Школа стильных образов и идей. Необычные места и памятники Формирование индивидуального стиля

В этом посту я хочу рассказать об очень своебразном и талантливом художнике,о котором я узнал сравнительно недавно.Этот художник-довольно необычный и его картины и скульптурные работы могут производят необычный эффект-одни люди находят его вульгарным и гротескным,другие-человеком с брызжущщим через край смехом и шуткой и часто-едкой сатирой.Словом,художник это неординарный и часто люди не знают как даже определить его искусство,настолько он не вписывается б привычные рамки.И я и моя жена очень любим его работы и часто наше настроение поднимается просто,когда мы смотрим на ту или иную его картину или скульптуру.
Фернандо Ботеро родился в Южной Америке, в городе Медейин, Колумбия, в провинции Антигуа 19 апреля 1932 года.Его отец был бродячим торговцем,который часто ездил по горному,труднопроходимому району провинции на осле,забираясь в самые далёкие её уголки.Когда Фернандо было всего 2 года,его отец внезапно умер от сердечного приступа,оставив маленького Фернандо и 2-х его братьев на попечении матери.Эта внезапная и трагическая потеря оставила Фернандо в состоянии потери,грусти и пустоты,которую он никогда не смог заполнить.
Сегодняшний Медейин-современный большой метрополис,существенно отличается от того маленького провинциального городка,в котором жил Фернандо Ботеро.В начале 1930-х годов в маленьком городке Меделлин церковь и католичество играло сильную роль в каждодневной жизни и морали людей города.Ботеро учился в школе,в которой учителя были священники ордена Иезуитов.Строгая,жёсткая дисциплина школы не давала слишком много времени на развлечения и маленький Фернандо стал рисовать,чтобы скрасить себе жизнь и дать отдушину творческому порыву и фантазии,которая всегда кипела в нём.Ещё будучи подростком,он полюбил на всё жизнь корриду,которая была так популярна в Южной Америке,и,конечно, в Колумбии.С 13 лет Ботеро начал рисовать корриду,быков и всех принимающих в ней участе-тореадоров,матадоров и пикадоров.Его талант и знание искусства очень рано проявилось в его творчестве.Когда емуы было только 17 лет,он написал статью в местной газете El Colombiano,которуь назвал "Пикассо и нонконформизм в искусстве",в которой он писал о сюрреализме и абстрактной живописи.
В 1951 году Ботеро перебрался в столицу, в город Богота и уже в возрасте 19 лет у него была первая персональная выставка-продажа картин в галерее "Лео Матиз".Каждая из его работ была продана.
Как ни стрaнно,Ботеро было трудно расстатся со своими работами и он стал самым крупным "коллекционером" своих картин и cкульптур,ктоторые он не продавал несмотря на огромные суммы денег,которые предлагали ему коллекционеры и музеи.Как и многие художники,Ботеро решил поехать в Европу изучать европейские школы живописи и их мастеров.Он долгое время учился в Академии Искусства в Мадриде,Испания,где он стал создавать работы в стиле Веласкеса и Фрaнциско Гойя.Он также учился во Флоренции,в Италии,где он обучился технике рисования фресок итальянских мастеров живописи эпохи Возрождения. Б 1956 году он обучался на факультете изящных искусств в Университете Боготы.Он также путешествовал по Южной Америке,а также съездил в Мексику,где изучал работы Диего Ривера и Ороско.Именно в Мексике его творчество подпало под сильное влияние больших расписных фресок на стенах зданий.Тот стиль Бoтеро,который сегодня ассоциируется с его творчеством,оформился примерно в 1964 году.Это были изображения людей,животных,деревьев,натюрморты,харак терезующиеся
раздутыми формами и почти невидимыми,как покрытой лаком поверхностью картин.
В 1969 году Фернандо Ботеро провёл большую выставку своих работ под названием " Раздутые Изображения",которая прошла в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке.Эта выставка укрепила его репутацию как художникя и он вышел на международную сцену. Его работы характеризуются преувеличенными,раздутыми формами и часто выглядят как сатирические и юмористические работы.Символы власти и силы часто присутствуют в его картинах и картины,изображающие президентов и солдат а также священников часто являются мишенью для Фернандо Ботеро.Его работы часто напоминают людям творчество известного колумбийца -Габриеля Гарсия Маркеса.Но,несмотря на его любовь к своей стране,многие темы его картин и скульптур проходят через европейскую историю.Он создаёт работы,которые напоминают нам Средние Века,итальянское барокко и колониальные картины Латинской Америки.Он также создаёт работы,пародирующие и копирующие в утрированных формах разные периоды искусства,включая картины Боннарда и Жака-Луи Давида.В разные периоды его искусства в его картинах видно влияние Гогена и Пабло Пикассо,а также искусство индейских племён Центральной и Южной Америки,особенно скульптура ольмеков.Но чаще всего его картины сравнивают с работами Питера Поля Рубенса,картинами которого Ботеро всегда восхищался.В работах Рубенса,писал Ботерo -",мы видим мир мир плотского преувеличения,избытка,пышности жизни,форм и довольства,мир,где существуют бок о бок святое и светское,богохульное.."
Ботеро однажды сказал:"- В искусстве,пока мы можем творить и думать,
мы вынуждены искажать природу.Искусство-это всегда искажение".

Фернандо Ботеро в Боготе, Колумбия.

Фернандо Ботеро.Плачущая женщина(1949).

Фернандо Ботеро.Матадор.

Фернандо Ботеро.Подражание Веласкесу(портрет инфанты).

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта.

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта в Медейине,Колумбия.

Фернандо Ботеро.Подражание Леонардо да Винчи. Мона Лиза.

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет графа Д"Урбино.)

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет Изабеллы Д"Эсте.)

Фернандо Ботеро родился в 1932 году в городе Медельин, известном в мире своим картелем наркодельцов. Его семья потеряла своe состояние, а отец умер, когда будущий художник был еще очень юным. В детстве Фернандо мечтал - стать тореро, но в 15 лет вдруг заявил матери, что желает стать художником и больше никем. Это совершенно не вписывалось в ппланы его консервативной родни, которая считала, что искусство может быть увлечением, но не профессией. Несмотря на это Ботеро постепенно добился того, чтобы его иллюстрации стали появляться в газете «Эль-Коломбиано». В качестве иллюстратора он проработал до 1951 года, когда решился уехать в Европу в поисках новых знаний.

Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо. Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Св. Марка у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским Возрождением. Позже, в 1952 Ботеро вернулся на родину, и устроил свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса.

В том же 1952 году он принял участие в конкурсе Национального художественного салона, где его картина «У моря» получила второе место. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.

До 1955 года Ботеро рисовал, в основном, обычных мужчин, женщин и животных, тогда он еще не открыл для себя ни «толстушек», ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они «пришли» как бы случайно, когда однажды в «Натюрморте с мандолинной» инструмент вдруг «растолстел» до смешного. Это был момент истины для Ботеро - он нашел свою нишу в искусстве.

В 1964 году Фернандо женился на Глории Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляло желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой «европейский» опыт и стал, копировать старых мастеров.

Одновременно он работал над собственными произведениями, и вскоре, в 1970 году выставился в Галерее Мальборо. Так началась его мировая известность. Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным.

Сейчас Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже он пишет большие полотна, в Италии проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает скульптуры, на Лазурном берегу и в Нью-Йорке рисует акварелью и тушью. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей. Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира. В 1992 году Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, предложил Ботеро провести персональную выставку на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один иностранный художник.

С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы он своим творчеством украшал праздники. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции... Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, и многие стоят в очереди.

Его произведения считаются одними из самых дорогих в мире, так, например, его картина «Завтрак на траве», была продана за миллион долларов. В России есть его скульптурная композиция «Натюрморт с арбузом» (1976-1977). Он подарил ее «Эрмитажу», где она и выставлена в Зале искусства Европы и Америки ХХ века.

Ботеро не стал отшельником, он всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб»

Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Она состоит из 48 живописных полотен и рисунков, изображающих обнаженных заключенных, которых травят собаками и избивают тюремщики. Впервые серия была показана в Колумбии в апреле 2005 года. Ботеро заявил, что тема «Абу-Граиб» будет продолжена. «Я еще не сказал всего, что хочу сказать по этому поводу. Есть еще сюжеты афганских тюрем, американской базы Гуантанамо на Кубе», - говорит художник.

Скульптуры Фернандо Ботеро rus_lynx wrote in August 23rd, 2014

Оригинал взят у rus_lynx в Скульптуры Фернандо Ботеро

С творчеством Фернандо Ботеро я познакомилась пол года назад, оказавшись в лобби отеля «Four seasons» в Майами. Взгляд не просто случайно упал на бронзовые скульптуры, он был буквально захвачен ими. Огромные монументальные фигуры были главным украшением лобби: величественные, спокойные, вызывающие восхищение. Вызывали ли они страх? Отнюдь. Наоборот, было чувство умиления и симпатии.
Судите сами:

Я ничего подобного ранее не видела и, охваченная страстью, начала поиски информации о скульпторе.
Фернандо Ботеро - колумбийский скульптор, живущий и по сей день. Он учился в художественных школах Испании и Италии, одним из его любимых художников был Веласкес (быть может именно он повлиял на то, что его скульптуры и живопись выражают сдержанность, побуждая нас самих выявить, что же скрывается за внешней оболочкой).
Ботеро на первых этапах творческого пути не имел определенного стиля и писал разно стилевые картины. Его поиски себя напоминают мне раннего Пикассо, когда тот, рисуя с раннего детства, пробовал разные стилевые направления, пока не нашел свой, такой узнаваемый стиль, принесший ему мировую известность. Так и Ботеро, выходец из бедной семьи, искал свой путь и нашел, наконец, свой неподражаемый стиль в изображении людей и предметов будто разбухшими, надутыми, статичными.

Всемирная известность пришла к Ботеро, когда он, наряду с живописью, начал создавать скульптуры "в стиле Ботеро": огромные, бронзовые статуи, выражающие состояние покоя. Сейчас его статуи стоят миллионы долларов и известные города мира записываются в очередь, чтобы приобрести его скульптуры для украшения городских парков и площадей.

Думаю, именно это «фирменное» состояние отрешенности и покоя наряду с гротескными изумляющими формами и делает его творчество таким популярным. И именно поэтому это откликнулось у меня в душе – его фигуры будто пребывают в состоянии медитации, а значит покоя и гармонии. То есть они в том самом состоянии, к которому я стремлюсь, прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, занимаясь йогой и поисками себя и своего пути. Если смотреть на эти статуи, то дыхание постепенно становится ровным и спокойным. И тебе вдруг открывается смысл жизни – он в гармонии. А гармония – она в спокойствии.

Всплыли в памяти строки Омара Хайяма:

Кто понял жизнь тот больше не спешит, 

Смакует каждый миг и наблюдает,

Как спит ребёнок, молится старик, 

Как дождь идёт и как снежинки тают. 

В обыкновенном видит красоту, 

В запутанном простейшее решенье, 

Он знает, как осуществить мечту, 

Он любит жизнь и верит в воскресенье, 

Он понял то, что счастье не в деньгах, 

И их количество от горя не спасет,

Но кто живёт с синицею в руках, 

Свою жар-птицу точно не найдет 

Кто понял жизнь, тот понял суть вещей, 

Что совершенней жизни только смерть, 

Что знать, не удивляясь, пострашней, 

Чем что-нибудь не знать и не уметь.


Пока обложки современных гламурных журналов пестреют фотографиями костлявых манекенщиц, колумбийский Фернандо Ботеро воспевает красоту пышных форм. С картин известного современного мастера на нас взирают пухлые красавицы, которые совсем не стыдятся своего излишнего веса и, надо заметить, с легкой кисти художника, полнота им действительно к лицу.

Колумбийский художник и скульптор Фернандо Ботеро работает в технике фигуративизма, основой которой является сохранение сходства с реальными объектами и, в частности, с телом человека. И картины, и скульптуры оригинального современного художника отличаются тем, что изображают людей и животных исключительно округлых форм. Даже обычные предметы быта и еда в работах Ботеро имеют весьма массивные размеры.

Известный современный художник Фернандо Ботеро родился в колумбийском городе Медельин. Ботеро было шестнадцать лет, когда он опубликовал свои первые работы в газете El Colombiano. Полученный гонорар он использовал для оплаты обучения в лицее де Маринийя Антьокия.

Первая персональная выставка Ботеро состоялась в 1952-м году в Боготе. Тогда же его картина «У моря» заняла второе место в конкурсе Художников Колумбии Salón de Artistas Colombianos. Мировую известность колумбийскому художнику принесла состоявшаяся в 1970-м году выставка в Галерее Мальборо.

Обширное творческое наследие Ботеро составляют около трех тысяч картин, более 200 скульптур, множество рисунков и акварелей. Работы колумбийского художника можно увидеть в лучших галереях всего мира. Его произведения считаются одними из самых значимых и дорогостоящих.

В 1976-м году свою скульптурную композицию «Натюрморт с арбузом» Ботеро подарил Эрмитажу. Сейчас она выставляется в Зале искусства Европы и Америки 20-го века.

В Барселоне можно увидеть оригинальную скульптуру под названием . Толстый котяра весом в две тонны стал одной из популярных достопримечательностей этого испанского города.

В честь знаменитого уроженца в Медельине был создан «город Ботеро». На его площади в 30 тысяч кв/метров были размещены парк скульптур, картинные галереи, художественные студии и зона отдыха.

Полотна Фернандо Ботеро, самого крупного из ныне здравствующих художников мира, находятся в самых престижных музеях мира, а его скульптуры вписались в уличные интерьеры Парижа, Рима, Нью-Йорка и других столиц и городов мира. И все же возможность увидеть «вживую» работы этого мастера есть далеко не у каждого.
Работы мастера легко узнаваемы: фигуры своих персонажей он намеренно делает несоразмерно крупными, с преувеличенно пышными формами. И неважно, кто это – бравый генерал, тореро, епископ, ребенок, монашка или особа легкого поведения. Даже музыкальные инструменты, предметы быта, фрукты и ягоды у него «пышнотелы». Ботеро объясняет это так: «Формами и объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей».
Картины художника так и называют – «ботерос», учитывая их неповторимый индивидуальный стиль.
Выходцу из простой колумбийской семьи Фернандо Ботеро пришлось много учиться и трудиться прежде, чем появилась его обманчиво простая и наивная манера, в которой синтезированы достижения от Дюрера до Пикассо и от доколумбовой индейской культуры до мексиканских монументалистов.

Родился Фернандо Ботеро 19 апреля 1932 года в городе Медельине, Колумбия. Его отец, Давид Ботеро, был коммивояжером. Он умер, когда сыну было всего 4 года.
Воспитанием Фернандо занимался его дядя. Вначале Фернандо посещал иезуитскую гимназию, но в 1944 году, по совету дяди, 12-летнего паренька отдали в школу матадоров.
Тогда и возникли первые юношеские рисунки. Это были тореро, быки, арена – мир корриды.
Уже в 16 лет Ботеро начинает участвовать в выставках в родном Медельине и работать художником в местных журналах, чтобы заработать на учебу в колледже.
В 1951 году Ботеро переезжает в столицу Колумбии, в город Боготу. Здесь он близко сходится с представителями колумбийского авангарда. Фернандо пишет работы под влиянием Гогена и раннего Пикассо.

Потом была учеба в престижной мадридской Академии изящных искусств Сан-Фернандо.
В 1953 году художник приезжает во Флоренцию, где проходит в университете курс истории искусств, потом основательно изучает технику фресковой живописи в Венеции.
Переполненный впечатлениями и знаниями Ботеро возвратился в Боготу, но выставка его итальянских работ на родине успеха не имела. В 1956 художник женится на Глории Зеа, и они сразу уезжают в Мехико. Здесь под влиянием мексиканской монументальной живописи стал проявляться оригинальный творческий стиль Ботеро.
Его известность как художника растет, и в 1958 году Ботеро приглашают в Боготу на должность профессора живописи в Академию художеств.

В 1960 году художник переезжает в Нью-Йорк, где он разводится с женой. В этом же году художник становится лауреатом престижной Национальной премии им. С. Гуггенхайма, хотя это было время, когда фигуративное искусство в Америке не было в особом почете.
Ставший знаменитым стиль живописи Ботеро уже достигает своей полноты, и в 1961 году, несмотря на критические голоса из лагеря сторонников абстракционизма, Музей современного искусства
в Нью-Йорке приобретает первое полотно колумбийца. Это была картина «Мона Лиза в 12 лет».
В Вашингтоне и Нью-Йорке с большим успехом проходит несколько персональных выставок Ботеро.
В 1964 году художник создает новую семью - он женится на колумбийке Сесилии Замбрано.

Фернандо приезжает в Европу с первой своей персональной выставкой в 1966 году.
Кстати, выставка вначале проходила в Германии (в Баден-Бадене, потом переехала в Ганновер).
Сам художник свое пребывание в Германии использует для изучения шедевров Дюрера, Кранаха, Грюневальда в музеях Мюнхена и Нюрнберга. Потом он будет интерпретировать некоторые из этих картин в своем стиле.

Постепенно слава художника из далекого Медельина становится поистине всемирной. Выставки одна за другой проходят одновременно в обеих частях Америки, в Европе, в Азии и в Австралии.
За всем этим скрывается огромная творческая работа, проделанная художником. Последующие годы жизни мастера проходят в постоянных поездках между Колумбией, США и Европой.

Наконец, в 1973 году он окончательно поселяется в Париже, где покупает для себя большую мастерскую. Тогда же в Париже Ботеро создает свои первые скульптурные работы. Это были грандиозные композиции (в основном из бронзы), в которые «перекочевали» герои картин мастера. Работа скульптора захватила Ботеро, и к живописи он вернулся лишь в 1978 году.
На целых два года художник возвращается к своей первой теме – к теме корриды.
К этому времени у Фернандо Ботеро была уже большая семья – от двух жен у него было четверо детей. В результате автомобильной катастрофы на отдыхе в Испании в 1974 году погибает 4-х летний сын художника Педро.

Позднее, в память о нем, Ботеро дарит музею в Медельине 16 своих работ. И это было только начало.
О щедрости художника ходят легенды. Музею изобразительных искусств Боготы, например, он подарил коллекцию современной живописи, в которой были работы от Коро, Мане и Тулуз-Лотрека до Шагала, Дали и Пикассо.
А своему родному Медельину он подарил в общей сложности более 200 работ. Если учесть, что стоимость картин Ботеро на мировом художественном рынке доходит до миллиона долларов, то станет ясным щедрость дарителя.
Благодарные жители и власти Медельина выделили несколько кварталов в центре города для размещения культурного центра, который был назван «Сьюдад Ботеро» («город Ботеро»).
«Может теперь наш город отмоется от позорной славы международного центра наркобизнеса, и не преступный «Медельинский картель», а художественные ценности будут определять лицо нашего города в мире», - говорили люди.

В 1999 году среди картин Ботеро стали впервые появляться работы, повествующие о насилии, которое сотрясает его родину. Это картины кровавых расправ, бесконечных похоронных процессий – всего того, чем страна живет уже на протяжении более 40 лет.
Такова картина «Охотник», в которой гордый «охотник» с ружьем попирает голову..., нет, не добычи, а убитого им человека. Художник заметил: «Когда Колумбия станет мирной цивилизованной страной, люди посмотрят на мои картины и удивятся, в каком иррациональном, абсурдном мире мы жили».

Многие годы упорного труда превратили мастера Фернандо Ботеро в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира. Начиная с 1992, разные города мира приглашают Фернандо Ботеро к сотрудничеству, чтобы демонстрацией его произведений придать большего размаха своим торжествам, будь то юбилеи или Олимпийские игры.
Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буэнос-Айресе, Монте-Карло, Флоренции, Берлине и многих других.
В России есть прекрасная скульптурная композиция Ботеро - "Натюрморт с арбузом", подаренная автором Эрмитажу, которая выставлена в Зале искусства Европы и Америки ХХ века.
Знакомство с живописью и скульптурами большого и доброго мастера Фернандо Ботеро никого никогда не оставят равнодушными. Ведь это творчество талантливого человека, который любит жизнь, любит людей и желает им всем мира и счастья.