Или - «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так. Слева автопортрет художника.

Максим Мрвица - Claudine



Весна

Зима
Альфонс Мария Муха родился в чешском городке Иванчице, недалеко от Брно, в семье мелкого судебного чиновника. Здание суда, где работал отец художника, стоит до сих пор, и сейчас в нем открыт музей Мухи-младшего. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А.М.» — видимо, Альфонс был не прочь пошалить. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Возможно, причина в том, что где-то здесь родилась его первая юношеская любовь, в память о которой Муха назовет свою дочь Ярославой.

Ярослава, 1925

Мальчик с детства хорошо рисовал и пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но безуспешно. После гимназии он работал писарем, пока не нашёл по объявлению работу помощника художника-декоратора в венском «Рингтеатре» и не перебрался в столицу Австро-Венгрии. В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням. После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян.

Там он познакомился с графом Куэн-Беласи (Khuen von Belassi) — человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль. Муха занимался декорированием графского замка, и аристократ был очарован его работами. В результате Куэн-Беласи стал меценатом молодого художника. Он оплатил Альфонсу два года обучения в Мюнхенской академии изящных искусств.

Девушка в чешском костюме

В 1888 году Муха переехал в Париж и там продолжил образование. Многие в то время стремились в столицу Франции — ведь тогда это был центр нового искусства: Эйфель уже сконструировал трехсотметровую башню, шумели Всемирные выставки, а художники ломали каноны и пропагандировали свободу. Однако финансовые дела графа ухудшились, и Муха остался без средств к существованию. Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар (Sarah Bernhardt, 1844-1923), блистательная французская актриса. Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знает…

Портрет Milada Cerny

В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Художник изобразил приму, игравшую в спектакле главную роль, на необычном по форме плакате — длинном и узком. Это подчеркнуло ее царственную осанку, распущенные волосы актрисы Муха украсил венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность, создав общее настроение нежности и неги.

Ничего подобного до Мухи никто не делал. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом — «Жанна д’Арк». Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов.


Цветы, 1897

Фрукты, 1897

Неудивительно, что актриса пожелала познакомиться с автором и заключила с ним контракт о сотрудничестве. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» — все эти плакатные афиши, изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Он придумывал эскизы театральных костюмов и декораций, оформлял сцену и даже участвовал в режиссуре.

В конце XIX века театр был центром светской жизни, о нем беседовали и спорили в салонах, в театре дамы демонстрировали новые туалеты и драгоценности, а мужчины демонстрировали дам — в общем, театр был пищей для вдохновения и сплетен. И, конечно, Сара Бернар, а в особенности ее личная жизнь, всегда были объектом внимания журналистов и публики. Поводов находилось предостаточно. Бернар вдохновляла поэтов и писателей, в неё влюблялись мужчины голубых кровей.

Оскар Уайльд поэтично называл её «прекрасным созданием с голосом поющих звёзд». Виктор Гюго подарил Бернар бриллиант, символизировавший слезу, которою он не смог сдержать во время спектакля с её участием. Актриса любила подыграть публике. Так, она якобы не знала, кто был отцом её единственного сына, и к негодованию добропорядочных дам называла его «плодом прекрасного недоразумения».

Геральдическое рыцарство

За время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их переписка. А любовь? Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и плеяды многих других мужчин? «Госпожа Сара Бернар как бы создана для изображения удрученного скорбью величия. Все ее движения исполнены благородства и гармонии», — писали критики. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц.

Весенняя ночь

Действительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Некоторые даже рекомендовал ему поменять имя или подписываться своим крёстным именем — Мария.



Поэзия, 1898

Музыка, 1898

Однако Альфонсом в том значении, которое вложил в это имя Дюма, Муха не был. В его переписке с Бернар нет и намека на то, о чем судачили в высшем свете. Скорее, это было покровительство, в чём-то, может быть, сродни покровительству старшей сестры.

Дорогой Муха, — писала Бернар художнику в 1897 году, — просите меня, чтобы я Вас представила обществу. Послушайте, дорогой друг, моего совета: выставляйте свои работы. Я замолвлю за Вас слово… Тонкость линии, оригинальность композиции, удивительный колорит Ваших картин очаруют публику, и после выставки я Вам предвещаю славу. Сжимаю обе Ваши руки в своих, мой дорогой Муха. Сара Бернар.

Девушка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920

В год их знакомства Саре было пятьдесят, а Мухе — тридцать четыре. Муха писал, что, конечно, Бернар прекрасна, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Муха восхищался Бернар как актрисой, даже когда ей было за шестьдесят. В те годы Муха жил в США, а Сара Бернар приезжала в эту страну на гастроли. Они не раз встречались, и об этих встречах Муха непременно писал своей невесте Марии Хитиловой (Marie Chytilová), заверяя, что между ним и Бернар всегда были лишь приятельские отношения.

Женщина с горящей свечой, 1933

Мария Хитилова долгое время была натурщицей Мухи. Ее черты легко угадываются на многих картинах художника. Оснований доверять Мухе гораздо больше, чем газетным сплетням — слишком Муха был благороден, чтобы обманывать свою невесту. Однако Муха не представлял собой и того целомудренного аскета, каким его представил в своей книге Иржи Муха — сын художника. Иржи утверждал, что до знакомства с его матерью Альфонс якобы не знал женщин. Но это не так. Например, Муха прожил целых семь лет с француженкой Бертой де Лаланд.

Саломея

С Хитиловой художник познакомился только в 1903 году — сама Мария Хитилова устроила их встречу. Она была чешкой, закончила среднюю художественную школу в Праге и в двадцать один год уехала в Париж. За кров и стол она жила во французской семье, помогала по хозяйству и заботилась о детях. Впервые Мария увидела Муху в пражском Национальном театре и по-девичьи влюбилась, хотя годилась мэтру в дочери — была младше его на двадцать два года. Девушка попросила своего дядю, историка искусств, рекомендовать её Мухе как соотечественницу и начинающую художницу. К рекомендации она приложила своё письмо с просьбой принять её в тот день и час, когда Альфонсу будет удобно. И Муха пригласил Марию в своё ателье…



Дневной порыв, 1899

Утреннее пробуждение, 1899


Гвоздика, 1898
Лилия, 1898

А вскоре стал называть ее Марушкой и писать нежные письма: Мой ангел, как я благодарен тебе за твоё письмо… В мою душу пришла весна, распустились цветы… Я так счастлив, что готов разрыдаться, петь, обнимать мир.

В своих письмах Муха признавался Марушке, что до неё был влюблён лишь однажды, в шестнадцать лет. Той девушке было пятнадцать, видимо, это её звали Ярославой. Она умерла — туберкулёз уносил в конце девятнадцатого века немало жизней. Её смерть для тонкой и чувствительной натуры Мухи стала трагедией. С той поры Муха, как сам пишет, всю свою горячую любовь обратил к родине и народу нашему. Люблю их, как свою возлюбленную... Всех, кто был у него до Хитиловой, Альфонс называл «чужими женщинами», которые доставляли ему только муки. А он так мечтал «все годы изгнания о сердце чешском, о чешской девушке».

Красный плащ, 1902

Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток, игральных карт и расходились мгновенно — все они изображали женщин. Муха много работал с моделями, которых приглашал в свою студию, рисовал и фотографировал их в роскошных драпировках или обнажёнными. Фотографии моделей он снабжал комментариями — «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль»… а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ.

Ярослава и Иржи - дети художника

Но после женитьбы на Марушке в 1906 году художник всё меньше рисовал привычных зрителю полубогинь — по-видимому, реальная женщина заменила собой мираж и воспоминание. Муха с семьей переехал в Прагу, где приступил к созданию «Славянской эпопеи», разработал эскиз витража собора Святого Вита и написал много портретов жены, дочери Ярославы, сына Иржи. Муха умер в 1939 году от пневмонии. Причиной болезни послужили арест и допросы в оккупированной немцами чешской столице: славянофильство живописца было столь известно, что его даже включили в именные списки врагов рейха.

Мадонна с лилиями, 1905

Марушка оставалась с мужем до его последнего вздоха. Она пережила супруга на двадцать лет, пыталась писать о нём мемуары. Любовь, которая была между Мухой и Хитиловой, по-чешски называют «láska jako trám» — то есть очень сильное чувство, дословный перевод: «любовь, как балка».

Из письма Мухи: Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…

Способны ли на подобные слова мужчины двадцать первого века?..

Вокруг Света


Аметист, 1900

Рубин, 1900


Портрет Ярославы (дочери художника), 1930

Пророчица, 1896

Дух весны

Вечерие грезы - Ночной сон, 1898

Плющ, 1901

Судьба, 1920

Zdenka Cerny, 1913


Портрет женщины

Портрет мадам Mucha


Портрет жены, Maruška, 1908

Позолоченный браслет

Сезоны, 1898

Голова византийки. Блондинка, 1897

Утренняя заря

Голова византийки. Брюнетка, 1897

Славяне на своей Земле. 1912

Введение славянской литургии. Фрагмент. 1912

Творчество польского художника первой половины ХХ века, к сожалению, мало известно в наше время. Хотя самобытность и незаурядность его таланта нашли множество поклонников во всем мире. Никто не останется равнодушным, любуясь сериями картин «Цветы», «Времена года», «Славянские девы», «Месяцы», в которых художник воспевает женскую красоту, красу природы и выступает как знаток народных традиций и обрядов.

Биография Альфонса Мухи

Альфонс родился в Моравии в небольшом провинциальном городе Иванчице в 1860 году. Именно конец Х1Х века наложил отпечаток на все его творчество, даже в середине ХХ века он не утратил поэтичности и мечтательности, стараясь в бурное неспокойное время, отобразить в своих произведениях душу народа.

Его отец Онджей, портной по профессии, небогатый человек остался вдовцом с несколькими детьми и вступил во второй брак (скорее всего по расчету) с дочерью зажиточного мельника Амалией, которая впоследствии стала матерью известного художника.

Амалия рано умерла, но Онджей был лучшим из отцов для своего многочисленного семейства и все его дети, даже девочки, что в то время было удивительным, получили среднее образование.

Альфонс до 17 лет учился в Славянской гимназии небольшого польского города Брно, а затем его отец сумел устроить юношу в Академию художеств города Прага. Так Альфонс стал студентом, но нужно сказать, что далеко не лучшим из студентов. Он безбожно прогуливал занятия, в том числе, и закона Божьего, что считалось недопустимым, а получал отличные отметки только по рисованию и пению.

Студент вскоре был отчислен из Академии по причине «всякого отсутствия таланта к художеству» и становится писарем в городском суде Иваничица. Спустя два года, случайно наткнувшись на объявление о вакансии декоратора в Венской фирме, производящей театральный реквизит, он устраивается туда художником по декорациям. Но в 1881 году фирма разоряется, и Альфонс вновь остается не у дел.

Благодаря хлопотам отца, он перебирается в южный город Микулов, где занимается чем придется: немного рисует театральные декорации, занимается миниатюрой, портретами, плакатами и порой за неимением другой работы, малярничает.

И тут художнику повезло: его попросили расписать замок грушованского графа Куэна, где он расписывал потолки в принятом тогда стиле итальянского Ренессанса. После этого его направили к брату графа в замок Гандегг в далекой Тиролии. Здесь он не только расписывал комнаты, но также и написал портрет графини и всего семейства. В свободное время, которое выпадало нечасто, художнику удавалось выбраться на природу, где он жадно рисовал с натуры.

В гости к графу приезжает венский профессор живописи Край, он заинтересовался произведениями молодого художника и убеждает его продолжить образование. Довольный граф выступает меценатом Альфонса и за свой счет отправляет его в Академию художества города Мюнхен. Так, в 1885 году художник продолжил свое профессиональное образование. Через два года он переводится в Академию искусств в Париже, причем сразу на третий курс.

Это лучшее время в его учебе, но оно скоро оканчивается: граф прекратил выплату стипендии, и юноше пришлось рассчитывать только на свои силы. В некоторых мемуарах Альфонс Муха намекает на периоды лишений и невзгод, но уже в 1991 году он устанавливает прочные связи с издателем Арманом Коллином, а также пишет плакаты для спектаклей с участием Сары Бернар. Великой актрисе так понравились работы молодого художника, что она заключает с ним шестилетний контракт на все новые произведения.

Таким образом Альфонс вступает в период достатка и известности: с большим ажиотажем проходят выставки его работ во многих крупных европейских городах и изменчивая Фортуна, наконец постучала в дверь к художнику.

Славянская Эпопея

В наши дни считается, что именно произведения этого цикла и являются самым ценным вложением художника в сокровищницу мирового искусства. Гораздо позже в «Парижский период» Альфонс Муха возродил и приумножил свои удачные находки и подарил нам новые творения.

Любовь к Родине, ее природе, ее истории и ее традициям – неотъемлемая часть работы настоящего художника. Поэтому уже будучи зрелым творцом Альфонс Муха задумывает создать серию картин, посвященных истории славян. Эта идея не родилась в один момент, он долго ее вынашивал, путешествуя по славянским странам, в том числе и по России. Работа над эпопеей, принесшей художнику всемирную известность, длилась 20 лет, и написано было двадцать огромных полотен, отображающих кульминационные моменты истории.

Все произведения художника чрезвычайно оптимистичны – они несут огромный заряд веры в свою страну и ее народ. Всю коллекцию картин он принес в дар любимому городу Праге. В 1963 году, после смерти художника, публика получила доступ к всему собранию полотен и по сей день любоваться удивительным даром настоящего патриота Альфонса Мухи.

Любовь в жизни художника

Именно в Париже Муха встречает свою любовь, свою музу – девушку- чешку Марию Хитилову. В 1906 году они вступают в брак, хотя Мария моложе Альфонса на двадцать лет, но она искренне любит его и восхищается его творчеством.

Для Альфонса же эта юная девушка стала, как он сам говорил, второй любовью после Родины. Вместе с ней он переезжает на жительство а Америку, с которой подписал выгодные контракты на серии работ. Здесь рождаются дети художника, но мечты о далекой родине никогда его не оставляют, и в 1910 году семья Альфонса возвращается в Моравию.

Последний период творчества

В 1928 году после окончания работы над «Славянской эпопеей», Муха работает над созданием официальных банкнот независимой Чехословакии и коллекции марок. Всю свою жизнь художник не уставал учиться новому, искал себя и стремился к самовыражению, все его начинания были «обречены на успех», благодаря самобытному таланту и неустанному труду.

С приходом к власти фашистов и пропаганде расистских теорий, интерес к творчеству Мухи падает. Его объявляют панславянистом, его патриотизм идет вразрез с пропагандой расизма, а картины, воспевающие красоту родной природы, не вписываются в пропаганду насилия и жестокости.

Художник был объявлен врагом Третьего Рейха, и посажен в тюрьму. Хотя его вскоре выпустили, но здоровье его было подорвано, и в 1939 году Альфонс Муха скончался. Перед смертью художник успел издать мемуары, и по завещанию был похоронен в Чехии на Вышеградском кладбище.

Несправедливо забытый

Единственный музей Альфонса Мухи открыт в Праге. По инициативе его детей и внуков был открыт в 1998 году. Именно здесь можно увидеть изменившую жизнь мастера афишу к спектаклю «Жисмонда». В музее хранятся экспонаты, сопровождающие жизнь художника и освещающие его творчество.

Многие выставленные здесь предметы переданы в дар музею семьей художника, из них можно узнать о его личной жизни и характере, привычках и отношениях в семье.