Как появился детективный жанр кратко. Детективный жанр

ЖАНРЫ КИНО. ДЕТЕКТИВ.

Детекти ́ в (англ. detective, от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.

1 Определение

2 Особенности жанра

3 Типичные персонажи

4 История детектива

5 Двадцать правил для пишущих детективы

6 Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса

7 Некоторые виды детективов

7.1 Детектив закрытого типа

7.2 Психологический детектив

7.3 Исторический детектив

7.4 Иронический детектив

7.5 Фантастический детектив

7.6 Политический детектив

7.7 Шпионский детектив

7.8 Полицейский детектив

7.9 «Крутой» детектив

7.10 Криминальный детектив

8 Детектив в кино

8.1 Афоризмы о детективе

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.

Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.

Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

читателю детектива предлагается соучастие в своего рода игре - разгадке тайны или имени преступника;

«Готическая экзотика» -Начиная с инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он патологически привержен к готическому роману (средневековый замок - излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы).

схематичность -

В отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектив, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров.

из этих правил есть одно исключение - т. н. «Перевернутый детектив».

Типичные персонажи

Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика - центральная в детективе.

Сыщик-профессионал - работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может - и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).

Частный детектив - для него расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.

Сыщик-любитель - то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него - не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя (именно такими являются главные герои всех романов Дика Фрэнсиса). Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) - в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.

Преступник - совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.

Потерпевший - тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива - потерпевший сам оказывается преступником.

Свидетель - лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.

Компаньон сыщика - человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача - более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов - доктор Ватсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.

Консультант - человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).

Помощник - сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.

Подозреваемый - по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов - «ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение, оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи, например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».

История детектива

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина (1756-1836) «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев - сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828. Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика - сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом. Золотым веком детектива в Англии считаются 30-е - 70-е гг. 20 века. Именно в это время публикуются классические детективные романы Агаты Кристи, Ф.Бидинга и других авторов, которые оказали влияние на развитие жанра в целом.

Основоположником французского детектива является Э. Габорио - автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Двадцать правил для пишущих детективы

Двадцать правил для пишущих детективы. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе - убийство.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив - читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров , расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

Как пишет, однако, Еремей Парнов,

Десятилетие, последовавшее за обнародованием условий конвенции Ван Дайна, окончательно дискредитировало детектив как жанр литературы. Не случайно мы хорошо знаем сыщиков предшествующих эпох и каждый раз обращаемся именно к их опыту. Но едва ли сможем, не залезая в справочники, назвать имена деятелей из клана «Двадцати правил». Современный западный детектив развивался вопреки Ван Дайну, опровергая пункт за пунктом, преодолевая высосанные из пальца ограничения. Один параграф (сыщик не должен быть преступником!), впрочем, уцелел, хотя его и нарушал несколько раз кинематограф. Это разумный запрет, потому что он оберегает самое специфику детектива, стержневую его линию… В современном романе мы не увидим и следов «Правил»…

Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса

Также свои правила для писания детективов предложил Рональд Нокс, один из основателей Детективного клуба:

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.

IV. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

V. В произведении не должен фигурировать китаец.

VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоватъся безотчетной, но верной интуицией.

VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.

VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать - но только совсем чуть-чуть - среднему читателю.

Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно - убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается. Примеры детективов закрытого типа:

Эдгар По, «Убийство на улице Морг».

Сирил Хэйр, «Чисто английское убийство».

Агата Кристи, «Десять негритят», «Убийство в „Восточном экспрессе“» (и практически все произведения).

Леонид Словин, «Дополнительный прибывает на второй путь».

Гастон Леру, «Тайна жёлтой комнаты».

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

Диккенс, Чарльз, «Тайна Эдвина Друда».

Агата Кристи, «Убийство Роджера Экройда».

Достоевский, Фёдор, «Преступление и наказание».

Буало - Нарсежак, «Волчицы», «Та, которой не стало», «Морские ворота», «Очертя сердце».

Жапризо, Себастьен, «Дама в очках и с ружьем в автомобиле».

Калеф, Ноэль, «Лифт на эшафот».

Болл, Джон, «Душной ночью в Каролине».

Исторический детектив

Основная статья: Исторический детектив

Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

Эко, Умберто «Имя Розы»

Роберт ван Гулик, серия Судья Ди

Агата Кристи «Смерть приходит в конце», «Пять поросят»

Джон Диксон Карр «Ньюгейтская невеста», «Дьявол в бархате», «Капитан Перережь-Горло»

Эллис Питерс, серия Кадфаэль

Энн Перри, серии Томас Питт, Монк

Буало-Нарсежак «В заколдованном лесу»

Куин, Эллери «Неизвестная рукопись доктора Уотсона»

Борис Акунин, Литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»

Леонид Юзефович, Литературный проект о сыщике Путилине

Александр Бушков, Приключения Алексея Бестужева

См. также Список детективов о дореволюционной России

Иронический детектив

Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.

Агата Кристи, «Партнёры по преступлению»

Варшавский, Илья, «Ограбление произойдет в полночь»

Каганов, Леонид, «Майор Богдамир спасает деньги»

Козачинский, Александр, «Зеленый фургон»

Уэстлейк, Дональд, «Проклятый изумруд» (Горячий камешек), «Банк, который булькнул»

Иоанна Хмелевская (большинство произведений)

Дарья Донцова (все произведения)

Енэ Рейтэ (все произведения)

Фантастический детектив[править | править вики-текст]

Основная статья: Фантастический детектив

Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, а также в полностью вымышленном мире.

Лем, Станислав, «Расследование», «Дознание»

Расселл, Эрик Фрэнк, «Будничная работа», «Оса»

Хольм ван Зайчик, цикл «Плохих людей нет»

Кир Булычёв, цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)

Айзек Азимов, циклы Лакки Старр - космический рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо

Сергей Лукьяненко, Геном

Джон Браннер, Квадраты шахматного города (англ. The Squares of the City, 1965; русский перевод - 1984)

Братья Стругацкие, Отель «У Погибшего Альпиниста»

Кук, Гленн, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике Гаррете

Рэндалл Гаррет, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике лорде Дарси

Борис Акунин «Детская книга»

Клугер, Даниэль, цикл фэнтези-детективов «Дела магические»

Эдгар Алан По - Убийство на улице Морг

Гарри Тертлдав - Дело о свалке токсичных заклинаний

Политический детектив

Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.

Агата Кристи, «Большая четвёрка»

Борис Акунин, «Статский советник»

Левашов, Виктор, «Заговор патриотов»

Адам Холл, «Берлинский меморандум» (Меморандум Квиллера)

Николай Свечин, «Охота на царя», «Демон преступного мира»

Шпионский детектив[править | править вики-текст]

Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива.

Агата Кристи, «Кошка среди голубей», «Человек в коричневом костюме», «Часы», «Багдадские встречи» (и большинство произведений).

Джон Ле Карре, «Шпион, пришедший с холода»

Джон Бойнтон Пристли, «Мгла над Гретли» (1942)

Джеймс Грейди, «Шесть дней Кондора»

Борис Акунин, «Турецкий гамбит»

Дмитрий Медведев, «Это было под Ровно»

Николай Далекий, «Практика Сергея Рубцова»

Ян Флеминг, серия романов про «Джеймса Бонда»

также: «шпионский боевик»

Полицейский детектив

Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, очень большую роль играет наличие информаторов в преступной и околопреступной среде, преступник зачастую остается неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик).

Эд Макбейн, цикл «87-й полицейский участок»

Шёвалль и Валё, цикл романов о сотрудниках отдела по расследованию убийств во главе с Мартином Беком

Юлиан Семёнов, «Петровка, 38», «Огарёва, 6»

Кивинов, Андрей Владимирович, «Кошмар на улице Стачек» и последующие произведения.

Эмиль Габорио, цикл о Лекоке

«Крутой» детектив

Описывается чаще всего детектив-одиночка, мужчина лет тридцати пяти-сорока, либо мелкое детективное агентство. В произведениях данного типа главный герой противостоит чуть ли не всему миру: организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции. Основные черты - максимум действия героя, его «крутости», подлый окружающий мир и честность главного героя. Лучшие образцы жанра психологичны и содержат признаки серьёзной литературы - например, произведения Раймонда Чандлера.

Дэшил Хэммет, цикл о Континентальном детективном агентстве, «Кровавая жатва» - считается родоначальником жанра.

Раймонд Чандлер, «Прощай, любимая», «Высокое окно», «Женщина в озере».

Росс Макдональд - многие произведения.

Честер Хеймс, «Беги, негр, беги».

Криминальный детектив[править | править вики-текст]

События описываются с точки зрения преступника, а не разыскивающих его людей. Классический пример: Джим Томпсон «Убийца во мне»

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы, написанные в 1840-х годах, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее.

Например, в романе Уильяма Годвина (1756 – 1836) "Приключения Калеба Вильямса" (1794) один из центральных героев – сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали "Записки" Э. Видока, опубликованные в 1828 году. Однако именно Эдгар По создал первого Великого Сыщика – сыщика-любителя Дюпена из рассказа "Убийство на улице Морг". Потом появились Шерлок Холмс (К.Дойл) и патер Браун (Честертон), Лекок (Габорио) и мистер Кафф (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У.Коллинза "Женщина в белом" (1860) и "Лунный камень" (1868). В романах "Рука Уайлдера" (1869) и "Шах и мат" (1871) ирландского писателя Ш.Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом.

Основоположником французского детектива является Э.Габорио – автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в ("Бриллианте раджи").

Обычно в качестве происшествия в детективе выступает преступление, автор описывает его расследование и определение виновных, и конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Основной признак детектива как жанра – наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие – это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (например, в "Записках о Шерлоке Холмсе", относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю во всей полноте до завершения расследования. Читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты.

Детектив содержит три основных сюжетообразующих элемента : преступление, расследование и разгадку.

Особенности жанра классического детектива:

– полнота фактов (к моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение)

– обыденность обстановки (условия, в которых происходят события, в целом обычны и хорошо известны читателю)

– стереотипность поведения персонажей (поступки предсказуемы, а если персонажи имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю)

– существование априорных правил построения сюжета (рассказчик и сыщик не могут оказаться преступниками)

Отличительным свойством классического детектива является заложенная в нем нравственная идея , или моральность, отмечающая в разной степени все произведения этого жанра. Детектив заканчивается наказанием преступника и торжеством справедливости.

В хорошем детективе будут обаятельные герои, захватывающая интрига и головоломка, которая не позволит вам оторваться от чтения. Но написать действительно стоящий детектив, особенно если раньше вы этого не делали, может быть сложно. При помощи правильной подготовки, метода "мозговой атаки", планирования и редактирования, а также проработки персонажей вы сможете написать детективный рассказ, которым будут зачитываться.

Шаги

Часть 1

Готовимся к написанию

    Поймите разницу между детективным жанром и триллером. Детективы всегда начинаются с убийства. Главный вопрос в детективном рассказе или романе – кто совершил преступление. Триллеры обычно начинаются ситуацией, которая ведет к главной катастрофе, такой как, например, террористический акт, ограбление банка, ядерный взрыв и прочее. Основной вопрос в триллере – это сумеет ли главный герой предотвратить катастрофу.

    • В детективах читатель не знает, кто совершил убийство, до конца романа. Детективы построены на логических цепочках поиска целей преступления или на головоломке.
    • Детективы пишут от первого лица, в то время как триллеры обычно написаны от третьего лица, и в них освещается несколько точек зрения. В детективах течение времени обычно более размеренное, так как главный герой/детектив старается расследовать преступление. Кроме того, в детективах обычно меньше последовательности действий, чем в триллерах.
    • Из-за того, что течение времени в детективах медленнее, герои обычно получаются более глубоко прописанными и разносторонними в детективе, чем в триллере.
  1. Прочтите примеры детективов. Существует множество отличных детективных рассказов и романов, из которых вы можете почерпнуть то, как написать детектив с хорошим сюжетом и проработанными героями.

    Определите главного героя в представленных рассказах и романах. Подумайте о том, как автор вводит главного героя и как он его описывает.

    Определите место и обстановку истории-примера. Подумайте о том, как автор показывает место и время истории.

    • Например, во втором абзаце первой страницы Глубокого сна Марлоу помещает читателя в место и временной отрывок повествования: “Главный зал Стернвудов имел два этажа”.
    • Читатель понимает, что Марлоу находится перед домом Стернвудов, и это большой дом, скорее всего, богатый.
  2. Продумайте преступление или головоломку, которую предстоит решить главному герою. С каким преступлением или с какой головоломкой предстоит иметь дело главному герою? Это может быть убийство, пропажа человека или подозрительное самоубийство.

    • В Глубоком сне Генерал Стернвуд нанимает Марлоу, чтобы “позаботиться” о фотографе, который шантажирует генерала скандальными фотографиями его дочери.
  3. Определите препятствия и проблемы, которые могут появиться у главного героя. Хороший детектив захватит читателя теми сложностями, с которыми столкнется главный герой, выполняя свою миссию (раскрытие преступления).

    • В Большом сне Чендлер усложняет преследование фотографа сыщиком Марлоу убийством этого фотографа в ранних главах, а также подозрительным самоубийством шофера генерала. Поэтому Чендлер вводит в повествование два убийства, которые должен раскрыть Марлоу.
  4. Продумайте раскрытие преступления. Подумайте о том, как раскрывается преступление в конце детектива. Раскрытие преступления не должно быть слишком очевидным или надуманным, но также оно не должно быть неправдоподобным или непонятно откуда взявшимся.

    • Раскрытие преступления должно удивлять читателя, не запутывая его. Одним из плюсов детективного жанра является то, что вы можете построить темп вашего рассказа так, что раскрытие приходит постепенно, а не в поспешной манере.

Часть 2

Прописываем главного героя и планируем историю
  1. Создайте детектива или сыщика. Вашим главным героем также может быть и частное лицо, обыкновенный гражданин или свидетель преступления, который оказывается впутанным в расследование преступления. Продумайте особенности вашего главного героя, включая:

    Определите обстановку. Поместите все происходящее в то место, которое вы хорошо знаете, например, пусть события развиваются в вашем родном городе или школе. Или изучите место, с которым вы не очень знакомы, например, Калифорнию 70-х или Британию 40-х. Если вы используете место, которое сами не знаете, просмотрите особенности этого места, к примеру, загородные дома в Калифорнии 70-х или пансионы Британии 40-х.

    • Если вы решите, что ваша история будет развиваться в том месте и в то время, с которыми вы не очень знакомы, проведите небольшое исследование и найдите информацию об этом месте и времени в местной библиотеке, в Интернете или при помощи интервью с экспертами по данным вопросам. Обращайте внимание на детали во время интервью и при поиске информации, чтобы правильно и четко обозначить все нюансы времени и места событий вашего повествования.
  2. Придумайте головоломку или загадку. Не во всех детективах обязательно должно быть убийство или другое тяжкое преступление. Но, чем больше преступление, тем больше ожидание от рассказа или романа. Высокие ожидания важны, так как они заставляют вашего читателя продолжать чтение. Возможные источники загадки могут быть следующими:

    • У вашего главного героя или у его близкого друга что-то украли.
    • Человек, который был близок вашему главному герою, исчезает.
    • Главный герой получает записки с угрозами.
    • Главный герой становится свидетелем преступления.
    • Главного героя просят помочь раскрыть преступление.
  3. Главный герой натыкается на загадку.

    • Вы также можете скомбинировать несколько вышеперечисленных сценариев, чтобы создать несколько линий повествования. Например, у вашего главного героя может быть украдена какая-то вещь, близкий ему человек исчезает, затем главный герой становится свидетелем преступления, которое потом его просят помочь раскрыть.
  4. Решите, как вы будете запутывать вашу головоломку. Прибавьте истории напряжения, делая трудным для вашего героя решение головоломки или загадки. Вы можете использовать такие преграды, как, например, другие люди, подозреваемые, ложные ориентиры и улики или еще одно преступление.

    Используйте события с трудно предсказуемым исходом, чтобы сделать вашу историю захватывающей. События с трудно предсказуемым исходом – это моменты, обычно в конце эпизода, когда главный герой попадает в ситуацию-ловушку и находится в опасности. События с трудно предсказуемым исходом важны в детективах, так как они захватывают читателя и стимулируют повествование к продвижению вперед. Возможные события с трудно предсказуемым исходом:

    • Главный герой в одиночку расследует возможную зацепку и наталкивается на преступника или убийцу.
    • Главный герой начинает сомневаться в своих способностях, ослабляет расследование, что позволяет убийце снова совершить преступление.
    • Никто не верит главному герою, и он начинает расследовать преступление в одиночку, из-за чего его похищают.
    • Главный герой ранен и находится в опасном месте.
    • Главный герой может потерять важную улику, если не сможет найти выход из определенного места или ситуации.
  5. Создайте развязку или концовку. Завершите историю развязкой головоломки. В конце большинства детективов у главного героя появляется положительный сдвиг в его исканиях. Возможные концовки:

    • Главный герой спасает близкого или просто невинного человека, который оказался впутанным историю.
    • Главный герой спасается сам и меняется под влиянием своей смелости и находчивости.
    • Главный герой раскрывает деятельность плохого человека или организации.
    • Главный герой изобличает убийцу или преступника.
  6. Напишите план истории. Теперь, когда вы продумали все аспекты вашего повествования, сделайте четкий план сюжета. Важно спланировать то, как именно будет развиваться детектив, прежде чем вы сядете за написание самого детектива. Так вы сможете убедиться, что в рассказе нет недоработок. Ваш план должен совпадать с порядком событий в самом детективе. Он должен включать:

    • Введение главного героя и обстановки.
    • Инцидент или преступление.
    • Призы к действию: главный герой ввязывается в расследование преступления.
    • Испытания: главный герой находит улики, сталкивается с потенциальными подозреваемыми, а также старается выжить в погоне за правдой. Близких людей могут похищать в качестве угрозы.
    • Запутывание: главному герою кажется, что он нашел ключевую улику, которая приведет его к подозреваемому, и верит, что он раскрыл преступление. Это неправдивое заключение, а также это отличный способ удивить читателя, когда выяснится, что главный герой ошибся.
    • Главная неудача: все кажется напрасным для главного героя. Он нашел не того подозреваемого или не ту улику, кому-то еще причинили вред или кто-то еще убит, а все единомышленники отказались от главного героя. Главная неудача усилит напряжение повествования и заставит читателя продолжать строить свои догадки.
    • Раскрытие: главный герой собирает всех, показывает улики, объясняет путаницы и изобличает того, кто является убийцей или виновным в преступлении.

Часть 3

Пишем детектив
  1. Воспользуйтесь органами чувств, чтобы описать обстановку. Одним из наилучших способов описать место или атмосферу произведения будет прибегнуть к помощи 5 органов чувств: зрению, слуху, запаху, тактильным ощущениям и вкусу. Описание сенсорных ощущений также может помочь создать предысторию вашего героя. Например, вместо того, чтобы прямо писать читателю о том, что ваш герой завтракал овсянкой, вы можете описать вкусовые ощущения от остатков овсянки на языке вашего героя. Или он может почувствовать запах овсянки, которая капнула на руку.

    • Продумайте, что ваш герой может увидеть в определенной обстановке. Например, если ваш герой живет в доме, похожем на ваш собственный, в небольшом городе, вы можете описать его спальню или дорогу в школу. Если вы помещаете события в специфическое историческое место, например, Калифорнию 70-х, вы можете начать описание героя с того, что он стоит на перекрестке и смотрит на уникальную архитектуру и проезжающие мимо машины.
    • Продумайте, что ваш герой может услышать в определенной обстановке. Ваш герой может слышать звуки поющих птиц и поливочной машины по дороге в школу. Или до вашего детектива могут доноситься звуки машин и разбивающихся о берег волн океана.
    • Опишите, какие запахи может услышать ваш герой в определенной обстановке. Ваш герой может проснуться от запаха кофе, который варится в кухне родителями. Или вашего героя могут неприятно впечатлить запахи города: гнилой мусор и запах немытого тела.
    • Опишите, что может почувствовать герой. Это может быть легкий бриз, резкая боль, внезапный удар или холодок по спине. Сфокусируйтесь на реакции тела вашего героя на конкретное ощущение.
    • Подумайте, что может быть почувствовано на вкус вашим героем. Во рту у вашего героя все еще может оставаться вкус овсянки, которую он ел на завтрак, или вкус напитка, который он пил предыдущим вечером.
  2. Начинайте сразу с сути. Пропустите длинные абзацы описания обстановки или главного героя, особенно на начальных страницах. Вам стоит зацепить читателя, начав сразу с действия, с того, куда двигается и что думает ваш герой.

    Показывайте, а не рассказывайте. Если вы указываете читателю “это был первоклассный детектив”, читателю придется поверить вам на слово. Но если вы покажете читателю, что детектив был первоклассным при помощи описания его одежды и того, как он зашел в комнату, читатель сам увидит, насколько превосходен это герой. То эффект, который оказывает на читателей демонстрация конкретных деталей, гораздо больше, чем если вы просто напишете об этом напрямую.

    • Подумайте, как бы вы реагировали на ситуацию, будь вы напуганы или рассержены. Пусть ваш герой реагирует так, будто он напуган или разозлен, но не раскрывайте напрямую читателю эмоции главного героя. Например, вместо того, чтобы писать “Стефани была зла”, вы могли бы написать: “Стефани поставила свой стакан с водой на стол так резко, что ее тарелка задрожала. Она бросила на него тяжелый взгляд и начала рвать тонкую белую салфетку на небольшие кусочки”.
    • Метод “показывать, а не рассказывать” также отлично работает при описании обстановки. Например, в Глубоком сне вместо того, чтобы напрямую заявить читателю, что Стернвуды были богатыми, Чендлер описывает роскошные детали их особняка: “В задней части зала была французская дверь, за которой скрывалась полоса изумрудной травы, ведущей к белому гаражу, перед которым худощавый молодой шофер в блестящих черных брюках протирал бордовый "паккард" с откидным верхом. За гаражом было несколько декоративных деревьев, аккуратно подстриженных как пудели. За ними виднелась большая оранжерея с куполообразной крышей. Дальше снова видны были какие-то деревья, а позади всего этого массивные бесформенные очертания предгорий.”.
  3. Удивляйте читателя, но не сбивайте его с толку. Создавая детектив, важно помнить, что развязка не должна быть слишком внезапной и простой. Всегда будьте честны и ставьте себе за цель удивлять читателя, а не сбивать его с толку. Улики, вводимые в историю, должны вести к раскрытию логично, несмотря на любые фальшивки и неправдивые ориентиры. Вашему читателю понравится концовка, если вы заставите его думать: “Это же так очевидно! Я должен был догадаться!”

  4. Просмотрите первую черновую копию. Когда вы создадите черновик своего детектива, пройдитесь по рассказу, стараясь просмотреть ключевые аспекты, такие как:

    • Сюжет. Убедитесь, что ваш рассказ идет по плану и имеет четкие начало, средину и конец. Вы также должны отметить изменения в вашем главном герое в конце истории.
    • Герои. Ваши герои, включая главного, уникальные и яркие? Все ваши герои ведут себя похожим образом или они разные? Ваши герои оригинальны и обаятельны?
    • Темп истории. Темп истории – это то, как быстро или медленно разворачиваются события в вашей истории. Хороший темп будет незаметен читателю. Если кажется, что все развивается слишком быстро, уделите больше внимания ощущениям, чтобы выделить эмоции героев. Если кажется, что вы погрязли в деталях, сократите сцены до самой существенной информации. Хорошее правило – это всегда заканчивать эпизод раньше, чем вам кажется, что стоит это сделать. Это поможет сохранить напряжение от эпизода к эпизоду, позволяя истории развиваться в нужном темпе.
    • Поворот. Поворот может или разрушить, или сделать весь детектив. Это остается на усмотрение писателя, но множество хороших детективов имеют в конце поворот. Убедитесь, что ваш поворот не слишком дешевый. Чем более уникальным будет поворот, тем проще будет его описать. Когда вы пишете заезженный поворот, типа "и здесь они проснулись", вы должны быть отличнейшим писателем, чтобы этот поворот сработал. Хороший поворот сможет оставить в дураках не только читателя, но и самого героя. Намекайте на поворот на протяжении сцен эпизодов, чтобы, когда читателя начнет припоминать предыдущие части истории, он был удивлен тем, как он мог это пропустить. Правда, старайтесь не сделать поворот явным слишком рано.

Давненько мы не ныряли в беспросветные пучины жанровой литературы, не упивались серым однообразием, а тут как раз появился замечательный повод – на этой неделе я наткнулся в сети на любопытную классификацию детективных сюжетов, с которой и спешу вас сегодня познакомить. И хоть детектив относится к числу моих самых нелюбимых жанров, но приведенная ниже классификация настолько элегантна и лаконична, что прямо просится на бумагу. А уж начинающим знать ее будет тем более полезно.

Напомню лишний раз, что речь пойдет о классическом детективе, фабула которого выстроена вокруг загадочного убийства, а главным двигателем сюжета выступает поиск и вычисление преступника. Итак…

Классификация детективных сюжетов.

1. Каминный детектив.

Это самый что ни на есть традиционный тип детективной истории, в котором произошло убийство и имеется узкий круг подозреваемых. Доподлинно известно, что один из подозреваемых и есть убийца. Сыщик должен вычислить преступника.

Примеры: многочисленные рассказы Гофмана и Э.А. По.

2. Усложненный каминный детектив.

Вариация предыдущей схемы, где так же имеет место загадочное убийство, очерчивается ограниченный круг подозреваемых, но убийцей оказывается кто-то сторонний и обычно совсем незаметный (садовник, слуга или дворецкий). Словом, второстепенный персонаж, на которого мы и не могли подумать.

3. Самоубийство.

Вводные те же. На протяжении всего повествования сыщик, подозревая всех и вся, безрезультатно ищет убийцу, а в финале неожиданно выясняется, что жертва просто свела счеты с жизнью, убила сама себя.

Пример: Агата Кристи «Десять негритят».

4. Групповое убийство.

Сыщик, как и всегда, наметил круг подозреваемых и пытается вычислить преступника. Но в числе подозреваемых нет одного убийцы, потому что жертву убили все, совместными усилиями.

Пример: Агата Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе».

5. Живой труп.

Произошло убийство. Все ищут преступника, но оказывается, что убийство так и не состоялось, а жертва жива.

Пример: Набоков «Подлинная жизнь Себастьяна Найта».

6. Убил сыщик.

Преступление совершает сам следователь или детектив. Возможно, по соображениям справедливости, а может быть, потому что он – маньяк. Между прочим, нарушает заповедь №7 из знаменитых .

Примеры: Агата Кристи «Мышеловка», «Занавес».

7. Убил автор.

Вводные практически ничем не отличаются от вышеназванных вариаций, однако схема подразумевает, чтобы главный герой был самим автором повествования. А в финале неожиданно выяснится, что он-то и убил несчастную жертву. Эта схема, примененная Агатой Кристи в «Убийстве Роджера Экройда», поначалу вызвала настоящий гнев критиков, т.к. нарушала первую и главную из 10 детективных заповедей Рональда Нокса : «Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом мыслей которого читателю было позволено следить ». Однако впоследствии прием был назван новаторским, а роман признан настоящим шедевром жанра.

Примеры: А.П. Чехов «На охоте», Агата Кристи «Убийство Роджера Экройда».

Дополнение.

В качестве бонуса приведу еще три дополнительные оригинальные схемы, употреблявшиеся считанное число раз, но наглядно расширяющие приведенную классификацию:

8. Мистический дух.

Введение в повествование некой иррациональной мистической силы (мстительного духа), которая, вселяясь в персонажей, совершает убийства их руками. В моем понимании, такое нововведение уводит историю в смежную область фантастического (или мистического) детектива.

Пример: А. Синявский «Любимов».

9. Убил читатель.

Пожалуй, самая сложная и каверзная из возможных схем, в которой писатель стремится выстроить повествование так, чтобы в финале читатель с удивлением обнаружил, что именно он совершил загадочное преступление.

Примеры: Дж. Пристли «Инспектор Гули», Кобо Абэ «Призраки среди нас».

10. Детектив Достоевского.

Феномен романа Достоевского «Преступление и наказание », который, несомненно, имеет детективную основу, заключается в разрушении традиционной схемы детектива. Мы уже заранее знаем ответы на все вопросы: кого убили, как и когда, имя убийцы и даже его мотивы. А вот дальше автор ведет нас темными, нехожеными лабиринтами осознания и осмысления последствий содеянного. И это то, к чему мы не привыкли совершенно: простейшая детективная история эволюционирует в сложную философско-психологическую драму. В общем, это замечательная иллюстрация старого высказывания: «там, где посредственность заканчивает, гений только начинает ».

На этом все на сегодня. Как всегда, с нетерпением жду ваших отзывов в комментариях. До скорой встречи!

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик , полицейский роман и т. д.).

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

Типичные персонажи

  • Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика - центральная в детективе.
    • Сыщик-профессионал - работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может - и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).
    • Частный детектив - для него расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.
    • Сыщик-любитель - то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него - не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя (именно такими являются главные герои всех романов Дика Фрэнсиса). Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) - в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
  • Преступник - совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
  • Потерпевший - тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива - потерпевший сам оказывается преступником.
  • Свидетель - лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.
  • Компаньон сыщика - человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача - более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов - доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
  • Консультант - человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).
  • Помощник - сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.
  • Подозреваемый - по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов - «ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение, оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи , например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».

История детектива

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По , написанные в 1840-х , но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина ( -) «Приключения Калеба Вильямса» () один из центральных героев - сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока , опубликованные в . Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика - сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» () и «Лунный камень» (). В романах «Рука Уайлдера» () и «Шах и мат» () ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом . Золотым веком детектива в Англии считаются 30-е - 70-е гг. 20 века. Именно в это время публикуются классические детективные романы Агаты Кристи , Ф.Бидинга и других авторов, которые оказали влияние на развитие жанра в целом.

Основоположником французского детектива является Э. Габорио - автор серии романов о сыщике Лекоке . Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Двадцать правил для пишущих детективы

В 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон, более известный под псевдонимом Стивен Ван Дайн , опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы»:

1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе - убийство.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив - читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

Десятилетие, последовавшее за обнародованием условий конвенции Ван Дайна, окончательно дискредитировало детектив как жанр литературы. Не случайно мы хорошо знаем сыщиков предшествующих эпох и каждый раз обращаемся именно к их опыту. Но едва ли сможем, не залезая в справочники, назвать имена деятелей из клана «Двадцати правил». Современный западный детектив развивался вопреки Ван Дайну, опровергая пункт за пунктом, преодолевая высосанные из пальца ограничения. Один параграф (сыщик не должен быть преступником!), впрочем, уцелел , хотя его и нарушал несколько раз кинематограф. Это разумный запрет, потому что он оберегает самое специфику детектива, стержневую его линию… В современном романе мы не увидим и следов «Правил»…

Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса

Также свои правила для писания детективов предложил Рональд Нокс, один из основателей Детективного клуба:

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.

IV. Недопустимо использовать доселее неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

V. В произведении не должен фигурировать китаец.

VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоватъся безотчетной, но верной интуицией.

VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.

VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать - но только совсем чуть-чуть - среднему читателю.

Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно - убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается. Примеры детективов закрытого типа:

  • Сирил Хэйр, «Чисто английское убийство».
  • Агата Кристи , «Десять негритят », «Убийство в „Восточном экспрессе“ ».
  • Борис Акунин , «Левиафан » (автором подписан, как «герметичный детектив»).
  • Леонид Словин , «Дополнительный прибывает на второй путь».

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

  • Достоевский, Фёдор , «Преступление и наказание ».
  • Буало - Нарсежак, «Волчицы» , «Та, которой не стало» , «Морские ворота» , «Очертя сердце» .
  • Жапризо, Себастьен , «Дама в очках и с ружьем в автомобиле».
  • Калеф, Ноэль, «Лифт на эшафот ».
  • Болл, Джон , «Душной ночью в Каролине».

Исторический детектив

Основная статья: Исторический детектив

Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

  • Буало-Нарсежак «В заколдованном лесу»
  • Куин, Эллери «Неизвестная рукопись доктора Уотсона»
  • Борис Акунин , Литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»
  • Леонид Юзефович , Литературный проект о сыщике Путилине
  • Александр Бушков , Приключения Алексея Бестужева

Иронический детектив

Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.

  • Варшавский, Илья , «Ограбление произойдет в полночь »
  • Каганов, Леонид , «Майор Богдамир спасает деньги »
  • Козачинский, Александр , «Зеленый фургон »
  • Уэстлейк, Дональд , «Проклятый изумруд » (Горячий камешек ), «Банк, который булькнул »
  • Иоанна Хмелевская (большинство произведений)
  • Дарья Донцова (все произведения)
  • Енэ Рейтэ (все произведения)

Фантастический детектив

Произведения на стыке фантастики и детектива . Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, а также в полностью вымышленном мире.

  • Лем, Станислав , «Расследование », «Дознание »
  • Расселл, Эрик Фрэнк , «Будничная работа », «Оса »
  • Хольм ван Зайчик , цикл «Плохих людей нет»
  • Кир Булычёв , цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)
  • Айзек Азимов , циклы Лакки Старр - космический рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо
  • Джон Браннер , Квадраты шахматного города (англ. The Squares of the City , ; русский перевод - )
  • Братья Стругацкие , Отель «У Погибшего Альпиниста»
  • Кук, Гленн, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике Гаррете
  • Рэндалл Гаррет, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике лорде Дарси
  • Борис Акунин «Детская книга»
  • Клугер, Даниэль , цикл фэнтэзи-детективов «Дела магические»
  • Гарри Тортлдав - Дело о свалке токсичных заклинаний

Политический детектив

Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.

  • Левашов, Виктор , «Заговор патриотов»
  • Адам Холл, «Берлинский меморандум» (Меморандум Квиллера)
  • Флетчер Нибел, «Семь дней в мае»
  • Николай Свечин , «Охота на царя», «Демон преступного мира»

Шпионский детектив

Основывается на повествовании о деятельности разведчиков , шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива

  • Агата Кристи , «Кошка среди голубей»
  • Джон Бойнтон Пристли , «Мгла над Гретли» (1942)
  • Джеймс Грейди, «Шесть дней Кондора»
  • Дмитрий Медведев , «Это было под Ровно»
  • Николай Далекий, «Практика Сергея Рубцова»

Полицейский детектив

Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, очень большую роль играет наличие информаторов в преступной и околопреступной среде, преступник зачастую остается неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик).

  • Шёвалль и Валё , цикл романов о сотрудниках отдела по расследованию убийств во главе с Мартином Беком
  • Юлиан Семёнов , «Петровка, 38 », «Огарёва, 6»
  • Кивинов, Андрей Владимирович , «Кошмар на улице Стачек» и последующие произведения.

«Крутой» детектив

Описывается чаще всего детектив-одиночка, мужчина лет тридцати пяти-сорока, либо мелкое детективное агентство. В произведениях данного типа главный герой противостоит чуть ли не всему миру: организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции. Основные черты - максимум действия героя, его «крутости», подлый окружающий мир и честность главного героя. Лучшие образцы жанра психологичны и содержат признаки серьёзной литературы - например, произведения Раймонда Чандлера .

  • Дэшил Хэммет , цикл о Континентальном детективном агентстве, «Кровавая жатва» - считается родоначальником жанра.
  • Раймонд Чандлер , «Прощай, любимая», «Высокое окно», «Женщина в озере».
  • Росс Макдональд - многие произведения.
  • Честер Хеймс, «Беги, негр, беги».

Криминальный детектив

События описываются с точки зрения преступника, а не разыскивающих его людей. Классический пример: Джим Томпсон "Убийца во мне"

  • Джеймс Хедли Чейз - «Весь мир в кармане»

Детектив в кино

Детектив фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика, изучающего загадочные обстоятельства преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника вплоть до концовки истории, а затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.

Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.

Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы , неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.

По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.

Афоризмы о детективе

  • Благодаря преступникам мировая культура обогатилась детективным жанром.
  • Если не знаешь, что писать, напиши: «Вошел мужчина с револьвером в руке». (Реймонд Чандлер)
  • Чем недогадливее следователь, тем длиннее детектив. (