Картины мартироса сарьяна. Русские художники. Сарьян Мартирос Сергеевич

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи. Мировое значение его наследия базируется на общечеловеческих ценностях, вписанных в каждую работу художника.

Мартирос Сарьян родился 28 февраля 1880-го года в городке Новая Нахичевань (ныне - район Ростова-на-Дону) в семье этнических армян-земледельцев. Один из девяти детей семейства, Мартирос много времени проводил на свежем воздухе, впитывая красоту степи и природы в целом.

Перед глазами всё встало в сиянии солнечного цвета: стройные хлеба вперемежку с травами, покрытыми множеством цветов, над которыми реяли пчёлы и бабочки. Всё это безудержно влекло к себе. Я, очарованный, вошёл в хлебный строй и окунулся в мир, подобный сновидению. Я долго шёл и, уставши, уснул в кустах хлеба, на земле, как на груди своей матери». Воспоминания Мартироса Сарьяна

В 1895-м году Мартирос Сарьян закончил обучение в общеобразовательном армяно-русском городском училище Новой Нахичевани. Уже делал успехи в рисовании. Устроившись на работу в почтовую контору, он и здесь находил вдохновение - копировал картины из журналов и делал наброски посетителей необычной внешности.

К вступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Мартироса готовит друг его старшего брата - художник и выпускник того же училища А. Арцатбанян. И в 1897-м году Сарьян был зачислен в ряды столичных студентов. В то время в училище учредили прогрессивные художественные идеалы, там преподавали лучшие художники и мастера. Академическое образование Сарьян активно дополнял культурным досугом - посещал театры, выставки и библиотеки.

"Фруктовая лавочка" (Константинополь)

А после окончания основного курса училища в 1902-м году Мартирос Сарьян ещё год занимался в мастерских таких мастеров как импрессионист Константин Коровин и портретист Валентин Серов.

Но обрести свой собственный стиль, свою душу в живописи Мартиросу Сарьяну удалось лишь после поездки на Кавказ в 1901-1903-м годах. По словам художника, это были самые трудные годы его жизни - среди пластов академизма и чужих стилей найти себя самого.

Мартирос Сарьян . "Персия". 1912

Проторенные дороги не удовлетворяли меня… Я решил следовать своим собственным устремлениям… Всё, что я писал с 1904-го года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку синтезировал это в своём воображении. Мартирос Сарьян

В это время художник увлекается фовизмом и импрессионизмом, позитивно отзывается о приёмах Матисса, Гогена, Сезанна и Ван Гога. Осознание причастности своего творчества к всемирному художественному контексту ещё больше вдохновляет молодого мастера на собственный путь в живописи.

"Армения"

Ещё ярче, сочнее и выразительнее стали работы Мартироса Сарьяна после его путешествий по странам Востока - в Египет, Турцию и Персию. Картины этого периода художник создаёт в одной плоскости, обозначая тени и глубину грубыми контрастными мазками преимущественно синего цвета. Одной из таких работ является картина «Глицинии» (1910), приобретённая Третьяковской галереей на выставке «Московского товарищества художников» после возвращения Сарьяна из Константинополя.

"Глицинии"

В 1915-м году у Мартироса Сарьяна наступает творческий и душевный кризис. Горячо любимая им родная Армения подвергается турецкому геноциду. Художник заболевает, его увозят в Тифлис на лечение. Там он встречает дочь армянского писателя и педагога Газароса Агаяна, Лусик Агаян, и признаёт в ней родственную душу. У супругов рождается сын Саркис, который потом станет литературоведом. Второй сын, Газарос, у пары родился в 1920-м году, и он стал композитором.

"Лусик Агаян". 1915

В это время Сарьяны живут в доме родителей Мартироса в Нахичевани. В 1918-1919-х годах художник инициирует создание Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону и становится первым его директором.

После переезда вместе с семьёй в Армению в 1921-м году Мартирос Сарьян погружается в изображения красоты её природы. А также организует Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства. Участвует в создании Ереванского художественного училища и Товарищества работников изобразительного искусства.

В 1922-м году по эскизам Мартироса Сарьяна был создан герб и флаг Советской Армении.

В конце 1925-го года за международный художественный успех творчества Мартироса Сарьяна ему было присвоено звание Народного художника Армении.

Новое звание открывает и новые возможности, и с 1926-го по 1928-й год Мартирос Сарьян живёт и работает в Париже, участвует в художественной выставке в местной галерее Жерар. К сожалению, все представленные там его работы сгорели при пожаре на корабле во время возвращения их в Армению.

Мартирос Сарьян . "Старый Ереван". 1925

1930-е годы готовили для Сарьяна новые испытания. Сталинская политика давления на деятелей культуры, железные занавес, обвинения работ художника в излишней декоративности и «пороке идеалистического мировоззрения» значительно ущемили его свободу творчества. Избежать репрессий ему удалось лишь благодаря тому, что в это время он работал в мастерской Третьяковской галереи над масштабным панно площадью 46 квадратных метров для оформления павильона выставки советского искусства в Париже, позже удостоенное Гран-при.

В с приходом к власти Никиты Хрущёва Мартиросу Сарьяну стало легче работать, он даже получил Ленинскую премию, а также Государственную премию Армянской ССР. В ноябре 1967-го года в Ереване открыли Дом-музей Мартироса Сарьяна.

Мартирос Сарьян умер в 5 мая 1972-го года в Ереване в возрасте 92-х лет. Его могила находится в пантеоне парка имени Комитаса.

О жизни армянского живописца в день его рождения корреспонденту Sputnik Армения рассказала его внучка Рузанна Сарьян.

© Sputnik / Асатур Есаянц

Мартирос Сергеевич был седьмым ребенком в семье, активным и шаловливым. Детство Сарьяна прошло в небольшом хуторе в степях Приазовья, на берегу реки Самбек. Его любовь к природе зародилась уже тогда, когда он впервые увидел голубой зонт неба, опрокинутый над степью, луну и звезды, и когда бегал за бабочками в степи, считая их летающими цветами. Эта сказка, которая зарождалась в детстве, потом нашла свое отражение в его раннем творчестве, в акварелях цикла "Сказки и сны".

В семье Сарьянов почитали старших, уважали родителей. В детях воспитывалось уважение к труду и трудовым людям. Эти традиции Сарьян перенес и в свою семью. Он считал, что именно трудом можно преодолевать жизненные проблемы.

Сарьян окончил армяно-русское училище в Новой Нахичевани. Уже в школе он брал уроки рисования у школьного учителя, Бахмутского, любил на уроках географии раскрашивать контурные карты. После окончания он поступил работать в контору по подписке журналов и газет. В свободное от работы время он делал для себя наброски посетителей конторы. Многие уже тогда восторгались его талантом и пророчили ему будущее художника.

Через год старший брат Ованес отправляет 16-летнего Мартироса учиться в Москву. Сарьян поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В семье не все приветствовали это решение, сомневалась даже матушка. Как будет сын зарабатывать себе на хлеб, содержать семью. Ведь та профессия, которую он выбрал, ей не совсем была понятна. Что значит художник?.. Да еще и свободный…

Но Мартирос превзошел все ожидания и стал великим художником, прославив тем самым весь свой род.

© Sputnik / Асатур Есаянц

Муза художника

Спеша помочь своим соотечественникам, бежавшим от погромов из Турецкой Армении, Сарьян едет в Эчмиадзин. То, что он там увидел, повергло его в полное отчаяние. Помощь, которую он привез с собой в виде лекарств и денежных средств, собранных московской армянской общиной, была каплей в море огромного горя. Боясь за душевное здоровье Сарьяна, друзья отправляют его в Тифлис.

В одном из кафе старого Тифлиса, где собиралась армянская интеллигенция и обсуждала вопросы спасения нации, Сарьян встречает ту, которая должна была отныне стать его музой и разделить с ним его судьбу. Это была дочь писателя Газароса Агаяна, Лусик Агаян. Он влюбился в нее с первого взгляда и на всю жизнь. Она стала для него воплощением идеала женской красоты.

Среди художников Сарьян является исключительным примером моногамности. Свою жену он рисовал на протяжении всей жизни — от первых акварелей еще юной Лусик, до портретов и изображений любимой женщины в повседневной жизни. Он писал ее читающей, спящей, хлопочущей по хозяйству, говорящей по телефону и даже стирающей.

Он восхищался ею, боготворил и ценил ее до конца своих дней. В письмах к ней Сарьян из Парижа писал: "ты героиня, другая женщина не смогла бы взвалить на себя всю ответственность за детей и отпустить мужа на длительное время в Париж, даже зная, как это важно для его карьеры".

© Sputnik / Асатур Есаянц

Отец и дети

У Сарьяна было два сына: старший Саркис (Сарик), младший Лазарь (Зарик). В письмах к жене, когда дети были еще маленькими, Сарьян писал: "Не кричи на детей, не наказывай, будь терпеливей с ними. Им надо по утрам делать зарядку, обтирания. Для желудка полезно есть домашний мацони". В том же письме Мартирос Сергеевич пишет рецепт приготовления домашнего мацони.

Сарьян сделал все, чтобы его сыновья получили хорошее образование. Старший, Саркис Сарьян стал известным филологом, изучал литературу эпохи итальянского возрождения. Он окончил аспирантуру в Институте мировой литературы им. М. Горького в Москве и защитил кандидатскую диссертацию.

Младший, Лазарь Сарьян обладал абсолютным слухом, одновременно очень хорошо рисовал и мог стать художником. Когда Лазарь должен был определиться, Сарьян ему посоветовал, "если ты станешь художником, тебя будут все время сравнивать со мной. Тебе будет трудно пробиться в этой области, и это будет очень жестокая для тебя борьба". И так Лазарь выбрал музыку. Вернувшись с фронта, он поступил в Московскую консерваторию и по окончании стал композитором. Однако присущее ему цветовое мышление проявилось и в его музыкальных произведениях, придавая им особое, сарьяновское звучание.

Сарьян-дед

Когда я была ребенком, дедушка давал мне уроки рисования, объяснял пропорции: как писать Арарат, облака, куда дует ветер, как заостряется конец облаков в направлении ветра и т.д.

В нашем доме нельзя было наказывать детей, в особенности кричать на них. Он никогда в жизни не сказал бы ребенку "я занят, иди, поиграй игрушками", даже тогда, когда у него были гости мировой величины. Сарьян был солнцем, вокруг которого вращались мы все.

© Sputnik / Василий Малышев

Дедушка также обладал экстрасенсорными способностями. Когда у меня поднималась температура, он садился у кровати и читал молитву. Затем втыкал нож между паркетинами, и температура, без всяких лекарств, спускалась сама по себе (улыбается Рузанна).

Он заряжался от земли

У нас был большой дом, и за стол садились всей семьей вместе с садовником и персоналом, занимающимся хозяйством.

Сарьян любил работать в саду, словно получал энергию от земли. Его часто можно было видеть с лопатой в руке, вскапывающим землю, или обрезающим садовыми ножницами сухие ветки деревьев.

Однажды из Москвы приехал корреспондент газеты "Правда", чтобы взять интервью у Мартироса Сергеевича. Он заходит во двор и видит человека в халате с метлой в руке. Обращаясь к нему, журналист спрашивает: "служивый, скажите, как пройти к Сарьяну". На что художник ответил: "а вы пройдите в дом, там вам скажут".

Заходит в дом и обращается к бабушке: "вот я приехал из Москвы, хочу взять интервью у Сарьяна". А бабушка отвечает: "так вы приехали брать интервью, прошли мимо Сарьяна и даже не узнали его?" Вот таким скромным был Сарьян.

© Sputnik / Алексей Бушкин

Картина Сарьяна "Армения"

Сарьян — общественный деятель

Сарьян много времени уделял общественной работе. Переехав в Армению в 1921 году, он основал первый Государственный музей Армении, был основателем и первым председателем Комитета охраны памятников, стоял у истоков создания художественного училища и Общества работников изоискусства. На протяжении всей своей жизни он делал все от себя зависящее, чтобы армянская культура возрождалась, развивалась и крепла.
Сарьян очень трепетно относился к историческим памятникам. Его усилиями была спасена церковь святого Зоравора в Ереване, которую старожилы называли "церковью Сарьяна".

Сарьян спас от разрушения также храм Сурб Хач (Святой крест) в Ростове, построенный в 18 веке армянами, выходцами из Ани — древней столицы Армении (ныне территория Турции).

Во время Отечественной войны в церковь попала бомба, и она была разрушена. В 50-е годы власти города решили снести ее и на этом месте построить что-то другое. Сарьяну сообщили об этом земляки, и он, пустив в ход все свои связи и авторитет, смог добиться, чтобы Сурб Хач был внесен в список исторических памятников особого значения. Церковь имела особую ценность для новонахичеванских армян. Ее основной святыней был хачкар (крест-камень), вывезенный их предками из Ани. А во дворе церкви были похоронены армянские поэты Патканян и Налбандян, а также другие выдающиеся представители армянского народа.

© Sputnik / Олег Макаров

Репродукция картины "Церковь Кармравор"

Но церковь необходимо было восстановить. Представьте себе, в 1958 году в Советском союзе добиться решения о реставрации армянской церкви… Это было просто немыслимо. Но Сарьян выступил с инициативой создать на территории храма Музей армяно-русской дружбы и это сработало. Вскоре проект восстановления церкви был заказан уроженцу Новой Нахичевани, архитектору Марку Владимировичу Григоряну.

Сарьян был человеком удивительно добрым и щедрым. Будучи депутатом Верховного совета СССР, он многим помогал получить жилье, поддерживал талантливых молодых людей, хлопотал, чтобы они были приняты в ВУЗ-ы или получили бы возможность продолжить образование в Москве, добивался освобождения для невинно осужденных.

Помогал, поддерживал, делился знаниями и умением. Он отдал всего себя без остатка служению своему народу, своей Армении и воспел ее в полотнах так, что и сегодня многим она открывается через призму сарьяновского гения.

Мартиро́с Серге́евич Сарья́н (арм. Մարտիրոս Սերգեյի Սարյան; 16 (28) февраля 1880, Нахичевань-на-Дону - 5 мая 1972, Ереван) - армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1965). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1941).

Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

Мартирос Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону («Новый Нахичевань», ныне в пределах Ростова-на-Дону).

В 1895 году окончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества , в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина . В 1901-1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.

В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза », «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись Поля Гогена и Анри Матисса .

С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918-1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы - создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В 1926-1928 годах художник живёт и работает в Париже. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении. Художник также пишет многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»). Сарьян работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. Спендиарова, 1938-1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо и др.).

Мартирос Сарьян сыграл важную роль в сохранении церкви Сурб Хач в родном ему Ростове-на-Дону, когда в советские годы встал вопрос о её сносе.

Депутат ВС СССР 2-4-го созывов (1946-1958). Депутат ВС Армянской ССР с 1959 года.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Мартирос Сергеевич(Саркисович) Сарьян(28 февраля 1880, Нахичевань-на-Дону — 5 мая 1972, Ереван) — армянский и русский художник, портретист, книжный иллюстратор, театральный оформитель. Основоположник современной армянской живописи.

Мастеру был отмерен долгий век; за 92 года перед его глазами прошли многие волнующие исторические события — войны, революции, рождение новой страны, первый полет человека в космос. Он создал герб Советской Армении, организовал Музей археологии, Музей изобразительного искусства, Музей истории и этнографии, Комитет по охране памятников старины.

Особенности творчества художника Мартироса Сарьяна: Выросший в степях Приазовья, он получил образование в Москве и впервые попал на родину своих предков только возрасте 20 лет. С тех пор Армения, ее природа, ее люди стали главной темой творчества художника. Гармония ярких красок, сочная палитра, лаконизм, восточные мотивы — вот визитная карточка Мартироса Сарьяна.

С 1903 по 1907 год, в начале творческого пути, Сарьян много работает акварелью; результатом его символистских исканий становится цикл« Сказки и сны». Волшебные пейзажи с размытым, абстрактным фоном, населенные прозрачными, полутелесными персонажами, удивительно нежны и пластичны: «Любовь »(1906), «Поэт(На склонах Арагаца) »(1906), «Озеро фей »(1906). Работы из этой серии в 1904 году экспонировались на выставке« Алая роза» в Саратове, а три года спустя — в Москве, на знаменитой выставке« Голубая роза».

С 1908 года Сарьян меняет свою живописную технику: на смену акварели приходит темпера, романтизм сменяется реализмом, вместо тревожных и нежных переливов цвета в его работах звучат яркие, чистые краски. Жаркое, знойное солнце — практически в каждом его пейзаже. Обобщенные силуэтные формы обретают массу и насыщенность, мазки становятся длиннее. Художник много экспериментирует с передачей света посредством глубины и объема тени.

Примерно в это же время он знакомится с работами французский фовистов и импрессионистов, высоко оценивая их заслуги в новых принципах живописной техники. Сарьян много путешествует по странам Востока, пишет картины« У колодца, жаркий день», «У моря. Сфинкс». Художник активно выставляется, в частности, в рамках экспозиций, организованных журналом« Золотое руно».

За всю свою жизнь Сарьян создал около четырех тысяч произведений: пейзажи, портреты, натюрморты были его любимыми жанрами. Художник много работал с формой; он не любил детали, оставляя зрителю возможность дополнять картину собственным видением, собственным жизненным опытом.

Самые известные картины Мартироса Сарьяна: «Восточная сказка »(1903), «Озеро фей »(1905), «Любовь. Сказка »(1906), «Автопортрет »(1909), «Глицинии »(1910), «Фруктовая лавка »(1910), « »(1910), «Египетские маски »(1911), «Идущая женщина »(1911), «Финиковая пальма »(1911), «Портрет И.С. Щукина »(1911), «Красная лошадь»(1919), «Армения »(1923), « »(1923), «Газели »(1926), «Автопортрет. Три возраста »(1942), « »(1941), «Армянам — бойцам, участникам Великой отечественной войны. Цветы »(1945).

Детство художника
Мартирос Саркисович(Сергеевич) Сарьян родился в 1880 году в семье земледельца. Он был седьмым ребенком из девяти. Детство художника прошло в донских степях, на берегу речки Самбек.

Когда Мартиросу исполнилось семь лет, его вместе с братом Серобом отправили в Новую Нахичевань, к сестре матери. Отец Сарьяна умер в 1891 году от холеры; с тех пор заботы о семье легли на плечи старшего брата Ованеса.

После окончания городского училища в 1891 году Ованес устроил младшего брата в почтовую рассыльную контору. Именно здесь, среди посылок, писем и газет, юный Мартирос от скуки начал рисовать; его привлекали колоритные типажи — посетители конторы. Посовещавшись, семья приняла решение отправить юношу на обучение в Москву.

Годы учебы в Москве
Осенью 1897 года Сарьян поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Конкурс был большим; приняли всего 17 человек. В училище Сарьян приятельствовал с Владимиром Половинкиным , Кузьмой Петровым-Водкиным , Николаем Сапуновым , Павлом Кузнецовым и Петром Уткиным . С 1900 года он начал выставлять свои работы на зимних внеклассных экспозициях работ студентов. К тому времени устройство училища подверглось реформам; открылись мастерские, куда были приглашены лучшие московские художники. Портретной мастерской ведали Валентин Серов и Константин Коровин , а пейзаж в училище преподавали Исаак Левитан и Виктор Васнецов .

Путешествия по странам Востока
В рамках художественных и внутренних изысканий Мартирос Сарьян много путешествует. В 1910 году он посещает Константинополь, через год — Египет, а в 1913 году — Персию. Осенью 1911 года на выставке в Риме работы египетского цикла имели большой успех у публики и критиков; среди них картины« Египетские маски », «Идущая женщина », «Ночной пейзаж. Египет». Сарьян по-прежнему работает темперой по картону; растет его мастерство передачи глубины картины тенями и контрастами. Картина« Константинопольские собаки», написанная после путешествия в Турцию, участвовала в 1912 году во второй выставке постимпрессионистов в лондонской галерее Графтон.

Известность художника растет: после выставки« Московского товарищества художников» его картины« Глицинии » и «Фруктовая лавочка » были приобретены для Третьяковской галереи. Позднее для коллекции куплена еще одна картина — «Улица. Полдень. Константинополь ».

Родина художника, Армения — неизменно в его сердце; он пишет ее горы и долины, и он всегда стремится туда в поисках овых впечатений и красок. В 1912 году увидели свет новые работы мастера: «Гора Абул и проходящие верблюды», «Продавец зелени», «Утро. Зелёные горы». Творчество Мартироса Сарьяна становится заметным в широких художественных кругах; его яркие работы всегда на виду.

Первая мировая война расстроила планы Сарьяна; вместо путешествий художник погружается в художественную общественную жизнь. В Тифлисе он участвует в работе Армянского этнографического общества, потом уезжает в Южную Армению. Свои новые пейзажи и натюрморты он представляет на выставке журнала« Мир искусства», а затем — в шведском Мальмё, на Балтийской выставке.

Встреча с будущей женой
В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, где принимает участие в организации помощи несчастным соплеменникам, бегущим из Турции от репрессий. Через некоторое время, глубоко пораженный трагическими судьбами людей, Сарьян заболел: друзья увезли художника с явными признаками душевного расстройства из Эчмиадзина в Тифлис. Здесь, в Тифлисе, в благотворительном кафе« Чашка чая», где собиралась творческая интеллигенция, Сарьян познакомился со своей будущей женой — Лусик, дочерью известного армянского педагога и детского писателя Газароса Агаяна. Мартирос и Лусик обвенчались в маленькой деревенской церкви неподалеку от Тифлиса 17 апреля 1916 года.

Товарищество армянских художников
В Москве Сарьян участвует в выставке журнала« Мир искусства». В 1916 году, объединяя« прогрессивные духовные силы», Мартирос Сарьян вместе с другими армянскими живописцами — Татевосяном , Суренянцем и Терлемезяном — становится основателем« Товарищества армянских художников»; также он создает эмблему общества, призванного залечить тяжелые раны армянского народа, вдохнуть новую жизнь в его культуру и искусство.

Революция 1917 года
Октябрьская революция застала Сарьяна в Тифлисе, где он часто бывал после переезда с Лусик в Новую Нахичевань, в дом его матери. Здесь в семье Сарьянов родился сын Саркис, который впоследствии стал специалистом по литературе Армении и Италии. Несмотря на бурное время, Сарьян принимает участие в очередной выставке« Мира искусства».

Жизнь в Ереване
Мартирос Сарьян был у истоков практически всех самых значимых культурных институций зарождающейся после Октябрьской революции новой Армении. Художник становится создателем Армянского краеведческого музея, а позже — организатором и первым директором Армянского краевого художественного музея, открывшегося в Ростове. Он оказывал всяческую помощь и поддержку поэтессе Мариэтте Шагнинян, которая невероятными усилиями смогла открыть в Ростове художественное училище, а также организовать здесь Товарищество профессиональных художников.

По приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении Александра Мясникяна в 1921 году Мартирос Сарьян с женой, двумя сыновьями и старшим братом Ованесом переезжает в Ереван. Ему поручают организацию ряда культурных учреждений: Музея археологии, Музея изобразительного искусства, Музея истории и этнографии, а также Комитета по охране памятников старины.

Участие в Венецианской биеннале
В 1924 году Мартирос Сарьян принимает участие в Венецианской международной выставке. Критики высоко оценили работы Сарьяна, сравнивали его с Матиссом, отмечая самобытный темперамент и восточный ориентализм. Успех был настолько громким, что руководство Советской Армении приняло решение в качестве награды выстроить для Сарьяна дом и студию. Сооружение нового дома началось только в 1931 году. У Сарьяна появилась мастерская, выстроенная по его указаниям, с верхним светом — все, как он хотел.

После успеха в Италии Сарьян выставляет свои работы в Москве — впервые после революции. Его картины, представленные на выставке« Четыре искусства», были восторженно приняты критикой. Вскоре после этого Игорь Грабарь отправляет работы Сарьяна в Лос-Анжелес, на выставку русского искусства — и снова успех. Художнику присвоили звание Народного художника Армении.

Три года в Париже
В 1926 году осуществилась давняя мечта Сарьяна — наконец-то он едет в Париж. Результатом трехлетних трудов Сарьяна во французской столице стала выставка, которая открылась 20 января 1928 года в салоне Жирара; было представлено около 40 работ. Предисловие к каталогу написал известный критик Луи Воксель. Он же сказал знаменитую фразу, которую любят цитировать, рассказывая о художнике: «Сначала Сарьян нарисовал Армению, а уже потом ее создал Бог». Увы! Почти все картины парижской выставки погибли в пожаре на борту парохода, которым Сарьян отправил свой багаж на родину.

Театральные постановки
Оправившись от потери, Мартирос Сарьян продолжил активную творческую деятельность: он много работал, писал виды строящейся армянской столицы, выставлялся в Ереване и Москве. В 1930 году в Одесском оперном театре прошла премьера оперы А. Спендиарова« Алмаст», которую оформил Сарьян; за нее художник был удостоен Сталинской премии III степени. Двумя годами позднее его творчество смогли оценить московские зрители: в театре им. Станиславского была поставлена опера Н. Римского-Корсакова« Золотой петушок», для которой Сарьян оформил второй акт. Увидела свет книг Фирдоуси« Рустам и Сухраб», проиллюстрированная художником.

Обвинения в формализме
В 1937 году портреты армянских государственных и творческих деятелей, написанные Сарьяном, были сожжены: из 12 попавших в «черный список» полотен работники музея спасли только один, . Сам художник избежал репрессий только благодаря работе над большим панно для выставки советского искусства в Париже, над которым трудился в это время в мастерских Третьяковской галереи. Сарьян смог справиться с этой ужасной для любого живописца новостью, и закончил работу над панно, которое получило Гран-при и было высоко оценено европейскими критиками.

В годы Второй Мировой
Известная картина« Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян », а также знаменитый автопортрет« Три возраста » были созданы художником в годы Второй мировой. Младший сын Сарьяна — Лазарь — ушел на фронт и прошел всю войну. В 1943 году Сарьян приехал в Киев повидаться с сыном; здесь он создал ряд графических работ на военную тему. Победу Сарьян отметил необычайно жизнерадостным большим натюрмортом« Армянам — бойцам Великой Отечественной войны. Цветы ».

Послевоенный период
В 1946 году Мартироса Сарьяна избрали депутатом Верховного Совета СССР; через год, при создании Академии художеств СССР, Сарьян был избран ее действительным членом. Художник возглавил сектор Теории и истории искусства при Академии наук Армении. Вместе с тем творчество Сарьяна было предано остракизму. Журнал« Искусство» на своих страницах сравнивал творчество Сарьяна с «армянизированным вариантом французского буржуазного формализма», которое не может считаться национальным.

Хрущевская« оттепель»
Большая галерея портретов выдающихся деятелей армянской и русской культуры и науки стала следующим этапом творчества Сарьяна: в частности, он написал портреты Анны Ахматовой и Ильи Эренбурга, Дмитрия Шостаковича и Виктора Амбарцумяна. Хрущевская« оттепель» изменила атмосферу в искусстве; Сарьян вернулся к жанру пейзажа, он путешествовал по любимой Армении, много работал. За цикл« Моя Родина» в 1961 году Сарьян получил Ленинскую премию.

Итоги жизненного пути
В ноябре 1967 года, при жизни художника, в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Мастер работал до конца своей большой жизни. 80 лет активного творчества — немногим достался такой удел. Завершая свой творческий и жизненный путь, Сарьян вернулся к гармониям и пластике своих первых работ цикла« Сказки и сны», оставляя потомкам свою безусловную и трогательную любовь к Армении, ее природе и людям.

"Все холсты Сарьяна мне кажутся чудесными цветами, - они цветы земли в широком смысле слова. Цветы - горы, цветы - деревья, цветы добрых лиц". Илларион Голицин.

Среди живописцев Армении исключительное место занимает Мартирос Сарьян. Художник и его картины прославлены далеко за пределами государства. Могучий колорит его живописи впитал в себя горячие краски Армении. Творчество его необыкновенно своеобразно. Его картины - это радостная песня об Армении. Манера Сарьяна никогда не переходит в манерность. Художник непрерывно творит, он - вдохновенный и страстный художник, отдающий до последней капли всего себя любимому делу - живописи.

С именем Сарьяна ассоциируется палящее южное солнце, глубокие синие тени, природа в летнем уборе, щедрое изобилие цветов, фруктов, смуглых, с огромными глазами, как египетские маски, лиц восточных женщин. Все это органично сливается в единый узор на его картинах. Любая картина Сарьяна узнается с первого взгляда. И тем не менее от каждой следующей работы художника веет поразительной свежестью и новизной.

Человек Востока, армянин по происхождению, Сарьян в от современников, увлекавшихся ориентализмом, не останавливается на общих местах, экзотических красотах, а предпочитает подробности, увиденные как бы взглядом изнутри. По тонкому замечанию М. Волошина , такой взгляд порождает действительную галлюцинацию Востока. И в то же время язык этот внятен европейскому, так как он основан на открытиях в живописи начала XX века ярких, чистых красках, лаконичных, обобщенных формах, выразительных мазках.

Родился Сарьян не на своей исторической родине, а в городе на Дону Нахичевани, нынешнем Ростове-На-Дону. Раннее детство прошло на хуторе в степи, на берегу реки Самбек, где его отец, умелый плотник, построил дом для своей многочисленной семьи. Здесь на приволье среди трав и цветов рос веселый, шаловливый мальчик, которому "во сне удавалось схватить луну и спрятать ее за пазухой или как зеркалом пускать ею зайчиков". Так отразилось раннее детство Сарьяна в книге его воспоминаний "Из моей жизни" . В годы зрелости он пытается постичь тайны природы, открытые в детстве. "Земля имеет свою душу. Сердце ее находится в самом сердце человека". " Жизнь природы загадочна и удивительна. Зерно в земле прорастает, растет, в данное ему время цветет, снова рождается зерно и ввиду этого не умирает. Человек таков же. Он не умирает, так как является самой природой".

С самого первого опыта в рисовании Сарьян привык к тому, что его искусство рождает в зрителе прямо противоположные ассоциации - от восторга до гневного неприятия. Художнику надо было быть убежденным мудрецом в душе, чтобы достойно сохранять свою истину. При поддержке брата Ованеса и круга армянской интеллигенции Мартирос отправляется в Москву, где осенью 1897 года поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему и его друзьям: П.Кузнецову , К. Петрову - Водкину , Н. Сапунову , повезло с учителями. Ими стали самые значительные мастера эпохи рубежа веков: К. Коровин , В. Серов , И. Левитан .

Среди своих товарищей Сарьян выделялся чувством цветовой декоративности. Он любит изысканные оттенки: фиолетовые, оранжевые, лиловые, бирюзовые. Их сочетание в переливах мазков напоминает оперение экзотических птиц. В период выставки "Голубая роза" , когда его друзья создавали призрачные гармонии фонтанов, он первым обратился к смутным мечтам о своей первородине, образам затерянного на Востоке рая.
Утонченные акварели и темпера Сарьяна , навеянные впечатлениями от персидских миниатюр, переносят в сказочно - фантастический и в то же время по-детски хрупкий мир. В одной из них, "У гранатового дерева" 1907 г., могучее чудо - дерево расцветает волшебными мазками - перьями, которые проливаются золотым дождем сквозь синеющую крону. Мелькающие в ветвях цветы кажутся птицами, птицы - цветами. Здесь все исполнено превращений, таинственных смыслов. Нежная антилопа и фигура человека словно составляют единое мифическое существо.