Музыкант почитаемый как ас и гений. Необыкновенные музыкальные способности. Высшие проявления музыкальности

Клише о композиторе-затворнике, теряющем остатки разума над нотным манускриптом неоправданно и даже обидно для современных музыкантов. По словам Джеймса Роудса, популярного пианиста и композитора, между музыкой, творчеством и душевно-психическим равновесием есть явно пропорциональная связь, которая не вредит, а наоборот, поддерживает здоровье и настроение творческих людей.

Этюд о предрассудках

Сумасшедший композитор… ноту за нотой вытаскивает из себя музыку на манускрипт, сбросил 7 килограмм, пока сочинял свою последнюю оперу. Простуда уже давно переросла в бронхит, вечно страдает от кашля, недосыпания и недоедания. Бубнит что-то себе под нос, кричит на прохожих, рисует нотный стан на салфетках в кафе и ресторанах. Сидит за фортепиано один, продрогший, голодный и глядит на надпись на стене: «Необязательно быть сумасшедшим, чтобы сочинять музыку, но так легче»; надпись, которая написана его собственным почерком, его собственной кровью.

Это не просто предрассудок - это историческое и культурное клише, ставшее частью общественного восприятия всех артистов. Но оно настолько же ошибочно, насколько широко распространено.

Причина клише

Правда заключается в том, что связь между сумасшествием и креативностью, так же сильна и логична, как и причинно-следственная связь между знаком зодиака и интеллектом.

То, что общество решило связать безумие и творчество, очень легко объяснимо. Как еще мы, простые смертные, можем объяснить невероятную творческую силу таких гениев, как Моцарт или Бетховен. Конечно, нам проще объяснить это каким-то странным умственным расстройством или психологическим недугом. Мы не можем согласиться с тем, что оба эти человека были абсолютно обычными, иначе куда теряется магия? И что делать с вопросом: почему я не такой?

Что такое сумасшествие?

Творчество — крайне широкое понятие. Создание музыки становится для композиторов не просто работой, а страстью и любовью всей жизни, причиной их существования. Каждый из современных композиторов готов поклясться, что великие музыканты не были сумасшедшими.

Взволнованными? Да, конечно. Обозленными, обедневшими, страдающими алкоголизмом, обеспокоенными, нервными, страдающими от приступов депрессии и горя. Но эти черты совсем не являются определением сумасшествия. На самом деле, время от времени они могут охарактеризовать каждого из нас.

Из всех великих композиторов сегодня только Шуман оказался бы госпитализированным из-за своего биполярного расстройства. Кроме него ни один из музыкальных гениев не получил бы положительного диагноза какого-либо психологического расстройства.

Диагноз в психологии, вообще, штука очень интересная. Все мы немного сумасшедшие. Хороший (или плохой) психолог может поставить диагноз того или иного расстройства любому человеку. На самом деле мы очень мало знаем о том, как работает наше собственное сознание. Когда-то великий английский поэт-романтик Китс получил диагноз «психическое расстройство на основе поэзии». Хотелось бы думать, что с того времени мы достигли новых высот в психологии, но на самом деле изменилась мало.

Что такое творчество?

Во время творческого процесса музыканта совершенно не волнует его психологическое состояние. Однако стоит ему только задуматься о своем собственном здоровье, как творчество сразу становится абсолютно необходимым. В этом случае важно отметить, что все композиторы достигли своих высот не потому, а несмотря на то, что были беспокойными, нервными и неуравновешенными.

Креативность и творческая сила являются знаком психической стабильности, а никак не расстройства. Творчество спасает людей от рутины, депрессии, страхов и безысходности. Возможность высказаться, вылить бушующие эмоции в музыку, это то, что спасает композитора от сумасшествия.

Биографический пример

Конструктивная, спасительная энергия творчества может быть продемонстрирована на примере великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Автор величайших музыкальных произведений осиротел в возрасте 10 лет, потерял нескольких братьев и сестер, сталкивался с постоянным физическим и моральным насилием в школе, несколько лет провел рядом с ненавидевшим его родственником. Будучи подростком, он прошел сотни километров пешком, чтобы добраться до лучшей музыкальной школы. У него было 20 детей, 11 из которых умерли в раннем возрасте. Его любимая жена скоропостижно скончалась, когда композитор находился в коротком отъезде. Испытав на себе столько горя, любой человек сошел бы с ума, но Бах до конца своих дней оставался абсолютно рациональным, психически уравновешенным человеком. А все потому, что свои эмоции, все свои слезы и горести он выражал в музыке.

Он никогда, ни на день не прекращал работать. Без музыки, вполне вероятно, он сошел бы с ума. Ему не нужны были подбадривающие выводы современных исследований, доказывающих, что творчество положительно влияет как на социальное, так и на эмоциональное и интеллектуальное развитие. Ему не нужно было читать о том, что креативные люди обладают большим потенциалом. Он это просто знал… знал и ни на миг не прекращал работать.

Творчество в современном мире

Сегодня мы регулярно пытаемся найти решение своих проблем, оправдать их чем угодно, лишь бы нам позволили продолжать вести свой спокойный и размеренный образ жизни. Творчество не терпит размеренности, оно не признает рамок и стереотипов. Творчество живет и создает жизнь. Композиторам, художникам, скульпторам и писателям не нужно искать забвения в сериалах, социальных сетях и дорогих курортах. В их внутреннем мире живет и развивается целая вселенная.

Есть один секрет, который широкая публика не знает или предпочитает игнорировать: не нужно становиться композитором или художником, чтобы быть творческим человеком. Один из самых грустных мифов современности - миф о том, что только небольшая часть людей обладает креативностью. Как говорил Пикассо: все дети - величайшие живописцы, самая большая проблема нашего общества в том, что мы мешаем им оставаться художниками.

Наличие музыкальной памяти, музыкального слуха, обладание чувством ритма, эмоциональной восприимчивостью к музыке называют музыкальными способностями. Практически все люди в той или иной степени имеют все эти дары от природы и при желании могут развивать их. Выдающиеся музыкальные способности встречаются гораздо реже.

К явлению исключительных музыкальных дарований можно отнести такой «набор» психических свойств художественной личности: абсолютный слух, феноменальная музыкальная память, незаурядная способность к обучению, творческая одаренность.

Высшие проявления музыкальности

У русского музыканта К.К. Сараджева с детства обнаружился уникальный музыкальный слух. Для Сараджева все живые существа и неодушевлённые предметы звучали в определённых музыкальных тонах. Например, один из знакомых Константину Константиновичу художников, был для него: ре-диез мажор, к тому же, имеющий оранжевый оттенок.

Сараджев утверждал, что в октаве он ясно различает по 112 диезов и по 112 бемолей каждого тона. Среди всех музыкальных инструментов К. Сараджев выделял колокола. Гениальный музыкант создал нотный каталог звуковых спектров колоколов московских звонниц и более 100 интереснейших композиций игры на колоколах.

Ф. Лист, С.В. Рахманинов, Д. Энеску и другие гениальные музыканты обладали феноменальной памятью: они могли, глядя в нотный текст, без инструмента запомнить музыкальное произведение с фантастической быстротой и точностью.

Ф. Лист сыграл с листа, как вспоминал М.И. Глинка, несколько номеров из его рукописной партитуры оперы «Руслан и Людмила», сохранив все ноты – к удивлению слушателей (почерк Глинки был очень неразборчив). Помогла Ф. Листу необыкновенная музыкальная интуиция.

Однажды, по просьбе М. Равеля, перед придирчивым нотным издателем Д. Энеску блестяще сыграл наизусть новую скрипичную сонату Равеля. Текст её он впервые увидел за полчаса до исполнения.

И.С. Бах, В. Моцарт запоминали сложнейшие оркестровые произведения, услышав их всего один раз. Редчайшей музыкальной памятью обладали всемирно известные исполнители: И. Гофман, С. Фейнберг. Л. Оборин, С. Рихтер, Д. Ойстрах, что помогало им иметь огромный концертный репертуар.

Спутник музыкальной одарённости – дар виртуозной игры на музыкальных инструментах. Высочайшая техника владения инструментом, дающая неограниченную свободу исполнительским движениям, для музыкального гения, прежде всего, является средством, позволяющим ему глубоко и вдохновенно раскрывать содержание музыки.

С. Рихтер играет “Игру воды” М. Равеля

Примером необыкновенных музыкальных способностей может служить и явление импровизации на заданные темы, когда музыкант создаёт музыкальное произведение, без предварительной подготовки, в процессе его исполнения.

Дети – музыканты

Отличительным признаком необычных музыкальных способностей является их раннее проявление. Одарённые дети отличаются прочным и быстрым запоминанием музыки, склонностью к музыкальному сочинительству.

Дети, имеющие музыкальный талант, уже к двум годам чисто интонируют, а к 4-5 годам научаются свободно читать ноты с листа и воспроизводят нотный текст выразительно и осмысленно. Вундеркинды – это необъяснимое пока наукой чудо. Бывает, что артистизм и техническое совершенство, зрелость исполнения маленьких музыкантов оказывается лучше игры взрослых.

В. Моцарт с 4-х лет начал играть на клавире и скрипке, сочинял музыку. С 6-ти лет он давал концерты в Европе, на которых исполнял свои и чужие произведения, читал с листа с необыкновенной лёгкостью, импровизировал на заданные темы. Ф. Лист с раннего детства удивлял слушателей виртуозной игрой на фортепьяно.

Сейчас во всем мире наблюдается расцвет детского творчества и вундеркиндов сегодня немало.

11-летняя девочка – вокалистка из Москвы В. Оганесян поёт сложные оперные арии, С 4-х лет выступает на сцене юная российская пианистка В. Кутузова, скрипач из Берлина А. Камара начал с 2-х лет играть на скрипке.

Юный дирижер из Узбекистана Эдуард Юденич вышел на сцену в 6 лет руководить симфоническим оркестром. Занятия игры на скрипке он начал в трёхлетнем возрасте, потом освоил фортепьяно. Имея феноменальную музыкальную память, мальчик знает наизусть партитуры всех произведений, которыми дирижирует. Семи лет отроду он дирижировал оркестром, исполнявшим оркестровую поэму Листа «Прелюды».

Ф. Лист “Прелюды” – дирижирует Эдуард Юденич

Антон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке;...

Антон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке; оставил сотни сочинений. Будучи руководителем созданного им же Русского музыкального общества (РМО), Рубинштейн дирижировал первыми симфоническими концертами общества, занимался просветительской и благотворительной деятельностью, преподавал и читал лекции. По его инициативе в Петербурге была основана первая русская консерватория.

Семья. Начало творческого пути

Рубинштейн родился в зажиточной еврейской семье в 1829 году. Отец, купец второй гильдии, был родом из Бердичева; мать происходила из Прусской Силезии, так что вторым языком в семье являлся немецкий. У Антона был младший брат Николай - одаренный пианист, который по следам брата основал в Москве вторую русскую консерваторию и возглавил московское отделение РМО. И две сестры: одна из них стала преподавателем музыки, другая - камерной певицей. Семья Рубинштейнов крестилась и приняла православие, когда маленькому Антону было два года.

Первые уроки музыки Рубинштейн получил у своей матери, а в восьмилетнем возрасте мальчик начал обучаться у лучшего педагога Москвы - Александра Ивановича Виллуана. В десять лет Рубинштейн впервые выступил в благотворительном концерте. В 1840 году Виллуан повез ученика в Париж, для поступления в консерваторию. Однако Антон в консерваторию так и не поступил, зато познакомился с Фридериком Шопеном и Ференцем Листом, который назвал его «своим преемником» и посоветовал отправиться в турне по Европе.

Так началась пианистическая карьера Рубинштейна. Он поехал с Виллуаном в Германию. Оттуда - в Голландию, Англию, Норвегию, Швецию, затем в Австрию, Саксонию и Пруссию, выступив практически при всех европейских дворах.

Вернулись они в Москву спустя два с половиной года; через год, в 1844-м, мать повезла его и младшего сына Николая в Берлин, где оба брали уроки у знаменитого мастера контрапункта Зигфрида Дена - того самого, у которого занимался Михаил Глинка. Затем пути матери и сына разошлись: мать вернулась в Москву с Николаем, получив известие о разорении и смерти мужа. А 17-летний Антон решил попытать счастья в Вене; жил там впроголодь, пробавляясь грошовыми уроками и пением в церкви. Лист и тут помог ему, устроив турне с флейтистом Гейнделем в Венгрию. В 1849 году Рубинштейн возвращается в Петербург.

С этого времени Рубинштейн начинает строить карьеру в России, периодически выезжая на гастроли в Европу и Северную Америку. Много сочиняет, его оперы ставятся на столичных сценах. В 1865 году, став знаменитым и довольно состоятельным, женится на княжне Вере Александровне Чекуановой, которая родила ему троих детей.

Слева: Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881), русский пианист, дирижёр, педагог. Справа: Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894), русский пианист, композитор, дирижёр, педагог.

Пианист

Известность Рубинштейна как пианиста сравнима со славой Ференца Листа. Современники отмечали:

«Техника Рубинштейна была колоссальна и всеобъемлюща, но отличительной и главной чертой его игры, производившей впечатление чего-то стихийного, являлись не столько блеск и чистота, сколько духовная сторона передачи - гениальное и самостоятельное поэтическое истолкование произведений всех эпох и народов».

Хуго Риман, немецкий музыковед

В сезоне-1872/73 Рубинштейн совершил со скрипачом Генриком Венявским турне по Северной Америке, сыграв за восемь месяцев 215 концертов и получив за это неслыханный по тем временам гонорар - 80 тысяч рублей.

Знаменитые циклы «исторических концертов», которые Рубинштейн сыграл в 1885–1886 годах во всех европейских столицах - Санкт-Петербурге, Берлине, Вене, Париже Лондоне, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе (по семь концертов в каждом городе), - сделали его мировой знаменитостью. И каждый раз пианист повторял серию бесплатно - для учащихся и педагогов.

Илья Репин. Портрет А.Г. Рубинштейна. 1887.

На излете своего директорства в консерватории Рубинштейн прочитал студентам уникальный по объему и энциклопедичности «Курс фортепианной литературы», сопровождая лекции собственными музыкальными иллюстрациями, составленными из 800 пьес. Последний раз Рубинштейн сыграл на благотворительном концерте в пользу слепых в Санкт-Петербурге, в 1893 году.