Царство небесное внутрь вас есть. Толкования на Лк

Царство Божие

I. ПОНЯТИЕ
Слова, используемые в Библии для передачи понятия "царство" (евр. малхут; греч. басилейа), означают: "царская власть", "царское владычество". Слово "царство" имеет два значения: "правление царя" и "территория, подвластная царю" (ср. Пс 144:13; Мф 25:34). В Ев. от Матфея чаще употребляется другое словосочетание - "Царство Небесное" (32 раза; "Царство Божие" - только в Мф 6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43), но эти выражения синонимичны. Ц.Б. означает прежде всего неогранич. власть Господа над миром - над царством природы и Духа (Пс 102:19) . Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой цар. власти Бога (Мф 6:10) . Ц.Б. одноврем. пребывает в настоящем и в будущем. Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной (1Пар 29:11) ; односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библ. понятия.
II. БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ
Ц.Б., отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем. В ВЗ сообщается о зарождении Ц.Б., о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророч. обетования, касающиеся этого Царства и его будущего. НЗ показывает Того, в Ком "Царство Божие" на земле проявляется воочию: Иисуса Христа. Где находится Христос, там и наступает Ц.Б. Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Ц.Б. обретет свое совершенство на земле:

1) ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЕГО И ЕГО ОЖИДАНИЕ.
Говоря о ветхозаветной истории Ц.Б., прежде всего следует иметь в виду миссию см. Израиль (см. Пятикнижие Моисея , I,Б). Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, к-рым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность (Исх 19:5,6) . Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих см. Пророк ов, устами к-рых Он давал народу указания (Иер 7:25) . Но народ Израиля сопротивлялся водит-ву Бога и препятствовал осуществлению Ц.Б. на земле (см. Неем 9:6-37) . С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в см. Плен . Но Бог не отказался от Своего замысла. Предсказания пророков о грядущем Царстве, в к-ром свершатся Божьи замыслы, должны были исполниться. От Израиля исповедание Бога должно распространиться на все народы мира. Оружие, предназнач. для войн, будет перековано в орудия труда (Ис 2:2-4; Мих 4:1-5) . Израиль станет благословением "посреди земли" (Ис 19:24) . Это царство на земле установит Царь из рода Давида. Он будет "производить суд и правду на земле" (Ис 11:1,2; Иер 33:15) . В то время как для земных царств характерно звериное начало (см. Дан 7) , грядущее Ц.Б. исполнено человеч. черт. Его представляет "как-бы Сын человеческий" (Дан 7:13) . Оно сменит все предшествующие земные царства и заступит на их место (Дан 2:44) . В грядущем Ц.Б. жизнь будет подчинена новым установлениям, соотв. Божьей воле (Иер 31:33; Иез 36:25 и след.) ;
2) ЦАРСТВО БОЖИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Иоанн Креститель и Иисус объявляли, что Царство Божие "приблизилось" (Мф 3:2; 4:17) . Иоанн говорил, что это Царство установит Тот, Кто идет за ним. Вся проповедь Иисуса наполнена напряженным ожиданием: Ц.Б. уже на пороге, оно уже наступило в Иисусе, но о приходе Царства все же следует молиться (см. Мф 6:10; 10:7; 12:28) . В Своих притчах (Мф 13) Иисус говорит о возрастании этого Царства; данный процесс будет завершен могуществ. вмешат-вом Бога (Притча о неводе, ст. 47-50) . Царь этого Царства - Сам Иисус, посланный Богом. Его Царство носит духовный характер, оно "не от мира сего" (Ин 18:36) . Его нельзя установить человеч. усилиями и с помощью оружия (ст. 33-37). Тот, кто желает "увидеть" Ц.Б. и ждет его "пришествия", должен быть рожден "свыше", т.е. "от Духа" (Ин 3:1-8) . Ц.Б. не может считаться принадлежностью только иудеев. Оно доступно каждому, кто находится в правильных отношениях с Богом (см. Мф 8:11) . "Основным законом" цар. власти Бога по праву считается см. Нагорная проповедь , в к-рой перечислены основные правила, действующие в Царстве Божием. Жертв. смертью Иисуса, Его воскресением и вознесением созданы духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования о Ц.Б. на земле и о миссии Израиля смогли осуществиться. Очевидно, именно этого ожидали ученики Иисуса перед Его вознесением: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян 1:6) . Отвечая на этот вопрос, Воскресший не опроверг высказанное предположение, но сказал, что право устанавливать времена и сроки принадлежит одному лишь Отцу. Самим же ученикам довелось пережить событие, имевшее чрезвычайно важное значение в истории Ц.Б., когда апостолы "исполнились... Духа Святого" (Деян 2) . С того дня, дня Пятидесятницы (см. Пятидесятница), Ц.Б. охватывает всех, кто верит во Христа, в великую, вселенскую Церковь Христову (см. Церковь, собрание, община), к-рая представлена на земле поместными церквами, но не ограничивается ими. В Церкви, к-рая есть Тело Христово, воплощается Ц.Б. Внутри нее исчезают все нац., религ. и социальные различия (Гал 3:28) . Поскольку Христос - поставленный Богом Царь Ц.Б., то это Царство по праву называется Царством Христа (2Пет 1:11) . Верующий в Христа введен в Его Царство (Кол 1:13) , где торжествуют "праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим 14:17) . Подданные этого Царства еще живут в мире (см. Ин 17:15) , но они уже могут общаться с Богом; они сопричастны Небесному Царству (Флп 3:20; Кол 3:1-3) ;
3) ГРЯДУЩАЯ ПОЛНОТА ЦАРСТВА БОЖИЕГО.
Присутствие Ц.Б. пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Ц.Б. установится в силе и славе. Здесь следует различать два аспекта:

а) грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророч. предсказания (напр., Ис 2:2-4; 11:6-9; Зах 8:13,20-23) . На основании Свящ. Писания можно говорить о тысячелетнем царстве (см. Тысячелетнее царство) (Откр 20:1-6) . В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин "наследовать" Его Царство (Мф 25:31-46) . Нельзя относить библ. высказывания о земном Царстве Христа только к духовной сфере, тем самым обесценивая их. Когда-то с неба будет объявлено: "Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков" (Откр 11:15) ;
б) земное Царство Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства всего сотворенного, когда Христос передаст Свою цар. власть в руки Отца, и всякая власть и сила окажутся упраздненными (1Кор 15:24) . Тогда Ц.Б. достигнет своей полноты. Когда будут одолены все враги Божьи, и как последний из них - смерть (ст. 26), Иисус исполнит предназначение Своей цар. власти. см. Приход Царства Божиего на землю .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Царство Божие" в других словарях:

    Царство Божие - Одно из основных утверждений Библии: Бог воцарился. Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие, провозглашал Иисус, начиная Свою проповедь в Галилее, покайтесь и веруйте в Евангелие. Выражение Царство Божие означает, скорее, не место, где… … Подробный словарь библейских имен

    - (Царство Христово, Царство небесное) изображается Евангелием, в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии, как Ц. внутреннее, духовно нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные покаяние и вера … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Царство Божие - (Царство Небесное) изображается Евангелием в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии как Царство внутреннее, духовно нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные – покаяние и вера. По учению … Православие. Словарь-справочник

    Царство Божие - (или Царство Небесное, Царство Христово) – вступление в Царство Небесное, которое откроется вторым пришествием Христа, возможно лишь истинно верующему во Христа и покаявшемуся в своих грехах. Достойными Ц. Б. Христос считал нищих духом,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    «Царство Божие» - концентрированное выражение идеи всего христианского учения об идеальной жизни человечества, о рае. В Царстве Божием – вечная жизнь и вечное блаженство. Эта идея выражает сущность человеческих устремлений в ином мире, на «том свете». Именно там… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Царство\ Божие - Ц’арство Б’ожие (Царство Небесное) царствование и владычество Бога (Неба), проявление Его святых свойств. Оно было предсказано в Ветхом Завете (Дан.2:44 ; Дан.7:14), явлено в Иисусе Христе (Лук.1:33) и было основой Его учения (только в… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Царствие Небесное. Что это и где? В философских и религиозных книгах, воображении или вообще на том свете? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. При этом Господь упоминает пятьдесят пять раз (ни много ни мало!) Царствие Небесное и тридцать два раза - Царствие Божие …

О нем 12 евангельских притч, которые мы представляем Вашему вниманию.

Притча о сеятеле (Мф 13:3-8)

Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Притча о невидимо растущем семени (Мк 4:26-29)

Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Притча о плевелах (Мф 13:24-30)

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Притча о зерне горчичном (Мф 13:31-32)

Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Притча о рабах, получивших равную плату (Мф 20:1-16)

Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званых, а мало избранных.

Притча о сокровище, скрытом в поле (Мф 13:44)

Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

Притча о званных на брачный пир (Мф 22:2-14)

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны.

Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Притча о закваске (Мф 13:33)

Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Притча о неводе (Мф 13:47-50)

Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Притча о десяти девах (Мф 25:1-13)

Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Притча о жемчужине (Мф 13:45-46)

Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

Притча о немилосердном должнике (Мф 18:23-35)

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить, тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умоляя его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

В различном смысле. Иногда оно означает просто атмосферу, непосредственно окружающую землю. Таким образом выражение: все народы под всем небом (Втор. IV :19) значит почти то же, что и выражение – все народы на земле. В этом смысле небо есть область, назначенная для птиц, как земля служит областью человека и животных, а вода – для рыб. В другом смысле под небом разумеется небесная твердь или свод небесный, на котором вращаются Солнце, Луна, звезды и другие небесные тела. В Священном Писании означенное небо иногда именуется завесой, сосудами неба (Иов.ХХХVIII, 17) свитком (Откр. VI :14). Таким образом, атмосфера ли то или твердь небесная, небеса в означенном смысле представляют предмет, доступный нашему глазу: посмотри вверх на звезды, говорится в кн. Иова, как они высоко (Иов. XXII :12). Это небо говорит нам о , поражая наше зрение своей красотой, величием и гармонией (Пс. XVIII :2). Оно же обречено в последний день суда на уничтожение, точно так же, как и земля. Тогда небеса с шумом прейдут, говорит св. ап. Петр, земля же и все дела на ней сгорят (II Пет. III :10-13). Оно свиется как свиток, говорится в Откровении (VI, 14). И увидел я , говорит в Откровении Св. Тайновидец, новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет (XXI, 1). Наконец кроме атмосферы, тверди, под словом небо разумеются так называемые небеса небес . Это невидимый, невещественный мир, быть может, то самое третье небо, о котором упоминает св. ап. Павел (II Кор. XII :2). Здесь, на высоте небесной находится святое особенное место вездеприсутствия Божия; здесь престол Его, здесь Он ходит по небесному кругу (Иов. XXII :14); здесь особенно присутствует Господь Иисус Христос (Деян.III :21), здесь и Дух Божий являет Свою всепроникающую силу от семи огненных светильников, горящих пред престолом Божиим (Откр. IV :5). Это небо есть местопребывание всех чинов. Здесь, в месте успокоения, обретаются духи праведников, достигших совершенства (Евр. XII :23). Это небо называется иначе то лоном Авраамовым , то раем . Мы читаем в Свящ. Писании о небесных обителях, о небесном отечестве, о небесном граде Иерусалиме. Оно описывается как бы имеющим свой град, свой храм, своих многих обитателей, свои венцы славы и свои источники освежения. С этого неба Господь приходил на землю, туда Он вознесся и оттуда снова придет судить живых и мертвых.

Царство небесное

Выражение “царство небесное” особенно часто встречается в Евангелии от Матфея. В других Евангелиях и Посланиях оно заменяется выражением Царствие Божие, царство Христово, или просто словом: царство. Оно, кажется, имеет троякое значение и разумеется в трояком смысле. Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное , восклицал в пустыне Иоанн Креститель, разумея оное в первом смысле, т. е. в смысле приблизившегося времени для Господа Иисуса быть признанным явно и торжественно за Сына Божия, посланного на землю от Бога Отца. Во втором смысле оно, очевидно, относится к уничтожению политической и религиозной иудейской системы и замены оных христианской . В третьем смысле оно указывает на царство славы, имеющее быть в последний день, когда наступит новое небо и новая земля.

Небо и Бог… Посмотрите, в Евангелии на равных правах существуют выражения Царство Божие и Царство небесное. Откроем первые строки Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). У евангелиста Матфея смиренным людям обещано Царство небесное. Еще раз перечитаем ту же Нагорную проповедь, по другому Евангелию: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лук. 6:20). Здесь Царство небесное названо Божиим.

У слова «небо» есть много значений, обнаруживается несколько смысловых слоев. И эта «небесная многозначность» проступает в русском слове «небеса» («небо» во множественном числе) и в древнееврейском слове «шамаим» («небо» в двойственном числе).

Наш Отец - Бог - пребывает на Небе, и именно там для человека приготовлен настоящий Дом. Конечно, можно сказать, что Бог находится везде, Он сотворил и видимый материальный мир, и мир духовный, невидимый. Так оно и есть. Но все же Небо - это то место или, точнее сказать, тот иной мир, в котором человек должен с Богом встретиться и начать с Ним прямое общение, без материальной «перегородки». Именно на это Небо, а не на материальное, не на голубой купол над нашей головой, - в этот другой мир вознесся Христос на глазах у апостолов.

Царство Божие

Под “Царством Божиим” разумеется совершенная жизнь на земле, – жизнь, основанная не па господстве насилия, грубого эгоизма, а на началах всеобщей любви, полной справедливости, признания всех законных прав личности. Наступление этого “Царства” обусловлено нравственным перерождением человека, обновлением всего его внутреннего существа. “Истинно, истинно говорю тебе, – сказал Иисус Христос Никодиму, – если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия” (Ин.3,3). В другом месте Иисус Христос говорил: “Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть” (Лк. 17, 20-21). Это новый идеал; идеал не временный, а вечный. Идеалы древней Греции и Рима можно было перерасти, потому античный мир и пал. Новый идеал, указанный христианством, не имеет границ; его нельзя достигнуть. “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5, 48) – вот завет Спасителя людям. Этот завет является залогом бесконечной будущности нашей цивилизации. Новая культура в самом духе христианина, в его неиссякаемой способности совершенствоваться всегда найдет источник своего дальнейшего обновления и развития. Перед нашими глазами развертывается теперь почти двухтысячелетняя история христианства; наш взор в состоянии теперь обнять и измерить внутренний, последовательный процесс его развития, степень его могущественного влияния на совесть и жизнь человечества, и мы видим, что христианство далеко еще не выразило всего содержания своей мысли, не сказало своего последнего слова. Для осуществления Царствия Божия на земле человечеству предстоит еще долгая упорная работа над собою, над улучшением, нравственным воспитанием сердца. Евангелие пробудило много добрых чувств, затронуло в сердце человека не ведомые ему самому струны, извлекло из них звуки чарующей красоты и неотразимой силы, но эти звуки не слились еще в могучий аккорд, в гимн торжествующей любви и правды.

Царство Божие в человеке

“Царство Божие внутрь вас есть” (Лк.17:2), – сказал Спаситель, а внутри нас есть не что иное, как знание или незнание истины, наличность пороков или добродетелей, которыми и устрояется в нашей Царство Божие или диавола”, – говорит этот преподобный отец . “Посему, – продолжает он, – кто имеет только пороки, тот пребывает в царстве диавола, а кто имеет добродетели, чистоту духовную или, по слову апостола, мир, праведность и радость о Дусе Святе, тот уже здесь, на земле, находится в Царстве Божием и имеет его в себе”. Это типичная святоотеческая точка зрения на Царство Божие в смысле понимания его как некоего внутреннего состояния человека, как известного уклада главным образом внутренней, духовной, жизни человека, и вне этой внутренней связи идеи Царства Божия и духовной жизни у них (святых отцов) не рассматривается. Вот почему, думается, и мы имеем достаточное основание в новозаветных и святоотеческих писаниях, чтобы говорить о связи этих указанных идей и даже об их внутреннем единстве и в тех чертах, коими в новозаветном Откровении изображается Царство Божие, имеем данные для определения и раскрытия хотя бы общих типических свойств и характерных природных особенностей так называемой духовной жизни в отличие от всякого другого типа жизни.

Кажется, основным признаком и характерной особенностью проявления на земле Царства Божия – святой духовной жизни в человеке, по коим оно сказывается не только как действительный факт и явление, но и как явление совершенно новое, особенное и небывалое в наличности и условиях обычной человеческой жизни, можно признать несводимость этого явления на явления обычного для нас естественного порядка жизни. В этом обычном естественном порядке жизни указанное явление никак не может находить себе ни своего объяснения, ни оправдания. Точнее, так как Царство Божие как духовную жизнь берем мы в ее проявлении в личности человеческой, то указанную выше характерную его особенность можно усматривать в беспримерном факте господства человеческой личности над всей природной необходимостью и законами так называемой естественной жизни. Царство Божие – в людях и открывается в мире как нечто особенное тем, что ставит человека выше всякой природной необходимости и ее законов, действующих как в греховной природе самого человека, так и в повинувшихся (подпавших) закону греха всей мировой жизни и природе всех творений, в цепи коих стоит человек; говоря иначе, оно открывается, прежде всего, как некая особая сила, но сила не физическая, а духовная, почему о нем и говорится, что оно пришло в силе (Мк.9:1) и открывается тоже не в слове только, но в силе (1Кор.4:20). Конечно, здесь совершенно излишне говорить и доказывать, что Царство Божие как новая, духовная, жизнь открылось на земле и стало фактом только с воплощения и рождения Господа, а раскрываться стало главным образом со времени выхода Господа на дело общественного служения после Крещения во Иордане. Невольно обращают на себя внимание следующие факты, внутренняя связь коих достойна примечания: схождение Святого Духа на Иисуса Христа при Крещении, Его подвиг в пустыне непосредственно после Крещения, затем Его проповедь о Царстве Божием и первые проявления этого приблизившегося и пришедшего уже Царства Небесного, когда Христос, по словам евангелиста, в силе духовней (Лк.4:14) возвратился из пустыни. Для нас в данном случае Господь Иисус Христос является и должен быть рассматриваем как Сын Человеческий, как Родоначальник нового человечества, Новый наш Адам, а посему все явленное Им в Своем Человечестве, или, вернее, Богочеловечестве, есть раскрытие идеальных законов и нашей человеческой жизни, поскольку, с одной стороны, наша личность тоже богоподобна (“Вы бози есте” (Пс.81:6), – говорит пророк), а с другой – поскольку Сын Человеческий Господь Иисус Христос приобщился нашей плоти и крови (Евр.2:14).

У нас привыкли слышать и воспринимать выражение «Царство Небесное», почти исключительно, применительно к покойникам, кладбищам и всему похоронному делу. Действительно, чаще всего это выражение встречается в погребальных песнопениях. Однако же, было бы, думается, смешно и крайне глупо Богу создавать мир и селить в него людей, ради чего-то мертвого холодного и незыблемого. Таким образом, Царство Небесное — это возделывание, устроение райского места на земле в предоставленных пределах, имея целью переход в горний мир. Еще момент: у Бога ведь мертвых не бывает, а все живы. И уж совсем было бы странным это выражение Христа:

«Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» если бы это самое Царство создавалось бы ради мертвых. Если смотреть более глубоко, то Царство Небесное выстраивается в человеке тогда, когда он всем сердцем любит Бога. Просто, проблема в том, что у кого-то, например, обожествляются деньги, или что-то еще, и уже деньги он начинает…

Что означает ответ Иисуса фарисеям «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лук.17:20-21), когда те спросили Его о сроках прихода Царства? Давайте, сразу определимся с выражениями» Царство Божие» и «Царство Небесное». В чем их отличие?

Разница между этими понятиями заключена в лингвистике и религиозных предубеждениях: «Царство Небесное» встречается в основном в Евангелии от Матфея. Евангелист писал свое Евангелие в основном для евреев. В силу укоренившейся традиции Евреи старались не упоминать напрямую имя Бога. Даже во многих современных еврейских сочинениях «Бог» пишется как «Б-г» — чтобы не осквернять. Слово «Небесное» несет для них смысл имени Бога. Так что Царство Небесное и Царство Божие — практически одно и то же.

Основные характеристики Царства Божьего (Небесного)

Оно не явно, т.е. скрыто от глаз человека.

Область Царства Небесного принадлежит…

Вопрос:

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У…

Меню раздела

Алкоголь, водка, пиво АСД Библия, авторы и персонажи Библия. О Книге книг Бог есть любовь! Вечеря Воскресение мертвых Второе Пришествие Десятина и пожертвования Дом и семья, брак Духовные дары Закон, грех Здоровье и красота, спорт Иисус Христос, Его жизнь Ислам и Коран Крест Крещение Личное служение Молитва Музыка и христианство Небо, ангелы и небожители Непознанное Ной, ковчег и потоп Нравственность выбора, этика Об авторах и сайте Освящение Пасха, праздники Пост Прощение и исповедь Религия, обряды и церковь Сатана и демоны Секс, эротика и интим Слова и выражения из Библии Смерть, рай и ад, душа и дух Спасение Суббота Творение Толкование Писания Троица в христианстве Разное

Поиск по этому разделу

Обновления сайта

Как правильно понять слова Иисуса, что Царствие Божие внутри нас? Спрашивает Александр
Отвечает Виталий Колесник, 12.10.2011

Александр пишет:…

Вопрос читателя:

Когда Христос говорит о Царствии Небесном, все понимают, что речь не о материальном небе, тем более, что в другом месте о Царствии Небесном сказано «внутрь вас есть». Почему же, когда читают о сотворении неба и земли в книге Бытия, или о сотворении новых неба и земли в Откровении Иоанна Богослова, все считают, что речь идёт о материальных небе и земле?

Александр

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

Уважаемый Александр, такого разброса мнений не стоит пугаться. Вспомните, что и в обычной жизни мы не всегда употребляем слова в их первом значении. Например, «дом» может означать и собственно здание дома, и квартиру как жилище конкретного человека или семьи, и саму семью (дом Романовых). «Очаг» может значить и собственно очаг, на котором готовится еда, и дом (домашний очаг). Носителю языка или человеку, который хорошо знает язык,нетрудно понять, что имеет в виду говорящий или пишущий. С Писанием сложнее, поэтому мы обращаемся к толкователям, которые…

Solnishko Nevskoe Просветленный (22357) 7 лет назад

Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс. 102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху,…

Царство Божие, царство небесное

Выражение «Царство Божие» означает «Божие правление». Чтобы правильно понять смысл этого термина в любом библейском контексте, нужно хорошо представлять себе в каком смысле употребляли его иудеи во времена земной жизни Иисуса Христа и что он вообще представлял для иудеев в рамках их традиционного мышления и религиозных канонов. Поэтому вначале этой статьи мы предлагаем некую базовую информацию относительно обоих этих выражений: Царство Небесное и Царство Божие и пояснения относительно их использования среди иудеев в евангельские времена.

Смысл понятий «Царство Божие» и «Царство Небесное».

Как использовали иудеи понятие «Царство Небесное» (Небесное правление) во времена земной жизни Иисуса Христа.

Как использовал понятие «Царство Небесное» (Небесное правление) Иисус Христос.

Предположим, у вас есть возможность побывать в Палестине. Вы поехали, все внимательно посмотрели, возможно, потрогали. И в память о поездке какой бы вы сувенир привезли? На мой взгляд, лучшим таким сувениром стало бы горчичное семя.

Иисус говорит: «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю есть меньше всех семян на земле; А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так-что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк.4:30-32).

Какова природа этого Царства Небесного? «Царствие Божье внутрь вас есть» (Лк.17:20-21). Нам не совсем понятна эта мысль. Как это Царствие Божье может быть внутрь нас? Ведь фраза «внутрь нас» – нам указывает на направление, но не на место. «Внутрь» – это направление движения. А Христос говорит о месте нахождения Царства Божьего. И поэтому некоторые могут подумать, что Иисус имеет ввиду, что Царство Божье «внутри»…

С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью…

Уильям МакДональд

Матфей – единственный евангелист, который употребляет выражение «Царство Небесное». Оно упоминается в его Евангелии тридцать два раза. Так как человек не может правильно понять Ев. от Матфея, не понимая эту концепцию, мы приведем здесь определение и описание этого термина.

Царство Небесное — это сфера, в которой признается Божье правление.

Слово «небо» используется, чтобы указать на Бога. Это видно из Дан. 4,22, где Даниил говорит, что «Всевышний владычествует над царством человеческим». В следующем стихе он говорит, что «небо» имеет власть. Там, где люди подчиняются Божьему владычеству, и есть Царство Небесное.

Это Царство имеет два аспекта. В самом широком смысле оно включает всех, кто признает Бога Высшим Владыкой. В более узком смысле оно состоит из тех, кто искренне обратился.

Мы можем…

Что такое Царствие Божие (Небесное)?

Список заметок (1)

Что такое Царствие Божие (Небесное)?

При работе над этой заметкой вдохновился на написание этой — Наперсточники слов.

Вступление

Речь пойдет о значении стихов Библии в
Евангелии от Луки 17:21
«Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.»

И в Евангелии от Матфея 6:33
«33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.»

И здесь я хочу развенчать измышления некоторых бесов или просто малознакомых с писанием людей которые как говорится «слышали звон да не знают где он» и понимающие эти стихи исходя из своего невежества в отношении христианства

Т.е. понимая или трактуя «Царствие Божие внутри вас» подобно Омару Хайаму. Т.е. что ад и рай в душе.

А стих «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» так, что для того чтобы получить какие…

«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф.3:2)

Большинство мест Евангелия, заповеди блаженств говорят о Царствии Небесном (Божием), как о чем-то будущем.

Здесь же: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21) — говорится о Царствии Божием, как о чем-то уже могущем существовать в данный момент.

Как Вы понимаете, что есть «Царствие Божие (Небесное)»?

Еще вызывают затруднения притчи о Царствии Божием. Вроде краешком ума понимаю, но каждый раз, когда читаю, как на гору…

Царство Небесное

В иудаизме и развившемся из него христианстве всегда существовали тайны; на них намекали – а иногда и указывали открыто, – но они не вошли в воспоминания и послания, которые были записаны и превратились в тексты христианского Нового Завета. Эти тайны передавались из уст в уста. Первые отцы Церкви прекрасно знали об этих тайных учениях: даже если они и не сталкивались с ними сами, то признавали их существование в Евангелиях.

В субботний день перед казнью Иоанна Крестителя Иисус проповедовал на берегу Галилейского моря: толпа, собравшаяся послушать его, была настолько велика, что ему пришлось сесть в лодку и говорить оттуда. Он обращался к слушателям посредством притч – простых историй, которые объясняли, как нужно жить. Позже, когда Иисус остался лишь со своими учениками, они спросили его, почему он всегда говорит притчами. Он дал неожиданное объяснение: притчи предназначены для масс, откровенно признался он, однако ученики…

Царство Небесное (тж. Царствие небесное, ивр….

Царство Небесное (Божье)

Царство Небесное

Слово царство в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым…

Царство Небесное (Божье).

Иерусалим — город страстей (видио-фильм) -http://www.youtube.com/watch?v=vin5FceCQY8&feature;=share&list;=PLDECDC5B41F3B0E70

Иисус Христос приходил в наш мир для того, чтобы открыть путь в Царство Небесное.

Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя.

С самого начала Своей проповеди Господь наш, Иисус Христос, первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2).

Слово царство в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест…

1. Что такое Царство Божие?

Царство есть то место, где правит Царь. Царство Божие везде, где Бог управляет жизнями Своих подданных. Царство Божие невидимо, ибо невидим Бог. Это духовное царство, которое нельзя видеть обычным образом. Иисус Христос сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17.21).

В Молитве Господней Иисус дал нам такие слова для обращения к Богу: «Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф 6.10). Эта молитва показывает приоритет, который Иисус отдает Царству Божьему. Можно ли сказать, что Царство Божие установится на земле тогда, когда воля Божья будет выполняться здесь так же, как на небесах, когда видимый мир будет точно отражать невидимый? Думаю, что можно. В Царстве Божием все подчиняется Божьей власти - мгновенно и без исключения. В видимом же мире существует противление воле Божьей.

Царство Божие вечно. Это место, в котором будут в конце концов пребывать христиане. Сейчас это Царство незримо присутствует вокруг нас и внутри нас. Там, где есть люди, которые прославляют Царя, там, где присутствует Дух Вечного Царя, там - Царство Божие.

2. Как войти в Царство?

Один из начальников иудейских по имени Никодим ночью пришел к Иисусу. Он жаждал учения, которое помогло бы ему найти Бога. Никодим стал праведным иудеем, благочестивым человеком, и все же он чувствовал неудовлетворенность своей жизнью. Он хотел войти в Царство Божие. Иисус ответил ему: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3.3). За этим последовало обсуждение с Никодимом того, что значит подобное второе «рождение свыше». Никодим хотел понять, как может пожилой человек вернуться в утробу своей матери и снова родиться. Иисус же заговорил не о рождении плоти. Он сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3.5).

Когда человек рождается первый раз - это природное рождение, происходящее от половой связи между мужчиной и женщиной. Второе рождение происходит, когда человек добровольно подчиняет свою жизнь Богу. Это случается, если кто-либо принимает жертвенную смерть Иисуса, очищающую от греха, делает Иисуса Господом своего духа и принимает в себя Духа Святого. Этот опыт столь глубок, что он равносилен второму рождению. С этим новым рождением дух человека создается заново и соединяется с Божьим Духом; человек, таким образом, становится способен иметь духовное зрение, необходимое, чтобы увидеть Царство Божие и войти в него.

Когда были сотворены Адам и Ева, они имели внутри себя духовное подобие зеркала, которое отражало образ Божий. Поэтому они могли видеть Царство и естественным образом знать духовные предметы. С началом греха это зеркало и образ Божий внутри человека затемнились.

Когда человек рождается заново, это зеркало очищается и проясняется, и человек снова может видеть Бога и Его Царство. Такой человек может войти в Царство Божие и стать его частью. Но это Царство - только для духовных людей: оно не для тех, кто остается чувственным, или плотским, или природным человеком. Апостол Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор 2.14).

Таким образом, войти в Царствие можно только через новое рождение в Духе Божием.

3. Что является величайшей добродетелью в Царстве Божием?

Если гордыня является величайшим грехом - а она им является, - то величайшей добродетелью должно быть смирение (2 Пар 7.14; Иак 4.10). Именно смирение позволяет мне признать, что моя жизнь принадлежит Богу, что я подверженное ошибкам создание и что Бог есть Господь вселенной. Именно смирение говорит: «Я грешник и нуждаюсь в спасении». Смирение есть начало мудрости (см. Притч 22.4). Истины Царства воспринимаются только теми, кто смиренен. Никто из гордых никогда не получит ничего от Бога, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4.6).

Те, кто смиренен, получают благоволение Божие, и им открываются тайны Царства, ибо они приходят как нищие. Иисус Христос сказал: «Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5.3). Нищий духом - это не гордый и не богатый человек. Он протягивает свои руки со словами: «Я беден. Я в нужде. Я нуждаюсь в помощи». Именно такой человек получает что-либо от Господа.

4. Что является величайшим грехом в Царстве Божием?

Величайшим грехом является гордыня - и этому есть ряд причин (см. Пс 58.13; Прит 8.13; 16.18; 29.23). Во-первых, гордыня была основным грехом сатаны, когда он пал. Гордыня говорит: «Я могу сделать это лучше, чем Бог» - и сатана думал, что он справится с управлением вселенной лучше, чем Бог! Во-вторых, гордыня с неизбежностью ведет к греху бунта. Осуществляя в своей гордыне свои планы в отношении собственной жизни и жизней тех, кто нас окружает, мы неизбежно вступаем в конфликт с Божественным планом. Вот почему в Библии говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4.6).

Невозможно быть нейтральным в Царстве Божием. Вы либо за Иисуса, либо против Него. Если вы горды, то вы автоматически оказываетесь против Него, ибо ваша жизнь не будет отдана Ему и всему тому, что Он хочет совершить. На каждом шаге своего пути вы будете бороться с Ним.

Наконец, гордыня вызывает чувство самодостаточности, когда мы не желаем учиться чему-либо или принимать что-либо от Бога или человека. Иисус сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18.3). Дети доверчивы, они способны учиться. Дети все время задают вопросы. «Папочка, почему трава зеленая? Почему небо голубое, почему собаки лают?» Они все время хотят учиться.

Но коль скоро человек становится гордым, он говорит: «Это мое дело. Не командуйте мной». Человек, который думает, что он знает все, скорее всего ничему не сможет научиться. Но блага Царства Божия даются лишь тем, кто просит; если вы не просите, вы ничего не получите. Эта истина выявляется в имени Бога. Оно значит «Я есмь [Сущий]» (Исх 3.14). Я есмь - что? Ответ: Я есмь удовлетворение твоей нужды. Я есмь исцеление, мудрость, освящение, поддержка, победа и спасение. Его могущество в отношении Его слуг в чем-то подобно незаполненному чеку на предъявителя. Мы заполняем чек в соответствии со своей нуждой. Только когда вы поймете, что вы в нужде, вы можете действительно познать Бога. Бог частично раскрывает Себя нам каждый раз, когда Он удовлетворяет наши нужды.

Если мы не чувствуем себя в нужде, если мы полностью самонадеянны, то мы закрываем свою жизнь от Бога. Вот почему гордыня лишает нас всех благ Царствия. Гордыней мы грешим против Бога и против самих себя.

5. Какой закон Царства Божьего составляет основу всего индивидуального и общего развития?

Я называю этот закон «законом использования». В Евангелии от Матфея записано поучение Иисуса, известное как притча о талантах (талантом называлась денежная единица) (см. Мф 25.14-30). Иисус рассказал о богатом человеке, который собирался в путешествие. Перед отъездом он собрал своих рабов и дал одному из них пять талантов, другому два таланта и еще один получил только один талант - каждый в соответствии со своими способностями. Затем он сказал: «Владейте ими до моего возвращения».

Человек, у которого было пять талантов, пошел и занялся торговлей. Он рисковал. Он вкладывал деньги и превратил их в десять талантов. Человек с двумя талантами сделал то же самое. Он рисковал, торговал, вкладывал деньги, покупал, продавал, и он удвоил деньги своего господина.

Но человек, который получил один талант, был подозрителен. Он знал, что его господин - суровый человек, и не был уверен, будет ли он награжден, если усердно поработает. Он был не только недоверчив, но также эгоистичен и ленив. Избегая риска и беспокойства, он взял талант и зарыл его в землю.

Когда хозяин вернулся, он призвал своих рабов и спросил с них отчет о том, как они использовали свои таланты. Первые два за свое усердие получили похвалу и вознаграждение.

Затем подошел тот, у кого был один талант. По существу, он сказал так: «Я ничего не потерял. Вот тебе обратно твои деньги». Его хозяин пришел в ярость. «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать мои деньги торгующим, и пришед я получил бы мое с прибылью». Поэтому он отобрал у него деньги и отдал человеку, у которого было десять талантов.

Когда Иисус рассказал эту историю, многие в толпе изумились, потому что окончание истории показалось им очень несправедливым: отобрать у человека единственный талант и отдать тому, у кого есть десять. Иисус твердо объявил этот закон Царства: «Всякому имеющему дастся... а у не имеющего отнимается и то, что имеет» (Мф 25.29). Иными словами, если вы используете то, что вам дано, вы получите больше. Если же вы не используете данное вам, то потеряете даже то, что, как вы думаете, у вас есть.

Физическая сфера иллюстрирует ту же истину. Если вы регулярно упражняете свои мышцы, то они будут расти и укрепляться. У вас будут мощные мускулы, большая выносливость и ловкость. Это правило действует в беге, плавании, поднятии тяжестей, футболе, в любых физических упражнениях. Каждая ступень деятельности открывает вам новую перспективу с благоприятными возможностями. Если же вы привяжете свою руку к туловищу на пять или шесть месяцев, то окажется, что вы не сумеете даже нормально пользоваться ею. Ее мышцы не будут действовать, и вы лишь с трудом сможете поднять этой рукой чашку кофе.

Закон использования применим также к интеллектуальным занятиям. Один уровень знаний подводит к овладению следующим. Если знание используется, то становится возможным большее знание. Изучающий биологию становится студентом-медиком. Студент-медик становится практикантом в больнице. Практикант становится врачом при больнице. Врач при больнице становится специалистом. Специалист может приобрести всемирную известность, если он использует свое возрастающее мастерство.