Буквы чередующихся согласных. Чередования согласных

В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) "й". Существуют и сонорные звуки - дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з - ж - г (друзья - подружка - подруга);
  • ц - ч - к (лицо - личико - лик);
  • с - ш - х (леший - лес, вспашка - вспахать);
  • ж - д (омоложение - молодой, езжу - ездить);
  • щ - ск (лощеный - лоск);
  • щ - ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю - губить);
  • вл - в (ловлю - ловить);
  • мл - м (кормлю - кормить);
  • пл - п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, "подруга" - это производное от "друг", а вариант "подружка" формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как "дружина", которая сама является упрощением от "другина, другой, другить". Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

"Ц - Ч - К"

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция - "лик". Впоследствии после преобразования появляется слово "лицо". Здесь звук "к" меняется на "ц". Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово "личико". Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, "ко" - это "поверхность, оболочка", "цо" определяется как "полное соединение", а "чи" - "воспроизведение или полное продолжение". В результате измененные конструкции имеют разный смысл: "ликование, облик" (от "лик"), "личинка, личина, отлично" (от "лич"), "облицовка, лицевая" (от лицо").

"Х-Ш"

Рассмотрим чередование согласных в корне слова "пахать". Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от "пах". "Пахать" в древней трактовке - возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию "пах", а личные формы при этом произносятся с "ш". Например: "пахать-пашет-пашу".

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова "лес". Как в этом случае изменяется конструкция? Как только "лес" начинает иллюстрировать что-то "лесное", но при этом "олицетворенное", вместо "с" появляется "ш". Например, "леший". Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется "с". Например, "лесник".

"Ст/ск - Щ"

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой "ск". При этом имеет место тот же "признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом". Например: "лоск-лощеный" и "мост-мощеный". В первом случае выступают вперед ощущения - на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим "лоск" - это что-то безотносительное к человеку, а вот "лощеный" - воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как "простить"-"прощение", "куститься"-"кущение" и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение "ст-щ" имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: "худость"-"худощавый", "сухость"-"сухощавый". Предположительно, именно эти "естественно необходимые" трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

"Л"

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении "л" в составе в смысл добавляется "структурность, ладность, внутреннее состояние". Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук "л " отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление "л" в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то "личное, относящееся ко мне", - это проявление собственного "Я", внутреннего состояния. А вот остальные: "ты, она, они" и прочее - это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть "вне меня", поэтому и "л" там отсутствует.

В русском языке распространено такое явление, как чередование гласных в корне слова (вариантов чередования и корней с ним очень много), но встречаются и корни с чередующимися согласными. Есть несколько наиболее характерных разновидностей смены согласных и определенное объяснение данного явления в целом. Оно заслуживает отдельного внимания, поскольку такие чередования обязательно нужно запомнить.

Чередование согласных в корне слова: какие из них чередуются между собой и почему

На самом деле вариантов чередования согласных в корне очень много. Вот самые распространенные пары-тройки:

г\ ж\ з - друг- дружить- друзья; т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение; д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать; ц\ч\к – лицо-личико-лик; с\ш\х – лес-леший, пахать-вспашка; щ\ск-ст – мощеный – мостить, лощеный – лоск; б\ бл- любовь- люблю; в\ вл- ловить- ловля; м\ мл- ломить- преломление; п\ пл- лупить- луплю; ф\ фл- графить- графлю.

Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.

В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.

Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.

Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.

Прежде, чем закрепиться в письменной речи, то есть стать грамматической нормой языка, такие чередования возникли в устном общении людей.

Что мы узнали?

Кроме корней с чередующимися гласными, которых в русском языке очень много, если и корни с чередующимися согласными. Они образуют не только пары, но и тройки чередования, при этом меняется только форма корня, но не его значение. То есть получается, что слова, в которых корни имеют одно значение и отличаются только согласной, являются такими же родственными как и те, в которых корни имеют одинаковый вид. Чередование согласных в корне является следствием разнообразных исторических процессов, которые в итоге привели к упрощению произношения и утрате согласными своего изначального значения. Первоначально изменения произошли в устной речи, а потом закрепились и кодифицировались в письменной, став нормой русского языка.

Чередование звуков

Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов .

В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.

Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;

кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;

ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.

Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).

Исторические чередования

Фонетические (позиционные) чередования

Гласные звуки

[о//и э //ь]

[а//и э //ь]

[э//и э //ь]

в[о] дный - в]да - в[ъ] дяной

тр[а] вка - тр[Λ] ва - тр]вяной

н[о] с - н э ] сёт - н[ь] суны

п[а] ть - п э ] ти - п]тидесятый

с[э] мь - с э ] ми - с[ь] мидесятый

гласные звуки

звонкий - глухой

твёрдый - мягкий

но[ж] и - но[ш]

мо[л] - мо’]ь

Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.

Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.

Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:

рот - рта, лёд - льда, пень -пня;

огонь - огня, узел - узла, ветер - ветра, урок - урока, ноготь - ногтя, улей - улья;

ведро - вёдер, окно - окон, игла - игл, яйцо - яиц.

Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:

краткий - краток, горький - горек, смешной - смешон, длинный - длинен, хитрый - хитёр.

В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков:

коснуться - касаться, осмотреть - осматривать, собрать - собирать, послать - посылать, зажечь - зажигать, понять - понимать, сжать - сжимать.

Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.

Чередование звуков – это закономерное различие звуков в вариантах оной и той же морфемы.

Чередование ударных гласных. Мягкие согласные вызывают сдвиг артикуляции гласного вперед и вверх. В транскрипции этот сдвиг начальной и конечной фазы гласного обозначается точками над буквой: /ч¢ ас/, /ма ¢т/.

Между мягкими согласными наблюдается сдвиг вперед и вверх в центральной части гласного: /ч аст/ и /ч ас/, /мэл/ и /м эл/ - гласный – Э переднего ряда продвигается (вперед) вверх. /щук/ и /щука/.

Мы видим, что чередование гласных под ударение после мягких и перед мягкими согласными происходит при их сигнификативно сильной позиции, но разные перцептивно.

Твердые же согласные перед и после /А,О,Э,У/ никак не действуют на гласный: /ягуар, дар, да/ - везде один и тот же звук /А/ - окружение не влияет на звук - это перцептивно сильная позиция для /А,О,Э,У/ и слабой для /И/; позиция после мягкого.

В слабой позиции звуки, прилегая к согласному, приспосабливают гласный к своей артикуляции. Это можно обнаружить на слух. В слове масса произносится /А/, позиция здесь сильная. В слове мясо произносится /А/- звук неординарный на протяжении своего звучания - он более продвинут. В слове /Ира/ произносится /И/- это основной вариант фонемы /И/, качеств звука не обусловлено позицией. В слове /сыра/ -- произносится /Ы/, а дальше произносится /И/: /сы-и-и-ра/.

Таким образом, в перцептивно слабой позиции /А/ - результат приспособления /А/ к предшествующему мягкому согласному, и точно так же /Ы/ -результат приспособления /И/ к предшествующему твердому.

Чередование безударных гласных. Безударные гласные отличаются от ударных количественно и качественно: они короче ударных и произносятся с меньшей силой и разным тембром. В связи с этим различением ударные гласные называют гласными полного образования, безударные – редуцированными гласными.

Существует различие и между безударными гласными, что обусловлено их местом по отношению к ударению и положению в слоге.

Потебня предложил формулу, условно оценивающую в единицах 3,2,1 силу ударных и безударных слогов. Удар 3, 1-й предудар.- 2, другие-1./б испLрадък/ - беспорядок, /п е р и пъдгLтофкъ/.

Сила безударного гласного зависит от следующих условий: 1. неприкрытый слог равен 1-му предударному: атаковать /LтькLват/, аист/аист/.

Сила заударного конечного открытого слога колеблется 1 и 2 единицам: шапка /шапкL / \ редуцированные гласные 1-й степени (в 2 единицы ударной силы) и гласный 2–й степени, (в 1 един)- Ъ и L.

Качественные различия между ударными и безударными гласными обусловлены тем, что безударные гласные артикулируются менее энергично, чем ударные. Тело языка занимает положение близкое к нейтральному. Безударные /И/ /Ы/ - гласные верхнего подъёма: язык не доходит до верхнего положения: /витринъ/, /сы ры/.

При произнесении гласного А в 1-ом предударном слоге язык не доходит до крайнего нижнего положения, более точное его изображение - L: /трLва/, во 2-м предударном слоге звук А соответствует /Ъ/ - язык занимает среднее положение: /нъпLдат/.

Чередование согласных звуков.

1. Чередование звонких и глухих согласных.

А) На конце слова звонкие шумные заменяются глухими: /дубы/, /дуп/, бу/д/ешь – бу/т/.

Б) Перед глухими согласными звонкие заменятся глухими: ска/з/ка - /ска/ск/а, ло/ж/ечка- ло/ш/ка.

В) Перед звонкими согласными глухие заменяются звонкими: /про/с/ить/- /про/зб/а/, моло/т/ить- моло/д/ба, та/к/ой – та/гж/е.

2. Чередование согласных по месту и способу образования.

А) Перед передненебными (ш,ж,ч) шумными зубные шумные заменяются соответствующими передненёбными: без жены /бежжены/, от чудес о/ч/чудес.

Б) Взрывные согласные перед щелевыми заменяются аффрикатами /Т/- /Ц/: отсыпать - /оцсыпать/, пяться- /пяцся/, отщипнуть – о/ч щипнуть, детсад –де/ц/сад.

3. Чередование твердых и мягких согласных.

Замена твердого согласного мягким происходит в следующих позициях:

А) Зубные перед мягкими зубными;

мо/ст/ - мо/ст/ик

узда – у/зд/ечка

Звуки /Л/, /Л/ не участвуют в действии этой закономерности: /Л/ не заменяется /Л/ - по/л/ный – по/лн/еть; перед /л/ замена твердого зубного мягким необязательна;;/зл/ит и /зл/ить.

Б) Перед /Ч/ и /Ш/ звук /Н/ заменяется /Н/: ваго/н/- ваго/нч/ик, обман – обма/нч/ивый.

4. Чередование согласных с нулем звука.

Сочетание трех и более согласных могут подвергаться упрощению:

/стн/: честь – че/сн/ый – честный;

/стс/: шесть –ше/сс/от- шестьсот;

/стск/: турист – тури/ск/ий – туристский;

/стц/, /здц/: узда – под уздцы – под у/сц/ы;

/рдц/ и /рдч/: сердце – се/рц/е, се/рч/ишко.

ПОЗИЦИОННЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ

Позиционные изменения звуков приводят к понятию чередования звуков (фонем). Чередование звуков – это закономерное различие звуков в вариантах одной и той же морфемы. Например: робок – робкие имеется чередование в корне звуков [б] и [п].

Чередование звуков может касаться нескольких вариантов только одной морфемы, но чаще всего оно имеет более широкий характер и охватывает несколько или множество морфем и их вариантов: торг- торговля- торговать; город – города – иногородний. В данных примерах происходит чередование звуков [о] - [L] - [ъ].

Эти чередования называются позиционными, так как объясняются позиционными изменениями звуков (фонем) в соответствии с действующими в настоящее время фонетическими законами (законом качественной редукции, законом оглушения звонких согласных перед глухими и др.)

Позиционными чередованиями являются и чередование [р`] / [р]: токарь – токарный, дверь – дверной- в связи с законом ассимиляции мягких согласных по твердости), и чередование [ш] и [с]: сшить - скрутить (в связи с законом ассимиляции зубных перед передненёбными) и т.д.

Но не все чередования звуков в пределах морфем (в их современных вариантах) объясняются ныне действующими фонетическими законами русского языка. Многие чередования остались от прежнего состояния русского языка – от древнерусского, общеславянского языков –как результат давно исчезнувших фонетических законов. Так, например, когда –то в русском языке действовал закон перехода звуковых сочетаний [кт] и [чт] в [ч], что дало слова ночь из нокть , мочь из могть, печь из пекти. Сейчас такие сочетания не заменяются на [ч] (ср.: практика, локти, ногти), значит, закон перестал действовать. Как следствие от него остались чередования [к] - [ч] и [г] - [ч], (ср.: вытек – вытечь, сберегла- сберечь.

Фонетический закон прошлого может перестать действовать как фонетический фактор, но следствием его могут быть не только сохранившиеся со времени его действия чередования звуков в морфемах, но и чередования звуков в новых морфемах, появившихся после утраты закона, по аналогии с имевшимися звуковыми соответствиями в старых морфемах. Так, когда-то звук [к] перед гласными переднего ряда переходил в [ч]: ручка – руной, век – вечный; по аналогичии с этим, но не по законупервой палатализации значительно позже развились подобные же соответствия в морфах новых морфем (барак - барачный, койка- коечный, блок – блочный). Также вследствие падения редуцированных гласных звуков появилось чередование [о] на ноль звука в словоформах сон- сна, сну; [э] - ноль звука в словоформах день – дня, дню; позже по аналогии с эти, но не вследствие утраты редуцированных звуков появились лед – льда, льду; ров – рва, рву.

Чередования звуков, оставшиеся со времени действовавших, но уже утраченных фонетических законов, а так же такие же чередования, распространившиеся на новые морфемы позже по аналогии, называются историческими.

Основные исторические чередования в современном русском языке следующие:

1. В области гласных:

[о] - ноль звука: бережок – бережка, сон – сна, смешон – смешна, силен – сильна; [э] или [ь] - ноль звука: день – дня, весь – вся, страшен – страшны, болен – больна; [и] // [о] - вести – водит, велеть – воля, делить – доля;

[ы] // ноль звука: прорывать – прорвать, называть – назвать, затыкать – заткнут;

[ы] // [у]: засыхать – засушить, дыхание – ду;

[ы] // [о] или [ L]: дыхание – вздох – вздохнуть; дрыгать-ся - вздрогнуть; пылать – палить;

[о] // [а]: износ – изнашивать, опрос - опрашивать, покос – скашивать;

2. В области согласных:

[к] // [ч]: рука – ручка, старик – старичок, река – речной;

[г] //[ж]: книга – книжек, нога – ножища, врага – вражий, рога – рожок;

[х] // [ш]: муха мушка, сухой – сушить, страх – страшный;

[ц] // \ч]: птица – птичка, лицо – личный, яйцо – яичко, заяц заячий;

[д] // [ж], [жд]: роды- рожать, рождать; годный – гожусь, угождение; проводы – провожать, вождение.

[ск] // [ш`]: блеск – блещут, треск – трещать, лоск –лощить;

[б`]`//[бл`]: любить – люблю, долбить- долбление, оскорбить – оскорбление.

[в`] // [вл`]: ловить- ловлю, ловля; становиться – становление, заявить – заявление;

[п`] или [п] // [пл`]: вопить- вопли, капать- капли, топить – отопление;

[т] // [с]: плести – плету, цвести – цветы;

[д] // [с]: веду – вести, падать – упасть.

[ст ] - [ш`]: растить – выращивание, чистый – чище.

Звук из пары исторического чередования может входить в другую пар в позиционном чередовании. Так, в случае роды – рожать чередуются звуки [д] - [ж]; первый из них имеет позиционное чередование с [д` ] роды – родить и с [т] род – род. В таких случаях все чередующиеся звуки в нескольких вариантах одной морфемы образуют целую чередовательную (альтернационную) группу (для приведенных вариантов морфемы род – это [д] - [д` ] - [т] - [ж] - [жд].)

Кроме чередований звуков, оставшихся от истории русского языка и имеющих более или менее регулярный, иногда довольно частотный характер, встречаются единичные или малотипичные случаи чередования звуков в вариантах морфем, ср.: раздутый – одутловатый (чередование в суффиксе[т] - [тл]), кот – кошка (чередование в корне [т] - [ш].

Чередованиями обычно считают мены звуков в оной морфеме, развившиеся в недрах данного языка и объясняющиеся его внутренними, исконными причинами. Список исконных чередований русского языка, данный выше, можно пополнить чередованиями, заимствованными вместе с иноязычными словами, в которые входят соответствующие чередующиеся звуки:

[к] - [ц]: электрификация – электрифицировать, аппликация – апплицировать;

` ] - [ст` ]: фантазия – фантастический;

[з`] - [т] - [т`]: скепсис- скептический, хаос – хаотический;

[э] - [и]: кузен – кузина;

[ц] - [с]: паяц- паясничать.

Слогоделение

Как правильно разделить слово на слоги? В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: волк (1 слог), речка (2 слога), подняться (3 слога), продвинутый (4 слога), интонация (5 слогов), соответствующий (6 слогов). Чем длиннее слово, тем больше слогов.

Слог может состоять из одного гласного звука (местоимение «я», союз «а»). Но чаще всего слог состоит из сочетания гласного и одного или нескольких согласных (союз «но», местоимение «ты», предлог «под»). Гласные звуки отличаются наибольшей звучностью и являются слогообразующими.

Слоги оканчиваются на гласный звук (мА-мА) и называются открытыми. А если в конце стоит согласный звук (моЙ, корМ), то слог считается закрытым. Также слоги могут быть прикрытыми, то есть начинаются с согласного звука (Фа-Бри-Ка) и неприкрытыми (Явь) – начинаются с гласного звука.

Открытые в конце и прикрытые в начале слова слоги: ремесло [р"ъ|м"и э |сло’], благо [бла’|гъ], труба [тру|ба’].

Закрытые в конце и прикрытые в начале слова слоги: личный [л"и’ч"|ныj"], квартал [квΛр|та’л], кончик [ко’н"|ч"ик].

Открытые и неприкрытые слоги: ау [Λ|у’].

Закрытые и неприкрытые слоги: уж [уш], иск [иск].

Когда мы произносим слова, то паузы между слогами не делаем (вспомните чтение по слогам!). Но иногда слогоделение нам помогает в жизни. Например, мы на стадионе скандируем речёвку. Чтобы она чётко и разборчиво звучала, мы повторяем слова по слогам («Мы-ре-бя-та-мо-ло-дцы!»). Или в лесу, или в горах, или на другом конце улицы, или на том берегу реки нам нужно что-то крикнуть, воспользуемся слогоразделом – и нас сразу услышат и поймут («А-у-я-здесь-и-ду-до-мой!»).

Существует закон восходящей звучности, которому подчиняются все слоги. Это значит, что звуки в слове располагаются по порядку: от менее звучного к более звучному. Все звуки можно разделить на группы по звучности. Самые звучные (условно 3) – это гласные, далее идут сонорные (условно 2) и последние - шумные согласные (условно 1).

Когда мы делим слова на слоги, то опираемся на 5 правил .

Первое. Делим на слоги только в транскрипции.

Примеры: богатырь [бъ|гΛ|ты’р"], староста [ста’|ръ|стъ].

Второе. В большинстве слов слогораздел проходит после гласного звука, оставляя слог чаще всего открытым.

Примеры: сирота [с"и|рΛ|та’], паровоз [пъ|рΛ|во’с].

Третье. Но слогораздел может быть и после сонорного звука и после , если они находятся рядом с шумным согласным.

Примеры: марка [ма’р|къ], палка [па’л|къ], байдарка [бΛj"|да’р|къ].

Четвёртое. Шумные согласные относятся к другому слогу, если сочетаются с шумными или сонорными звуками.

Примеры: маска [ма’|скъ], волокно [въ|лΛ|кно’].

Пятое. Два сонорных согласных звука тоже относятся к другому слогу.

Примеры: грабли [гра’|бл"и], казарма [кΛ|за’|рмъ].

Рассуждаем так. В слове «встаёте» три гласных звука, значит, три слога: [фстΛ|j"о’|т"ь]. В слове «например» тоже три гласных звука, поэтому три слога: [нъ|пр"и э |м"э’р]

Проверь себя! Запиши предложение, используя фонетическую транскрипцию, подели слова на слоги. Учти, что пауз нет!

Путешественники ехали без всяких приключений…

А вот правильный ответ!

[Пу | т"и э | шэ’ | ств"ь | н"ь | к"ь | j"э’ | хъ | л"и | б"и э с | фс"а’ | к"их | пр"и | кл"у | ч"э’ | н"иj" ].

Слогоделение в русском языке

Слогоделение можно рассматривать в трех фонетических положениях.

1. Наиболее простым и бесспорным случаем слогоделения является членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка , ка-ра-ка-ти-ца , про-да-ю. Здесь действует не знающее исключений правило: одиночный интервокальный (т.е. стоящий между гласными) согласный входит в один слог с последующим гласным.

2. Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). (Слогоделение ГСС-Г в русском языке отсутствует.) Естественным представляется первый вариант. Большую доказательную ценность в вопросе о слогоделении имеют данные о характере перехода от гласного к последующему согласному. Мысль о том, что характер перехода от одного звука к другому может служить критерием для установления слоговой границы, была впервые высказана шведским лингвистом Б. Мальмбергом в 1955 г. Если бы первый компонент интервокального сочетания входил в один слог с предшествующим гласным (ГС-СГ), он характеризовался бы тесной связью с этим гласным. Однако, по данным спектрального анализа, переходы от гласного к согласному (в наших примерах от ударных /а, э/ к , п/ ) в словоформах типа ра-на , ре-па , где слогоделение не вызывает сомнений, и в словоформах типа ра-нка , ре-пка , где можно было бы предположить возникновение закрытых слогов ран- , реп- , не имеют существенных различий. Таким образом, есть все основания считать, что согласные , п/ не примыкают к ударным гласным и поэтому не входят с ними в один слог. Если распространить это положение на все структуры типа ГССГ, то можно сказать, что интервокальное сочетание отходит к последующему гласному. Это справедливо и применительно к трехфонемным сочетаниям согласных типа Г-СССГ. Тем самым структура предшествующего открытого слога интервокальными сочетаниями не нарушается.

Проиллюстрируем слогоделение в русском языке конкретными примерами.

бо-чка

а-лъфа

ка-рман

то-нна

ла-пша

ба-нда

ско-лъзкий

га-мма

бру-ски

ко-ртик

мо-рской

ви-лла

ка-пля

ка-ртон

о-тту-да

Ма-рра (Р. п. от Марр )

тря-пье

ко-ньки

по-дда-нный

лы-жня

па-лъто

ма-сса

Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному (чай-ка , вой-на , вой-ско-вой ). Фонема /j/ в этом фонетическом положении выступает в своем аллофоне, обычно именуемом неслоговое", что определенно указывает на его близость к гласному /и/.

3. Когда согласный или сочетание согласных находятся в конце слова (кот , спор , нос , уголь , хвост , ремонт ), создаются условия для образования закрытых слогов.

Следует различать два положения конечного согласного: либо в конце слова в потоке речи, либо в конце слова перед паузой. В первом случае конечный согласный или сочетание согласных примыкают не к предшествующему гласному, а к последующему, входящему в состав другого слова (ку-пи-л а-на-нас - "купил ананас" , ку-пи-л ма-ши-ну , ку-пи-л ско-во-ро-ду ), даже если перед этим гласным уже есть один или несколько согласных. Во втором случае за конечным согласным никакого гласного нет. Однако, поскольку поток речи в плане артикуляции представляет собой последовательность смыкательно-размыкательных движений (смыкание соответствует согласному, а размыкание - гласному), вполне можно предположить, что после согласного перед паузой произойдет размыкательное движение, порождающее какой-то очень краткий гласный элемент. Возникающий фонетический эффект определяется характером конкретного согласного. Так, конечное /р/ становится многоударным и по длительности приближается к безударному слогу. Гласный призвук после /р/ обнаруживается легко. Конечные глухие взрывные характеризуются придыханием и более длительным взрывом, в спектре которого выделяются отдельные области концентрации энергии, своего рода форманты, что указывает на наличие вокалического элемента, только произносимого без участия голосовых связок, т.е. глухого. "Слово кот , произнесенное в абсолютном конце фразы, перед паузой получает такую слоговую организацию: ко-тъ" [Бондарко, 1998. С. 212]. В связи с этим интересно отметить, что профессор А. И. Томсон, лингвист с замечательно тонким фонетическим слухом, в 1922 г. утверждал, что конечные твердые согласные в русском языке имеют ы -образную окраску, а конечные мягкие - и -образную. В этой окраске Томсон видел отражение редуцированных гласных [ъ ] и [ь ], существовавших в древнерусском языке. В значительной мере теряют свою консонантную природу конечные сонанты.

В итоге можно сказать, что характерная для русского языка структура открытого слога проявляется и в случае конечного согласного перед паузой. Размыкательное движение, следующее за смыканием, порождает очень краткий гласный элемент, которому невозможно дать фонематическую атрибуцию. Это чисто фонетический слог, в отличие от обычных "фонематических" слогов, у которых фонемная природа компонентов может быть установлена без труда.

1) к/ч : жук – жучок, пеку – печет;
к/ч/ц
: рыбак – рыбачий – рыбацкий;

2) г/ж : луг – лужок, могу – можешь;
г/ж/з : друг – дружить – друзья;

3) х/ш : муха – мушка, сухой – суше;

4) д/ж : редкий – реже, сидеть – сижу;
д/ж/жд : родить – рожать – рождение;

5) т/ч : вертеть – верчу, крутой – круче;
т/ч/щ : свет – свеча – освещение;

6) з/ж : низ – ниже, резать – режу;

7) с/ш : красить – крашу, высокий– выше;

8) ц/ч : палец – пальчик, заяц – заячий;

9) б/бл : рубить – рублю, любить – влюбляться;

10) п/пл : копить – коплю, покупка – купля;

11) в/вл : новый – обновление, ловить – ловля;

12) ф/фл : графить – графлю;

13) м/мл : корм – кормление, ломать – преломление;

14) ст/щ : густой – гуще, растение – выращивать;

15) ск/щ : искать – ищет, таскать – тащить.

52. Выделите корни в однокоренных словах:

Перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено.

9. Буквы е и и в корнях с чередованием

53. Прочитайте стихотворение. Найдите глаголы, в корнях которых пишется то е , то и . Разберите их по составу. Какие суффиксы следуют за корнем?

Люди пишут, а время стирает,

Всё стирает, что можно стереть.

Но скажи, - если слух умирает,

Разве должен и звук умереть? (С.Маршак)

§ Ослиное правило

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

54. Запишите словосочетания, вставляя недостающие буквы и обозначая изучаемую орфограмму.

Подб..рать примеры – выб..ру орфограмму, ум..рать со страху – рано ум..реть, не умеет заст..лать – пост..лить белье, уд..рать без оглядки – уд..ру от лягушки, заж..гательный танец – выж..чь узор, зап..рать дверь – зап..реть на ключ, выт..рать лужу – выт..реть пыль, расст..латься в дымке – ст..литься над самой землей, бл..стательный успех – бл..стящее выступление,зам..реть от восторга – зам..рать от восхищения.

55. Запишите предложения, вставляя недостающие буквы и обозначая орфограммы корня. Какое правило вы применили?

1.Ночью дед бодрствует на крыше, не даёт поджеч(?) дом заж..галками. 2.Чеснок надо нат..рать на кусочек хлеба. 3.Перед домом расст..лался луг. 4.Зам..рли грома раскаты. 5.Забл..стели на берёзе серёжки после дождя.

56. К данным словам подберите и запишите синонимы с чередующимися гласными в корнях.

Глянцевый, отнимать, анализировать, исчезать, списывать, покрывать.

57 .Прочитайте. Выпишите слова, в корнях которых имеются чередующиеся гласные е/и, распределяя их по колонкам. Объясните их правописание.

Стали однажды пятиклассники соб..раться в поход. Принесли в класс рюкзаки, палатки, посуду и многое другое. Распределили обязанности так, чтобы каждому досталось какое-то дело. Лариса будет мыть посуду, а Оля должна будет выт..рать ее. Вася решил, что он соб..рет все, что нужно для разведения костра. Аня отвечает за походные коврики, которые расст..лают на привале. А Кирилл будет заготавливать ветки, которые надо ст..лить под пол палатки, чтобы не замерзнуть ночью. «Ой, ум..раю, как хочется скорее в путь!» – прыгала Катя, мешая одноклассникам. «Не преувеличивай, от ожидания еще никто не ум..р», – осадил ее рассудительный Коля. Вскоре все походные принадлежности, чисто вымытые и выт..ртые, бл..стели, зап..ртая в особую коробочку аптечка была готова, а ребята стали приб..рать комнату, чтобы завтра ранним утром можно было отправляться.

58 .Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм. Выделенные слова разберите по составу.

Сер..це зам..рает от восторга при виде чудес(?)ной картины природы. За селом расст..лае(?)тся гладкое зеркало больш..го озера, и ни..ко от него над лугами ст..лет(?)ся туман. Трудно проб..рат(?)ся сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро забл..стит со..нце на небе, исчезн..т туман.

10. Буквы о и а в корнях –кас- (-кос-) и–лаг-(-лож-)

· В корнях –кас-/-кос - и –лаг-/-лож - в безударном положении пишется букваа , если после корня идёт суффикс –а -, и буква о , если этого суффикса нет: касаться - коснуться, излагать – изложить.

59.

Изл(а/о)гать содержание, прик(а/о)саться к огню, к(а/о)снуться трудного вопроса, прик(а/о)снуться к истории, пол(а/о)гаться на друзей, тебя не к(а/о)сается, предл(а/о)гать решение, простое предл(а/о)жение, к(а/о)саюсь стены, пол(а/о)жение дел, распол(а/о)житься на отдых, к(а/о)сается ногами коврика.

60. Переведите в настоящее время предложение Положу тетради в портфель (будущее время). Есть ли
в русском языке бесприставочные глаголы с корнем -лаг-/-лож- ?

· Запомните: (что делать?)класть , (что сделать?)положить .

61 .При записи предложений ученик затрудняется в выборе глаголов: класть или положить ? Помогите ему.

1.Я пообещал отцу, что по окончании работы …. инструменты в специальный ящик. 2.В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда …. свои вещи на отведённое для них место». 3.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …. их в портфель. 4.Когда прочтёшь книгу, … её на прежнее место. 5.Для сохранения здоровья не …. в еду много соли.

62. –Кос- или –кас-, -лож- или –лаг-? Выпишите сначала предложения, в которых есть слова с пропущенной

буквой о в корне, затем слова с пропущенной буквой а в корне.. Объясните условия выбора орфограмм.

1.Мальчик осторожно ко...нулся собач(?)ки и нежно погладил её. 2.Мама возл..гала большие надежды на старшего сына. 3.Всегда можно пол..жит(?)ся на друга. 4.Страшила принял важный вид и прил..жил палец ко лбу.

63. Запишите существительные с таким же значением. Обозначьте корни.

Расположить-.., предлагать-.., излагать-.., предполагать-.., прилагать-.., прикоснуться-.. .

64. Найдите «четвёртое лишнее».

Коснуться, прикосновение, неукоснительно, косилка.

Костёр, костюм, костыль, косьба.

65. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм.

1.Директор к..снулся вопроса о дисциплине. 2. Автор брошюры к..сается темы о воспитании силы воли. 3.Мы предл..жили пров..сти слёт туристов на берегу реки. 4.Постановление сельсовета к..снётся всех жителей деревни. 5.Изл..жите содержание п..раграфа учебника. 6. Пол..жение дел требовало моего вмешательства. 6.Мяч к..снулся сетки. 7.Никто не прик..снулся к еде.

11. Буквы о и а в корнях –гар-/-гор- , –клан-/-клон- , –зар-/-зор-

66. Прочитайте слова и расставьте в них ударение. Выделите корни. В чём их особенность? Можно ли проверить ударением безударные гласные в этих корнях?

Зорька – зарево – заря.

Угар – угарный – угореть.

Кланяется – поклон – наклонился.

· В корнях –гар-/-гор - и –клан-/-клон - без ударения пишется буква о. Например: заго рéл - загá р, покло нился –клá няться.

· В корнях -зар-/-зор- без ударения пишется буква а . Например: оза рéние – зó рька.

67. Выберите одно из двух написаний.

Г(о,а)рячий, г(о,а)рящий, заг(о,а)р, несг(о,а)раемый, уг(о,а)р, подг(о,а)ревший, г(о,а)рение, г(о,а)рячка, г(о,а)рючее, обг(о,а)реть, разг(о,а)реться, сг(о,а)ряча, г(о,а)релка.

З(о,а)рница, з(о,а)рька, оз(о,а)рение, з(о,а)ревать, з(о,а)рница, оз(о,а)рить.

Кл(о,а)ниться, прекл(о,а)няться, накл(о,а)нение, кл(о,а)няться, откл(о,а)нить, скл(о,а)нение,

укл(о,а)няться, укл(о,а)ниться.

68. Спишите текст. Объясните, почему эта игра получила такое название.

Г..релки – ру..кая народная игра, в которой в..дящий лов..т других учас..ников, у б..гающих

от него по..черёдно парами. При этом все поют песню «Г..ри - г..ри ясно, чтобы (не)погасло».

69. Отгадайте загадку. В каком значении употреблено слово слёзы? Почему оно помогает нам отгадать загадку? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, обозначьте изучаемую орфограмму.

З..ря -з..ряница, красная д..вица, по небу х..дила слёзы обр..нила мес..ц их видел – (не)поднял, со..нце встало – всё подобрало.

70. Составьте и запишите два - три предложения об уроке физкультуры, используя слова с корнем –клан- / -клон-.

71. Диктант -путаница. Даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, горю-ешь, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник.

72 .І .Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

1.Не подумай, будто спички заг..релись под кустом, это птичка - невеличка под кустом тр..сёт

хвостом. 2.Перья огненного цвета солнце ярко оз..рит, сразу кажется, что это г..рихвостки хвост

г..рит. 3.Накл..нившись,Тёма стал вглядыват(?)ся в темноту. 4.Любовь не пожар, а заг..рит(?)ся – не потушиш(?). 5.Покл..нит(?)ся голова (не)отвалит(?)ся.

ІІ .Сделайте морфемный разбор выделенного слова.

12. Буквы о и а в корнях –раст-, -ращ-, -рос-

73. Спишите, выделите корни. Определите, от чего зависит написание букв а или о в этом корне.

Выр сти выр щен выр сли

зар сти нар щение зар сли

обр стал прор щённый пор сль

· В корнях -раст-(-ращ-) / -рос- буква а пишется перед ст и щ , а буква о перед буквой с .

Например:растение, росли. Исключения: отрасль, Ростислав, Ростов, росток, ростовщик.

74. Какое из двух написаний вы выберете? Почему?

Подр(а,о)стать, выр(а,о)с, возр(а,о)ст, возр(а,о)стной, водор(а,о)сли, великовозр(а,о)стный, отр(а,о)стёт, зар(а,о)сло, взр(а,о)щённый, отр(а,о)сла, отр(а,о)слевой.

75.І. Спишите предложения. Найдите слова с чередованием о/а в корне, обозначьте изученные орфограммы.

1.Я часто слышал, будто гриб, замеченный ч..л..веческим глазом , переест..ёт р..сти, и много раз пров..рял: гриб р..стёт.(М.Пришвин) 2.У б..г..мота пост..янно р..стут зубы. Он их л..мает, они выр..стают снова. И дёсны всегда чешутся, как у маленького.(Ю.Яковлев) 3.Пор..стают озёра высокой, сп..койной тр..вой, зар..стают они в..дяными цв..тами. (В.Шефнер) 4.В ог..роде-то на грядке выр..стают шок..ладки. А у наших у ворот чудо-дер..во р..стёт (К.Чуковский)

ІІ. К выделенным словам подберите синонимы.

76 .Спишите пословицы. Объясните правописание безударных гласных.

1.Где с..сна взр..сла, там она и кр..сна. 2.На одном месте и кам..нь мхом обр..стает. 3.Без корня и п..лынь не р..стёт. 4.Р..сти большой, да не будь л..пшой. 5.Было, да быльём пор..сло. 6.Там были р..стения, каких я раньше не видел. 7.На склоне холма р..сли в изобилии диковинные травы.

77 .Спишите, распределяя слова в две колонки: в одну – слова с корнем –раст -, в другую – слова с приставкой рас- и корнем, начинающимся на букву т. Выделите корень и приставку.

Возраст, растопить, растение, растёт, расстояние, растрясло, растереть, срастаются, растравить (душу), растительность.

78 .Спишите, распределяя слова в две колонки: проверяемые безударные гласные в корнеи чередующиеся гласные в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной в корне.

Распол..гаться, уд..вляться, оч..ровать, совм..щать, р..стение, р..сток, пол..гаю, зар..сло, изл..жение, распол..житься, предпол..жение, р..щу, ок..заться, д..лекий, сокр..тить, просл..влять, заг..реть, р..стущий, водор..сли.

Для любознательных :

· Корень -мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-либо в жидкость: макать печенье в чай; корень -мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают.

79.І .Какую букву нужно вставить в следующие слова?ІІ .Придумайте предложения с двумя из данных словосочетаний, запишите их. Обозначьте орфограммы.

Непром..каемый плащ, обм..кнуть кисть в краску, пром..кательная бумага.

80. Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму

1. Выцвести, потерять окраску.
2. Слегка дотронуться до чего-нибудь.
3. Приобрести загар.
4. В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее.
5. Смуглый от загара.
6. Сгореть до конца, погаснуть.
7. Масло, добываемое из растений.
8. Догадка, предварительная мысль.
9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью.

13. Буквы о и ё после шипящих в корнях слов

(повторение)

81. Разберие данные слова по составу. Какой гласный пишется после шипящих в корне данных слов?

Жокей, пчёлы, шов, шорох, шоссе, шёпот.

· В корне слова под ударением нужно написать ё, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква е : шёпот (потому что шепчет), пчёлы (потому что пчела), шёл (потому что пришедший) и т. д. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих в корне под ударением следует писать о.

82. К данным словам подберите однокоренные с орфограммой «Буквыо - ё после шипящих в корне слова».

Тяжесть - …, шелковистый - …, чело - …, причесать - …, пчела - …, подчеркнуть - …, щетина - …, желудёвый - …, дешевизна -…, щеголиха - …, щелочной - … .

83. Спишите. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1.Слышен ш..рох и ш..пот ночи. 2.Наш..л я в чащ..бе л..сной шатёр. 3.Никогда не пользуйся чужой расч..ской и зубной щ..ткой. 4.От тяж..лой р..боты кожа рук стала ш..ршавой и ш..лушилась. 5.Ш..л межой к ш..ссе.

84. Подберите антонимы, в корне которых были бы шипящие. Запишите их, обозначьте орфограммы.

Белый (хлеб) -; свежий (хлеб) -; дорогая (ткань) -; крик -; мягкий (диван) -; лёгкий (рюкзак) -; число, которое не делится на два без остатка, -.

· Следует различать написание существительных ожог (руки), поджог (дома) и глаголов в форме прошедшего времени ожёг (руку), поджёг (ветки).

85. Узнайте слово по лексическому значению и запишите его.

1.Подбрасывать и ловить на лету сразу несколько предметов. 2.Профессиональный наездник на скачках. 3.Танец с частым, дробным пристукиванием. 4.Пёстрая клетчатая ткань. 5.Яркое эстрадное представление. 6.Стержень для чистки и смазки ствола ручного стрелкового оружия. 7.Боковые щитки на уровне глаз животного, применяемые в упряжи, не дающие возможности глядеть в строну. 8.Тонкая верёвка.

Слова для справок: ш..ры, беч..вка, ж..кей, ж..нглировать, ш..мпол, ш..тландка, ш..у, чеч..тка.

86.

1.Уч..ный вод..т, (не)уч..ный следом ход..т. 2.Трусливому каждый ш..рох – беда. 3.Ож..гшись на молоке, станеш(?) дуть и на воду. 4.Щ..голь смолоду, а под старость ум..рает с голоду. 5.Прош..л сквозь огонь, воду и медные трубы. 6.Страшен ч..рт, да милостив Бог. 7.Хорош садовник – крупен крыж..вник.

14. Буквы и и ы после ц

(повторение)

87. Обозначьте условия выбора орфограммы «Буквы и- ы после ц».

Ц..ферблат, ц..кнуть, ц..корий, гонц.., экспедиц..я, ц..ркуль, панц..рь, бледнолиц..й, ц..ркач, ц..ц,

медиц..на, счастливц.., ц..трус, нац..я, нац..ональный, ц..фра, голубц.., ц..тата, куц..й, акац..я.


88. Выберите правильное написание слов, пришедших в русский язык из украинского.

Ц(и,ы)мбалы, ц(и,ы)мбалист.

89. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Над какими орфограммами вы работали? Выучите понравившиеся пословицы и поговорки наизусть.

1.Ц..плят по осени сч..тают. 2.В кулаке все пальц.. равны. 3.И волки сыты, и овц.. целы. 4.Щи да каша – кормилиц.. наши. 5.И у ц..гана душа не погана. 6.Рукавиц.. за поясом, а он их ищ..т. 7.Дисц..плина – мать победы. 8.Медведь пляш..т, а ц..ган деньги б..рёт.

90. К данным словам подберите синонимы с орфограммой «Буквы и - ы после ц».

Привычный; уничтожение; совет; умелый, опытный работник; легко возбудимый, впечатлительный человек.

Слова для справок : ликвидац..я, традиц..онный, эмоц..ональный, квалифиц..рованный, рекомендац..я.

91.І. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.ІІ. Выучите понравившееся выражение, объясните свой выбор.

1.Т..лантами изм..ряются успехи ц..вилизац..и. (К.Прутков.) 2.Кто поднялся на ц..почки, не может долго ст..ять. (Дао де цзин.) 3.Умные люди – луч(?)шая энц..клопедия. (И.Гёте.) 4.Глупц.. становят(?)ся умными, когда оказывают(?)ся в б..де.(Демокрит.) 5.Нац..ональной науки нет, как нет нац..ональной таблиц.. умножения.(А.Чехов.)

Контрольные вопросы и задания

1. На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне?
2. Назовите корни, выбор а или о у которых зависит от последующей согласной.
3. Вспомните и перечислите исключения из этого правила.
4. В каких трех корнях в безударном положении пишется о , а в двух – а ?
5. От чего зависит выбор гласных в девяти корнях с чередующимися е/и ?
6. Назовите их и два корня, где выбор о или а зависит от тех же условий.
7. Какие особенности имеют слова: рассчитать и расчет , считать и сочетание ?
8. Как можно различить написание в корнях -мок- – -мак- ?

9.Расскажите о правописании гласных о/ё после шипящих в корне слова.

10.В каких случаях после ц пишется буква и ?

92.І. Запишите, в каком порядке выполняется морфемный разбор.

Сначала выделяем в слове 1) ………… и 2) ... ………… . Затем выделяем из ……………... 3) …………………..., 4) …. ………… и 5) ………………………... .

ІІ. Выполните морфемный разбор слов. Объясните их правописание.

Выр..стут, прик..снётся, заг..ром, выб..рает, бл..снёт, выч..таю.

В русском языке часто происходит замена одного звука другим (или сочетанием фонем). Подобное замещение называется чередованием. Возникновение однокоренных слов, изменение грамматических форм часто являются причиной преобразования звукового облика (смех- смешной, вести - веду). Данный процесс наблюдается вследствие действия в настоящее время разнообразных фонетических явлений, исторически сложившихся языковых законов.

Замещаются гласные и согласные в пределах определенной части слова. Несовпадение звучания согласных в встречается постоянно: берег - бережок, восток - восточный, вертеть - верчу. Фонетическое строение главной значимой морфемы словоформ и родственных слов свидетельствует о наличии или отсутствии заменяющих друг друга согласных. Представление о видах чередований дает возможность грамотно выполнить словообразовательный и , применить орфографическое сомнительных согласных корня.

Два вида чередований

Согласный может оказаться в сильной и слабой позиции, определяющейся местом нахождения звука (конец или начало слова, перед сонорным согласным). Современный русский язык разъясняет фонетические законы позиционных чередований: определенная позиция изменяет качество звучания согласного корня. Например, оглушение на конце слова или перед глухим (ду[п], ду[п]ки), озвончение перед звонким (ко[з`]ба) объясняются закономерным языковым процессом, не имеющим исключений.

Достаточно понаблюдать типичное явление преобразования звукового строения в систематически появляющейся новой лексике. Замена твердых согласных мягкими и наоборот также считается позиционным чередованием (колокол - колокольный, кустарь - кустарный).

Общеславянский и древнерусский языки послужили основой возникновения исторических чередований. Явление сформировалось давно и обусловлено не законами фонетики, а необъяснимым сходством согласных. Закономерности старого фонемного строя перестали действовать. Первоначальный смысл звуков постепенно потерялся, но замещение сохранилось. Появление чередований объясняется упрощением произношения. Правильное написание согласных корня нередко требует проверки.

Для быстрого подбора соответствующего смыслу нужного слова важно запомнить распространенные варианты чередующихся согласных: г - ж - з (подруга - - ); к - ч - ц (лик - личико - лицо); х - ш - с (лес - леший); д - ж (молодой - омоложение); ск - щ (лоск - лощеный); ст - щ (мост - мощеный) ; б - бл (люблю - ); в - вл (ловить - ); м - мл (кормить - кормлю); п - пл (купить - куплю).

Требует серьезного внимания строения слов, где одна фонема заменяется сочетанием нескольких: губить- гублю, копить- коплю, забыть- забвение. Стечения согласных «бл», «пл», «бв» чередуются соответственно с «б», «п», «б» и составляют часть корня.

Встречаются случаи единичных и малотипичных чередований ( - кот). Появление новых вариантов чередующихся согласных связано с регулярным пополнением русской лексики заимствованными словами: фантазия - фантастический (з- ст). Оставшееся за пределами компетенции фонетики историческое чередование именуют также непозиционным.

Источники:

  • Орфограммы в корне слова

Для многих владельцев животных пропажа домашнего любимца сильнейший стресс. Их можно понять, ведь животное становится полноправным членом семьи, без которого привычный распорядок дня меняется, а свободное время, которое раньше было посвящено любимцу, просто некуда деть. Особенно тяжело маленьким детям, для которых животное становится важнейшей частью их жизни.

Вам понадобится

  • Интернет, знакомые, объявления, свободное время.

Инструкция

Во-первых, не нужно паники. Когда нервничает, он перестает здраво мыслить и правильно координировать свои действия. Более того, своей паникой человек заражает других. Нужно собраться с мыслями и составить план поисков.

Если семья состоит из нескольких человек, оптимальным способом будет разделиться на группы. взрослым членам семьи нужно обойти ближайшие подвалы и чердаки, подворотни и улочки. Если подвалы закрыты на ключ, попросите ключи в ЖЭКе. Скорее всего они войдут в положение и на время дадут ключи. Первые поиски не удались - не расстраивайтесь. Животное могли видеть случайные прохожие, либо бабушки на лавочке около подъезда. Опросите их, вдруг кто-то заметил кота .

Самым маленьким членам семьи нужно доверить менее ответственную работу. Ни в коем случае не пускайте искать