Где находится картина да винчи. Приключения да Винчи в России: подробно о наших Леонардо

10.04.2017 Оксана Копенкина

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Леонардо да Винчи – самый известный художник в мире. Что само по себе удивительно. Насчитывается всего 19 сохранившихся картин мастера. Как такое возможно? Два десятка работ делает художника самым великим?

Все дело в самом Леонардо. Он один из самых необычных людей, когда-либо рождённых. Изобретатель различных механизмов. Первооткрыватель многих явлений. Виртуозный музыкант. А ещё картограф, ботаник и анатом.

В его записях мы находим описания велосипеда, подводной лодки, вертолета и танкера. Не говоря уже о ножницах, спасательном жилете и контактных линзах.

Его новаторства в живописи тоже были невероятны. Он одним из первых начал использовать масляные краски. Эффект сфумато и светотеневую модулировку. Он первым вписал фигуры в пейзаж. Его модели на портретах стали живыми людьми, а не раскрашенными манекенами.

Вот лишь 5 шедевров мастера. Которые демонстрируют всю гениальность этого человека.

1. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Юная дева Мария. Миловидный Ангел в красном плаще. И два упитанных ребёнка. Святое семейство с младенцем Иисусом возвращались из Египта. По пути встретив маленького Иоанна Крестителя.

Это первая картина в истории живописи, когда люди изображены не перед пейзажем, а внутри него. Герои сидят у воды. Позади скалы. Настолько старые, что больше похожи на сталактиты.

«Мадонну в скалах» заказали монахи братства Святого Франциска для одной из миланских церквей. Но заказчики были не довольны. Леонардо затянул со сроками. Еще им не понравилось отсутствие нимбов. Смутил их и жест ангела. Почему это его указательный палец направлен на Иоанна Крестителя? Ведь младенец Иисус главнее.

Леонардо продал картину на стороне. Монахи рассердились и подали в суд. Художника обязали написать новую картину для монахов. Только с нимбами и без указывающего жеста ангела.

По официальной версии так появилась вторая “Мадонна в скалах”. Почти идентичная первой. Но есть в ней кое-что странное.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1508 г. Национальная галерея Лондона.

Леонардо тщательно изучал растения. Даже сделал ряд открытий в сфере ботаники. Именно он понял, что древесный сок играет ту же роль, что и кровь в жилах человека. Еще догадался определять возраст деревьев по кольцам.

Поэтому не удивительно, что на Луврской картине растительность реалистична. Именно такие растения произрастают во влажном затемнённом месте. А вот на второй картине флора выдуманная.

Как Леонардо, столь правдивый в изображении природы, вдруг решил пофантазировать? В отдельно взятой картине? Немыслимо.

Думаю, Леонардо было не интересно писать вторую картину. И он поручил сделать копию своему ученику. Который явно в ботанике не разбирался.

2. Дама с горностаем. 1489-1490 гг.


Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков. Wikimedia.commons.org

Перед нами юная Чечилия Галлерани. Она была любовницей правителя Милана, Людовико Сфорца. При дворе которого служил и Леонардо.

Улыбчивая, добродушная и умная девушка. Она была интересной собеседницей. Часто и подолгу они с Леонардо беседовали.

Портрет очень необычный. Современники Леонардо писали людей в профиль. Здесь же Чечилия стоит в три четверти. Развернув голову в противоположную сторону. Как будто она оглянулась на чьи-то слова. Такой разворот делает линию плеч и шею особенно красивыми.

Увы, мы видим портрет в изменённом виде. Кто-то из владельцев портрета затемнил фон. У Леонардо он был светлее. С окном за левым плечом девушки. Два нижних пальца ее руки также переписаны. Поэтому они выгнуты неестественно.

Стоит рассказать и о горностае. Такой зверёк кажется нам диковинкой. Современному человеку было бы привычнее увидеть в руках девушки пушистую кошку.

Но для 15 века именно горностай был обычным зверьком. Их держали для ловли мышей. А кошки как раз были экзотичны.

3. Тайная вечеря. 1495-1598 гг.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Фреску “Тайная вечеря” заказал тот же Людовико Сфорца по просьбе своей жены Беатриче д’Эсте. Увы, она умерла совсем молодой при родах. Так и не увидев роспись завершённой.

Герцог был вне себя от горя. Осознав, насколько дорога ему была жизнерадостная и красивая супруга. Тем больше он был благодарен Леонардо за проделанную работу.

Он щедро расплатился с художником. Вручив ему 2000 дукатов (на наши деньги это около 800 тыс. долларов), а также передав ему во владение большой участок земли.

Когда фреску смогли увидеть жители Милана, изумлению не было предела. Апостолы отличались не только внешне, но и своими эмоциями и жестами. Каждый из них реагировал по-своему на слова Христа “Один из вас предаст меня”. Ещё никогда индивидуальность персонажей не была так ярко выражена, как у Леонардо.

Есть у росписи ещё одна удивительная деталь. Реставраторы установили, что тени Леонардо написал не серым или чёрным цветом, а синим! Это было немыслимо вплоть до середины 19 века. Когда цветными тени стали писать .


Леонардо да Винчи. Фрагмент “Тайной вечери”. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

На репродукции это не так отчётливо видно, однако состав краски говорит сам за себя (синие кристаллы ацетата меди).

О других необычных деталях росписи читайте в статье

4. Мона Лиза. 1503-1519 г.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. . Wikimedia.commons.org

На портрете мы видим Лизу Герардини, жену флорентийского торговца шёлком. Эта версия официальная, но сомнительная.

До нас дошло одно любопытное описание этого портрета. Оставлено оно учеником Леонардо, Франческо Мельци. И под это описание луврская дама совсем не подходит. Об этом я подробно писала в статье .

Сейчас рассматривается ещё одна версия о личности женщины. Это может быть портрет любовницы Джулиано Медичи из Флоренции. Она родила ему сына. И вскоре после родов умерла.

Джулиано заказал Леонардо портрет специально для мальчика. В образе идеальной матери-Мадонны. Леонардо писал портрет со слов заказчика. Примешав к ним черты своего ученика Салаи.

Поэтому Флорентийская дама так похожа на “Иоанна Крестителя” (смотрите следующую картину). Для которого позировал все тот же Салаи.

В этом портрете метод сфумато раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

Портрет так и не был отдан заказчику. Так как в 1516 году Джулиано умер. Леонардо увёз его во Францию, куда его пригласил король Франциск I. Он до последнего дня продолжал работать над ним. Почему же так долго?

Леонардо совсем по-другому воспринимал время. Он первым начал утверждать, что Земля гораздо старше, чем принято думать. Он не верил, что ракушки в горы занёс библейский потоп. Осознав, что на месте гор было когда-то море.

Поэтому для него было обычным делом писать картину десятки лет. Что такое 15-20 лет по сравнению с возрастом Земли!

5. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг.


Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж. wga.hu

“Иоанн Креститель” вызывал недоумение у современников Леонардо. Глухой тёмный фон. Тогда как даже сам Леонардо любил располагать фигуры на фоне природы.

Из мрака выступает фигура святого. А святым его назвать сложно. Все привыкли к пожилому Иоанну. А тут миловидный юноша многозначно наклонил голову. Нежное прикосновение руки к груди. Ухоженные локоны волос.

В последнюю очередь думается о святости, когда смотришь на этого женоподобного мужчину в шкуре леопарда.

Вам не кажется, что эта картина как будто вовсе не принадлежит ? Это скорее 17 век. Манерность героя. Театральные жесты. Контраст света и тени. Все это родом из Эпохи Барокко.

Леонардо заглянул в будущее? Предсказав стиль и манеру живописи следующего столетия.

Кем был Леонардо? Большинство знает его, как художника. Но этим призванием его гениальность не ограничивается.

Ведь он первым объяснил, почему небо синее. Верил в единство всего живого в мире. Предвосхитив теоретиков квантовой физики с их “эффектом бабочки”. Он осознал такое явление, как турбулентность. За 400 лет до его официального открытия.

Вконтакте

Гениальность загадочного итальянского живописца, архитектора, ученого и изобретателя продолжает восхищать и интриговать целые поколения людей. Леонардо да Винчи ярко воплотил в себе образ «универсального человека» эпохи Возрождения, достигнув удивительных высот в различных сферах искусства и науки. Полотна художника являются уникальными шедеврами живописного искусства и прославленны во всем мире. Рассмотрим самые известные картины Леонардо да Винчи .

Мадонна с гвоздикой 1480 год

«Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения. Леонардо написал это полотно во время обучения в мастерской художника Верроккио, но на нем уже ярко проступил его своеобразный индивидуальный стиль. Работа проникнута гармонией, но положение кистей рук младенца и матери создают тревожное впечатление, как и пейзаж, который виден из окна за ними. Трагизмом проникнут и сюжет картины: Мадонна протягивает ребенку гвоздику, символ будущих Страстей Господних.

Мадонна с веретеном 1501 год

«Мадонна с веретеном» 1501 - одна из самых известных утраченных картин Леонардо да Винчи — сохранились лишь копии оригинальной работы, написанные художником совместно с его учениками. Сюжет картины посвящен будущим страданиям Христа, жесты и позы фигур полны символизма и глубокого смысла. Лицо юной Мадонны выражает любовь и нежность, она словно старается отвлечь младенца, но тот отвернулся от матери и печально смотрит на веретено в своих руках, по форме напоминающее крест для распятия.

Портрет Джиневры де Бенчи 1476 год

«Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 - портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. Портрет отличается психологической достоверностью и новаторством — художник не стал изображать девушку по привычным канонам, на ней нет драгоценностей и тяжелых дорогих тканей, главное ее украшение — одухотворенность и ум, отраженные в глубоких глазах. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины.

Иоанн Креститель 1508 год

«Иоанн Креститель» около 1508 - эта картина Леонардо да Винчи известна своей необычностью и загадочностью. Полотно относится к позднему периоду творчества художника и значительно отличается от его обычного стиля. Отсутствует привычный пейзаж на фоне, обнаженную фигуру Иоанна Крестителя словно обволакивает мрак. Юноша улыбается, одной рукой прижимая к груди распятие, а другой указывает на небо. Его жестам и ироничной улыбке некоторые искусствоведы приписывают двусмысленность и эротический подтекст.

Благовещенье 1475 год

«Благовещенье» 1475 - картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. Несмотря на недостаток эта картина Леонардо входит в число самых знаменитых, благодаря удивительному совершенству деталей и особенно ботанических мотивов — превосходно выписана трава и цветы на переднем плане, и деревья в гавани на фоне. Складки одежд Марии и Ангела мягко и естественно облегают тело, не скрывая очертания фигуры, что тоже было новаторством во времена Леонардо. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива.

Дама с горностаем 1490 год

«Дама с горностаем» 1490 - один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи, изображающий молодую девушку с горностаем на руках. Ее голова повернута, словно что-то за пределами видимости привлекло ее внимание — это движение оживляет портрет и придает ему загадочности. Изящная кисть девушки касается спины зверька, пальцы поглаживают мягкий мех — изображение руки выполнено с потрясающим мастерством. Фон портрета непроницаемо черный, вызывает ощущение тайны и направляет внимание зрителя к деталям лица и одежды девушки. Специальное рентгеновское исследование показало, что художник несколько раз переписывал картину, и в одном из вариантов на фоне располагалось открытое окно.

Тайная вечеря 1495 год

«Тайная вечеря» 1495 - эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. Картина изумляет тщательностью проработки деталей и разнообразием выразительных поз и жестов персонажей — для работы над фреской Леонардо сделал множество зарисовок с натуры. Необычна горизонтальная композиция с фигурой Христа в центре, уравновешенная совершенной перспективой, создающей иллюзию что помещение трапезной продолжается пространством картины.

Мадонна в гроте 1486 год

«Мадонна в гроте» 1486 - полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Расположение фигур Марии, Иоанна Крестителя, Христа и ангела формирует поразительно гармоничную композицию в виде пирамиды. Картина представляет один из самых ярких примеров мастерства Леонардо в работе со светом и формировании светотеневой перспективы. Сюжет разворачивается внутри тенистого каменного грота, фигуры персонажей освещены лишь слабыми лучами, проникающими в пещеру через нагромождения скал. Глубоко таинственная и мрачная атмосфера, множество неявных символов и деталей и тут отличает стиль художника.

1495 год

«Мадонна Литта» 1495 - сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Мадонна бережно поддерживает младенца, которого кормит грудью, обращенное к нему лицо озарено глубокой нежностью и любовью. Младенец Христос доверчиво прижимается к матери, но его взгляд направлен на зрителя, в руке он сжимает маленького птенца — символ человеческой души. Цвета, выбранные Леонардо для одежды Марии, тоже имеют каноничное значение: лазурно-синий — это символ чистоты и святости, а ярко алый — символ грядущих страданий Христа. Эта работа выделяется среди картин Леонардо да Винчи своим светлым колоритом и чувством возвышенной безмятежности и гармонии.

Мона Лиза 1515 год

«Мона Лиза» 1515 - конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. «Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. Пространство картины наполняет удивительный рассеянный свет, а сама работа выполнена такими мастерскими и легкими мазками, что невозможно разглядеть их границ, и изображение женщины выглядит странно живым. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Знаменитая неуловимая улыбка Джоконды приковывает взгляд и словно опускает на портрет таинственную тень, завораживая зрителя. Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира.

Картины Леонардо да Винчи прекрасны и полны загадок. Они доведены до немыслимой степени совершенства, ведь над каждым из своих творений мастер трудился по нескольку лет.

В нашем рейтинге перечислены все величайшие картины Леонардо да Винчи , с фото, названиями и подробной информацией о каждой из них. В список не были включены чертежи изобретений, карикатуры, а также картины, в отношении которых у искусствоведов есть сомнения, что они принадлежат кисти Леонардо. Также не вошли в подборку копии картин, которые не сохранились до наших дней.


Годы написания: 1490.
Где находится: Галерея академии, Венеция.
Материалы: бумага, перо, чернила, акварель.
Размеры: 34,3 х 24,5 см.

Если вы скажете, что это не живопись, а рисунок, то будете совершенно правы. Действительно, Витрувианский человек — это рисунок, иллюстрация, сделанная Леонардо к книге великого древнеримского архитектора Марка Витрувия и размещенная в одном из его дневников.

Однако этот рисунок не менее известен, чем картины, перечисленные в нашем списке. Он считается не только произведением искусства, но и научным трудом. И демонстрирует идеальные пропорции человеческого тела.

После изучения математики и геометрии, в частности, работы Витрувия, жажда знаний Леонардо достигла своего апогея. В «Витрувианском человеке» он применил идею универсальной симметрии, золотого сечения или «божественной пропорции» не только к размеру и форме, но и к весу.

  • 6 ладоней = 1 локоть;
  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из 4 пальцев = 1 ладонь;
  • 4 ладони = 1 ступня;
  • размах рук = рост;
  • 4 ладони = 1 шаг;
  • 4 локтя или 24 ладони = высота человека.

Другие всемирно известные картины Леонардо да Винчи, которые включают принцип золотого сечения — это «Мона Лиза», «Благовещение» и «Тайная вечеря».


Годы написания: 1478 — 1480.
Где находится: Старая пинакотека, Мюнхен.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 42 х 67 см.

Многие искусствоведы приписывают эту работу молодому Леонардо, когда он еще служил подмастерьем в живописной мастерской Вероккьо. Существует ряд деталей, поддерживающих эту версию, например, детализация лица Мадонны, рисунок ее волос, пейзаж за окном, а также характерный для итальянского художника мягкий и рассеянный свет.

К сожалению, годы не пощадили картину, а из-за неправильной реставрации поверхность красочного слоя пошла неровностями.


Годы написания: 1472 — 1476.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 98 х 217 см.

Именно с «Благовещенья» начался как художник Леонардо да Винчи. Картина эта предположительно создана в соавторстве с Андреа дель Вероккьо, в мастерскую которого он был отдан в возрасте 14 лет от роду. В пользу авторства будущего знаменитого итальянского мастера говорит потрясающая анатомическая точность, характерная для всех работ Леонардо, а также ряд набросков в дошедших до нашего времени дневниках. В пользу авторства другого человека – характер мазков и состав красок, которыми написана Мария; они содержат нехарактерный для да Винчи свинец.

Интересно, что если смотреть на картину стоя прямо перед ней, то заметны некоторые огрехи в анатомии. Например, рука Марии кажется несколько более длинной, чем это характерно для рядовых жителей планеты Земля. Однако если перейти на правую сторону картины и смотреть уже оттуда, то рука Марии волшебным образом укорачивается, сама она становится больше и центр тяжести сюжета переносится на ее фигуру – как и предписано сюжетом. Скорее всего, предположительная неправильность в телосложении – результат тщательно разработанной оптической иллюзии: картина должна была висеть под углом к зрителю.


Годы написания: 1476
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 177 х 151 см.

И эту работу Леонардо писал в соавторстве со своим учителем. Как утверждает составивший жизнеописание художника Джорджо Вазари, Вероккьо поручил юному подмастерью (на момент написания картины Леонардо исполнилось 24 года) написать фигуру беловолосого ангела в левом углу картины. Учителя настолько впечатлило мастерство ученика, что он, посрамленный, более не занимался живописью.


Годы написания: 1474 — 1478.
Где находится: Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 38,8 х 36,7 см.

Венок из лавровых и пальмовых ветвей на обороте картины намекает, что изображена на нем женщина непростая. Первый венок указывает на ее поэтические занятия, а второй – что она не чужда милосердию и состраданию. Впечатление это поддерживается строгой и несколько суровой красотой модели, ее бледной алебастровой кожей, и опущенными, словно в раздумье, веками. На интеллектуальные занятия ее указывает и почти полное отсутствие украшений и подчеркнуто скромная одежда. И верно – на картине изображена поэтесса Джиневра де Бенчи.

Манера изображения (особенно растушевка пальцами – Леонардо только начал осваивать эту технику, поэтому красочный слой местами лежит неровно) уже громко говорит о мастерстве творца. Особенно характерное мягкое освещение и ландшафт на заднем фоне, словно окутанный светящейся дымкой.


Годы написания: 1479 — 1481.
Где находится: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Материалы: масляная живопись на холсте.
Размеры: 48 х 31,5 см.

«Призрак старухи» с «морщинистой шеей», «раздувшееся тельце» и «беззубая усмешка» — такими нелестными словами картину охарактеризовал американский искусствовед, которому владельцы – семейство Бенуа – поручили установить авторство. Несмотря на все красочные эпитеты, он таки атрибутировал ее, как принадлежащую кисти Леонардо да Винчи – в пользу этого говорит как манера письма, так и присущий художнику мягкий рассеянный свет, непринужденно создающий объем двух фигур.

Одна из символических деталей – крестоцветное растение, намекающее, какая судьба ждет ребенка. Однако ни мать, ни младенец об этом пока не знают. Он беззаботно играет, а она смотрит на него с улыбкой.


Годы написания: 1479 — 1482.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 246 х 243.

Одна из картин великого художника, скульптора, ученого и инженера эпохи Возрождения, к сожалению, осталась незаконченной. Леонардо переехал на место жительства в Милан и возвращаться не собирался. К счастью, заказчики сохранили незавершенную картину. Она отличается нестандартной композицией и богатым символическим значением.

Например, Мария сидит под дубом, который является символом вечности, вдали растет пальма – знак Иерусалима, а развалины языческого храма на горизонте – разрушение языческой религии, которую вытеснило христианство.


Годы написания: 1480 — 1490.
Где находится: Ватиканская пинакотека.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 103 х 75 см.

Несмотря на то что картина так и осталась незаконченной, на современников она произвела сильное впечатление. В первую очередь это связано с изумительной анатомической точности изображения человеческого тела, которым славился Леонардо.

Картину ожидала сложная судьба – произведение спустя какое-то время было распилено, и доски использовали для самых низменных целей. Утверждается, что часть картины один из любителей искусства нашел в виде крышки от ларя.


Годы написания: 1478 — 1482.
Где находится: Эрмитаж.
Материалы: темпера, доска.
Размеры: 42 х 33.

Мастерство великого итальянского художника проявилось в том числе и в деталях, рассказывающих своего рода историю. Например, красное платье женщины снабжено специальными разрезами для кормления, один из которых зашит. Видимо, ею было принято решение, что пора уже прекращать грудное вскармливание. Но один из них в спешке распорот – видны стежки и свисающие концы нити.


Годы написания: 1483 – 1490 и 1495 — 1508.
Где находится: Лувр и Лондонская национальная галерея.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 199 х 122 см

В мире существуют две практически идентичных работы Леонардо с одним и тем же названием. Одна из них находится в Париже, а другая – в Лондоне. Первую версию да Винчи заказали для алтарной створки, причем с четко оговоренным сюжетом. Однако художник, видимо, посчитал, что его талант и умение дают ему право на некоторые вольности. В результате их оказалось так много, что заказчики оплатить работу отказались. Началась многолетняя тяжба, которая, впрочем, завершилась относительно удачно. В церкви стал висеть второй вариант, а первый исчез с искусствоведческих радаров лет эдак на полтораста, пока не обнаружился в сокровищнице французских королей.

Как и многие другие картины Леонардо, эта полна зашифрованных посланий. Цикламен рядом с Иисусом символизирует любовь, примула – добродетель, акант – грядущее воскресение, а зверобой – кровь, пролитую христианскими мучениками. Именно эту картину пытался использовать в качестве иллюстрации своих построений автор нашумевшего «Кода да Винчи», где заявлял, что на самом деле значение традиционного сюжета совсем другое.


Годы написания: 1485 — 1487.
Где находится: Амброзианская библиотека, Милан.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 43 х 31.

Единственное портретное изображение мужчины среди знаменитых картин да Винчи. Первоначально искусствоведы полагали, что на картине изображен сам миланский герцог, покровитель и друг Леонардо да Винчи (насколько человек, занимающий такое общественное положение, вообще может быть чьим-то другом). Пока впоследствии не было обнаружено, что юноша сжимает в руках свиток, начинающийся со слов «ангельская песнь». Поэтому картину переименовали в «Портрет музыканта». И ряд искусствоведов делает смелое предположение, что это сам Леонардо, ведь в сферу его интересов музыка тоже входила.


Годы написания: 1488 — 1490.
Где находится: музей Чарторыйских, Краков.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 54,8 х 40,3 см.

Хотя авторство гениального итальянского художника порой подвергалось сомнению, в настоящий момент искусствоведы сошлись в мнении: это одна из лучших картин Леонардо да Винчи, если не самая совершенная с живописной точки зрения. Считается, что обожавший загадки и шифры художник в изображении белого зверька на руках у модели зашифровал ее имя. На латыни семейство куньих называется gale, а зовут девушку Цецилия Галлерани.

Снежно-белая шкурка горностая (а на портрете изображен, скорее всего, именно он) – дерзкий вызов несколько сомнительному статусу содержанки миланского герцога. По народным поверьям, этот зверек настолько ценит свой непорочно-белый мех, что готов скорее погибнуть, чем запятнать его грязью.


Годы написания: 1495 — 1498.
Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.
Материалы: фреска.
Размеры: 460 x 880 см.

Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.

Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.

Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.

Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.

Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.

От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.


Годы написания: 1493 — 1497.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 62 х 44 см.

С одной из самых известных картин Леонардо да Винчи связана интересная легенда. Когда картина попала во Францию, кто-то из владельцев сделал на ней надпись – «ферроньера». Это таинственное слово (как и несомненная красота женщины) много лет будоражило воображение людей, близких к искусству.

Галантный «историк любви», Ги Бретон, живший уже в наше время, сочинил целую историю. Якобы безымянная красавица была любовницей Франциска Первого, а украшение свое она стала носить, чтобы скрыть синяк, полученный во время ночи с королем.

Скорее всего, на картине Леонардо да Винчи с названием «Прекрасная Ферроньера» изображена Лукреция Кривелли. Она была одной из любовниц покровителя Леонардо, миланского герцога. А название происходит от ее украшения на лбу – ферроньерки.


Годы написания: 1500 — 1505.
Где находится: Национальная галерея, Парма.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 24,6 х 21 см.

Незавершенное изображение молодой женщины с небрежной прической (отсюда другое название картины – La Scapigliata, растрепа) написана в сходной с другими незаконченными работами манере – масляными красками с небольшим добавлением пигмента. Искусствоведы, правда, считают, что контраст между едва намеченными волосами и великолепно выполненным лицом входил в планы художника.

Вероятно, Леонардо вдохновлялся отрывком из античного писателя Плиния Старшего, популярного во времена Возрождения. Тот говорил, что великий художник Апеллес намеренно оставил свое последнее изображение Венеры Косской незавершенным, и что почитатели больше восхищались им, чем другими его работами.


Годы написания: 1501 — 1517.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 168 х 112 см.

Современники глубоко оценили живость и естественность выражений лиц всех трех участников сцены – особенно фирменную леонардовскую загадочную полуулыбку, с которой Анна взирает на свое дочь и внука.

2. Мона Лиза (Джоконда)


Годы написания: 1502 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 76,8 х 53.

Пожалуй, сложно найти на земном шаре человека, которому не была бы известна «Джоконда». Это безусловно, самое знаменитое произведение талантливого итальянца. Многие загадки и тайны этой картины Леонардо да Винчи не решены до сих пор:

«Мона Лиза» имела особое значение в жизни художника – не секрет, что порой, увлеченный чем-нибудь новым, он с большой неохотой возвращался к прерванной работе. Однако над «Джокондой» он работал со страстью и увлечением. Почему?

В точности неясно, кто именно изображен на портрете. Была ли это жена торговца дель Джокондо? Или та же женщина, что позировала для «Дамы с горностаем»? Существует даже версия, что в качестве модели для Моны Лизы выступал Салаи – один из подмастерьев художника, изображенный им еще минимум на двух картинах.

Какого цвета изначально было платье Джоконды? Видимо, Леонардо опять экспериментировал с красками, и опять неудачно, так что от первоначального цвета рукавов не осталось ничего. Современники, кстати, восхищались роскошным колоритом картины.

И, наконец, загадочная полуулыбка – улыбается ли она вообще, или это просто иллюзия, умело созданная художником за счет теней в уголках губ?


Годы написания: 1508 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 69 х 57 см.

Последняя картина художника, на которой предположительно изображен Салаи – один из подмастерьев художника, по неизвестным причинам пользовавшийся особым расположением Леонардо. Мастер прощал ученику многое. Вплоть до кражи денег за купленный заранее плащ, в который Салаи был задрапирован для «Вакха» — картины, дошедшей до наших дней только в виде копии. Изнеженное лицо, тщательно завитые кудри и особенно нескромная полуулыбка рождала известные сомнения в характере отношений мастера и подмастерья.

Однако по дневникам художника понять что-либо сложно – после обвинений в содомии в юном возрасте он тщательно избегал упоминаний о своей личной жизни где бы то ни было. Оставил по завещанию свое поместье и деньги, кстати, Леонардо тому же Салаи и еще одному своему помощнику.

Туринский автопортрет Leonardo da Vinci


Leonardo da Vinci – туринский автопортрет

Годы написания: после 1512 года.
Где находится: Королевская библиотека, Турин.
Материалы: сангина, бумага.
Размеры: 33,3 х 21,6 см.

Считается автопортретом художника, нарисованным в 60-летнем возрасте. Портрет выполнен палочкой для рисования из каолина и оксидов железа, именно поэтому картина имеет желтоватый оттенок. В настоящее время не выставляется по причине хрупкости.

Вокруг авторства популярной работы всё ещё идут споры, не смотря на то, что штриховка идёт слева направо, как и было привычно Леонардо, однако некоторые искусствоведы считают её подделкой. По некоторым данным, во время рентгеновской съемки, под изображением старца была найдена живопись, датированная предположительно XVII веком.

Самая дорогая картина Леонардо да Винчи в частной коллекции: Спаситель мира


Стоимость: $400 000 000
Годы написания:
1499 — 1507.
Где находится: частная коллекция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 66 х 47 см.

На аукционе Christie’s в ноябре 2017 года полотно было продано за впечатляющую сумму в 400 миллионов долларов. Теперь оно хранится в частной коллекции одного из саудовских принцев и, возможно, будет выставляться в отделении Лувра в этой стране.

Публикации раздела Музеи

Приключения да Винчи в России: подробно о наших Леонардо

С читается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо - занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Заглянем в Эрмитаж и вспомним историю наших Леонардо вместе с Софьей Багдасаровой .

«Мадонна Литта»

Анджело Бронзино. Состязание Аполлона и Марсия. 1531–1532 годы. Государственный Эрмитаж

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта».

Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. К картине Леонардо он, впрочем, отношения не имеет. Четверть века спустя после его смерти, в 1864 году, герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж , совсем недавно ставший публичным музеем, с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

Антонио Литта так хотел угодить русским, что прислал перечень из 44 предлагаемых на продажу работ и попросил представителя музея приехать в Милан, чтобы посмотреть галерею. Директор Эрмитажа Степан Гедеонов отправился в Италию и выбрал четыре картины, заплатив за них 100 тысяч франков. Помимо Леонардо, музей приобрел «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино, «Венеру, кормящую Амура» Лавинии Фонтана и «Молящуюся Мадонну» Сассоферрато.

В Россию картина прибыла в очень плохом состоянии, ее пришлось не только чистить, но и сразу переложить с доски на холст. Так в Эрмитаже появился первый Леонардо.

Кстати, вот и пример споров по поводу атрибуции: создал Леонардо «Мадонну Литта» сам или с помощником? Кто был этим соавтором - его ученик Больтраффио? А может, Больтраффио написал ее целиком, по наброску Леонардо? Окончательно этот вопрос до сих пор не разрешен, и «Мадонна Литта» считается немного сомнительной.

У Леонардо да Винчи было множество учеников и последователей - их называют «леонардески». Порой они истолковывали наследие мастера весьма странно. Так появился тип обнаженной «Моны Лизы». В Эрмитаже есть одна из таких картин работы неизвестного автора - «Донна нуда» («Обнаженная женщина»). Она появилась в Зимнем еще при Екатерине Великой: в 1779 году императрица приобрела ее в составе коллекции Ричарда Уолпола. Кроме нее, в Эрмитаже также находится большая коллекция других леонардесков, включая копию одетой «Моны Лизы».

Лавиния Фонтана. Венера, кормящая Амура. 1610-е. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490–1491. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи, школа. Донна нуда. Государственный Эрмитаж

«Мадонна Бенуа»

Эта картина, написанная в 1478–1480 годах, также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра) - Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой (и, кстати, приходилась дальней родственницей художнице Марии Башкирцевой , чем гордилась).

Прежде картиной владел ее отец, астраханский купец-миллионер Александр Александрович Сапожников, а до него - дед Александр Петрович (внук Семена Сапожникова, за участие в пугачевском бунте повешенного в селе Малыковка одним молодым поручиком по имени Гаврила Державин). В семье рассказывали, будто бы «Мадонну» Сапожниковым продали бродячие музыканты-итальянцы, которых неведомо как занесло в Астрахань.

Но на самом деле Сапожников-дед приобрел ее в 1824 году за 1400 рублей на аукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии и директора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ее из Италии в 1790-х). Удивительно - когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт и другие авторы, выставили на аукцион, Эрмитаж купил несколько работ (в частности, Милле, Миньяра), но этой скромной «Мадонной» пренебрег. Новый владелец занялся реставрацией картины, по его просьбе ее сразу перевели с доски на холст.

Русская общественность узнала об этой картине в 1908 году, когда придворный архитектор Леонтий Бенуа выставил работу из коллекции своего тестя, а главный хранитель Эрмитажа Эрнст Липгарт подтвердил руку мастера. Это произошло на «Выставке западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга», открывшейся 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств.

В 1912 году супруги Бенуа решили продать полотно, картину отправили за рубеж, где эксперты осмотрели ее и подтвердили подлинность. Лондонский антиквар Дювин предложил 500 тысяч франков (около 200 тысяч рублей), однако в России началась кампания за покупку работы государством. Директор Эрмитажа граф Дмитрий Толстой обратился к Николаю II. Супруги Бенуа тоже хотели, чтобы «Мадонна» осталась в России, и в итоге уступили ее Эрмитажу в 1914 году за 150 тысяч рублей, которые выплачивались в рассрочку.

Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец и соотечественник Сапожниковых, в декабре 1918 года в своей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да - то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани «Мадонну» - не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?» Но не вышло - не вернулась картина в Астрахань.

Орест Кипренский. Портрет Алексея Корсакова. 1808. Государственный Русский музей

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1478. Государственный Эрмитаж

Василий Тропинин. Портрет А.П. Сапожникова. 1826. Государственный Эрмитаж

«Спаситель мира»

Больше работ Леонардо в русских музеях нет, только «разжалованные», например - «Святой Себастьян» кисти уже упоминавшегося Больтраффио (в Пушкинском музее с 1930 года). В середине XIX века как работу да Винчи ее купил граф Сергей Строганов, и только в 1896 году исследователь Фриц Харк предположил, что на самом деле - это картина кисти его ученика.

Однако русский след явно прослеживается в судьбе еще одной картины Леонардо да Винчи - «Спаситель мира». Впрочем, что эта картина - работа гения, решили только в XXI веке.

Дело в том, что многие произведения да Винчи хотя и не сохранились, но известны по его наброскам, копиям учеников и описаниям современников. Так, мы знаем, что он написал «Леду и лебедя», «Мадонну с веретеном» и «Битву при Ангиари». Пускай их оригиналы утеряны, но леонардески Больтраффио, Франческо Мельци, Джампетрино и даже Рубенс оставили достаточно копий и вариаций, чтобы мы были уверены, что подобные работы действительно существовали, и могли представить, как примерно они выглядели.

Та же история со «Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, а версии учеников существуют - около двадцати. Одну из таких копий в 1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, а в 1958 году его наследники продали на «Сотбис» всего за 45 фунтов как работу Больтраффио. В 2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил от поздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал и отправил на экспертизу. И многие эксперты согласились с гипотезой владельцев картины: она написана не последователем, а самим мастером. Пресса наполнилась громкими заголовками - «Найдена утраченная картина Леонардо да Винчи!».

В 2011 году «Спасителя мира» выставили на престижной выставке Лондонской национальной галереи, посвященной Леонардо, где впервые собрали максимальное число шедевров, включая луврские (кроме «Моны Лизы») и эрмитажные. Произошла окончательная легитимация находки - осталось ее только продать.

И действительно, через два года образ Христа купил российский миллионер Дмитрий Рыболовлев. А в 2017 году при посредничестве «Кристис» коллекционер продал её наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салман Аль Сауд за 400 миллионов долларов. «Спаситель мира» стал самым дорогим произведением искусства за всю мировую историю.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci) – один из величайших в истории человечества учёных, художников и изобретателей. Его называют самым ярким представителем эпохи Высокого Возрождения.

Туринский автопортрет

Безусловно, Леонардо да Винчи – это самый известный художник в мире. За свою жизнь Leonardo da Vinci написал немало картин, но до наших дней дошло порядка 20 полотен. И все эти работы великого мастера сегодня по праву считаются шедеврами мировой живописи, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства в мире.

Чего стоит только изобретённая Леонардо техника сфумато? Поняв, что в реальном мире нет линий он утверждал, что не должно быть линий и на картинах. И начал растушёвывать очертания лиц и рук, создавая мягкие переходы от света к тени. Знаменитая «Мона Лиза» написана с использованием техники сфумато.

Среди огромного количества картин и рисунков великого мастера есть всемирно известные, которые знает практически каждый культурный человек. Эти картины даже больше, чем шедевры и эталоны большого мирового искусства. Это своеобразные иконы живописи.

Тут можно вспомнить и «Мону Лизу (Джоконду), и «Даму с горностаем», «Тайную вечерю», «Мадонну Литта», «Благовещение» и многие другие полотна великого мастера эпохи Возрождения.

Картины художника Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci)

Тайная Вечеря


Тайная вечеря

Эту знаменитую фреску заказал герцог Людовико Сфорца по просьбе совей юной жены Беатриче дЭсте. Однако, супруга великого Сфорца так и не увидела «Тайную Вечерю» завершённой – она умерла при родах.

А безутешный герцог был бесконечно благодарен да Винчи за проделанную работу – она была очень ярким и сильным напоминанием о умершей жене. Сфорца щедро рассчитался с художником. Увидевшие фреску горожане, жители Милана, были изумлены… Апостолы различались лицами, эмоциями и жестами – раньше так никто не писал. Каждый из апостолов отреагировал на слова Христа «Один из вас предаст меня» по-своему. Как живые люди.

Следующая особенность фрески, которая поразила миланцев – это синие тени. Не чёрные или серые, а именно синие. Цветная тень – это было невозможно в живописи до середины девятнадцатого века, когда про цветную тень Леонардо вспомнили импрессионисты.

Мадонна в скалах

Мадонна в скалах

Картину «Мадонна в скалах» заказали у Леонардо да Винчи монахи братства Святого Франциска для одного из храмов Милана. Но, впоследствии монахи отказались выкупать картину. Художник писал полотно слишком долго, над головами святых нет нимбов, а ещё ангел указывает своим перстом на Иоанна Крестителя, а не на Христа. А Христос главный!

Leonardo da Vinci переписывать картину отказался и продал уже готовое полотно на стороне.

На картине изображена юная дева Мария в алом плаще с двумя детьми – это Святое Семейство с маленьким Иисусом возвращается в Египет. И по пути они встречают маленького Иоанна Крестителя.

Впервые в человеческой истории люди были изображены не перед пейзажем, а как бы вписаны в пейзаж, в скалы. И ещё одна интересная особенность этого полотна – растения на картине прописаны с великой тщательностью. Это самые настоящие растения. Будучи ботаником Леонардо утверждал, что сок в растениях играет ту же роль, что и кровь в человеческих жилах. Отсюда и такая тщательная работа с флорой на картине.

Монахи подали на художника в суд и суд обязал да Винчи написать для храма новую картину. С нимбами и без указующего перста ангела.

Мадонна в скалах (вторая версия)

Но вторая версия Мадонны в скалах отличается не только этими, написанными по решению суда» деталями. Растения потеряли реалистичность. Существует мнение, что художнику писать копию было не интересно – он написал самые важные детали полотна, а второстепенные, в частности растения, поручил ученикам, которые в ботанике были не сильны. И написали фантазию на растительную тему, что монахов вполне устроило.

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель

Полотно «Иоанн Креститель» озадачило современников Леонардо – святой изображён на тёмном глухом фоне (художник обычно писал на фоне природы) и из этого густого мрака выступает фигура Иоанна, но разве этот Иоанн Креститель? В те времена художники писали уже очень пожилого святого, а тут почти юноша, улыбается, да ещё как-то неоднозначно склонил голову… И волосы у него какие ухоженные…

И где же тут святость? Какой-то женоподобный несерьёзный святой в шкуре леопарда. Такой святой мог бы появиться в середине 17 века: театральность жестов, манерность, игра света и тени. Этот святой родом из барокко, которое появится несколько веков спустя.

Это предсказание гения. Такое же, как предсказание турбулентности за 400 лет до её открытия физиками.

Мадонна Литта

Мадонна Литта

На картине «Мадонна Литта» изображены мать и дитя – Дева Мария кормит младенца грудью. Полотно небольшое, всего 42 Х 33 сантиметра, но от этой работы Leonardo di ser Piero da Vinci просто веет монументальностью – мастер сумел так показать мадонну и младенца, что у зрителя создаётся ощущение присутствия при каком-то очень важном событии. Событии, которое не подвластно времени.

Искусствоведы обращают внимание на некоторые важные детали картины. Это и птичка в руке младенца, и что особенно важно, вырезы для кормления на платье мадонны зашиты. И один из вырезов был распорот. Распорот явно в спешке. Почему и для чего художник показал именно распоротый шов?

Не может быть такого, чтобы перед каждым кормлением мать разрывала платье?

Мадонна планировала отлучить ребёнка от груди, но не устояла перед слезами ребёнка, который хотел есть. И разорвала шов.

Почему Леонардо написал мадонну именно так? Зачем эта драма с распоротым швом?

К началу 14 века сначала знатные дамы, а затем и простолюдинки начали отказываться кормить детей грудью. Именно тогда появилась мода на упругую не кормящую грудь. Будучи учёным Леонардо не мог не понимать, что эта мода во вред здоровью ребёнка. И сначала да Винчи, а потом и другие художники зачали обожествлять образ кормящей матери.

Дама с горностаем

Дама с горностаем

На картине «Дама с горностаем» изображена любовница миланского герцога Людовико Сфорца. Звали эту молодую женщину Чечилия Галлерани.

Чечилия была милой и умной девушкой. Настолько умной, что частенько по много часов беседовала с Леонардо и известный мудрец эпохи Возрождения находил эти беседы содержательными и интересными.

Да Винчи написал очень оригинальный портрет – в те времена на портретах людей изображали в профиль, а дама на портрете мастера стоит «в три четверти». Да ещё и голова её развёрнута в другую сторону. Словно в этот момент Чечилию кто-то позвал. Такой оригинальный приём показал и подчеркнул красоту шеи и плеч женщины, сделал изображение живым.

Примечательно и наличие на картине горностая. В те времена кошка была бы экзотическим животным, а горностай был обычным домашним зверьком, который ловил мышей в богатых домах.

К великому сожалению картина «Дама с горностаем» в последующие годы несколько раз переписывалась неизвестными художниками. Был заменён фон картины – раньше фон был светлее. И было окно за левым плечом красавицы. Были по неведомой причине переписаны два нижних пальца на левой руке Чечилии. И теперь пальцы неестественно вывернуты.

Мона Лиза или Джоконда

Мона Лиза (Джоконда)

Согласно официальной версии на картине изображена жена флорентийского торговца шёлком Лиза Герардини. Впрочем, эта версия сейчас активно опровергается специалистами.

Есть предположение, что на картине – любовница флорентийского герцога Джулиано Медичи. Эта женщина родила герцогу сына и вскоре умерла. И Джулиано заказал портрет для своего маленького сына – покойная мать должна была быть изображена в образе Мадонны.

Да Винчи писал посмертный портрет со слов герцога. А поскольку писал образ, то наделил этот образ чертами одного из своих учеников по имени Салаи (по этой причине многие критики и отмечают некоторое сходство между «Моной Лизой» (Джакодой) и «Иоанном Крестителем».

Да Винчи, при написании этого портрета, максимально использовал метод сфумато и это «растушёвывание» сделало образ очень живым. Создаётся ощущение, что Мона Лиза дышит, её губы тонко шевелятся и в следующий момент разомкнутся… На репродукции эту зыбкость и это ощущение скрытого движения зачастую увидеть сложно. А вот подлинник поражает всех, кто его видел.

Картина так и не была передана заказчику, который в 1516 году умер. Художник уехал во Францию и забрал картину с собой, и работал над этим образом до последнего дня своей жизни.

Ещё картины художника Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)


Благовещение
Витрувианский человек Конь Леонардо Мадонна с веретеном Леда и Лебедь Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком) Леда Ла Белл Феррониер Вакх Мадонна с гвоздикой Портрет Джиневры де Бенчи Мадонна с гранатом
Поклонение волхвов Портрет музыканта Крещение