Каковы особенности и показатели развития материальной культуры. Материальная культура и ее особенности (структура)
Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства.
Производственная культура - это орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.
Культуру жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда.
Вооружение и военная техника - это особая область материальной культуры.
Материальная культура - результат, средство и условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она удовлетворяет материальные потребности людей, оно многообразнее и многозначнее. Материальная культура выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение, отражает процессы взаимовлияния народов, их культур вплоть до вытеснения ее отдельных элементов. Например, в России в ХVШ-XIX вв. национальная одежда вытеснялась западноевропейской, становясь постепенно общемировой.
Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры.
Источники изучения материальной культуры:
Реальные предметы (археологические и этнографические памятники; сохранившаяся архитектура; нефункционирующая техника; вся функционирующая материальная культура);
Их изображения (произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы);
Макеты и модели, соответствующие оригиналу (макеты и модели, известные с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, детские игрушки и т.д.);
Письменные источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию: о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).
Многие памятники материальной культуры являются символами эпохи (определенные марки автомобилей; танков; "катюши" как символ Великой отечественной войны для нескольких поколений).
Корабли - тоже символы эпохи: парусник - символ петровской эпохи; каравелла- символ времен Колумба, открывшего Америку.
Важная часть материальной культуры - постройки - жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически первым среди них было жилище человека.
Костер как первый "культурный" источник тепла и света стал центром притяжения, объединения древнейших людей. Так, еще до появления построек возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества.
Жилище - это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной внешней среды; в то же время оно создает социальное пространство, в котором может осуществляться производственная и бытовая деятельность. Кроме того, жилище - защита от посягательства на жизнь и имущество его обитателей (например, дома-крепости).
С развитием общества и культуры жилище приобретает новые функции. Появление социального и имущественного неравенства привело к тому, что дома стали отличаться размерами, числом комнат, уровнем комфортности. Появились постройки особого социального назначения - дом вождя, дворец правителя, которые, кроме утилитарной роли, стали играть презентативно-престижную, что положило начало новому виду искусства - архитектуре. Возводились постройки неутилитарного плана, прежде всего культовые, а также связанные с системой государственной власти и управления. Шло время, жилье менялось, строились многоэтажные дома, но большинство людей всегда мечтали жить в собственном доме.
Разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Главное ее назначение - защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она служит также социальным, социально-демографическим, национально-религиозным знаком отличия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный статус ее обладателя (дворянин, купец, духовное лицо, военный).
Большое значение имели и отдельные элементы одежды - пояс, головной убор. На Руси о социальном статусе человека свидетельствовала высота его шапки. Чем знатнее, тем выше шапка.
Издавна одежда была знаком племенной или национальной принадлежности. В современных условиях, когда общество перешло на "европейское платье", некоторые народности сохраняют в одежде какой-либо национальный элемент (вышитая рубаха, папаха, тюбетейка).
С развитием моды одежда стала средством социального самоутверждения. В середине XX в. самостоятельную роль стала играть молодежная мода. Раньше молодежь одевалась в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые. В настоящее время огромный размах получила индустрия молодежной моды.
Особым социальным значением обладает боевое оружие. Это - часть материальной культуры, связанная с вооруженным насилием в обществе. С возникновением производящего хозяйства и появлением запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, потребовалось оружие для защиты. Военные столкновения стали регулярными. Со временем оружие для многих народов (германцы, римляне республиканской эпохи) стало своего рода "орудием труда", источником дохода.
Развитие военной техники способствовало техническому прогрессу вообще. Боевое оружие всегда являлось условием и атрибутом политической власти. Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием в руках. В Древнем Китае умение управлять боевой колесницей считалось признаком "благородного мужа". И сегодня, к сожалению, бряцание оружием расценивается как символ государственной мощи. Из всех достижений материальной культуры оружие, пожалуй, является самой противоречивой и сомнительной ценностью.
Духовная культура
К базисным элементам духовной культуры относятся:
Ценности.
Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует поступать так, а не иначе.
Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, но в качестве дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс (дуэль - культовый комплекс, который относится к этикету, есть (был) не везде).
Ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают, но не предписывают, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре.
Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.
Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.
Привычка - это повседневная сторона социальной действительности, обычаи - более редкий, "праздничный" ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. Обычаи - это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.
Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение.
В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Они назывались mores - нравы. Отсюда произошло слово "мораль" - совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что считать нравственным, зависит от культуры данного общества.
Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов:
обычное право - совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти;
юридические законы, закрепленные конституцией, защищают самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания.
На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять.
Существует классификация ценностей (условная):
витальные (жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.);
социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.;
политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.;
моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.;
религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.;
эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.
По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, локально-групповые, семейные, индивидуально-личностные.
Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.
Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л. Н. Толстого: "Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов" (Толстой Л. Н. Путь жизни. М, 1993. С. 157).
В отличие от общечеловеческих национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа - это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас - белорусской нации - Софийский собор в Полоцке, крест Евфросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др.; для французов - Лувр, Эйфелева башня и др.
Значит, национальные духовные ценности - это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.
Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролеткульта (1917-1932 гг.). Его главная идея - ненависть к "эксплуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнообразны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.
Локально-групповые ценности объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.
Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "рокеров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях.
Семейные ценности. Семья, по выражению В. Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это - общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).
Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.
В предложенной классификации нетрудно заметить, что ценности обычно обладают двумя качествами: относительностью и подвижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из одного уровня в другой (в бывших социалистических странах произошла переоценка "учения" о диктатуре пролетариата; у нас в стране - роли церкви, отношения к собственности).
Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. Так, произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностной ценностью, но постепенно "поднимались" через локально-групповой, сословно-классовый и национальный уровни до общечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивилизации.
При рассмотрении пяти перечисленных уровней культурных ценностей выявляется и еще несколько закономерностей:
Во-первых, тот факт, что их относительность и подвижность убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности - наиболее устойчивые во времени и не зависят от политики. В то же время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни;
Во-вторых, духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину;
В-третьих, потребности людей в духовных ценностях безграничны, здесь нет пресыщения.
Преувеличение, фанатическое отстаивание особой роли какого-либо вида ценностей чревато опасностью превратить ее в идола. Приверженец только общечеловеческих ценностей может превратиться в космополита или человека без Родины; чрезмерный поклонник национальных ценностей - в националиста; классовых - в революционера или террориста; групповых - в маргинала или богемщика и т.д. Вот почему подлинно культурный человек не должен впадать в крайности.
Таким образом, многообразие человеческой деятельности является основанием деления культуры на материальную и духовную, между которыми, однако, существует тесное взаимодействие.
11 Нормы культуры - это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а чего «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют взаимные одобрения и осуждения, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. В ней индивид, вступающий в жизнь, получает не только знания, но принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.
Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Например, в XX веке произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры.
виды ценностей:
1)предметные ценности, ценности - сами вещи и процессы, обладающие ценностным значением для субъекта; 2)ценности - свойства вещей, выявляемые в результате соотношения с ценностями - идеалами; 3)ценности как специфический вид норм, традиций, обычаев, императивов, запретов, задаваемых культурой; 4)ценности - идеалы; 5)ценности - знания и другие ценности сознания, вне которых невозможно постижение смысла и значения существующего, да и сам акт (деятельность) оценки.Сообразно сферам общественной жизни можно выделить материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские, (утилитарные, социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценочной деятельности людей, то ценности, обнаруживаемые и пускаемые в оборот, могут оказаться подлинными, вечными, временными, ложными, прогрессивными или реакционными. В современной литературе закрепилась следующая иерархия ценностей: -сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.д.); -социальные (социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация); -отдельные духовные ценности (наука, искусство, принципы управления экономикой, политикой и т.д.); -политические (свобода слова, государственность, законность, порядок, хороший правитель, конституция, гражданский мир); -моральные ценности и прежде всего признание ценности личности как неотъемлемого (неотчуждаемого)достоинства человека. В свою очередь сферу моральных ценностей можно представить как: -уважение к жизни (благоговение перед жизнью, по выражению А.Швейцера) и к смерти (личная ответственность за жизнь перед фактом смерти, которую никто перед человеком снять не может); -любовь к истине (искренность, трудолюбие и мужество в стремлении к ней); -любовь (верность, порядочность, бескорыстие, уважение личности в другом человеке). С этим непосредственно связано уважение свободы в другом человеке, которая относится к сущности человека, поскольку именно в состоянии свободы подлинной, а не мнимой, в нем раскрепощаются его лучшие качества.
13 Эллитарная и массовая к.(Э.Томас) 2. Развитие информационной цивилизации расширило возможности человека в постижении им реального мира, появились новые способы трансляции культуры. В этой связи актуализировалась проблема элитарной и массовой культуры. Концепцию “элитарности” культуры разрабатывали Ф.Ницше, Т.Элиот, Х.Ортега-и-Гассет и другие. Ф.Ницше связывал культурное творчество с избытком жизненных сил, а создание духовных ценностей - с деятельностью аристократов, касты “сверхлюдей”. Американский культуролог Т.Элиот , в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уровня: высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные - “элита”. Испанский культуролог Х.Ортега-и-Гассет в работах “Восстание масс”, “Искусство в настоящем и прошлом”, “Дегуманизация искусства” выдвинул концепцию массового общества и массовой культуры, противопоставив духовной элите, творящей культуру, идейно и культурно разобщенные массы: “Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем всюду… Масса сминает все не похожее, недюжинное, личностное и лучшее… Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой” (Восстание масс //Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 311).Массовая культура возникла с появлением общества массового производства и массового потребления. Появление и развитие радио, телевидения, современных средств связи, а затем видео и компьютеров способствовало распространению этой культуры. В западной социологии термин “массовая” культура означает “коммерческая”, рассматривающая искусство, науку, религию как предметы потребления. Произведения массовой культуры способны при продаже приносить прибыль, а для этого приходится учитывать вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.Массовую культуру называют и развлекательным искусством, и кичем (от немецкого жаргонного “халтура”), и полукультурой. В 80-е гг. термин “массовая” культура стал применяться реже. Он скомпрометировал себя тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наше время его заменило понятие “популярная” культура, или поп-культура. Характеризуя ее американский филолог Майкл Белл говорил: “Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства”.Элитарная культура сложна по содержанию и трудна для восприятия: это фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Беля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыка Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамах этой культуры, ориентированы на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Они являются предметом оживленных споров между искусствоведами и критиками, но массовый зритель может не обратить на них никакого внимания или просто не понять.Создатели элитарных произведений искусства стремятся не к коммерческой выгоде.
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (фр. marginal - побочный, на полях, и лат. cultura - возделывание, воспитание, образование,- развитие) -
пограничная, переходная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур.
Маргинальность органично присуща современной культуре.
Не случайно, что данный термин введён в научный оборот в XX в. (в трудах Р.Э. Парка), хотя маргинальная личность, маргинальный образ жизни в той или иной степени были представлены и в культуре предшествующих эпох.
Произошедшие в XX в. крупные социальные сдвиги существенно расширили число исторических народов, раздвинули культурные горизонты, а совпадавшие с ними по времени научно-техническая и информационная революции способствовали сближению культур Европы, Америки, Азии, Африки.
Человек, оказываясь в этом новом, наполненном различными жизненными мирами культурном пространстве, начинает сопрягать различные смыслы бытия, как современные, так и исторические.
Появлению феномена маргинальной культуры способствуют не только социальные потрясения, но и целый ряд факторов, как перманентно действующих в XX в., так и впервые возникающих в культурной картине мира:
1) урбанизм с его разнообразием культурных паттернов, ослабленностью традиционных территориальных, соседских и семейных связей, разрушением регламентации и иерархии;
2) эмансипация этнических меньшинств, усложняющая и обогащающая картину мира на макроуровне и осложняющая действие локальных связей на микроуровне;
3) изменяющийся способ производства - переход от жёсткой организации машинного типа в мегаколлективах к гибкой организации малых групп; деятельность неформальных движений и общественных организаций, играющих серьёзную роль в культуре второй половины XX в. и опирающихся прежде всего на маргинальные группы населения.
14 КОНТРКУЛЬТУРА - понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов».
Термин «Контркультура» появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - Контркультуру. В к. 20 в. культурологи обратили внимание на феномен Контркультуры, его роль в исторической динамике; тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.
К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.
В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультуры, а скорее контр культурные тенденции.
Стойкость и возобновляемо молодежных субкультур как будто делает излишним термин Контркультура. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурно-философский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой.
В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура. Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порождает Контркультуру. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциологический характер такого рода преображений.
В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую культуру. Но чтобы возникла принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.
Контркультура в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что Контркультура - уже исторический факт, архаика. Официально господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранить собств. ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.
В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он в соответствии со своими неоконсервативными убеждениями называет модернистской.
В контексте подобных исследований понятие «Контркультура» обретает совсем иной смысл, нежели понятие «субкультура». Контркультурным значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящую ценностную революцию Контркультуры, следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.
Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.
К материальной культуре относят всю область материально-производственной деятельности человека и ее результаты - орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления и т.п.
Духовная культура включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.
Основой существования материальной культуры являются вещи - результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколько важнейших областей .
Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими областями материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.
Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельности; цеха, доки, мосты, плотины и т.п.).
Инструменты, приспособления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.
Транспорт и пути сообщения.
Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)
Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.
Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирующими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и поведение. Знания удовлетворяют определенные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей , позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ . Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.
Под ценностями понимается жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода. Культурные ценности - совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).
Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.
Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:
Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности, от латинского понятия жизнь)– высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.
Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.
Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.
Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.
Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.
Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.
Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.
Именно на основе ценностей формируются существующие сегодня разновидности духовной культуры : 1) нравственность, 2) политика, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.
Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.
Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет говорить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назначения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.
Кроме того, между материальной и духовной культурой существуют переходные формы – знаки - материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной формой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги - всеобщий рыночный эквивалент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры. В этом - их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.
Социально-преобразовательная деятельность людей осуществляется в двух главных сферах человеческого бытия. Таковыми выступают:
Деятельность по созданию и преобразованию материальных объектов (материально-преобразующая деятельность);
деятельность, направленная на преобразование, формирование духовного мира человека (духовно-преобразующая деятельность).
В соответствии с двумя основными видами деятельности выделяют две основные взаимосвязанные структурные части культуры как целостного социального образования: материальная культура, духовная культура.
Материальная культура характеризует процесс деятельности людей в материальной сфере бытия общества. Она является мерой сущностных сил человека в материально-преобразующей деятельности, которая охватывает:
а) сферу материального производства;
б) материальную сферу быта;
в) преобразование физической природы человека.
Анализ материальной культуры как общественного явления затрудняется обычно тем, что различие между материальной и духовной культурой всегда относительно. «Чистой» материальной или духовной культуры вообще не бывает. Материальная культура всегда имеет духовную сторону, ибо ни один процесс в материальной культуре не происходит без активного участия сознания. С другой стороны, духовная культура всегда имеет свою материальную сторону, материальные элементы духовного производства.
Но ограничивать материальную культуру только вещными предметами не правомерно. Материальная культура представляет собой характеристику деятельности людей по изменению и преобразованию материальных общественных отношений.
Материальная культура характеризуется качественными достижениями, которые означают степень овладения человеком силами природы, совершенство орудий труда, технический уровень производства, навыки и умение людей пользоваться техникой, организацию труда, обслуживание материально-бытовых потребностей людей. Сердцевиной материальной культуры являются орудия труда, которые в современную эпоху все в большей мере становятся материальным воплощением достижений науки, с них, собственно, и началась материальная культура. Особая роль принадлежит технике и технологии, а также средствам массового сообщения, или коммуникации (печати, радио, кино, телевидению, компьютерной и лазерной технике).
В широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин часто употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника и т.д. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принципу техники. Однако и духовная культура организуется по чисто техническому принципу. Способствует этому и развитие средств связи и массовой коммуникации, которые являются в сущности средствами воздействия на сознание людей, средствами манипуляции их психикой. Современные средства коммуникации настолько развиты, что представляют собой искусственную нервную систему планеты, и это позволяет управлять странами и регионами.
Уровень культуры характеризуется также достигнутыми навыками и знаниями, которые применяются в процессе материального производства. В этом смысле часто говорят о «культуре труда» различных исторических эпох.
Таким образом, материальная культура может быть подразделена в зависимости от сферы проявления на:
Духовная культура.
Духовная культура - это качественные достижения и широта достигнутого кругозора, это внедрение в общественную жизнь идей и знаний, характерных для каждой эпохи. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой . Разумеется выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер.
Духовная культура включает в себя все виды, формы и уровни общественного сознания. Вместе с тем ее нельзя сводить к сознанию, ибо она функционирует в обществе посредством освоения и развития как самих идей, так и ценностно-нормативных аспектов человеческой деятельности. Воспитание определенного типа личности - главная цель в функционировании духовной культуры.
В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей, а также деятельность по овладению этими ценностями.
Показателем развития духовной культуры того или иного общества выступает прежде всего доступность ее продуктов широким массам. Это зависит от количества поступающих в распределение ценностей духовной культуры, от количества учреждений культуры, которые организуют их распределение и потребление, от стоимости благ культуры и возможности пользоваться ими.
Таким образом, становится очевидным, что возможности духовного развития человека сопряжены с материально-техническим развитием и наоборот - уровень совершенства материального производства зависит от возможностей духовного потенциала общества. Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой - и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. Это также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Они, как и продукты материального производства, используются в качестве жизнедеятельности человека, для удовлетворения его определенных потребностей.
Иногда духовную культуру делят на две сферы:
1) духовные качества человека и деятельность по их воплощению;
2) духовные ценности, получившие как бы самостоятельное существование в виде научных теорий, произведений искусства, норм права и т.д.
В духовной культуре выделяют обычно те элементы, которые принято иначе называть формами общественного сознания. В таких случаях вместо термина «сознание» употреб
Материальная культура характеризует процесс деятельности людей в материальной сфере бытия общества. Она является мерой сущностных сил человека в материально-преобразующей деятельности, которая охватывает:
а) сферу материального производства;
б) материальную сферу быта;
в) преобразование физической природы человека.
Анализ материальной культуры как общественного явления затрудняется обычно тем, что различие между материальной и духовной культурой всегда относительно. «Чистой» материальной или духовной культуры вообще не бывает. Материальная культура всегда имеет духовную сторону, ибо ни один процесс в материальной культуре не происходит без активного участия сознания. С другой стороны, духовная культура всегда имеет свою материальную сторону, материальные элементы духовного производства.
Но ограничивать материальную культуру только вещными предметами не правомерно. Материальная культура представляет собой характеристику деятельности людей по изменению и преобразованию материальных общественных отношений.
Материальная культура характеризуется качественными достижениями, которые означают степень овладения человеком силами природы, совершенство орудий труда, технический уровень производства, навыки и умение людей пользоваться техникой, организацию труда, обслуживание материально-бытовых потребностей людей. Сердцевиной материальной культуры являются орудия труда, которые в современную эпоху все в большей мере становятся материальным воплощением достижений науки, с них, собственно, и началась материальная культура. Особая роль принадлежит технике и технологии, а также средствам массового сообщения, или коммуникации (печати, радио, кино, телевидению, компьютерной и лазерной технике).
В широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин часто употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника и т.д. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принципу техники. Однако и духовная культура организуется по чисто техническому принципу. Способствует этому и развитие средств связи и массовой коммуникации, которые являются в сущности средствами воздействия на сознание людей, средствами манипуляции их психикой. Современные средства коммуникации настолько развиты, что представляют собой искусственную нервную систему планеты, и это позволяет управлять странами и регионами.
Уровень культуры характеризуется также достигнутыми навыками и знаниями, которые применяются в процессе материального производства. В этом смысле часто говорят о «культуре труда» различных эпох.
Материальная культура это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.
В материальную культуру входят, прежде всего, разнообразные средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, т. е. производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта. Кроме того, материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого - памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности.
Материальная культура в целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его «Я», его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.
Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ – форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины, инструменты, предметы быта, одежда, украшения, культовые и ритуальные предметы, оружие, музыкальные инструменты и т.п.), а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека (напр., обработанные природные объекты или т.н. техногенные ландшафты). К духовной культуре относят всю совокупность продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера: религиозные системы, мифы, философские концепции, научные теории, нравы и обычаи, системы социальной организации и т.д. Сюда же часто относят исторически формирующийся духовный склад человеческих групп (школа «психологии народов»).
Наиболее явно различение материальной и духовной культуры проводится в марксистской традиции, где важнейшие элементы материальной культуры – машины, орудия, технологии – составляют главное содержание «производительных сил» общества на каждом историческом этапе его развития. Производительные силы, в свою очередь, вместе с «производственными отношениями» образуют «базис», который определяет «надстройку», т.е. всю совокупность духовной культуры общества, включая политические и правовые системы, а также научные знания. Парадоксальным образом оказывается, что элементы духовной культуры – такие, как научные знания, – включаются в состав производительных сил («наука как производительная сила»). Это противоречие в классическом и советском марксизме осталось непреодоленным. На идее разделения материальной и духовной культуры впоследствии было основано различение культуры и цивилизации, характерное для немецкой философии, в частности для философии жизни и неомарксизма Франкфуртской школы. Если самим духом классического, а затем и советского марксизма предполагался примат материальной культуры над духовной, то в противопоставлении культуры и цивилизации подчеркивалась преимущественная роль духовной культуры. На этом зиждилась т.н. критика культуры – порождение кризисного сознания fin de siecle. Под культурой здесь понималась совокупность духовных продуктов человечества, воплощенных в философии, искусстве, науке, под цивилизацией – совокупность овеществленных (и тем самым «омертвленных») продуктов человеческого творчества.
Разделение материальной и духовной культуры, весьма популярное в эпоху господства эволюционистской парадигмы, в социальных науках ныне считается устаревшим. Более распространена трехчленная классификация культуры: материальная, духовная и социальная. Под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению потребностей его существования, технологической стороне жизни и т.п., под духовной культурой – субъективные аспекты жизни, идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения, под социальной культурой – отношения людей друг к другу, системы статусов и социальных институтов (Kroeber A., Kluckhohn С. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions. Cambr. (Mass.), 1952, p. 98). Преимущественную роль при этом играет духовная культура. Социальное поведение и артефакты (социальная и материальная культура) трактуются как объективированные продукты идеальных нормативных систем и систем знаний самого разного рода, составляющих духовную культуру. Но именно такой подход позволяет соединить материальную и духовную культуры, ввести артефакты в контекст исследований в социальных науках. Материальная культура становится, т.о., систематическим источником информации для социальной и культурной истории и культурологии, причем целью анализа является выявление систем идей, порождающих определенные артефакты и способы поведения в рамках определенной культуры (Hodder I. The Meaning of Things: Material Culture and Symbolic Expression. L., 1989). Другой аспект отношения идей и вещей, интересующий культурантропологов, – это межкультурное «бытование» артефактов. Они могут рассматриваться как «носители» определенных идей, ценностей и норм в межкультурных взаимодействиях. В то же время они могут обретать относительную автономию; их ценность и смысл могут трансформироваться в разных культурных и социальных контекстах (Thomas N. Entangled Objects: Exchange, Material Culture and Colonialism in the Pasific. Cambr. (Mass.), 1991).
В современной философии противопоставление материальной и духовной культур утратило свою прежнюю роль. Работы теоретиков постмодерна (Ж.Бодрийар, Ж.Ф.Лиотар и др.), во-первых, поставили под сомнение характерное для традиционной философии разделение субъекта и объекта и, во-вторых, поставили в центр внимания воспроизводство, репродуцирование, а не производство, как это делал ранний капиталистический модерн. Место потребительной стоимости, отражающей предметность объекта и его связь с материальными потребностями, заняла «знаковая» стоимость. Реальные объекты «утратили доверие», потому что все они моделируются и воспроизводятся искусственно. Коды порождают гиперреальности (голография, виртуальная реальность и т.д.). Это ведет к исчезновению конечностей любого рода; место «идей» и «вещей» занимают тавтологичные в себе «симулякры» (Бодрийар). Вместе с исчезновением этих конечностей исчезает и основа для противопоставления фактов материальной и духовной культур. Сами эти понятия становятся излишними. В то же время в более традиционных философских контекстах, а также и в социальных науках (см., например: Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992) они сохраняют свою эвристическую ценность.
Л.Г. Ионин
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 348.