Каковы особенности и показатели развития материальной культуры. Материальная культура и ее особенности (структура)

Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспече­ния и военного производства.

Производственная культура - это орудия труда, машины, тех­нические системы и транспортные средства.

Культуру жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда.

Вооружение и военная техника - это особая область матери­альной культуры.

Материальная культура - результат, средство и условие деятель­ности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она удовлетво­ряет материальные потребности людей, оно многообразнее и много­значнее. Материальная культура выступает средством передачи соци­ального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по кото­рому можно установить ее происхождение, отражает процессы взаимо­влияния народов, их культур вплоть до вытеснения ее отдельных эле­ментов. Например, в России в ХVШ-XIX вв. национальная одежда вы­теснялась западноевропейской, становясь постепенно общемировой.

Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, соци­альной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры.

Источники изучения материальной культуры:

Реальные предметы (археологические и этнографические памятники; сохранившаяся архитектура; нефункционирующая тех­ника; вся функционирующая материальная культура);

Их изображения (произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы);

Макеты и модели, соответствующие оригиналу (макеты и модели, известные с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, дет­ские игрушки и т.д.);

Письменные источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию: о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).

Многие памятники материальной культуры являются символа­ми эпохи (определенные марки автомобилей; танков; "катюши" как символ Великой отечественной войны для нескольких поколений).

Корабли - тоже символы эпохи: парусник - символ петровской эпохи; каравелла- символ времен Колумба, открывшего Америку.

Важная часть материальной культуры - постройки - жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически первым среди них было жилище человека.

Костер как первый "культурный" источник тепла и света стал центром притяжения, объединения древнейших людей. Так, еще до появления построек возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества.



Жилище - это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной внешней среды; в то же время оно создает социальное пространство, в котором может осуществ­ляться производственная и бытовая деятельность. Кроме того, жи­лище - защита от посягательства на жизнь и имущество его обитате­лей (например, дома-крепости).

С развитием общества и культуры жилище приобретает новые функции. Появление социального и имущественного неравенства привело к тому, что дома стали отличаться размерами, числом ком­нат, уровнем комфортности. Появились постройки особого социаль­ного назначения - дом вождя, дворец правителя, которые, кроме утилитарной роли, стали играть презентативно-престижную, что по­ложило начало новому виду искусства - архитектуре. Возводились постройки неутилитарного плана, прежде всего культовые, а также связанные с системой государственной власти и управления. Шло время, жилье менялось, строились многоэтажные дома, но большин­ство людей всегда мечтали жить в собственном доме.

Разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Главное ее назначение - защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она служит также социальным, со­циально-демографическим, национально-религиозным знаком отли­чия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный ста­тус ее обладателя (дворянин, купец, духовное лицо, военный).

Большое значение имели и отдельные элементы одежды - пояс, головной убор. На Руси о социальном статусе человека свидетельст­вовала высота его шапки. Чем знатнее, тем выше шапка.

Издавна одежда была знаком племенной или национальной при­надлежности. В современных условиях, когда общество перешло на "европейское платье", некоторые народности сохраняют в одежде ка­кой-либо национальный элемент (вышитая рубаха, папаха, тюбетейка).

С развитием моды одежда стала средством социального самоут­верждения. В середине XX в. самостоятельную роль стала играть молодежная мода. Раньше молодежь одевалась в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые. В настоящее время огром­ный размах получила индустрия молодежной моды.

Особым социальным значением обладает боевое оружие. Это - часть материальной культуры, связанная с вооруженным насилием в обществе. С возникновением производящего хозяйства и появлени­ем запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, потребовалось оружие для защиты. Военные столкновения стали регулярными. Со временем оружие для многих народов (германцы, римляне республиканской эпохи) стало своего рода "орудием труда", источником дохода.

Развитие военной техники способствовало техническому про­грессу вообще. Боевое оружие всегда являлось условием и атрибу­том политической власти. Фараоны в Древнем Египте часто изобра­жались с оружием в руках. В Древнем Китае умение управлять бое­вой колесницей считалось признаком "благородного мужа". И сего­дня, к сожалению, бряцание оружием расценивается как символ го­сударственной мощи. Из всех достижений материальной культуры оружие, пожалуй, является самой противоречивой и сомнительной ценностью.

Духовная культура

К базисным элементам духовной культуры относятся:

Ценности.

Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписыва­ет членам общества, что надо делать, каким образом и в каких си­туациях следует поступать так, а не иначе.

Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, но в качестве дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс (дуэль - культовый комплекс, который от­носится к этикету, есть (был) не везде).

Ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают, но не предписывают, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре.

Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны вы­страиваться базисные элементы нормативной системы, так как на­растает степень строгости тех санкций, которые использует общест­во по отношению к нарушителям.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, за­крепленный коллективными привычками.

Привычка - это повседневная сторона социальной действитель­ности, обычаи - более редкий, "праздничный" ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д. Обычаи - одобрен­ные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. Обы­чаи - это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.

Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение.

В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Они назывались mores - нравы. Отсюда про­изошло слово "мораль" - совокупность культурных норм, получив­ших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливо­сти и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физи­чески слабого ребенка. Таким образом, что считать нравственным, зависит от культуры данного общества.

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государ­ственной власти в установленном конституцией порядке. Он являет­ся высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов:

обычное право - совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти;

юридические законы, закрепленные конституцией, защища­ют самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, го­сударственную тайну, собственность, человеческие права и достоин­ства. Нарушение законов влечет уголовные наказания.

На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, ува­жать, сохранять.

Существует классификация ценностей (условная):

витальные (жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.);

социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, бо­гатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.;

политические: свобода слова, гражданская свобода, закон­ность, гражданский мир и др.;

моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, поря­дочность и др.;

религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.;

эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.

По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, локально-групповые, семейные, индивидуально-личностные.

Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что призна­ются наибольшим количеством людей как во времени, так и в про­странстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпа­дают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.

Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л. Н. Толстого: "Глупо, когда один человек счита­ет себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ счи­тает себя лучше других народов" (Толстой Л. Н. Путь жизни. М, 1993. С. 157).

В отличие от общечеловеческих национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа - это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас - белорусской нации - Софийский собор в Полоцке, крест Евфросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др.; для французов - Лувр, Эйфелева башня и др.

Значит, национальные духовные ценности - это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.

Сословно-классовые ценности связаны с интересами и миро­ощущением отдельных классов и социальных групп. В послерево­люционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролеткульта (1917-1932 гг.). Его главная идея - ненависть к "экс­плуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в про­тивовес духовному, отрицание предшествующего культурного на­следия. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнооб­разны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.

Локально-групповые ценности объединяют сравнительно неболь­шие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.

Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "роке­ров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущест­венно о специфических молодежных, возрастных ценностях.

Семейные ценности. Семья, по выражению В. Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это - общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процве­тание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных цен­ностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).

Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.

В предложенной классификации нетрудно заметить, что ценно­сти обычно обладают двумя качествами: относительностью и под­вижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из од­ного уровня в другой (в бывших социалистических странах про­изошла переоценка "учения" о диктатуре пролетариата; у нас в стра­не - роли церкви, отношения к собственности).

Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. Так, произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностной ценностью, но постепенно "поднимались" через локаль­но-групповой, сословно-классовый и национальный уровни до об­щечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивили­зации.

При рассмотрении пяти перечисленных уровней культурных ценностей выявляется и еще несколько закономерностей:

Во-первых, тот факт, что их относительность и подвижность убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности - наиболее устойчивые во времени и не зависят от политики. В то же время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни;

Во-вторых, духовные ценности по сравнению с их матери­альными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину;

В-третьих, потребности людей в духовных ценностях безгра­ничны, здесь нет пресыщения.

Преувеличение, фанатическое отстаивание особой роли какого-либо вида ценностей чревато опасностью превратить ее в идола. Приверженец только общечеловеческих ценностей может превра­титься в космополита или человека без Родины; чрезмерный поклонник национальных ценностей - в националиста; классовых - в революционера или террориста; групповых - в маргинала или богемщика и т.д. Вот почему подлинно культурный человек не должен впадать в крайности.

Таким образом, многообразие человеческой деятельности явля­ется основанием деления культуры на материальную и духовную, между которыми, однако, существует тесное взаимодействие.

11 Нормы культуры - это определенные образ­цы, правила поведения или действия. Они скла­дываются, утверждаются уже в обыденном созна­нии общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традици­онные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелети­ями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы вопло­щены в идеологии, этических учениях, религиоз­ных концепциях.

Так, нормы нравственности возникают в са­мой практике массового взаимного общения лю­дей. Моральные нормы воспитываются ежеднев­но силой привычки, общественного мнения, оце­нок близких людей. Уже ребенок по реакции взрос­лых членов семьи определяет границы того, что «можно», а чего «нельзя». Огромную роль в фор­мировании норм культуры, характерных для дан­ного общества, играют взаимные одобрения и осуж­дения, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы по­ведения (как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения). Нормативность куль­туры поддерживается в ходе межличностных, мас­совых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных инсти­тутов. Огромную роль в передаче духовного опы­та от поколения к поколению играет система об­разования. В ней индивид, вступающий в жизнь, получает не только знания, но принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те транс­формации, которые претерпевает общество. Напри­мер, в XX веке произошли фундаментальные сдви­ги в отношении человека к семье. Это имеет огром­ное значение, поскольку именно в ней складывает­ся личность, происходит освоение норм культуры.

виды ценностей:

1)предметные ценности, ценности - сами вещи и процессы, обладающие ценностным значением для субъекта; 2)ценности - свойства вещей, выявляемые в результате соотношения с ценностями - идеалами; 3)ценности как специфический вид норм, традиций, обычаев, императивов, запретов, задаваемых культурой; 4)ценности - идеалы; 5)ценности - знания и другие ценности сознания, вне которых невозможно постижение смысла и значения существующего, да и сам акт (деятельность) оценки.Сообразно сферам общественной жизни можно выделить материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские, (утилитарные, социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценочной деятельности людей, то ценности, обнаруживаемые и пускаемые в оборот, могут оказаться подлинными, вечными, временными, ложными, прогрессивными или реакционными. В современной литературе закрепилась следующая иерархия ценностей: -сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.д.); -социальные (социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация); -отдельные духовные ценности (наука, искусство, принципы управления экономикой, политикой и т.д.); -политические (свобода слова, государственность, законность, порядок, хороший правитель, конституция, гражданский мир); -моральные ценности и прежде всего признание ценности личности как неотъемлемого (неотчуждаемого)достоинства человека. В свою очередь сферу моральных ценностей можно представить как: -уважение к жизни (благоговение перед жизнью, по выражению А.Швейцера) и к смерти (личная ответственность за жизнь перед фактом смерти, которую никто перед человеком снять не может); -любовь к истине (искренность, трудолюбие и мужество в стремлении к ней); -любовь (верность, порядочность, бескорыстие, уважение личности в другом человеке). С этим непосредственно связано уважение свободы в другом человеке, которая относится к сущности человека, поскольку именно в состоянии свободы подлинной, а не мнимой, в нем раскрепощаются его лучшие качества.

13 Эллитарная и массовая к.(Э.Томас) 2. Развитие информационной цивилизации расширило возможности человека в постижении им реального мира, появились новые способы трансляции культуры. В этой связи актуализировалась проблема элитарной и массовой культуры. Концепцию “элитарности” культуры разрабатывали Ф.Ницше, Т.Элиот, Х.Ортега-и-Гассет и другие. Ф.Ницше связывал культурное творчество с избытком жизненных сил, а создание духовных ценностей - с деятельностью аристократов, касты “сверхлюдей”. Американский культуролог Т.Элиот , в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уровня: высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные - “элита”. Испанский культуролог Х.Ортега-и-Гассет в работах “Восстание масс”, “Искусство в настоящем и прошлом”, “Дегуманизация искусства” выдвинул концепцию массового общества и массовой культуры, противопоставив духовной элите, творящей культуру, идейно и культурно разобщенные массы: “Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем всюду… Масса сминает все не похожее, недюжинное, личностное и лучшее… Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой” (Восстание масс //Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 311).Массовая культура возникла с появлением общества массового производства и массового потребления. Появление и развитие радио, телевидения, современных средств связи, а затем видео и компьютеров способствовало распространению этой культуры. В западной социологии термин “массовая” культура означает “коммерческая”, рассматривающая искусство, науку, религию как предметы потребления. Произведения массовой культуры способны при продаже приносить прибыль, а для этого приходится учитывать вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.Массовую культуру называют и развлекательным искусством, и кичем (от немецкого жаргонного “халтура”), и полукультурой. В 80-е гг. термин “массовая” культура стал применяться реже. Он скомпрометировал себя тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наше время его заменило понятие “популярная” культура, или поп-культура. Характеризуя ее американский филолог Майкл Белл говорил: “Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства”.Элитарная культура сложна по содержанию и трудна для восприятия: это фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Беля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыка Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамах этой культуры, ориентированы на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Они являются предметом оживленных споров между искусствоведами и критиками, но массовый зритель может не обратить на них никакого внимания или просто не понять.Создатели элитарных произведений искусства стремятся не к коммерческой выгоде.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (фр. marginal - побочный, на полях, и лат. cultura - возделывание, воспитание, образование,- развитие) -

пограничная, переходная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур.

Маргинальность органично присуща современной культуре.

Не случайно, что данный термин введён в научный оборот в XX в. (в трудах Р.Э. Парка), хотя маргинальная личность, маргинальный образ жизни в той или иной степени были представлены и в культуре предшествующих эпох.

Произошедшие в XX в. крупные социальные сдвиги существенно расширили число исторических народов, раздвинули культурные горизонты, а совпадавшие с ними по времени научно-техническая и информационная революции способствовали сближению культур Европы, Америки, Азии, Африки.

Человек, оказываясь в этом новом, наполненном различными жизненными мирами культурном пространстве, начинает сопрягать различные смыслы бытия, как современные, так и исторические.

Появлению феномена маргинальной культуры способствуют не только социальные потрясения, но и целый ряд факторов, как перманентно действующих в XX в., так и впервые возникающих в культурной картине мира:

1) урбанизм с его разнообразием культурных паттернов, ослабленностью традиционных территориальных, соседских и семейных связей, разрушением регламентации и иерархии;

2) эмансипация этнических меньшинств, усложняющая и обогащающая картину мира на макроуровне и осложняющая действие локальных связей на микроуровне;

3) изменяющийся способ производства - переход от жёсткой организации машинного типа в мегаколлективах к гибкой организации малых групп; деятельность неформальных движений и общественных организаций, играющих серьёзную роль в культуре второй половины XX в. и опирающихся прежде всего на маргинальные группы населения.

14 КОНТРКУЛЬТУРА - понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противосто­ящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культу­ре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отража­ющей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культу­ры отцов».

Термин «Контркультура» появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный фе­номен - Контркультуру. В к. 20 в. культурологи обратили внимание на феномен Контркультуры, его роль в исторической динамике; тема эта перестала восприниматься как периферий­ная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.

К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и куль­турологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсаль­ность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают но­вые ценностные и практические установки для широких социальных общно­стей. В этом случае это уже не субкультуры, а скорее контр культурные тенденции.

Стойкость и возобновляемо молодежных субкультур как будто де­лает излишним термин Контркультура. Между тем в контексте современных исканий он об­ретает глубокий культурно-философский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс куль­турного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой.

В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура. Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпо­хи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно про­исходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порож­дает Контркультуру. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциологический характер такого рода преображений.

В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются но­вые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое тре­бует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую культуру. Но чтобы возникла принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.

Контркультура в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что Контркультура - уже исторический факт, архаика. Официально господствующая культура ус­тояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и со­хранить собств. ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.

В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он в соответствии со своими неоконсервативны­ми убеждениями называет модернистской.

В контексте подобных исследований понятие «Контркультура» обретает совсем иной смысл, нежели понятие «субкультура». Контркультурным значени­ем в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкуль­тур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали на­стоящую ценностную революцию Контркультуры, следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.

Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.

К материальной культуре относят всю область матери­ально-производственной деятельности человека и ее результаты - орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по соз­данию средств производства и потребления и т.п.

Духовная культу­ра включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.

Основой существования материальной культуры являются вещи - результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколь­ко важнейших областей .

    Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими об­ластями материальной культуры напрямую связано выживание че­ловека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.

    Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельно­сти; цеха, доки, мосты, плоти­ны и т.п.).

    Инструменты, при­способления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.

    Транспорт и пути сообщения.

    Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)

    Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.

Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирую­щими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и пове­дение. Знания удовлетворяют опре­деленные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей , позво­ляющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые общест­вом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ . Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.

Под ценностями понимается жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода. Культурные ценности - совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).

Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.

Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:

    Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности, от латинского понятия жизнь)высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.

    Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.

    Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.

    Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.

    Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.

    Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.

    Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.

Именно на основе ценностей формируются существующие се­годня разновидности духовной культуры : 1) нравственность, 2) полити­ка, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.

Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части ду­ховной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет гово­рить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назна­чения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первич­ные (биологические) потребности человека, его относят к матери­альной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Кроме того, между материальной и духовной культурой суще­ствуют переходные формы знаки - материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной фор­мой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги - всеобщий рыночный эквива­лент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами мате­риальной и духовной культуры. В этом - их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.

Социально-преобразовательная деятельность людей осуще­ствляется в двух главных сферах человеческого бытия. Таковыми выступают:

Деятельность по созданию и преобразованию матери­альных объектов (материально-преобразующая деятельность);

деятельность, направленная на преобразование, формирование духовного мира человека (духовно-преобразующая деятельность).

В соответствии с двумя основными видами деятельности выделя­ют две основные взаимосвязанные структурные части культуры как целостного социального образования: материальная культура, духовная культура.

Материальная культура характери­зует процесс деятельности людей в материальной сфере бытия общества. Она является мерой сущностных сил человека в мате­риально-преобразующей деятельности, которая охватывает:

а) сферу материального производства;

б) материальную сферу быта;

в) преобразование физической природы человека.

Анализ материальной культуры как общественного явления затрудняется обычно тем, что различие между материальной и духовной культурой всегда относительно. «Чистой» материальной или духовной культуры вообще не бывает. Материальная культура всегда имеет духовную сторону, ибо ни один процесс в матери­альной культуре не происходит без активного участия сознания. С другой стороны, духовная культура всегда имеет свою матери­альную сторону, материальные элементы духовного производства.

Но ограничивать материальную культуру только вещными предметами не правомерно. Материальная культура представляет собой характеристику деятельности людей по изменению и пре­образованию материальных общественных отношений.

Материальная культура характеризуется качественными достижениями, которые означают степень овладения человеком силами природы, совершенство орудий труда, технический уро­вень производства, навыки и умение людей пользоваться техни­кой, организацию труда, обслуживание материально-бытовых по­требностей людей. Сердцевиной материальной культуры являются орудия труда, которые в современную эпоху все в большей мере становятся материальным воплощением достижений науки, с них, собственно, и началась материальная культура. Особая роль принадлежит технике и технологии, а также средствам массового сообщения, или коммуникации (печа­ти, радио, кино, телевидению, компьютерной и лазерной технике).

В широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастер­ством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого проис­хождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин часто упот­ребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строи­тельная техника, музыкальная техника и т.д. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принци­пу техники. Однако и духовная культура организуется по чисто техническому принципу. Способст­вует этому и развитие средств связи и массовой коммуникации, которые являются в сущности средствами воздействия на сознание людей, средствами манипуляции их психикой. Современные сред­ства коммуникации настолько развиты, что представляют собой ис­кусственную нервную систему планеты, и это позволяет управлять странами и регионами.

Уро­вень культуры характеризуется также достигнутыми навыками и знаниями, которые применяются в процессе материального про­изводства. В этом смысле часто говорят о «культуре труда» раз­личных исторических эпох.

Таким образом, материальная культура может быть подраз­делена в зависимости от сферы проявления на:

Духовная культура.

Духовная культура - это качественные достижения и широта достигнутого кругозора, это внедрение в общественную жизнь идей и знаний, характерных для каждой эпохи. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой . Разумеется выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер.

Духовная культура включает в себя все виды, формы и уров­ни общественного сознания. Вместе с тем ее нельзя сводить к сознанию, ибо она функционирует в обществе посредством ос­воения и развития как самих идей, так и ценностно-нормативных аспектов человеческой деятельности. Воспитание определенного типа личности - главная цель в функционировании духовной культуры.

В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных цен­ностей, а также деятельность по овладению этими ценностями.

Показателем развития духовной культуры того или иного общества выступает прежде всего доступность ее продуктов ши­роким массам. Это зависит от количества поступающих в распре­деление ценностей духовной культуры, от количества учреждений культуры, которые организуют их распределение и потребление, от стоимости благ культуры и возможности пользоваться ими.

Таким образом, становится очевидным, что возможности духовного развития человека сопряжены с материально-техническим разви­тием и наоборот - уровень совершенства материального производ­ства зависит от возможностей духовного потенциала общества. Ду­ховная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность ре­зультатов духовной деятельности, а с другой - и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разно­образных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения челове­ка, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. Это также нравственные, эстетические, религиозные или политиче­ские идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Они, как и продукты материального производства, используются в качестве жизнедеятельности человека, для удовлетворения его оп­ределенных потребностей.

Иногда духовную культуру делят на две сферы:

1) духовные качества человека и деятельность по их воплощению;

2) духовные ценности, получившие как бы самостоятельное сущест­вование в виде научных теорий, произведений искусства, норм права и т.д.

В духовной культуре выделяют обычно те элементы, которые принято иначе называть формами общественного сознания. В таких случаях вместо термина «сознание» употреб

Материальная культура характеризует процесс деятельности людей в материальной сфере бытия общества. Она является мерой сущностных сил человека в материально-преобразующей деятельности, которая охватывает:

а) сферу материального производства;

б) материальную сферу быта;

в) преобразование физической природы человека.

Анализ материальной культуры как общественного явления затрудняется обычно тем, что различие между материальной и духовной культурой всегда относительно. «Чистой» материальной или духовной культуры вообще не бывает. Материальная культура всегда имеет духовную сторону, ибо ни один процесс в материальной культуре не происходит без активного участия сознания. С другой стороны, духовная культура всегда имеет свою материальную сторону, материальные элементы духовного производства.

Но ограничивать материальную культуру только вещными предметами не правомерно. Материальная культура представляет собой характеристику деятельности людей по изменению и преобразованию материальных общественных отношений.

Материальная культура характеризуется качественными достижениями, которые означают степень овладения человеком силами природы, совершенство орудий труда, технический уровень производства, навыки и умение людей пользоваться техникой, организацию труда, обслуживание материально-бытовых потребностей людей. Сердцевиной материальной культуры являются орудия труда, которые в современную эпоху все в большей мере становятся материальным воплощением достижений науки, с них, собственно, и началась материальная культура. Особая роль принадлежит технике и технологии, а также средствам массового сообщения, или коммуникации (печати, радио, кино, телевидению, компьютерной и лазерной технике).

В широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин часто употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника и т.д. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принципу техники. Однако и духовная культура организуется по чисто техническому принципу. Способствует этому и развитие средств связи и массовой коммуникации, которые являются в сущности средствами воздействия на сознание людей, средствами манипуляции их психикой. Современные средства коммуникации настолько развиты, что представляют собой искусственную нервную систему планеты, и это позволяет управлять странами и регионами.

Уровень культуры характеризуется также достигнутыми навыками и знаниями, которые применяются в процессе материального производства. В этом смысле часто говорят о «культуре труда» различных эпох.

Материальная культура это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

В материальную культуру входят, прежде всего, разнообразные средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, т. е. производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта. Кроме того, материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого - памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности.

Материальная культура в целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его «Я», его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ – форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины, инструменты, предметы быта, одежда, украшения, культовые и ритуальные предметы, оружие, музыкальные инструменты и т.п.), а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека (напр., обработанные природные объекты или т.н. техногенные ландшафты). К духовной культуре относят всю совокупность продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера: религиозные системы, мифы, философские концепции, научные теории, нравы и обычаи, системы социальной организации и т.д. Сюда же часто относят исторически формирующийся духовный склад человеческих групп (школа «психологии народов»).

Наиболее явно различение материальной и духовной культуры проводится в марксистской традиции, где важнейшие элементы материальной культуры – машины, орудия, технологии – составляют главное содержание «производительных сил» общества на каждом историческом этапе его развития. Производительные силы, в свою очередь, вместе с «производственными отношениями» образуют «базис», который определяет «надстройку», т.е. всю совокупность духовной культуры общества, включая политические и правовые системы, а также научные знания. Парадоксальным образом оказывается, что элементы духовной культуры – такие, как научные знания, – включаются в состав производительных сил («наука как производительная сила»). Это противоречие в классическом и советском марксизме осталось непреодоленным. На идее разделения материальной и духовной культуры впоследствии было основано различение культуры и цивилизации, характерное для немецкой философии, в частности для философии жизни и неомарксизма Франкфуртской школы. Если самим духом классического, а затем и советского марксизма предполагался примат материальной культуры над духовной, то в противопоставлении культуры и цивилизации подчеркивалась преимущественная роль духовной культуры. На этом зиждилась т.н. критика культуры – порождение кризисного сознания fin de siecle. Под культурой здесь понималась совокупность духовных продуктов человечества, воплощенных в философии, искусстве, науке, под цивилизацией – совокупность овеществленных (и тем самым «омертвленных») продуктов человеческого творчества.

Разделение материальной и духовной культуры, весьма популярное в эпоху господства эволюционистской парадигмы, в социальных науках ныне считается устаревшим. Более распространена трехчленная классификация культуры: материальная, духовная и социальная. Под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению потребностей его существования, технологической стороне жизни и т.п., под духовной культурой – субъективные аспекты жизни, идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения, под социальной культурой – отношения людей друг к другу, системы статусов и социальных институтов (Kroeber A., Kluckhohn С. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions. Cambr. (Mass.), 1952, p. 98). Преимущественную роль при этом играет духовная культура. Социальное поведение и артефакты (социальная и материальная культура) трактуются как объективированные продукты идеальных нормативных систем и систем знаний самого разного рода, составляющих духовную культуру. Но именно такой подход позволяет соединить материальную и духовную культуры, ввести артефакты в контекст исследований в социальных науках. Материальная культура становится, т.о., систематическим источником информации для социальной и культурной истории и культурологии, причем целью анализа является выявление систем идей, порождающих определенные артефакты и способы поведения в рамках определенной культуры (Hodder I. The Meaning of Things: Material Culture and Symbolic Expression. L., 1989). Другой аспект отношения идей и вещей, интересующий культурантропологов, – это межкультурное «бытование» артефактов. Они могут рассматриваться как «носители» определенных идей, ценностей и норм в межкультурных взаимодействиях. В то же время они могут обретать относительную автономию; их ценность и смысл могут трансформироваться в разных культурных и социальных контекстах (Thomas N. Entangled Objects: Exchange, Material Culture and Colonialism in the Pasific. Cambr. (Mass.), 1991).

В современной философии противопоставление материальной и духовной культур утратило свою прежнюю роль. Работы теоретиков постмодерна (Ж.Бодрийар, Ж.Ф.Лиотар и др.), во-первых, поставили под сомнение характерное для традиционной философии разделение субъекта и объекта и, во-вторых, поставили в центр внимания воспроизводство, репродуцирование, а не производство, как это делал ранний капиталистический модерн. Место потребительной стоимости, отражающей предметность объекта и его связь с материальными потребностями, заняла «знаковая» стоимость. Реальные объекты «утратили доверие», потому что все они моделируются и воспроизводятся искусственно. Коды порождают гиперреальности (голография, виртуальная реальность и т.д.). Это ведет к исчезновению конечностей любого рода; место «идей» и «вещей» занимают тавтологичные в себе «симулякры» (Бодрийар). Вместе с исчезновением этих конечностей исчезает и основа для противопоставления фактов материальной и духовной культур. Сами эти понятия становятся излишними. В то же время в более традиционных философских контекстах, а также и в социальных науках (см., например: Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992) они сохраняют свою эвристическую ценность.

Л.Г. Ионин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 348.