Год рождения прокофьева. Тема: С.С. Прокофьев. Фортепианное творчество. Возвращение на родину

Биография Прокофьева - великого русского и советского композитора - настолько большая и разносторонняя, что порой трудно представить - как это все умещалось в одном человеке? Пианист, музыкальный писатель, кинокомпозитор, дирижер - помимо этого Сергей Сергеевич создал свой собственный уникальный композиторский стиль, увлекался шахматами и Христианской наукой. Из этой статьи можно узнать краткую биографию Прокофьева, а также основные периоды его творческой жизни.

Детство и юность

Биография Прокофьева Сергея Сергеевича начинается в селе Сонцовка, расположенного в Екатеринославской губернии (современная Донецкая область Украины), 15 (27) апреля 1891 года, в купеческой семье. Мать Сергея, Мария Григорьевна, освоила фортепиано во время учебы в гимназии и дома часто исполняла произведения Бетховена и Шопена. Маленький Сережа нередко садился за клавиши рядом с матерью, запоминая ее игру визуально и на слух. С пяти лет начал свою музыкальную биографию Прокофьев Сережа, сочинив в столь юном возрасте свою первую пьеску - "Индийский галоп". Мария Григорьевна научила сына нотировать произведения, и все последующие небольшие рондо и вальсы собственного сочинения вундеркинд Прокофьев записывал самостоятельно.

В девять лет Прокофьев написал свою первую оперу под названием "Великан", а в 11 сыграл ее знаменитому композитору и педагогу Сергею Танееву. Танеев был впечатлен талантом мальчика и договорился со своим другом, тоже известным композитором Рейнгольдом Глиэром, об обучении Сережи Прокофьева.

Учеба и начало творчества

Вся ранняя биография Сергея Прокофьева составляется по его личным дневникам, которые он вел подробно и аккуратно на протяжении всей жизни. Уже в 1909 году, в возрасте 18 лет, Сергей окончил Петербургскую консерваторию как дирижер, а спустя пять лет, еще и как пианист. Его преподавателями были такие великие музыканты, как Римский-Корсаков, Лядов и Черепнин. Также во время учебы он познакомился с другими будущими великими композиторами - Сергеем Рахманиновым и Игорем Стравинским. На фото ниже Прокофьев во время учебы в консерватории.

После дебютного выступления с собственными произведениями на фортепиано, творчество Прокофьева назвали смелым и оригинальным, с "необузданной игрой фантазии и экстравагантностью стиля". За начинающим композитором закрепился статус "крайнего модерниста".

В 1913 году, после выступления Прокофьева со "Вторым фортепианным концертом", публика четко разделилась на тех, кто восхищался композитором, и тех, кто критиковал его, называя произведение "скандальным и футуристским".

Лучшие произведения и мировое признание

С 1918 до 1936 года биография композитора Прокофьева повествует о его американском периоде жизни. Сергей Сергеевич воспринял Октябрьскую революцию спокойно, так как никогда не принадлежал ни к белому, ни к красному движению. Он эмигрировал в поисках нового вдохновения.

Добившись признания по ту сторону океана, композитор возвращается на родину. Во время Великой Отечественной войны он не прекращает работу, его лучшими произведениями на этот момент становится балет "Золушка", опера "Война и мир" и "Пятая симфония". "Пятая", наравне с "Седьмой симфонией" Шостаковича, считаются важнейшими произведениями, созданными в период Отечественной войны. Отрывок из "Пятой симфонии" Прокофьева в исполнении симфонического оркестра можно увидеть ниже.

В 1948 году Сергей Прокофьев, наравне с другими авангардными композиторами, такими как Шостакович и Хачатурян, был раскритикован за "формализм и футуризм" Комитетом по делам искусств, после чего были запрещены многие произведения Сергея Сергеевича. Но к счастью, Иосиф Сталин очень интересовался творчеством и биографией Прокофьева, а потому в 1949 году, по личному приказу вождя, запрет был снят, а действия Комитета - строго осуждены.

Уникальный стиль композитора

В мировой истории биография Сергея Сергеевича Прокофьева отличается, в первую очередь, созданием уникального музыкального языка. Приемы, отличающие произведения композитора, заключались в использовании особой формы доминанты (позже она получила название прокофьевской доминанты), линеарных и диссонирующих аккордов, а также хроматических кластеров, объединяющих звуковысоты при исполнении "навязчивых" музыкальных фраз. Своеобразными являются и композиционная, антиромантическая ритмика, придающая многим произведениям Прокофьева экспрессивную отрывчатость.

Киноработы

За всю жизнь композитор написал музыку к восьми советским фильмам. Самыми известными киноработами в биографии Прокофьева считаются композиции, написанные к фильмам знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна: "Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1945). Эйзенштейн был в восторге от работы с великим композитором, так как у режиссера и музыканта был схожий, авангардный подход к творчеству. Впоследствии Прокофьев доработал сочиненную к этим фильмам музыку до формы самостоятельных произведений. Отрывок из фильма "Иван Грозный" с композицией Прокофьева можно увидеть ниже.

Произведения для детей

В творческой биографии Прокофьева и для детей написано немало произведений, например балеты "Золушка" и "Сказ о каменном цветке", сочинения для хора "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным", "Зимний костер", "На страже мира".

Но самым известным детским произведением Прокофьева, без сомнения, является симфоническая сказка "Петя и волк". Это произведение Сергей Сергеевич сочинил и положил на собственный текст в 1936 году, для постановки в детском театре. "Петя и волк" стало первым сочинением композитора после возвращения на родину.

Помимо спектаклей, существует несколько анимационных версий этой сказки: первая была создана в 1946 году на студии Уолта Диснея. Затем были выпущены два советских кукольных мультфильма (в 1958 и 1976), а также Польско-Британский, тоже кукольный мультфильм, удостоенный премии "Оскар" в 2006 году.

Другие увлечения

Будучи очень разносторонним человеком, Сергей Прокофьев занимался не только музыкой - вторым его увлечением была литература. Незаурядностью писательских способностей отмечено все, что выходило из-под его пера: это и огромная "Автобиография", охватывающая жизнь композитора с рождения до 1909 года, и его дневники, и все сочиненные им либретто и рассказы, наполненные оптимизмом и прекрасным чувством юмора.

Помимо музыки и литературы, Сергей Сергеевич серьезно увлекался шахматами и называл их "музыкой мысли". С 1914 по 1937 год, Прокофьеву удалось сыграть партии с такими знаменитыми шахматистами, как Капабланка, Ласкер и Тартаковер.

Также композитор был приверженцем Христианской науки, методы которой позволяли ему побороть волнение перед выступлениями. Прокофьев любил читать книгу "Наука и здоровье" Мэри Бейкер Эдди, в своих дневниках он не раз упоминал о ней, говоря, что эта книга помогла сформировать его личное отношение к добру, злу, Богу и человеку.

Личная жизнь

В 1923 году Прокофьев женился на каталонской камерной певице Лине Кодина, которая родила ему двух сыновей - Святослава и Олега. На фото ниже композитор с женой и сыновьями.

Несмотря на взаимопонимание с женой и восемнадцать лет совместной жизни, в 1941 году Прокофьев ушел из семьи и начал жить со студенткой филологического факультета Мирой Мендельсон. В 1948 году Сергей Прокофьев женился на Мире, не разведясь при этом с первой женой. В последующем судебном разбирательстве оба брака признали действительными. В связи с этим, советскими юристами был введен термин "Казус Прокофьева", относящийся к подобным инцидентам. Фото Прокофьева и его второй жены представлено ниже.

С Мирой Мендельсон-Прокофьевой Сергей Сергеевич прожил до конца своих дней. Великий композитор Прокофьев скончался 5 марта 1953 - в тот же день умер Иосиф Сталин, а потому смерть композитора долгое время оставалась незамеченной.

Родился Сергей Сергеевич 11 апреля 1891 года, в селе Красное. Сегодня это село часть Донецкой области.

Отец его - Сергей Алексеевич был ученым агронимом. Мать - Мария Григорьевна была родом из крепостных Шереметева. Хорошо играла на пианино.

Музыкой Сергей Прокофьев начал заниматься с раннего детства. Он даже сочинял произведения: пьесы, вальсы, песенки. А в 10 лет написал две оперы: "На пустынных островах" и "Великан". Родители Прокофьева стали брать частные уроки музыки для сына.

Будучи тринадцатилетним мальчиком, Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Учителями Сергея Прокофьева в столице, стали такие известные музыкальные деятели, как , Есипова, Лядов.

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию, как композитор, а отучившись еще пять лет - получил образование пианиста, золотую медаль и премию Рубенштейна.

В 1908 году Прокофьев начал выступать как пианист, через три года появились его первые нотные публикации, а еще через два года Прокофьев отправился на зарубежные гастроли.

Музыкальные критики называли Сергея Сергеевича музыкальным футуристом. Дело, в том, что он был сторонником шокирующих средств выразительности.

Музыка Сергея Прокофьева, на раннем этапе его творчества, обладает всесокрушающей радостной энергией. Однако этому творчеству не чужда и простая, стеснительная лирика.

Во многих своих произведениях, Сергей Прокофьев старается отобразить, так называемую общительность музыкального языка, показать богатство контрастов.

Творчество композитора представляет собой симбиоз лирики, юмора, иронии. Прокофьев пишет музыку для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», а так же несколько романсов на слова .

В начале 1918 года Сергей Прокофьев покидает свою . Четыре года композитор жил в Америке, потом уехал в Париж. В эмиграции композитор плодотворно и кропотливо работал. Плодами его трудов стали опера «Любовь к трем апельсинам», концерт номер 3 для фортепьяно с оркестром, соната номер пять для фортепьяно и многие другие.

В 1927 году Прокофьев дает гастроли в СССР. Концерты в Москве, Киеве, Харькове и Одессе имели огромный успех. После этого, гастроли Прокофьева в «бывшей Родине» участились.

В 1936 году Сергей Сергеевич возвращается в Россию, композитор остался жить в Москве. В этом же году закончил работу над балетом «Ромео и Джульетта». В 1939 году Прокофьев представил публике кантату «Александр невский». На 60-летие Сталина, он написал кантату - «Здравица».

В годы , композитор написал балет «Золушка», а также несколько потрясающих симфоний. Особое место занимает опера по роману Л.Толстого "Война и мир".

Не стало Великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева 5 марта 1953 года. Умер знаменитый деятель культуры в один день с товарищем ым, поэтому его смерть прошла для общества почти не заметно. В 1957 году Прокофьеву, посмертно, была присуждена Ленинская премия.

В еликий русский композитор, написавший свою первую оперу в 9 лет. Мастер крупных форм, которому удавалось переложить на язык музыки и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и встречу пионера Пети с Волком.

Знаменитый композитор родился в Екатеринославской губернии в семье ученого-агронома. Мальчик с детства проявлял музыкальные способности, его первым учителем была мать - хорошая пианистка. В 1902–1903 годах Прокофьев брал частные уроки у композитора Рейнгольда Глиэра. В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию. В 1909 году Прокофьев закончил ее как композитор, через пять лет - как пианист, до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа.

Выступать в качестве солиста и исполнять собственные произведения Прокофьев стал с 1908 года. Ученик Римского-Корсакова, Прокофьев-композитор начинал с фортепианных пьес и сонат, но принесла ему известность чикагская премьера – самая жизнерадостная в мире опера «Любовь к трем апельсинам». Без музыки Прокофьева сегодня нельзя представить признанный шедевр довоенного кино – фильм «Александр Невский». А музыкальное сопровождение «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна получило собственную жизнь как отдельное произведение.

В 1918 году он покинул Советское государство и через Токио добрался до США. В последующие десятилетия Прокофьев жил и гастролировал в Америке и Европе, несколько раз также выступал в СССР. На родину он вернулся в 1936 году вместе с женой-испанкой Линой Кодина и сыновьями. Именно после возвращения были созданы знаменитая сказка «Петя и волк», а также опера «Война и мир». Над эпическим произведением Прокофьев работал 12 лет.

В 1948 году Лина Кодина, которая к тому моменту была его бывшей супругой - арестована и сослана (освобождена в 1956 году, позже она покинула СССР). В том же году Прокофьева начали громить за формализм, его произведения резко критиковались как несоответствующие социалистическому реализму.

Скончался Прокофьев от гипертонического криза в возрасте 61 года.

Фрагменты из автобиографии С.С. Прокофьева.

<...> Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее, но в философском плане, как проявление культуры, как полет человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец остановился, послушал и сказал:
– Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
<...> Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку.

<...> ]Музыкальные склонности начали проявляться рано, вероятно года в четыре. Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Больше всего мать играла сонаты из первого тома; затем прелюдии, мазурки и вальсы Шопена. Иногда что-нибудь из Листа, что не так трудно. Из русских авторов – Чайковского и Рубинштейна. Антон Рубинштейн находился на вершине своей славы, и мать была уверена, что он более крупное явление, чем Чайковский. Портрет Рубинштейна висел над роялем.

<...> Занятия на рояле мать начинала с упражнений Ганона и этюдов Черни. Вот тут и я старался примоститься к клавиатуре. Мать, занятая экзерсисами в среднем регистре, иной раз отводила в мое пользование две верхних октавы, по которым я выстукивал свои детские эксперименты. Довольно варварский ансамбль на первый взгляд, но расчет матери оказался правильным, и вскоре дите стало подсаживаться к роялю самостоятельно, пытаясь что-то подобрать. Мать обладала педагогической жилкой. Незаметно она старалась направить меня и объяснить, как надо пользоваться инструментом. К тому, что она играла, я относился с любопытством и критически, иногда заявляя:
– Эта песенка мне нравится (я произносил «нлавится»). Пусть она будет моей.
Возникали также споры с бабушкой: какую именно пьесу играет мать. Обыкновенно прав был я.
Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески.

<...> В течение весны и лета 1897 года я записал три пьесы: Вальс, Марш и Рондо. Нотной бумаги в доме не водилось, ее линовал для меня конторщик Ванька. Все три пьесы были в до мажоре <...> Чуть сложнее оказалась четвертая – марш в си миноре. Затем приехала в Сонцовку Екатерина Иппократовна, жена того Лященки, которому я наплевал на лысину. Она хорошо владела роялем и даже немного занималась с матерью. Вдвоем они играли в четыре руки, что мне очень нравилось: играют разные вещи, а вдвоем выходит недурно!
– Мамочка, я напишу марш в четыре руки.
– Это трудно, Сергушечка. Ты не можешь подобрать музыку и для одного человека, и для другого.
Тем не менее я сел подбирать, и марш вышел. Приятно было сыграть его в четыре руки и слышать, как звучит вместе подобранное отдельно. Как-никак это была первая партитура!

<...> К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили.

С.С. Прокофьев. Автобиография. М., «Советский композитор», 1973.

Русский и советский композитор, пианист, дирижер.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 года в имении Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне на Украине) в семье агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846-1910).

Музыкальное дарование С. С. Прокофьева раскрылось в раннем детстве, его первые опыты композиции относятся к 5-6-летнему возрасту, в 9 лет он написал оперу. Первоначальное музыкальное образование композитор получил дома, занимаясь с матерью, а также с композитором Р. М. Глиэром, приезжавшим в Сонцовку летом 1902 и 1903 годов. К 1904 году был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес.

В 1904 году С. С. Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где занимался по композиции у , А. К. Лядова, Я. Витола, фортепиано у А. Н. Есиповой, дирижированию у Н. Н. Черепнина. Окончил консерваторию в 1914 году с премией им. А. Г. Рубинштейна.

Становление С. С. Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложней обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям и отчасти испытывая на себе их влияние, С. С. Прокофьев стремился к независимости и самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепианная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912, 1913, 2-я редакция 1923), 4 сонаты, циклы («Сарказмы», «Мимолетности»), токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы С. С. Прокофьевым были созданы две оперы («Маддалена», 1913, и «Игрок» по , 1915—16, 2-я редакция 1927), балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915-1920), «Классическая» (1-я) симфония (1916-1917), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые и камерно-вокальные сочинения.

С 1908 года С. С. Прокофьев вел регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижер - исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года он выехал из Советской через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор провел в поездках по Америке и Европе (главным образом Франции) в связи с постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 году он жил в Германии, а с 1923 года - в Париже. Зарубежный период творчества С. С. Прокофьева отмечен активным интересом к театральным жанрам. Им были созданы оперы: комическая «Любовь к трем апельсинам» по К. Гоцци (1919), замысел которой возник ещё до отъезда за границу, и экспрессивная драма «Огненный ангел» по В. Я. Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с С. П. Дягилевым, поставившим в 1921 году «Сказку про шута...», стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» композитором был написан балет «На Днепре». В области инструментальной музыки наиболее значительными работами этого периода были 5-я соната для фортепиано, 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930-1947), 3-й, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром (1917-1921, 1931, 1932).

В 1927 году С. С. Прокофьев приезжал с концертами в СССР, выступал в , Киеве, Харькове, Одессе. В 1929 году он вторично посетил СССР, в 1932 году окончательно вернулся на родину и поселился в .

С 1933 года в течение нескольких лет С. С. Прокофьев вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В эти годы им были созданы балет «Ромео и Джульетта» (1935-1936) и опера «Семен Котко» по повести В. П. Катаева «Я сын трудового народа» (1930). Значительное место в предвоенные годы занимала работа С. С. Прокофьева для драматического театра и кино в содружестве с крупнейшими советскими режиссерами — В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном. Одним из этапных произведений композитора стала музыка к кинофильму «Александр Невский» (1938) С. М. Эйзенштейна, послужившая основой для одноименной кантаты. На 60-летие композитор написал кантату «Здравица» (1939), исполнение которой стало кульминационным моментом юбилейных торжеств. В 1930-е годы С. С. Прокофьев также писал произведения для детей: сборник фортепианных пьес «Детская музыка» (1935), симфоническая сказка «Петя и волк» для чтеца и оркестра (1936), детские песни.

На рубеже 1930-х и 1940-х годов С. С. Прокофьев почти одновременно начал работу над целым рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой «Обручение в монастыре» по пьесе Р. Б. Шеридана «Дуэнья», балетом «Золушка». Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941-1945 годов.

В годы войны С. С. Прокофьев находился в эвакуации в , Тбилиси, Алма-Ате, продолжая интенсивную творческую работу. Осенью 1943 возвратился в . Важнейшим его произведением военных лет стала опера «Война и мир» по роману (1941-1952). Тема войны отразилась и в других сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939-1942), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945-1947). С этой же темой связана и последняя опера композитора «Повесть о настоящем человеке» по Б. Н. Полевому (1947-1948).

В послевоенные годы С. С. Прокофьевым были созданы 9-я соната для фортепиано, (1947), соната для виолончели и фортепиано (1949), вокально-симфоническая сюита «Зимний костер» (1949), оратория «На страже мира» на тексты С. Я. Маршака (1950), балет «Сказ о каменном цветке» по П. П. Бажову (1948-1950), 7-я симфония (1951-1952).

Заслуги С. С. Прокофьева перед отечественным музыкальным искусством были отмечены орденом Трудового Красного Знамени (1943), почетными званиями заслуженного деятеля искусства РСФСР (1943) и народного артиста РСФСР (1947). Творчество композитора шесть раз удостаивалось Сталинских премий: 2-й степени - за 7-ю сонату для фортепьяно (1943), 1-й степени - за 5-ю симфонию и 8-ю сонату (1946), 1-й степени - за музыку к 1-й серии кинофильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1946), 1-й степени - за балет «Золушка» (1946), 1-й степени - за сонату для скрипки и фортепиано (1947), 2-й степени - за вокально-симфоническую сюиту «Зимний костер» и ораторию «На страже мира» (1951). 7-я симфония композитора посмертно была удостоена Ленинской премии (1957).

В 1946 году, по совету врачей, С. С. Прокофьев переехал на дачу в поселке (ныне в ), где провел последние годы жизни. Он скончался в 5 марта 1953 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

С. С. Прокофьев вошел в историю отечественной и мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, собственную систему выразительных средств. Творчество композитора составило эпоху в мировой музыкальной культуре. Самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих отечественных и зарубежных композиторов. До сих пор он остается одним из самых исполняемых композиторов ХХ века.

Биография знаменитостей – Сергей Прокофьев

Детство

Родился Сергей Прокофьев 23 апреля 1891 года. Родина Сергея - село Сонцовка в Екатеринославской губернии (теперь Донецкая область). Родители Сергея были образованными людьми: Сергей Алексеевич, его отец, избрал профессию агронома, Мария Григорьевна (мама) имела музыкальное образование.

Мальчик получил музыкальный дар от мамы, которая передала ему не только умение играть на фортепиано, но и поощряла желание сына сочинять музыку. Она записывала все произведения, сочиненные Сергеем. В десять лет молодой сочинитель пишет свои первые оперы. Через год родители с подачи композитора С.Танеева, оценившего способности мальчика-композитора, посылают его брать теоретические уроки у Р.М. Глиэра.


Талант Прокофьева проявился в юном возрасте - в 10 лет он уже пишет свои первые оперы

Начало творческого пути

В тринадцать лет Сергей начинает учебу в консерватории в Санкт-Петербурге. Выдающиеся музыканты стали его педагогами: Римский-Корсаков, Лядова, Есипова и другие. В консерватории Сергей Прокофьев изучает различные направления музыкальной культуры, совершенствует свое композиторское мастерство и талант исполнителя пианиста. За игру на рояле его отмечают медалью и премией. Далее он осваивает еще один музыкальный инструмент – орган.

Карьера

Сергей продолжает сочинять музыку. Его талант оценивают, и в 1911 году издают музыкальные произведения композитора Прокофьева. Он стал создателем своего стиля в музыке. Его произведения отличались гармоничностью и звучали сверхмощно. В основу своего стиля композитор положил дисгармонию звучания духовых и струнных инструментов. Часто слушатели не понимали музыку Прокофьева, резкие звуки, по сравнению с привычной классической музыкой, вызывали отторжение.


Сергей Сергеевич много работает и добивается огромного успеха

1918 год стал для Прокофьева переломным – он принял решение уехать из страны. Поклонники таланта Сергея Сергеевича находятся в Америке, в Европе, в Японии, где он исполняет свою музыку. В СССР композитор вернется почти через десять лет, приезжая с выступлениями. В 1936 году Сергей Прокофьев со своей семьей приезжает в Москву, где остается жить. Еще несколько лет ему удается выезжать за рубеж с выступлениями.


В 1930-е годы музыка композитора стала плавной, мелодичной, почти исчезли резкие переходы. Появляются балет, оперы и много других интересных композиций.
Выдающаяся музыка композитора прозвучала в фильмах: «Иван Грозный», «Александр Невский», оставив свой след в кино.

В 1941-1945 года Прокофьев много сочиняет. Появляется балет «Золушка».
В 1847 году он становится Народным артистом РСФСР.
В 1948 году Прокофьев получает порцию серьезной критики. Ранее сочиненная им опера «Повесть о настоящем человеке» оказалась не отвечающей требованиям социалистической действительности.

В следующем году у Прокофьева начались проблемы со здоровьем. Врачи запрещали трудиться, но, несмотря на запреты, он верен своему призванию, по-прежнему занимается музыкой.


Умер Прокофьев в 1953 году 5 марта . Фасад дома композитора в Москве украшает мемориальная доска.
Из его увлечений стоит упомянуть шахматы. Он хорошо играл, говоря, что шахматы помогают ему в сочинительстве музыки.

В память о Прокофьеве создан музей, его имя присваивают музыкальным школам, оркестрам, конкурсам исполнителей музыки. Его профиль есть на почтовой марке и памятной монете. О Сергее Прокофьеве и его творчестве сняты документальные фильмы.

Личная жизнь

Первая жена Сергея Прокофьева – испанка Лина Кодина. Имел сыновей Святослава и Олега.
Второй супругой композитора стала Мендельсон Мира Абрамовна.


Семья Сергея Прокофьева