Изображение человека в круге. Что символизирует «Витрувианский человек» Леонардо Да Винчи


Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего "Витрувианского человека" напоказ


Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня "Витрувианский человек" является одной из самых известных работ художника, наряду с "Тайной вечерей" и "Моной Лизой".

2. Сочетание искусства и науки


Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия


Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо


В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл


В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: "Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной".

6. "Витрувианский человек" - только один из многих набросков


Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек - идеал мужчины


Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет


Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал "Витрувианского человека" с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа


Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему


Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: "Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека - 4 локтя или 24 ладони... Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий".

11. Тело расчерчено мерными линиями


Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия


Эскиз также называют "Канон пропорций" или "Пропорции мужчины".

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз


На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности


Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике


Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. "Витрувианский человек", как правило, хранится под замком в "Галерее Академии" в Венеции.

Стоит отметить, что к творчеству великого да Винчи обращаются и современные художники. Так, недавно была создана

Витрувианский человек до сих пор является предметом внимательного изучения. Изображение, созданное гением Леонардо да Винчи, содержит множество загадок и вызывает множество вопросов.

Один из факторов, влияющих на визуальное восприятие человека, – это определённые соотношения между составляющими целого. Но Витрувианский человек – это не только изображение идеальных пропорций человеческого тела. Произведение легендарного Леонардо да Винчи наполнено глубоким философским, символическим, духовным смыслом.

История появления

Карандашный рисунок был сделан итальянским мастером при изучении трудов гражданина Рима, архитектора Марка Витрувия. Точной даты написания этих сочинений никто не знает, но обычно они датируются Первым веком до нашей эры. В одной из книг Витрувия самым подробным образом описываются идеальные пропорции человеческого тела. Однако никаких иллюстраций произведение не содержит.

До Леонардо да Винчи перевести содержание записей в изображения пытались многие иллюстраторы, в том числе друг великого мастера Джакомо Андреа да Феррара. Известны документальные подтверждения того, что друзья обсуждали между собой труды римского архитектора.

Известный всем в современности Витрувианский человек очень похож на рисунок Джакомо. Однако суть произведения Леонардо да Винчи совершенно иная. Это не просто иллюстрация текста. Это одновременно научный труд и произведение искусства.

Соединение духовного и материального

Одна из явных отличий рисунка Леонардо да Винчи от других – положение человека, его место в круге и квадрате. Изображение вмещает не одно, а сразу несколько фигур. Причём при изменении позы смещается и центр рисунка: им является или центр квадрата (для фигуры со сведенными ногами), или центр окружности (для человека с раскинутыми ногами и руками).

Сведенные ноги фигуры находятся на стороне квадрата, которая является касательной к окружности. Исследователи видят в этом двойственность витрувианского человека как божественного, но все же земного, приближенного к материальной действительности, существа.

Ещё одна из деталей рисунка показывает, как художник разграничивает духовное и материальное начала в человеке: измерительные черточки относятся только к фигуре, вписанной в квадрат. Человек, вписанный в круг, как существо божественное и духовное, не имеет отношения к различным мерам измерений, и возможно, по замыслу Леонардо, не может иметь.

Загадки витрувианского человека

Есть версия, что создание рисунка имеет отношение к работе итальянского художника над Плащаницей Иисуса Христа. Именно в это время она находилась у гениального мастера. Он занимался изучением и реставрацией исторической реликвии.

Исследователи полагают, что совершенные пропорции тела Христа вдохновило мастера на их воплощение в рисунке. Витрувианский человек – это изображение божественных пропорций человеческого тела.

Положение мужской фигуры, её нахождение одновременно в середине круга и в середине квадрата говорит о том, что для великого Леонардо человек - это центр Мироздания, образ Бога, воплощенный в реальности.

Витрувианский человек в современности воспринимается в качестве символа природной симметрии человеческого тела и всей Вселенной, материального и духовного, идеального и рационального. Расположение человеческого существа одновременно внутри круга и квадрата приводит зрителя к пониманию неразрывной связи между человеком и Мирозданием, между его внутренним (духовным) и окружающим (материальным) миром.

Создание произведений искусства невозможно без соблюдения строгих соотношений и пропорций. Они не появляются ниоткуда, их создает сама природа. Витрувианский человек Леонардо да Винчи является одной из ярких иллюстраций законов гармонии, которой подчиняется вся Вселенная.

"Витрувианский человек" - рисунок итальянского ученого Леонардо да Винчи, который был сделан им для книги римского архитектора Марка Витрувия Поллиона, жившего в первом веке до нашей эры, труды которого в виде трактата "10 книг об архитектуре" занимали умы ученых всей Европы на протяжении многих веков.

Художник, ученый, инженер - Леонардо да Винчи

Картина "Витрувианский человек" была написана в 1492 году. Ее нельзя причислить к живописным полотнам знаменитого флорентийца, таким как "Дама с горностаем", написанная в 1490 году, незадолго до создания "Витрувианского человека", или "Тайная вечеря", увидевшая свет в 1498-м. И уж тем более сравнение невозможно с гениальной "Джокондой", созданной в период с 1505 по 1519 гг.

Каноны

Рисунок Леонардо да Винчи предметно раскрывает основополагающие принципы канонических пропорций человека, которые определенным образом соотносятся с архитектурными нормами, выведенными Витрувием. Всего их шесть:

  • Ordinatio - абсолютный ордерный порядок или системность. Витрувий описывает общие архитектурные принципы, формирование объема, основы размерных соотношений и пропорций. Далее ученый приводит свою знаменитую триаду: venustas - красота, utilitas - польза, firmitas - прочность конструкции.
  • Dispositio - основа, локальное размещение. Следует описание принципов организации пространства и расположения объекта в трехмерном формате.
  • Eurythmia - определение наиболее эстетичных пропорций, уточняется композиция.
  • Symmetria - эта категория предполагает соотношение архитектурного модуля с частями человеческого тела.
  • Decor - декоративность и красочность в сочетании с ордерной строгостью в расположении элементов.
  • Distributio - описание методик, определяющих экономическую сторону эксплуатации объекта.

Геометрия

Картина "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи стала иллюстрацией к многотомному трактату Витрувия, соединив научный труд и произведение искусства в одно целое. На рисунке изображен человек в двух ипостасях: одна позиция - с разведенными в стороны ногами и руками - вписана в окружность, вторая - с разведенными руками и сведенными ногами - вписана в квадрат. Причем обе геометрические фигуры органично соотносятся друг с другом, несмотря на то, что напрямую соприкасаются в одной нижней точке, а еще в шести - только опосредованно.

"Витрувианский человек" - самая известная картина Леонардо да Винчи после "Джоконды". Ценность рисунка определяется инженерными критериями. Поза человека "ноги вместе, руки врозь" вписывается в геометрическую фигуру, которая называется "Квадрат древних", а человек с разведенными ногами и руками вписывается в круг. При этом является закономерностью тот факт, что центр фигуры в обоих случаях приходится на одну точку, которая в обиходе называется "пупок", то есть место отхода пуповины при рождении человека.

Расчеты

Вот как выглядит "Витрувианский человек", значение которого невозможно переоценить, с точки зрения математического анализа :

  1. Расстояние от кончика среднего пальца до основания мизинца равно длине ладони.
  2. Длина ступни равна ширине четырех ладоней.
  3. Шесть ладоней равны длине локтя.
  4. Высота человека среднего роста составляет 4 локтя или 24 ладони.
  5. Шаг равен одному локтю и одной ладони.
  6. Руки в размахе равны росту человека.
  7. Расстояние от уровня волос на голове до нижнего края подбородка равно 1/10 роста.
  8. Расстояние от нижней линии подбородка до макушки составляет 1/8 высоты.
  9. Расстояние от макушки до сосков равно 1/4 роста.
  10. Ширина плеч - 1/4 роста.
  11. Длина от локтя до кончиков пальцев составляет 1/4 роста.
  12. Расстояние от локтя до подмышки - 1/8 роста.
  13. Длина руки - 2/5 роста.
  14. Расстояние от носа до нижнего края подбородка составляет треть длины лица.
  15. От бровей до линии волос - треть длины лица.
  16. Размер ушных раковин по вертикали составляет 1/3 длины лица.

Символика

"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи зачастую используется как символ симметрии человеческого тела.

При внимательном рассмотрении рисунка выявляются четыре четко обозначенные позиции человеческого тела и две доминанты композиции. Первой является центр фигуры, расположенной в круге, это "пупок" человека, как символ появления на свет. Второй - центр тела, размещенного в квадрате, приходится на гениталии и служит символом продолжения рода.

"Витрувианский человек" преподносится Леонардо да Винчи как олицетворение Вселенной и считается предтечей итальянского Ренессанса. Позднее французский архитектор Корбюзье с успехом использовал теорию пропорций человеческого тела в создании собственной системы "Модулор", отвечающей за удобство и эргономику жилья. В 1952 году зодчий построил в Марселе многоэтажный жилой дом, следуя учению Витрувия и "Модулору" в его практическом применении.

Плащаница

Также существует предположение, что рисунок "Витрувианский человек" - это изображение Христа на святой плащанице, которое Леонардо да Винчи перенес на бумагу во время реставрации реликвии. Эта версия имеет право на жизнь, поскольку доподлинно известно, что хранители плащаницы с изображением Христа передали ее ученому для восстановления.

Находясь под впечатлением от божественных пропорций, проступающих на святыне, да Винчи создал свой шедевр и тем самым поместил человека как образ Бога в центр Мироздания. И сегодня "Витрувианский человек", смысл создания и существования которого выходит далеко за рамки художественного изображения, символизирует человека во Вселенной и является примером идеальных пропорций для архитектуры.

Леонардо да Винчи - символ эпохи Возрождения. Он оставил богатую коллекцию рисунков, технических изобретений, исследований. Особую научную и историческую ценность представляют чертежи Леонардо да Винчи. Один из них - «Витрувианский человек» - до сих пор вызывает мистическое благоговение. Давайте разберемся, какое послание великого художника в нем закодировано.

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи: описание

Леонардо да Винчи, работы которого стали воплощением мировоззрения эпохи Ренессанса, был не только великим художником и архитектором, но и инженером, конструктором. Его исследования опередили развитие науки и техники на несколько столетий вперед.

Порой кажется, что многие чертежи и рисунки Леонардо да Винчи были мистическим прозрением или проявлением влияния высших сил. Как мог человек XV века сконструировать летательный аппарат или парашют, акваланг, автомобиль? А именно эти чертежи были обнаружены в дневниках Леонардо да Винчи.

Не менее загадочны и его живописные произведения. Уже более пятисот лет искусствоведы бьются над загадкой улыбки Джоконды, разгадывают послание, запечатленное в картине «Тайная вечеря». Многие убеждены, что во всех творениях Леонардо есть криптограммы.

«Витрувианский человек» да Винчи - один из таких рисунков. Сторонники конспирологии считают, что в нем закодировано тайное сообщение о каких-то эзотерических знаниях. Именно эта догадка была использована американским писателем Дэном Брауном в бестселлере «Код да Винчи».

По сюжету книги профессор Лэнгдон обнаружил в музее Лувра тело куратора Жака Соньера, который в последние минуты жизни очертил с помощью маркера вокруг себя круг: «Ясность намерений Соньера нельзя отрицать. В последние минуты жизни куратор сорвал с себя одежду и расположился в круге, сознательно копируя знаменитый рисунок Леонардо да Винчи ‘Витрувианский человек’».

Эта картина великого художника, по мнению Дэна Брауна, послание, в котором сообщается о единстве мужского и женского начал.

Как же на самом деле выглядит человечек, рисунок которого вот уже несколько столетий удивляет мир, и что он обозначает?

Загадочный набросок - это иллюстрация к трудам римского градостроителя и инженера Витрувия, записи которого итальянский живописец и ученый использовал в практической деятельности.

Рисунок состоит из двух изображений, которые наложены один на другой: квадрат и круг, в центры которых вписаны силуэты мужчины с распростертыми руками и ногами. В одном положении его руки образуют 90 градусов, а ноги стоят прямо, а во втором - руки и ноги образуют 45 градусов.

Рисунок изначально не предназначался для всеобщего обозрения. Это был рабочий эскиз, по которому Леонардо да Винчи высчитывал пропорции тела человека, чтобы правильно изображать людей на своих полотнах. Поэтому весь набросок исчерчен еле заметными прямыми линиями.

Он весьма искусно выполнен чернилами. Все пропорции, выдержанные живописцем эпохи Возрождения, соответствуют расчетам Витрувия.

Леонардо да Винчи верил, что существует идеальное число «фи» - число Бога. Именно оно обеспечивает гармонию и четкое соответствие пропорций всему, что создано природой. Это число стало знаковым и для «Витрувианского человека» да Винчи. Фактически этот эскиз представляет идеальное существо, поскольку соотношение частей его тела определяет число «фи».

Таким образом, особой загадки в рисунке Леонардо да Винчи нет. Это талантливый набросок художника, который стремился найти гармонию в природе и человеке, хотел познать ее законы и принципы.

Человек Леонардо да Винчи: малоизвестные факты

Что же таинственного в «Витрувианском человеке» да Винчи? Вот несколько интересных фактов, связанных с этим наброском:

  • Леонардо был не первым, кто изобразил человека по высчитанным Витрувием пропорциям. До него это сделал тоже талантливый, но менее знаменитый архитектор Джакомо Андреа де Феррара;

  • рисунок, по задумке Леонардо да Винчи, был символом единства двух начал - материального (квадрат) и духовного (круг). В центре мироздания - человек. Он состоит из воды, огня, земли и воздуха, поэтому воплощает гармонию мироустройства;
  • не известно, кто был натурщиком для этого наброска. Предполагают, что это был либо сам автор, либо смоделированный идеальный мужчина, созданный по высчитанным Леонардо да Винчи математическим пропорциям;

  • удвоенное изображение мужчины на рисунке итальянского ученого и живописца одновременно демонстрирует 16 поз;
  • Витрувианский человек - культурный символ эпохи модернизма и постмодерна. По модели, созданной Леонардо, французский архитектор Ле Корбюзье создал свою шкалу пропорций, которая стала эталоном в искусстве ХХ века;
  • эскиз да Винчи воссоздан ирландским художником на льдах Ледовитого океана. Это был крик-напоминание человечеству, что оно ответственно за состояние планеты.

Этот знаменитый рисунок известного живописца и изобретателя находится в сокровищницах Венецианского музея. Его практически не демонстрируют публике. Да и сам автор не рассчитывал на такой ажиотаж вокруг своего творения.

Несмотря на подтекст, который есть в этом эскизе, «Витрувианский человек» да Винчи - воплощение мировоззрения эпохи Ренессанса, преклонения культуры Возрождения перед античностью, стремление познать природу, ее гармонию, законы, познать человека, который воплотил в себе суть мироустройства.

Леонардо да Винчи

Витрувианкий человек

Золотое сечение в искусстве

Есть мнение, что подлинный творец творит искусство не сам, но позволяет богу или энергии (кому как нравится) направлять кисть, сливаясь в единое целое и тотально превращается в мистерию творчества.

О Леонардо да Винчи как о человеке известно немного. Гораздо больше сведений о нем как о мистике, способном на объединение с целым. Его творения в различных областях познаний и искусств говорят о нём больше, чем он сам или кто хорошо знал его смогли бы рассказать. Дошедшие до нас материалы его трудов свидетельствуют о раскрытии им основополагающих принципов красоты.

Витрувианский человек — это иллюстрация к трудам античного римского архитектора Витрувия, сделанная Леонардо да Винчи примерно в 1490−92 годах в своём журнале вместе с пояснениями. На рисунке изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позах с разведенными в стороны руками и ногами, вписанными в круг и в квадрат.

Комбинации рук и ног составляют четыре позы. Поза с разведенными в стороны руками в двух положениях и не разведенными ногами, вписывается в квадрат, так называемый «Квадрат Древних». Ещё две позы с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. Центр фигуры всегда остается неподвижным.

«Vetruvio architetto mette nelle sue opera d’architettura che le misure dell’omo…» «Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека…»

Сопроводительные записи Леонардо да Винчи поясняют, что рисунок был создан им для изучения пропорций человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:

«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя — рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8.
Длина всей руки — это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа — 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.»

Значение Витрувианского человека

«Всё новое — это хорошо забытое старое» — гласит известная поговорка. «Воскрешение» из античности математических пропорций человеческого тела, сделанное Леонардо да Винчи в XV веке, стало фундаментом великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Витрувианский человек сам по себе является символом внутренней симметрии и природной гармоничности человеческого тела.

Любому божественному проявлению, в том числе искусству, присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии — к такому гармоничному состоянию бытия, которое мы привыкли называть красотой. Являясь сами частью вселенской энергии красоты, мы безошибочно отличает одно от другого. Некрасивое сразу бросается в глаза.

Мы находим красоту в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении окружающих предметов и форм, в сочетании красок картин живописи, в чередовании рифм и размерности ритма в поэзии, в комбинациях, последовательностях и тяготениях музыкальных звуков.

В природе и человеческом теле много пропорциональных гармоничных соотношений, близких к золотому сечению Леонардо да Винчи. Однако, золотое сечение не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1: 2, 1: 3. Они также близки к золотому сечению.

В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. Это свойство используется повсеместно и давно уже названо «каноническими пропорциями».

Каждый человек способен отличать красивое от уродливого. Например, если он видит дом или другое какое сооружение, не выдержанное в пропорциях золотого сечения, то сразу становится очевидным, что «что-то с ним не так». Что-то смущает. Этот ориентир гармоничности и чувства красоты есть в каждом.

«Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.» (Уолтер Патер)

«Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.» (Иоганн Вольфганг Гёте)

Как определить наличие золотого сечения в чём-то не имеющем материальных форм, в таком, как музыка? Как «измерять» музыкальное произведение по красоте?

В музыке золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка золотого сечения служит ориентиром во времени звучания произведения и часто на неё приходится кульминация. Или это может быть самый яркий акцент или самый тихий «качум», самое плотное и инструментально насыщенное по звучанию место или самое звуковысотное, или место окончания крещендо, смена ритма.

Часто случается так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.

И как сказал Фрэнк Заппа: «Говорить о музыке — все равно, что танцевать об архитектуре».

Слушайте…

Слушайте хорошую красивую музыку и осознайте свою красоту. Пусть в музыке отразится красота золотого сечения вашего существа. Пусть будут мурашки!

Там, где начинается музыка мысли исчезают, появляется наблюдатель и осознание красоты (если, конечно, вы слушаете музыку, а не используете её как белый шум в качестве фона).

И в следующий раз, когда будете слушать музыку обратите внимание, что вы делаете: слушаете или мыслите. Просто вспомните о Леонаррдо.

Нет связанных постов.