Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?". Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова»

Надежда Шарифьянова

роект «Сказы Бажова »

Актуальность проекта . Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только этим прекрасна уральская земля. Она сказочно богата и на весь мир славится своими камнями (малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором) ; полезными ископаемыми (углем, рудой, золотом) . А какие люди живут на Урале - настоящие мастера своего дела! Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов . Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова , мы рассказываем о красоте края , в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

Проблема : В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П . П. «Огневушка-Поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Серебряное копытце» , «Золотой волос» , «Про Великого Полоза» , «Медной горы Хозяйка» , «Каменный цветок» и т. д.

Информационная карта проекта

Организация «Детский сад № 5» , г. Миасс.

Адрес : Челябинская обл., г. Миасс, ул. Жуковского, д. 5

Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Цель : Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова .

Задачи :

Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова , которому в 2017 году исполнилось 138 лет;

Расширять информацию детей об истории Урала;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания , поговорки) ;

Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку, проявлять интерес к выполнению коллективной и индивидуальной работы;

Формирование представлений о многообразии сказов П . П. Бажова , воспитывать положительное отношение к ним;

Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;

Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

Создать условия для поисковой деятельности.

Место проведения : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» , г. Миасс

Возраст детей : 6 – 7 лет

Ожидаемые результаты :

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты : Для детей :

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова :

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П . П. Бажова ;

Конкурс рисунков «Медной горы Хозяйка» ;

Создание Коллективной работы «Медной горы Хозяйка» ;

Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;

Расширение кругозора детей;

Сплочение детского коллектива;

Создание объёмной куклы по сказу «Каменный цветок» ;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие творческого мышления и воображения;

Развитие навыков самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

Развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов :

Самореализация, повышение творческого потенциала;

Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей :

Повышение интереса родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;

Осознанное включение родителей в образовательный процесс вместе с детьми в домашних условиях;

Оптимизация детско-родительских отношений;

Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (одна неделя) .

Решение кроссворда по творчеству П. П. Бажова . Выявление знаний детей о П. П. Бажове и его произведениях .

2 этап – основной, организационно-практический (две недели) .

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта . Презентация (групповая)

3 этап – заключительный (итоговый) .

Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с итогом работы; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям : дети, родители, педагог.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия в совместной поисковой деятельности.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта .

Оборудование и материалы : Книги писателя П. Бажова ; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова ; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Литература :

1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО» . – 2013г. –103с.

2. Бажов П . П. Серебряное копытце : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

3. Бажов П . П. Огневушка-Поскакушка : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

4. Бажов П . П. Голубая змейка : Сказы – Москва , изд. «Современник» , 1991. – 92 с.

5. Бажов П . П. Сказы/ Подготовка текста , послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

6. Рассказы и сказки советских писателей . - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

7. Бажов П . П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения

I этап – подготовительный

Кроссворд по творчеству П. П. Бажова

Выявить знания детей о творчестве П. П. Бажова . Воспитатели 1-я неделя

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям

П. П. Бажова

3 Оформление родительского уголка : размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта . Просвещать родителей. Воспитатели 1-я неделя

4 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П . П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова . Воспитатели, родители 1-я неделя

II этап – основной, организационно-практический

5 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. Воспитатели 2-я неделя

6 Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта . Развивать интерес к книгам. Воспитатели 2-я неделя

7 Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет. Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Воспитатели 2-я неделя

8 Знакомство с творчеством писателя. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя

9 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова , иллюстраций и книг П. П. Бажова , иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова , о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя

10 Виртуальная экскурсия

в Уральский геологический музей для детей старшего дошкольного возраста

Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. Воспитатели 2-я неделя

11 Чтение произведений

П. П. Бажова

«Медной горы Хозяйка» , «Огневушка-Поскакушка» , «Серебряное копытце» , «Голубая змейка» , «Малахитовая шкатулка» , «Синюшкин колодец» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатели 3-я неделя

13 Прослушивание аудиосказки «Каменный цветок» , Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. Воспитатели 3-я неделя

14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П . Бажова » :

Выполнение коллективной работы «Медной горы Хозяйка»

Выполнение рисунка на тему «Медной горы Хозяйка - какая она?»

Лепка и роспись объёмной куклы по сказу «Каменный цветок»

Выполнение иллюстраций к сказам П . П. Бажова

Учить отображать свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке и росписи куклы. Воспитатели 2- 3-я неделя

15 Презентация проекта «Сказы Бажова »

Создать папку иллюстраций к сказам П . П. Бажова . Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя

3 этап – заключительный (итоговый)

16 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели , родители, дети 4-я неделя

17 Викторина по сказам П . П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Воспитатели, дети, родители 4-я неделя

Анализ : В результате работы над проектом «Сказы Бажова » :

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;

Через сказы Великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов , «тайную силу» , хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности : трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.


Проект по краеведенью родного края " Урал". В настоящее время дети мало знают историю своего края, поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя П. П. Бажова: "Медной горы Хозяйка" , "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок", "Огневушка-поскакушка", "Серебрянное копытце" и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Сказы Бажова»

Актуальность проекта. Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только этим прекрасна уральская земля. Она сказочно богата и на весь мир славится своими камнями (малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором); полезными ископаемыми (углем, рудой, золотом). А какие люди живут на Урале - настоящие мастера своего дела! Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

Проблема : В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П. П. «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза», «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок» и т.д.

Информационная карта проекта

Организация : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5», г. Миасс.

Адрес : Челябинская обл., г. Миасс, ул. Жуковского, д. 5

Вид, тип проекта: среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Цель : Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова.

Задачи :

Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова, которому в 2017 году исполнилось 138 лет;

Расширять информацию детей об истории Урала;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания, поговорки);

Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку, проявлять интерес к выполнению коллективной и индивидуальной работы;

Формирование представлений о многообразии сказов П. П. Бажова, воспитывать положительное отношение к ним;

Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;

Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

Создать условия для поисковой деятельности.

Место проведения : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5», г. Миасс

Возраст детей : 6 – 7 лет

Ожидаемые результаты :

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты : Для детей :

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова:

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова;

Конкурс рисунков «Медной горы Хозяйка»;

Создание Коллективной работы «Медной горы Хозяйка»;

Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;

Расширение кругозора детей;

Сплочение детского коллектива;

Создание объёмной куклы по сказу «Каменный цветок»;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие творческого мышления и воображения;

Развитие навыков самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

Развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов :

Самореализация, повышение творческого потенциала;

Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей :

Повышение интереса родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;

Осознанное включение родителей в образовательный процесс вместе с детьми в домашних условиях;

Оптимизация детско-родительских отношений;

Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (одна неделя).

Решение кроссворда по творчеству П. П. Бажова. Выявление знаний детей о П. П. Бажове и его произведениях.

2 этап – основной, организационно-практический (две недели).

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация (групповая)

3 этап – заключительный (итоговый).

Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с итогом работы; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям : дети, родители, педагог.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия в совместной поисковой деятельности.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы : Книги писателя П. Бажова; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Литература :

1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –103с.

2. Бажов П. П. Серебряное копытце : Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

3. Бажов П. П. Огневушка- Поскакушка : Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

4. Бажов П. П. Голубая змейка : Сказы – Москва, изд. «Современник», 1991. – 92 с.

5. Бажов П. П. Сказы/ Подготовка текста, послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

6. Рассказы и сказки советских писателей. - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

7. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения

I этап – подготовительный

Кроссворд по творчеству П. П. Бажова

Выявить знания детей о творчестве П.П. Бажова. Воспитатели 1-я неделя

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям

П. П. Бажова. Воспитатели, родители 1-я неделя

3 Оформление родительского уголка : размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта. Просвещать родителей. Воспитатели 1-я неделя

4 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П. П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова. Воспитатели, родители 1-я неделя

II этап – основной, организационно-практический

5 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. Воспитатели 2-я неделя

6 Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам. Воспитатели 2-я неделя

7 Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет. Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Воспитатели 2-я неделя

8 Знакомство с творчеством писателя. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя

9 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова, иллюстраций и книг П. П. Бажова, иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя

10 Виртуальная экскурсия

в Уральский геологический музей для детей старшего дошкольного возраста

Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. Воспитатели 2-я неделя

11 Чтение произведений

П. П. Бажова

«Медной горы Хозяйка», «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатели 3-я неделя

13 Прослушивание аудиосказки «Каменный цветок», Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. Воспитатели 3-я неделя

14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П. Бажова»:

Выполнение коллективной работы «Медной горы Хозяйка»

Выполнение рисунка на тему «Медной горы Хозяйка - какая она?»

Лепка и роспись объёмной куклы по сказу «Каменный цветок»

Выполнение иллюстраций к сказам П. П. Бажова

Учить отображать свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке и росписи куклы. Воспитатели 2- 3-я неделя

15 Презентация проекта «Сказы Бажова»

Создать папку иллюстраций к сказам П. П. Бажова. Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя

3 этап – заключительный (итоговый)

16 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели, родители, дети 4-я неделя

17 Викторина по сказам П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Воспитатели, дети, родители 4-я неделя

Анализ : В результате работы над проектом «Сказы Бажова»:

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;

Через сказы Великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности : трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.


Информационно-исследовательский проект

«Сказы Бажова».

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П. Бажова.

Задачи:

Создать условия для реализации проекта.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей. Познакомить с биографией П.П. Бажова. Приобщать к культуре и быту народов Урала.

Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.

Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.

Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ОУ, к семейному чтению литературных произведений.

Содействовать формированию благоприятного климата в семье посредством чтения сказов Бажова.

Создать альбом иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Актуальность:

Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.

Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

К юбилею писателя решили изучить особенности языка его сказов, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Лепка», «Рисование», «Аппликация», «Художественная литература».

Участники проекта: дети подготовительной группы № 7, воспитатель.

Гипотеза:

Если мы реализуем проект, то дети будут более активные, любознательные, интересующиеся новым, неизвестным в окружающем мире. Дети будут имеют представление о творчестве П.П. Бажова. Родители вместе с детьми начнут читать сказы Бажова, учить стихи

Реализация проекта:

I этап - подготовительный:

Подобрать материала о П.П. Бажове;

Организовать выставку книг П.П. Бажова;

Провести анкетирование родителей;

Рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

II этап – исследовательский:

Провести экскурсию в библиотеку;

Провести беседу «Что мы знаем о П. Бажове».

Изображение (рисование) иллюстраций к сказам «Голубая Змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце».

Изготовление (лепка) украшений из «Малахитовой шкатулки», «Каменный Цветок».

Моделирование (аппликация) ювелирных изделий.

III этап – заключительный:

Оформить выставку украшений из «Малахитовой шкатулки»;

Создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

  1. Коммуникация

Занятия:

Беседа «Что мы знаем о П. Бажове»;

заучивание стихов о сказах П. Бажова;

экскурсия в библиотеку.

Чтение :

Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Каменный цветок».

Цели:

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П. Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.

Развивать умение связно, последовательно пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.

Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.

  1. Познание

Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,

иллюстраций и книг П. П. Бажова,

иллюстраций о жизни простых людей тех времён.

Цели:

Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.

3. Художественное творчество

Рисование: «Иллюстрации к сказам Бажова».

Лепка:

«Малахитовые бусы»,

«Серёжки из яшмы»,

«Родонитовые броши»,

«Украшения из малахитовой шкатулки»,

«Малахитовая чаша»,

«Ящерица».

Аппликация:

«Моделирование ювелирных изделий»,

«Кулоны, броши».

Цели:

Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.

  1. Тематический вечер «Путешествие по сказам дедушки Бажова»
  1. Анкетирование родителей

Анализ:

В результате работы над проектом «Сказы Бажова»

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации

Через сказы великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.

Литература:

  1. З. И. Смирнова, О. В. Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
  2. «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
  3. Сказы: «Серебряное копытце»,

«Голубая змейка»,

«Медной горы хозяйка»,

«Малахитовая шкатулка»,

«Синюшкин колодец»,

«Каменный цветок».


Проект

«Мудрые сказы

П.П. Бажова»

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».

Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

    формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

    познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

    создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

    развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

    формировать чувство гордости за свой родной край;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Сроки реализации проекта : июнь, июль.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, группы, воспитатели, родители, муз. работник

Ожидаемый результат:

Обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

Активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

Высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;

Проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

Родители - активные участники реализации проекта.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

Познакомить с темой проекта детей и родителей;

Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

Оформить выставку книг по творчеству писателя;
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

2Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).

Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

Хоровод «Уральский»;

Песня «Край родной».

3 Этап. Заключительный .

Открытое мероприятие «Богатство Урала»;

Выставка детского творчества по сказам Бажова;

Итоговое занятие « Добрый сказочник П. П. Бажов»

Оформление книги « Мудрые сказы П.П. Бажова»

(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Цель проекта : углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

· формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

· познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

· создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

· развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

· формировать чувство гордости за свой родной край;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Мудрые сказы

П.П. Бажова»

Разработчик: Смирнова Алена Леонидовна

Воспитатель МДОУ детский сад «Чебурашка»

2014 год.

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».

Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

  • формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
  • создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
  • развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
  • формировать чувство гордости за свой родной край;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Сроки реализации проекта : октябрь, ноябрь.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, муз. работник

Ожидаемый результат:

Обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

Активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

Высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;

Проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

Родители - активные участники реализации проекта.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

Познакомить с темой проекта детей и родителей;

Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

Оформить выставку книг по творчеству писателя;
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

2Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).

Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

Хоровод «Уральский»;

Песня «Край родной».

3 Этап. Заключительный .

Открытое мероприятие «Богатство Урала»;

Выставка детского творчества по сказам Бажова;

Итоговое занятие « Добрый сказочник П. П. Бажов»

Оформление книги « Мудрые сказы П.П. Бажова»

(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.

Детские творческие работы в рамках проекта.

Иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»

Поделки к сказу «Каменный цветок»

Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце»