Иероним Босх «Извлечение камня глупости. Средневековая трепанация. «Извлечение камня глупости» Иеронима Босха
Это работа Иеронима Босха "Извлечение камня глупости". Картина имеет самое прямое отношение к медицине вообще и к современной российской врачебной практике в частности.
Некоторые исследователи, отмечая не особо искусную прорисовку лиц, относят картину к раннему периоду творчества Босха, другие же полагают, что она вполне могла быть создана и после 1490 г. Сын и внук художников, Иероним Босх оставил богатое наследие удивительных картин, многие из которых содержат поучительные аллегории, высмеивающие пороки человека. Что же мы видим на "Извлечении камня глупости"?Изображаемая сцена помещена в круг, обрамленный золотыми узорами и надписями на черном фоне. Сверху написано: "Meester snijt die keye ras" (Мастер/доктор, камень вынь сейчас), а снизу - "Myne name es lubbert das" (Меня зовут Любберт Дас). Надо сразу пояснить, что во времена Босха было распространено поверье, что глупость обусловлена застрявшим в голове камнем. Любберт в нидерландской литературе того времени - имя почти нарицательное, синонимично "олуху" и "тупице".Эту же тему разрабатывают и нидерландские художники последующих поколений - в том числе Питер Брейгель Старший и Ян ван Хемессен.
В особо запущенных случаях легковеры обращались к врачам-шарлатанам, которые охотно брали с глупцов деньги и проделывали нехитрые процедуры, из тех, что довели до совершенства современные хилеры. Подобно тому, как филлипинские кудесники без единого надреза на глазах пациента извлекают из его тела больные органы и ткани (на деле - загодя приготовленную куриную требуху), мошенник, изображенный Босхом, извлекает цветок, символизирующий камень глупости, через поверхностный надрез на темечке пациента. Бакс считает, что цветок сей - тюльпан, и объясняет свое предположение тем, что в староголландском языке слово тюльпан было созвучно с одним из определений глупости. Однако я ясно вижу в изображенном цветке кувшинку (нимфею), которая по строению никоим образом не походит на тюльпан. Такая же кувшинка лежит и на столе, видимо, от предыдущего клиента - намек на то, целитель пользуется большой популярностью.Голова хирурга увенчана перевернутой воронкой - символом невежества. Операция происходит на фоне пасторалей (где, в духе Босха, на фоне тонко прорисованного пейзажа белеет и виселица - символ будущей расплаты). Пациент - пожилой уже мужчина. При извлечении камня глупости присутствуют два свидетеля - седовласый монах и немолодая же монахиня. Монах держит кувшин пива - намек на пьянство. Монахиня облокотилась о стол и подпирает рукой щеку, что придает фигуре скучающий вид, а на голове у нее лежит книга. Существуют различные мнения относительно этих двух персонажей, однако в любом случае все исследователи сходятся в одном: на картине ревностный католик Босх изображает духовенство в весьма неприглядном свете (в зрелом творчестве художника прорисовывается и более явное осуждение служителей церкви, например, на картине Корабль дураков). Типа,художник пытается сказать зрителю следующее: дураку не поможет ни медицина, ни наука, ни религия; простака окружают лишь врачи-шарлатаны и религиозные ханжи (монах-пьяница и монашка с напускной ученостью - все ее знания поверхностны, что символизирует книга на голове). Дополнительно Босх констатирует, что глупца всюду разводят на деньги (даже у монахини сбоку свисает туго набитый кошель ).
Питер Брейгель Старший " Извлечение камня глупости "
Вариация на эту тему у Яна ван Хемессена.
Весь мир живет во тьме ночной, влачась в греховном ослепленьи, а между тем повсюду и везде от дурака нам нет спасенья (с) Себастьян Брант . В последние годы россияне все глубже тупеют, погружаются в мракобесие, питаются мифами и суевериями, процветшими на трупах фундаментальных наук, учатся и лечатся у проходимцев и шарлатанов. Повальная глупость стала настолько массовой,что скоро уже будет закрепляться генетически.
Больного привязывали к стулу, рассекали кожу,
после чего с ловкостью фокусника доставали припасенный заранее камень, выдавая
его за камень, извлеченный из разреза.
Картина «Извлечение камня глупости» считалась
написанной Босхом, но последние несколько лет голландские исследователи
оспаривают авторство.
Многие работы Питера Брейгеля Старшего, как мы знаем, являются своего рода дидактической сатирой, обличающей человеческие пороки, но его предшественнику, Еруну Антонисону ван Акену, более известному как Иероним Босх, такой взгляд на мир свойственен не меньше. Об этом нидерландском художнике известно очень мало, но ни на что непохожий язык его картин говорит сам за себя.
В работах Босха ярко проявляется связь с местным колоритом: фольклором, лубком, представлениями, дававшимися на ярмарках. Например, до наших дней дошла веселая история о Лубберте из Реймбуха, которого обманули, и он решил, что нужно произвести «операцию головных камней». В Средние века многие люди верили, что скудоумие и ограниченность возникают из-за особых камней, появляющихся в голове, и чтобы резко поумнеть, их нужно просто-напросто удалить.
Именно поэтому о недалеких людях говорили, что «они знают не больше глупых камней» или что «у них камень в голове», что означало отнюдь не затаенную злобу, а походило на русские «без царя в голове», «каша (тараканы) в голове», «котелок не варит» или даже «моча в голову ударила». В общем расхлебывали эту «кашу» в Голландии с помощью трепанации. И хотя такие операции с лечебными целями проводились еще в каменном веке, но медицина средневековья сильно им уступала.
По городам Нидерландов бродили не только нищие слепые и музыканты, но и бродячие аптекари, готовившие микстуры и торговавшие ядами. Еще античные авторы противопоставляли профессиональных врачей этим шарлатанам, чей социальный статус был так же низок, как у бродяг и публичных женщин. Они-то и спасали от глупости и лишних денег подобных Лубберту простачков. Больного привязывали к стулу, рассекали кожу, после чего с ловкостью фокусника доставали припасенный заранее камень, выдавая его за камень, извлеченный из разреза. В общем работали не хуже современных филиппинских хилеров. Этот сюжет был широко распространен в средневековом фольклоре, к 15 веку перекочевав в литературу и изобразительное искусство и сохранившись вплоть до 17 столетия.
Иероним Босх. Извлечение камня глупости
Картина «Извлечение камня глупости»
считалась написанной Босхом, но последние несколько лет голландские
исследователи оспаривают авторство, приписывая его ученикам и последователям. К
сожалению, вопрос подлинности вообще часто встает в наши дни. Так, в середине
ноября 2017 года на аукционе был продан единственный Леонардо, находившийся не
в музее, а в частном собрании, и его подлинность до сих пор вызывает множество
споров. Тем не менее, работа «ушла» за 450 миллионов долларов, и это самое
дорогое полотно, реализованное в ходе аукционных торгов. На данный момент не
существует экспертизы, которая может дать однозначный ответ, а реставрации и
поновления только осложняют дело, поэтому в музее Прадо, где хранится работа
Босха, с выводами голландских коллег не согласились.
Рисунок здесь несколько небрежен, но и пейзаж, и частые в мире Босха «вещи не на своем месте» легко узнаваемы. Художник изображает деревенского простака в белой рубахе и красных штанах, привязанного к стулу, за которым расположился врачеватель со скальпелем в руках, а напротив, облокотившись на стол, стоят монах с серебряным кувшином в руках и монахиня. Сама сцена вписана в тондо (от итал. rotondo – «круг»). По Платону круг является идеальной фигурой, именно поэтому его так любили итальянцы эпохи Ренессанса. Но суровые художники Северного Возрождения пошли по другому пути, сделав круг символом общих бед и проблематик.
Тондо, в свою очередь, располагается в прямоугольнике, где на черном фоне причудливые виньетки и золотые буквы: «Мастер, быстро удалите камни. Меня зовут Лубберт Дас». Это имя было широко распространено и вместе с тем приравнивалось по своему значению к «простофиле», напоминая героя русских сказок Ивана-дурака. Правда, часто это становилось и прозвищем тех, кто был ленив и толст. В общем этого толстого Лубберта и спасает от глупости врач, на голове которого красуется перевернутая воронка. Этот предмет, использующийся не по назначению, считается символом обмана. Похожее решение художник использует и в изображении монахини, на голове которой лежит закрытая Библия, олицетворяя поверхность знания. Ее компаньон, монах, держит кувшин для вина, - с его помощью Босх обличает пьянство. Над головой лже-лекаря легко различить виселицу и шест с колесом для колесования, - по мнению художника обманщиков настигнет расплата.
Но самым интересным является тот самый «камень глупости»: на картине он представлен в образе цветочных бутонов, один из которых шарлатан достает из головы пациента, а второй уже лежит на столе, свидетельствуя о востребованности врача-обманщика. Многие исследователи принимают цветок за тюльпан: в сонниках того времени он означал неправду. Кроме того, луковицы тюльпанов были страшно дороги, и это может быть намеком на шальные деньги, доставшиеся врачу. Но для тех, кто любит погорячее, есть и другая версия. Цветок, похожий на нимфею (кувшинку), считается олицетворением сексуального желания. Так что шарлатан не только избавляет клиента от глупости, но и спасает от похоти, возвращая на праведный путь, то есть по сути кастрирует, на что указывает и имя нашего героя. Некоторые искусствоведы переводят Лубберт Дас как «кастрированный барсук», так как глагол lubben означает «кастрировать», а барсук (das по-голландски), как и герой фольклора, ленив и любит поспать. Сумка, проткнутая ножом, идет в копилку «горячей» трактовки.
Два слова про заказчика: им был незаконнорожденный сын Филиппа III Доброго, герцога Бургундии, Антуан, Великий бастард Бургундский. Его отец основал рыцарский орден Золотого руна, и золотые виньетки по кромке тондо напоминают не только герб самого бастарда, но и знак ордена. От отца Антуан унаследовал не только «мужество, доблесть, и благоразумие, и некоторые прочие добродетели, и хорошие привычки», но и темперамент: члены ордена осудили его за внебрачные связи. Так что, может быть, герой картины действительно призван был напоминать о благочестии и воздержании.
Сюжет с извлечением камня возникал еще не раз в творчестве голландских художников, но цветы в голове нашел только Босх, за что ему большое искусствоведческое спасибо: есть где сломать пару-тройку копий.
Содержание.
Введение.
Любое
искусство рассматривается как суверенная
область духовной жизни человека и общества.
Анализ произведений искусства может
рассказать о взаимосвязи художника
с окружающим его миром.
В
этой работе я попытаюсь проанализировать
картину нидерландского живописца
Босха «Извлечение камней глупости», чтобы
воссоздать окружавшую его действительность
и отношение самого художника к этой действительности.
Искусство
поэта кошмаров уже много веков не
оставляет равнодушным ни зрителей, ни
ученых. Несмотря на обилие текстов, истолковывающих
работы художника, Босх и сегодня остается
одной из самых «темных» и таинственных
фигур в истории живописи.
«Различие
между картинами этого художника
и картинами всех остальных заключается
в том, что остальные стремятся изобразить
человека таким, каким он выглядит снаружи,
в то время как один лишь он имел достаточно
мужества изобразить человека изнутри.»
- Фрей Хосе де Сигуэнса
1.
Понятие искусства.
Искусство
- это сфера духовно- практической
деятельности людей, которая направлена
на художественное постижение и освоение
мира. Оно призвано удовлетворять
универсальную потребность человека,
воссоздавать окружающую действительность
в развитых формах человеческой чувственности.
Специфика
искусства, позволяющая отличать его
от всех других форм человеческой деятельности,
заключается в том, что искусство
осваивает и выражает действительность
в художественно-образной форме. Она
является результатом конкретной художественно-творческой
деятельности и одновременно - реализацией
исторического культурного опыта человечества.
Художественный образ выступает не просто
как внешнее сходство с действительностью,
а проявляется в виде творческого отношения
к этой действительности, как способ домыслить,
дополнить реальную жизнь.
Художественный
образ - это суть искусства, это
чувственное воссоздание жизни,
сделанное с субъективных, авторских
позиций. Художественный образ концентрирует
в самом себе духовную энергию создавшей
его культуры и человека, проявляя себя
в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том
или ином зрительном толковании.
Произведение
искусства всегда бывает единством
познаваемого в нем объекта и
познающего этот объект субъекта. Познаваемый
и воспроизводимый художником «внутренний
мир», даже если это его собственный «внутренний
мир», всегда является все же объектом
его познания - познания активного, заключающего
в себе отбор существенных особенностей
этого «внутреннего мира» и их осмысление
и оценку.
Значит,
суть творчества заключается в том, что
в нем обобщенно осознаются особенности
человеческих переживаний - или в их собственном
временном состоянии и развитии, или в
их направленности на внешний мир. Л. Толстой,
например, определил искусство как средство
обмена чувствами.
Искусство
- явление социальное. Оно участвует
в социальном преобразовании общества,
оказывая эстетическое воздействие
на личность. Сам процесс творчества
в искусстве аккумулирует в себе
впечатления, события и факты, взятые
из действительности. Автор перерабатывает
весь этот жизненный материал, воспроизводя
новую реальность - художественный мир.
В
процессе социализации индивид осваивает
знания, нормы, ценности, принятые в
той или другой общности людей, но
воспринимает, впитывает их не пассивно,
а преломляя через свою индивидуальность,
через свой жизненный опыт. Так он становится
личностью, представляющей собой неповторимый
ансамбль общественных отношений.
Социализация
в то же время является и интериоризацией,
т.е. переходом внешних для индивида общественных
отношений в его внутренний духовный мир.
Искусство,
в котором объективируется и
в наибольшей степени концентрируется
эстетическое отношение человека к
миру, является незаменимым фактором
социализации личности, связывая ее с
обществом самыми сокровенными узами
и воздействуя на самые сокровенные стороны
человеческого поведения. При этом приобщение
к многообразным эстетическим отношениям
через освоение эстетических и художественных
ценностей совершается без какого-либо
ущемления суверенности самой личности,
а напротив, через ее развитие и духовное
обогащение, и что чрезвычайно важно, совершенно
свободно.
Эстетический
вкус формируется главным образом
в процессе непосредственного общения
с произведениями искусства, пробуждающими
у человека способность к эстетическому
восприятию и переживанию, способность
делать выбор и чувственно-интеллектуально
оценивать явления действительности соответственно
социальному и художественному опыту
человека, его социальным чувствам и мировоззрению.
Он проявляется в виде индивидуальных
оценок, но всегда органически связан
с эстетическими, философскими, этическими,
политическими воззрениями человека,
обусловлен общественными отношениями
людей, а так же возрастом, жизненным опытом
людей и их взглядом на мир.
Формирование
вкуса, как и собственного мнения по отношению
к произведению искусства, невозможно
без общения с ним, без прочтения, рассмотрения
и размышления об увиденном. И поскольку
эстетический вкус развивается и совершенствуется
по преимуществу в общении с художественными
произведениями, то очень важно, чтобы
люди чаще сталкивались с поистине настоящим
высоким искусством.
На
протяжении истории человечества было
создано множество бесценных
шедевров различных видов искусства.
Этим духовным богатством может овладеть
каждый, кто захочет, кто поймет благотворное
влияние его, воспитает у себя сначала
привычку, а затем и потребность общения
с искусством.
2.
Анализ картины Босха
«Извлечение камней
глупости».
В
картине «Извлечение камня глупости»
посреди унылого, однообразного пейзажа
разместилась, непонятно как оказавшаяся
здесь, компания из четырех человек. Рядом
со столиком в кресле сидит седовласый
простак, над которым производит какое-то
действо шарлатан в длинной хламиде. Не
вполне правильный анатомически, несколько
суховатый рисунок; довольно монохромный,
рыжеватый колорит; бедно разработанный
ландшафт в глубине.
Орнаментальная
желтая надпись на чёрном фоне гласит:
"Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт
Дас". Любберт - обезличенное имя, во
времена Босха оно означало слабоумного
(то же, что Иван Дурак в русской традиции).
На
первый взгляд картина нелепа и даже
абсурдна, и очень непросто сразу уловить
ее смысл. Однако за бытовым жанром скрываются
поучительные аллегории, высмеивающие
пороки человека.
Автор
картины - Иероним Босх - нидерландский
художник, один из крупнейших мастеров
Северного Возрождения. Работал главным
образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
В своих многофигурных композициях, картинах
на темы народных поговорок, пословиц
и притч сочетал изощренную средневековую
фантастику с фольклорно-сатирическими
и нравоучительными тенденциями.
Самого
Босха называют удожником без
биографии.
Родился
он в городе Хертогенбосе приблизительно
в 1450 году (по 1516 г.). В те времена Хертогенбос
был одним из четырех крупнейших городов
герцогства Брабант, владения герцогов
Бургундских. Настоящее имя Босха - Иеронимус
ван Акен, но подписывал он свои картины
(что, вообще говоря, было огромной редкостью;
обычно он этого не делал) псевдонимом,
под которым и прославился в веках. Псевдоним
"Босх" произошел от сокращенного
названия родного города художника. Скорее
всего, живописец выбрал себе новое имя,
чтобы его не путали с другими членами
семьи, представлявшей собой типичную
художническую династию. О жизни Босха
практически ничего не известно, кроме
записей, сохранившихся в городском архиве
Хертогенбоса.
Датировка
его картины «Извлечение камней
глупости» так же не известна. Некоторые
исследователи, отмечая не особо искусную
прорисовку лиц, относят картину к раннему
периоду творчества Босха (1475-80гг), другие
же полагают, что она вполне могла быть
создана и после 1490 г.
Данная
картина представляет фольклорную линию
в творчестве художника эпохи Возрождения.
В
этом произведении прослеживается тяга
к иронии и иносказанию, к воплощению в
гротескно-сатирической форме широкой
картины народной жизни. Наверняка символика
Босха была напрямую связана с народной
культурой того времени (с теми же пословицами
и поговорками).
Смелые жизненные наблюдения,
метко схваченные художником Иеронимом
Босхом, народные типы и бытовые сцены
в последующем подготовили почву для формирования
нидерландского бытового жанра и пейзажа.
Сам
Босх заворожен идеей греха. На человеческую
природу он смотрит не слишком оптимистически.
В большинстве его произведений человек
словно погружен в море безумия. Да и окружающая
Босха реальность давала повод для изображения
нелепости и ужаса всего, что происходит
на свете.
Эпоха,
в которой довелось жить Босху, была
нелегкой, отсюда и кажущаяся современному
человеку жестокость некоторых сцен в
его произведениях. Для Нидерландов в
конце XV века наступили тяжелые времена:
маленькая страна, ранее входившая в состав
самостоятельного герцогства Бургундского,
перешла под власть Габсбургов. Налоговые
поборы новых правителей, инквизиция и
эпидемии опустошали страну. И это напряженное
время нашло отражение в живописном мире
Босха, мире, наполненном страданиями
и иронией.
Босх
и сегодня остается одной из самых
«темных» и таинственных фигур в
истории живописи. Картина "Извлечение
камня" по-видимому имела успех и после
неё появилась масса других картин с таким
же сюжетом. Теперь она хранится в Музее
Прадо в Мадриде.
2.1.
Эмоциональный уровень
восприятия картины.
На
первый взгляд "Извлечение камня"не
вызывает каких-либо ярких эмоциональных
впечатлений. Вполне возможно, что автор
и не собирался «громко высказывать» мысль,
заложенную в сюжет картины, потому применил
спокойную приглушенную цветовую гамму,
уравновешенную симметричную композицию
и относительно статичные позы главных
персонажей. Произведение нельзя назвать
ни экспрессивным, ни поэтическим, да и
темное обрамление дает картине некий
налет декоративности.
Написано
"Извлечение камня" в форме тондо
(тондо - это круглая по форме картина (сокращение
от итал. rotondo – круглый). Такая форма картин
была особенно популярна в ренессансной
Италии, в частности, во Флоренции). У Босха
потом не раз встречается этот формат.
В работах итальянских художников от Боттичелли
до Рафаэля тондо - это символ идела, поскольку
круг на плоскости, а шар в пространстве,
согасно учению Платона, есть самая идеальная
фигура. Но в Северном Возрождении, и у
Босха в первую очередь, круг имеет другой
смысл - это знак всеобщности, всемирности.
Когда нидерландский художник заключает
какую-то композицию в круг, мы сразу должны
принять к сведению, что этим он подчеркивает,
что перед нами не единичный случай, а
аллегория всего рода человеческого.
2.2.
Предметно-символический
уровень восприятия
картины.
Как
мы видим на картине изображена средневековая
операция по извлечению из головы седовласого
мужчины «камней глупости». Голова хирурга
увенчана перевернутой воронкой - символом
невежества. Операция происходит на фоне
пасторалей (где, в духе Босха, на фоне
пейзажа белеет виселица - символ будущей
расплаты). Пациент - пожилой уже мужчина.
При извлечении "камня глупости"
присутствуют два свидетеля - седовласый
монах и немолодая же монахиня. Монах держит
кувшин пива - намек на пьянство. Монахиня
облокотилась о стол и подпирает рукой
щеку, что придает фигуре скучающий вид,
а на голове у нее лежит книга. Существуют
различные
и т.д.................
Джордж Лукас говорил, что фантазиями Босха навеяны его образы пришельцев в “Звездных войнах”. Не удивительно. Пожалуй, самые оригинальные, любопытные, невероятные монстры созданы именно Босхом.
Особенно много их на картине “Искушение святого Антония”. В прошлой статье я рассказала . Теперь пришло время рассмотреть детали. Ведь когда видишь всех этих невообразимых существ, сразу хочется понять “Что означают все эти создания?”
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Однако все образы Босха пока никому расшифровать не удалось. Ведь некоторые из них взяты из народных пословиц. Другие – из символов алхимиков. Третьи – из символов масонов. А какие-то созданы с одной лишь целью – напугать своим страшным видом грешников. И вы просто голову сломаете, чтобы все это разгадать. Но я все же попытаюсь.
1. Монстр с воронкой
Один из самых известных монстров Босха. Горбун-карлик без рук. На коньках. С воронкой на голове, из которой торчит сухая ветка. Большие длинные уши. Длинный кривой клюв. В клюве письмо со словом “Жирно”.
Я больше склоняюсь к версии, что этот монстр создан Босхом для осуждения нечистоплотных церковников. А именно тех, которые продавали для собственной наживы индульгенции (грамоты, обладание которыми якобы отменяло кару за грехи).
Причём Босх смело приравнивает их к мошенникам. Воронку вместо шляпы Босх уже однажды использовал для обозначения шарлатана. На картине “Извлечение камня глупости”. Ведь такое лже-врачевание – это и есть чистой воды мошенничество.
Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Фрагмент. 1475-1480 гг. Музей Прадо, Мадрид
Коньки означают “пойти по скользкому пути”. Недаром у Босха часть грешников и бесов в Аду на картине катаются на коньках. Именно таким он и видит путь тех, кто продаёт индульгенции ради личной выгоды.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
2. Человек полудерево-полурыба
На картине “Искушение святого Антония” Босх создал немало сцен обличения греховности алхимиков. Очевидно, что Босх их не любил. Как глубоко верующий человек он считал алхимиков грешниками. Ведь они пытались встать на место Бога. Стать создателями новых веществ (золота, элексира молодости). И даже существ (гомункулов, о которых речь пойдёт ниже).
Поэтому я предполагаю, что этот монстр – злая пародия на алхимика. Алхимики проводили свои опыты двумя способами. Мокрым и сухим. Верхняя часть человека в виде сухого дерева – аллегория сухого способа. Нижняя часть в виде хвоста рыбы – мокрого пути. В руках же монстра – гомункул. Как самое нелепое и дьявольское создание алхимиков.
3. Гомункулы
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, ПортугалияСуществует легенда, что алхимики умели выращивать гомункулов в пробирках. Для этого они брали сперматозоиды. Смешивали их с разными субстанциями, типа ртути, навоза и много чем другим.
Ждали 9 месяцев. Подкармливая зародыш каплями человеческой крови. В результате получалось уродливое существо. Размером в 10-20 см. Без позвоночника. Крайне неприятной наружности. Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Именно такое существо сидит на подносе в центральной части картины. Над головой он держит философский камень. А парочка гомункулов посимпатичнее плавают в большой луже рядом с человеком-деревом-рыбой.
4. Великан, вросший в холм
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
На левой створке триптиха бросается в глаза крайне неординарный персонаж. Человек-холм. Он так врос в землю, что его ноги уже похожи на корни деревьев. А между его ног вырыт вход в кабак или публичный дом.
Однако я обратила внимания, что этот монстр чем-то похож на одного из героев картины на картине “Фламандские пословицы”.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент. 1559 г. Картинная галерея национального музея Берлина, Германия
Этот человек также на четвереньках. Он залез в сферу. Держит тряпочку в руках. Видимо чтобы протирать сферу изнутри. Или обувь стоящего рядом. Смысл такого поведения расшифрован. Так Брейгель Старший описывает пословицу “Нужно унижаться, чтобы добиться успеха”.
Возможно, Босх высмеивает таких людей и в “Искушении святого Антония”. А именно тех, кто готов унижаться. Готов влезть хоть в дыру в земле. Да еще и сделать кабак между ног. Лишь бы заработать побольше денег.
Вы наверняка заметили, что во лбу великана торчит стрела. Вообще у Босха много раненых грешников или монстров. Возможно, такая физическая травма означает духовную ущербность. Или же уязвимость. Ведь когда ты врос в холм, кто угодно может и пнуть, и стрелу в лоб запустить.
5. Рыба, которая ест другую рыбу
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Есть на картине ещё один необычный образ. Одна большая рыба пожирает ту, что поменьше. Большая одета в чехол в виде скорпиона или кузнечика. И передвигается вся эта конструкция на вогнутых синих щитах. Сверху конструкции – башенка.
Еще со времён Средневековья есть одна голландская пословица “Большая рыба ест маленькую”. Что означает жестокость мира. Когда сильный пожирает слабого. Этот образ есть и у Питера Брейгеля Старшего.
Питер Брейгель Старший. Большие рыбы пожирают маленьких. 1556 г. Галерея Альбертина, Вена, Австрия
Возможно, так показана алчность и прожорливость участников крестовых походов. Конечно, тех, кто в них участвовал ради наживы. Отсюда своеобразные доспехи и щит. А церковная башня намекает на попустительство церкви. Когда первоначальную цель крестовых походов, обращение в христианство, заменяли уже жаждой наживы.
6. Монстр грилли
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
В центре картины, рядом со святым Антонием сидит странное создание. Голова и ноги человеческие. Но ему явно не хватает туловища с руками. Это так называемый Грилли. Отсутствие частей тела – признак ущербности, неполноценности. В том числе духовной.
В Николаевском зале Зимнего дворца столпотворение. Еще бы, у нас проходит выставка "Прадо в Эрмитаже". Самая большая и представительная экспозиция из Прадо, когда бы то ни было организованная за пределами Испании - целых 66 работ. Больше всего народа стоит сразу справа при входе, все взгляды устремлены на совсем небольшую картину - это "Извлечение камня глупости" Иеронима Босха.
Дело было в марте 2011 года, я тогда была в ожидании Мирослава и старалась смотреть чаще на прекрасное. В конце месяца на дне рождения друзей я вскользь упомянула этот свой поход на "Прадо в Эрмитаже". В ответ от одной знакомой я получила безапелляционный и снобистский ответ, что испанцы нас развели как малых детей. На выставке не было ни одной знаковой картины. Тогда как Эрмитаж отправил к ним в ответ одни хиты!
А ты была на выставке? - уточнила я. - Нет, а зачем? - удивилась она. Я вспомнила лица людей, смотрящих на "проходные" картины, улыбающуюся и смеющуюся крошку на руках у мамы, свои эмоции от "незнаковых" картин. И перед моими глазами появилось "Извлечение камня глупости" Иеронима Босха.
«Извлечение камня глупости» («Операция глупости») — картина, приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху. В авторстве Босха можно было бы усомниться, если бы не характерный пейзаж на заднем плане.
Картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она, скорее всего, служит признаком обмана. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.