Биография аренский, антон. Аренский. Музыкальная гордость Новгородской земли

Пожалуй, во всей истории музыки не найдется другого такого композитора, который бы с такой страстью «прожигал жизнь», но при этом состоялся и как композитор, и пианист, и дирижер, и более того как знаменитый педагог. Видимо, в этом весь Аренский, по крайней мере, так был прожит его путь.

Антон Степанович Аренский родился 12 июля в Нижнем Новгороде. Его семья была очень музыкальной: отец – врач по профессии – был музыкантом-любителем, играл на виолончели, мать прекрасно владела фортепиано. Именно родители стали для семилетнего мальчика первыми учителями музыки, позднее он обучался у профессора Зикке. Первые попытки сочинять музыку Антон предпринимал в девятилетнем возрасте.

Дальнейшее творческое становление Антона Аренского связано с Петербургской консерваторией, где он обучается в классе . Аренского нельзя было назвать идеальным студентом, тем не менее, он проявил незаурядное композиторское дарование. Весьма высоко были оценены его работы, представленные на выпускном экзамене – Симфоническое скерцо и «Лесной царь» для солиста с хором на стихи Иоганна Вольфганга Гёте, и выпускник удостоился золотой медали.

Почти сразу после завершения консерваторского курса – в 1882 г. – он приглашен был в Московскую консерваторию для преподавания музыкально-теоретических дисциплин, где он становится профессором. Именно он ввел курсы по новым дисциплинам, таким, как инструментовка, фуга и класс свободного сочинения. Антон Аренский написал учебники по гармонии, по ним обучались и продолжают обучаться многие поколения студентов. Он был невероятно любим своими студентами и слушателями, среди которых были, кстати, Рейнгольд Глиер, Александр Скрябин.

В Москве Аренский познакомился с , чью музыку страстно любил, в связи с чем, конечно, испытал сильное влияние, проявившееся в его сочинениях. Надо сказать, что их отношение другу к другу было переполнено взаимной любви и уважения. говорил о нем как об «интересной музыкальной личности», отмечал, что Аренский «…удивительно умен в музыке». Именно он отдал Антону Степановичу либретто «Воеводы» – своей ранней оперы, благодаря чему родилась знаменитая опера Аренского «Сон на Волге» (1888). Год спустя она успешно прошла в Большом театре. именовал ее «превосходной русской оперой» и добавлял: «Сцена сна Воеводы заставила меня пролить немало сладких слез».

Другом Антона Степановича становится в Москве и другой композитор – Сергей Танеев, который тоже очень высоко оценивал творчество Антона Степановича. Танеев в оценке музыкальных произведений был очень строг, и ему отнюдь не была присуща сентиментальность, однако в отношении оперы Аренского «Рафаэль» он упоминает в своем дневнике, что был «тронут до слез». Эта опера не стала репертуарной, но солисты-тенора нередко включают в свои концертные программы один из ее номеров – Песню певца за сценой («Страстью и негою сердце трепещет»).

Кроме того, его музыку необычайно ценил Лев Николаевич Толстой. В особенности нравились писателю сюиты для двух фортепиано, которые – по свидетельству Сергея Танеева – «примирили Льва Николаевича с новой музыкой». Любимой пьесой Толстого стала «Испанская танцовщица». Впоследствии фортепианные произведения Аренского нередко исполняли его ученики – и Александр Гольденвейзер.

Одним из самых известных творений Аренского для фортепиано стала Фантазия на тему Рябинина. В начале 1890-х гг. в Москве побывал крестьянин из олонецкой губернии Иван Трофимович Рябинин – представитель семьи певцов-сказителей. Аренский встретился с ним и записал несколько былинных напевов, в частности – «Вольга и Микула» и былину о боярине Скопине-Шуйском, и эти мелодии стали в 1899 г. материалом для Фантазии.

Прославленным исполнителем вокальных творений Антона Аренского был сам . Он пел и «Детские песни», и «Менестреля». Антон Степанович посвятил великому певцу романтическую балладу «Волки».

Аренского нельзя было причислить к числу композиторов-новаторов, быть может, его музыка не всегда отличалась глубиной – но красота мелодий и искренняя, элегическая лирика привлекали к ней сердца слушателей. Музыка Аренского была весьма популярна в начале ХХ столетия, и не удивительно, что такому известному и авторитетному композитору Дирекция императорских театров доверила выполнение ответственного заказа: создание музыки для балетного спектакля, посвященного визиту персидского шаха в Российскую империю в 1900 г. Так родился балет « », основанный на новелле Теофиля Готье «Ночь Клеопатры». Эмоциональная насыщенность мелодий, стилизованные в салонном духе подлинные восточные мотивы, яркость оркестровых красок – все это сделало партитуру Аренского подходящей основой для впечатляющего балетного спектакля, постановкой которого занимался . К сожалению, спектакль так и не был представлен публике, но в 1908 г. « » поставил . Позднее балет представлялся в Париже труппой под заглавием «Клеопатра», но при этом в партитуру включались фрагменты произведений других композиторов.

Музыкальное наследие Антона Степановича Аренского невелико, но в то же время ярко и широко, с присущей только ему одному тональностью и звучностью.

Аренский умер в 45 лет, в самом расцвете сил, в 1906 году от туберкулеза.

Музыкальные Сезоны

Антон (Антоний ) Степанович Аренский (30 июня 1861, Новгород - 12 февраля 1906, Перк-ярви, Выборгская губерния) - русский композитор, пианист и дирижёр, педагог. В 1889-1894 годах - профессор Московской консерватории, в 1895-1901 - управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге.

Биография

Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано; в девять лет сочинил квартет для скрипки, фортепиано, флейты и виолончели. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке. В 1872 году семья Аренских переехала в Санкт-Петербург, где Антон заканчивал среднее образование (начатое в Новгородской гимназии) в 5-й классической гимназии и продолжил музыкальное образование в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова.

По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».

После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.

«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать „Сон на Волге“ Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, - но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы „Сон на Волге“ был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <…> Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что „Сон на Волге“ написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»

Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). В 1888-1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Надгробие создано скульптором М. Л. Диллон в 1908 году. Своеобразным «некрологом» откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Н. А. Римский-Корсаков, буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

Аренский удивительно умен в музыке... Это очень интересная личность!
П. Чайковский

Из новейших - лучший Аренский, он прост, мелодичен...
Л. Толстой

Деятельность Аренского в Москве была разнообразной. Работая в консерватории, он создал учебники, по которым занимались многие поколения музыкантов. В его классе учились Рахманинов и Скрябин, А. Корещенко, Г. Конюс, Р. Глиэр. Последний вспоминал: «...замечания и советы Аренского носили более художественный, нежели технический характер». Впрочем, неровный характер Аренского - он был человеком увлекающимся и вспыльчивым - приводил порою к конфликтам с учениками. Выступал Аренский в качестве дирижера, как с симфоническим оркестром, так и в концертах молодого Русского хорового общества. Вскоре, по рекомендации М. Балакирева, Аренского приглашают в Петербург на пост управляющего Придворной певческой капеллой. Должность была весьма почетной, но и очень обременительной и не соотвегетвоаала склонностям музыканта. За 6 лет он создал мало произведений и, лишь, освободившись от службы в 1901 г., вновь начал и выступать в концертах и интенсивно сочинять. Но его уже подстерегала болезнь - туберкулез легких, которая через несколько лет свела в могилу...

Среди прославленных исполнителей сочинений Аренского был Ф. Шаляпин: пел он и романтическую балладу «Волки», ему посвященную, и «Детские песни», и - с наибольшим успехом - «Менестреля». В особом, распространенном в начале века жанре мелодекламации с исполнением сочинений Аренского выступала В. Комиссаржевская; слушатели запомнили ее чтение на музыке «Как хороши, как свежи были розы...» Оценку одного из лучших произведений - Трио ре минор можно встретить в «Диалогах» Стравинского: «Аренский... относился ко мне дружелюбно, с интересом и помогал мне; мне всегда нравился он сам и, по меньшей мере, одна из его вещей - знаменитое фортепианное трио». (Имена обоих композиторов встретятся позже - на парижской афише С. Дягилева, в которую войдет музыка балета Аренского «Египетские ночи».)

Выше других современных русских композиторов ценил Аренского Лев Толстой, и в частности, сюиты для двух фортепиано, действительно принадлежащие к лучшему из написанного Аренским. (Не без их влияния писал потом сюиты для такого же состава Рахманинов). В одном из писем Танеева, жившего у Толстых в Ясной Поляне летом 1896 г. и вместе с А. Гольденвейзером игравшего по вечерам для писателя, сообщается: «Два дня назад мы, в присутствии многочисленного общества играли... на двух фортепиано „Силуэты“ (Сюита Э 2. - Л. К.) Антона Степановича, которые имели очень большой успех и примирили Льва Николаевича с новой музыкой. Особенно ему понравилась „Испанская танцовщица“ (последний номер), и он долго об ней вспоминал». Сюиты и другие фортепианные пьесы до конца своей исполнительской деятельности - до 1940 - 50-х гг. - сохраняли в репертуаре советские пианисты старшего поколения, ученики Аренского - Гольденвейзер и К. Игумнов. И до сих пор звучит в концертах и по радио Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, созданная в 1899 г. Еще в начале 90-х гг. Аренский записал в Москве от замечательного сказителя - олонецкого крестьянина Ивана Трофимовича Рябинина несколько былин; и две из них - о боярине Скопине-Шуйском и «Вольга и Микула» - положил в основу своей Фантазии. И Фантазия, и Трио, и многие другие инструментальные и вокальные пьесы Аренского, не будучи очень глубокими по заложенному в них эмоциональному и интеллектуальному содержанию, не отличаясь новаторством, в то же время привлекают искренностью лирического - часто элегического - высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны, артистичны. Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в. прежние годы. Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом, и мастерством.

Л. Корабельникова

Профессор и композитор; род. 30 июня 1861 года в Петербурге, воспитывался в 5 классической гимназии, по окончании курса в которой занимался первоначально у покойного К. К. Зике, а позднее поступил в петербургскую консерваторию для специального изучения теории композиции, где и окончил свое музыкальное образование.

Теорию музыки А. изучал у профессоров Иогансена и Римского-Корсакова.

В 1882 г. он окончил курс по классу практического сочинения у проф. Римского-Корсакова, награжден (малою золотою медалью) за экзаменную задачу, состоявшую из кантаты на текст "Лесного царя" и концертной увертюры.

В настоящее время А. состоит профессором теории композиции в Московской консерватории.

Композиторская деятельность А. довольно обширна; он написал симфонию, квартет, фортепьянный концерт, сонату для двух роялей, оперу "Сон на Волге" на текст, заимствованный из драмы А. Н. Островского, увертюру "Маргарита Готье", торжественный марш (на 50-летний юбилей А. Г. Рубинштейна), две пьесы для виолончели, пьесы для фортепиано (числом девять, в двух разных изданиях) и несколько вокальных сочинений. {Брокгауз} Аренский, Антон Степанович (1861-1906) - композитор.

Происходя из музыкально одаренной семьи, А. уже в раннем детстве проявлял большую склонность к музыке и творческие способности; в 1882 блестяще кончил курс петербургской консерватории и вскоре был приглашен в московскую консерваторию преподавать музыкально-теоретические предметы - гармонию, контрапункт, композицию; помимо занятий в консерватории, А. уделял много внимания хоровой деятельности.

Творчество А. обнимало почти все роды муз. искусства; им написано три оперы: "Сон на Волге" (1892), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1899), балет "Ночь в Египте" (1900), две симфонии, несколько других сочинений для оркестра, ряд камерных произведений (трио, квартеты, квинтет), больше 80 пьес для фортепиано (в том числе фортепианный концерт), ок. 50 романсов и дуэтов, хоровые сочинения, музыка к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина (соло, хоры, оркестровые номера).

А. является в своих сочинениях представителем академизма со всеми его характерными сторонами: постоянное и упорное благозвучие, вырождающееся иногда в чисто внешнюю красивость, мастерство и приглаженность изложения, стройность и законченность формы, отсутствие шероховатостей в гармонии.

Влияние Чайковского очень заметно, но отражение в творчестве А. нашли себе не пафос и трагизм Чайковского, а его лиризм и изящество.

Наиболее ценное А. оставил в своих небольших произведениях для фортепиано, а также в романсах, в которых наиболее полно выявились лучшие стороны его дарования; многие из этих сочинений переизданы и за границей.

Оперы А. не удержались в репертуаре.

Как результат педагогической деятельности А., после него осталось "Руководство к практическому изучению гармонии", переведенное и на нем. яз., "1000 задач" к этому учебнику и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки" (вышли 2-м изд. в 1900). М. Иванов-Борецкий.

Аренский, Антон Степанович (род. 12.VII.1861 в Новгороде, ум. 25.II. 1906 в санатории близ Перкиярви, ныне Кирилловское, Карельский перешеек) - рус. композитор, пианист, дирижер, педагог.

Музыкой начал заниматься с 7 лет (уроки фп., в 9 лет первые попытки сочинения).

Муз. образование получил в Петерб. консерватории (1879-82) у Н. Римского-Корсакова.

В 1882 переехал в Москву.

В 1883-95 проф. Моск. консерватории, рук. Моск. отделения Русского хорового общества; выступал в концертах как пианист и дирижер.

В 1895 возвратился в Петербург, где в 1895-1901 был упр. придворной Певческой капеллой.

Лауреат премии им. М. Глинки (1904, 1905). Находился в дружеских отношениях с П. Чайковским, С. Танеевым и др. В числе его учеников С. Рахманинов, Г. Конюс, А. Корещенко, А. Гольденвейзер и др. Творчество А., опирающееся на лучшие традиции рус. муз. классики, преимущ.

Чайковкого и Могучей кучки, отмечено лиризмом, мелодичностью (в истоках во многом связанной с рус. народной песенностью), поэтичностью, изяществом, совершенством формы, разнообразием жанров.

Соч.: оперы "Сон на Волге" (1890), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1904); музыка к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина (1899), "Буре" Шекспира (1905); балет "Ночь в Египте", позднее - "Египетские ночи" (соч. 1900, пост. 1908); баллада "Кубок" для сол., хора и орк. (1902); 2 симфонии (1883, 1889), Сюита, марш "Памяти Суворова" и др. произв. для орк.; концерты для фп. (1882), для скр. (1901) с орк., Фантазия на темы И. Рябинина для фп. с орк. (1899); Фп. квинтет, 2 квартета (1888, 1894), 2 фп. трио (1894, 1905); соч. для фп., в т. ч. 5 сюит для фп. в 4 руки (в т. ч. "Силуэты"), циклы "У моря", "Арабески", "Наброски на забытые ритмы", 24 пьесы и др.; св. 70 вок. произв., в т. ч. романсы "Не зажигай огня", "Я ждал тебя", "Знакомые звуки", "Угаснул день", "Я люблю тебя", "В тиши и мраке", "Я видел смерть", "Сновидение", баллады "Менестрель", "Старый рыцарь" и др., вок. анс., хоры; мелодекламации на ст. в прозе Тургенева и др.; учебники гармонии (1891), анализа муз. форм (2 ч., 1893-94), сб. задач по гармонии (1897).

«Люблю музыку и желаю сделать для неё то, что могу, то, что в моих силах»

А. С. Аренский

155-летию со дня рождения А.С. Аренского посвящается.

В этом году музыкальный мир отмечает 155 лет со дня рождения и 110 лет со дня кончины выдающегося композитора, пианиста, дирижёра, педагога и музыкального общественного деятеля Антония Степановича Аренского. С Новгородской землёй связаны жизнь и творчество многих великих людей, деятелей искусств, среди которых гениальные композиторы: С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и А.С. Аренский. Из них лишь Аренский родился в самом Новгороде.

Новгородская областная филармония, носящая им А.С. Аренского, представит новгородцам два концерта-лекции, посвящённых юбилею композитора. 18 ноября прозвучит программа «Великие ученики великих учителей» с участием лауреата международных конкурсов, дипломанта Национальной театральной премии «Золотая маска» Виталия Панфилова (тенор) и преподавателя колледжа искусств им. С.В. Рахманинова Лилии Максимовой (фортепиано). Будут исполнены вокальные произведения и фрагменты из опер Римского-Корсакова, Аренского и Рахманинова. большую концертную программу, включающую в себя вокальные и инструментальные произведения Аренского, мелодекламацию, фрагменты опер «Сон на Волге» и «Наль и Дамаянти», балета «Ночь в Египте» и последнего произведения композитора музыки к спектаклю Шекспира «Буря», представит колледж искусств им. С.В. Рахманинова. В концерте участвуют симфонический, народный и камерный оркестры колледжа, хор, студенты музыкального отделения, хореографической и театральной специализаций. Вход на этот концерт бесплатный. Художественное руководство в подготовке концертов осуществляет преподаватель колледжа искусств, заслуженный работник культуры РФ Идея Гавриловна Демидова. Расскажет о жизни и творчестве Аренского музыковед филармонии, преподаватель колледжа искусств Наталья Владимировна Серова. Приглашаем всех новгородцев прийти на концерты и насладиться музыкой великого земляка А.С Аренского.

Каким же человеком был Аренский, как сложилась его судьба, как развивалось его творчество? Об этом повествует предлагаемая вашему вниманию, уважаемые читатели, статья.

Отец будущего композитора, Степан Матвеевич, был известным в городе врачом, проработавшем в Новгороде более 20 лет, автором книги о домашних и народных лечебных средствах. Ему единственному из врачей города было разрешено работать в 7 местах. Так, но был директором Николаевского детского приюта, читал лекции по медицине в семинарии, инспектировал медицинские службы воинских частей, был почётным членом попечительского совета императрицы Марии Фёдоровны. Степан Матвеевич был человеком искренним, хорошим психологом. Бывали случаи, когда он лечил словом. Иногда его приглашали полицейские следователи для общения с преступниками, и они после разговоров с ним признавались в содеянном и искренне раскаивались. С.М. Аренский на медицинском поприще дослужился от титулярного советника до чина действительного статского советника, который соответствовал званию генерал-майора в армии, и был награждён орденами св. Владимира II степени и св. Анны. Несмотря на занятость, Степан Матвеевич в минуты досуга с удовольствием играл на фисгармонии, скрипке, духовых инструментах и виолончели - его любимом инструменте. 1-я симфония А.С. Аренского посвящена отцу. Мать композитора, Надежда Антиповна, в девичестве Потехина, была прекрасной пианисткой. В силу своей застенчивости она не давала сольных концертов, но принимала участие в музыкальных четвергах и пятницах в Новгороде. Она и стала первой учительницей музыки сына. Предположительно, семья Аренских жила недалеко от нынешнего 1-го роддома. Антоний был третьим из четырёх детей в семье.

Первые композиторские опыты Аренского относятся к 1870 году (Антонию 9 лет). В возрасте 18 лет он поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается по классу теории композиции и оркестровки у профессора Н.А. Римского-Корсакова, который отмечал высокую интеллигентность и начитанность, фантастические слух, артистизм и музыкальную одарённость ученика. Через 3 года Антоний Степанович блестяще заканчивает обучение с малой золотой медалью (большую медаль вручали окончившим по двум специальностям: композиторской и исполнительской). Сразу же его приглашают на должность преподавателя музыкально-теоретических дисциплин (гармонии, контрапункта и фуги, формы, теории музыки и музыкальной энциклопедии) в Московскую консерваторию, а ведь ему всего-то 21 год. Через 7 лет Аренский получает звание профессора 2-й степени по специальным дисциплинам и классу свободного сочинения. В консерватории Аренский преподавал 12 лет. Среди его учеников С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Р.М. Глиэр, Н.К. Метнер, А.Т. Гречанинов, сёстры Евгения и Елена Гнесины, А.Б. Гольденвейзер и многие другие известные музыканты нашей страны. Свой педагогический опыт Аренский передал в теоретических трудах: «1000 задач для практического обучения гармонии», «Краткое руководство к практическому изучению гармонии» и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки», которыми по сей день пользуются и преподаватели и студенты музыкальных учебных заведений.

А.С. Аренский с учениками: крайний справа - С.В. Рахманинов

Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром Сад

Преподавание в консерватории Аренский успешно совмещает с руководством концертами Русского хорового общества, создаёт музыкальные произведения разных жанров, среди которых 1-я симфония, концерт для фортепиано с оркестром, 1-я сюита для оркестра, оперы «Рафаэль» и «Сон на Волге», дирижирует симфоническими концертами, выступает с сольными фортепианными программами. Аренский был превосходным пианистом. Его концерты нередко бисировались полностью. Любую из 32-х сонат Бетховена он мог сыграть наизусть с любого места. Однако, большую часть его концертных программ составляли его собственные произведения. Вот что написано в одной из газет того времени:

«Игра Аренского покоряет воодушевлением и уверенностью, мягким певучим туше, законченной, выразительной и изящной фразировкой, столь милыми русской публике сердечностью и прочувствованостью. Его исполнение вполне удовлетворяет с виртуозной стороны, а с музыкальной и говорить нечего». Многочисленные валики фонографа с записями игры Аренского хранятся в Петербургском Пушкинском доме. Они были сделаны в конце 1890 - х годов Юлием Блоком - пионером звукозаписи в России.

Музыку Аренский сочинял легко, не мучаясь над каждой фразой, был прекрасным импровизатором. В августе 1894 года он, вместе со своим другом и коллегой, профессором консерватории Сергеем Ивановичем Танеевым, с которым он проводил в консерватори аккустические опыты, приехал лечиться в Пятигорск (композитор, как и его отец, болел туберкулёзом, от чего и умер). Там Аренский написал 24 кратких темы - каждую на отдельном маленьком листочке бумаги, свернул их в трубочки и положил в вазу, стоящую на столе. Каждый день он доставал наугад одну из бумажек и писал ту пьесу, тема которой была написана. Так возник цикл 24 пьесы опуса 36 для фортепиано.

С. И. Танеев

Пьеса «Лесной ручей» из цикла 24 пьесы опуса 36 для фортепиано Сад

В годы преподавания в Московской консерватории Аренский подружился с Петром Ильичём Чайковским, также, профессором, который был старше его на 21 год. Гениальный автор оперы «Евгений Онегин», 4-й симфонии, балета «Лебединое озеро» и многих других известных в то время в России и за её пределами произведений с интересом следил за развитием композиторского таланта Аренского. Он писал: «Аренский удивительно умён в музыке, как-то всё тонко и верно обдумывает. Это очень интересная музыкальная личность».

Романс на стихотворение Чайковского «Ландыш» Сад

Чайковский подарил Аренскому своё стихотворение «Ландыш» (любимый цветок Петра Ильича), на которое тот написал одноимённый романс, а также, либретто своей первой оперы «Воевода», написанное им по драме А.Н. Островского. Партитура этого произведения была уничтожена автором и восстановлена по сохранившимся фрагментам в ХХ веке.

На фото справа - П.И. Чайковский.

На основе подаренного либретто Аренский написал опреу «Сон на Волге», которая Чайковского привела в восторг. Из письма Петра Ильича директору императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому от 11 января 1891 года:

«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать «Сон на Волге»Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения, но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление... Ар енский, по-моему, имеет блестящую будущность. В нём есть настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка. Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что «Сон на Волге» написан сильным талантом».

Вариации на тему Чайковского «Был у Христа младенца сад» Сад

После смерти Чайковского в 1893 году, Антоний Степанович сблизился с его братом Модестом Ильичём, основателем музея Чайковского в Клину, автора либретто последней оперы Аренского «Наль и Дамаянти», написанного по мотивам древнеиндийского эпоса «Махабхарата». М.И. Чайковский пережил Аренского на 10 лет и написал о нём воспоминания, а также, сохранил его архив, переданный в музей в Клину вдовой композитора.

В годы работы в Московской консерватории радость Аренскому дарит и семейная жизнь. Он женится на студентке консерватории по классу пения Елизавете Владимировне Лачиновой. Вскоре рождаются сын Павел и дочь Надежда. Сын был назван в честь брата жены, известного адвоката, который поддерживал семью Аренских материально когда композитору было необходимо дорогостоящее лечение за рубежом. Павел получил прекрасное образование, был востоковедом, переводчиком с арабского и других языков, писателем и драматургом. Погиб в сталинских лагерях.

После переезда Аренского с семьёй в Петербург в 1895 году, Антоний Степанович принимает на себя обязанности управляющего Придворной певческой капеллой, став своеобразным музыкальным камертоном царского двора, выполняет обязанности чиновника по особым поручениям Министерства двора, входит в состав дирекции Петербургского отделения Русского музыкального общества.

Музыка композитора восхищает слушателей и исполнителей. Л.Н. Толстой говорит: «Он один из самых лучших композиторов. Я думаю, что слава его будет расти». Из «Русской музыкальной газеты»: «Аренский - художник чувствующий и обдумывающий, возвышающийся весьма часто до истинной поэтичности и обладающий тонким и очень изящным вкусом и большим чутьём меры. Полное владение современного искусства понимается здесь само собой». Аренский был в центре культурной жизни России. Его музыка к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» исполнялась в дни празднования 100-летия со дня рождения поэта, опера «Рафаэль» была заказана композитору к юбилею Рафаэля и была исполнена на 1-м съезде Российских художников. Из дневника С.И. Танеева от 21 апреля 1895 года: «Музыка «Рафаэля» идеальна. Написал Антоше письмо, благодаря его за счастливые минуты, которые пережил слушая «Рафаэля». Балет «Ночь в Египте», написанный в 1900 году, стал украшением Русских сезонов в Париже. Однако, это произошло через 2 года после смерти композитора, в 1908 году. Постановку осуществил знаменитый танцор труппы С.П. Дягилева Михаил Фокин, который с этого момента станет знаменитым балетмейстером, реформатором классического балета.

В своём творчестве Аренский возрождает забытую в России, но популярную в Европе, традицию ансамблевого музицирования. Он создаёт вокальные дуэты и квартеты, пьесы для двух фортепиано и для одного фортепиано в 4 руки.

Вокальные произведения Аренского поёт гений русской оперной сцены Ф.И. Шаляпин. Великая русская драматическая актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская исполняет 3 мелодекламации с музыкой Аренского в сопровождении оркестра, (позже в переложении для фортепиано) на стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы», «Лазурное царство» и «Нимфы». Мелодекламация был модным в то время жанром чтения под музыку, возникшем в Европе в середине XVIII века и возрождённым в России Аренским.

В 1901 году Аренский выходит в отставку (ему 40 лет) и получает государственную пенсию в 5 000 рублей в год. Не обременённый службой, он гастролирует по городам России со струнным квартетом как пианист, создаёт множество произведений в разных жанрах, среди которых и последнее - музыка к драме Шекспира «Буря» для солистов, хора и оркестра.

Неизлечимая болезнь привела к смерти А.С. Аренского 12 февраля 1906 года в туберкулёзном санатории в городке Питка-Ярви в Финляндии. Похоронили его в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в Петербурге.

А.С. Аренский был обладателем Глинкинской премии, был награждён званием кавалера ордена св. Анны (в годы преподавания в консерватории), орденом св. Станислава 2-й степени (в 1896 году в Петербурге - Аренскому 35 лет!), серебряной медалью для ношения на груди на Андреевской ленте в память о короновании Николая II и его супруги (Аренский был командирован в Москву для подготовки к музыкальному оформлению церемонии коронования и празднования её). Князь Болгарский Фердинанд I наградил Антония Степановича орденом св. Александра 3 степени.

Однако, находились и завистники, считающие музыку Аренского отвратительной и даже пошлой. И это при том, что музыка Антония Степановича искренняя, лирическая, несущая в себе высокий гуманизм и любовь к жизни, людям, природе! Н.А. Римский-Корсаков в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни» написал об Аренском как об азартном игроке и любителе кутежей и что «забыт он будет скоро». При всём почтении к Николаю Андреевичу невозможно согласиться с этим. Да, Аренский любил с друзьями ездить к «Яру», где его с порога встречал оркестр, исполняющий фрагменты из его сочинений, где он со вкусом истинного гурмана выбирал угощения для друзей и умел радоваться и азартной карточной игре и шуткам. Тем не менее, как вспоминал двоюродный брат Рахманинова, преподаватель Московской консерватории Александр Ильич Зилоти, во время слушания анекдотов в мужской компании «Аренский оставался неизменно сдержанным, изящным, и чем двуслысленнее становились рассказы, тем больше хмурился и замолкал». Однако Аренский был великим тружеником и великим композитором! Справедливости ради, напомню о том, что Римский- Корсаков и о гениальнейшей 6-й симфонии П.И. Чайковского написал, что «эта симфония ничем особым не отличается» и что «музыка Чайковского свидетельствует об отвратительном вкусе» (!!) Музыку Аренского действительно забыли после 1917 года, когда произошла переоценка духовных ценностей, и чистая музыка оказалась непонятой и ненужной.

Но прошло время, которое имеет свойство всё расставлять по своим местам. Музыка А.С. Аренского интересна, понятна и любима во всём мире! Новгородские музыканты, музыкальные краеведы супруги Демидовы, автор статьи, многие годы ведут серьёзную работу по изучению и популяризации музыки Аренского. Имя композитора носит Новгородская детская музыкальная школа и областная филармония. И особенно важно и ценно то, что музыку А.С. Аренского слушают и исполняют дети и юношество, а значит, их сердца и души станут открыты добру, искренности и красоте.

Наталья Серова - музыковед филармонии им. А.С. Аренского,

преподаватель колледжа искусств им. С.В. Рахманинова.