Где похоронен гауди. Пять архитектурных шедевров антонио гауди в барселоне

В июле 2003 года Ватикан начинает канонизацию каталонского архитектора Антонио Гауди . Жители Барселоны клянутся, что в день, когда его хоронили, в городе плакали камни, а дома, которые он построил, скорбно склонили башни.

Но одних слов недостаточно, чтобы заинтересовать Ватикан. Значит, в этой истории есть что-то еще. Утверждают, Антонио Гауди разговаривал с Богом: «Мой заказчик никуда не торопится…»

Кого имел в виду Гауди? Как он мог строить без чертежей то, чему современная наука не может дать технического обоснования до сих пор?

Крипта Колонии Гуэля – одно из непостижимых творений Гауди. Каким образом эти своды будут держаться, понимал только он.

В каталонской летописи Гауди упоминается, как «Великий Сфинкс мировой архитектуры» . После него остались одни загадки, ответы на которые человечество ищет до сих пор:

Краткая биография

Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в маленьком каталонском городке Реус . Повитуха сказала, что мальчик не выживет – его срочно крестили, чтобы спасти душу младенца. Смерть чудом отступила.

Малышу поставили страшный диагноз – тяжелая форма артрита . Врачи определяют максимальный срок жизни мальчика – не более 3-х лет…

Жизнь продолжается

Когда Антонио исполнилось 5 лет, они с мамой отправились в Таррагону , к Деве Марии. Там мальчик, от сильной боли не сумевший встать на колени, склонил голову и поблагодарил Деву Марию за то, что жив до сих пор. Также он поклялся узнать – для чего!

В 6 лет Антонио любовался морем и поражался природе воды:

«Форма волн никогда не повторяется всегда находится новая деталь. В одной большой волне сотня других, поменьше. Если бы люди жили у моря, они не чувствовали бы себя одинокими: улицы и дома слились бы в одну стихию, но при этом никогда бы не стали безликими и похожими друг на друга».

В этот период мальчик понял, что природа не бывает одноцветной, в ней нет прямых линий. Их придумал человек. Именно на берегу моря Гауди построил свой первый дом – из песка.

Антонио Гауди никогда не думал о своих проектах, как об отдельно стоящих зданиях. Он всегда создавал особый мир вокруг них.

Я теперь архитектор!

Когда выпускнику высшей архитектурной школы в Барселоне Антонио Гауди вручали диплом, ректор сказал: «Уж не знаю, гений перед нами или сумасшедший» .

Антонио ответил на это: «Похоже, я теперь архитектор!»

С этого момента вся его жизнь изменится. В ней не будет место семье, любимой женщине, близкому другу.

Дом Мануэля Висенса

Фабриканта Мануэля Висенса не смущал своеобразный стиль молодого архитектора. Он заказывает у Гауди проект и возведение своего дома. Этим Висенс увековечил свое имя в истории – в Барселоне дома называются в честь их заказчиков.

Осматривая место постройки, Гауди замечает огромную пальму, окруженную ковром желтых цветом. Все эти элементы присутствуют в дизайне дома и его ограды. За 2 года Антонио «вырастит» во дворе Дона Винсенса настоящий дворец .

Материал, который архитектор использовал при отделке дома, после этого стал очень популярен. Холодная плитка выглядит теплой и живой на вид. Люди поражались этому творению, увековечившему имя Висенса.

Период постройки и отделки дома Винсенса: с 1883 по 1888 года .

Парк Гуэль

Многие сравнивают парк Гуэль со Страной Чудес, о которой рассказал Льюис Кэрролл в своей «Алисе…». Антонио Гауди вписал в Парк пространство так умело, что практически невозможно понять, где заканчивается природа, а где начинается архитектура.

Параллельно с Парком Гуэля Гауди работает над своим знаменитым творением – Храмом искупления «Святое семейство» ( Sagrada Familia) , строительство которого началось в 1883 году и продолжается по сей день.

Ящерица без хвоста

Ящерица без хвоста – одно из знаменитых творений Гауди, которое находится в парке Гуэля. Гауди пустил по ее венам воду из подземных ключей. Многие верят, что даже брызги, в которых купается это существо, являются целебными.

Для того чтобы отделать ящерицу так, как задумано, Гауди расколол безумно дорогой сервиз заказчика. Он изводил всех, подбирая нужны осколки для своей неповторимой мозаики. Когда запасы стекла истощались, он отправлял рабочих за битыми бутылками на улицы Барселоны.

Самая длинная в мире скамья

Самая длинная в мире скамья находится в парке Гуэля. Ее узор из разноцветной керамики только на первый взгляд кажется случайным. Если посмотреть на него дольше, то можно заметить проявляющиеся «таинственные знаки».

Сальвадор Дали мог часами находиться на скамье в парке Гуэля. В картинах художника есть узоры, выхваченные из мира архитектуры Гауди. Великий Дали преклонялся перед Великим Гауди, но в реальной жизни встретиться им не было дано.

Крипта

Крипта (1898-1916гг.) в исполнении Гауди до сих пор вводит в заблуждения современных архитекторов – она не имеет привычных для зданий опор и как будто держит сама себя. Антонио открыл новый способ безопорного перекрытия с помощью сетки и цемента (подробнее смотрите в видео).

Чем более хрупкими выглядят арки Гауди в крипте Гуэля, тем более прочными они являются. Мебель для крипты архитектор также проектировал сам – это удивительные предметы с искривленными линиями и ножками в виде костей.

Архитектор в XIX веке научился оживлять предметы и приспосабливать их под людей!

Период постройки дворца, павильона усадьбы, парка, часовни и крипты Гуэля – 1883-1916гг .

Благодаря богатейшему заказчику – Гуэлю, о Гауди узнает весь высший свет Барселоны. К нему выстраивается очередь из заказчиков.

Дом Кальвет

Однажды архитектору заказали дом, который носит имя Кальвет . Место для строительства было ужасным – соседние дома стояли практически вплотную. Только с помощью изощренной планировки сюда можно было втиснуть еще одно здание.

Это был вызов для Антонио, который он принял. После постройки дома Кальвет власти города высоко оценят его изящество в целом и отдельных смысловых элементов в частности. За это Гауди получит награду – первую и последнюю от правительства Барселоны.

Все элементы отделки дома не были случайны и носили глубокий смысл . Взять хотя бы молот на дверях дома в виде креста. Чтобы постучаться в них, нужно было ударить «крестом по жуку» — символу зла. То есть желающий войти должен был сначала победить грех (постучать в дверь).

Дом Кальвет строился в период с 1898 по 1900 года .

Храм искупления Святого Семейства

В храме Святого Семейства Гауди в этот момент отделывает фасад одной из трех башен – Рождества. Архитектору на тот момент был 41 год. На храме появляются первые ослы, улитки, собаки. Чтобы сделать слепок с животных, архитектор погружает их в сон с помощью хлороформа, обмазывает жиром и делает отливку прежде, чем они успевают проснуться.

Если в средние века архитектурные строения были сказочно вымышленными (носили на фасадах вымышленных героев), то во времена Гауди сказкой в архитектуре стала сама природа.

На самом пике архитектурной карьеры Антонио Гауди перестают интересовать дорогостоящие проекты. По Барселоне поползли слухи: «У архитектора действительно есть особый заказчик, это для него он строит Sagrada Familia!». Храм Искупления, которому суждено стать каменной Библией.

Так и будет, если строительство завершится:

  • Самая высокая башня храма, высотой в 170 метров, станет олицетворять Христа.
  • Башня поменьше – Деву Марию.
  • Другие 12 башен – 12 апостолов.
  • 3 фасада храма Святого Семейства – это 3 таинства (Рождества, Страстей и Славы). Венчать собор будет огромный светящийся крест.

Чертежей у Гауди по-прежнему нет… Как-то он обронил фразу по этому поводу:

«Вся архитектура уже есть в природе, достаточно просто посмотреть вокруг»

Месса на святой горе Монсеррат

В этот момент Антонио Гауди часто посещает гору Монсеррат , где растворяется в звуках мессы. После нее он выходил на гору и молчаливо стоял, погружаясь в «религиозный экстаз». После одного из таких случаев он даже впал в летаргический сон.

Именно после этого он заявил, что отныне будет работать только над религиозными заказами, а если ему предложат светский проект, то он должен будет «испросить разрешение на исполнение у святой Мадонны из Монсеррата ».

Никаких других подробностей от архитектора добиться не удалось. Возможно, он получил ответ на свой давний детский вопрос: для чего он живет так долго?

Чертежи для последователей

Гауди понимал, что не успеет закончить храм Искупления и впервые за все время стал делать чертежи, проекты, чтобы его последователи смогли закончить это гениальное творение. К сожалению, чертежи были уничтожены пожаром во время гражданской войны.

Антонио успел закончить только один из 3-х фасадов собора – фасад Рождества . Но каким-то чудом возведение храма продолжается. Его строят представители разных стран, народов и даже разных вероисповеданий. Гауди продолжает диктовать свою волю и превращать архитектуру в продолжение природы.

Гибель гения

7 июня 1926 года из церкви в Барселоне вышел пожилой человек. Он улыбнулся и помахал игравшим детям, затем побрел в сторону улицы. Он больше не оглядывался по сторонам и шел вперед.

Водитель трамвая не успел затормозить…

Увлеченный своими мыслями пешеход этого даже не заметил: «…в природе нет трамваев и прямых линий…» .Сбитого старика приняли за нищего и отправили в больницу Санта-Круз. Ту самую, где он делал слепки мертвых детей для библейской панорамы «Убийство младенцев ».

Знакомые нашли его там только на следующий день, когда полученные травмы уже были несовместимы с жизнью и даже лучшая клиника не смогла помочь ему.

Умер Антонио Гауди 10 июня 1926 года . На следующий день вышли газеты под заголовками «В Барселоне не стало гения», «В Барселоне умер Святой», «Даже камни оплакивают его». Антонио Гауди покоится в крипте собора «Святое Семейство».

Стиль архитектурного творчества Антонио Гауди принято относить к течению модерна. Но можно заметить, что в проектах своих творений архитектор использовал отдельные черты многих других стилей. При этом каждый из них подвергался переосмыслению, и зодчий брал только те элементы, которые считал приемлемыми для своих построек.


Собор Саграда Фамилиа — вершина творчества гениального архитектора

Личность остается загадочной и непостижимой, несмотря на огромное количество информации о жизни и творчестве этого гения . Казалось бы, что нового можно сказать о человеке, который всю жизнь купался в славе и роскоши, не зная счету деньгам и всецело отдаваясь творчеству? Так почему же Антонио умер в одиночестве, крайней нищете и забвении? Ответ на этот вопрос — увы! — не известен никому.

Постройки Гауди

Среди известных построек гениального архитектора, начиная с самых ранних его работ, можно выделить следующие:

  • (построен в 1883 — 1888 годах) — Casa Vicens — жилой дом семьи Мануэля Висенса, один из первых крупных заказов Гауди.
  • Эль — Каприччо, Комильяс (Кантабрия) (построен в 1883 — 1885 годах) — Capricho de Gaudi — летняя резиденция Максимо де Кихано, маркиза де Комильяс, который был родственником Эусебио Гуэля — одного из главных заказчиков архитектора. Этот особняк был построен для наследника маркиза.

Эль — Каприччо
  • , Педральбес в Барселоне (построены в 1884 — 1887 годах) — уникальные постройки на территории одного из престижнейших районов Каталонии, возведенные в стиле богатых кубинских поместий.

  • Дворец Гуэля в Барселоне (построен в 1886 — 1889 годах) — Palau Guell — жилой дом богатого промышленника Эусебио Гуэля, одна из ранних работ Гауди. дворца содержит черты венецианского палаццо, смешанные с долей эклектики.

  • в Барселоне (построена в 1888 — 1894 годах) — Collegi de las Teresianes — специальное учебное заведение, колледж для девушек, которые в будущем становились монахинями. На сегодняшний день является одной из главных достопримечательностей Каталонии.

  • Епископский дворец в городе Асторга , Кастилия (Леон) (построен в 1889 — 1893 годах) — Palacio Episcopal de Astorga — дворец неподалеку города Леона, построенный по заказу епископа Жоана Баутиста Грау-и-Вальеспиноса.

  • в Леоне (построен в 1891 — 1892 годах) — Casa de los Botines — жилой дом со складскими помещениями в Леоне, построенный в традициях модерна с добавлением отдельных элементов .

  • Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне (1883 — работа не была окончена архитектором). Безусловно, когда речь идет о творчестве Антонио Гауди, то первой вспоминается одна из самых гениальных и причудливых построек, широко известных во всем мире — это Собора Саграда Фамилиа в Барселоне. Среди католиков название храма звучит как » Temple Expiatori de la Sagrado Familia».

  • (проект разработан в 1892 — 1893 годах, но миссия не была построена) — небольшой проект архитектора, который так и не был воплощен в жизнь. В планировании будущей постройки Гауди полностью отказывается от традиций.

  • , Гарраф (построены в 1895 — 1898 годах) — Bodegas Guell — архитектурный комплекс в Сиджесе, состоящий из двух зданий — входного помещения и самого погреба. Сооружение было возведено по заказу все того же промышленника Эусебио Гуэля.

  • Дом Кальвет в Барселоне (построен в 1898 — 1900 годах) — Casa Calvet — жилой дом вдовы фабриканта Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля, который изначально проектировался в качестве доходного дома. В подобных зданиях нижние этажи и подвальные помещения отводятся для торговых учреждений, на средних этажах проживают сами владельцы, а комнаты наверху сдают в аренду постояльцам. На сегодняшний день дом Кальвет является одной из достопримечательностей Барселоны.

  • Крипта Колонии Гуэля , Санта Колома де Сервело (1898 — 1916 годы) — часовня, построенная на территории поселения рабочих текстильной фабрики Эусебио Гуэля. Богатый промышленник в своей колонии хотел построить для своих рабочих школу, больницу и церковь. Именно с возведения крипты и началось воплощение проекта. Однако дальше дело не пошло, и сама церковь так и осталась недостроенной.


  • Дом Фигерас на улице Бельэсгуард в Барселоне (1900 — 1902 годы) — Casa Figueras или Башня Бельесгуард (Bellesguard) — прекрасный дом, увенчанный башнями, построенный по заказу вдовы торговца Марии Сагес. Заказчица хотела построить на своей земле новое красивое здание, и Антонио Гауди в полной мере справился с этим заданием.

  • Парк Гуэля в Барселоне (1900 — 1914 годы) — Parque Guell — садово — парковый комплекс с жилыми зонами общей площадью чуть более 17 гектаров, построенный в верхней части Барселоны.

  • (1901 — 1902 годы) — Finca Miralles — ворота для дома фабриканта Миральеса, построенные в виде причудливой морской раковины и гармонично вписанные в арочный проем.

  • Вилла Катлларас, Ла — Пабла — де — Лильет (построена в 1902 году) — загородный дом в Испании, спроектированный талантливым архитектором. Уникальность постройки видна даже на чертеже — до Гауди никто ничего подобного не делал.

Ла — Пабла — де — Лильет
  • Сады Артигас в пред горье Пиренеев (1903 — 1910 годы) — сады Can Artigas в Побла де Лилет (Pobla de Lillet) — великолепные постройки в рамках садово — паркового комплекса, расположенного у подножья Пиренейских гор на расстоянии 130 км от Барселоны.

Долгое время эта жемчужина архитектурного творчества Гауди оставалась неизвестной всему миру, но в начале 70 — х годов XX века сады обнаружили, привели в порядок и открыли для посещения туристов. С тех пор сады Can Artigas являются одной из достопримечательностей Испании, а также уникальным образцом .


  • Склады кузнечной артели Бадиа (1904 год) — были спроектированы по заказу Хосе и Луиса Бадио — владельцев кузнечных мастерских, в которых Гауди заказывал металлические кованные части для оформления своих архитектурных проектов.
  • (был построен в 1904 — 1906 годах) — Casa Batllo — жилой дом Жозепа Бальо-и-Касановаса, богатого текстильного магната, перестроенный Гауди по собственному проекту.
  • Реконструкция Кафедрального собора в Пальма де Мальорка (1904 — 1919 годы) — Catedral de Santa Maria de Palma de Mallorca — в этом католическом кафедральном соборе Антонио Гауди производил реставрационные и декоративные работы по заказу епископа Кампинса.

  • (1906 1910 годы) — жилой дом семьи Мила, последняя светская работа Гауди, после которой он полностью посвящает себя созданию храма Искупления Святого Семейства. Дом Мила также является одной из важнейших достопримечательностей столицы Каталонии.

  • Приходская школа при храме Искупления Святого Семейства в Барселоне (1909 — 1910 годы) — Escjles de la Sagrada Familia — изначально школа для детей рабочих, задействованных в строительстве собора Саграда Фамилия, планировалась в качестве временной постройки. Впоследствии, после окончания возведения собора школу хотели снести. Но здание получилось таким выразительным и уникальным, что оно до сих пор стоит неподалеку от собора.

Архитектурное творчество Гауди не только многогранно и интересно. Оно представляет собой поистине богатое наследие для всех поколений будущих архитекторов, которые смогут учиться на образцах этих уникальных построек и создавать свои собственные шедевры.


В 1852 году в маленьком каталонском городке под названием Реус родился великий архитектор Антонио Гауди . Богатством его семья не отличалась, однако отец, который работал простым медником, сыну прививал обширную любовь к ремеслу.

На пристрастиях и усердных занятиях мальчика сказалось его слабое самочувствие. Антонио не имел возможности бегать и играть с друзьями, он подолгу наблюдал за природой – растениями, волнами, насекомыми. Именно тогда и образовалась его мечта – желание строить так, как строит сама природа. Поэтому великий мастер и испытывал отвращение к стандартному строительству с прямыми углами и линиями, которых не касалась игра света и цвета.

Верхняя часть кровли дома Батло.

В 1878 году Антонио Гауди закончил архитектурную школу. Ещё во время своего обучения он работал чертежником под руководством архитекторов Ф. Вильяра и Э. Сала, изучал ремесла, исполнял мелкие заказы (фонари, ограды, лавки) – здесь и пригодились умения, переданные ему отцом.

В то время в Европе господствовал стиль неоготики, основные черты которого сформировали писатель и архитектор из Франции Виоле ле Дюк и критик из Англии Джон Раскин. Они рекомендовали тщательное изучение готического наследия, но не копирование в точности этого стиля, а творческое перерабатывание, оживление его современными элементами. Антонио принял эти идеи с небывалым восторгом.

Правда, такие пристрастия многим людям показались чуждыми и непонятными, что обрекло «портфолио» Гауди на скудность. До 1883 года, пока начинающий архитектор не познакомился со своим другом и покровителем Эусеби Гуэлем, за спиной автора сегодняшних произведений было только два недостроенных проекта – Эль Каприччо и Дом Висенс.

Дом Висенс

Немалые финансы Гуэля и несдержанные фантазии Антонио сложились и дополнили Каталонию великолепными павильонами усадьбы Гуэля, фантастическим гуэльским парком в Барселоне, а также криптой и часовней Колонии Гуэль. В период сотрудничества с Гуэлем у Гауди было множество заказов, и великий зодчий самозабвенно творил дома, которые были похожи на песчаные замки, гроты и пещеры. Антонио разнообразно и богато декорировал их, искал свежие сочетания материалов, изобретал компромиссы между декоративностью и функциональностью.

Большая лестница парка Гуэль

Витая скамья парка Гуэль.

Согласно установленной классификации творчество Гауди относится к стилю модерн. Но на самом деле поместить произведения зодчего в рамки какого-то отдельного стиля невозможно. Антонио Гауди-и-Корнет за свои 74 года жизни реализовал 18 проектов, большая часть зданий выстроены самим каталонским зодчим и расположены в Барселоне.

Самый удивительный плод вдохновения архитектора – это, разумеется, Саграда Фамилия (Собор Святого Семейства). Чтобы возвести это величественное здание, Антонио Гауди отдал почти 40 лет своей жизни, однако храм так и остался незаконченным по причине отсутствия средств. Строительство этого святилища велось только на пожертвования горожан, и сам архитектор зачастую ходил по улицам с протянутой рукой для подаяния.

Собор Святого Семейства

Место сосредоточения творений Гауди – это Квартал Эщампле. Дом Батло (1904-06), который одет в чешуйчатую мозаику и изменяет свой цвет за счёт освещения. Барселонцы прозвали его «Дом костей», стоит только взглянуть на это здание, чтобы понять причину возникновения такого названия. Решетки балконов и окон дома Каса Батло будто составлены из элементов скелета неизвестного существа гигантского роста.

Дом Батло.

В этом же барселонском квартале расположен дом Мила (1905-10), который более известен под названием «Каменоломня» или «Ла Педрера». Это самый невероятный жилой дом в столице Каталонии, а, может быть, и в мире.

Дом Мила "Каменоломня"

Гауди проектировал невероятные фантазии, которые благословляла сама мать-природа, а затем воплощал их жизнь… Такой же невероятной и ужасной на то время была и его смерть летом в 1926 году. Гениального зодчего зацепил трамвай и проволок его по мостовой несколько метров. Прощаться с Антонио Гауди в незаконченный Собор Святого Семейства пришли почти все горожане. А сегодня католическая церковь готовится рассмотреть возможность причисления к лику блаженных архитектора Гауди...

Антонио Гауди создал и парк Гуэль (El Parque Guell — 1900-1914 гг.). В этом парке Гауди попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре. Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.







Храм Святого семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства, кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família), иногда по-русски неточно называется собором Святого Семейства— пожалуй, самая значительная из работ Гауди, к сожалению, так и не законченная. Стиль, в котором выполнен собор, отдаленно напоминает готику, но вместе с тем, это что-то совсем новое, современное. Здание собора рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов.

Храм должен был превратиться в центр католической религии. С самого начала строительство храма поддерживал Папа Леон XIII.

Работы над созданием храма начались еще в 1882 г. под руководством архитекторов Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar). В 1891 г. строительство возглавил Антонио Гауди. Зодчий сохранил план своего предшественника — латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, но внес свои изменения. В частности, им была изменена форма капителей колонн крипты, высота арок увеличена до 10 м, лестницы перенесены им в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения. Он постоянно дорабатывал замысел в ходе строительства.

По замыслу Гауди, храм Святого семейства должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный — Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения.

Порталы и башни храма оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки

Превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.

Несмотря на то, что Гауди строил храм на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена.

Антонио Гауди погиб в Барселоне 7 июня 1926, сбитый трамваем неподалеку от собора Sagrada Familia. В бессознательном состоянии, в ветхой одежде, его доставили в больницу Святого Креста — специальный приют для бедных, из которого ему уже не суждено было выйти, чтобы продолжать украшать мир гением своего мастерства. Останки его покоятся в склепе собора Sagrada Familia.Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора продолжается и сегодня. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г.





Уже пятое поколение барселонцев наблюдает рождение архитектурного шедевра. Но даже недостроенный собор стал символом Барселоны и останется им навсегда, как, впрочем, и другие произведения Антонио Гауди. Архитектура Гауди — это открытая книга для всех почитателей его таланта. Своим уникальным и в то же время вызывающим столько споров и по сей день творением — собором Святого семейства — Антонио Гауди присоединился к плеяде своих великих земляков — Пабло Пикассо, Сальвадору Дали и Хуану Миро, — своими идеями перевернувших современное искусство.

По воспоминаниям современников, Гауди был человеком страстного темперамента и обладал незаурядными умственными способностями. При этом он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. «Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям», — оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья — свой дом. «Снимать дом — все равно, что иммигрировать», — убеждал Гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома.

Необычная архитектура Антонио Гауди является украшением Барселоны. В столице Каталонии сохранилось 14 построек мастера модернизма: Саграда Фамилия, парк Гуэль, дома, малые архитектурные формы. Все шедевры Гауди в Барселоне с картой и описанием. Адреса, часы работы, стоимость билетов, что посмотреть бесплатно и как не стоять в очередях.

Перед тем, как отправиться на осмотр творений Гауди, спланируйте свое время и рассчитайте бюджет. Достопримечательности Барселоны одни из самых популярных и дорогих в Европе. На очередь в Саграда Фамилия можно потратить 2 часа, а билет в дом Бальо стоит €23.50.
Что делать? Выбирайте только самые интересные места с платным входом и бронируйте билеты онлайн . Во многих случаях можно ограничиться внешним осмотром или посетить бесплатную часть.

Транспортные и дисконтные карты Барселоны помогают сэкономить деньги:

  • Barcelona City Pass включает вход в Собор Святого Семейства, Парк Гуэль, скидку 20% в Casa Mila, Casa Batllo, трансфер из аэропорта, туристический автобус hop-on hop-off и другие предложения
  • Hola BCN! — неограниченное количество поездок по Барселоне и провинции на общественном транспорте, включая поезда в аэропорт

Саграда Фамилия (Sagrada Familia)


Храм Святого Семейства — синтез теории и практики архитектуры Гауди, символ Барселоны. Строительство ведется с 1883 года, сохранившиеся макеты и рисунки позволяют продолжить работу Гауди с помощью компьютера. Включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (2005). В 2010 году Храм Святого Семейства освящен папой римским и провозглашен базиликой.

адрес: Carrer de Mallorca 401
часы работы:
с октября по март ПН-ВС 9:00-18:00
с апреля по сентябрь ПН-ВС 9:00-20:00
билеты: €15/€13/€11
Онлайн билет с аудиогидом дает право прохода в Саграда Фамилия без очереди.
Саграда Фамилия + Аудио гид + Башни
Бесплатно и без очереди с Barcelona City Pass .

Приходская школа при храме Святого Семейства

Простое здание школы из кирпича и черепицы украшает волнообразная крыша. В одной из комнат жил Антонио Гауди за год до своей смерти. Сейчас здесь находится музей, посвященный строительству церкви. Вход по билету в Саграда Фамилия.

Дворец Гуэль (Palau Guell)

Дворец был построен для мецената Гауди — Эусеби Гуэля, сочетает средневековое богатство с уникальным стилем архитектора. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1984).

адрес: Carrer Nou de la Rambla 3-5
часы работы:
с апреля по октябрь ПН-ВС 10:00-20:00
с ноября по март ПН-ВС 10:00-17:30
билеты: €12/€9


Фонари выполнены на каменной опоре с хромированными чугунными колоннами, увенчанными шлемом Меркурия с крыльями и жезлом.

адрес: Plaça Reial
Бесплатно

Дом Бальо (Casa Batlló)


Особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие прямых линий. Фасад здания изображает сверкающую чешую чудища с костями и черепами его жертв.

адрес: Passeig de Gracia 43
часы работы: ПН-ВС 9:00-21:00
билеты: €23.50/€20.50
Дом Бальо с русским аудиогидом
20% скидка с Barcelona City Pass

Дом Мила (Casa Milà, La Pedrera)

Последняя светская работа Гауди, образец каталонского модернизма. Панорамная терраса на крыше украшена скульптурами мифологических существ, выполняющих практическую функцию вентиляции.

адрес: Carrer de Provenca 261
часы работы:
с 3 марта по 1 ноября ПН-ВС 9:00-20:30
со 2 ноября ПН-ВС 9:00-18:30
билеты: €22/€16.50/€11
Дом Мила с русским аудиогидом
Дом Мила ночью — ночная экскурсия, проекции в комнатах, аудиовизуальное шоу на крыше террасы, бокал шампанского.
20% скидка с Barcelona City Pass

Онлайн билеты без очередей

Дом Висенс (Casa Vicens)


Построен в стиле мудехар с керамической отделкой и параболической аркой. Первый крупный заказ Гауди от фабриканта Мануэля Висенса. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (2005). Долгое время был частным владением, открыт для посещения в ноябре 2017 года.

адрес: Carrer de les Carolines 24
часы работы:
ПН-ВС 10:00-18:00
билеты: €16/€14
Онлайн билет Casa Vicens

Дом Кальвет (Casa Calvet)

Одно из ранних творений Гауди было построено для для текстильного производителя Pere Màrtir Calvet. В 1900 году городской совет Барселоны наградил его премией за лучшее здание года. Жилой дом, на первом этаже находится ресторан.

адрес: Carrer de Casp 48

Дом Фигерас (Casa Figueras) и Башня Бельесгуард (Torre Bellesguard)

Неоготический дом с башней стоит у подножия холма Тибидабо. Построен на месте средневекового замка короля Мартина Гумана, напоминая о его прошлом.

адрес: Carrer de Bellesguard 16
часы работы: ВТ-ВС 10:00-15:00
билеты: €9/€7.20
Онлайн билет Torre Bellesguard + аудиогид

Парк Гуэль (Park Güell)


Эта уникальная модель жилого района воплощает совершенную гармонию природы и архитектуры. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1984). Вход на территорию парка бесплатный, монументальная зона парка платная.

адрес: Carrer d’Olot 5
часы работы:
январь-февраль ПН-ВС 8:30-18:30
1-25 марта ПН-ВС 8:30-19:00
1 мая-27 августа ПН-ВС 8:00-21:30
28 августа-28 октября ПН-ВС 8:00-20:30
29 октября-31 декабря ПН-ВС 8:30-18:30
билеты: €8/€5.60
Онлайн билет в парк Гуэль дешевле, чем покупка в кассе и без очереди!
Бесплатно с Barcelona City Pass
Парк Гуэль и автобус hop-on hop-off — совместите посещение знаменитого парка Гуэль и автобусный тур с аудиогидом, экономя при этом время и деньги.


Находится на территории парка Гуэль в бывшем особняке Гауди. Музей рассказывает о жизни и творчестве великого архитектора в период 1906-1925 гг. В экспозиции представлены мебель и предметы интерьера.

адрес: Carretera del Carmel 23A
часы работы:
с октября по март: ПН-ВС 10:00- 18:00
с апреля по сентябрь: ПН-ВС 9:00- 20:00
билеты: €5.50/€4.50
Онлайн билет в дом-музей Гауди

Павильоны конюшен усадьбы Гуэля (Pavellons de la Finca Güell)


Кованые ворота в форме дракона закрывают вход в утопический парк Гесперид.

адрес: Avinguda de Pedralbes 7
часы работы: ПН-ВС 10:00-16:00
билеты: €5.00/€2.50

Школа Терезианок (Col·legi de les Teresianes)

Религиозная символика здания дополняется башнями, увенчанными четырехконечным крестом. Закрытое образовательное учреждение, в котором учатся дети влиятельных родителей.

адрес: Carrer de Ganduxer 85-105

Ворота Миралес (Porta Miralles)

Стена, покрытая черепицей из панциря черепахи.

адрес: Pg. de Manuel Girona 55-61
Бесплатно

Комбинированный билет Gaudí Pass включает 3 объекта с правом посещения без очереди: Колония Гуэль с криптой Гауди в пригороде Барселоны Santa Coloma de Cervellóó + Башня Бельесгуард + 4D шоу Gaudí Experience, погружающее зрителей в мир Антонио Гауди и его шедевров.